![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Обработка материалов исследования
В процессе работы необходимо применять различные графические методы, а также методы математической статистики. Это поможет правильно истолковать полученный фактический материал. Чаще всего при обработке фактического материала ограничиваются определением средней арифметической величины. Но это только первый шаг к последующей более глубокой обработке материалов. Надо применять вычисление среднего квадратичного отклонения, коэффициент корреляции, критерий достоверности и др. При проведении исследований необходимо иметь в виду критерии оценки их качества. Выводы научной работы должны отвечать поставленным педагогическим задачам. С одной стороны, они должны носить, общетеоретический характер, а с другой — отличаться большой конкретностью и быть доказуемы (практически пригодными). Выводы должны вытекать из обсужденного материала. Причем с особой осторожностью необходимо переходить от полученных конкретных данных к широким обобщениям. Очень важна оригинальность и новизна в подходе к решению задач поставленной работы, а также в разработке и применении методов исследования. Важно также учитывать четкость и глубину разработанного плана научной работы, фактический материал, анализ литературы и т. д. В большинстве случаев (если это не теоретическая работа) научная работа должна иметь план внедрения в практику. Внедрение полученных результатов в практику должно идти не только путем публикации, докладов, но и путем непосредственной помощи преподавателям и тренерам в их работе.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент — один из основных и наиболее эффективных методов исследования, используемых в спортивной борьбе. Этот метод дает возможность детально изучать процесс обучения и тренировки путем преднамеренного его изменения. Причем следует проверять эти измененные варианты несколько раз в различной обстановке. Прежде чем приступить к эксперименту, необходимо выработать рабочую гипотезу, составить план, подготовить точную систему регистрации тех показателей, которые являются важными в проводимом исследовании. Существуют два основных типа экспериментов. К первому относят такой, при котором имеется только экспериментальная группа и нет контрольной или она подразумевается. Ко второму— такой, при котором имеется одна или несколько контрольных и экспериментальных групп. Особенность первого типа эксперимента заключается в том, что исследователю нет необходимости уравнивать состав контрольных и экспериментальных групп, как при втором типе. Первый тип эксперимента обычно применяют в исследованиях высококвалифицированных спортсменов в том случае, когда создается большая трудность в подборе равноценных пар борцов (например, исследователь желает определить эффективность двух или нескольких вариантов совершенствования приемов). Для этого с помощью необходимых тестов по технической подготовке у занимающихся оценивают исходные показатели, после чего применяют один из вариантов совершенствования приемов. Через определенный промежуток времени исследователь снова оценивает (по тестам) результаты выполнения приема занимающимися и, сопоставив начальные и конечные данные, выявляет сдвиги, которые произошли под воздействием этого варианта тренировки. А еще через некоторое время таким же способом апробируются последующие варианты, причем их проверка может происходить несколько раз (на других группах). На основе сдвигов в технической подготовленности борцов выявляют лучший вариант. Можно поступать и так: на группе занимающихся, в которой применялась общепринятая методика, проверяется эффективность какого-либо комплекса упражнений. Сдвиги, наблюдаемые в подготовленности борцов в связи с применением указанных выше вариантов тренировки, сопоставляются с результатами спортсменов, которые тренировались по общепринятой методике. Второй тип эксперимента обычно применяется в исследованиях борцов низкой квалификации там, где имеется возможность привлечь большое количество примерно равных по подготовленности спортсменов. Для большей объективизации эксперимент следует проводить способом «перекрестного изучения», при котором новые методы проверяются взаимно на разных группах (например, на первой группе проверяется первый метод, на второй — второй, затем на первой группе проверяется второй метод, а на второй — первый). Объективность данных, полученных в результате эксперимента, во многом зависит от способа регистрации изучаемых показателей. В настоящее время в борьбе применяются следующие способы измерения и фиксации явлений, наблюдаемых в педагогическом процессе: контрольные испытания и оценка спортивных состязаний; регистрация занятий в педагогических схемах наблюдений; динамография в сочетании с киносъемкой и др. Данные измерений и .наблюдений вносятся в протоколы с обязательным указанием даты, времени проведения исследования, состава испытуемых и т. д.; результаты обработки полученных данных могут быть выражены в форме таблиц, графиков, схем. К данным, выявленным в ходе эксперимента, нужно относиться критически. Результат, полученный в однократном коротком эксперименте, относителен. Без тесного увязывания результатов практики и эксперимента, без их повторной проверки нельзя делать окончательных выводов. Только совокупность результатов педагогического эксперимента и данных, выявленных другими методами исследования, может привести к глубокому и всестороннему раскрытию закономерностей спортивной тренировки. Модельный эксперимент. Этот метод исследования часто применяется в практике научно-исследовательской работы по борьбе. Модель — это воспроизведение явления в определенных условиях, искусственно построенных с целью дальнейшего его изучения или применения. В модельном опыте можно повторить необходимое число раз анализируемое явление. Оно может воспроизводиться в упрощенной, но более точной форме, например нагрузка или взаимодействие борца со сбивающими факторами схватки и т. д. В модельном опыте имеется возможность использовать углубленные методы исследования и тем самым более подробно раскрыть обнаруженную закономерность. Существенными признаками модели являются: наглядность, известное отвлечение, элемент научной и творческой фантазии, использование аналогии с практической действительностью. В ходе применения модели в экспериментальной работе шлифуются, уточняются ее отдельные стороны. В первоначальный вариант опыта вносятся коррективы. Вариант как бы превращается в модель второго, третьего и т. д. порядка. В конечном итоге модель может служить методом или формой тренировки, локально воздействующим на какую-то сторону подготовки спортсмена. Пока что опыт использования моделирования в педагогике касается средств воздействия на спортсмена. Например, в схватке борцу постоянно мешают выполнять технические действия. Для того чтобы точно определить, как влияют на проведение приема некоторые помехи (например, изменение дистанции), была применена следующая модель. На динамографической платформе борец выполнял прием с чучелом с различных дистанций 0—30—40 см, 70—80—90 см, с разным усилением силы отрыва чучела от ковра и т. д. При этом регистрировались биотоки мышц, дыхание, форма движения. Лабораторные педагогические опыты. Лабораторный опыт дает возможность изучать какое-либо явление в наиболее простых, отвлеченных от соревнований условиях и с большей точностью. Эти условия помогают выделять наиболее интересные стороны явления и воспроизводить его необходимое число раз. Например, изучение силы или быстроты групп мышц борца можно проводить в лабораторных условиях с применением различных методов исследования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Эффективность любого плана проверяется на практике. Решению этой задачи служит педагогический контроль. Он помогает проверять правильность подбора и использования средств тренировки, форм организации и методов проведения занятий и находить наиболее эффективный путь к решению задач тренировки. Систематический контроль за тренировочным процессом борца дает возможность следить за уровнем его технической, тактической подготовленности, общим и специальным физическим развитием. Анализ данных педагогического контроля позволяет тренеру не только констатировать факт, но и активно вмешиваться в ход учебно-тренировочного процесса и совершенствовать его. Для того чтобы можно было сравнивать и анализировать полученные результаты, к педагогическому контролю прибегают в одни и те же периоды и этапы тренировки. В настоящее время существует ряд методов оценки деятельности борца. На основании результатов выступления борца в соревнованиях можно определить его спортивное мастерство — растет оно или снижается. При этом учитывают не только занятое место, по п количество противников, их квалификацию, жеребьевку и т. д. Ввиду того, что на соревнованиях могут произойти различные случайности, которые трудно учесть, для более объективного определения роста спортивного мастерства наряду с учетом результатов необходимо отдельно оценивать технико-тактическую, физическую подготовленность борца и его функциональные возможности.
Оценка нагрузки борца
Для регистрации нагрузки борца в тренировочной схватке необходимо интенсивность занятий (соответствующий балл) умножить на их объем (время занятия, схватки и др.). Например: нагрузка (регистрируется в специальных единицах) равна интенсивности занятий, умноженной на объем. Причем, исходя из полученных данных, определяют степень нагрузки в занятии (в зависимости от подготовленности, мастерства борцов и др.). Например, малая нагрузка для высококвалифицированных спортсменов может находиться в пределах 150— 200 единиц, средняя — 200—260 и большая — в пределах 260 — 320 единиц.
![]() |