Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Предмет философии и его историческая динамика



Философия – рациональный и критический тип мировоззрения, в котором изучаются наиболее общие отношения человека и природы и социальной действительности.

Предмет философии – это исследование всего многообразия принципов взаимоотношений человека и мира в их всеобщей характеристике.

Основные проблемы философии:

ü Проблема окружающего мира, бытия, космоса, поиск первоосновы всего сущего.

ü Проблема человека и смысла существования человека в мире. «Человек – мера всех вещей»- Протагор. И таким образом поставлена вечная философская тема.

ü Проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

ü Решение субъектно-субъектных межличностных социальных отношений, рассмотрение человека в «мире людей», поиск согласия, взаимопонимания, формирование идеалов толерантности и доброты.

Данные проблемы становятся ведущими философскими темами. Они взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдаётся приоритет той или иной философской теме или предмету.

Структура философского знания.

Материализм и идеализм являются основными направлениями философии. Соотношение «мира внешнего» по отношению к человеческому сознанию и «мира внутреннего» субъективной духовной жизни, материального и идеального выступает как универсальная форма любой философской проблемы.

Главные вопросы античной философии: «Что есть бытие?»(Парменид, Зенон), «Что есть форма и материя»(Аристотель).Основные проблемы средневековой философии это взаимоотношения веры и разума, теологии и философии, глее первичным выступает религиозное знание и вера, а Бог является актом творения мира(А.Августин, Ф.Аквинский)

Основной вопрос философии в Новое время – размышление о методе познания, является ли оно эмпирическим или рациональным(Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Систему «человек – мир» трактовали как отношение «субъект – объект»

В классической форме проблему соотношения материального и духовного выразили Л.Фейербах, Г.Гегель, Ф.Энгельс.

Структура философского знания включает в себя следующие разделы:

Онтология– учение о бытии, о первопричинах всего сущего, общих принципах и закономерностях существования.

Гносеология – изучает проблемы природы, познания и его возможностей, отношение знания к реальности, достоверность истины.

Аксиология – учение о природе и структуре ценностей, о связи ценностей между собой.

Праксиология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целепологании и действительности человека.

Антропология – философское учение о человеке во всех его ипостасях.

Социальная философия – исследует специфические особенности общества, его динамику и перспективу, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.


Билет №5

1. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.

Ортодоксальные школы

В отличие от не ортодоксальных школ (чарваков, джайнизма, буддизма) в истории древне-индийской философии существовали и ортодоксальные школы, которые неотрицали авторитета Вед, а, напротив, опирались на них. Рассмотрим основные философские идеи этих школ

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях). Эта система касается объяснения ритуала Вед.

Санкхья (число, перечисление) — в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. В этом плане санкхья отличается от веданты и мимансы. Учение этой школы выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрита). Наряду с природой признается и существование абсолютной души (пуруши). Именно благодаря ее наличию во всех вещах существуют и сами вещи.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма), овладение дыханием при определенных положениях (позах) тела (асана), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара), концентрация мысли (дхарана), медитация (дхьяна), состояние отторжения (самадхи).

Вайшешика. На раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы — шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов). Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.

Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики.

Неортодоксальные школы. Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать прежде всего представителей таких систем, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии.

Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Онтологической сущности этого учения соответствует и теория познания. Ее основа — чувственное восприятие мира.

Джайнизм -разработка правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения.

Буддизм в VI в. до н. э. Его основатель — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т. е. пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации (от лат. rneditatio — сосредоточенное размышление) — углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Результатом этого является непосредственное переживание целостности бытия. Достигается состояние абсолютной свободы и независимости внутреннего бытия личности, которое как раз и тождественно угашению желаний. Оно и есть освобождение, или нирвана — состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека и его бытия, характеризующаяся отрешенностью от жизненных забот и желаний.


Билет № 6

1Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

Истоки китайской философии следует искать в «Книге перемен», где заложены основные принципы развития философского мышления Китая. Её тексты созданы в 12 – 6 в. до н.э., где происходит переход от мифологического отражения мира к философскому осмыслению, и находятся две важные категории этого перехода – Инь и Ян, которые противопоставляются друг другу, вступают в противоречия и противоположности и таким образом формируется диалектическая мысль Китая связанная с утверждением противоречивости мира, развития и изменения.

Конфуцианство– источник учения книга «Луньюй» (беседы и суждения). В центре учения человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Главное внимание уделяется воспитанию идеального благородного человека. Стержень мудрости – соблюдение ритуала, а сущность философии – его правильное объяснение и понимание. Принцип «золотой середины» - основной принцип идеологии добродетели государства и человека, где основу составляет семья. Социально-политический аспект конфуцианства – формирование патриархальной концепции государства.

Даосизм возник в 6 – 5 в. до н.э. Основатель Лао-Цзы. Дао обозначает путь, дорога, естественный всеобщий закон природы, человеческого общества, поведение и мышление отдельного индивида. Главная категория даосизма – бездействие или недеяние, т.е. принцип «у-вэй», который приводит к счастью, процветанию, полной свободе.

Легизм– это школа законников, в которой раскрывается этико-политическая концепция об управлении человечеством, обществом, государством. Представители Шан Ян, Хань Фэй. По мнению легистов – главное закон и воздействие на массы, правителю следует осуществлять награды и наказания.


Билет №7



Просмотров 2522

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!