Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Серебряный век» русской культуры



 

Начало XX в. стало переломным для России не только в экономическом и социально-политическом развитии, но в духовной жизни общества. Индустриальная цивилизация разрушала традиционные ценности и нормы поведения людей и формировала новые представления о мире и самом человеке. Промышленное производство, научно-технический прогресс нарушали гармонию между природой и человеком, обеспечивали материальные приоритеты над духовными, снижали значимость индивидуальности. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Процессы переосмысления религиозных, моральных, нравственных принципов, в которых жили предыдущие поколения, шли во всем индустриальном мире. Но в России искание новых ценностных ориентации происходило более болезненно, чем в странах западной цивилизации.

Расцвет российской культуры в первом десятилетии XX в. был беспрецедентный. Он охватил все виды творчества; появились выдающиеся художественные произведения и научные открытия, ставшие гордостью не только российской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием «серебряного века» русской культуры. «Серебряный век» – высокий взлет русской культуры (начало XX в.), основанный на использовании достижений европейской культуры и русской философско-этической мысли.

Несмотря на отставание в области индустриального производства, Россия в начале XX в. внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс. Русским ученым принадлежат выдающие открытия в области физики, математики, биологии, химии, других отраслях, которые вместе с мировыми научными и техническими достижениями привели к формированию новых представлений об окружающем мире.

Физик П.Н. Лебедев, создав первую в России физическую школу, впервые в мире вывел общие закономерности для волновых процессов различной природы (звуковых, электромагнитных и т.д.). Выдающие открытия в теории и практике самолетостроения сделали Н.Е Жуковский и его ученик и соратник С.А. Чаплыгин. У истоков современной космонавтики стоял простой учитель из Калуги К.Э. Циолковский, который уже в 1903 г. в своих трудах обосновал возможность космических полетов.

Мировой известности добился русский ученый В.И. Вернадский. Его исследования создали новые научные направления в геохимии, биохимии, радиологии. Созданное В.И. Вернадским учение о биосфере и ноосфере заложили основы современных экологических представлений, дали толчок новому философскому осмыслению связи человека с природой.

Лауреатами Нобелевской премии за научные открытия в областях физиологии, биологии, психологии получили в 1904 г. физиолог И.П. Павлов и в 1908 г. биолог И.И. Мечников.

В начале XX в. период своего расцвета пережила российская историческая наука. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В.О. Ключевский, А.А. Корнилов, Н.П. Павлов-Сильвинский, С.Ф. Платонов. Изучению всеобщей истории посвятили свои труды П.Г. Виноградов, Р.Ю. Виппер, Е.В. Тарле.

Поиск русской идеи, новых общественных идеалов нашел отражение в исканиях выдающихся представителей религиозно-философской школы. Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский и другие большое внимание уделили осмыслению самобытности исторического пути России, своеобразия ее духовной жизни.

«Серебряный век» – это время небывалого расцвета всех видов творческой деятельности, когда в единое целое переплетались традиции и новаторство. В литературе, живописи, скульптуре, архитектуре появилась плеяда блестящих имен, которые определили содержание культурных процессов как в России, так и во всем мире.

По-прежнему главными центрами художественной жизни были Петербург и Москва. Связь времен зримо выражалась в том, что продолжали создавать выдающиеся произведения деятели культуры, расцвет и начало творчества которых относится ко второй половине и концу ХIХ в. В их творчестве сохранились устойчивые традиции критического реализма.

В литературе это, прежде всего, Лев Толстой («Воскресение», «Отец Сергий», «Живой труп»), в произведениях которого поднималась проблема сопротивления личности закостенелым нормам жизни. Публицистика Л. Толстого, его обращения к Николаю II содержали стремление преградить дорогу злу и насилию и защитить всех обездоленных.

Приверженцами реалистического искусства оставались в музыке Н.А. Римский-Корсаков, в живописи И.Е. Репин, В.И. Суриков, другие передвижники.

Национальными художественными музеями оставались Третьяковская галерея и открытый в 1898 г. в Петербурге музей Александра III (Русский музей). Не померкла слава старых драматических театров – Александрийского в Петербурге и Малого в Москве.

Вместе с тем, появились новые таланты, творчество которых далеко не сразу было понято и принято. Так, пьеса А. П. Чехова «Чайка» на первом представлении в Александрийском театре провалилась, несмотря на участие выдающейся трагедийной актрисы В.Ф. Комиссаржевской. Зато на сцене молодого Художественного театра, основанного в 1898 г. в Москве К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, спектакль имел триумфальный успех.

Создатели Художественного театра назвали его «общедоступным», а начатую ими программу реформирования – революционной. Это был протест против устарелой манеры игры, ложного пафоса, примитивного репертуара – во имя жизненной правды и естественности в выражении чувств. Художественный театр дал новую режиссерскую систему К.С. Станиславского, воспитал выдающихся артистов (О.Л. Книппер, И.М. Москвин, В.И. Качалов и др.).

Продолжение реалистических традиций критического отношения к существующему строю, искреннего сочувствия и боли за человека нашли отражение в творчестве таких разных писателей как А.П. Чехов, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, В.В. Вересаев. Популярнейшим литератором с первых шагов творчества был М. Горький, воспевший героическое начало жизни в идеализированных им образах людей «дна» и рабочих-революционеров. В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию вошла целая плеяда талантливых «крестьянских поэтов» (С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычков).

Вместе с тем, главный принцип реалистического искусства – непосредственное изображение окружающего мира – стал подвергаться резкой критике представителями нового поколения деятелей искусства. Они считали, что искусство – это синтез двух начал – материи и духа, оно способно не только «отображать», но и «преображать» существующий мир.

Основоположниками нового направления в искусстве стали поэты-символисты, в основе творчества которых лежала вера и религия как сущность человеческого бытия и искусства. В ранней поэзии К. Д. Бальмонта, 3. Гиппиус, В.Я. Брюсова звучит идея, что творческие натуры имеют особый дар приобщаться к запретному миру, выйти за «пределы предельного» посредством художественных символов.

Первоначально символизм принял форму декаданства. Декаданс (от франц. decadence – упадок) означал неверие в силы человека, дальнейший прогресс общества, проповедовал аморализм и пессимизм. В творчестве декаданские настроения выражались в упадничестве, тоске, безнадежности, крайнем индивидуализме.

Но после 1909 г. наступает новый этап в развитии русского символизма, который окрашивается в славянофильские тона и демонстрирует презрение к «рационалистической» и «прагматической» западной цивилизации. Корни второго рождения России находятся в глубинах русской души и народной жизни, в славянстве и героической истории. Русский символизм, наиболее ярко выразившийся в творчестве А.А. Блока («На поле Куликовом», «Родина») и А. Белого («Серебряный голубь», «Петербург»), стал явлением мирового масштаба.

В противовес туманному, иррациоральному символизму представители акмеизма (от греч. «акмэ» – высшая степень чего-нибудь, расцвет) стремились создать ясное, гармоничное искусство. Для Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама был характерен безупречный эстетический вкус и красота поэтического слова.

Огромное влияние на русскую художественную культуру начала XX в. оказал авангардизм, зародившийся на Западе и охвативший все виды искусства. Авангардисты объявили о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и стремились создать «новое искусство».

Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. «futurus» – будущее). По представлениям футуристов искусство как особая форма общественного сознания должно исчезнуть и стать частью производства («изготовление красивых вещей»), быта и политики. Поэзия русских футуристов отличалась нарочитой антиэстетичностью. Придавая главное значение не содержанию, а форме они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон и даже своим внешним видом (необычная одежда, маски) хотели шокировать публику: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна» – названия их поэтических сборников говорили сами за себя. Среди поэтических группировок футуристов наиболее ярких поэтов объединила петербургская группа «Гилея» – В. Хлебников, Д.Д. Бурлюк, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский.

В изобразительном искусстве и архитектуре законодателем модных тенденций стал модерн, сторонники которого преследовали цель создать новый современный стиль, нарушавший сложившиеся догмы и трафареты.

В архитектуре модерн был неразрывно связан с техническим прогрессом, когда рост городов, промышленности, транспорта требовал современных архитектурных решений, использования новых материалов (металл, железобетон, стекло). Одной из особенностей этого направления в России была стилизация архитектурных форм под русскую старину – неорусский стиль. Наиболее известным архитектором, творчество которого определило развитие русского, особенно московского модерна, был Ф.О. Шехтель (особняк фабриканта С.П. Рябушинского, здание Ярославского вокзала).

Творческий подъем переживала скульптура, которая постепенно утрачивала монументальность и героичность, свойственную XIX в., обращалась к портретному жанру, становясь более камерной и интимной. Значительных успехов на этом пути достиг П.П. Трубецкой. Широкую известность получили его скульптурные портреты Л.Н Толстого, С.Ю. Витте, Ф.И. Шаляпина. В то же время П.П. Трубецкой создал монументальный памятник Александру III, открытый в Петрбурге в 1909 г.

В общем русле художественного поиска эпохи модерна были выполнены многие работы скульпторов С.Т. Коненкова («Самсон, разрывающий цепи», «Лесовик», «Нищая братия») и А.С. Голубкиной («Старость», «Идущий человек», «Спящие»).

Наиболее динамично процессы новаторского поиска происходили в живописи. Модернистские искания затронули творчество крупных художников реалистов К.А. Коровина, В.А. Серова, в работах которых воплотился русский импрессионизм.

Сторонники модерна объединились вокруг кружка А.Н. Бенуа – С.П. Дягилева «Мир искусства». Под таким названием с 1898 г. стал издаваться журнал, в программной статье которого целью искусства объявлялось «самовыражение творца». Искусство воспринималось как самостоятельная сфера человеческой деятельности, оно не должно зависеть от политических и социальных процессов. В общество «Мир искусства», просуществовавшее до 1924 г., входили практически все крупнейшие русские художники – А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Ф.А. Малявин, Н.К. Рерих, К.А. Сомов. Творчество мирискуссников было многогранно: они работали не только в жанре картины, гравюры, портрета, но занимались оформлением спектаклей, книг, выступали как художественные критики и историки искусства. Они искали идеалы красоты в придворной жизни Версаля времен французских королей и старого Петербурга (А.Н. Бенуа), в суровых и загадочных образах древней Руси (Н.К. Рерих), в праздничности и размеренности русской провинции (Б.М. Кустодиев).

В 1907 г. в Москве была открыта выставка «Голубая роза», в которой молодые художники (П.В. Кузнецов, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян и др.) продемонстрировали стремление обрести индивидуальность, соединяя новейшие тенденции западного искусства и национальные традиции. Представители «Голубой розы» были тесно связаны с поэтами-символистами. Но символизм в живописи проявлялся по-разному в творчестве М.А. Врубеля, К.С. Петрова-Водкина и др.

В целом русская живопись начала века характеризовалась изобилием различных групп и направлений. В поисках своего стиля многие переходили от импрессионизма к модерну, затем к примитивизму или экспрессионизму.

В это же время создают свои произведения крупнейшие мастера российского авангарда, которые вошли в историю мировой культуры – В. В. Кандинский, А.В. Лентулов, М.З. Шагал, П.Н. Филонов.

Отличительной чертой художественной жизни начала XX столетия было стремление соединить различные виды творчества, чтобы посредством синтеза найти новые формы и выработать новое содержание искусства. Этому способствовало появление новых образов в музыке (А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, Р.И. Танеев, С.В. Рахманинов), взлет русской певческой (Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданова, Л.В. Собинов) и балетной (А.Т. Павлова, Т.Т. Карсавина, В.Ф. Нижинский) школ.

«Мир искусства», объединив в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов, показал широкие возможности для соединения разнообразных направлений творческой деятельности. Начиная с 1908 г., ежегодно вплоть до начала Первой мировой войны, С.П. Дягилев проводил в Париже, Риме, Лондоне, других европейских городах «Русские сезоны», на которых были представлены оперные и балетные спектакли, выставки живописи и скульптуры, музыкальные вечера, демонстрировавшие Европе великие достижения российской духовной культуры.

Начало XX в. – время появления новых видов искусства. Вслед за Францией в России появился кинематограф. В 1908 г. была выпущена первая игровая картина «Степан Разин». К 1914 г. в стране действовало около 30 кинематографических фирм, выпустивших свыше 300 картин, которые демонстрировались в 4 тыс. кинотеатров. Доступность кинематографа сделала его первой ласточкой в формировании массовой культуры, свойственной индустриальному обществу.

 

Заключение

 

Российская империя к началу XX в. вступила на путь перехода к индустриальному обществу. Россия прочно занимала позицию государства со средним уровнем капитализма и «догоняющей» моделью развития. Особенности российской модернизации определялись высокими темпами роста промышленного производства, активным использованием иностранного технологического опыта и иностранных капиталов, решающей ролью государства в индустриализации страны. Для России как социокультурного феномена были свойственны огромная территория, многонациональный состав населения, преобладание сельскохозяйственного производства традиционного (полуфеодального) типа, сохранение самодержавно-монархической формы политического устройства.

Стремительные процессы индустриализации и прочность устоев традиционализма в политической, социальной, аграрной сферах рождали глубокие кризисы и противоречия. Их разрешение могло быть возможно на пути государственного (буржуазного) реформизма, который не стал неотъемлемой частью внутриполитического курса российского самодержавия. Протекционистские реформы С.Ю. Витте в конце XIX – начале XX вв. и широкомасштабные преобразования П.А. Столыпина в 1906 – 1911 гг. способствовали модернизации страны. Но непоследовательность и незавершенность реформаторских начинаний создали условия для первой революции в России в 1905–1907 гг.

Революция вынудила официальные власти пойти на серьезные уступки политического характера: гражданам были предоставлены демократические права и свободы, был создан первый законодательный представительный орган – Государственная дума; начали образовываться легальные политические партии и формироваться многопартийная система.

В модернизирующихся западных странах остроту социальных противоречий удавалось во многом преодолеть или сгладить благодаря системе парламентаризма и многопартийности, традициям гражданского общества. В России монархическая власть в лице императора Николая II оказалась неспособной пойти на диалог с обществом, используя формирующиеся представительные учреждения и политические партии. Ее внутренняя политика оказалась без социальной поддержки основных политических сил страны, что неизбежно порождало социальную конфронтацию и создавало условия для новых революционных выступлений.

Социальная и политическая нестабильность не помешали духовному взлету российского общества, когда в первом десятилетии XX в. русская культура пережила свой «серебряный век». В это время в литературе, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, балетном, оперном, театральном искусстве русскими мастерами были созданы такие творческие шедевры, которые составили гордость не только России, но и всего мира.

 

Вопросы

1. Кто в России начала XX в. был самым богатым человеком и чем определялось это богатство?

2. Кто причислялся в России к интеллигенции? В чем заключалась ее особая роль в российском обществе?

3. Назовите особенности российского капитализма?

4. Каковы результаты реформ, проведенных С.Ю. Витте и П.А. Столыпиным?

5. О ком П.Н. Милюков говорил: «... был, несомненно, честным человеком и хорошим семьянином, но обладал натурой крайне слабовольной»?

6. Что такое «зубатовский социализм»?

7. Какие права и свободы получали граждане России в соответствии с Манифестом 17 октября 1905 г.?

8. Установите соответствие между партиями и моделями общественного развития России, которые они предлагали (соедините стрелками).

 

Союз русского народа   Монархическая  
Союз 17 октября      
Конституционно-демократическая партия   Либеральная  
Российская социал-демократическая рабочая партия      

 

9. Что значит право-октябристское и октябристско-кадетское большинство III и IV Государственных дум? В чем это проявлялось?

10. Почему расцвет русской культуры начала XX в. получил название «серебряный век»?

11. Какие события культурной жизни конца XIX – начала XX вв. связаны с именами К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, А.И. Бенуа и С. П. Дягелева?

12. К каким направлениям принадлежали следующие поэты (соедините стрелками)?

 

К.Д. Бальмонт и 3. Гиппиус   «Крестьянские поэты»  
Н.С. Гумилев и А.А. Ахматова   Футуристы  
В. Хлебников и В. В. Маяковский   Символисты  
С.А. Есенин и Н.А. Клюев   Акмеисты  

 

13. Какое из технических достижений конца XIX – начала XX вв. превратилось в один из видов массовой культуры? Какое развитие оно получило в России?

 

4. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1914–1918 гг.)

 

Начало XX в. характеризуется значительным обострением международной обстановки. Это связано, в первую очередь, с растущими противоречиями между великими державами Европы из-за сфер экономического и политического влияния, за передел мира. Десятилетиями накапливающееся противостояние вылилось в грандиозное столкновение двух военно-политических блоков – Антанты («Сердечное согласие») и Тройственного союза. Антанта (Сердечное согласие») – военный блок России, Англии, Франции, сформировался в 1904–1907 гг.; объединял в ходе Первой мировой войны против германской коалиции более 20 государств, стал победителем Тройственного (Четверного) союза. Тройственный (Четверной) союз (германский блок)военный союз Германии, Австро-Венгрии, Италии; позже (с выходом из него Италии) Турции и Болгарии, блок «срединных государств», противостоящий в Первой мировой войне Антанте и проигравший ей войну. Горючего материала, накопившегося в международной политике, оказалось так много, что пламя войны, вспыхнувшей в конце июля 1914 г. между Австрией и Сербией, в течение нескольких дней распространилось на всю Европу, а затем охватило весь мир.

Первая мировая война (1914–1918 гг.) – одна из самых длительных, разрушительных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырех лет. В ней участвовало 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом (всего же было 38 стран-участниц). Население воюющих государств составляло больше 1,5 млрд. человек, т.е. около 87% всех жителей Земли. Под ружье было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Людские потери составили более 10 млн. убитых и 20 млн. раненых. Десятками миллионов исчисляются жертвы войны среди мирного населения, пострадавшего от боевых действий, эпидемий, голода.

Первая мировая война была попыткой разрешить военным путем накопившиеся к началу XX в. острейшие противоречия, которые неоднократно проявлялись в территориальных спорах, межгосударственных конфликтах, в борьбе за военное превосходство на суше и на море.



Просмотров 1098

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!