Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Диалектическая философия Г. Гегеля. и антропологический материализм Л. Фейербаха



Г. Гегель – немецкий философ. Творчество Гегеля вершина немецкой классической философии в его диалектико-идеалистической системе. Важнейшими работами Гегеля являются «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логика», «Философия права». Г. Гегель внес огромный вклад в понимание закономерности развития природы, мышления и человеческой истории. Будучи идеалистом, он считал, что абсолютная идея есть субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей. Саморазвитие и самопознание абсолютной идеи носит диалектический характер. В работе «феноменология духа» Гегель предпринял попытку доказать истинность своей философской системы и обусловить основные принципы развития мышления и абсолютной идеи. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и развитии. Заслуга Гегеля состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал три закона диалектики:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные, раскрывает механизм саморазвития.

2. Закон взаимопроникновения противоположностей.

3. Закон отрицание отрицания.

Всемирную историю Гегель рассматривал как «прогресс создания свободы, который развивается через мировой дух». Мировой дух находит конкретное воплощение в духе отдельных народов. В разные периоды на исторические арены выдвигаются те или иные народы, в которых мировой дух выполняет свою миссию осознания свободы.

Положения гегелевской диалектики изложены в работе «Наука логика». По Гегелю всякое развитие протекает по трем стадиям: тезис (утверждение или пологание) – антитезис (отрицание этого утверждения) – синтез (отрицание отрицания). Эту трехстадийную схему развития Гегель показал с помощью примера: почка – цветок – плод.

Система философии Гегеля:

1. разрабатывает проблемы логики, теории познания и учение о мире в философских категориях.

2. разрабатывает учение о философии природы, природа еще не познана человеком; она является чуждой для мышления. Бог – творец сотворил мир, который стал чужим для человека в результате грехопадения.

3. разрабатывает учение о философии духа, где абсолютный дух делится на право, мораль, нравственность. Нравственность делится на семью, гражданское общество и государство.

4. обосновал теорию равенства людей в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере влияния этой собственности.

5. развил новый вариант учения о диалектике:

- мир не механический агрегат, а системное целое.

- источник развития противоречия.

- каждый народ заслуживает свой вариант государства и форму правления.

6. Гегель сформулировал 3 закона диалектики.

Учение Гегеля нашло свое развитие во взглядах младогегилианцев, которые опираясь на афоризм «Все разумное действительно» призывали к революционному преобразованию мира, полагая, что долг человека всеми силами способствовать реализации замыслов мирового духа. Наиболее известными младогегилианцами были М. Штирнер, Б. Бауэр, А. Фейербах.

Философия Гегеля содержит диалектические методы и диалектическую систему, т.е. учение о природе и обществе осмысленных как формы сущности абсолютной идеи.

Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах. Его заслуга в том, что он подверг критике идеи Канта и Гегеля и продолжил традиции материалистической философии (воинствующий материалист).

Фейербах формально не рассматривал свое учение как материальное, вместе с тем оно вошло в историю философии как разновидность антропологического материализма. Ее исходный пункт человек как высшее проявление, как венец природы рассматривается в неразрывном единстве с ней. Основные идеи изложены в работах «Критики гегелевской философии», «Сущность христианства», «Происхождение религии». В теории познания Фейербах продолжил линию сплошного сенсуализма эпохи Просвещения. По Фейербаху ощущения составляют единственный источник нашего познания.

Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, то есть учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.

Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является научное истолкование общественного сознания, в котором Фейербах видит отражение сущности человека. Эта сущность, прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет о том, чтобы рассматривать различные формы общественного сознания (и религию) с точки зрения заключенного в ней жизненного содержания. Фейербах сводит сверхъестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его антропологического метода.


Билет № 20



Просмотров 1089

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!