Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Общие математические и естественнонаучные дисциплины 3 часть



Работа с Антивирусными программами - проверка дискет и винчестера на наличие вируса.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

– самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора, повторение и углубленное изучение лекционного материала;

– подготовку и выполнение лабораторных работ и расчетов на ПК;

– подготовку к зачету и экзамену.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Использование общего ресурса одноранговой сети со своего ПК.

2. Работа в среде электронной таблицы MS Excel: выбор из произвольной таблицы данных по заданному признаку.

3. Работа в среде текстового процессора Microsoft Word: создание текстового документа с изображением простейшей блок-схемы ЭВМ.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

– отчет по результатам выполнения лабораторных работ;

– защита контрольной работы;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом;

– экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Основные компоненты ПЭВМ.

2. Структура программного обеспечения ЭВМ.

3. Функции операционной системы. Интерфейс пользователя в MS DOS.

4. Управление файловой системой в MS DOS.

5. Загрузка MS DOS в оперативную память с диска.

6. Операционная оболочка Norton Commander.

7. Антивирусные программы и программы-архиваторы.

8. Линейные и разветвляющиеся алгоритмы.

9. Циклические алгоритмы.

10. Языки программирования.

11. Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке Бэйсик. Условный оператор.

12. Программирование циклических алгоритмов на языке Бэйсик. Циклический оператор.

13. Системы счисления.

14. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

15. Логические основы ЭВМ.

16. Видеосистема. ПЭВМ.

17. Накопители на жестких и гибких магнитных дисках.

18. Принтеры. Типы. Способы печати. Работа в сети.

19. Интерфейс и объекты табличного процессора MS Excel.

20. Данные, хранимые в ячейках табличного процессора MS Excel.

21. Режимы работы табличного процессора MS Excel.

22. Копирование и перемещение информации в табличном процессоре Excel. Понятие абсолютной и относительной ссылок.

23. Способы копирования и перемещения информации в табличном процессоре MS Excel. Объединение электронных таблиц.

24. Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах.

25. Сводные таблицы в табличном процессоре MS Excel.

26. Основные понятия и классификация баз данных.

27. Модели данных.

28. Создание структуры таблиц в СУБД MS Access.

29. Создание схемы данных в СУБД MS Access.

30. Загрузка, просмотр и корректировка базы данных в СУБД MS Access.

31. Запросы к базе данных и технология их конструирования в СУБД Access.

32. Запросы на сортировку, с критериями поиска, с параметрами в СУБД MS Access.

33. Компьютер. Магистрально-модульный принцип построения.

34. Разрядность процессора. Адресное пространство процессора.

35. Структура памяти. Оперативная память (область программ пользователя и видеопамять). Постоянное запоминающее устройство.

36. Внешняя память (дисководы, диски).

37. Матричный принцип печати. Принтер.

38. Операционная система (назначение, состав, загрузка).

39. Файл. Файловая система.

40. Машинная графика. Назначение и основные функции.

41. Системы управления базами данных (СУБД). Назначение и основные функции.

42. Электронные таблицы. Назначение и основные функции.

43. Текстовый редактор. Назначение и основные функции.

44. Локальные и телекоммуникационные компьютерные сети. Компьютерная почта.

45. Информатизация общества. Развитие вычислительной техники.

46. Информация. Единицы измерения информации.

47. Понятия алгоритма. Исполнители алгоритмов.

48. Разветвляющийся алгоритм.

49. Циклический алгоритм.

50. Конструирование алгоритмов методом последовательной детализации. Вспомогательный алгоритм.

51. Этапы решения задач на ЭВМ.

52. Переменная: имя и назначение. Идентификатор.

53. Типы переменных (целый, вещественный, символьный, логический).

54. Функции обработки символьных (литерных) переменных.

55. Оператор присваивания. Арифметические выражения.

56. Условный оператор, полный и неполный варианты.

57. Цикл, тело цикла, параметры цикла.

58. Операторы ввода/вывода информации.

59. Стандартные функции. Определение функции пользователя.

60. Операторы графики.

61. Массивы (размерность, типы, заполнение).

62. Подпрограмма, обращение к ней, возврат из подпрограммы.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Акулов, О. А. Информатика. Базовый курс : учебник / О. А. Акулов. – М. : Омега-Л, 2005.

2. Информатика. Базовый курс : учеб. пособие / под ред. С. В. Симоновича. – СПб. : Питер, 2005.

3. Информатика : учебник / под ред. Н. В. Макаровой. – М. : Финансы и статистика, 2003.


Дополнительная:

1. Головкова, Е. П. Информатика. EXCEL. WINDOWS 5.0 : лабораторный практикум / Е. П. Головкова, Т. Т. Осипова. – СПб. : СПбГИСЭ, 2001.

2. Гук, М. Аппаратные средства IBM PC : энциклопедия / М. Гук. – СПб. : Питер, 2005.

3. Информатика для юристов и экономистов : учебник / под ред. С. В. Симоновича. – СПб. : Питер, 2004.

4. Колесниченко, О. Аппаратные средства РС / О. Колесниченко, И. Шишигин. – СПб. : БХВ – Петербург, 2004.

5. Королев, Л. Н. Информатика. Введение в компьютерные науки : учебник / Л. Н. Королев, А. И. Шиков. – М. : Высшая школа, 2003.

6. Лавренов, С. М. Excel : сборник примеров и задач / С. М. Лавренов. – М. : Финансы и статистика, 2003.

7. Осипова, Т. Т. Информатика. ACCESS : лабораторный практикум / Т. Т. Осипова, М. В. Толмачева. – СПб. : СПбГИСЭ, 2001.

8. Основы информатики : учеб. пособие / под ред. А. Н. Морозевича. – Минск : Новое знание, 2003.

9. Пуха, Г. П. Информатика : метод. указ. по выполнению контрольной работы / Г. П. Пуха. – СПб. : СПбГУСЭ, 2006.

10. Пуха, Г. П. Информатика : лабораторный практикум / Г. П. Пуха, А. Т. Тяжев. – СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

11. Юдин, М. В. Самоучитель работ на ноутбуке / М. В. Юдин. – СПб. : Наука и техника, 2006.

Периодические издания:

1. Информатика и системы управления : журнал/

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами (лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера, наборами плакатов и таблиц, диаграмм) и оснащенном следующим оборудованием:

– компьютерами и периферийными устройствами;

– локальными и глобальными сетями;

– мультимедиа-проектором.

 

Составители: к.т.н., доц. С.В. Тихов, д.т.н., проф. В.М. Пестриков кафедры «Информатика».

Рецензент: к.т.н., доц. кафедры «Информатика» А.Т. Тяжев.

 

 

ЭКОЛОГИЯ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная цель дисциплины – формирование у студентов биоцентрического мировоззрения и способностей оценивать профессиональную деятельность с позиций рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, что дает представление о взаимоответственности экономики и экологии как основы устойчивого развития общества.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- новому пониманию и осознанию роли человеческого сообщества, необходимости нового экологического поведения;

- особенностям экологического мышления;

- рассматривать любую деятельность с позиций включения хозяйства в биосферные циклы;

- принимать экологические факторы как обязательно присущие параметры любой экономической или технической системы;

- некоторым специфическим методикам расчета (определение экономического ущерба и т.д.).

Комплекс знаний должен помочь будущим специалистам организовать человеческую деятельность в условиях жесткого экологического императива.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Экология» студент должен:

· знать:

- общеметодологический инструментарий, причины, логику возникновения и развития экологической науки, выделяя ее особенности, раскрывая представление о структуре экосистем и биосферы;

- основные категории и законы экологии;

- особенности взаимоотношения организма и среды, значение экологических факторов для сохранения здоровья человека;

- причины возникновения глобальных экологических проблем;

- экологические принципы использования природных ресурсов и охраны природы;

- элементы экозащитной техники и технологий;

- основы экологического права и профессиональной ответственности;

· уметь:

- ориентироваться в многообразии научных направлений, школ, концепций экологии;

- использовать фундаментальные понятия, основные законы, правила, принципы, модели классической и современной экологической науки, а также методы теоретического и экспериментального исследования;

- прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов;

- выявлять приоритеты в реализации мероприятий, направленных на минимизацию экологического риска;

- проводить расчеты основных параметров загрязнения окружающей среды;

- определять экономический ущерб от загрязнения окружающей среды;

- анализировать взаимосвязи экологических проблем на локальном и глобальном уровнях.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение - - - -
Раздел 1: Основы общей (классической) экологии
2. Организм и факторы среды - -
3. Популяция как элемент экосистемы - - -
4. Биоценоз как биологическая система - - -
5. Концепция экосистемы - - -
6. Основные положения учения о биосфере и ее строении - -
Раздел 2: Экология человека
7. Биосфера и человек - - -
Раздел 3: Глобальная экология
8. Глобальные проблемы окружающей среды - -

 

Раздел 4: Прикладная экология
9. Теоретические и правовые основы рационального природопользования - -
10. Стратегия и практика рационального природопользования - -
11. Инженерная защита окружающей среды -  
12. Проблемы современного экологического менеджмента - -
Раздел 5: Экологизация общества как инструмент мировой экополитики
13. Концепция устойчивого развития биосферы - -
  Всего: -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Раздел 1: Основы общей (классической) экологии

Введение

Экология – задачи и перспективы. Экология как наука. История развития науки. Значение работ К. Рулье, Ч. Дарвина и Э. Геккеля в истории экологической науки. Введение термина «Экология» Эрнстом Геккелем для обозначения науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Место экологии в системе научных знаний. Разделы и тематика экологии. Аутоэкология, демэкология, синэкология. Современные представления о фундаментальной экологии и ее структуре. Проблемы, изучаемые экологией. Экологизация общественных и естественных наук. Экосистемный подход в экологии. Методы экологических исследований. Особенности применения математического моделирования. Экологическое прогнозирование. Исторический аспект формирования отношения человека к природе. Формирование облика биосферы в процессе жизнедеятельности организмов. Проблема оптимизации взаимодействия общества и природы. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Экологическая наука – решающая сила века.

 

Тема 1.Организм и факторы среды

Взаимоотношения организма и среды. Фундаментальные свойства живых систем. Закон физико-химического единства живого вещества В.И. Вернадского. Уровни биологической организации. Организм как дискретная самовоспроизводящаяся открытая система, связанная со средой обменом вещества, энергии и информации. Закон хиральной чистоты живого. Закон максимума биогенной энергии В.И. Вернадского – Э.С. Брауэра. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез - процесс планетарного масштаба. Основные группы фотосинтезирующих организмов. Хемосинтез. Основные группы гетеротрофов. Трофические отношения между организмами. Понятие экологического фактора и принцип действия. Экологическая толерантность. Купол толерантности. Закон Ю. Либиха – один из основополагающих законов экологии. Закон толерантности В. Шелфорда. Адаптация как биологическое явление. Гомеостаз; принципы регуляции жизненных функций. Общий закон биологической стойкости (по М. Ламотту). Типы и уровни адаптации, ее генетические пределы. Правило Аллена. Эврибионтность и стенобионтность. Правило Бергмана. Гомойо и пойкилотермность. Правило Вант-Гоффа. Совместное действие нескольких факторов. Правило Глогера. Введение термина «экотип» шведским ботаником Г. Турессоном. Традиционные классификации экологических факторов. Закон В.Р. Вильямса. Жизненные формы растений (по Раункиеру) и жизненные формы животных. Принципы воспроизведения и развития различных организмов. Закон биогенетический Ф. Мюллера - Э. Геккеля. Особенности зависимости организма от среды на разных стадиях жизненного цикла. Живые организмы – индикаторы среды как комплекса экологических факторов. Биотестирование и биоиндикация как методы контроля качества среды.

Семинарское занятие: Понятие экологического фактора.

Вопросы для обсуждения:

1. Принцип действия экологического фактора.

2. Изменение реакции на действие экологического фактора в пространстве и во времени. Кривая Бахметьева.

3. Традиционные классификации. Витальное и сигнальное действие факторов по В.П. Тыщенко (1980г.). Классификация экологических факторов А.С. Мончадского.

4. Уровни действия абиотических факторов.

5. Экологическая роль факторов питания. Биотические факторы.

Литература:

1. Бродский, А. К. Общая экология / А. К. Бродский. – М. : Академия, 2006.

2. Бродский, А. К. Введение в проблемы биоразнообразия / А. К. Бродский . – СПб. : Деан, 2002.

3. Митчелл, П. 101 ключевая идея. Экология / П. Митчелл. – М. : Гранд, 2001.

4. Одум, Ю. Экология : в 2 т / Ю. Одум. – М. : Мир, 1986.

5. Пианка, Э. Эволюционная экология / Э. Пианка. – М. : Мир, 1981.

 

Тема 2.Популяция как элемент экосистемы

Популяция как объект изучения демэкологии. Характерные признаки и специфические свойства популяции. Территориальная иерархия популяций. Возрастная и половая структуры популяции. Пространственная структура популяций. Экспоненциальная и логистическая кривые роста популяции. Биотический потенциал и сопротивление среды. Три типа кривых выживания. Динамика численности популяций и ее закономерности. Популяционные циклы. Модели динамики и роста популяции. Типы флуктуации плотности популяции. Равновесные и оппортунистические популяции. Непериодические и периодические (многолетние и сезонные) колебания численности. Три типа зависимости роста популяции от ее численности. Факторы динамики численности: модифицирующие и регулирующие. Модификация численности под прямым влиянием климатических факторов. Регуляция численности, ее внутривидовые и межвидовые механизмы. Общие принципы популяционного гомеостаза. Методы оценки численности и плотности популяции. Индекс Линкольна. Продукция популяции. Закон биологического прогресса А.Н. Северцова.

 

Тема 3.Биоценоз как биологическая система

Определение биоценоза (К. Мебиус, 1877) и его структура. Типы взаимоотношений между организмами: нейтрализм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм, конкуренция, сотрудничество, биотрофия (хищничество в широком смысле слова). Теорема Гаузе. Понятие «экологическая ниша», предложенное в 1927 г. Ч. Элтоном. Правило географического оптимума. Правило Дарлингтона. Межвидовая конкуренция. Эксплуатация и интерференция. Условия сосуществования конкурирующих видов. Отношения «хищник – жертва». Сопряженные колебания численности хищника и жертвы. Правило взаимоприспособленности К. Мебиуса - Г.Ф. Морозова. Видовое разнообразие как специфическая характеристика сообщества. Правило викариата Д. Джордана. Динамика сообществ во времени. Циклические и необратимые процессы. Понятие антропоценоза.

 

Тема 4.Концепция экосистемы

Определение понятия «экосистема». Введение термина «экосистема» в 1935 г. английским ученым А. Тенсли. Структура экосистемы. Иерархический ряд экосистем. Основные факторы, обеспечивающие их существование. Гомеостаз экосистемы и его механизм. Гомеостатическое плато по Ю. Одуму. Законы термодинамики, лежащие в основе существования экосистем. Энтропия экосистемы. Понятие потока энергии. Этапы продуцирования органического вещества в экосистеме: первичная продуктивность (валовая и чистая), вторичная продуктивность, чистая продуктивность сообщества. Баланс между валовой первичной продукцией и дыханием сообщества. Формула урожая и корни противоречий между хозяйственными устремлениями человека и стратегией развития природы. Закон экологической корреляции. Развитие экосистем: сукцессия. Принцип сукцессионного замещения. Экосистема и биоценоз. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе.Понятие пищевой цепи и принцип формирования. Понятие трофического уровня. Экологическая эффективность. Экологические пирамиды. Закон Р. Линдемана. Понятие о консорции и синузии. Климатическая зональность и основные типы наземных экосистем. Взаимосвязи разных компонентов наземных экосистем. Значение почвы как особого биокосного тела. Полнота биотического круговорота. Особенности сукцессии наземных экосистем. Принцип «нулевого» максимума. Водные экосистемы и их основные особенности. Вертикальная структура водных экосистем. Континентальные водоемы. Олиготрофные и эвтрофные водоемы. Антропогенное эвтрофирование водоемов. Биологическая структура океана. Апвеллинг. Аутвеллинг. Неритические, батиальная, абиссальная, океаническая и пелагические зоны. Зоны подъема вод. Интенсивность первичного продуцирования в различных частях Мирового океана. Правило внутренней непротиворечивости. Емкость и устойчивость экосистем. Экологическое равновесие. Правило одного процента. Разнообразие видов как основной фактор устойчивости экосистем.

 

Тема 5.Основные положения учения о биосфере и ее строении

В.И. Вернадский – основоположник биохимии, создатель учения о биосфере. Понятие биосферы. Структура биосферы. Геосферы Земли – литосфера, гидросфера и атмосфера, их распространение и особенности. Возникновение жизни в гидросфере и формирование биосферы. Основные этапы эволюции биосферы. Живое и биокосное вещество, их взаимопроникновение и перерождение в круговоротах вещества и энергии. Широтное распределение больших биомов. Закон незаменимости биосферы. Энергетический баланс биосферы. Круговорот важнейших химических элементов в биосфере. Преобразующее влияние живого на среду обитания. Эффект самоочищения. Обменные процессы в организмах как ключевой этап биопродуктивности. Биогеохимические функции разных групп организмов. Биоразнообразие как ресурс биосферы. Первичная продукция суши и океана. Потенциальная продуктивность Земли. Распределение солнечной радиации на поверхности Земли. Роль атмосферы в удержании тепла. Основные этапы эволюции биосферы. Точка бифуркации – импульс к развитию биосферы по новому пути. Ноосфера как сфера жизнедеятельности Земной ноосферной цивилизации. Концепция коэволюции и принцип гармонизации.

Семинарское занятие: Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика биосферы. Живое вещество биосферы. Баланс энергии и круговорот вещества в биосфере.

2. Распределение живых организмов в Мировом океане, на материках.

3. Возникновение и эволюция биосферы. Ноосфера – сфера разума.

Литература:

1. Войткевич, Г. В. Основы учения о биосфере / Г. В. Войткевич, В. А. Вронский. – Ростов н/Д : Феникс, 1998.

2. Денисов, В. В. Экология / В. В. Денисов. – М. : Вузовская книга, 2002.

3. Одум, Ю. Экология : в 2 т / Ю. Одум. – М. : Мир, 1986.

4. Пианка, Э. Эволюционная экология / Э. Пианка. – М. : Мир, 1981.

5. Рикфлекс, Р. Основы общей экологии / Р. Рикфлекс. – М. : Мир, 1979.

6. Цветкова, Л. И. Экология / Л. И. Цветкова. – СПб. : Химиздат, 2001.

7. Шилов, И. А. Экология / И. А. Шилов. – М. : Высшая школа, 1998.

 

Раздел 2: Экология человека

Тема 6.Биосфера и человек

Эволюция взаимоотношений человека и природной среды. Технологические формы воздействия человека на биосферу. Экологические формы воздействия человека на биосферу. Деятельность человека как фактор эволюции. Экологическая ниша человека. Механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма человека. Общие представления об адоптации человека. Фенотипическая адаптация человека. Популяционная адаптация человека. Онтогенез человека и его критические периоды. Среда обитания человека, разнообразие условий. Экология и здоровье человека. Здоровье – важнейшая категория экологии человека. Глобальное здоровье. Связь между здоровьем и болезнью. Критерии уровня здоровья. Экопатологии. Базовые потребности и качество жизни. Генетика человека и генетический груз. Основные мишени и эффекты агрессивного воздействия окружающей среды на здоровье человека. Демографические показатели здоровья населения. Качество жизни, экологический риск и безопасность. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Урбанизация и ее влияние на биосферу. Город как система. Экологические проблемы городов. Влияние городской среды на здоровье человека. Видеоурбоэкология. Фоново-параметрические воздействия. Меры по рациональному устройству городской территории в целях улучшения экологической обстановки. Градостроительные средства оздоровления городской среды. Пути решения проблем урбанизации. Преднамеренное и непреднамеренное, прямое и косвенное воздействие человека на природу. Решения проблемы защиты природной среды от влияния человека. Экологический кризис и общественная мысль. Ограниченность ресурсов и загрязнение среды как факторы, лимитирующие развитие человечества. Задача сохранения генофонда живого населения планеты.

 

Раздел 3: Глобальная экология

Тема 7. Глобальные проблемы окружающей среды

Предмет глобальной экологии. Задачи современной глобальной экологии. Глобальная экология: взаимодействие общества и природы. Глобальная экологическая безопасность и угрозы. Глобальный мониторинг. Современные экологические катастрофы – обратная сторона научно – технического прогресса. Социально – экономические проблемы. Рост народонаселения, научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Охрана биосферы как одна из важнейших современных задач человечества. Проблемы антропогенного загрязнения биосферы. Масштабы загрязнения биосферы. Ограниченность ресурсов биосферы. Общество и биосфера: законы Барии Коммонера. Определение загрязнений их классификация. Рассеивание и циркуляция загрязняющих веществ в биосфере. Включение загрязнений в биомассу: накопление загрязняющих веществ в пищевых цепях. Экологические аспекты загрязнения атмосферы. Основные источники загрязнения атмосферы. Парниковый эффект. Опасность разрушения озонового слоя: роль фреонов. Смоги. Классификация смогов. Экологические последствия загрязнения атмосферы – глобальные изменения. Проблемы загрязнения водных ресурсов и почв. Загрязнение континентальных вод. Проблемы Мирового океана. Исчезновение глобального климатического явления – течения Эль – Ниньо. Виды загрязнений водных ресурсов. Экологические последствия загрязнения: процессы эвтрофикации вод и тепловое загрязнение. Проблемы отчистки вод. Загрязнение поверхностных и грунтовых вод токсичными отходами. Виды загрязнений почв, масштабы загрязнения почв. Кислотные дожди и закисление почв. Разрушение почв. Агроэкосистемы, их основные особенности. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Формы и масштабы сельскохозяйственного загрязнения биосферы. Рекультивация земель. Экологические последствия загрязнений почв: нарушение биохимических круговоротов веществ. Проблемы радиоактивного загрязнения биосферы. Н.В. Тимофеев – Ресовский – основоположник радиационной биогеоценологии, радиационной генетики. Масштабы радиационного загрязнения атмосферы, вод, почв, роль радиоотходов в биосфере. Опасность ядерных катастроф. Ядерная зима. Экологические аспекты промышленных отходов. Основы создания малоотходных производств и использование экологически чистых технологий. Бытовые отходы и проблемы их уничтожения и реутилизации. Отходы сельскохозяйственной, пищевой и перерабатывающей промышленности. Борьба с химическими, электромагнитными загрязнениями среды в различных техногенных экосистемах. Воздействие на окружающую среду парка машин и дорожной сети. Изменения видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Континентальные проблемы: уничтожение тропических лесов, дефицит пресной воды, опустынивание территорий. Значение невозделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия в биосфере. Специфическая ресурсная значимость особо охраняемых природных территорий. Состояние природной среды и здоровья населения России.


Семинарское занятие 1: Современный экологический кризис и пути его преодоления.

Вопросы для обсуждения:

1. Экологический кризис: миф или реальность?

2. Предпосылки возникновения экологического кризиса.

3. Пути преодоления экологического кризиса.

Литература:

1. Арманд, А. Д. Анатомия кризисов / А. Д. Арманд, Д. И. Люри. – М. : Наука, 1999.

2. Горелов, А. А. Экология : учеб. пособие / А. А. Горелов. – М. : Юрайт, 2001.

3. Зубаков, В. А. Сценарии будущего : анализ последствий глобального кризиса / В. А. Зубаков. – М. : Прогресс, 1995.



Просмотров 449

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!