Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Формирование многопартийности в России



 

Процесс образования политических партий в России имел целый ряд особенностей. Российское партийное строительство началось гораздо позже, чем на Западе. В самодержавной России ряд партий появились, когда не было условий для их легальной деятельности. В отличие от Запада, где первые партийные объединения были либерального и консервативного толка, а потом проявили себя социалистические партии, в России сначала были созданы партии социалистической ориентации, а затем либеральной и консервативной направленности.

В своем большинстве политические партии в России формировались не как результат развития мощных общественных движений «снизу», а создавались «сверху» по инициативе интеллигенции, которая выступила в роли политической оппозиции самодержавию вместо социально-пассивной российской буржуазии.

Переход от традиционализма к модернизации, переживаемый Россией на рубеже XIX–XX вв., обусловил интенсивный поиск путей дальнейшей эволюции российского общества. Множественность идеологических моделей породили множественность российской партийности. В зависимости от предлагавшихся социальных проектов российские партии могут быть разделены на традиционалистско-монархические, либеральные, социалистические. Так, социалисты отстаивали революционный путь переустройства общества на социалистических началах. Либералы выступали за системные реформы всех сфер жизни России на принципах конституционализма, демократии, свободного рынка. Традиционалистско-монархические партии выражали стремление сохранить незыблемость монархии, ценности православия, единство империи и хотели обеспечить господство и первенствующую роль российской нации.

Прародителем российских политических партий выступила «Народная воля» (1879–1882). На прямое родство с этой леворадикальной террористической организацией претендовали эсеры, а на косвенное – социал-демократы и кадеты. Но первыми в Российской империи появились национальные партии в Польше, Прибалтике, Закавказье. В 80–90-е гг. XIX в. возникли партии социалистической ориентации: армянские революционные организации «Гнчак» (1887) и «Дашнакцутюн» (1890), Польская социалистическая партия (1892–1893), Социал-демократия королевства Польского и Литвы (1893–1899), Литовская социал-демократическая партия (1896), Всеобщий европейский рабочий союз в Литве, Польше и России – Бунд (1897). На рубеже XIX–XX вв. образовались общероссийские социалистические партии: Российская социал-демократическая рабочая партия РСДРП (1898–1903), Партия социалистов-революционеров – ПСР (1901–1902).

Первая попытка объединения российских социал-демократов в партию была сделана в 1898 г. на I съезде в Минске. Однако партия была создана лишь формально: РСДРП не имела ни программы, ни устава, партийные организации продолжали существовать отдельно друг от друга.

После I Съезда российские социал-демократы пережили полосу острейшего кризиса, связанного с выработкой теоретических, программных, тактических, организационных основ партии и проявившегося в идейной борьбе между представителями «экономического» и революционного направлений в РСДРП. По инициативе лидеров революционной социал-демократии – Г.В. Плеханова, Ю.О. Мартова, В.И. Ленина была основана газета «Искра», подготовившая II партийный съезд.

II съезд РСДРП (1903) стал рубежным в развитии партии. На нем были приняты партийная программа и устав, в основу которых легли принципы, разработанные «Искрой». Конечная цель борьбы (программа-максимум) связывалась со свержением самодержавия, осуществлением глубоких политических, экономических, социальных преобразований в интересах рабочих и крестьян. РСДРП рассматривалась как марксистская, пролетарская, интернациональная партия.

При обсуждении программы и особенно устава наметились серьезные разногласия между двумя направлениями: радикальным («твердыми» искровцами во главе с Лениным) реформаторским («мягкими» искровцами во главе с Мартовым). Во время выборов в руководящие органы сторонники Ленина получили большинство и за ними закрепилось название «большевики». Сторонники Мартова стали именоваться «меньшевиками».

Оформление большевизма и меньшевизма как двух направлений в российской социал-демократии произошло в конце 1903–1905 гг. Разногласия между большевиками и меньшевиками касались всех принципиальных вопросов. В организационном отношении большевики отстаивали идею партии «нового типа» – замкнутой, хорошо законспирированной организации профессиональных революционеров, основанной на жесткой централизации, строгой дисциплине, единоличном руководстве.

Меньшевики тяготели к идеалам социалистических партий западноевропейского типа, доступных для различных социальных слоев, допускавших наличие различных точек зрения и взглядов.

В вопросах стратегии и тактики и большевики, и меньшевики обращались к марксистской теории и отстаивали революционный переход от капитализма к социализму через диктатуру пролетариата. Однако меньшевики настаивали на длительном этапе демократических преобразований, допускали руководящую роль (гегемонию) либеральной буржуазии на буржуазном этапе революции, считали необходимой совместную борьбу пролетариата и либеральной оппозиции против самодержавия, говорили о возможности использования легальных методов деятельности, включая работу в Государственной думе, профсоюзах, кооперативах, просветительских организациях.

Идеологическая же платформа большевизма базировалась на признании гегемонии пролетариата в союзе с трудящимся крестьянством на буржуазно-демократическом этапе революции, отрицании сотрудничества с либеральными партиями, допущении победы социалистической революции в одной стране, такой как Россия, при дальнейшем развитии мировой пролетарской революции.

Большевики отдавали предпочтение активным политическим формам борьбы, включая подготовку к вооруженному восстанию.

С начала первой российской революции большевики и меньшевики попытались объединиться на IV Объединительном съезде (1906) и разработать новую аграрную программу. Идя навстречу настроениям крестьянства, социал-демократы поддержали идею конфискации помещичьей земли. Но большевики предлагали всю землю в стране национализировать, т.е. передать в собственность государства. Меньшевики отстаивали план муниципализации земли, т.е. передачу помещичьих земель местным органам власти и сохранение мелкой крестьянской собственности на землю.

Российские социал-демократы вместе с эсерами составили демократический лагерь в революции 1905–1907 гг., по существу возглавив рабочее и крестьянское движение в стране. РСДРП была одной из крупнейших по численности партий, в ее рядах насчитывалось в революционное время от 150 до 170 тыс. человек. Социал-демократы вели активную революционную борьбу вплоть до вооруженных выступлений против официальных властей. Они негативно отнеслись к Манифесту 17 октября 1905 г., призывая продолжать бороться за свержение самодержавия. Только спад революционного движения привел РСДРП к необходимости включиться в работу Государственной думы, но при этом социал-демократы продолжали вести нелегальную, антиправительственную деятельность.

Первые эсеровские организации появились в 90-х гг. XIX в. В 1902 г. на встрече лидеров эсеровских организаций было принято решение создать Партию социалистов-революционеров. Окончательно партия эсеров конституировалась на Учредительном съезде в конце 1905 – начале 1906 гг., где были приняты программа и устав.

Эсеровская партия рассматривала себя преемницей революционных народников, отстаивая особый для России путь к социализму, минуя капитализм. ПСР декларировалась как партия трудящихся масс: прежде всего трудового крестьянства, российского пролетариата и интеллигенции.

У истоков эсеровского движения стояли Е.К. Брешко-Брешковская, Г.А. Гершуни, М.Р. Гоц. Лидером партии, ее теоретиком и автором программы был В.М. Чернов.

На содержание эсеровской программы сильное влияние оказала программа «Народной воли» и «Манифест Коммунистической партии». Главная цель программы-максимум виделась в достижении «международного революционного социализма» посредством социально-революционного переворота.

В разделах программы ПСР, касающихся политических и социальных требований, было много общего с программой-минимум социал-демократов: уничтожение самодержавия, широкие демократические права и свободы, рабочее законодательство, бесплатное образование, государственное социальное обеспечение. Центральное место в эсеровской программе отводилось аграрному вопросу. Предполагалось осуществить «социализацию земли», т.е. изъятие земли из частной собственности отдельных лиц и переход ее в общественное владение с последующим распоряжением землей «на началах уравнительного пользования».

Следование народническим традициям проявилось у эсеров в признании террора как эффективного метода политической борьбы в условиях репрессивного самодержавно-полицейского режима. Террористическую деятельность осуществляла Боевая организация (БО) ПСР во главе которой стоял Г. Гершуни (1901 – май 1903), а после его ареста Е. Азеф (1903–1908), являвшийся одновременно агентом царской охранки. Эсеровские боевики осуществили ряд террористических актов, самыми громкими из которых были: убийства министров внутренних дел Д.С Сипягина и В.К. Плеве, московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича и др.

Численность ПСР в 1905–1907 гг. составляла около 55–60 тыс. человек. Вместе с социал-демократами эсеры были участниками декабрьского вооруженного восстания в Москве (1905), вооруженных выступлений в Кронштадте и Свеаборге (1906). Бойкотировав выборы в I Государственную думу, эсеры содействовали деятельности фракции трудовиков, участвовали в разработке проекта аграрной программы. Во II Думе ПСР получила 104 мандата и всячески препятствовала принятию столыпинских аграрных законов.

После поражения революции думская деятельность определялась эсерами как декорация самодержавия и потому игнорировалась как самостоятельная форма политической борьбы. Все силы партии были брошены на нелегальную работу, включая подготовку новых террористических актов.

Толчком к организационному оформлению большинства политических партий стал Манифест 17 октября 1905 г. В период первой революции в России действовало не менее 100 партий и 25 союзов, организаций и течений, монархической, либеральной и лево-радикальной ориентации.

Либеральный лагерь революции был представлен Союзом 17 октября и Конституционно-демократической партией. Обе они организационно оформились из либеральных групп в октябре-ноябре 1905 г.

Октябристы занимали правоцентриские позиции. Инициаторами создания Союза 17 октября был крупный землевладелец Д.И. Шипов, предприниматели братья Гучковы. В партии были представлены высшие слои интеллигенции, связанной с промышленно-финансовым миром, крупные предприниматели, помещики, ориентировавшиеся на капиталистические методы хозяйствования. Число членов Союза достигало 80 тыс. человек.

В основу октябрьской программы легли положения Манифеста 17 октября. Будущее государственное устройство виделось как наследственная конституционная монархия. Октябристы требовали: учреждения двухпалатного представительного органа; введения гражданского равенства без различия пола, национальности, вероисповедания; сохранения территориальной целостности российского государства; гарантии свободы предпринимательства; предоставления рабочим прав, включая право на забастовки и широкое социальное обеспечение; решения аграрного вопроса через ликвидацию малоземелья крестьян.

Будучи сторонниками законности и порядка, октябристы всемерно поддерживали действия правительства, направленные на подавление революционных выступлений.

Левый фланг российского либерализма прочно удерживала Конституционно-демократическая партия, добавившая в январе 1906 г. название Партия народной свободы. Кадеты объединяли наиболее радикальные, прозападно настроенные либеральные силы, вместе в тем считая себя партией «традиционных настроений русской интеллигенции». Идеологом и вождем партии был известный историк П.Н. Милюков. В партию входила научная и общественная элита России, либерально настроенное дворянство, чиновничество, финансово-промышленная буржуазия, а также представители рабочих, ремесленников, крестьян. Общая численность членов партии колебалась от 60 до 100 тыс. человек.

По своему типу и характеру деятельности кадетская партия приближалась к западноевропейским партиям парламентского типа. Во главу угла идеологии у кадетов были поставлены права человека и их обеспеченность через создание правового государства. Основные положения кадетской программы сводились к утверждению в России парламентского строя английского типа, формированию правительства, ответственного перед Государственной думой, демократизации всех сфер общественной жизни, обеспечению культурно-национального самоопределения. Социально-экономические преобразования должны были привести к решению аграрного вопроса (наделение крестьян землей из государственных и частных владений, причем допускалось их безвозмездное изъятие), активизации предпринимательской и банковской деятельности. Рабочая программа была нацелена на установление 8-часового рабочего дня, гарантий страхования и охраны труда, признание за рабочими прав на стачки, профсоюзную деятельность, независимую инспекцию условий труда.

На пути осуществления своих программных целей кадеты искали мирные формы политической борьбы, отдавая предпочтения реформам, поэтому во время революции 1905–1907 гг. активно искали компромисса с властью. В целом одобрив Манифест 17 октября 1905 г., кадетские лидеры использовали думскую трибуну для давления на правительство, чтобы получить от него гарантии осуществления положений Манифеста. Кадеты настаивали на углублении демократических преобразований, проведении радикальной аграрной реформы, принятии мер, направленных на решение рабочего и национального вопросов.

В событиях 1905–1907 гг. интересы самодержавия, правительственного лагеря отстаивали традиционалистско-монархические (черносотенные) партии такие, как Союз русского народа, Русская монархическая партия, Русское собрание.

Монархические партии возникли из черносотенного движения как реакция консервативных сил на революционные события 1905 г. Самой крупной монархической партией был Союз русского народа, учрежденный в ноябре 1905 г. в Санкт-Петербурге. В конце 1907 – начале 1908 г. в него входило около 350 тыс. человек из 410 тыс. членов всех Черносотенных организаций. Подавляющее число его участников были крестьяне, значительно меньше – ремесленники, мелкие торговцы, наемные рабочие. В руководстве преобладала интеллигенция, госслужащие, землевладельцы, духовенство. Лидерами Союза были А.И. Дубровинский, В.М. Пуришкевич, Н.Е. Марков. Политическая платформа монархистов была разработана в «Основоположениях» (1906) и детализирована в программах избирательных кампаний 1906–1907 гг.

Союз русского народа вместе с другими монархическими партиями выступал за восстановление и укрепление «исконно русских начал» – самодержавия, православия, народности, которые трактовались в националистическом духе. Исходя из тезиса, что «русская народность ... есть народность державная, господствующая и первенствующая», черносотенцы отстаивали требования предоставить русским исключительное право на участие в государственном управлении, обеспечить им особые экономические привилегии и льготы. Лозунгами были «Единая и неделимая Россия» и «Россия для русских».

От правительства монархисты требовали решительных мер по подавлению революционных выступлений, установления власти «железной руки». В вопросах тактики монархические партии не отказывались от террористической деятельности. Для этого создавались боевые дружины («черные сотни»), которые организовывали погромы и террористические акты. Официальные власти видели в черносотенном движении «пример законности и порядка» и оказывали им политическую и финансовую поддержку, что во многом обеспечило значительное представительство монархистов в III и IV Государственных думах.

Таким образом, начавшая складываться в начале XX в. российская партийная система характеризовалась многочисленностью партийных образований и разнообразием политических интересов. Нетерпимость и радикализм, нередко порождавшие экстремизм, отличали как левые, так и правые партии – от социалистов до монархистов.Экстремизм –приверженность в политике крайних взглядов и насильственных методов борьбы; не считается с интересами народа и порождает деструктивную обстановку в стране. Партий центристского характера, стоящих на позициях разумного компромисса, было значительно меньше.Центристские партии –умеренные партии, стремящиеся к согласию со всеми политическими силами. Сложившаяся ситуация рождала исторический парадокс: российская многопартийность с ее идеологическим многоцветением могла существовать только в условиях сильной авторитарной власти. Но сама российская монархия делала все для принижения роли политических партий, ограничения их влияния на общество, что еще более усиливало партийную оппозиционность. Это взаимное недоверие и противостояние политических партий и официальной власти наглядно проявилось в деятельности российского парламента I–IV Государственных дум.

 



Просмотров 958

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!