Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Россия как особый социокультурный феномен. Российский путь к капитализму и задачи модернизации России



 

К началу XX столетия Россия являлась одной из самых крупных стран мира. Ее территория составляла 17% (22,0 млн.кв.км) всей земной поверхности и простиралась в Европе и Азии. По своим территориальным владениям Россия была вторым государством в мире (первое место принадлежало Великобритании, включая ее колонии). В это время закончилось территориальное оформление Российской империи. В ее состав входили Великороссия, Прибалтика, Украина, Белоруссия, часть Польши, Финляндия, Бессарабия, Северный Кавказ и Закавказье, Казахстан и Средняя Азия. В вассальной зависимости находились Бухарский эмират и Хивинское ханство. В 1914 г. под протекторат России был принят Урянхайский край (Тува).

Территориальное деление российской империи включало 81 губернию и 20 областей, часть которых объединялась в генерал-губернаторства (Варшавское, Киевское, Московское, Иркутское, Приамурское, Степное, Туркенстанское и Финляндское). Автономию имело Великое княжество Финляндское, остальные национальные районы входили в состав губерний и областей.

Российская империя представляла собой наследственную монархию. Согласно ст. 1 основных Государственных законов, «император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Российский самодержец обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью, был верховным главнокомандующим, все жители России являлись его подданными. Заполняя анкету переписного листа во время всероссийской переписи населения 1897 г., царь Николай II в ответ на вопрос о роде своих занятий написал: «Хозяин земли русской». Царь самолично назначал и увольнял высших чиновников, расходовал денежные средства страны, жаловал титулы и ордена, имел исключительное право помилования.

Российский император был самым богатым человеком в государстве и первым помещиком. Удельные земли, принадлежавшие царской семье, составляли миллионы десятин. Во владении монаршей фамилии находились многочисленные предприятия и промыслы, роскошные дворцы и усадьбы. Ежегодные доходы царской семьи составляли десятки миллионов рублей и в два раза превышали расходы правительства на народное образование. Царское хозяйство управлялось специальным Министерством императорского двора, в котором служило более тысячи чиновников.

Совещательным органом при монархе являлся Государственный совет, который имел право высказывать мнение по государственным вопросам, но царь самостоятельно принимал решения. Высшим исполнительным органом власти был Комитет министров, через который монарх управлял страной, и ему были подотчетны все министры. Через Синод царь руководил русской православной церковью, официально признанной «первенствующей и господствующей». К высшим государственным учреждениям принадлежал Сенат, представлявший собой орган надзора за законностью деятельности правительственных учреждений и должностных лип, а также высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Неограниченная самодержавная власть монарха вступала в противоречие с процессами формирования гражданского общества и современным уровнем развития политических отношений. Реформирование политической системы было одной из самых острых проблем. Приверженцы сохранения самодержавия, обращаясь к многовековым российским традициям, утверждали, что подобные порядки обеспечивают стабильность и являются наиболее приемлемыми в условиях многонационального характера Российской империи с ее огромной территорией и громадным населением.

Согласно всероссийской переписи 1897 г., Россия занимала по численности населения, которое составляло 128,2 млн. человек, третье место после Британской империи и Китая. В стране проживали представители более 100 народов, из которых нерусские составляли 57% населения.

Россияне исповедовали многие религии. Большинство населения, прежде всего русские и представители славянства, были православными. При этом немалая часть русских людей традиционно причисляла себя к старообрядческой церкви. В Польше, Прибалтике, Финляндии большинство жителей исповедовало католичество и протестантство. Многие народы Поволжья, Кавказа, Средней Азии являлись мусульманами. Кроме того, в России были достаточно многочисленны приверженцы иудаизма и буддизма, а коренное население Сибири и Дальнего Востока сохраняло языческие верования.

Многонациональный характер Российского государства остро ставил национальный вопрос. Официальный курс, проводимый царизмом на рубеже XIX–XX вв., базировался на насильственной русификации нерусского населения (закрытие национальных школ и повсеместное насаждение русского языка), утверждении великодержавного шовинизма на государственном уровне (законодательное ограничение прав представителей нерусских наций или неправославных – «инородцев»), сознательном разжигании межнациональной розни. Великодержавная национальная политика самодержавия превращала национальный вопрос в дестабилизирующий фактор российского общества.

В начале XX в. все население в соответствии с официальными документами делилось на четыре сословия, или состояния: дворянство, духовенство, городские обыватели (почетные граждане, гильдейское купечество, мещане, посадские, цеховые ремесленники), сельские обыватели (крестьяне). В реальной жизни происходило размывание сословных перегородок и население все более четко разделялось по классовому признаку, в основе которого лежало прежде всего экономическое положение и имущественное состояние. Рождалось резкое противоречие между юридическими привилегиями сословной системы и гражданским правовым неравенством. Особенностью России являлось одновременное существование основных классов традиционного (феодального) общества – помещиков и крестьян, и индустриального (капиталистического) общества – буржуазии и пролетариата. Динамизм буржуазной эпохи способствовал быстрому размыванию сословных перегородок и ускорял классовое расслоение, когда множество людей находилось в промежуточном сословном и классовом положении. Как и многие страны в условиях модернизации, Россия не избежала процесса маргинализации.

Особое место в социальной структуре России занимала интеллигенция. К началу XX в. лиц умственного труда, имеющих, как правило, высшее образование, насчитывалось около 870 тыс. человек – ученые, преподаватели, врачи, представители свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, артисты, художники и т.д.). Однако со времени разночинско-народнического периода термин «интеллигенция», употреблялся как категория политическая, под которым понимался человек умственного труда, сознательно, избравший путь служения народу. Интеллигенция, находясь в своем большинстве в оппозиции к существующему режиму, была готова на активное участие в борьбе с ним.

Свыше 90% населения России проживало в сельской местности. Оно придерживалось традиционного уклада жизни, основанного на православии и вековых правилах. Городское население (около 30 млн. человек) европейской части России, а также Польши, Финляндии, Прибалтики следовало порядкам и образу жизни индустриального общества. Более трети городских жителей сосредоточивалось в крупных центрах. Самым многочисленным было население столицы империи Петербурга – 2 млн. человек, несколько меньше проживало в Москве.

Уровень образования только 20% российского населения соответствовал общеевропейским стандартам грамотности (грамотных мужчин было около 30%, а грамотных женщин – 13%). Лишь 30% детей регулярно посещали школу. Высшее образование имели 1% населения, среднее – 4%.

Вместе с тем, официальные власти не могли не учитывать общественные потребности в повышении образовательного уровня народа. С 1900 г. до 1915 г. государственные расходы на народное образование увеличились более чем в 5 раз. Разрабатывались планы введения всеобщего начального образования, росло число гимназий и реальных училищ, расширялась сеть традиционных высших учебных заведений, которых к 1914 г. насчитывало около 100 и в них обучалось приблизительно 130 тыс. человек.

Определяющим фактором общественного развития Российской империи в началеXX в. был постепенный переход к индустриальному обществу, т.е. обществу, в котором завершен процесс создания иной, технически развитой промышленности и соответствующих ей социальных и политических отношений.

Подобный период развития прошли все ведущие державы. Однако российская модернизация имела свою специфику, связанную с особенностями исторического развития страны.

К началу XX столетия Россия представляла собой среднеразвитую страну II эшелона капиталистического развития. В отличие от стран I эшелона (Англия, Франция) она вступила на путь капитализма значительно позже – лишь в середине XIX в., поэтому, чтобы не отстать от передовых держав, необходимо было совершить переход в более короткие сроки. В итоге экономическое развитие России приобрело «догоняющий» характер, проявлявшийся как в высоких темпах развития капитализма, так и в определенной деформации его фаз и стадий. Одной из важнейших особенностей была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны.

Переходный характер экономики, сохранение в ней значительных пережитков феодализма обусловили ее многоукладность, когда одновременно существовали натурально-патриархальный, мелкотоварный, частнокапиталистический, монополистический и государственно-мопополистический уклады.(Многоукладность – одновременное сосуществование нескольких равноправных экономических укладов, типов социально-экономических отношений.) Поскольку роль доиндустариальных форм хозяйствования была значительна, это объясняет тот факт, что высокие и устойчивые темпы экономического развития начала века сочетались с низкими качественными показателями, такими как производительность труда, технологическая оснащенность предприятий, производство продукции на душу населения. В условиях сохранения неограниченной монархии российская буржуазия, с одной стороны, была тесно связана с самодержавным государством, а, другой стороны, лишенная возможности влиять на политическую власгь, испытывала противодействие своим экономическим инициативам. Самодержавно-помещичье государство все больше и больше превращалось в тормоз на пути экономического развития страны. Все эти обстоятельства обусловливали остроту и противоречивость процесса модернизации российского общества.

Качественным показателем индустриального общества является преобладание промышленного производства над сельским хозяйством.

Начавшийся в 1893 г. промышленный подъем сыграл важную роль в формировании отраслевой структуры российской промышленности. Характер и темпы бурного роста промышленности определялись железнодорожным строительством, осуществлявшимся на государственные вложения. К 1892 г. протяженность железнодорожной сети составляла 31 тыс. км, за 1893–1902 гг. было построено 27 тыс.км. Железнодорожное строительство создавало устойчивый спрос на металл, уголь, лес, другие материалы, что было одной из причин промышленного бума. При этом преимущественно развивалась тяжелая промышленность. Если в целом промышленное производство в России увеличилось в 2 раза, то производство средств производства увеличилось в 3 раза и давало по стоимости 40% всей продукции. Выплавка чугуна выросла в 5 раз, стоимость продукции машиностроения – более чем в 4 раза.

Важной чертой российской промышленности была высокая концентрация производства. Использование выработанных на Западе организационных форм и технологий крупнокапиталистического производства, иностранные инвестиции, правительственные заказы и субсидии – все это способствовало возникновению и росту крупных предприятий. Высокий уровень концентрации производства явился одной из причин начавшегося в 80–90-е гг. XIX в. процесса монополизации, когда возникли сбытовые объединения, действовавшие под видом предпринимательских союзов (Союз рельсовых фабрикантов, Вагонный союз и др.).

Во второй половине 90-х гг. XIX в. началось сращивание российских банков с промышленностью, выразившееся в возникновении «сфер интересов» крупнейших российских банков промышленности – к 1890 г. Петербургский международный банк оказался связан с более чем 20, а Петербургский учетный и ссудный банк – почти с 30 предприятиями.

Наиболее передовые отрасли российской промышленности, определявшие лицо индустриализации, развивались преимущественно с участием иностранного капитала. Приток иностранных инвестиций в виде государственных и частных займов, продажи ценных бумаг усилился после того, как в результате проведенной в 1897 г. денежной реформы, которая ввела золотое обеспечение рубля, российская валюта стала свободно конвертируемой. Немецкие, французские, английские капиталы составлял почти 40% всех капиталовложений в российскую промышленность. Однако играя важную роль, иностранный капитал в России не был определяющим в ее экономическом развитии и, в конечном итоге, он интегрировался в российскую экономику.

Важной особенностью России было наличие мощного государственного сектора в экономике. Вмешательство государства в экономические отношения осуществлялось по нескольким направлениям. Казенные заводы, преимущественно военного назначения, принадлежали различным ведомствам и финансировались из государственного бюджета, единственным покупателем и заказчиком их продукции было, естественно, государство. Государство владело двумя третями железных дорог, почтовой и телеграфной связью, обширными земельными и лесными угодьями. Через регулирование цен, таможенную политику, государственное финансирование самодержавное правительство стимулировало развитие отраслей, в которых было заинтересовано (железные дороги, угольная и металлургическая промышленность) и одновременно защищала молодую российскую промышленность от западной конкуренции.

Особенности эволюции российского капитализма были связаны с насаждением капитализма «сверху», тормозящим воздействием традиционной аграрной политики царизма, высоким уровнем концентрации производства и значительной долей иностранного капитала в промышленности, что отражало специфику II эшелона модернизации. Эволюционные особенности российского капитализма определяли кризисные явления, проявлявшиеся во всех областях жизни российского общества: в экономике – многоукладность; в социальной сфере – малоземелье крестьянства, национальный гнет, неразрешенность рабочего вопроса; двойственное положение буржуазии, маргинализация; в политической структуре – устаревшая система империи, бесправие всех слоев населения; в духовном состоянии – сохранение традиций и дознания.

 



Просмотров 979

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!