Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Неопозитивистская концепция права Г.Харта



Правовая теория Харта развита в русле аналитической юриспруденции, которая восходит к Бентаму и Остину. Он отходит от определения права Остином, как «приказа суверена», но критикует и позицию сторонников естественного права. Положение, что «несправедливое право – это не право» он называет парадоксом, преувеличением или просто ошибкой.

 

В своем учении о праве Харт исходит из того, что минимальной целью социальной жизни людей является выживание. А разумность позитивных норм обусловлена необходимостью выживания людей.

 

Признавая генетическое родство права и морали, Харт говорит об их различии: «естественные факты» (незащищенность этих норм, их нарушения) требуют перехода от исключительно моральных к организованным правовым формам контроля за поведением людей. Право от морали отличается принудительной санкцией. Эти санкции нужны не потому, что без них не было бы мотивов к правопослушанию, они нужны как гарантия того, чтобы интересы тех, кто будет добровольно соблюдать право, не были бы принесены в жертву тем, кто не будет соблюдать нормы без принуждения. Без системы принудительных санкций нормопослушание было бы связано с риском быть обманутым. Перед лицом такой опасности разум требует, чтобы добровольная совместная деятельность людей осуществлялась в рамках принудительного порядка».

Харт в силу легистского правопонимания в принципе отрицает различение права и законаи, следовательно, саму возможность неправового закона. Закон для него не может не быть правом.

 

С точки зрения существа правопонимания старых и новых позитивистов объединяет то, что под правом, которое они по разному описывают, они имеют в виду одно и то же – приказ суверена.

 

17. «Познавательно-критическая концепция права»

Эта неопозитивистская концепция философии права представлена в работе австрийских юристовО.Вайнберга, П.Колера, П Штрассера и М.Пришинга«Введение в философию права».

 

Авторы данного учебного курса, который читается в университете г. Грац, к «главным дисциплинам правовой науки»относят: всеобщую теорию права, догматику права, социологию права, историю права, сравнительное право.

 

«Всеобщая теория права (философия права), - поясняют авторы курса, - охватывает анализ структурных проблем права, теоретические основополагающие проблемы правовой науки, всеобщие юридические понятия и проблемы, которые относятся к различным догматическим дисциплинам, теорию справедливости и юридическое учение о методах.

 

К юридическому учению о методах относятся не только, как это традиционно делается, учения о юридических решениях и обоснованиях мнений о праве, но также учение о законодательстве как теория политико-правовой аргументации и как учение о законодательной технике»[4].

 

А догматика права, по их мнению, охватывает позитивное право, с тем чтобы ясно и систематически его изложить. Догматика права в зависимости от данных систем права распадается на различные дисциплины: Социология права занимается изучением всех общественных факторов применительно к праву, как и права как общественного фактора, которое обусловливает другие общественные феномены.

 

История права, в свою очередь, занимается правом в его развитии, а сравнительное право, включающее в себя догматико-правовое, социолого-правовое и политологическое сравнение, занимается различиями отдельных систем права под историческим и современным углом зрения.

 

Философия права (или общая теория права) понимается и разрабатывается «не как составная часть мировозренческой системы, а как рефлектирующий анализ основных правовых наук».

 

Авторы противопоставляют спекулятивную теорию права (т.е. по существу, все неопозитивистские концепции философии права) научно-критической философии права(т.е. различным вариантам позитивистской теории права).

 

Спекулятивная философия права, согласно позиции авторов, ненаучна, поскольку занимается метафизическими проблемами и трансцендентными идеями.

 

Научно-критическая философия права как философия науки предлагает философский базис правовым наукам, стремится дать философское обоснование методов и приемов работы правовой науки. Она стремится развить «всеобщую теорию строения и динамики права»; разрабатывает учение о методах юридической работы, т.е. руководство для практической деятельности юристов.

 

Рассматриваемый курс, по оценке авторов, представляет «аналитическую концепцию» и определяется ими как «познавательно-критическая теория права». Это учение считает, что оно как всеобщая структурная теория правовой системы и правовой динамики предлагает понятийный и методологический инструментарий для постижения и изложения любой мыслимой правовой системы.

 

Данная теория постоянно стремится дать ясный познавательно-критический анализ проблемной ситуации.

 

В своем определении понятия права авторы имеют в виду «право в объективном смысле», т.е. позитивное право – закон. Согласно их трактовке право это динамичная система, принудительный порядок, «система норм, генеральная норма которой относится ко всем лицам, образующим правовую общность. А право как целое должно быть акцептировано правосознанием народа.

 

Но является ли право в действительности таковым, данный вопрос по существу остается вне рамок «познавательно-критической теории права». По их пониманию право, отличаемое от закона (позитивного права), рассматривается как «мораль», т.е. как нечто по сути своей не правовое и внеправовое.

 

Тема 4 Теория «цивилизма»

18) Характеристика реального социализма с позиции либертарной теории; 19) Оценки постсоциалистических преобразований в России; 20) Концепция цивилитарного права;

21) Цивилизм – новая национальная идея для России?; 22) Новые цивилитарные принципы организации общества требуют нового права



Просмотров 1309

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!