Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Создание основ российского парламентаризма



 

Начало парламентской истории России было положено выборами и деятельностью I Государственной думы, которая начала свою работу 27 апреля 1906 г. В I Думу было избрано 478 депутатов, преимущественно от либерально-буржуазных и демократических партий. Левое крыло в Думе занимали трудовики, представлявшие российское крестьянство и близкие по своим взглядам к эсерам – 107 мест, и социал-демократы (меньшевики) – 17 мест1 . Весь центр принадлежал кадетам – 153 места. Черносотенные организации в Думу не прошли. Правое крыло составили октябристы (14 мест), образовавшие в середине июля фракцию «мирного обновления». Таким образом, по своей партийной принадлежности I Дума была левоцентристской, либеральной и оппозиционной по отношению к самодержавию. Председателем Думы был избран член ЦК партии кадетов профессор С.А. Муромцев.

Особенностью депутатского корпуса I Думы являлось то, что, несмотря на неравенство избирательного права, 40% всех депутатов избирало крестьянство. Самодержавное правительство сознательно шло на такой шаг, стремясь, с одной стороны, успокоить крестьян и отвлечь от революции, с другой стороны, обеспечить себе социальную поддержку самого многочисленного слоя населения страны. Именно позиция крестьянских депутатов, которые нейтрально относились к идеям гражданских прав, механизму законодательной деятельности, но были одержимы программой передела земельной собственности, определила работу Думы. Центральным был аграрный вопрос, сразу превратившийся в камень преткновения между Думой и правительством.

Радикальный характер внесенных в Думу аграрных законопроектов1, настаивавших на безвозмездном отчуждении помещичьих земель и их распределении между земледельческим населением по трудовой норме, подтолкнул правительство к роспуску Думы. Императорский манифест от 9 июля 1906 г. распускал I Государственную думу, поскольку «выборные от населения вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область».

Период между I и II Думами царское правительство во главе с П.А. Столыпиным использовало для достижения стабильности и снижения накала революционной борьбы. Для этого, с одной стороны, были приняты важные законы на пути крестьянской реформы (уравнение крестьян в юридических правах, предоставление им возможности выхода из общины с причитающейся долей земли). С другой стороны, для предотвращения вооруженных выступлений против официальной власти и прекращения брожений в армии и на флоте вводились военно-полевые суды.

По итогам выборов во II Государственную думу, открытие которой состоялось 20 февраля 1907 г., из 542 депутатов 222 (43%) принадлежали демократическим партиям и группам (социал-демократы, эсеры, трудовики, народные социалисты и т.д.). Представительство кадетов сократилось с 43% до 19%. Тем не менее, Партия народной свободы сохранила позиции ведущей парламентской силы, что обеспечило сохранение за ней поста председателя Думы. Им стал кадет Ф.А. Головин. В Думе усилилось правое крыло в лице монархистов (33 депутата) и октябристов (19 мандатов). Таким образом, увеличилась поляризация политических сил и одновременно II Дума оказалась еще более радикальной, чем I Дума.

Ожесточенная борьба во II Государственной думе развернулась по аграрной политике и принятию чрезвычайных мер против революционных выступлений. Левые фракции Думы, отражая интересы крестьянских масс, потребовали полной и безвозмездной конфискации земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность. Кроме того, Дума отказалась осудить революционный терроризм и проголосовала против «незаконных действий полиции». Под предлогом обвинения 16 депутатов от социал-демократической фракции в заговоре с целью ниспровержения «существующего государственного строя», с которым выступил П.А. Столыпин 1 июня, императорским манифестом от 3 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена. В то же время в нарушение «Основных государственных законов» от 23 апреля 1906 г. был принят новый избирательный закон, что ознаменовало акт государственного переворота и окончание первой революции 1905–1907 гг. в России.

Выборы в III Государственную думу проходили по новому избирательному закону, по которому только 13% взрослого населения могли принять участие в выборах. Преимущество получали помещики и крупная торгово-промышленная буржуазия, составлявшие всего 1% населения страны, но имевшие возможность обеспечить себе 23% мест в Думе.

III Государственная дума проработала весь определенный законом пятилетний срок с 1907 по 1912 г. Последняя IV Дума просуществовала почти пять лет и формально прекратила свою деятельность 6 октября 1917 г.

Характерной особенностью развития российского парламентаризма было усиление консервативных тенденций. Партийный состав Дум позволял правительству проводить тактику лавирования: при необходимости проведения реформ оно рассчитывало на поддержку октябристов и кадетов, принятие же консервативных законов обеспечивалось правыми партиями. Думы осуществляли свою деятельность преимущественно по трем направлениям: разработка и принятие законов, утверждение государственных бюджетов, обращение с различными запросами в правительственные инстанции по поводу незаконных действий властей. С течением времени работа Думы становилась все более профессиональной, а представленные в ней партии приобретали опыт легальной парламентской деятельности.

В III Государственной думе наиболее значительной была фракция Союза 17 октября – 154 места. Хотя она не имела большинства, именно от позиции октябристов зависел исход голосования. Если октябристы присоединялись к правомонархическим партиям (147 мест), то создавалось правооктябристское большинство, если октябристы голосовали вместе с кадетами (54 мандата), то – октябристско-кадетское. В III Думе сменилось три председателя и все они были членами октябристской фракции – Н.А. Хомяков, А.Н. Гучков, М.В. Родзянко.

За время своей работы III Дума приняла более 2 тысяч законов. Особенно важными в думской деятельности были аграрный, национальный и рабочий вопросы. В период работы III Думы П.А. Столыпиным были выдвинуты основные реформаторские инициативы. Принципиальное значение имело то обстоятельство, что единственной силой в Думе, которая последовательно поддерживала реформы П.А. Столыпина, были октябристы. Однако весной 1911 г. октябристы демонстративно разорвали отношения с премьер-министром, поставив ему в вину нерешительность в проведении политических преобразований.

В послереволюционный период все партии правительственной, либеральной и революционно-демократической ориентации переживали идейный и организационный кризис, который выразился в выработке новых теоретических и тактических позиций, в сокращении численности, в появлении различных фракционных течений и групп.

Традиционалистско-монархические партии, поддержавшие правительственный курс на жесткое подавление революционных выступлений, критически отнеслись к новой аграрной политике. В самом черносотенном движении не было единства. Еще в 1908 г. В.М. Пуришкевич покинул Союз русского народа и образовал новую монархическую партию – Русский народный союз имени Михаила Архангела. В 1911–1912 гг. СРН распался на две враждующие организации – Всероссийский дубровинский союз и обновленческий Союз русского народа во главе с Н.Е. Марковым. Если дубровинцы отстаивали исконные традиции самодержавия, то Н.Е. Марков и В.М. Пуришкевич, считая охрану монархического строя своей главной задачей, призывали учитывать новые экономические и политические реалии современной России.

Организационный кризис переживал и Союз 17 октября, приведший к распаду периферийных организаций. Различия в оценках и отношении к столыпинским преобразованиям подтолкнули думскую фракцию октябристов к расколу на собственно Союз 17 октября, земцев-конституционалистов, беспартийных.

Значительные перемены произошли в кадетской партии. Партийное руководство в своих взглядах и линии поведения переориентировалось на более умеренные правовые позиции. Они стремились к тому, чтобы максимально приблизить столыпинский курс к своим программным целям, отказались от радикальных призывов левых партий, шли на сближение с октябристами, оказывали всемерную поддержку правительству для умиротворения общества.

В 1912 г. конституировалась еще одна либеральная партия – Прогрессивная партия, которая стремилась объединить партии центра (октябристов, кадетов) для создания надежного противодействия революционным силам и оказания давления на самодержавие с целью продолжения политических преобразований на основе Манифеста 17 октября 1905 г. Созданная по инициативе московских промышленников братьев П.П. и В.П. Рябушинских, А.И. Коновалова и др., прогрессивная партия претендовала на роль деловой партии всей русской буржуазии.

В рамках думской деятельности большинство политических партий России определили свое место и роль. Монархические партии и октябристы составляли «правительственный блок», кадеты представляли «ответственную оппозицию», революционно-демократические партии и в Думе, и вне ее демонстрировали свое неприятие официального курса, открыто выступая против него и не прекращая нелегальную работу.

Российская социал-демократическая рабочая партия после революции 1905–1907 гг. окончательно распалась на две части – большевиков и меньшевиков, каждая из которых переживала идейное и организационное шатание и разброд.

Партия социалистов-революционеров была глубоко деморализована после того, как выяснилось, что один из руководителей Боевой организации и старейший член партии Е. Азеф оказался тайным агентом полиции. В эсеровской сфере начало оформляться несколько течений. Эсеры-максималисты ориентировались, главным образом, на террористическую деятельность. Часть эсеров активно поддерживала фракцию трудовиков в Думе: отстаивая идеи социализации земли, эсеры предлагали свою программу аграрных преобразований.

Выборы в IV Государственную Думу проходили на фоне оживления политической активности российского общества. После трагической гибели П.А. Столыпина курс на реформы был свернут. В 1911 г. по стране прокатилась волна студенческих выступлений. В апреле–мае 1912 г. массовые стачки протеста потрясли Россию после того, как стало известно о расстреле рабочих на Ленских золотых приисках.

По своему партийному составу IV Дума сохранила два большинства – правоокрябристское и октябристско-кадетское. Но по настроению и деятельности она оказалась более оппозиционной, чем III Дума. Оппозиционность IV Государственной думы резко возросла в период Первой мировой войны. Из инструмента, призванного примирять власть и общество, российский парламент постепенно превратился в один их факторов внутриполитической нестабильности в стране.

 



Просмотров 647

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!