Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Философские концепции экзистенциализма



Экзистенциализм, или философия существования, - крупнейшее направление фи­лософии XX в., формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии, усилие преодолеть ее гносеологизм. Основная цель экзистенциализма – разработать философию человека, которая усматривала бы фундаментальную специфичность человеческого бытия в мире и рассматривает человека единичного конкретного с правом личностного выбора существования. Экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в России, после первой мировой войны в германии, в период второй мировой войны во Франции. Ее наиболее крупные представители - М.Хайдеггер, К.Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н. Аббаньяно, У. Баррет.

Причины возникновения экзистенциализма:

1. Критические и кризисные ситуации в развитии общества.

2. В 20 веке человечество пережило две мировые войны и большое количество революций.

3. В результате применения ядерных бомб в 1945 г. Херасима и Нагасаки произошло переосмысление смысла человеческого существования.

4. Обострение экологического кризиса и проблемы выживания человечества.

5. Развитие информационных технологий, когда человек становится частью компьютера.

6. Рост международного терроризма, который порождает психологическую и социальную напряженность в обществе.

Основные идеи экзистенциализма:

1. Главная проблема сущность человеческой жизни, смысл жизни в самом существовании человека.

2. Развитие разума поглощает индивидуальность человека.

3. В человеке важно видеть его внутренний мир, жизнь, смерть, переживания, страх, вера (Кьеркегор – Разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду)

4. Проблема жизни человека и возможность самоубийства.

5. Проблема ответственности человека за свой выбор – это проблема свободы.

6. Окружающая мир социальная действительность агрессивна по отношению к человеку.

Согласно экзистенциализму, задача философии заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире; его бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Жизнь глубоко иррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Страх - важнейшее понятие философии экзистенциализма. Мир тем более страшен, чем он бессмыслен и непостижим. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Экзистенциализм исходит, прежде всего, из того, что человек живет эмоциями: на все окружающее он реагирует на только теоретически или интеллектуально, но, прежде всего, эмоционально.

Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, определяемая как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он себя свободно выбирает, выбирает свой тип. Этот тип зависит от человека, условий его обитания.

Свобода не терпит ни причины, ни основания. В силу этого свобода предполагает независимость настоящего от прошлого, а будущего от настоящего. Она не связывает, а разрывает время человеческого бытия, образуя, по выражению Сартра, дыру в бытии. Человек ответственен не только за себя, но и за все человечество. Человек выражает себя через связь с обществом. В связи с этим экзистенциализм выдвигает ряд категорий: подлинное и неподлинное существование. Экзистенциалисты считают, что человек в обществе влачит не подлинное существование. Он свободен теоретически, а практически зависит от нравов, мышления общества. Современный экзистенциализм как система мировоззрения вне зависимости от религиозной или от атеистичексой ориентации отдельных ее представителей немыслим без психологии катастрофы, ощущения кризиса. Неуверенность в будущем, страх перед завтрашним днем и т.п. - вот социальные и психологические корни той философии, которая делает страх онтологической характеристикой человека. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной жизни, в ограничении общения узким кругом “духовной аристократии”


Билет 26

Аналитическая философия.

Периодизация аналитической философии:

1. Аналитико-рациональный стиль мышления в европейской философской традиции начинает складываться с эпохи Аристотеля.

2. Совершенствование аналитико-рационального мышления развивалось в идеях софистов и стоиков.

3. Развитие аналитической философии в творчестве Бэкона, Гоббса, Локка, Юма, Милля.

4. Формирование современного типа аналитического мышления относятся работы Декарта, Лейбница, Канта, Пирса.

Начиная с 50-х гг. на Западе активно входит в обиход такой термин, как "аналитическая философия", которая охватывает ряд школ и направлений. Ее ядром становится философия лингвистического анализа (Л. Витгенштейн, Б. Рассел), задачей которой был анализ повседневного языка, обыденного употребления некоторых его слов. Например, часто злоупотребляют словами "знать", "реально", "в самом деле", "вероятно", "истинно", "кажется", "существует" и т.д. Ученые либо употребляют указанные слова в контексте, в котором они не могут использоваться согласно правилам нормированного языка, либо пытаются шире толковать их значение. Тогда и возникают философские проблемы. В данной связи философия лингвистического анализа стремилась обнаружить источник философских псевдопроблем и выявить реальный, подлинный смысл неправильно употребленных слов. Например, если путем анализа слова "знать" будет установлено, что оно имеет ряд контекстуальных значений (разное значение в разных текстах), то, по мнению философов-аналитиков, не существует общего определения знания.

Черты аналитической философии:

1. Строгость и четкость терминологии, осторожное отношение к широким обращениям.

2. Изучает разнообразные явления, которые не связаны между собой.

3. Складывается новая форма познания природы, опирающаяся на точный эксперимент.

4. Настоящая наука не должна боятся опровержения: критика и постоянная проверка фактов – это суть научного познания, критерий прогресса любой научной программы.

Основные положения аналитической философии:

• Язык — граница мышления и действия. Язык да­ет полнейшую информацию о мышлении и действии.

• Язык имеет логическую форму.

• Истинность синтетических предложений проверяет­ся их сопоставлением с фактами (тезис неопозитивизма).

• Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру.

• Философия — это прояснение содержания языко­вой деятельности человека.

Фундаментальные методологические установки аналитической философии:

1. Скрупулезная описательность.

2. Ориентация на критико-аналитическую деятельность.

3. Претензия на статус метафилософии.

4. Признание обусловленности способа познания способом выражения языка, действия.

5. Логический приоритет анализа способа выражения по сравнению с вопросами познания.

Аналитическую философию связывает не концептуальное единство, а определенный тип нормативных проблем в обосновании и рассуждении базовых вопросов.


Билет № 27



Просмотров 1949

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!