![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Диалектическая философия Г. Гегеля. и антропологический материализм Л. Фейербаха
Г. Гегель – немецкий философ. Творчество Гегеля вершина немецкой классической философии в его диалектико-идеалистической системе. Важнейшими работами Гегеля являются «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логика», «Философия права». Г. Гегель внес огромный вклад в понимание закономерности развития природы, мышления и человеческой истории. Будучи идеалистом, он считал, что абсолютная идея есть субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей. Саморазвитие и самопознание абсолютной идеи носит диалектический характер. В работе «феноменология духа» Гегель предпринял попытку доказать истинность своей философской системы и обусловить основные принципы развития мышления и абсолютной идеи. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и развитии. Заслуга Гегеля состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал три закона диалектики: 1. Закон перехода количественных изменений в качественные, раскрывает механизм саморазвития. 2. Закон взаимопроникновения противоположностей. 3. Закон отрицание отрицания. Всемирную историю Гегель рассматривал как «прогресс создания свободы, который развивается через мировой дух». Мировой дух находит конкретное воплощение в духе отдельных народов. В разные периоды на исторические арены выдвигаются те или иные народы, в которых мировой дух выполняет свою миссию осознания свободы. Положения гегелевской диалектики изложены в работе «Наука логика». По Гегелю всякое развитие протекает по трем стадиям: тезис (утверждение или пологание) – антитезис (отрицание этого утверждения) – синтез (отрицание отрицания). Эту трехстадийную схему развития Гегель показал с помощью примера: почка – цветок – плод. Система философии Гегеля: 1. разрабатывает проблемы логики, теории познания и учение о мире в философских категориях. 2. разрабатывает учение о философии природы, природа еще не познана человеком; она является чуждой для мышления. Бог – творец сотворил мир, который стал чужим для человека в результате грехопадения. 3. разрабатывает учение о философии духа, где абсолютный дух делится на право, мораль, нравственность. Нравственность делится на семью, гражданское общество и государство. 4. обосновал теорию равенства людей в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере влияния этой собственности. 5. развил новый вариант учения о диалектике: - мир не механический агрегат, а системное целое. - источник развития противоречия. - каждый народ заслуживает свой вариант государства и форму правления. 6. Гегель сформулировал 3 закона диалектики. Учение Гегеля нашло свое развитие во взглядах младогегилианцев, которые опираясь на афоризм «Все разумное действительно» призывали к революционному преобразованию мира, полагая, что долг человека всеми силами способствовать реализации замыслов мирового духа. Наиболее известными младогегилианцами были М. Штирнер, Б. Бауэр, А. Фейербах. Философия Гегеля содержит диалектические методы и диалектическую систему, т.е. учение о природе и обществе осмысленных как формы сущности абсолютной идеи. Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах. Его заслуга в том, что он подверг критике идеи Канта и Гегеля и продолжил традиции материалистической философии (воинствующий материалист). Фейербах формально не рассматривал свое учение как материальное, вместе с тем оно вошло в историю философии как разновидность антропологического материализма. Ее исходный пункт человек как высшее проявление, как венец природы рассматривается в неразрывном единстве с ней. Основные идеи изложены в работах «Критики гегелевской философии», «Сущность христианства», «Происхождение религии». В теории познания Фейербах продолжил линию сплошного сенсуализма эпохи Просвещения. По Фейербаху ощущения составляют единственный источник нашего познания. Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, то есть учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение. Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является научное истолкование общественного сознания, в котором Фейербах видит отражение сущности человека. Эта сущность, прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет о том, чтобы рассматривать различные формы общественного сознания (и религию) с точки зрения заключенного в ней жизненного содержания. Фейербах сводит сверхъестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его антропологического метода. Билет № 20
![]() |