![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Смысл и назначение оргдиагностики 227
Снова к примеру. На одной консультационной фирме в Западной Европе ее владелец и лидер охотно рассказывает нам, группе российских коллег, о своей работе. Иллюстрирует последним заказом: министерство внутренних дел намерено децентрализовать полицейскую службу в стране. Этим и занимаемся. Наш вопрос: "Почему вы решили, что именно в централизации дело? Какую проблему полицейской службы вы решили?" - "Но именно децентрализация была нам заказана", - а разве вы официанты...? Словом, что-то задается ситуацией, что-то и собственным профессиональным, ценностным выбором. Разбирая место оргдиагностики в управленческом консультировании, стоит остановиться вот на чем. Руководитель часто не в состоянии грамотно или просто более или менее определенно сформулировать свой заказ консультанту по управлению. Вероятно, это есть следствие неразвитости спроса на управленческое консультирование в нашей стране. Но, возможно, руководителям вообще не свойственно проблемное мышление. Они склонны от трудностей, нехваток, препятствий сразу переходить к решениям, минуя стадию проблем. И роль консультанта -компенсировать эту естественную ограниченность сознания управленцев. Оргдиагностика и есть лучшее средство, так сказать, подведения заказчика к его проблемам. Как это делается? Предположим, некий начальник приглашает консультанта по управлению. Предлагает ему конкретный заказ. Скорее всего это будет выглядеть так: помогите нам разработать новую структуру управления. Реже, но тоже ходовой вариант - распределение функций (родственное структуре), контроль за исполнением приказов и т. п. Как бы то ни было, консультант с уважением воспринимает эту просьбу, но предлагает начать с выявления всего комплекса проблем этой организации со все той же идеей: не исключено, что мы увидим проблемы, которые окажутся не менее важными, чем структура, или же увидим их влияние на построение структуры, и т. п. - по ситуации1. Консультант показывает, что общая организационная диагностика есть самостоятельная и многообещающая стадия сотрудничества с клиентом, всего консультационного процесса. Более того, в своей практике я нередко предлагал потенциальному клиенту провести оргдиагностику до подписания контракта и оплатить ее только в том случае, если он признает результаты ее ценными для себя. Итак, консультант ведет своего клиента к проблемам его организации через оргдиагностику. Ведет - это как раз то слово. Но именно тут выбор консультационной позиции: следовать за клиентом или вести его, и отнюдь не готовыми решениями, а особой технологией движения к ним. Хотя возможен и иной выбор: клиент всегда прав (я далек от этого суждения). 1 Конечно, если речь ие идет о работе задачного типа. Глава XII Ценность оргдиагностики Знаю, что многие консультанты не занимаются оргдиагностикой специально, а если и занимаются, то экспресс-методом. "Что, диагностика? - говорят они, -10 минут, ну максимум - 2 часа". Экспресс-диагностика, конечно, дает некоторое представление о проблемах организации, но в очень субъективном выражении либо тех, к кому обращается консультант, либо в своем собственном. Между тем организационная диагностика - ценная вещь. И вот почему. Сначала ответим на вопрос: что же ценного дает клиенту оргдиагностика? - Новизнуинформации о состоянии его организации. Консультационные - Выход на корневую проблему,решение которой снимет некоторые дру А что оргдиагностика дает консультанту? Оба названных результата необходимы также и для его работы. Ибо это вовлечениеклиента в консультационный процесс. Кроме того, оргдиагностика - это хороший самостоятельный бизнесдля консультанта. Очень приличное занятие. Оргдиагностика представляет собой весьма технологичный интейк (intake -вхождение, проникновение) в организацию с выходом на следующий контракт. Еще один довод. Консультанту все равно приходится знакомиться с новой клиентной организацией: надо изучать ее структуру, бизнес, проблемы, цели, положение на рынке. Так почему же не сделать эту все равно неизбежную работу по отдельному контракту? Клиенты к такой постановке относятся вполне положительно, ибо понимают, что если рассчитывать на помощь консультанта, то надо дать ему возможность самому вникнуть в организационную ситуацию, а потом и рассказать, как она выглядит в его глазах. Наконец, последний довод. Клиенты сами все чаще заказывают оргдиаг-ностику. Буквально так: "Я хочу разобраться в проблемах, накопившихся в моей фирме. Самому мне изнутри видно не все, да и привычно все. Мне нужен не просто взгляд со стороны, а квалифицированное мнение". И что же, в ответ консультант должен отказывать или убеждать клиента, что это все не важно? Ведь если оргдиагностика действительно ценна для клиента - он вникает в ее результаты, понимает ход движения к ним, способ их получения. В кон-сультант-клиентных отношениях устанавливается доверие и, как следствие, формируется заказ на вторую стадию управленческого консультирования -выработку решения одной из ключевых проблем. Но ведь именно для этой цели и предпринимается, в конце концов, оргдиагностика!
![]() |