![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ЧАСТЬ II. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ КОНСУЛЬТАНТА
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ Москва МЦФЭР УДК 336.202 ББК 65.050 П75 Пригожин А.И. П75 Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с. - (Приложение к журналу "Консультант", 9-2003). ISBN 5-7709-0198-5 Эта книга - перваяна территории бывшего СССР, в систематическом виде описывающая многолетний опыт работы консультанта по управлению в наших, отечественных условиях. Главное достояние консультанта по управлению - методы(методики, техники, процедуры), которые позволяют ему вовлекать руководителей в консультационный процесс, помогать им вовремя выявлять и успешно решать управленческие проблемы, раскрывать новые возможности и перспективы развития организаций. Поэтому в книге излагается большой комплекс методов, охватывающих весь консультационный процесс:от начальных переговоров с потенциальным клиентом, организационной диагностики до выработки решений и осуществления реальных изменений в организациях на основе концепции глубокого консультирования. Консультационное сообщество в России уже созрело. Спрос на управленческое консультирование растет. Однако ощущается дефицит рабочих технологий консультанта, выстроенных на местной почве с учетом мирового опыта,так как практикующие консультанты обычно очень неохотно делятся своими наработками (по соображениям конкуренции, из-за трудностей в описании). Именно поэтому данная книга показывает кухню опытного консультанта, впервые и без утайки раскрывает методические и концептуальные секреты, рассчитывая на прямое использование их в практике работы российских консультантов по управлению. Рисунки автора © А.И. Пригожин, 2003 ISBN 5-7709-0198-5© зао "МЦФЭР", 2003 Какова концепция книги?............................................................ 11 ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ................................... 19 Глава I. Природа организаций..................................................................21 1. Что такое организация?.................................................................... 21 2. Методология анализа организаций................................................. 26 3. Базовые противоречия организации................................................ 32 4. Основные образы организации........................................................ 34 5. Концептуальная схема организации............................................... 38 6. Организация - система искусственная............................................ 55 7. Три базовые ценности организации................................................ 56 8. Организация в своей среде.............................................................. 58 9. Типология организаций.................................................................... 61 10. Организации исчезают?..................................................................... 72 Советы консультанту.................................................................... 74 Советы руководителю.................................................................... 74 Глава П. Целевая структура организации..............................................75 1. Опыт определений........................................................................... 75 2. Уровни целеобразования................................................................. 77 3. Носители целей в организации........................................................ 80 Советы консультанту..................................................................... 84 Советы руководителю.................................................................... 84 ГлаваIII. Стадии развития организации.................................................85 1. Жизненный цикл организации......................................................... 85 2. Уровни развития организации......................................................... 89 Советы консультанту.................................................................... 92 Советы руководителю.................................................................... 92 4Содержание Глава IV. Организационные патологии..................................................93 1.Что есть "норма" и "патология" для организации?......................... 93 2. Патологии в строении организаций................................................. 96 3. Патологии в организационных отношениях................................... 98 4. Патологии в управленческих решениях........................................ 100 Советы консультанту................................................................... 104 Советы руководителю................................................................... 104 ЧАСТЬ II. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ КОНСУЛЬТАНТА ПО УПРАВЛЕНИЮ..................................................................... 105 Глава V. Типология консультационной деятельности........................107 1. Специалисты и дженералисты....................................................... 107 2. Каунселинг...................................................................................... 115 3. Коучинг........................................................................................... 117 Советы консультанту................................................................... 128 Советы руководителю.................................................................. 128 Глава VI. Особенности работы консультанта по управлению...........129 1. Квалификационная характеристика............................................... 129 2. Бизнес-образование и управленческое консультирование........... 131 3. Приоритеты в работе консультанта по управлению.................... 133 4. Оплата консультационных услуг................................................... 135 5. Подготовка консультантов по управлению................................... 140 Глава VII. О субкультуре консультационной деятельности...............150 1.Базовые ценности консалтинга...................................................... 150 2. Парные ориентации........................................................................ 152 3. Вечные вопросы............................................................................. 154 Глава VHI. Концепция глубокого консультирования.........................157 1. Особенности клинического подхода............................................. 157 2. Свои трудности.............................................................................. 158 3. Проникновение вглубь................................................................... 160 4. Устройство концепции................................................................... 162 Советы консультанту................................................................... 163 Советы руководителю.................................................................. 163 Глава ГХ. Консультант-клиентные отношения.............................................. 164 1. Какие бывают клиенты?................................................................. 164 2. Начальные переговоры................................................................... 175 3. Взаимодействие консультанта и клиента в консультационном процессе.......................................................................................... 179 Советы консультанту................................................................... 184 Советы руководителю.................................................................. 184 Полевые материалы.........................................................................184 Договор возмездного оказания консультационных услуг............ 185 Содержание 5 Глава X. Консультационное сообщество в России...............................191 1. Краткая история............................................................................. 191 2. Разработанная конференция в консультационном сообществе... 202 3. Перспективы формирования профессионального сообщества Глава XI. Маркетинг консультационных услуг...................................207 1. Особенности консультационного рынка....................................... 207 2. Типы консультационных фирм...................................................... 208 3. Типы маркетинговых предложений............................................... 210 4. Стили маркетинговых предложений.............................................. 210 5. Структура рекламного предложения............................................ 211 6. PR в управленческом консультировании...................................... 212 7. Главный признак коммерческой эффективности консультационной фирмы............................................................. 213 Советы консультанту................................................................... 215 Советы руководителю.................................................................. 216 Полевые материалы....................................................................... 216 Программа работ по управленческому консультированию........ 219 Программа управленческого практикума "Типичные организационные патологии и пути их преодоления"................. 219 Программа управленческого практикума "Стратегия предприятия: когда и зачем она нужна руководителю? Как ее разрабатывать?".................................................................. 220 Предложения по стратегии крупной консультационной фирмы.... 221 ЧАСТЬ III. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА.......................223 Глава XII. Смысл и назначение оргдиагностики.................................225 Суть диагностики организации.................................................................. 225 Глава XIII. Организационная самодиагностика.................................232 1. Метод "Метафора"......................................................................... 232 2. Метод "Крестовина"....................................................................... 237 3. Работа со схемой "жизненного цикла"................................... ...... 239 4. Работа с управленческими ошибками........................................... 240 5. Работа с оргпатологиями............................................................... 244 Советы консультанту................................................................... 247 Советы руководителю.................................................................. 248 Глава XIV. Методы анализа управленческих решений......................249 1. Группировки решений................................................................... 249 2. Измерение управляемости организации....................................... 251 3. Стиль управления.......................................................................... 269 Советы консультанту................................................................... 280 Советы руководителю.................................................................. 281 Содержание Полевые материалы..........................................................................281 Анализ документированных решений........................................... 281 Глава XV. Диагностическое интервью...................................................298 1. Виды диагностического интервью................................................. 298 2. Структура развивающего диагностического интервью................ 298 3. Практическая организационная проблема.................................... 307 Советы консультанту................................................................... 316 Советы руководителю.................................................................. 318 Глава XVI. Структуризация проблемного поля организации............319 1.Метод группировок проблем......................................................... 319 2. Метод построения графов.............................................................. 321 Советы консультанту................................................................... 323 Советы руководителю.................................................................. 324 Глава XVII. Позиционный анализ организации..................................325 1. Группы интересов.......................................................................... 325 2. Профильный анализ....................................................................... 327 Советы консультанту................................................................... 328 Советы руководителю.................................................................. 329 Глава XVIII. Виды диагностического наблюдения.............................330 1. Активное диагностическое наблюдение........................................ 331 2. Стороннее наблюдение.................................................................. 332 3. Диагностика по слабым сигналам.................................................. 333 Советы консультанту................................................................... 336 Советы руководителю.................................................................. 336 Глава XIX Отчет по организационной диагностике...........................337 1. Концепция отчета по оргдиагностике........................................... 340 2. Структура отчета............................................................................ 341 3. Представление отчета клиенту...................................................... 343 Советы консультанту................................................................... 343 Советы руководителю.................................................................. 344 Полевые материалы.........................................................................344 Отчет о результатах организационной диагностики фирмы "DD" 344 Отчет о результатах организационной диагностики фирмы "XL" 353 Отчет о результатах организационной диагностики фирмы "Z". 364 ЧАСТЬ IV. ОБЩИЕ МЕТОДЫ ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЙ............... 379 Глава XX. Технологии в управленческом консультировании...........381 1. Techno-homo................................................................................... 381 2. Определение................................................................................... 382 3. Разновидности................................................................................ 383 4. Высокие управленческие технологии........................................... 385 5. Консультационные технологии..................................................... 386 Содержание 7 6. Формы представления технологий................................................ 388 7. Маркетинг бизнес-технологий....................................................... 389 8. Пределы технологизации............................................................... 390 Советы консультанту................................................................... 391 Советы руководителю.................................................................. 392 Глава XXI. Живая методология..............................................................393 1.Границы системного подхода........................................................ 393 2. Процесс покажет............................................................................ 395 3. Метод ценного понятия.................................................................. 397 4. Исследование действием............................................................... 399 5. Метод социодрамы......................................................................... 400 6. Метод направленной саморефлексии............................................ 400 7. Работа с группой............................................................................ 402 8. Групповая работа........................................................................... 405 9. Межгрупповая работа.................................................................... 412
10. Сценарный метод........................................................................... 425 11. Игровой метод................................................................................ 430 12. Совместные решения..................................................................... 432 Советы консультанту................................................................... 434 Советы руководителю.................................................................. 434 Полевые материалы.....................................................................434 Пример социодрамы...................................................................... 434 Программа межгрупповой работы по нововведениям................. 440
![]() |