Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Обострение противоречий в развитии российского общества и попытки предотвращения социального взрыва



 

В 1894 г. на российский престол вступил Николай II (1894–1917) – последний император России. Он получил хорошее образование, был примерным семьянином, но не обладал необходимыми личными и организаторскими качествами, чтобы быть властелином великой державы и нести ответственность за многомиллионный российский народ.

Близкие к Николаю II люди считали, что если бы ему суждено было родиться в обыкновенной среде, он прожил бы жизнь «полную гармонии и счастья». Будучи человеком среднего масштаба, император тяготился государственными делами. «Николай II был, несомненно, честным человеком и хорошим семьянином, но обладал натурой крайне слабовольной, – писал в своих воспоминаниях крупный политический деятель той эпохи, лидер партии кадетов П.Н. Милюков, – царствовать он вообще не готовился и не любил ...».

Хотя, вступая на престол, Николай II не имел четкой политической программы, но с самого начала он следовал курсом своего отца – императора Александра III, в котором видел идеал монарха. В первом же публичном выступлении 17 января 1895 г. Николай II ясно изложил существо будущего политического курса: «Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть же все знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начало самодержавия, как охранял его мой незабвенный покойный родитель».

Вплоть до отречения от престола Николай II сохранял приверженность самодержавной власти, шел на перемены лишь в крайней ситуации, был далек от реальной жизни и пребывал в иллюзии, что простой народ предан монархии, а «смуту и революции» провоцируют интеллигенция и инородцы. Искренне желая блага и процветания России, Николай II не понимал новых исторических реалий и не видел настоятельной потребности глубоких реформ всех сфер российского общества, что, в конечном итоге, привело к катастрофе 1917 г. и гибели всей царской семьи.

В начале XX в. усилилась социально-политическая нестабильность российского общества. Экономический кризис 1899–1903 гг., ухудшивший и без того тяжелое материальное положение трудящихся масс, нерешенность политических и социальных проблем (рабочий, аграрный, национальные вопросы) привели к росту забастовочного движения рабочих, аграрным выступлениям крестьян, демонстрациям российской общественности, прежде всего студенчества. Активизировалась деятельность нелегальных политических организаций – Российской социал-демократической рабочей партии и Партии социалистов-революционеров, прежде всего ее Боевой организации.

С резкой критикой самодержавного правительства выступили либералы и представители земств. В 1903 г. состоялась всеобщая стачка на Юге России, в которой приняло участие более 200 тыс. рабочих. Весной 1902 г. крестьянские волнения в Харьковской и Полтавской губерниях, охватившие почти 150 тыс. крестьян, смогли быть подавлены только при помощи регулярных войск. С началом русско-японской войны антиправительственные настроения появились в армии и на флоте. Необходимо было принимать действенные меры для предотвращения социального недовольства.

В ближайшем окружении императора существовали различные позиции на перспективы развития России. С.Ю. Витте настаивал на экономических преобразованиях с целью индустариализации страны, которая позволит укрепить экономику государства, создав социальную опору самодержавной власти в лице представителей крупного промышленного, финансового, торгового капитала.

Главным оппонентом С.Ю. Витте был министр внутренних дел В.К. Плеве, настаивавший на том, что у России «своя отдельная история и специальный строй». Не отрицая необходимости некоторых перемен, В.К. Плеве предостерегал от слишком быстрых и поспешных реформ, настаивал на поддержании исконных традиций (сословность, община) и достижении успокоения на основе усиления административного и политического надзора. В.К. Плеве выступил одним из инициаторов войны с Японией, рассматривая ее как средство предотвращения назревавшего социального взрыва. «Чтобы удержать революцию, – однажды сказал он, – нам нужна маленькая победоносная война».

Для предотвращения любых попыток поколебать устои государственности, В.К. Плеве особое внимание уделил расширению сети отделений по охране порядка и общественной безопасности – «охранка» была призвана контролировать и предотвращать любые оппозиционные выступления.

По инициативе начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова была сделана попытка взять под контроль рабочее движение, которое на рубеже XIX–XX вв. стремительно набирало силу. Главную задачу С.В. Зубатов видел в том, чтобы удержать рабочие выступления в рамках сугубо экономической борьбы, лишить их политической направленности, нейтрализовать влияние революционных организаций на пролетариат. Предложения С.В. Зубатова получили поддержку в верхах, и в 1901–1903 гг. в Москве, а затем в Петербурге, Киеве и других крупных городах были созданы легальные общества «взаимного воспомоществования рабочим», открывались чайные – своеобразные рабочие клубы; в Историческом музее читались лекции о легальной деятельности рабочих союзов в европейских странах. Вожди «зубатовского социализма» вместе с рабочими приняли активное участие в забастовках 1902–1903 гг., широкой волной прокатившихся по стране. Зубатовские организации стали вмешиваться в конфликты между рабочими и предпринимателями, что вызвало недовольство последних. В конце концов деятельность зубатовских обществ была ограничена лишь культурно-просветительской деятельностью. Сам С.В. Зубатов за «рискованный эксперимент» был отправлен в отставку, а созданные им организации подверглись дискриминации со стороны революционных и демократических сил за связь с полицейским ведомством.

В.К. Плеве настороженно относился к деятельности С.В. Зубатова, считал более действенными мерами подрыв революционных организаций изнутри через тайных агентов. Однако это не спасло жизни самому министру внутренних дел, который 15 июля 1904 г. погиб от рук эсера-террориста.

В условиях роста рабочих и крестьянских волнений, оппозиционных выступлений земских либералов, тяжелых поражений на русско-японском фронте на пост министра внутренних дел был назначен виленский губернатор князь П.Д. Святополк-Мирский, известный своими либеральными убеждениями. В ноябре 1904 г. П.Д. Святополк-Мирский подготовил предложения по первоочередным мерам в области государственного переустройства, включая представительство выборных от земств и городских дум в Государственном совете, расширение круга избирателей в городские и земские органы управления. Несмотря на резкую критику обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, предложения были одобрены. 12 декабря 1904 г. принятая программа была обнародована императорским указом. В ней говорилось об уравнении крестьян с другими сословиями, о введении страхования рабочих, о веротерпимости. В указе отсутствовал лишь пункт об участии земских представителей в законодательной работе – это положение Николай II вычеркнул в последний момент перед подписанием указа. Более того в документе особо оговаривалось, что все реформы должны осуществляться при сохранении самодержавия в незыблемом виде.

Так, все попытки разрешить назревшие противоречия российского общества мирным путем, путем реформ и компромиссов были отвергнуты. Последний шанс избежать революционного взрыва был упущен.

 



Просмотров 762

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!