Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Центры и периферия индустриального мира



 

Еще на начальных этапах становления индустриальной цивилизации развитие капитализма и процессы модернизации шли неравномерно и несинхроно, что привело к формированию центров и периферии индустриального мира. В XVIII в. в Европе на уровень передовых стран вышли Англия, Голландия, Франция, где сложились благоприятные экономические и политические условия разрыва с традиционализмом. Германия, Испания, Италия, Скандинавия, в которых процессы модернизации сковывались сохранением устоев традиционного общества, оказались вытесненными на периферию. Однако в XIX в. расстановка сил начала постепенно меняться. В острой конкурентной борьбе к началу XX в. на мировую арену вышли «молодые» капиталистические страны: Германия, Россия, США, Япония, которые отличались высокими темпами экономического развития и более совершенной технической базой производства и которые, хотя и вступили на путь индустриализма позднее, сумели потеснить лидеров «старого» капитализма – Англию и Францию.

Англия– «мастерская мира» и родина промышленного переворота, утрачивала свое первенство, прежде всего, из-за более низкого технического оснащения предприятий. США и Германия начали опережать Англию не только по темпам развития, но и по общему объему производства. Соединенные Штаты стали больше выпускать стали, чугуна, добывать угля. Усилилось проникновение дешевых германских товаров на внутренний английский рынок и на рынки ее колоний. Политика протекционизма, которую проводили правительства европейских стран, переживавших промышленный подъем, для защиты собственного производителя, сужала рынки сбыта для английских товаров и вела к сокращению английского экспорта.

Англия все в большей степени становилась страной вывоза капитала за границу и в колонии, что приносило огромные сверхприбыли. Лондонский Сити сохранил за собой статус финансового центра мира. К концу XIX в. экспорт капитала составлял 15% всего национального капитала страны. В 1900–1905 гг. в народное хозяйство ежегодно вкладывалось в среднем 72 млн. фунтов стерлингов (ф.ст.), а вывозилось – 64 млн. ф.ст.; в 1906–1912 гг. эти показатели составили, соответственно, уже 39 млн.ф.ст. и 152 млн. ф.ст.

Еще одной важной особенностью развития Англии периода империализма была эксплуатация огромных колониальных и полуколониальных владений британской короны в Африке и Азии. Для усиления эксплуатации естественных богатств колоний и зависимых стран создавались монопольные объединения с целью захвата главных источников промышленного сырья (никелевый трест «Бруннер», Монд и К° и т.д.).

Следствием увеличения вывоза капитала и эксплуатации колоний стало замедление темпов развития собственно английской промышленности и быстрое расширение слоя рантье.

Францияк концу XIX – началу XX вв. представляла собой страну, где сельское хозяйство первенствовало над промышленностью, а ремесло и мелкие предприятия занимали лидирующее положение по сравнению с крупной фабрикой. Французская промышленная экономика развивалась медленно и,прежде всего, из-за бедности угольных ресурсов (13% потребляемого угля ввозилось из-за границы). В результате Франция по объему производства оказалась на четвертом месте в мире, хотя в 1870-х гг. и занимала вторые позиции после Англии.

В начале XX в. французская экономика пережила заметный подъем. С 1903 по 1913 гг. добыча железной руды увеличилась в 3 раза, Франция заняла второе место после США по выпуску автомобилей. Ускорился процесс концентрации производства и рост монополий. Французские железные дороги контролировались шестью компаниями; практически все автомобильное производство осуществлялось на шести заводах в пригородах Парижа. Но по степени концентрации промышленности и темпам промышленного роста Франция значительно отставала от других ведущих стран.

Главная причина сравнительной отсталости французской индустрии была связана с общей особенностью французского империализма. В структуре экономики Франции важную роль играл финансовый капитал: 3/4 всех финансов страны держали в руках несколько крупных банков, которые концентрировали вклады бесчисленных мелких вкладчиков и размещали их как займы иностранных держав или вкладывали за границей в строительство железных дорог, казенных и частных предприятий (например, в России). Ключевые позиции экономики были сосредоточены у небольшой группы финансистов, которые направляли деятельность французского правительства. По размерам вывоза капитала Франция уступала первенство лишь Англии.

Кроме того, Франция оставалась громадной колониальной империей: территория французских колоний в 21 раз превосходила размеры метрополии. Доходы, получаемые от эксплуатации колоний, поддерживали сравнительно медленно развивающуюся французскую экономику.

Позиции европейской периферии занимали такие страны как Италия, Испания, Австро-Венгрия, Португалия, скандинавские страны. Но каждая из них имела свои особенности развития в индустриальную эпоху.

Испания и Португалия потеряли свое былое колониальное могущество, сохраняли аграрный характер экономики, господствующее положение в их экономическом развитии занимал иностранный капитал. ВАвстро-Венгрии тоже огромную роль играл иностранный капитал (особенно германский), но это не помешало сформироваться мощной финансовой олигархии, а монополистический капитал подчинил себе многие отрасли промышленности. После завершения объединения в Италии открылись широкие возможности для модернизации. В начале XX в. Италия вступила в период промышленного подъема (до 1908 г.). При помощи иностранного капитала и протекционистских пошлин особенно быстро развивалась индустрия на Севере. В треугольнике Милан–Генуя–Турин были созданы металлургические, химические, автомобильные предприятия. Хотя юг оставался аграрным и преимущественно латифундистским, Италия окрепла настолько, что попыталась активно участвовать в борьбе за колонии.

Стремительный рывок вперед совершила Германия. Для быстрого индустриального развития были созданы условия после того, как произошло ее объединение под властью Пруссии, самого могущественного из немецких государств. За первое десятилетие XX в. Германия выдвинулась на первое место в Европе по уровню промышленного производства, в котором ведущее положение занимала черная металлургия, машиностроение, химическая и другие отрасли тяжелой промышленности. Помещичье хозяйство, сориентированное на капиталистические способы производства, давало устойчивую урожайность.

Для германского империализма была характера высокая концентрация производства и гигантские монополистические союзы, объединенные с крупнейшими банками, что давало возможность контролировать целые индустриальные отрасли. Так, господствующие позиции в тяжелой промышленности принадлежали могущественным концернам Рейнско-Вестфальского района. В электротехнической промышленности сферы влияния поделили «Всеобщее электрическое общество» и «Сименс-Гальске и Шуккерт», морское судоходство контролировали два общества «Гамбург – Америка» и «Северогерманский Ллойд».

Считая себя обделенной в территориальных владениях, Германия сумела в короткий срок создать, хотя и небольшую по сравнению с Англией и Францией, но собственную колониальную империю, одновременно развивая экономическую экспансию на Османскую империю, Китай, Латинскую Америку.

Агрессивный характер германского империализма определялся внешнеполитическим курсом, названным его основателем германским канцлером Отто Бисмарком «политикой железа и крови». Преимущественное развитие тяжелой промышленности диктовалось потребностями армии, железнодорожного строительства и судостроения. Германия не скрывала своего милитаристского курса, тратя огромные средства на перевооружение, увеличение численности вооруженных сил, создание военного морского и подводного флота.

Еще во второй половине XIX в. европейцы свысока смотрели наСеверо-американские штаты, относясь к ним как к своего рода историческому недоразумению. Европа была ошеломлена экономическим прорывом, совершенным США в конце XIX –начале ХХ вв., который позволил занять американцам первое место по уровню промышленного производства в мире.

В 1913 г. США выплавляли металла и добывали каменного угля больше, чем Англия, Франция и Германия вместе взятые. Быстрому экономическому росту способствовали несколько факторов: богатые естественные ресурсы; использование европейских капиталов и технических достижений; большой приток иммигрантов, обеспечивающих промышленность рабочей силой; хорошо налаженная система водного и железнодорожного транспорта; протекционистская политика правительства, нацеленная на защиту американского производителя от иностранных конкурентов. США были единственной державой среди «молодых» капиталистических стран, в которой преимущества демократической системы политической власти были использованы для обеспечения высоких темпов развития и решения проблем, связанных с модернизацией общества.

НачалоXX в. проходило для Соединенных Штатов под знаком роста монополий. Менее чем за четыре года (с 1899 по 1902) было основано 82 треста с капиталом в 4318 млн. долларов (долл.). По официальным данным 2% фирм в 1903 г. держали в своих руках 29% капитала всех монополистических объединений. Засилье монополий привело к их диктатуре в экономике, злоупотреблениям и коррупции в государственном аппарате, что вызвало широкое общественное антитрестовское движение «разгребателей грязи». При президенте Теодоре Рузвельте под давлением общественности правительство было вынуждено принять законы, направленные на ограничение «дурных сторон» в деятельности трестов и корпораций.

Американский империализм, используя экономические и политические преимущества, постоянно расширял свою экспансию, включая в орбиту своих интересов не только Западное, но и Восточное полушарие.

Еще одним «чудом» начала XX в. сталаЯпонияпервая и в то же время единственная азиатская страна, вставшая на путь самостоятельного капиталистического развития. Свободный путь модернизации и капитализму был обеспечен решительными реформами, которые последовательно осуществлялись в Японии во второй половине XIX в. после «открытия» страны европейцами и американцами. Благодаря «реформам Мэйдзе» (1868) и принятию конституции (1889) в Японии было покончено со многими проявлениями феодализма в земледелии, социальной сфере и государственном управлении. Умело используя европейский опыт, японцы обеспечили быстрый рост экономики, модернизировали промышленность, дали стране современное законодательство, гражданские свободы, изменили политические структуры и систему образования.

Государство активно поощряло торговый капитал, давая ему юридические и социальные гарантии. Широко была распространена практика государственного строительства промышленных предприятий – металлургических, машиностроительных, верфей и т.д., которые затем на выгодных условиях продавались крупным компаниям (Мицуи, Мицубиси). В ходе реформ в Японии была реорганизована армия и создана современная военная промышленность. В результате японо-китайской войны 1894–1895 гг., в которой Китай потерпел поражение на суше и на море, Япония получила остров Тайвань, острова Пэнхуледао и большую контрибуцию.

В первом десятилетии XX в. Япония, несмотря на сохранявшиеся военно-феодальные пережитки, оказалась вполне конкуренто-способной по отношению к крупнейшим западным державам.

 



Просмотров 2401

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!