Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Обработка материалов исследования



 

В процессе работы необходимо применять различные графи­ческие методы, а также методы математической статистики. Это поможет правильно истолковать полученный фактический мате­риал. Чаще всего при обработке фактического материала огра­ничиваются определением средней арифметической величины. Но это только первый шаг к последующей более глубокой обработке материалов. Надо применять вычисление среднего квадратич­ного отклонения, коэффициент корреляции, критерий достовер­ности и др.

При проведении исследований необходимо иметь в виду кри­терии оценки их качества.

Выводы научной работы должны отвечать поставленным пе­дагогическим задачам. С одной стороны, они должны носить, общетеоретический характер, а с другой — отличаться большой конкретностью и быть доказуемы (практически пригодными). Вы­воды должны вытекать из обсужденного материала. Причем с особой осторожностью необходимо переходить от полученных конкретных данных к широким обобщениям.

Очень важна оригинальность и новизна в подходе к решению задач поставленной работы, а также в разработке и применении методов исследования. Важно также учитывать четкость и глу­бину разработанного плана научной работы, фактический мате­риал, анализ литературы и т. д.

В большинстве случаев (если это не теоретическая работа) научная работа должна иметь план внедрения в практику. Внед­рение полученных результатов в практику должно идти не толь­ко путем публикации, докладов, но и путем непосредственной по­мощи преподавателям и тренерам в их работе.

 

 

Педагогический эксперимент

 

Педагогический эксперимент — один из основных и наиболее эффективных методов исследования, используемых в спортивной борьбе. Этот метод дает возможность детально изучать процесс обучения и тренировки путем преднамеренного его изменения. Причем следует проверять эти измененные варианты несколько раз в различной обстановке.

Прежде чем приступить к эксперименту, необходимо вырабо­тать рабочую гипотезу, составить план, подготовить точную си­стему регистрации тех показателей, которые являются важными в проводимом исследовании.

Существуют два основных типа экспериментов. К первому от­носят такой, при котором имеется только экспериментальная группа и нет контрольной или она подразумевается. Ко второ­му— такой, при котором имеется одна или несколько контроль­ных и экспериментальных групп.

Особенность первого типа эксперимента заключается в том, что исследователю нет необходимости уравнивать состав конт­рольных и экспериментальных групп, как при втором типе.

Первый тип эксперимента обычно применяют в исследованиях высококвалифицированных спортсменов в том случае, когда создается большая трудность в подборе равноценных пар бор­цов (например, исследователь желает определить эффективность двух или нескольких вариантов совершенствования приемов).

Для этого с помощью необходимых тестов по технической подготовке у занимающихся оценивают исходные показатели, после чего применяют один из вариантов совершенствования приемов. Через определенный промежуток времени исследова­тель снова оценивает (по тестам) результаты выполнения прие­ма занимающимися и, сопоставив начальные и конечные данные, выявляет сдвиги, которые произошли под воздействием этого ва­рианта тренировки. А еще через некоторое время таким же спо­собом апробируются последующие варианты, причем их провер­ка может происходить несколько раз (на других группах).

На основе сдвигов в технической подготовленности борцов выявляют лучший вариант.

Можно поступать и так: на группе занимающихся, в которой применялась общепринятая методика, проверяется эффектив­ность какого-либо комплекса упражнений.

Сдвиги, наблюдаемые в подготовленности борцов в связи с применением указанных выше вариантов тренировки, сопоставля­ются с результатами спортсменов, которые тренировались по об­щепринятой методике.

Второй тип эксперимента обычно применяется в исследовани­ях борцов низкой квалификации там, где имеется возможность привлечь большое количество примерно равных по подготовлен­ности спортсменов.

Для большей объективизации эксперимент следует проводить способом «перекрестного изучения», при котором новые методы проверяются взаимно на разных группах (например, на первой группе проверяется первый метод, на второй — второй, затем на первой группе проверяется второй метод, а на второй — первый).

Объективность данных, полученных в результате эксперимен­та, во многом зависит от способа регистрации изучаемых показа­телей. В настоящее время в борьбе применяются следующие спо­собы измерения и фиксации явлений, наблюдаемых в педагоги­ческом процессе: контрольные испытания и оценка спортивных состязаний; регистрация занятий в педагогических схемах на­блюдений; динамография в сочетании с киносъемкой и др.

Данные измерений и .наблюдений вносятся в протоколы с обя­зательным указанием даты, времени проведения исследования, состава испытуемых и т. д.; результаты обработки полученных данных могут быть выражены в форме таблиц, графиков, схем.

К данным, выявленным в ходе эксперимента, нужно отно­ситься критически. Результат, полученный в однократном корот­ком эксперименте, относителен. Без тесного увязывания резуль­татов практики и эксперимента, без их повторной проверки нельзя делать окончательных выводов.

Только совокупность результатов педагогического экспери­мента и данных, выявленных другими методами исследования, может привести к глубокому и всестороннему раскрытию зако­номерностей спортивной тренировки.

Модельный эксперимент. Этот метод исследования часто при­меняется в практике научно-исследовательской работы по борь­бе. Модель — это воспроизведение явления в определенных ус­ловиях, искусственно построенных с целью дальнейшего его изу­чения или применения. В модельном опыте можно повторить необходимое число раз анализируемое явление. Оно может вос­производиться в упрощенной, но более точной форме, например нагрузка или взаимодействие борца со сбивающими факторами схватки и т. д.

В модельном опыте имеется возможность использовать углуб­ленные методы исследования и тем самым более подробно рас­крыть обнаруженную закономерность.

Существенными признаками модели являются: наглядность, известное отвлечение, элемент научной и творческой фантазии, использование аналогии с практической действительностью.

В ходе применения модели в экспериментальной работе шли­фуются, уточняются ее отдельные стороны.

В первоначальный вариант опыта вносятся коррективы. Ва­риант как бы превращается в модель второго, третьего и т. д. порядка. В конечном итоге модель может служить методом или формой тренировки, локально воздействующим на какую-то сто­рону подготовки спортсмена.

Пока что опыт использования моделирования в педагогике касается средств воздействия на спортсмена. Например, в схват­ке борцу постоянно мешают выполнять технические действия. Для того чтобы точно определить, как влияют на проведение приема некоторые помехи (например, изменение дистанции), была применена следующая модель. На динамографической платформе борец выполнял прием с чучелом с различных дис­танций 0—30—40 см, 70—80—90 см, с разным усилением силы отрыва чучела от ковра и т. д. При этом регистрировались биото­ки мышц, дыхание, форма движения.

Лабораторные педагогические опыты. Лабораторный опыт да­ет возможность изучать какое-либо явление в наиболее простых, отвлеченных от соревнований условиях и с большей точностью.

Эти условия помогают выделять наиболее интересные сторо­ны явления и воспроизводить его необходимое число раз. Напри­мер, изучение силы или быстроты групп мышц борца можно проводить в лабораторных условиях с применением различных методов исследования.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

 

Эффективность любого плана проверяется на практике. Ре­шению этой задачи служит педагогический контроль. Он помо­гает проверять правильность подбора и использования средств тренировки, форм организации и методов проведения занятий и находить наиболее эффективный путь к решению задач трени­ровки.

Систематический контроль за тренировочным процессом бор­ца дает возможность следить за уровнем его технической, тактической подготовленности, общим и специальным физическим развитием. Анализ данных педагогического контроля позволяет тренеру не только констатировать факт, но и активно вмешиваться в ход учебно-тренировочного процесса и совершенство­вать его.

Для того чтобы можно было сравнивать и анализировать полу­ченные результаты, к педагогическому контролю прибегают в одни и те же периоды и этапы тренировки. В настоящее время су­ществует ряд методов оценки деятельности борца.

На основании результатов выступления борца в соревновани­ях можно определить его спортивное мастерство — растет оно или снижается. При этом учитывают не только занятое место, по п количество противников, их квалификацию, жеребьевку и т. д.

Ввиду того, что на соревнованиях могут произойти различные случайности, которые трудно учесть, для более объективного определения роста спортивного мастерства наряду с учетом ре­зультатов необходимо отдельно оценивать технико-тактическую, физическую подготовленность борца и его функциональные воз­можности.

 

Оценка нагрузки борца

 

Для регистрации нагрузки борца в тренировочной схватке не­обходимо интенсивность занятий (соответствующий балл) умно­жить на их объем (время занятия, схватки и др.). Например: на­грузка (регистрируется в специальных единицах) равна интен­сивности занятий, умноженной на объем.

Причем, исходя из полученных данных, определяют степень нагрузки в занятии (в зависимости от подготовленности, мастер­ства борцов и др.). Например, малая нагрузка для высококвали­фицированных спортсменов может находиться в пределах 150— 200 единиц, средняя — 200—260 и большая — в пределах 260 — 320 единиц.

 



Просмотров 1407

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!