Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 1 часть



 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и теоретическими знаниями в области русского языка и культуры речи; повышение уровня практического владения современным русским литературным языком (письменным и устным) в разных сферах его функционирования.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- основам знаний о качествах речи (правильность, чистота, точность, богатство, логичность, коммуникативная целесообразность);

- основным нормам современного русского языка, выработать внимание к нарушениям норм литературного языка;

- анализировать собственную речь;

- созданию профессионально значимых речевых произведений;

- культуре профессиональных и деловых отношений;

- навыкам грамотного составления документации.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент должен:

· знать:

- основные орфоэпические, акцентологические, лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические нормы русского литературного языка;

- функциональные разновидности современного русского литературного языка;

- особенности функционирования языка в различных стилях: научном, официально-деловом, газетно-публицистическом, художественном, разговорном;

- особенности научного стиля речи;

- специфику устной и письменной речи;

- лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи;

- языковые и неязыковые средства выразительности устной речи;

- этические основы культуры речи;

· уметь:

- анализировать тексты различных стилей;

- композиционно правильно составлять научный текст, деловую документацию;

- находить и исправлять логические ошибки в устном и письменном текстах;

- составлять тексты с элементами доказательства и опровержения;

- выделять тезис и аргументы в научной статье, докладе, отчете;

- вести научную дискуссию;

· получить навыки:

- продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- участия в диалогах и полилогических ситуациях общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Раздел 1. Культура речи
1. Введение. Литературный язык – основа культуры речи. - - -
2. Понятие «языковая норма». Виды языковых норм. - -
Раздел 2. Функциональные стили современного русского литературного языка
3. Функциональные разновидности современного русского языка - -
4. Официально-деловой стиль речи - -
5. Язык и стиль коммерческой корреспонденции - -
6. Научный стиль речи - -
7. Стиль художественной литературы - - -
8. Публицистический стиль речи - - -
Раздел 3. Риторические основы культуры речи
9. Устная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка - - -
10. Оратор и его аудитория. Подготовка устного выступления и факторы, определяющие его успех. - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Раздел 1. Культура речи

Введение

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Русский язык начала ХХI века. Место современного русского языка среди языков народов мира. Русский язык и культура речи в системе гуманитарной подготовки студентов экономического направления.

Практическое занятие:

Диагностический тест по нормам русского языка.

 

Тема 1. Литературный язык – основа культуры речи

Понятие «культура речи». Важнейшие признаки культуры речи. Основные качества культуры речи. Богатство речи как одно из основных качеств языка. Явления, негативно влияющие на язык и культуру речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Литературный язык и его разновидности. Устная и письменная разновидности языка, их специфика. Различия между разновидностями языка (по характеру адресата, по характеру восприятия). Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие).Нормативные, коммуникативные и этические аспекты устной и письменной речи.

 

Тема 2. Понятие «языковая норма». Виды языковых норм.

Языковая норма как основная категория теории культуры речи, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды языковых норм. Грамматическая норма (основные правила орфографии, морфологии и синтаксиса). Лексическая норма (применение слов в речи).

Орфоэпическая норма (основные орфоэпические законы русского языка). Акцентологическая норма (ошибки в постановке ударения). Словари современного русского языка.

Практическое занятие 1:

Нормативность литературного языка.

Единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка достигается посредством знания и применения основных норм литературного языка: орфоэпических, акцентологических, грамматических, лексических.

Практическое занятие 2:

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Они определяют правильность произнесения гласных звуков (в соответствии с законом редукции) и согласных звуков (в соответствии с законами оглушения и уподобления). Типы орфоэпических ошибок.

Практическое занятие 3:

Акцентологические нормы закрепляют свободность, разноместность, подвижность и неподвижность ударения в русском языке, особенности ударения в сложных словах, в словах, заимствованных из других языков. Типы орфоэпических ошибок.

Практическое занятие 4:

Грамматические нормы регулируют правильность использования морфологических форм частей речи и синтаксических конструкций. Типы морфологических ошибок (неправильное употребление рода имен существительных, неверное использование возвратных глаголов и предлогов). Типы синтаксических ошибок.

Практическое занятие 5:

Лексические нормы определяют правила применения слов в речи. Коннотация и денотация, синонимия и паронимия. Типы лексических ошибок.

 

Раздел 2. Функциональные стили современного русского литературного языка

Тема 3. Функциональные разновидности современного русского языка

Функциональные стили современного русского литературного языка; взаимодействие функциональных стилей и их взаимопроникновение. Функциональные разновидности современного русского литературного языка. Функциональный стиль. Публицистика. Риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы. Художественный стиль. Языковые средства стилей. Средства образности, эмоциональности (художественные тропы).

Практическое занятие:

Анализ текстов, относящихся к разным стилям речи.

Анализ композиции художественного текста, выделение зачина, исходного резюме, вступления, фразы перехода, основной части, заключения, а также поиск тропов и фигур способствует развитию художественного вкуса, пополнению активного словаря.

Анализ художественного текста: композиция, составление плана.

 

Тема 4. Официально-деловой стиль речи

Официально-деловой стиль, сфера функционирования, жанровое разнообразие и языковые особенности. Специфика языка служебной документации. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Национальные особенности делового общения.

Практическое занятие 1: Официально-деловой стиль.

Выявление особенностей официально-делового стиля.

Практическое занятие 2:

Лексические и грамматические особенности официально-делового стиля.

Практическое занятие 3: Языковые средства.

Специфика языковых средств: клише, словесные штампы, канцеляризмы.

Практическое занятие 4: Правила составления официально-деловых документов.

Правила составления резюме, заявления, докладной, доверенности, отработка речевых формул делового этикета способствуют закреплению культуры речи в деловом общении.

Практическое занятие 5:

Анализ образцов межличностного и делового общения.

 

Тема 5. Язык и стиль коммерческой корреспонденции

Русская коммерческая корреспонденция. Стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль распорядительных и инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Реклама в деловой речи. Редактирование рекламных текстов с учетом структурно-семантических компонентов текстовых форм разных видов: вербально-визуальных РТ, вербальных РТ, аудио-вербальных и мультимедийных РТ.

Практическое занятие 1:

Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

Реклама в деловой речи.

Практическое занятие 2:

Выделение элементов рекламы в газетных публикациях и составление сценария телерекламы.

 

Тема 6. Научный стиль речи

Научный стиль речи. Влияние научного стиля на литературный язык. Языковые средства научного стиля. Лексическая и синтаксическая специфика, специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи, жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности. Лексика научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Элементы научной дискуссии.

Практическое занятие:

Выявление особенностей научного стиля речи.

Анализ научного текста (жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности).

Структура научной дискуссии. Анализ композиции научного текста, знакомство с элементами проведения научной дискуссии (приобретение навыков публичного выступления в научной коммуникативной ситуации).

Порядок составления аннотации, реферата. Оформление научной работы. Порядок составления отзыва.

 

Тема 7. Стиль художественной литературы

Лексика с предметным значением как основа выразительности в литературно-художественном стиле. Синонимы, паронимы, омонимы, многозначные слова в художественной речи. Выразительные возможности неологизмов. Диалект и жаргон в стиле художественной литературы. Лексические средства художественной выразительности.

 

Тема 8. Публицистический стиль речи

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств публицистического стиля. Особенности устной публичной речи. Публицистика как летопись времени. Логика и аргументация, как основа речи. Понятийное и образное, как фактор воздействия на слушателя. Риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы.

 

Раздел 3. Риторические основы культуры речи

Тема 9. Устная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

Особенности устной публичной речи.

Жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности (современные тенденции). Лингвистические и экстралингвистические элементы публичной речи. Языковые и неязыковые средства выразительности. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

 

Тема 10. Оратор и его аудитория. Подготовка устного выступления и факторы, определяющие его успех.

Оратор и его аудитория. Подготовка речи: выбор темы, цели речи, поиск материала; начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Основы полемического мастерства. Тезис. Основные виды аргументов. Демонстрация – логическая связь между аргументом и тезисом. Спор как особый вид речевой коммуникации, в которой реализуются все виды демонстрации. Логико-композиционное построение устной речи. Речевой этикет.

Практическое занятие 1: Культура спора.

Составление и исполнение диалогов на предложенные темы (закрепление навыков полемического мастерства). Формулирование тезиса и подбор аргументов в диалоге. Доказательство и опровержение в дискуссии. Нарушение законов формальной логики в споре. Ошибки в устной речи и пути их устранения.

Практическое занятие 2:

Подготовка и проведение диспута, дебатов.

Практическое занятие 3: Техника речи. Дыхание, голос, дикция.

Отработка приемов техники речи на примерах скороговорок (способствует постановке голоса, фонационной коррекции).

Отработка приемов техники речи на примерах художественных текстов: паузирование, интонация, темп, логическое ударение (способствует повышению риторического мастерства).

Упражнения для тренировки дыхания и голоса. Упражнения для выработки четкой и ясной дикции.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

- повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- подготовку к практическим занятиям;

- выполнение творческих работ;

- выполнение практических заданий;

- подготовку к зачету.

 


ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Культура письменной речи.

- орфография

- пунктуация

2. Культура устной речи.

- орфоэпия

- лексика

- грамматика

3. Язык как средство общения.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на практических занятиях;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Бугрий, Е. П. Русский язык и культура речи (деловая речь) : практикум / Е. П. Бугрий. – СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

2. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Ростов н/Д : Феникс, 2003.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М. : Логос, 2004.

4. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2005.

5. Русский язык и культура речи : практикум / под ред. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2004.

Дополнительная:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи для инженеров : учеб. пособие / Л. А. Введенская. – Ростов н/Д : Феникс, 2004.

2. Полевая, Р. П. Русский язык и культура речи : метод. указ. по выполнению контрольной работы / Р. П. Полевая. – СПб. : СПбГУСЭ, 2006.

3. Потемкина, Т. В. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Т. В. Потемкина, Н. Н. Соловьева. – М. : Гардарики, 2004.

4. Практикум по русскому языку и культуре речи. Нормы современного русского литературного языка. – М. : Наука, 2004.

5. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь. – М. : Айрис-Пресс, 2005.

6. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : ОНИКС, 2004.

7. Сборник упражнений по русскому языку : учеб. пособие / под ред. М. Л. Каленчук, Л. Л. Касаткина. – М. : Академия, 2005.

8. Скворцов, Л. И. Культура русской речи : словарь – справочник : учеб. пособие / Л. И. Скворцов. – М. : Академия, 2004.

9. Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Н. Ю. Штрекер. – М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2003.

Периодические издания:

1. Русская речь : журнал.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

 

Составители: к.ф.н., доц. В.В. Ворошилов, к.п.н., доц. Ю.В. Рысев, ст. преподаватель Р.П. Полевая кафедры «Журналистика».

Рецензент: к.ф.н., доцент кафедры «Журналистика» Э.М. Родионова.

 

 

ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель данной дисциплины – приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой позволяет шире использовать иностранный язык в профессиональной деятельности, связанной с международными контактами.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- специальной экономической терминологии и лексике специальности;

- пользоваться употребительными и относительно простыми языковыми средствами в типовых ситуациях делового профессионального общения;

- владеть языком специальности для умения самостоятельно работать со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессиональной информации.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Деловой иностранный язык» студент должен:

· знать:

- базовую тематическую лексику;

- основные способы поиска профессиональной информации;

- основные приемы аналитико-синтетической переработки информации: приемы компрессирования содержания (формулирование главной мысли реферируемого материала, не связываясь с формой выражения оригинала);

- активно владеть наиболее употребительной (базовой) грамматикой и основными грамматическими явлениями;

- знать специальную экономическую терминологию и лексику специальности;

· уметь:

- понимать устную (монологическую и диалогическую) речь на бытовые и специальные темы с профессиональной экономической направленностью;

- вести переговоры по телефону с соблюдением норм речевого этикета;

- читать и понимать со словарем специальную литературу по широкому и узкому профилю специальности;

- участвовать в обсуждении тем, связанных со специальностью (задавать вопросы и отвечать на вопросы);

- распознавать значения слов по контексту с профессиональной экономической направленностью;

- выделять главную и второстепенную информацию;

- фиксировать информацию, получаемой при чтении текста с профессиональной экономической направленностью;

- формулировать вопросы письменно;

- заполнять бланк, анкету, написать неофициальное письмо;

- формулировать основную идею, кратко передавать основное содержание услышанного текста;


· получить навыки:

- письма, необходимые для ведения переписки и необходимые для его профессиональной деятельности и повседневных ситуациях, возникающих в случае пребывания за рубежом;

- чтения литературы по специальности с целью извлечения профессиональной информации;

- ведения разговора по изучаемым темам;

- пересказа текста.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Визит зарубежного партнера - - -
2. Устройство на работу - - -
3. Поездка в командировку - - -
4. Прибытие в страну (таможенный и паспортный контроль, в аэропорту, на вокзале, расписание, городской транспорт) - - -
5. Быт и сервис - - -
6. Фирма (виды фирм, основание и структура работы) - - -
7. Форма оплаты - - -
8. Заказы - - -
9. Претензии и жалобы - - -
  Всего: - - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Практическое занятие 1: Визит зарубежного партнера

Цели визита, сложности, связанные с культурой других стран. Отработка лексического материала, модельных фраз (приветствие, прощание, формы обращения) по теме.

Устная речь. Отработка лексики в мини ситуациях, диалогах. Составление диалогов по темам «Встреча в аэропорту, знакомство».

Грамматика. Глагольные времена.

Аудирование. Текст по теме, сформулировать основную идею, кратко передать основное содержание услышанного текста.

Чтение и перевод. Текст по теме (выделить основную информацию, составить план, пересказать текст по плану).

Письмо. Выполнение лексических упражнений.

 

Практическое занятие 2: Устройство на работу

Составление резюме. Роль внешнего вида. Отработка лексического материала по теме, модельных фраз (общение по телефону).

Устная речь. Отработка лексики в мини ситуациях, диалогах. Развитие навыков монологической и диалогической речи по теме (обсуждение правил речевого этикета в ситуации знакомства, представления друг друга в обществе).

Грамматика. Образование наречий.

Аудирование. Прослушивание разговора по теме.

Чтение и перевод. Текст «Карьера».

Письмо. Заполнение анкеты, составление резюме.

 

Практическое занятие 3: Поездка в командировку

Цели командировок. Документы необходимые в дороге. Непредвиденные сложности. Введение нового лексического материала, модельных фраз по теме.

Устная речь. Отработка лексики в мини ситуациях, диалогах. Употребление лексических единиц в составе свободных и устойчивых словосочетаний. Развитие навыков ведения телефонного разговора с компанией.

Грамматика. Повелительное наклонение.

Аудирование. Диалоги по тематическим ситуациям (заказ места в гостинице, покупка билета на самолет).

Чтение и перевод. Текст «Стили управления».

Письмо. Выполнение лексико-грамматического теста, заполнение анкет (в гостинице), работа с таблицей («советы иностранцу, собирающемуся в командировку в вашу страну).

 

Практическое занятие 4: Прибытие в страну (таможенный и паспортный контроль, в аэропорту, на вокзале, расписание, городской транспорт)

Отработка лексического материала, модельных фраз по теме.

Устная речь. Отработка лексики в мини ситуациях, диалогах.

Развитие навыков диалогической и монологической речи в ситуациях, связанных с обсуждением тематики занятия.

Грамматика. Употребление прилагательных.

Аудирование. Диалоги по теме занятия.

Чтение и перевод. Чтение и воспроизведение текста по ключевым словам (краткий пересказ) «Культура страны».

Письмо. Деловая переписка (просьбы, выражения сообщения, извинения, благодарности), написание писем.

 

Практическое занятие 5: Быт и сервис

Введение лексики по теме (гостиничный сервис, питание, рестораны, прокат автомобиля).

Устная речь. Монологи учащихся по теме «Гостиничный сервис нашего города». Ролевая игра – «ток-шоу на тему «Быт народов мира, какой он?».

Грамматика. Условные предложения.

Чтение и перевод. Отработка чтения специальных выражений (как ответить на телефонный звонок, как попросить повторить информацию, как попросить оставить информацию на автоответчике), чтение текста «Услуги».

Письмо. Выполнение лексического теста по теме, сформулировать вопросы письменно к тексту.

 

Практическое занятие 6: Фирма (виды фирм, основание и структура работы)

Работа с новыми лексическими единицами.

Устная речь. Организация работы в микрогруппах (знакомство с фирмой, обсуждение планов дальнейшей работы). Монологи учащихся по теме «Презентация своей фирмы».

Чтение и перевод. Текст «Работа фирмы», выделить главную и второстепенную информацию текста.

Письмо. Развитие навыков письма (составление письма-предложения), написание бизнес-плана.

 

Практическое занятие 7: Формы оплаты

Виды счетов. Введение новых лексических единиц, знакомство с формами оплаты, денежными средствами, валютами.

Устная речь. Составление монолога о формах оплаты. Дискуссия – «Плюсы и минусы различных форм оплаты»

Грамматика. Условные предложения.

Аудирование. Развитие навыков понимания на слух основных частей микродиалога. Воспроизведение его по ролям.

Чтение и перевод. Работа над навыками чтения и перевода текста по теме.

Письмо. Составления письма об оплате.

 



Просмотров 592

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!