Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ



 

Спортивная практика выработала атакующие, защитные и контратакующие структуры технических действий.

Атакующие действия являются основными для всего комп­лекса технических средств. Приступая к обучению основным техническим действиям, необходимо учитывать физиологические закономерности становления двигательного навыка, закономер­ности механики, строение организма человека, процессы памяти, мышления и эмоций.

На первом году обучения ведущей задачей является изучение техники борьбы. Оно и определяет содержание занятий: подбор средств и методов физической и тактической подготовки и режим выполнения специальных упражнений.

Выявленные закономерности становления двигательных на­выков и длительный педагогический опыт многих преподавате­лей и научных работников позволили определить последователь­ность изучения того многообразия технических приемов, которые существуют в борьбе.

Все приемы делятся на группы. В стойке, например, в клас­сической борьбе таких групп пять (переводы в партер, броски наклоном, броски прогибом, броски через спину, сваливания); в самбо — десять (броски захватом ног, выведения из равнове­сия, подножки, подсечки, подхваты, броски через голову, подса­ды, зацепы, броски через спину, бедро, броски через грудь); в вольной — шесть (переводы, броски наклоном, броски через плечи, броски с поворотом спиной, броски прогибом, свали­вания).

В каждой из этих групп имеется наиболее типичный прием — основа структуры, который изучается вначале. В дальнейшем изучают другие варианты основы структуры (приемы данной группы). Например, в стойке в группе бросков через спину на­считывается более 14 приемов. После изучения броска через спи­ну с наиболее простым захватом (основа структуры) легко овла­деть и другими приемами из этой группы (вариантами).

Такой перенос двигательного навыка, когда изучение одного приема способствует изучению целой группы приемов, называет­ся положительным переносом.

Однако в практике, если приемы изучаются сразу один за другим, встречается отрицательный перенос. Например, перевод в партер вертушкой мешает изучению броска через спину захва­том руки через плечо (если эти приемы изучаются сразу один за другим), так как при этом неизбежно возникает грубая ошибка: атакующий при повороте к партнеру спиной (в последнем при­еме) значительно отклоняет туловище назад (на партнера).

Изучение броска зацепом стопой также мешает изучению броска боковой подсечкой. Все это необходимо учитывать. Если при усвоении каких-либо приемов наблюдается отрицательный перенос навыков, то такие приемы надо изучать в разное время.

При изучении и закреплении какого-либо нового движения внимание борца имеет разную направленность. На первом этапе изучения приема внимание направлено на последовательное вы­полнение каждого отдельного элемента технического действия. По мере повторения всех деталей приема одновременно и при условии правильного выполнения их наступает ослабление вни­мания к деталям. В результате у занимающегося вырабатывает­ся умение целостно выполнять прием. Умение провести прием— это способность занимающегося сознательно выполнять техниче­ское действие с соблюдением определенных требований. Одна­ко овладения приемом на уровне первоначального умения явно не достаточно. Если борец во время схватки будет обращать вни­мание на правильное проведение элементов приема, а не на вы­бор удобной ситуации для его реализации, он не сможет пра­вильно подготовить прием и выполнить его.

Поэтому как только занимающийся овладеет техникой прове­дения приема в простых условиях (без сопротивления партнера), необходимо научить его выполнять прием в сложных условиях спортивных схваток. Занимающийся должен уметь выполнять прием в удобный момент схватки, не задумываясь над его дета­лями. Для этого надо, чтобы умение постепенно перешло в навык.

Под навыком понимается действие, выполнение которого бла­годаря многократному повторению приобрело автоматизирован­ный характер.

Известно, что всякий навык (включая и умение), с точки зре­ния физиологии, представляет собой сложную, относительно установившуюся систему условно-рефлекторных связей. Станов­ление технических навыков проходит на основе закономерностей образования сложных условных рефлексов.

Образование двигательного навыка представляет собой фор­мирование новой, сложной координационной деятельности нерв­ных центров. Эта координация всегда включает в себя регуля­цию как двигательных, так и нервных, секреторных, сосудистых и трофических функций организма, так как при осуществлении координационного двигательного акта требуется согласование не только двигательных, но и всех остальных функций организма спортсмена.

Процесс формирования двигательных навыков опирается на закон дифференцировки.

Выработка дифференцировочного торможения способствует устранению сокращения излишних мышечных групп. Быстрота становления двигательного навыка зависит от количества пра­вильно выполненных повторений, предшествующего опыта зани­мающихся, их физической подготовленности, верного представ­ления о структуре технического действия и содержания занятий.

Известно, что в структуре спортивных упражнений принято различать пространственные, временные и силовые компоненты. При овладении новым движением они усваиваются неодновременно — вначале закрепляются пространственные, затем сило­вые и, наконец, временные компоненты. Причем все эти пара­метры навыка тесно связаны и взаимодействуют между собой.

Из практики известно, что даже незначительное изменение внешних условий оказывает сбивающее воздействие на структу­ру и, естественно, на эффективность выполнения основных дви­жений спортсмена. Практически очень важно, чтобы технические приемы борца имели определенную устойчивость, не расстраива­лись при помехах со стороны всех возможных факторов.

Но это не значит, что движение должно оставаться постоян­ным, оно, естественно, несколько изменяется, но основа структу­ры его сохраняется. Однако при максимальных результатах сохраняют постоянство структуры движения лишь мастера вы­сокого класса. Такое постоянство достигается, с одной стороны, приспособительными механизмами, выработанными в ходе изу­чения и, особенно, совершенствования технического навыка в Различных условиях, а с другой — приспособлением самой основы движений.

Без учета этих положений трудно правильно строить процесс обучения техническим приемам.

Таким образом, учитывая закономерности образования дви­гательного навыка, при изучении и совершенствовании техничес­ких действий, особенно сложных, тренер должен руководство­ваться следующим.



Просмотров 950

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!