![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Концепция Школы консультантов по управлению
Как только в нашей стране появилось управленческое консультирование, оно вызвало живой отклик среди специалистов совершенно разных профилей. И первые консультанты стали популярными лекторами, преподавателями на предприятиях, в академических институтах, вузах и других аудиториях. Многие умные идальновидные экономисты, социологи, управляющие, исследователи, специалисты по научной организации труда увидели в управленческом консультировании новый канал, соединяющий науку с практикой. Я сам много ездил по стране и везде подходы и методы управленческого консультирования воспринимались как что-то очень многообещающее. А когда новоназначенный ректор Академии народного хозяйства при Правительстве России А.Г. Аганбе-гян пригласил меня занять там кафедру, я сразу предложил ему создать там первую в нашей истории Школу консультантов по управлению (ШКУ). Он тут же Глава VI
С большой благодарностью к нашим друзьям из Голландии я открываю каждый учебный цикл, называя имена тех голландских консультантов, кто помог нам своей доброй волей, квалификацией, личным временем и средствами в становлении программы Школы и практическим преподаванием в ней: Ernst Marx, Frits van den Berg(ныне почетный член Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию), FransVerhaaren, Marianne Kranenburg, Jaan Hendrix, Max Rubenstain и др. Какова концепция Школы? МИССИЯ ШКОЛЫ. Свой главный вклад в преобразование российского общества Школа осуществляет через свое значительное участие в формировании относительно нового для России профессионального сообщества консультантов по управлению. Этот вклад она осуществляет несколькими путями. Школа является постоянно действующей образовательной структурой в Российской Федерации и СНГ, выпускающей консультантов по управлению. Через Школу осуществляются многие связи между ее выпускниками, другими консультантами, преподавателями бизнес-школ, вузов, ученых: обмен информацией, распространение специальной литературы, объединение в разовые или постоянные консультационные команды, совместные обсуждения и т. д. Иначе говоря, Школа является центром общероссийской рабочей сети по управленческому консультированию с выходом наряд стран СНГ. Школа действует и как площадка профессионального взаимодействия консультантов в виде семинаров и конференций, индивидуальных и совместных инициатив. Через Школу проходят многие международные связи отечественных консультантов. Приезжая для преподавания отдельных модулей по программе Школы, зарубежные коллеги устанавливают здесь рабочие контакты с нашими слушателями вплоть до осуществления совместных консультационных проектов. Кроме того, через Школу организуются стажировки наших выпускников за рубежом. Вклад Школы в развитие Академии состоит во включении в структуру последней одного из авангардных направлений бизнес-образования - программы по управленческому консультированию. Это помогает Академии сохранять пионерные позиции на рынке специального образования и повышать ее престиж. Кроме того, программа Школы частично используется другими программами Академии, что способствует также и повышению их качества. Особенности обучения Преподавание курса управленческого консультирования сопряжено с рядом специфических трудностей. Их 4. ПЕРВАЯ ТРУДНОСТЬ состоит в том, что управленческое консультирование не сводится только к набору методов и технологий. Оно включает в себя Особенностиработы консультанта поуправлению
Разумеется, такое включение невозможно сколько-нибудь большими группами, что разрушало бы доверительную ткань консультационного процесса. Так что подготовка подобных специалистов - дело, так сказать, "штучное". ВТОРАЯ ТРУДНОСТЬ связана с тем, что методы, технологии, искусство консультирования составляют главное достояние консультанта, нарабатываются обычно годами, и консультанты чаще всего неохотно передают их начинающим коллегам. А если это и происходит, то либо на основе* взаимности, либо за большой гонорар. Отсюда следует, что приглашение высококвалифицированных преподавателей (а ими могут быть только успешно практикующие консультанты) требует соответствующего финансового обеспечения. ТРЕТЬЯ ТРУДНОСТЬ в подготовке консультантов по управлению у нас объясняется малочисленностью соответствующей профессиональной среды. Наиболее болезненно это проявляется в отсутствии пока критической массы консультантов для поддержания необходимого уровня профессиональной культуры, взаимообмена специалистов такого профиля. Консультанты по управлению все еще редки в сфере управленческой деятельности. С этим же связан и неразвитый или искаженный спрос на услуги: они просто неизвестны большинству наших руководителей, а многие представления на их счет далеки от действительности (с явными преувеличениями их возможностей, с восприятием их как советников, помощников и т. д.). Здесь же коренится причина повышенного риска профессионализации в данной области, необходимости борьбы за профессиональное выживание. А стало быть, и выше чувствительность к неудачам коллег или собственным; гораздо опаснее для всей профессии дискредитация ее неквалифицированными людьми. Отсюда подготовка консультантов по управлению вместе с необходимостью включает в себя привитие им навыков профессионального самоутверждения, формирования собственного образа в глазах клиентуры. ЧЕТВЕРТАЯ ТРУДНОСТЬ - большое разнообразие методологий, стилей, идеологий консультирования. При отсутствии учебников, соответствующих российским реалиям, слушателям приходится ориентироваться в несовпадающей, часто противоречивой специфике опыта каждого преподавателя, делать свой выбор, исходя из собственной индивидуальности. Это активизирует отношение начинающих консультантов к предлагаемому материалу, повышает их требовательность к нему. Но для части слушателей такая активность затруднительна, привычка лишь усваивать уже готовую и заведомо непротиворечивую информацию, установка на единственно правильное решение, знание затрудняют профессионализацию в управленческом консультировании. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. Специфика подготовки консультантов по управлению требует сочетания следующих процессов обучения: Глава VI - - отработка профессиональных навыков, умений (ноу-хау, опыт отдельных - привитие незнаниевой квалификации (установки, ценностные ориентации, - профессиональный тренинг: поведенческий (отработка конструктивных Однако в отличие от многих иных профессий, обучение консультанта по управлению не может опираться на изучение слушателями литературы в скблько-нибудь значительном объеме. На русском языке такая литература еще далека до предельного минимума как по объему, так и по содержанию. Главное же -в литературе не раскрываются достаточные сведения по практике управленческого консультирования (как намеренно, так и по причине названных ранее трудностей изложения). Поэтому подготовка консультанта по управлению требует особого упора на работу слушателей с преподавателями, повышенную интенсивность их взаимодействия. Важно подчеркнуть: обучение в Школе строится на "живых"материалах: преподаватели раздают слушателям копии своих отчетов клиентам (по необходимости - обезличенные), методические разработки, только что испытанные в полевых условиях, описание ситуаций, трудных случаев, вариантов решений организационных проблем из собственной полевой практики, а не заимствованные из литературы или от других специалистов. Анализируя эти материалы, слушатели погружаются в наиболее совершенную консультационную практику и по ней вместе с преподавателями воссоздают стоящую за ней теорию и методологию. Этой специфике соответствуют следующие методы и формы обучения: - лекции, семинары, групповые дискуссии в аудиториях; - разбор конкретных прецедентов из практики консультирования (эталон
- взаимообучение, предлагающее обмены собственными методическими и - групповые и индивидуальные упражнения на выработку "образа консуль - учебные и практические деловые игры,первые из них имеют дело с ус - практикумы, предполагающие применение слушателями изучаемых ме Особенности работы консультанта по управлению
- тренинги, представляющие собой "репетиции" поведения и действий в - "полевые "работы,т. е. консультационная практика в клиентных или соб - монографический метод - обсуждение отдельных завершенных консуль - предусмотрены модификации и сочетания перечисленных методов и форм - особое место в обучении отводится защитам выпускныхрабът:всей груп СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.Ввиду новизны профессии программа данного курса должна рассматриваться как открытая, т. е. меняющаяся в рамках тем и даже разделов в зависимости: - от теории и практики управленческого консультирования, появления но - уровня исходной подготовки слушателей, их предварительной осведом - состава преподавателей, возможности привлечения авторов или знатоков Учебный курс состоит из обязательной и факультативной частей. Обязательнаячасть включает очно-заочное обучение в течение 9—10 месяцев методам управленческого консультирования, из них: - очные занятия - 5 сессий по две недели каждая (общим объемом 512 ауди - выполнение практических работ в клиентных организациях (заочно) об Прошедшим обучение по обязательной программе выдается сертификат государственного образца о профессиональной переподготовке. ^Факультативнаячасть, посещаемая по усмотрению слушателя, включает: - 2-дневные семинары-практикумы по конкретным методикам управлен - мастер-классы (по 5 дней каждый) для ознакомления с практикой от Слушатели мастер-классов получают удостоверение Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Учитывая ограниченную осведомленность абсолютного большинства слушателей в общей и частной теории организации (как фундамента управлен- Глава VI
Та же новизна профессии вынуждает отвести немало времени на характеристику специальности для формирования реалистичного представления о ней. Еще больший объем времени предназначен для изучения консультационных методов и технологий, овладения ими в процессе консультирования: орг-диагностика, выработка решений, их реализация. Далее - комплексный разбор некоторых типичных консультационных работ, часто требуемых практикой и достаточно отлаженных в исполнении. Таким образом, начавшись с фундаментально-теоретических вопросов^курс постепенно конкретизируется до эмпирических, практических навыков. В конце же курса предполагается вернуться к обсуждению в семинарной форме с целью более активного самоопределения слушателей в данной профессии с учетом их индивидуальности, особенностей региона, отрасли их деятельности, а также - перспектив собственной карьеры в качестве консультанта (индивидуальная практика, частная или государственная фирма, специализация и т. д.). Обучение заканчивается защитой итоговых работ. Разумеется, преподавание в Школе могут вести только реально действующие, наиболее успешные консультанты по управлению, для которых управленческое консультирование - профессия и главный источник дохода. Поэтому к преподаванию в Школе привлекается 6-7 консультационных фирм. Среди особенностей обучения в ШКУ следует выделить следующие правила. ПРАВИЛО 1. Школа допускает только полный цикл обучения по всему курсу преподавания от начала до конца, невозможно "кусочное" посещение отдельных курсов и модулей, иначе Школа превращается в обычную серию семинаров, которые практикуют многие консультационные фирмы. Таким образом, Школа предлагает исключительно целостное консультационное образование, начиная с основ теории организации, специфики консультационной деятельности^цикла методов управленческого консультирования (центральный пункт программы!) и заканчивая консультант-клиентными отношениями и маркетингом консультационных услуг. ПРАВИЛО 2. Слушатели Школы не должны пропускать занятия. Посещаемость фиксируется дважды в день. За пропущенные занятия слушатель должен сдать зачет. Если зачеты не сданы или пропуски составляют свыше 5 учебных дней, то слушатель может продолжать, однако сертификационные документы государственного образца Школа ему выдать не сможет. ПРАВИЛО 3. В интервалах между очными двухнедельными сессиями слушатель должен выполнить практические задания по применению преподаваемых методов и знаний в реальных организациях и затем представить письменные отчеты о проведенных работах. Преподаватели Школы берутся обеспечить личное кураторство выпускника для этих целей. На последней учебной сессии происходит защита выпускных работ. Обычно защита каждого слушателя занимает полтора часа и строится в такой последовательности: Особенностиработы консультанта поуправлению 149 - - особенности получения заказа; - решаемые задачи; - ход выполнения консультационных работ; - основные результаты; - трудности, проблемы данного консультационного процесса. Вся учебная группа совместно с преподавателями обсуждает выпускную работу по следующим параметрам: - ее сильные и слабые стороны; - советы автору работы на будущее (как стоит впредь преодолевать подоб - какие уроки следует извлечь из представленной выпускной работы? Именно по этой последней причине мы не желаем упрощать обучение и тратить свое время непродуктивно. Как Вы видите, эти правила категорически выделяют Школу консультантов из повседневной практики бизнес-образования в нашей стране. Предпринималось немало попыток создать школы или курсы и даже Академию консалтинга. Большинство из них просуществовали недолго. Наиболее успешными и сравнительно долго действующими проектами в этой области можно назвать пока только Институт организационного развития, возглавляемый Юлией Кристовой, в Москве и Школу управленческого консультирования В.Н. Чернявского в Санкт-Петербурге.
Как-то я попробовал подняться над своей работой и обобщить те опорные ориентиры верования, которые я постепенно находил, вырабатывал, испытывал, развивал и сравнивал, заимствовал и которые существенно помогают мне сохранять уверенность в сотрудничестве с клиентурой. Они не бесспорны, но продуманы, выношены. Передаю наиболее актуальные из этих ориентиров в следующих блоках. Продлите или измените этот перечень , не повторяя, однако, общеизвестные кодексы консультационных сообществ.
![]() |