Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 2 часть



Практическое занятие 8: Заказы

Введение лексического материала, модельных фраз по теме.

Устная речь. Отработка лексики в мини ситуациях, диалогах. Развернутые ответы на вопросы как основа навыков монолога.

Аудирование. развитие навыков восприятия и освоение разговорных формул в коммуникативных ситуациях (изменение заказа, встречный запрос, отзыв заказа, изменение условий и т.п.).

Чтение и перевод. Текст «Деловые заказы», выделять главную и второстепенную информацию и обсудить содержание.

Письмо. Написать краткий текст по плану, сформулировать вопросы к тексту письменно.

 

Практическое занятие 9: Претензии и жалобы

Введение лексического материала, модельных фраз по теме.

Устная речь. Отработка лексики в мини ситуациях, диалогах. Развитие монологической речи.

Грамматика. Причастие.

Чтение и перевод. Чтение текстов с целью извлечения основной информации.

Письмо. Знакомство с основами написания письма-рекламации. Составить ответ на данное письмо.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- подготовку к практическим занятиям;

- проработку и повторение учебного материала по своим записям;

- выполнение переводов с иностранного языка;

- изучение учебной и учебно-методической литературы;

- выполнение контрольной работы;

- подготовку к зачету.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

В контрольной работе проверяется умение пользоваться профессиональной лексикой и навыки перевода текстов по темам:

1 Визит зарубежного партнера

2 Устройство на работу.

3 Поездка в командировку.

4 Прибытие в страну (таможенный и паспортный контроль, в аэропорту, на вокзале, расписание, городской транспорт).

5 Быт и сервис.

6 Фирма.

7 Формы оплаты.

8 Заказы.

9 Претензии и жалобы.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на практических занятиях;

- выполнение контрольных заданий;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Басова, Н. В. Немецкий для экономистов : учеб. пособие / Н. В. Басова. – Ростов н/Д : Феникс, 2003.

2. Васильева, М. М. Немецкий язык для студентов-экономистов : учебник / М. М. Васильева. – М. : Гардарики, 2005.

3. Тихонов, С. П. Приобщение к экономике : учебник французского языка / С. П. Тихонов. – СПб. : АРС Лонга, 2001.

4. Шевелева, С. А. Деловой английский : учебник / С. А. Шевелева. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Дополнительная:

1. Бориско, Н. Ф. Бизнес-курс немецкого языка : учеб. пособие / Н. Ф. Бориско. – Киев : Логос, 2004.

2. Быковская, Н. В. Деловой иностранный язык : метод. указ. по курсу / Н. В. Быковская. - СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

3. Деловой иностранный язык (английский, немецкий, французский) : метод. указ. По выполнению контрольной работы / сост. М. А. Никитина, Л. А. Арапова, Л. П. Писарева. – СПб. : СПбГУСЭ, 2006.

4. Куликова, О. В. Английский язык для экономистов-международников / О. В. Куликова. – М. : Международные отношения, 2003.

5. Леонтьева, Т. Н. Деловой английский язык : практикум / Т. Н. Леонтьева. - СПб. : СПбГАСЭ, 2003.

6. Миньяр-Белоручев, Р. К. Французский язык. Курс устного перевода : учеб. пособие / Р. К. Миньяр-Белоручев. – М. : Экзамен, 2003.

7. Миньяр-Булоручева, А. П. Английский язык. Учебник устного перевода : учебник / А. П. Миньяр-Белоручева, К. В. Миньяр-Белоручев. – М. : Экзамен, 2005.

8. Савинкина, Н. Б. Немецкий для делового общения : учебник / Н. Б. Савинкина. – М. : Омега, 2004.

9. Шевелева, С. А. English on Economics : учеб. пособие / С. А. Шевелева. – М. : ЮНИТИ, 2004.

10. Шишковская, О. В. Французский язык для экономистов (продвинутый этап) : учеб. пособие / О. В. Шишковская. – М. : ИВИ-ТЕЗАУРУС, 2003.

Периодические издания:

1. Atmosheres : журнал.

2. Capital, Der : журнал.

3. Economist, The : журнал.

4. English language & Linguistics : журнал.

5. Manager Magazine : журнал.

6. Fortune, The : журнал.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы, аудиозаписи по изучаемым темам.

 

Составители: д.п.н., проф. И.А. Бисько, ассистент Н.А. Черноярова кафедры «Деловой иностранный язык».

Рецензент: к.ф.н., ст. преподаватель кафедры «Деловой иностранный язык» С.В. Лесков.

 


ЭТИКА И ЭСТЕТИКА

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – приобретение студентами знаний в области мировой этической и эстетической мысли, освоение теории и истории этики и эстетики.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- ориентироваться в основных проблемах и понятиях этики и эстетики;

- самостоятельно анализировать и оценивать современные нравственные коллизии в соотношении с «идеально-должным»;

- переводить этическую и эстетическую информацию в личностные смыслы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Этика и эстетика» студент должен:

· знать:

- положение этических и эстетических представлений в общей системе философского и гуманитарного знания, а также критерии классификации этических и эстетических учений;

· уметь:

- переводить этическую и эстетическую информацию в личностные смыслы: осознавать собственные ценностные ориентации, осуществлять рефлексию над своими поступками и их мотивацией, формировать собственную эстетическую культуру;

· получить навыки:

- анализа преемственности связей в развитии этического и эстетического знания и значимости общечеловеческих ценностей;

· владеть методологией анализа художественного произведения.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение - - -
2. Этика как наука. Предмет этики - - -
3. Мораль, ее сущность и роль в обществе. - -
4. Важнейшие моральные и этические учения. - -
5. Основные моральные понятия. - - -
6. Проблемы прикладной этики. - - -
7. Этика делового общения. - -
8. Конфликты в деловом общении. - -
9. Этикет и культура поведения делового человека. - -
10. Эстетика как философская наука. Предмет эстетики. - - -
11. Зарождение и исторические этапы становления эстетической мысли. - -
12. Эстетическое отношение к действительности. - -
13. Художественная деятельность как воплощение красоты в материальной форме. - - -

 

14. Искусство как полифункциональная система. - -
15. Социология искусства - - -
16. Искусство и эстетика ХХ-XXI веков - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Введение

Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, литература, форма отчетности студентов по дисциплине. Содержание разделов и методические основы их изучения (принцип историзма, диахронии, синтез исторического и теоретического и др.). Связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными дисциплинами. Анализ проблем курса на основе междисциплинарного синтеза.

 

Тема 2. Этика как наука. Предмет этики.

Этика как философская теория нравственности. Становление предмета этики. Место этики в системе философского и гуманитарного знания. Этика и конкретные социальные дисциплины: социология, социальная психология, педагогика, право и т.д. Специфика этики. Этика и мораль. Задачи этики: описательная, объяснительно-теоретическая и нормативная. Этика как элемент моральной культуры общества.

 

Тема 3. Мораль, ее сущность и роль в обществе

Мораль как форма регулирования общественной жизни. Моральное сознание и моральные отношения. Добро и зло как исходные представления морального сознания. Мировоззренческие представления морального сознания: смысл жизни, идеал, счастье. Моральные ценности личности, группы, общества. Личностные образцы. Моральные отношения как система механизмов социальной регуляции. Осуждение и одобрение как способы санкционирования должного поведения. Роль обычая, традиции, авторитета, примера в моральных отношениях. Мораль и нравы. Мораль и политика. Мораль и право. Мораль и другие формы духовной жизни общества: наука, искусство, религия. Функции морали.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Основные концепции происхождения морали.

2. Мораль и другие сферы общественной жизни.

3. Функции морали в обществе.

4. Свойства морали.

Литература:

1. Аристотель. Этика. Сочинения : в 4 т. Т. 4. / Аристотель. – М. : Мысль, 1983.

2. Гусейнов, А. А. Этика : учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2004.

3. Зеленкова, И. Л. Основы этики : учеб. пособие / И. Л. Зеленкова. – Минск : ТетраСистемс, 2003.

4. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика : истоки и проблемы : учебник / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д : МарТ, 2003.

5. Иванов, В. Г. Этика : учеб. пособие : в 2 ч / В. Г. Иванов. – СПб. : СПбГУП, 2004.

6. Этика : учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. – М. : Гардарики, 2003.

7. Этика : энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. – М. : Гардарики, 2001.

 

Тема 4.Важнейшие моральные и этические учения

Критерии классификаций этических учений. Вопрос об источнике морали и нравственном идеале как основной предмет идейно-теоретических разногласий в истории этики. Религиозная, натуралистическая, социологическая, культурологическая концепции в этике по вопросу происхождения морали. Их основные идеи и представители.

Учителя человечества – Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед - основатели религий, культур, цивилизаций.

Философы-моралисты – Сократ, Эпикур, Кант, Милль, Ницше.

Этика ХХ века. Марксистская этическая теория. Мораль социалистического общества. Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера.

Русская этическая мысль Х1Х-ХХ веков. Позиция «разумного эгоизма» в трудах революционных демократов. Этические взгляды Ф.М. Достоевского. Моральная интерпретация христианства в творчестве Л.Н. Толстого. Основной вопрос этики по мысли В.С. Соловьева. Утверждение высшего идеала в экзистенциальной философии Н.А. Бердяева. Этико-философские идеи в русском советском искусстве (А. Платонов, А Тарковский).

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения:

1. Критерии классификации этических учений.

2. Учителя человечества: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед.

3. Философы - моралисты: Сократ, Эпикур, Кант, Милль, Ницше.

4. Этическая мысль ХХ века.

5. Этические искания в русской философии Х/Х-ХХ веков.

6. Этико-философские идеи в русском советском искусстве: А. Платонов, А. Тарковский.

Литература:

1. Гусейнов, А. А. Этика : учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2004.

2. Зеленкова, И. Л. Основы этики : учеб. пособие / И. Л. Зеленкова. – Минск : ТетраСистемс, 2003.

3. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика : истоки и проблемы : учебник / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д : МарТ, 2003.

4. Иванов, В. Г. Этика : учеб. пособие : в 2 ч. / В. Г. Иванов. – СПб. : СПбГУП, 2004.

5. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М. : Юрайт, 2005.

6. Этика : энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. – М. : Гардарики, 2001.

 

Тема 5.Основные моральные понятия

Понятие "смысла жизни" в этике. Обыденное представление о смысле жизни. Философское решение вопроса о смысле жизни. Жизнь и смерть как универсальные ценности. Смысл жизни и идеал. Место идеала в системе морали. Человек в поисках смысла. Счастье как этическая категория. Гуманистическая этика о счастье (Э. Фромм). Счастье как осуществление внутренней свободы. Некоторые особенности и «законы» счастья. В чем состоит парадокс счастья?

Природа и содержание «добра» и «зла». Теоретические и практические аспекты взаимосвязи добра и зла. Моральный выбор между добром и злом. Проблема «меньшего зла».

 

Тема 6. Проблемы прикладной этики

Соотношение теоретической и прикладной этики. Конкретизация универсальных норм и принципов морали в определенных сферах жизнедеятельности человека. Особенности прикладной этики? Структура прикладной этики: экологическая этика, этика гражданственности, этика межличностного общения, ситуативная этика, этика делового общения, профессиональная этика.

Отдельные проблемы прикладной этики. Благотворительность: этика или социальная инженерия. Аргументы «за» и «против» эвтаназии, смертной казни. Историческая социология смертной казни. Проблема морального обоснования или осуждения насилия. Буддизм и христианство о ненасилии. Ненасилие и перспективы современной цивилизации.


Тема 7.Этика делового общения

Ключевые понятия. Роль этики в деловом общении. Этика делового общения традиционного общества. Этика делового общения в учении Конфуция. Особенности этики делового общения в западноевропейской культурной традиции. М.Вебер о влиянии этики протестантизма на развитие капиталистического предпринимательства и деловое общение в сфере бизнеса. Современные взгляды на место этики в деловом общении (К. Хорни., Э. Фромм).

Общие этические принципы и характер делового общения. Основные принципы этики делового общения между руководителем и подчиненным, между подчиненным и руководителем, между коллегами.

Роль обратной связи в деловом общении. Средства и способы повышения уровня этичности делового общения.

Особенности переговоров как формы делового общения. Структура переговоров: разъяснение рамок переговоров – начало переговоров – согласование тематической структуры – изложение точек зрения партнеров – соглашение.

Конференция и презентация как формы делового общения. Комплименты в деловом общении. Правила А.Ю.Панасюка «Как сделать комплимент комплиментом».

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Общие этические принципы и характер делового общения.

2. Этика делового общения традиционного общества.

3. Этика делового общения в западно-европейской культурной традиции.

4. Этика делового общения «по вертикали».

5. Этика делового общения «по горизонтали».

6. Формы делового общения: презентация, конференция, переговоры.

7. Комплименты в деловом общении.

Литература:

1. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений : учебник / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА-М, 2002.

2. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет : учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса : учеб. пособие / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. – М. : Дело, 2004.

 

Тема 8. Конфликты в деловом общении

Определение, виды, структура, стадии протекания конфликта.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе делового общения: социально-психологические, индивидуальные особенности личности. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации (по К.У. Томасу и Р.Х. Килменну): конкуренция или соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, игнорирование или уклонение. Их характеристика. Главные правила поведения в условиях конфликта. Продуктивное и творческое разрешение конфликтных ситуаций в профессиональной сфере.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Конфликты: виды, структура, стадии протекания.

2. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения.

3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

4. Правила поведения в условиях конфликта.

Литература:

1. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет : учеб. пособие / И. Н. Кузнецов . – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений : учебник / А. Я. Кибанов. – М. : ИНФРА-М, 2002.

 

Тема 9.Этикет и культура поведения делового человека

Понятие этикета. Нравственные основы этикета. Этикет как форма социального общения. Функции этикета: регулятивная, оценочная, эстетическая, защитная. Этикет и ритуал. Виды этикета. Специфика делового этикета. Деловой этикет как важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека. Деловой этикет и протокол. Официальные формы общения: правила деловой переписки, визитные карточки, нормы телефонного разговора.

Национально-культурная специфика делового этикета. Роль делового этикета в формировании имиджа. Элементы привлекательного имиджа делового человека.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Этикет как социокультурное явление.

2. Определение этикета, его структурные элементы.

3. Виды этикета.

4. Деловой этикет: светские нормы.

5. Деловой этикет: служебные отношения.

6. Национально-культурная специфика делового этикета.

7. Роль делового этикета в формировании имиджа.

Литература:

1. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет : учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Кузнецов, И. Н. Современный этикет / И. Н. Кузнецов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

3. Кукушин, В. С. Деловой этикет : учеб. пособие / В. С. Кукушин. – М. : ИКЦ МарТ, 2003.

 

Тема 10. Эстетика как философская наука. Предмет эстетики.

Понятие "эстетика". Эстетика - философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира. Предмет, метод, функции, задачи эстетики. Проблемное поле эстетики. Системность эстетических знаний. Связь эстетики с другими науками. Многогранность, многомерность эстетического знания, его практическая значимость.

 

Тема 11. Зарождение и исторические этапы становления эстетической мысли

Красота - один из предметов познания. Становление и развитие эстетической мысли. Образно-мифологический ха­рактер общественного сознания первобытного общества. Античные эстетические теории. Эстетика средневековья. Проблемы прекрасного и возвышенно героического в эстетике Возрождения. Рациональный характер эстетики Классицизма. Высокий гражданский пафос, принципы реализма и гуманизма - лейтмотив эстетических концепций Просвещения. Немецкая классическая эстетика: разработка диалектико-методологических принципов анализа эстетических явлений. Русская эстетическая мысль.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Образно-мифологический характер общественного сознания первобытного общества.

2. Античные эстетические теории, эстетика средневековья.

3. Проблемы прекрасного и возвышенно героического в эстетике Возрождения.

4. Рациональный характер эстетики Классицизма.

5. Высокий гражданский пафос, принципы реализма и гуманизма - лейтмотив эстетических концепции Просвещения.

Литература:

1. Гегель, Г. Эстетика : в 4 т. Т. 4 / Г. Гегель. – М. : Мысль, 1979.

2. Гуревич, П. С. Эстетика : учебник / П. С. Гуревич. – М. : Гардарики, 2006.

3. Каган, М. С. Эстетика как философская наука : университетский курс лекций / М. С. Каган. – СПб. : СПбГУ, 1997.

4. Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. – М. : Искусство, 1980.

 

Тема 12.Эстетическое отношение к действительности

Происхождение эстетического чувства: от синкретизма древнейшей формы ценностного сознания через его внутреннюю дифференциацию к системе эстетических ценностей.

Многообразие форм эстетической деятельности. Соотношение эстетической и художественной деятельности. Системообразующее значение эстетического. Прекрасное – коренная категория эстетики. Прекрасное в природе, обществе, искусстве. Другие эстетические категории: возвышен­ное, трагическое и их антиподы. Хаос и гармония. Историческая динамика системы категорий.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Многообразие форм эстетической деятельности.

2. Историческая динамика системы категорий.

3. Происхождение эстетического чувства.

4. Анализ основных эстетических категорий: прекрасного, возвышен­ного, трагического и их антиподов.

Литература:

1. Гуревич, П. С. Эстетика : учебник / П. С. Гуревич. – М. : Гардарики, 2006.

2. Яковлев, Е. Г. Эстетика : учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. – М. : Гардарики, 2003.

 

Тема 13. Художественная деятельность как воплощение красоты в материальной форме

Художественная деятельность как особый способ осмысления мира. Происхождение художественной деятельности: филогенез и онтогенез. Исторический процесс автономизации художественной деятельности.

Художественно-образное воссоздание реальности. Реалии мира и личность художника – строительный материал образа. Художественный образ как форма художественного мышления, как единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность художественного образа. Художественно-творческий процесс – произведение искусства – художественное восприятие.

 

Тема 14. Искусство как полифункциональная система

Природа искусства. Концепции искусства в истории эстетики. Личное, национальное, интернациональное и общечеловеческое в искусстве. Множественность целей искусства. Функции искусства в его отношении к человеку, обществу, природе, культуре, собственным потребностям. Объективные законы социального функционирования искусства. Искусство как средство общения - коммуникативная функция; искусство как способ ценностной ориентации - воспитательная функция искусства; искусство как инструмент познания - просветительская функция искусства; искусство как орудие практически-духовного преобразования мира - гедонистическая функция. Динамика взаимоотношений функций искусства. Единство предмета и цели искусства.

Виды искусства: прикладное искусство, архитектура, декоративное искусство, живопись и графика, скульптура, литература, театр, музыка, фотография, кино, телевидение. Источник многообразия видов искусства.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Искусство как средство общения.

2. Объективные законы социального функционирования искусства.

3. Функции искусства.

4. Семиотика о знаковой природе художественного образа.

Литература:

1. Гуревич, П. С. Эстетика : учебник / П. С. Гуревич. – М. : Гардарики, 2006.

2. Каган, М .С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. – СПб. : СПбГУ, 1998.

3. Яковлев, Е. Г. Эстетика : учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. – М. : Гардарики, 2003.

 

Тема 15. Социология искусства

Искусство и цивилизация. Несовпадение целей цивилизации и культуры в социологических теориях искусства. Роль искусства как духовно оппозиционного начала в социологической теории А. Швейцера. А. Тойнби о «продуктивной напряженности» между цивилизацией и искусством.

Социальные функции искусства. Элитарное и массовое искусство. Изучение аудитории искусства. Компенсаторная и гармонизирующая функции стереотипных форм и сюжетов в современной культуре, их каталогизация в современных социологических исследованиях. Искусство и игра.

Тема 16. Искусство и эстетика ХХ-XXI веков

Формирование нового мировоззренческого представления о мире как о хаотическом непредсказуемом движении. Отсутствие в искусстве и эстетике единого художественного направления, представляющего ХХ век. Возникновение художественно-концептуального системного плюрализма.

Центральная проблема художественной культуры ХХ века – человек и разные формы социума. Основные направления современного искусства. Роль интуиции и интеллекта в творчестве современного художника. Проблема ответственности художника в искусстве. Дегуманизация современного искусства.

Смена монологических культур универсальным диалогом как более сложным и более совершенным способом организации совместной жизни людей на планете.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Основные направления современного искусства.

2. Проблема ответственности художника в искусстве.

3. Дегуманизация современного искусства.

Литература:

1. Гуревич, П. С. Эстетика : учебник / П. С. Гуревич. – М. : Гардарики, 2006.

2. Яковлев, Е. Г. Эстетика : учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. – М. : Гардарики, 2003.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по указанию лектора;

- подготовку к семинарским занятиям;

- подготовку к зачету.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. Учение Аристотеля о нравственных добродетелях.

2. Развитие моральной рефлексии в античной философии.

3. Этические воззрения раннего Христианства.

4. Христианская мораль как важнейший элемент идеологии и обыденного сознания европейского средневековья.

5. Древние восточные учения о нравственности.

6. Буддизм, христианство и ислам о человеке и смысле его жизни.

7. Гуманизм эпохи Возрождения.

8. Особенности и своеобразие западноевропейской этики ХУ1-ХУШ вв.

9. «По ту сторону добра и зла» - моральный императив сверхчеловека Ф. Ницше.

10. Идеал счастья в западноевропейской этике.

11. Этика И. Канта. Сущность морали. Категорический императив.

12. Этика экзистенциализма.

13. Проблема человека в этике ХХ века.



Просмотров 455

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!