Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методы совершенствования в технике



 

Совершенствование в технике борьбы проходит с использо­ванием целого ряда методов и методических приемов. К наибо­лее эффективным и часто применяемым из них относятся.

Повторный метод. Он заключается в неоднократном выполне­нии технического или тактического действия (элемента) в одних и тех же условиях либо в изменяющихся условиях, но эти изме­нения не оказывают заметного влияния на усложнение или облегчение выполняемого действия. Повторение приема в одних и тех же условиях позволит борцу прочно закрепить свой навык, довести выполнение приема до автоматизма.

Метод изменения условий сводится к тому, что борец упраж­няется в выполнении технических приемов в различных условиях и разнообразной обстановке. Этот метод играет особо важную роль в процессе закрепления и дальнейшего совершенствования в технике и тактике, в выработке прочного и в то же время под­вижного навыка при воздействии сбивающих факторов.

Следует иметь в виду, что одни и те же условия в одних слу­чаях будут более легкими, в других — более сложными. Это за­висит от целого ряда факторов, и прежде всего от уровня под­готовленности спортсмена, его самочувствия, от того, какое тех­ническое действие выполняется и в какой степени спортсмен владеет им, а также какие задачи стоят в данный момент перед упражняющимся.

К основным средствам изменения условий выполнения прие­ма и его тактики относятся:

Изменение внешних условий (оборудования и мес­та проведения занятий); на открытом воздухе и в помещении; при различной температуре; на мягком ковре или жестком: на коврах различных размеров (размеры рабочей площадки ковра могут быть обозначены условно), на различном расстоянии от края ковра.

Изменение видов упражнений: специальные ими­тационные упражнения без снарядов и со снарядами (с чучелом, с тренировочным мешком) различного веса и размера; специаль­ные упражнения с партнером; схватки различного характера: учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, соревнователь­ные.

Характер схватки в значительной мере определяет сопротив­ление партнера и поведение упражняющегося (подробно о схват­ках см. в разделе «Упражнения борца», стр. 550).

Выполнение действий с различными партнерами: по росту и весу; по технической и тактической подготовленности; по фи­зической подготовленности (сильный или слабый, быстрый или медленный, ловкий или с плохой координацией и т. д.); по волевой подготовленности (смелый, нерешительный, упорный и т. д.).

Постановка различных заданий партнеру. Для совершенствования технического действия в специальных упражнениях или в схватке не всегда удается подобрать партне­ра, индивидуальные качества которого соответствовали бы зада­чам, стоящим перед упражняющимися. В этом случае тренер с по­мощью соответствующих заданий партнеру может в значитель­ной мере обусловить необходимые с его стороны действия и поведение.

Например, тренер может воспроизводить определенные по­ложения, осуществлять движения, действия, облегчающие или затрудняющие выполнение упражняющимися совершенствуемого действия; находиться в заданном положении различное по про­должительности время и выполнять заданные движения и дей­ствия с различной скоростью и силой; в ответ на действия уп­ражняющегося относительно не сопротивляться или сопротив­ляться в полную силу.

Выполнение действия при различном психи­ческом и функциональном состоянии, из раз­личных исходных положений. Борец выполняет дей­ствия со свежими силами или когда устал; занимает неудобное положение (принимает непривычную стойку, располагается по отношению к краю ковра спиной, боком, грудью и т. .); осущест­вляет различный захват (высокий, низкий); атакует с различной дистанции (ближней и дальней).

Средства варьирования условий используются в зависимости от задач тренировки.

Метод показа (наблюдения) (см. «Методы обучения», Стр. 161).

Соревновательный метод (см. «Методы обучения»).

Контрольный метод (см. «Методы обучения» и «Педагоги­ческий контроль», стр. 232).

Вычленение (по элементам). Этот метод используется с це­лью дальнейшего совершенствования техники. Он заключается в том, что борец вычленяет какой-либо из элементов (фазу, часть) приема и выполняет его изолированно от других. Метод вычленения применяют прежде всего для отработки тех деталей приема, которые у борца отстают.

Акцентированное внимание. Методический прием заключается в том, что при совершенствовании технического дей­ствия в целом упражняющийся обращает особое внимание на выполнение какого-либо одного элемента. К этому методическо­му приему часто прибегают в тех случаях, когда невозможно вы­членить отрабатываемый элемент.

Эпизод схватки. Методический прием представляет собой совершенствование технического действия в той или иной дина­мической ситуации, имеющей место в практике соревнований (атаки спуртом, связки и др.). Борец отрабатывает выполнение приемов в тесной связи с тактическими действиями, и прежде всего с различными способами тактической подготовки в различ­ных комбинациях.

Основным видом упражнения, в котором проходит совершен­ствование в технике и тактике с использованием этого методи­ческого приема, являются учебные схватки и упражнения с парт­нером. Задачи партнера заключаются в том, чтобы четко и пра­вильно воспроизводить динамическую ситуацию, при которой упражняющийся будет выполнять свои действия.

Анализ. Этот методический прием предполагает теоретиче­ский и практический разбор совершенствуемого действия на ос­нове просмотра кинограмм, кинокольцовок, фотоснимков, со­ревнований или тренировок, а также материалов, полученных в результате использования объективных методов контроля за тех­нической и тактической подготовкой борца (см. «Методы обуче­ния» и «Педагогический контроль»).

Дифференцирование. Этот методический прием состоит в том, что упражняющийся должен своевременно реагировать соответствующим действием только на строго определенные бла­гоприятные ситуации, воспроизводимые партнером, пропуская без внимания все остальные. Партнеру дается задание: наряду с Движениями и позами, создающими благоприятные ситуации для выполнения приема, периодически воспроизводить ситуации, в большей или меньшей мере отличающиеся от тех. на которые упражняющийся должен реагировать. Дифференцирование игра­ет особо важную роль в совершенствовании тактики проведения технических действии, и в частности в приобретении умения тон­ко воспринимать и правильно использовать благоприятные мо­менты для атаки (контратаки) противника.

Методический прием дифференцирование используется в специальных упражнениях с партнером и в учебно-тренировочных схватках.

Фиксация. Прием заключается в том, что преподаватель, наблюдая за выполнением технических действий, по условному сигналу (хлопку, свистку или возгласу «стоп») останавливает действия борцов. После того как они зафиксируют положение тела, в котором их застал сигнал, тренер разбирает конкретно сложившуюся ситуацию, указывает на допущенные ошибки и поясняет, как надо действовать в данном случае.

Фиксация дает возможность упражняющемуся наглядно убе­диться в совершаемых им ошибках и яснее понять, как правиль­но надо выполнять отдельные детали действия (см. раздел «Ме­тоды обучения», стр. 166).

Утрирование. Данный методический прием сводится к тому, что борцу дается задание выполнить действие с умышлен­ным отступлением, в котором он допускает ошибку. Например, если борец при выполнении броска прогибом раньше времени поворачивается грудью к ковру и после неоднократных указаний продолжает повторять ту же ошибку, полезно, чтобы он делал поворот позже, чем это требуется на самом деле.

Дополнительный ориентир. Прием заключается в использовании дополнительных слуховых, зрительных и кожно-мышечных раздражителей, помогающих занимающемуся пра­вильно выполнять отдельные движения целостного действия во времени и пространстве, сочетать свои действия с действиями противника и окружающими предметами.

 



Просмотров 1119

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!