Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ



 

Обучение и тренировка юношей по спортивной борьбе осуще­ствляются в соответствии с утвержденными программами (см. программу для ДЮСШ и СШМ).

Материал программ довольно обширный и трудный. Часто для его усвоения юношам требуется более длительное время, чем взрослым. Для успешного усвоения программы необходимо, что­бы занятия всегда носили воспитывающий характер. В юноше­ском возрасте происходит интенсивное сознательное накопле­ние знаний, навыков и умений, становление взглядов на поведе­ние, труд и коллектив. От того, как решаются воспитательные задачи, будет зависеть дальнейшая деятельность молодого че­ловека.

Надо научить занимающихся понимать цели и задачи, пути и средства для их решения, анализировать успехи и недостатки. Помимо перспективных целей, наиболее важно определить бли­жайшие задачи, например овладеть техникой определенного приема, провести над партнером большее количество приемов и т. д. Как бы ни была заманчива перспективная цель, напри­мер, стать чемпионом, но если юноша не будет видеть результа­тов своего труда, он, встречая определенные трудности, посте­пенно охладеет к ней.

Ставя ближайшую задачу, например, овладеть техникой ка­кого-то приема, тренер указывает, для чего это нужно. Через не­большой промежуток времени, когда юноша овладеет техникой этого приема, он получает удовлетворение, которое является стимулом для дальнейших занятий. Большое значение здесь име­ет сравнение с предыдущим результатом: «раньше не умел — те­перь легко сделал», «раньше подтягивался три раза — теперь пять, молодец!» и т. п. Последовательная постановка близких по решению задач положительно сказывается на учебно-трениро­вочном процессе. Юноши в большей степени, чем взрослые, пе­реживают свои успехи и в особенности неудачи. Поэтому важно научить их правильно оценивать свои действия. Это необходимо осуществлять на каждом занятии. Так, при совершенствовании способа тактической подготовки угроза юноша допускает ошиб­ку: угрожает неестественно и не достигает результата. Если юно­ша не может определить причину неудачи, то тренер должен на­вести его на правильный ответ, например показать аналогичное действие в другом приеме.

Особенно болезненно переживают юноши поражения. Поэто­му преподаватель должен помочь им вскрыть причины пораже­ния и показать, что и как надо делать на предстоящих занятиях, чтобы победить в будущем. -

Таким образом, занимающиеся постепенно сами привыкнут к анализу своих действий и поступков. Зная возрастные особенности юношей, преподаватель должен больше пользоваться наглядным обучением. Юноши, особенно младшего возраста, более восприимчивы к показу и яркому, об­разному объяснению, чем к подробному устному изложению ма­териала.

Необходимо образцово показывать технические действия и правильно, образно объяснять их основные детали. В противном случае юноши усвоят неверные движения и выработают непра­вильные навыки.

Преподаватель должен следить за тем, чтобы учебный мате­риал соответствовал физическим возможностям учеников. Если учебный материал требует значительных физических усилий, а занимающиеся не подготовлены к этому, то его изучение следует перенести на более поздние сроки (например, разучивание брос­ков прогибом, с обвивом в вольной борьбе). В другом случае за­нимающиеся способны освоить сложные по координации приемы, которые не требуют значительных физических усилий, например перевод рывком за руку с подножкой. Этому приему можно обу­чать в первый месяц занятий. Допускать юношей к соревновани­ям следует с учетом их подготовки.

Обучать борьбе юношей необходимо систематически и после­довательно. Надо требовать от учеников регулярного посещения занятий. Это, прежде всего, необходимо для образования услов­ных связей.

При повторении надо обращать внимание на точность воспро­изведения ранее изученного материала и своевременно исправ­лять замеченные недостатки.

Хорошая посещаемость занятий способствует усвоению тех­ники борьбы без ущерба для здоровья занимающихся, за состоя­нием которых преподаватель должен следить особенно внима­тельно.

В юношеском возрасте первостепенное значение имеет всесто­ронняя физическая подготовка. В нее входят: формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие, форми­рование двигательных навыков, развитие физических качеств для овладения техническими действиями, совершенствование не­достаточно развитых качеств. Решение всех этих задач должно осуществляться на фоне укрепления здоровья.

Известно, что в 12—14 лет хорошо поддается развитию быст­рота, ловкость, гибкость, а 15—16 лет — сила. В этот период у юношей появляются способности к выполнению скоростно-силовых упражнений. В 16—18 лет легче усваиваются упражнения, требующие значительной силы и скорости, создаются предпосыл­ки для развития выносливости. Эти рекомендации следует учиты­вать при физической подготовке юных борцов.

В связи с тем, что юноши довольно легко справляются с крат­ковременными заданиями, даже интенсивными, и труднее с дли­тельными, даже если они на первый взгляд кажутся простыми и легкими, удельный вес упражнений для развития различных фи­зических качеств будет разный. Так, если в подростковой группе быстроту развить легче, то этому качеству надо уделять большее внимание, чем выносливости.

При развитии выносливости нагрузка должна повышаться по­степенно с таким расчетом, чтобы к концу года юноши могли вес­ти тренировочные схватки в среднем темпе в течение 6 мин. с пе­рерывом 1 мин. после 3 мин. борьбы.

В старшей юношеской группе те же качества будут разви­ваться по-другому. Уделяется внимание поддержанию и дальнейшему развитию быстроты. Специальную выносливость разви­вают с таким расчетом, чтобы юноша мог в одном занятии бо­роться по правилам соревнований, т. е. вести 2 схватки по 6 мин. с перерывом 1 мин. после 3 мин. борьбы.

Следует подчеркнуть, что развитие выносливости у юношей должно осуществляться параллельно с развитием других физиче­ских качеств. «При длительной и односторонней тренировке на выносливость в этом возрасте снижается свойственная юношам хорошая адаптация к скоростным нагрузкам».*

Для развития быстроты и ловкости необходимо применять соответствующие упражнения на каждом занятии, так как эти качества потерять можно очень быстро, а развить значительно труднее.

Не следует развивать у подростков и младших юношей быст­роту и ловкость со значительными отягощениями.

Развитие силы в юношеском возрасте должно осуществлять­ся преимущественно упражнениями скоростно-силового характе­ра: Форсированное развитие силы и увлечение упражнениями с большим весом может привести к скованности и потере быстроты.

У юношей 12—15 лет развитие силы должно осуществляться главным образом с помощью упражнений с отягощением, весом собственного тела, гантелями, набивными мячами, с гимнастическими палками, с партнером, на гимнастических снарядах.

В 16—18 лет упражнения на силу усложняют за счет увели­чения веса снаряда, изменения исходного положения, увеличения времени на выполнение упражнений, уменьшения отдыха между упражнениями и т. д. В качестве отягощения можно применять гири, различного веса штангу, разного веса партнеров.

Исследования профессора А. В. Коробкова доказали, что по­казатели силы мышц у подростков и юношей на 1 кг собственного веса приближаются к уровню взрослых уже к 13—15 годам, а по­казатели максимальной силы к 17—18 годам.

Развивать выносливость у подростков и младших юношей на­до особенно осторожно — с помощью упражнений со средним на­пряжением небольшими дозами (сериями) или учебно-трениро­вочных схваток с перерывами для отдыха. Постепенно, по мере приспособления к нагрузке периоды отдыха сокращают (напри­мер, при борьбе в стойке 2 + 2 дается перерыв 3 мин., постепенно его сокращают до 1 мин.). Подобное задание может быть исполь­зовано и для борьбы в партере. Затем увеличивают время выпол­нения упражнений до 3 + 3 мин. с перерывом 1 мин., и, наконец, можно увеличить темп ведения борьбы. Если занимающиеся от­носительно легко справляются с нагрузкой, рекомендуется про­вести дополнительную схватку с определенным заданием.

При подготовке к соревнованиям юношей 17—18 лет следует провести 2 схватки в одном занятии (например, первая 3 + 3 мин. с перерывом 1 мин., после 15 мин. отдыха проводится вторая схватка, время которой преподаватель определяет в зависимости от состояния борцов).

Большое значение для развития выносливости имеет борьба в различных условиях: на ограниченном месте, с односторонним сопротивлением, с сопротивлением после захвата, с выходом из партера наверх или в стойку и т. д. Такие задания приучают юношу находить выход из любых создавшихся положений в схватке.

Большое внимание необходимо уделить также развитию гиб­кости и подвижности в суставах. Исследования показывают, что «с 13 лет начинается новый прирост показателей подвижности в суставах, в 15 лет он достигает наибольшей величины... В даль­нейшем, в 16—17 лет, показатели подвижности в суставах умень­шаются...»* Поэтому в старшем юношеском возрасте препода­ватель не должен ослаблять внимания к упражнениям на гиб­кость и подвижность в суставах. Гибкость и подвижность в суставах у юношей 12—15 лет надо развивать упражнениями без предметов, упражнениями активно-пассивного характера и уп­ражнениями с небольшими отягощениями (гимнастическая пал­ка, набивной мяч, гантели и т. п.).

С переходом занимающихся в старшую юношескую группу вес отягощений постепенно увеличивают. Для развития гибкос­ти и подвижности в суставах могут применяться упражнения с гирями, штангой и партнером.

Следует особо подчеркнуть необходимость двустороннего обучения различным упражнениям. Для гармоничного физического развития юноши надо использовать упражнения как для левой, так и для правой стороны тела; с поворотом направо и налево; с правой и левой стороны от партнера. Таким образом, для раз­вития физических качеств в юношеском возрасте применяется широкий круг средств, с тем чтобы обеспечить разностороннюю физическую подготовку.

На занятиях с юношами в большей степени, чем со взрослы­ми, применяются упражнения для формирования правильной осанки, подвижные игры, эстафеты и простейшие формы борьбы. В работе с юношами первое время данные упражнения ис­пользуются в небольшом количестве: несколько раз в занятии с короткими перерывами для отдыха. По мере приспособления к ним количество их увеличивают, а отдых между ними сокращают. Вместе с развитием физических качеств тренер должен система­тически воспитывать у занимающихся волевые качества: сме­лость, выдержку, уверенность, инициативу, упорство и др. Воле­вые качества проявляются в процессе преодоления определенных трудностей. К таким трудностям можно отнести большой вес снаряда, сильного противника, болевые ощущения при уходе с моста, выполнение приема из непривычного положения или сложного приема, непредвиденные обстоятельства в соревнова­ниях и многое другое. Систематическое преодоление трудностей служит основой для воспитания волевых качеств.

При выполнении сложных приемов или упражнений препода­ватель может оказать помощь или страховку и этим выработать у занимающихся уверенность в своих силах, что положительно скажется на воспитании волевых качеств.

Одна из главных задач преподавателя — подобрать посиль­ные для занимающихся упражнения. Другая задача в воспита­нии волевых качеств — научить занимающихся отдавать самоприказы и контролировать их выполнение. Самоприказы должны быть посильны, но со значительными усилиями для их выпол­нения.

Первое требование при воспитании воли — это личная орга­низованность, стремление к поддержанию дисциплины. При не­устойчивом внимании в юношеском возрасте это очень важно. Обучение юношей борьбе начинается с упражнений, которые приучают их к состязаниям (к захватам, преодолению сопротив­ления, приобретению устойчивости, волевым проявлениям и т.д.); или с упражнений, используемых в борьбе (укрепление моста, страховка и самостраховка); или с упражнении, необходимых для усвоения техники борьбы (для координации и развития соответ­ствующих групп мышц). Все эти упражнения в первое время должны занимать доминирующее место. Они не теряют своего значения и в последующие сроки обучения, но их удельный вес становится меньше.

Одновременно с изучением специальных упражнений зани­мающихся обучают технике борьбы: основным положениям, пе­редвижениям, захватам и освобождению от них. Обучение прие­мам следует начинать с партера. Для юношей это особенно важно, так как большинство приемов в партере проще, чем в стойке (небольшая высота падения, а отсюда — меньше неприят­ных ощущений). Кроме того, занимающиеся получают физичес­кое развитие, необходимое для изучения более сложных и труд­ных технических действий.

Особенность изучения приемов заключается в том, что юно­шам требуется больше времени на закрепление навыков выпол­нения специальных упражнений, деталей приемов и особенно проведения приемов в условиях взаимного сопротивления. При изучении техники сложных приемов в классической и вольной борьбе для страховки вначале рекомендуется использовать чуче­ло. В борьбе самбо для страховки применяют захват партнера за халат.

Чучела могут быть следующих размеров и весов*:

 

Длина чучела (см) Вес чучела (кг)
10-15
15-20
20-25
25-30
30-35

 

Если соответствующих чучел нет, то освоение занимающими­ся сложных приемов борьбы будет затруднено.

Последовательность изучения техники борьбы должна быть такой, чтобы сходные по своей структуре приемы изучались пос­ле прочного усвоения одного из них. Если, например, в борьбе самбо после изучения, но не прочного усвоения занимающимися броска передней подножкой переходят к приему бедро, то про­исходит нарушение навыка в броске передней подножкой (вы­полнение этих приемов требует тонкой дифференцировки). По­этому между изучением данных приемов должен быть достаточ­ный промежуток времени.

Одна из важных задач, стоящих перед преподавателем, — это научить юношей правильно дышать. При разучивании того или иного упражнения преподаватель должен показать, как надо дышать. Правильно дышать при выполнении динамического уп­ражнения — это значит, при сужении грудной клетки делать вы­дох, а при расширении — вдох. Необходимо всегда подчеркивать, что не следует задерживать дыхания, даже если борец находится в трудном положении. Если позволяют условия, то дышать надо стараться глубоко, с небольшой частотой и через нос. Одна­ко при быстром темпе борьбы, при борьбе «спуртами» и т. п. воз­никает необходимость дышать чаще и через рот.

Большое значение также имеет дыхание при проведении все­го приема. Надо следить, чтобы занимающиеся выполняли прием без задержки дыхания. И только момент максимальных усилий в приеме выполняется на задержке дыхания.

Постановку дыхания у юношей необходимо специально тре­нировать. С этой целью применяют упражнения для увеличения жизненной емкости легких и развития силы дыхательных мышц. Кроме того, необходимо научить борца в зависимости от положе­ния, в котором он находится, применять грудное, диафрагмальное (брюшное) или смешанное дыхание.

При последовательном изучении техники борьбы следует пом­нить, что ряд приемов, рекомендуемых программой для взрос­лых, не подходит для обучения юношей в эти же сроки. Объясня­ется это тем, что юноши еще не имеют соответствующей физиче­ской подготовки. Кроме того, некоторые приемы без достаточной подготовки могут привести к травмам.

Возьмем для примера классическую борьбу. Такие приемы, как переворот обратным захватом туловища, бросок накатом с ключом и захватом туловища сверху, рекомендуемые для взрос­лых в первые 6 месяцев обучения, юноши могут изучать лишь на втором году обучения; бросок обратным захватом, сбивание за туловище, рекомендуемые для взрослых на втором году обучения, юношам следует изучать не ранее третьего года обу­чения.

Броски прогибом можно изучать с юношами лишь на втором году занятий. В этом же году их следует ознакомить с бросками прогибом с захватами туловища с рукой сбоку, шеи и туловища сбоку. Эти приемы не требуют такого сильного подбива, как при захватах спереди. Применение этих приемов делает технику бор­ца более разнообразной, дает ему возможность пользоваться ими как контрприемами от бросков через спину.

На третьем году занятий рекомендуется изучать броски про­гибом за туловище с рукой (со взрослыми при определенной фи­зической подготовке этот прием изучают первым).

Скручивание с юношами изучать не целесообразно, так как его выполнение осуществляется за счет ограниченных сковываю­щих действий.

Особого внимания требуют упражнения для укрепления мос­та. Применять эти упражнения нужно в строгой последователь­ности. Большинство приемов изучают более длительное время, чем со взрослыми. С юношами 12—15 лет следует избегать ста­тических положений на мосту.

Большое значение для юношей имеет тактическая подготовка.

Она преследует, прежде всего, становление стиля ведения борь­бы. Борьба для них — это игра. А для того чтобы победить в иг­ре, необходимо научиться всесторонне использовать те средства, которые разрешаются правилами. Постепенно усложняя условия игры (борьбы), преподаватель подводит занимающихся к спор­тивному совершенствованию. С этой целью он уделяет большое внимание обучению юношей правильной технике борьбы. Освое­ние техники является для них основной задачей. Овладев техни­кой какого-либо приема, юноши изучают 1—3 способа его так­тической подготовки, включая и простейшие комбинации. В стар­шей юношеской группе тактическая подготовка расширяется. Однако надо отметить, что не следует увлекаться количеством способов тактической подготовки к одному приему. Занимающие­ся должны совершенствовать лишь некоторые, наиболее удобные для них.

Наряду с изучением способов тактической подготовки прие­мов преподаватель приучает занимающихся активно вести схват­ку, поощряет корректную, насыщенную техническими действия­ми борьбу и порицает грубую борьбу, проводимую с акцентом на силу.

Для того чтобы научить юношей решать определенные такти­ческие задачи, преподаватель дает им соответствующие задания. Например, провести в схватке такой-то прием; бороться на краю ковра так, чтобы противник был спиной к краю ковра; после пе­ревода противника в партер, не задерживаясь, сразу переходить на другой прием; после попадания в партер сразу выполнить вы­ход наверх и т. д.

Постепенно преподаватель приучает занимающихся бороться с различными по своим индивидуальным особенностям против­никами. Для этого он вначале знакомит их с основами составле­ния планов борьбы, с различными противниками, а затем такие планы составляют сами борцы. Таким образом, преподаватель постепенно приучает юношей самостоятельно творчески мыс­лить.

Из других вопросов тактики подробно рассматривают развед­ку и маскировку. С началом выступления в соревнованиях юно­ши начинают приобретать знания по основным вопросам тактики участия в них (поведение на взвешивании, подготовка к схватке, соблюдение режима дня, питания и др.).

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

 

Соревнования по спортивной борьбе следует планировать с учетом занятости юношей в основном виде деятельности: в обще­образовательной школе, на производстве, в профессионально-техническом училище и т. п.

Соревновательный метод должен найти самое широкое рас­пространение в занятиях с юношами В учебно-тренировочном процессе соревнования проводятся в самых различных формах: при выполнении различных упражнений (кто дальше, кто точнее, кто быстрее); при сдаче нормативов по общей и специальной фи­зической подготовке; при сдаче норм комплекса ГТО; в состяза­ниях бордов с целью получения побед или места.

Соревнования с участием юношей необходимо проводить на высоком организационном и культурном уровне (оформление помещения, четкая организация, квалифицированное судейство). Хорошая подготовка соревнований и четкое их проведение помо­гают правильно воспитывать юношу и прививают ему любовь к борьбе. Соревнования должны проходить без особого напряже­ния, непринужденно, в спокойной, здоровой, товарищеской об­становке.

Для выступления в официальных соревнованиях юношам не­обходима достаточная физическая, волевая, техническая и так­тическая подготовка. Хорошая подготовка к соревнованиям и участие в них положительно сказываются на последующей учеб­но-тренировочной работе с юношами. Отсюда преподаватель, прежде чем выставить юношу на официальное соревнование, дол­жен всесторонне взвесить его подготовку, после чего только ре­шить: может он выступать или ему еще рано.

Критерием допуска к соревнованиям служит степень овладе­ния занимающимся соответствующим программным материалом, указанным для ДЮСШ.

Последовательно изучая программный материал, занимаю­щиеся овладевают широким кругом технических и тактических навыков, что позволяет им лучше ориентироваться в сложных условиях схватки и совершенствовать не один-два приема, а их комплекс.

Овладение широким кругом приемов важно не только для атакующего, но и для атакуемого. При встрече с противником, который применяет незнакомый прием, атакуемый плохо ориен­тируется, прибегает к неправильной защите и не использует са­мостраховку, а все это может привести к травмам.

Практика показывает, что отдельные хорошо физически и технически подготовленные юноши могут быть допущены к офи­циальным соревнованиям несколько раньше того срока, который указан в программе для ДЮСШ. Однако эти соревнования не должны отрицательно влиять на учебно-тренировочный про­цесс.

Борьба в условиях соревнований более трудна, чем вне их, так как соревновательная обстановка вносит ряд дополнитель­ных раздражителей (зрители, судьи, торжественность и т. п.), отвлекающих юношу от процесса борьбы в схватке и особенно до нее. Эта обстановка вносит излишнюю нервозность. Поэтому подготовка к официальным соревнованиям должна быть посте­пенной.

Вначале занимающиеся пробуют свои силы на соревнованиях в учебно-тренировочном занятии в своей группе, а затем с пред­ставителями другого коллектива. На таком занятии устраивают товарищеские встречи по борьбе, в которых победителя опреде­ляют по наибольшему количеству проведенных приемов. Товари­щеские встречи позволяют судить о положительных и отрица­тельных сторонах в подготовке юных борцов, а также постепен­но подводят юношей к соревнованиям, в которых победы засчитываются на присвоение разряда.

Затем подготовку занимающихся проверяют в официальных соревнованиях типа «открытый ковер» внутри коллектива. На таких встречах занимающиеся участвуют в 1—2 схватках без зрителей. После этого борцов включают в соревнования типа «открытый ковер», проводимые между секциями различных кол­лективов. Соревнования типа «открытый ковер» не должны пре­вышать 3 часов и заканчиваться позднее 20 часов. К участию в соревнованиях областного и республиканского масштаба следует допускать борцов не ниже 2-го юношеского разряда.

Некоторые преподаватели допускают к участию в соревнова­ниях своих учеников после 3 месяцев занятий, а иногда и раньше. Такой подход к обучению явно неправильный. Во-первых, это ве­дет к натаскиванию; во-вторых, увеличивается возможность травматических повреждений, и, в-третьих, недостаточно подго­товленные занимающиеся обычно проигрывают и теряют уверен­ность в своих силах. Они начинают думать о том, что не способ­ны быть борцами, что отрицательно сказывается на дальнейшем их спортивном совершенствовании. Часто такие юноши переста­ют ходить на занятия.

Серьезного внимания заслуживает то обстоятельство; что не­которые юноши-новички выполняют в соревнованиях по класси­ческой борьбе такие опасные приемы, как, например, бросок про­гибом обратным захватом туловища, перевод рывком за одно­именное запястье и туловище, бросок через спину за шею с плечом в сторону, противоположную захваченной руке. Эти прие­мы не предусмотрены программой для изучения даже на втором году занятий. Поэтому не следует разрешать применять эти прие­мы в соревнованиях новичков, как не соответствующие их физи­ческому развитию.

Использование опасных приемов в соревнованиях юношей — это результат того, что некоторые преподаватели в погоне за выполнением плана подготовки разрядников обучают занимаю­щихся эффективному минимуму приемов, обеспечивающих побе­ды. Такой подход нужно признать вредным, так как узкий круг навыков в дальнейшем будет отрицательно сказываться на спор­тивном совершенствовании юноши.

Начиная со второго года занятий, юноши систематически принимают участие в соревнованиях. Выступления в соревнова­ниях позволяют занимающимся быстро получить спортивный разряд, который является стимулом к дальнейшему спортивному совершенствованию.

Соревнования для младшей юношеской группы должны про­водиться не чаще одного раза в 1,5 месяца. Юноши старшего воз­раста могут принять участие в 4—5 соревнованиях в течение го­да. Соревнования для младшей и старшей возрастных групп юношей следует проводить отдельно.

В практике борцы 1-го юношеского разряда приравниваются к взрослым борцам 2-го разряда. Поэтому борцы 1-го юношеско­го разряда могут выступать в квалификационных соревнованиях для борцов 2-го разряда взрослых. Юноши, получившие 1-й раз­ряд взрослых, могут участвовать в квалификационных соревно­ваниях для взрослых 1-го разряда.

В соревнованиях взрослых с борцами большего разряда в от­дельных случаях могут быть допущены юноши, достигшие 18 лет, с разрешения врача, преподавателя и организации, проводящей соревнование. Для этого юноши должны быть хорошо физически развитыми и технически подготовленными. Для юношей младше­го возраста организуют только личные соревнования, для юно­шей старшего возраста — личные и лично-командные.

К соревнованиям среди борцов-новичков специальная подго­товка не ведется. Для подготовки к соревнованиям юношей-раз­рядников отводится до 2 недель специальной подготовки. Следу­ет подчеркнуть, что при подготовке к соревнованиям юношам младшего возраста категорически запрещается искусственно снижать вес (ограничение питания, парная баня).

Искусственное снижение веса особенно сказывается на рас­тущем организме юношей, требующем достаточного количества питательных веществ. Об отрицательных последствиях, которые могут возникнуть при снижении веса (нарушение координации; обмена веществ, быстрое утомление, перетренировка и др.), следует рассказать и разъяснить занимающимся. Преподаватель, толкающий юношу к искусственному снижению веса, должен найти всяческое осуждение общественности. Только для юношей старшего возраста можно считать допустимым снижение веса в пределах 1—2 кг.

Допускать юношей к соревнованиям можно только при усло­вии систематического посещения учебно-тренировочных занятий хорошей успеваемости в школе и тщательного медицинского освидетельствования.

В настоящее время для юношей утверждены международные соревнования по спортивной борьбе. Отсюда главная задача — тщательная подготовка к ним. На такие встречи следует отбирать талантливых борцов.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

Обучение юношей спортивной борьбе происходит на фоне вос­питания у них коммунистической морали. Советский патриотизм, социалистическое отношение к труду и общественной собственности, коллективизм, соблюдение правил общественного обще­жития и т. д. характеризуют советского спортсмена. В настоящее время перед подрастающим поколением стоит задача — вопло­тить в себе черты морального кодекса строителя коммунизма.

Для того чтобы успешно решать задачи воспитания, препода­ватель должен знать своих учеников: их характер, слабые и силь­ные стороны, условия труда и быта, успеваемость и т. д. Чем луч­ше преподаватель будет знать своего ученика, тем эффективнее будут его средства и методы воспитания.

Большую помощь в воспитательной работе преподавателю может оказать здоровый, дружный коллектив. Поэтому с самого начала занятий он должен стремиться создать такой коллектив, через который можно было бы решать поставленные задачи.

Большую роль для сплочения коллектива играют единые цели, поставленные перед группой. Для достижения их требуются со­вместные усилия, взаимопомощь, взаимовыручка. Например, на­до подготовить летнюю площадку для борьбы. Совместная рабо­та сплачивает ребят, позволяет им лучше узнать друг друга. Каждый должен считать за честь вложить свой труд в общее де­ло. Если кто из членов коллектива нуждается в помощи, то долг каждого — оказать эту помощь своему товарищу.

Большое значение для создания здорового, дружного и креп­кого коллектива имеет общение его членов между собой (на со­ревнованиях, при совместных посещениях кино, театров, музеев, при обсуждении книг, отдельных статей и т. п.).

Для укрепления созданного коллектива необходимо разви­вать в нем непримиримое отношение к нарушителям спортивно­го режима и дисциплины, эгоистам и зазнайкам. Если кто-либо из юношей допустил серьезное нарушение дисциплины, то его поступок следует разобрать на собрании. Разбор должен быть честным и принципиальным. Справедливая критика провинив­шегося не должна быть ядовитой. Смысл ее заключается в том, чтобы помочь товарищу исправиться.

Если провинившийся юноша дает слово исправиться, то надо проследить, чтобы он свое обещание выполнил. Недоверие и по­дозрительность к провинившимся борцам вызывает и у них не­доверие к коллективу. Это затрудняет учебно-спортивную и вос­питательную работу с ними. Чуткое отношение, стремление коллектива помочь товарищу, пережить с ним неприятное помогают ему быстрее избавиться от плохого.

Действенным средством в воспитании является стенгазета, освещающая насущные вопросы жизни коллектива. В ней даются советы спортсмену, поощряются лучшие борцы коллектива, осуждаются неэтичные поступки, высмеиваются в карикатурах провинившиеся.

Большое значение в воспитании юношей имеют созданные в коллективе традиции. Например, торжественный прием юношей-новичков, выполнивших разряд, в группу разрядников; занесе­ние фамилии отличившегося юноши в книгу «Настоящий спорт­смен секции» и др. Называться настоящим спортсменом — это значит не курить, не употреблять спиртных напитков, быть всю­ду дисциплинированным, честным и вежливым; быть помощни­ком преподавателя; уметь личные интересы подчинить интересам коллектива; несмотря ни на какие успехи, не зазнаваться, ува­жать своих товарищей, так как они помогали в тренировке, под­держивали морально на соревнованиях и т. д.

Скромность — одно из важнейших качеств юноши-спортсме­на. Она основана на строгой требовательности к себе. Но скром­ность не должна приводить спортсмена к застенчивости, неверию в свои силы. Скромность не исключает, а, наоборот, предполага­ет активность, творческий подход к занятиям и т. п.

В коллективе прививается чувство уважения и бережного от­ношения не только к товарищам, но и к своим спортивным про­тивникам. Одновременно с этим у юношей надо развивать чув­ство гордости за свой коллектив, город, республику, страну. С этой целью целесообразно приводить в пример ведущих спорт­сменов-патриотов общества, города, чемпионов олимпийских игр и первенств мира, которые, преодолевая трудности, прославляли свою Родину.

Положительную роль в сплочении коллектива играет его ак­тив. Из числа занимающихся надо избрать бюро секции, судей­скую комиссию и редколлегию. Вокруг актива постепенно форми­руется весь коллектив. И от того, насколько продуманно был из­бран актив, зависит лицо всего коллектива.

При хорошем активе преподаватель может поручать старшим юношам провести соревнование для младших или учебно-трени­ровочное занятие, а также другие мероприятия.

Такие задания активизируют юношей, способствуют развитию самостоятельности, позволяют оценить свои действия. Ценность таких заданий заключается не только в том, что занимающиеся приобретают инструкторские навыки, но и в том, что такие зада­ния способствуют укреплению юношеского коллектива. Все зада­ния, особенно в первое время, преподаватель должен контроли­ровать, а затем подробно разбирать.

Воспитательная роль преподавателя осуществляется главным образом в процессе занятий борьбой. Одной из задач на этих за­нятиях является воспитание сознательной дисциплины. Этому способствуют активность и стремление юношей к личному умст­венному и физическому совершенствованию. Сознательное отношение к занятиям помогает быстрее усвоить новый и совершен­ствовать пройденный материал. На воспитание сознательной дис­циплины большое влияние оказывают посещаемость, четкое и организованное проведение занятий. Занятия должны начинаться с построения, рапорта, учета посещаемости и всегда в одно и то же время. Это организует и дисциплинирует занимающихся.

Однако имеют место случаи, когда юноша опоздал, нарушил во время занятий дисциплину, был невнимателен к заданию пре­подавателя и мешал проводить занятия. Нарушителя дисципли­ны следует предупредить, а при повторении обсудить всем коллективом, вплоть до временного отстранения от занятий. Тренер не должен оставлять без внимания ни одного, даже мелкого, нарушения дисциплины.

В зависимости от степени нарушения дисциплины ему следу­ет подобрать такие методы воздействия, которые дали бы наи­лучший эффект. С целью воспитания тренер может сделать замечание, порицание, выговор, удалить с занятия, лишить права по­сещения занятий на определенный срок, лишить права участия в соревнованиях и применить как крайнюю меру исключение из секции. Применяемая мера наказания достигнет своей цели в том случае, если юноша осознает свой проступок, прочувствует его. Для этого применяемые меры наказания необходимо сочетать с разъяснением и убеждением. Убеждение в воспитательной рабо­те должно найти самое широкое распространение.

В воспитательной работе преподавателю хотя и приходится прибегать к мерам наказания, но основное внимание он должен сосредоточить на положительных примерах. С целью поощрения он может применить одобрение, например «так», «правильно». Следующая степень поощрения — это похвала, которая выражается словами: «хорошо», «молодец», «объявляю благодарность». И, наконец, награда в виде грамоты, значка, кубка и т. п. Одним из видов поощрения может быть помещение фотографии юноши на доску лучших спортсменов коллектива.

Применяя те или иные средства и методы воспитания, препо­даватель должен исходить из индивидуальных особенностей юношей. Одна и та же воспитательная мера может дать различ­ные результаты. Так, поощрение за хорошее выступление на со­ревнованиях для одного юноши будет стимулом к дальнейшему совершенствованию, для другого — к самолюбованию, зазнай­ству. Отсюда юношу, предрасположенного к самолюбованию и зазнайству, нужно поощрять в самых скромных тонах. То же са­мое можно сказать и о порицании: например, одному следует его делать перед строем, другому наедине.

Трудность воспитательной работы заключается в том, чтобы юноши не замечали, что их постоянно воспитывают. К этому должен стремиться преподаватель. Воспитание путем нудных нра­воучений дает лишь отрицательный результат.

Хорошим средством воспитания сознательной дисциплины являются соревнования с четкой их организацией и строгим про­ведением в жизнь правил соревнований.

Одна из задач, которая стоит перед преподавателем, — это научить юношей организованности. Для этого, помимо регуляр­ного посещения занятий, своевременной явки на них, выполнения указаний тренера во время занятий, юноша должен следить за своей спортивной формой, подготовкой и уборкой инвентаря, за соблюдением чистоты в зале. Особое внимание юноши следует обратить на бережное отношение к инвентарю и оборудованию, так как им будет пользоваться не только он, но и многие другие, желающие заниматься спортивной борьбой.

Следует подчеркнуть, что чистота зала, целесообразное рас­пределение инвентаря в нем способствуют эстетическому воспи­танию.

Большое значение имеет воспитание у юношей правильного отношения к труду. Для того, чтобы добиться высоких результа­тов, юноша должен систематически и много трудиться. Для это­го необходимо развивать у него трудолюбие. Преподаватель дол­жен всячески поощрять тех, кто вкладывает много сил для вы­полнения того или иного задания.

При подведении итогов определенного периода занятий ос­новным критерием опенки должен стать труд, затраченный для достижения поставленной цели. Преподаватель должен поощрять успехи юношей не только в занятиях спортивной борьбой, но и в учебе или производственной деятельности. Юношей следует при­учать и к такому труду, как чистка ковра, починка чучел, покры­шек, изготовление инвентаря (гимнастические палки, городки и пр.) и т. д.

Первостепенная роль во всей воспитательной работе принад­лежит преподавателю. Если он имеет авторитет у занимающих­ся, то они стремятся копировать его во всем. Поэтому преподава­тель должен быть сам во всем примером, проводить занятия строго по расписанию, хорошо владеть методом слова и уметь четко, образцово показывать. Если же он сам опаздывает на за­нятия, то он никогда не добьется хорошей посещаемости от сво­их учеников.

Преподаватель должен уметь также интересно, правильно и эмоционально проводить урок, чтобы занимающиеся на занятиях имели радостное, хорошее настроение. Это будет укреплять дис­циплину и повышать его авторитет. Чтобы завоевать авторитет у своих учеников, преподаватель должен постоянно совершенство­ваться, быть в курсе всего нового, что есть в спортивной борьбе и в других видах спорта, а также в смежных дисциплинах: фи­зиологии, психологии, анатомии и др.

Преподавателю надо умело пользоваться своим авторитетом. Он должен тщательно продумывать задания, которые дает своим ученикам. Если упражнение окажется юноше не под силу, он мо­жет потерять веру в себя и в свои силы.

В процессе воспитания первое время юношам приходится заставлять себя подчиняться дисциплине, определенным требо­ваниям гигиены и т. п., но потом постепенно эти требования ста­новятся привычкой и не представляют для них особого труда.

Показателем воспитательных усилий тренера служит поведе­ние его учеников в обществе. Следует подчеркнуть, что успех воспитания будет зависеть от совместных усилий преподавателя, родителей и школы. Поэтому тренеру надо установить и держать постоянную связь с родителями и школой.

Для установления контакта с родителями преподавателю не­обходимо провести собрание с ними. На этом собрании следует объяснить задачи секции, охарактеризовать значение режима, рассказать о том, чем могут помочь родители, договориться о совместных требованиях к ребятам и т. д. Контакт со школой сле­дует осуществлять путем посещения школы, проверки дневников, приглашения учителей на соревнования и т. д.

 

Глава X



Просмотров 1202

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!