Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Характеристика реального социализма с позиции либертарной теории



В рамках данной темы рассматриваются подходы автора либертарной теории правопонимания, как базовой для конформационной теории в их совпадении и различении.

Либертарно-юридическая концепция права исходит из оценки права как всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов,и характеризует т.н. «социалистическое право», как неправовое, переходящее в перспективе в неправовую же форму коммунизма.

Свою аргументацию автор концепции основывает на анализе условий необходимых для существования права, которые, по его мнению, объективно не согласуемы с социализмом и отрицаются им. Основным условием «настоящего права» он называет право частной собственности на средства производства, в качестве объективной предпосылки свободы индивидов.

Принципиальное отличие социализма (теоретического и практического) от капитализма – это отношение к частной собственности, ее отрицание (революционное, насильственное) и утверждение общественной собственности на средства производства.

«Тоталитарная система реального социализма оказалась несовместимой со свободой, правом, государственностью. Так называемое «отмирание» государства и права... на самом деле предстало как отрицание действительных государственно-правовых норм и институтов (включая и разделение властей) уже при социализме и их подмене приказными актами и карательными учреждениями пролетарско-коммунистической диктатуры. Реальная политическая власть оказалась безраздельно у коммунистической партии, а разного рода квазигосударственные формирования (представительные, исполнительные и судебные) полностью зависели от партийных решений и носили фасадный характер».[5]

Руководящая роль коммунистической партии в системе диктатуры пролетариата, - по В.С.Нерсесянцу, - исключала саму возможность разделения властей, но и после перехода от диктатуры пролетариата к «общенародному государству» в 70-е годы носило декларативный характер, поскольку оставались нетронутыми по существу ее прежние базисные и надстроечные структуры диктатуры пролетариата (административно-командная система) во главе с монопольно правящей КПСС.

Вместе с этим он признает, что «при всех своих достоинствах частная собственность на средства производства отличается рядом свойств, демонстрирующих ее социально-историческую ограниченность. По своей природе частная собственность такова, что может быть лишь у некоторых, но не у всех, причем, по законам ее развития значительная ее часть концентрируется у меньшинства общества... Обусловленная этим экономическая зависимость несобственников от собственников девальвирует для несобственников практическое значение формально-правового равенства и порождает требование так называемого «фактического равенства».[6]

«У социализма нет коммунистического будущего, так как коммунизм является иллюзией, но вместе с этим социализм нельзя считать и исторической ошибкой».

Социализм, как считает Нерсесянц, был необходим как ступень в историческом развитии человечества и его основная функция в истории – создание общественной собственности на средства производства. Обобществление всех средств производства в масштабах большой страны показало принципиальную реализуемость такого проекта и даже возможность относительно успешного функционирования такой экономической системы в течение довольно длительного времени.

Экономическое соревнование двух противостоящих друг другу систем – оптимальное состояние с позиции первого закона диалектики – закона единства и борьбы противоположностей. Биполярный мир – наиболее динамичная, быстро развивающаяся система, которая и продемонстрировала невиданные до сего времени темпы научно-технического прогресса человечества, темпы социального развития.

Благодаря соревнованию и борьбе двух систем человечество ускоренно продвигалось и в направлении свободы. В ускоренном режиме были разрушены колониальные системы. В масштабах всего человечества были поставлены вне закона все проявления рабства, расовой, религиозной кастовой и иных видов дискриминации.

Классовое неравенство также, находясь под постоянной критикой в рамках идеологической борьбы двух систем, стало нивелироваться. Социализация буржуазных государств ускорилась также не без влияния социалистического лагеря.

Но в целом социализм, - по Нерсесянцу, – как радикальный антикапитализм представляет собой негативную стадию в развитии мировой истории.

Определяющее значения для общества с социалистическим прошлым и, как оказалось, без коммунистического будущего, имеет преобразование социалистической собственности в собственность настоящую. «Социалистический мавр сделал свою черновую работу истории, и он должен уйти».[7]



Просмотров 579

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!