![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ
Обучение и тренировка юношей по спортивной борьбе осуществляются в соответствии с утвержденными программами (см. программу для ДЮСШ и СШМ). Материал программ довольно обширный и трудный. Часто для его усвоения юношам требуется более длительное время, чем взрослым. Для успешного усвоения программы необходимо, чтобы занятия всегда носили воспитывающий характер. В юношеском возрасте происходит интенсивное сознательное накопление знаний, навыков и умений, становление взглядов на поведение, труд и коллектив. От того, как решаются воспитательные задачи, будет зависеть дальнейшая деятельность молодого человека. Надо научить занимающихся понимать цели и задачи, пути и средства для их решения, анализировать успехи и недостатки. Помимо перспективных целей, наиболее важно определить ближайшие задачи, например овладеть техникой определенного приема, провести над партнером большее количество приемов и т. д. Как бы ни была заманчива перспективная цель, например, стать чемпионом, но если юноша не будет видеть результатов своего труда, он, встречая определенные трудности, постепенно охладеет к ней. Ставя ближайшую задачу, например, овладеть техникой какого-то приема, тренер указывает, для чего это нужно. Через небольшой промежуток времени, когда юноша овладеет техникой этого приема, он получает удовлетворение, которое является стимулом для дальнейших занятий. Большое значение здесь имеет сравнение с предыдущим результатом: «раньше не умел — теперь легко сделал», «раньше подтягивался три раза — теперь пять, молодец!» и т. п. Последовательная постановка близких по решению задач положительно сказывается на учебно-тренировочном процессе. Юноши в большей степени, чем взрослые, переживают свои успехи и в особенности неудачи. Поэтому важно научить их правильно оценивать свои действия. Это необходимо осуществлять на каждом занятии. Так, при совершенствовании способа тактической подготовки угроза юноша допускает ошибку: угрожает неестественно и не достигает результата. Если юноша не может определить причину неудачи, то тренер должен навести его на правильный ответ, например показать аналогичное действие в другом приеме. Особенно болезненно переживают юноши поражения. Поэтому преподаватель должен помочь им вскрыть причины поражения и показать, что и как надо делать на предстоящих занятиях, чтобы победить в будущем. - Таким образом, занимающиеся постепенно сами привыкнут к анализу своих действий и поступков. Зная возрастные особенности юношей, преподаватель должен больше пользоваться наглядным обучением. Юноши, особенно младшего возраста, более восприимчивы к показу и яркому, образному объяснению, чем к подробному устному изложению материала. Необходимо образцово показывать технические действия и правильно, образно объяснять их основные детали. В противном случае юноши усвоят неверные движения и выработают неправильные навыки. Преподаватель должен следить за тем, чтобы учебный материал соответствовал физическим возможностям учеников. Если учебный материал требует значительных физических усилий, а занимающиеся не подготовлены к этому, то его изучение следует перенести на более поздние сроки (например, разучивание бросков прогибом, с обвивом в вольной борьбе). В другом случае занимающиеся способны освоить сложные по координации приемы, которые не требуют значительных физических усилий, например перевод рывком за руку с подножкой. Этому приему можно обучать в первый месяц занятий. Допускать юношей к соревнованиям следует с учетом их подготовки. Обучать борьбе юношей необходимо систематически и последовательно. Надо требовать от учеников регулярного посещения занятий. Это, прежде всего, необходимо для образования условных связей. При повторении надо обращать внимание на точность воспроизведения ранее изученного материала и своевременно исправлять замеченные недостатки. Хорошая посещаемость занятий способствует усвоению техники борьбы без ущерба для здоровья занимающихся, за состоянием которых преподаватель должен следить особенно внимательно. В юношеском возрасте первостепенное значение имеет всесторонняя физическая подготовка. В нее входят: формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие, формирование двигательных навыков, развитие физических качеств для овладения техническими действиями, совершенствование недостаточно развитых качеств. Решение всех этих задач должно осуществляться на фоне укрепления здоровья. Известно, что в 12—14 лет хорошо поддается развитию быстрота, ловкость, гибкость, а 15—16 лет — сила. В этот период у юношей появляются способности к выполнению скоростно-силовых упражнений. В 16—18 лет легче усваиваются упражнения, требующие значительной силы и скорости, создаются предпосылки для развития выносливости. Эти рекомендации следует учитывать при физической подготовке юных борцов. В связи с тем, что юноши довольно легко справляются с кратковременными заданиями, даже интенсивными, и труднее с длительными, даже если они на первый взгляд кажутся простыми и легкими, удельный вес упражнений для развития различных физических качеств будет разный. Так, если в подростковой группе быстроту развить легче, то этому качеству надо уделять большее внимание, чем выносливости. При развитии выносливости нагрузка должна повышаться постепенно с таким расчетом, чтобы к концу года юноши могли вести тренировочные схватки в среднем темпе в течение 6 мин. с перерывом 1 мин. после 3 мин. борьбы. В старшей юношеской группе те же качества будут развиваться по-другому. Уделяется внимание поддержанию и дальнейшему развитию быстроты. Специальную выносливость развивают с таким расчетом, чтобы юноша мог в одном занятии бороться по правилам соревнований, т. е. вести 2 схватки по 6 мин. с перерывом 1 мин. после 3 мин. борьбы. Следует подчеркнуть, что развитие выносливости у юношей должно осуществляться параллельно с развитием других физических качеств. «При длительной и односторонней тренировке на выносливость в этом возрасте снижается свойственная юношам хорошая адаптация к скоростным нагрузкам».* Для развития быстроты и ловкости необходимо применять соответствующие упражнения на каждом занятии, так как эти качества потерять можно очень быстро, а развить значительно труднее. Не следует развивать у подростков и младших юношей быстроту и ловкость со значительными отягощениями. Развитие силы в юношеском возрасте должно осуществляться преимущественно упражнениями скоростно-силового характера: Форсированное развитие силы и увлечение упражнениями с большим весом может привести к скованности и потере быстроты. У юношей 12—15 лет развитие силы должно осуществляться главным образом с помощью упражнений с отягощением, весом собственного тела, гантелями, набивными мячами, с гимнастическими палками, с партнером, на гимнастических снарядах. В 16—18 лет упражнения на силу усложняют за счет увеличения веса снаряда, изменения исходного положения, увеличения времени на выполнение упражнений, уменьшения отдыха между упражнениями и т. д. В качестве отягощения можно применять гири, различного веса штангу, разного веса партнеров. Исследования профессора А. В. Коробкова доказали, что показатели силы мышц у подростков и юношей на 1 кг собственного веса приближаются к уровню взрослых уже к 13—15 годам, а показатели максимальной силы к 17—18 годам. Развивать выносливость у подростков и младших юношей надо особенно осторожно — с помощью упражнений со средним напряжением небольшими дозами (сериями) или учебно-тренировочных схваток с перерывами для отдыха. Постепенно, по мере приспособления к нагрузке периоды отдыха сокращают (например, при борьбе в стойке 2 + 2 дается перерыв 3 мин., постепенно его сокращают до 1 мин.). Подобное задание может быть использовано и для борьбы в партере. Затем увеличивают время выполнения упражнений до 3 + 3 мин. с перерывом 1 мин., и, наконец, можно увеличить темп ведения борьбы. Если занимающиеся относительно легко справляются с нагрузкой, рекомендуется провести дополнительную схватку с определенным заданием. При подготовке к соревнованиям юношей 17—18 лет следует провести 2 схватки в одном занятии (например, первая 3 + 3 мин. с перерывом 1 мин., после 15 мин. отдыха проводится вторая схватка, время которой преподаватель определяет в зависимости от состояния борцов). Большое значение для развития выносливости имеет борьба в различных условиях: на ограниченном месте, с односторонним сопротивлением, с сопротивлением после захвата, с выходом из партера наверх или в стойку и т. д. Такие задания приучают юношу находить выход из любых создавшихся положений в схватке. Большое внимание необходимо уделить также развитию гибкости и подвижности в суставах. Исследования показывают, что «с 13 лет начинается новый прирост показателей подвижности в суставах, в 15 лет он достигает наибольшей величины... В дальнейшем, в 16—17 лет, показатели подвижности в суставах уменьшаются...»* Поэтому в старшем юношеском возрасте преподаватель не должен ослаблять внимания к упражнениям на гибкость и подвижность в суставах. Гибкость и подвижность в суставах у юношей 12—15 лет надо развивать упражнениями без предметов, упражнениями активно-пассивного характера и упражнениями с небольшими отягощениями (гимнастическая палка, набивной мяч, гантели и т. п.). С переходом занимающихся в старшую юношескую группу вес отягощений постепенно увеличивают. Для развития гибкости и подвижности в суставах могут применяться упражнения с гирями, штангой и партнером. Следует особо подчеркнуть необходимость двустороннего обучения различным упражнениям. Для гармоничного физического развития юноши надо использовать упражнения как для левой, так и для правой стороны тела; с поворотом направо и налево; с правой и левой стороны от партнера. Таким образом, для развития физических качеств в юношеском возрасте применяется широкий круг средств, с тем чтобы обеспечить разностороннюю физическую подготовку. На занятиях с юношами в большей степени, чем со взрослыми, применяются упражнения для формирования правильной осанки, подвижные игры, эстафеты и простейшие формы борьбы. В работе с юношами первое время данные упражнения используются в небольшом количестве: несколько раз в занятии с короткими перерывами для отдыха. По мере приспособления к ним количество их увеличивают, а отдых между ними сокращают. Вместе с развитием физических качеств тренер должен систематически воспитывать у занимающихся волевые качества: смелость, выдержку, уверенность, инициативу, упорство и др. Волевые качества проявляются в процессе преодоления определенных трудностей. К таким трудностям можно отнести большой вес снаряда, сильного противника, болевые ощущения при уходе с моста, выполнение приема из непривычного положения или сложного приема, непредвиденные обстоятельства в соревнованиях и многое другое. Систематическое преодоление трудностей служит основой для воспитания волевых качеств. При выполнении сложных приемов или упражнений преподаватель может оказать помощь или страховку и этим выработать у занимающихся уверенность в своих силах, что положительно скажется на воспитании волевых качеств. Одна из главных задач преподавателя — подобрать посильные для занимающихся упражнения. Другая задача в воспитании волевых качеств — научить занимающихся отдавать самоприказы и контролировать их выполнение. Самоприказы должны быть посильны, но со значительными усилиями для их выполнения. Первое требование при воспитании воли — это личная организованность, стремление к поддержанию дисциплины. При неустойчивом внимании в юношеском возрасте это очень важно. Обучение юношей борьбе начинается с упражнений, которые приучают их к состязаниям (к захватам, преодолению сопротивления, приобретению устойчивости, волевым проявлениям и т.д.); или с упражнений, используемых в борьбе (укрепление моста, страховка и самостраховка); или с упражнении, необходимых для усвоения техники борьбы (для координации и развития соответствующих групп мышц). Все эти упражнения в первое время должны занимать доминирующее место. Они не теряют своего значения и в последующие сроки обучения, но их удельный вес становится меньше. Одновременно с изучением специальных упражнений занимающихся обучают технике борьбы: основным положениям, передвижениям, захватам и освобождению от них. Обучение приемам следует начинать с партера. Для юношей это особенно важно, так как большинство приемов в партере проще, чем в стойке (небольшая высота падения, а отсюда — меньше неприятных ощущений). Кроме того, занимающиеся получают физическое развитие, необходимое для изучения более сложных и трудных технических действий. Особенность изучения приемов заключается в том, что юношам требуется больше времени на закрепление навыков выполнения специальных упражнений, деталей приемов и особенно проведения приемов в условиях взаимного сопротивления. При изучении техники сложных приемов в классической и вольной борьбе для страховки вначале рекомендуется использовать чучело. В борьбе самбо для страховки применяют захват партнера за халат. Чучела могут быть следующих размеров и весов*:
Если соответствующих чучел нет, то освоение занимающимися сложных приемов борьбы будет затруднено. Последовательность изучения техники борьбы должна быть такой, чтобы сходные по своей структуре приемы изучались после прочного усвоения одного из них. Если, например, в борьбе самбо после изучения, но не прочного усвоения занимающимися броска передней подножкой переходят к приему бедро, то происходит нарушение навыка в броске передней подножкой (выполнение этих приемов требует тонкой дифференцировки). Поэтому между изучением данных приемов должен быть достаточный промежуток времени. Одна из важных задач, стоящих перед преподавателем, — это научить юношей правильно дышать. При разучивании того или иного упражнения преподаватель должен показать, как надо дышать. Правильно дышать при выполнении динамического упражнения — это значит, при сужении грудной клетки делать выдох, а при расширении — вдох. Необходимо всегда подчеркивать, что не следует задерживать дыхания, даже если борец находится в трудном положении. Если позволяют условия, то дышать надо стараться глубоко, с небольшой частотой и через нос. Однако при быстром темпе борьбы, при борьбе «спуртами» и т. п. возникает необходимость дышать чаще и через рот. Большое значение также имеет дыхание при проведении всего приема. Надо следить, чтобы занимающиеся выполняли прием без задержки дыхания. И только момент максимальных усилий в приеме выполняется на задержке дыхания. Постановку дыхания у юношей необходимо специально тренировать. С этой целью применяют упражнения для увеличения жизненной емкости легких и развития силы дыхательных мышц. Кроме того, необходимо научить борца в зависимости от положения, в котором он находится, применять грудное, диафрагмальное (брюшное) или смешанное дыхание. При последовательном изучении техники борьбы следует помнить, что ряд приемов, рекомендуемых программой для взрослых, не подходит для обучения юношей в эти же сроки. Объясняется это тем, что юноши еще не имеют соответствующей физической подготовки. Кроме того, некоторые приемы без достаточной подготовки могут привести к травмам. Возьмем для примера классическую борьбу. Такие приемы, как переворот обратным захватом туловища, бросок накатом с ключом и захватом туловища сверху, рекомендуемые для взрослых в первые 6 месяцев обучения, юноши могут изучать лишь на втором году обучения; бросок обратным захватом, сбивание за туловище, рекомендуемые для взрослых на втором году обучения, юношам следует изучать не ранее третьего года обучения. Броски прогибом можно изучать с юношами лишь на втором году занятий. В этом же году их следует ознакомить с бросками прогибом с захватами туловища с рукой сбоку, шеи и туловища сбоку. Эти приемы не требуют такого сильного подбива, как при захватах спереди. Применение этих приемов делает технику борца более разнообразной, дает ему возможность пользоваться ими как контрприемами от бросков через спину. На третьем году занятий рекомендуется изучать броски прогибом за туловище с рукой (со взрослыми при определенной физической подготовке этот прием изучают первым). Скручивание с юношами изучать не целесообразно, так как его выполнение осуществляется за счет ограниченных сковывающих действий. Особого внимания требуют упражнения для укрепления моста. Применять эти упражнения нужно в строгой последовательности. Большинство приемов изучают более длительное время, чем со взрослыми. С юношами 12—15 лет следует избегать статических положений на мосту. Большое значение для юношей имеет тактическая подготовка. Она преследует, прежде всего, становление стиля ведения борьбы. Борьба для них — это игра. А для того чтобы победить в игре, необходимо научиться всесторонне использовать те средства, которые разрешаются правилами. Постепенно усложняя условия игры (борьбы), преподаватель подводит занимающихся к спортивному совершенствованию. С этой целью он уделяет большое внимание обучению юношей правильной технике борьбы. Освоение техники является для них основной задачей. Овладев техникой какого-либо приема, юноши изучают 1—3 способа его тактической подготовки, включая и простейшие комбинации. В старшей юношеской группе тактическая подготовка расширяется. Однако надо отметить, что не следует увлекаться количеством способов тактической подготовки к одному приему. Занимающиеся должны совершенствовать лишь некоторые, наиболее удобные для них. Наряду с изучением способов тактической подготовки приемов преподаватель приучает занимающихся активно вести схватку, поощряет корректную, насыщенную техническими действиями борьбу и порицает грубую борьбу, проводимую с акцентом на силу. Для того чтобы научить юношей решать определенные тактические задачи, преподаватель дает им соответствующие задания. Например, провести в схватке такой-то прием; бороться на краю ковра так, чтобы противник был спиной к краю ковра; после перевода противника в партер, не задерживаясь, сразу переходить на другой прием; после попадания в партер сразу выполнить выход наверх и т. д. Постепенно преподаватель приучает занимающихся бороться с различными по своим индивидуальным особенностям противниками. Для этого он вначале знакомит их с основами составления планов борьбы, с различными противниками, а затем такие планы составляют сами борцы. Таким образом, преподаватель постепенно приучает юношей самостоятельно творчески мыслить. Из других вопросов тактики подробно рассматривают разведку и маскировку. С началом выступления в соревнованиях юноши начинают приобретать знания по основным вопросам тактики участия в них (поведение на взвешивании, подготовка к схватке, соблюдение режима дня, питания и др.).
ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
Соревнования по спортивной борьбе следует планировать с учетом занятости юношей в основном виде деятельности: в общеобразовательной школе, на производстве, в профессионально-техническом училище и т. п. Соревновательный метод должен найти самое широкое распространение в занятиях с юношами В учебно-тренировочном процессе соревнования проводятся в самых различных формах: при выполнении различных упражнений (кто дальше, кто точнее, кто быстрее); при сдаче нормативов по общей и специальной физической подготовке; при сдаче норм комплекса ГТО; в состязаниях бордов с целью получения побед или места. Соревнования с участием юношей необходимо проводить на высоком организационном и культурном уровне (оформление помещения, четкая организация, квалифицированное судейство). Хорошая подготовка соревнований и четкое их проведение помогают правильно воспитывать юношу и прививают ему любовь к борьбе. Соревнования должны проходить без особого напряжения, непринужденно, в спокойной, здоровой, товарищеской обстановке. Для выступления в официальных соревнованиях юношам необходима достаточная физическая, волевая, техническая и тактическая подготовка. Хорошая подготовка к соревнованиям и участие в них положительно сказываются на последующей учебно-тренировочной работе с юношами. Отсюда преподаватель, прежде чем выставить юношу на официальное соревнование, должен всесторонне взвесить его подготовку, после чего только решить: может он выступать или ему еще рано. Критерием допуска к соревнованиям служит степень овладения занимающимся соответствующим программным материалом, указанным для ДЮСШ. Последовательно изучая программный материал, занимающиеся овладевают широким кругом технических и тактических навыков, что позволяет им лучше ориентироваться в сложных условиях схватки и совершенствовать не один-два приема, а их комплекс. Овладение широким кругом приемов важно не только для атакующего, но и для атакуемого. При встрече с противником, который применяет незнакомый прием, атакуемый плохо ориентируется, прибегает к неправильной защите и не использует самостраховку, а все это может привести к травмам. Практика показывает, что отдельные хорошо физически и технически подготовленные юноши могут быть допущены к официальным соревнованиям несколько раньше того срока, который указан в программе для ДЮСШ. Однако эти соревнования не должны отрицательно влиять на учебно-тренировочный процесс. Борьба в условиях соревнований более трудна, чем вне их, так как соревновательная обстановка вносит ряд дополнительных раздражителей (зрители, судьи, торжественность и т. п.), отвлекающих юношу от процесса борьбы в схватке и особенно до нее. Эта обстановка вносит излишнюю нервозность. Поэтому подготовка к официальным соревнованиям должна быть постепенной. Вначале занимающиеся пробуют свои силы на соревнованиях в учебно-тренировочном занятии в своей группе, а затем с представителями другого коллектива. На таком занятии устраивают товарищеские встречи по борьбе, в которых победителя определяют по наибольшему количеству проведенных приемов. Товарищеские встречи позволяют судить о положительных и отрицательных сторонах в подготовке юных борцов, а также постепенно подводят юношей к соревнованиям, в которых победы засчитываются на присвоение разряда. Затем подготовку занимающихся проверяют в официальных соревнованиях типа «открытый ковер» внутри коллектива. На таких встречах занимающиеся участвуют в 1—2 схватках без зрителей. После этого борцов включают в соревнования типа «открытый ковер», проводимые между секциями различных коллективов. Соревнования типа «открытый ковер» не должны превышать 3 часов и заканчиваться позднее 20 часов. К участию в соревнованиях областного и республиканского масштаба следует допускать борцов не ниже 2-го юношеского разряда. Некоторые преподаватели допускают к участию в соревнованиях своих учеников после 3 месяцев занятий, а иногда и раньше. Такой подход к обучению явно неправильный. Во-первых, это ведет к натаскиванию; во-вторых, увеличивается возможность травматических повреждений, и, в-третьих, недостаточно подготовленные занимающиеся обычно проигрывают и теряют уверенность в своих силах. Они начинают думать о том, что не способны быть борцами, что отрицательно сказывается на дальнейшем их спортивном совершенствовании. Часто такие юноши перестают ходить на занятия. Серьезного внимания заслуживает то обстоятельство; что некоторые юноши-новички выполняют в соревнованиях по классической борьбе такие опасные приемы, как, например, бросок прогибом обратным захватом туловища, перевод рывком за одноименное запястье и туловище, бросок через спину за шею с плечом в сторону, противоположную захваченной руке. Эти приемы не предусмотрены программой для изучения даже на втором году занятий. Поэтому не следует разрешать применять эти приемы в соревнованиях новичков, как не соответствующие их физическому развитию. Использование опасных приемов в соревнованиях юношей — это результат того, что некоторые преподаватели в погоне за выполнением плана подготовки разрядников обучают занимающихся эффективному минимуму приемов, обеспечивающих победы. Такой подход нужно признать вредным, так как узкий круг навыков в дальнейшем будет отрицательно сказываться на спортивном совершенствовании юноши. Начиная со второго года занятий, юноши систематически принимают участие в соревнованиях. Выступления в соревнованиях позволяют занимающимся быстро получить спортивный разряд, который является стимулом к дальнейшему спортивному совершенствованию. Соревнования для младшей юношеской группы должны проводиться не чаще одного раза в 1,5 месяца. Юноши старшего возраста могут принять участие в 4—5 соревнованиях в течение года. Соревнования для младшей и старшей возрастных групп юношей следует проводить отдельно. В практике борцы 1-го юношеского разряда приравниваются к взрослым борцам 2-го разряда. Поэтому борцы 1-го юношеского разряда могут выступать в квалификационных соревнованиях для борцов 2-го разряда взрослых. Юноши, получившие 1-й разряд взрослых, могут участвовать в квалификационных соревнованиях для взрослых 1-го разряда. В соревнованиях взрослых с борцами большего разряда в отдельных случаях могут быть допущены юноши, достигшие 18 лет, с разрешения врача, преподавателя и организации, проводящей соревнование. Для этого юноши должны быть хорошо физически развитыми и технически подготовленными. Для юношей младшего возраста организуют только личные соревнования, для юношей старшего возраста — личные и лично-командные. К соревнованиям среди борцов-новичков специальная подготовка не ведется. Для подготовки к соревнованиям юношей-разрядников отводится до 2 недель специальной подготовки. Следует подчеркнуть, что при подготовке к соревнованиям юношам младшего возраста категорически запрещается искусственно снижать вес (ограничение питания, парная баня). Искусственное снижение веса особенно сказывается на растущем организме юношей, требующем достаточного количества питательных веществ. Об отрицательных последствиях, которые могут возникнуть при снижении веса (нарушение координации; обмена веществ, быстрое утомление, перетренировка и др.), следует рассказать и разъяснить занимающимся. Преподаватель, толкающий юношу к искусственному снижению веса, должен найти всяческое осуждение общественности. Только для юношей старшего возраста можно считать допустимым снижение веса в пределах 1—2 кг. Допускать юношей к соревнованиям можно только при условии систематического посещения учебно-тренировочных занятий хорошей успеваемости в школе и тщательного медицинского освидетельствования. В настоящее время для юношей утверждены международные соревнования по спортивной борьбе. Отсюда главная задача — тщательная подготовка к ним. На такие встречи следует отбирать талантливых борцов.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Обучение юношей спортивной борьбе происходит на фоне воспитания у них коммунистической морали. Советский патриотизм, социалистическое отношение к труду и общественной собственности, коллективизм, соблюдение правил общественного общежития и т. д. характеризуют советского спортсмена. В настоящее время перед подрастающим поколением стоит задача — воплотить в себе черты морального кодекса строителя коммунизма. Для того чтобы успешно решать задачи воспитания, преподаватель должен знать своих учеников: их характер, слабые и сильные стороны, условия труда и быта, успеваемость и т. д. Чем лучше преподаватель будет знать своего ученика, тем эффективнее будут его средства и методы воспитания. Большую помощь в воспитательной работе преподавателю может оказать здоровый, дружный коллектив. Поэтому с самого начала занятий он должен стремиться создать такой коллектив, через который можно было бы решать поставленные задачи. Большую роль для сплочения коллектива играют единые цели, поставленные перед группой. Для достижения их требуются совместные усилия, взаимопомощь, взаимовыручка. Например, надо подготовить летнюю площадку для борьбы. Совместная работа сплачивает ребят, позволяет им лучше узнать друг друга. Каждый должен считать за честь вложить свой труд в общее дело. Если кто из членов коллектива нуждается в помощи, то долг каждого — оказать эту помощь своему товарищу. Большое значение для создания здорового, дружного и крепкого коллектива имеет общение его членов между собой (на соревнованиях, при совместных посещениях кино, театров, музеев, при обсуждении книг, отдельных статей и т. п.). Для укрепления созданного коллектива необходимо развивать в нем непримиримое отношение к нарушителям спортивного режима и дисциплины, эгоистам и зазнайкам. Если кто-либо из юношей допустил серьезное нарушение дисциплины, то его поступок следует разобрать на собрании. Разбор должен быть честным и принципиальным. Справедливая критика провинившегося не должна быть ядовитой. Смысл ее заключается в том, чтобы помочь товарищу исправиться. Если провинившийся юноша дает слово исправиться, то надо проследить, чтобы он свое обещание выполнил. Недоверие и подозрительность к провинившимся борцам вызывает и у них недоверие к коллективу. Это затрудняет учебно-спортивную и воспитательную работу с ними. Чуткое отношение, стремление коллектива помочь товарищу, пережить с ним неприятное помогают ему быстрее избавиться от плохого. Действенным средством в воспитании является стенгазета, освещающая насущные вопросы жизни коллектива. В ней даются советы спортсмену, поощряются лучшие борцы коллектива, осуждаются неэтичные поступки, высмеиваются в карикатурах провинившиеся. Большое значение в воспитании юношей имеют созданные в коллективе традиции. Например, торжественный прием юношей-новичков, выполнивших разряд, в группу разрядников; занесение фамилии отличившегося юноши в книгу «Настоящий спортсмен секции» и др. Называться настоящим спортсменом — это значит не курить, не употреблять спиртных напитков, быть всюду дисциплинированным, честным и вежливым; быть помощником преподавателя; уметь личные интересы подчинить интересам коллектива; несмотря ни на какие успехи, не зазнаваться, уважать своих товарищей, так как они помогали в тренировке, поддерживали морально на соревнованиях и т. д. Скромность — одно из важнейших качеств юноши-спортсмена. Она основана на строгой требовательности к себе. Но скромность не должна приводить спортсмена к застенчивости, неверию в свои силы. Скромность не исключает, а, наоборот, предполагает активность, творческий подход к занятиям и т. п. В коллективе прививается чувство уважения и бережного отношения не только к товарищам, но и к своим спортивным противникам. Одновременно с этим у юношей надо развивать чувство гордости за свой коллектив, город, республику, страну. С этой целью целесообразно приводить в пример ведущих спортсменов-патриотов общества, города, чемпионов олимпийских игр и первенств мира, которые, преодолевая трудности, прославляли свою Родину. Положительную роль в сплочении коллектива играет его актив. Из числа занимающихся надо избрать бюро секции, судейскую комиссию и редколлегию. Вокруг актива постепенно формируется весь коллектив. И от того, насколько продуманно был избран актив, зависит лицо всего коллектива. При хорошем активе преподаватель может поручать старшим юношам провести соревнование для младших или учебно-тренировочное занятие, а также другие мероприятия. Такие задания активизируют юношей, способствуют развитию самостоятельности, позволяют оценить свои действия. Ценность таких заданий заключается не только в том, что занимающиеся приобретают инструкторские навыки, но и в том, что такие задания способствуют укреплению юношеского коллектива. Все задания, особенно в первое время, преподаватель должен контролировать, а затем подробно разбирать. Воспитательная роль преподавателя осуществляется главным образом в процессе занятий борьбой. Одной из задач на этих занятиях является воспитание сознательной дисциплины. Этому способствуют активность и стремление юношей к личному умственному и физическому совершенствованию. Сознательное отношение к занятиям помогает быстрее усвоить новый и совершенствовать пройденный материал. На воспитание сознательной дисциплины большое влияние оказывают посещаемость, четкое и организованное проведение занятий. Занятия должны начинаться с построения, рапорта, учета посещаемости и всегда в одно и то же время. Это организует и дисциплинирует занимающихся. Однако имеют место случаи, когда юноша опоздал, нарушил во время занятий дисциплину, был невнимателен к заданию преподавателя и мешал проводить занятия. Нарушителя дисциплины следует предупредить, а при повторении обсудить всем коллективом, вплоть до временного отстранения от занятий. Тренер не должен оставлять без внимания ни одного, даже мелкого, нарушения дисциплины. В зависимости от степени нарушения дисциплины ему следует подобрать такие методы воздействия, которые дали бы наилучший эффект. С целью воспитания тренер может сделать замечание, порицание, выговор, удалить с занятия, лишить права посещения занятий на определенный срок, лишить права участия в соревнованиях и применить как крайнюю меру исключение из секции. Применяемая мера наказания достигнет своей цели в том случае, если юноша осознает свой проступок, прочувствует его. Для этого применяемые меры наказания необходимо сочетать с разъяснением и убеждением. Убеждение в воспитательной работе должно найти самое широкое распространение. В воспитательной работе преподавателю хотя и приходится прибегать к мерам наказания, но основное внимание он должен сосредоточить на положительных примерах. С целью поощрения он может применить одобрение, например «так», «правильно». Следующая степень поощрения — это похвала, которая выражается словами: «хорошо», «молодец», «объявляю благодарность». И, наконец, награда в виде грамоты, значка, кубка и т. п. Одним из видов поощрения может быть помещение фотографии юноши на доску лучших спортсменов коллектива. Применяя те или иные средства и методы воспитания, преподаватель должен исходить из индивидуальных особенностей юношей. Одна и та же воспитательная мера может дать различные результаты. Так, поощрение за хорошее выступление на соревнованиях для одного юноши будет стимулом к дальнейшему совершенствованию, для другого — к самолюбованию, зазнайству. Отсюда юношу, предрасположенного к самолюбованию и зазнайству, нужно поощрять в самых скромных тонах. То же самое можно сказать и о порицании: например, одному следует его делать перед строем, другому наедине. Трудность воспитательной работы заключается в том, чтобы юноши не замечали, что их постоянно воспитывают. К этому должен стремиться преподаватель. Воспитание путем нудных нравоучений дает лишь отрицательный результат. Хорошим средством воспитания сознательной дисциплины являются соревнования с четкой их организацией и строгим проведением в жизнь правил соревнований. Одна из задач, которая стоит перед преподавателем, — это научить юношей организованности. Для этого, помимо регулярного посещения занятий, своевременной явки на них, выполнения указаний тренера во время занятий, юноша должен следить за своей спортивной формой, подготовкой и уборкой инвентаря, за соблюдением чистоты в зале. Особое внимание юноши следует обратить на бережное отношение к инвентарю и оборудованию, так как им будет пользоваться не только он, но и многие другие, желающие заниматься спортивной борьбой. Следует подчеркнуть, что чистота зала, целесообразное распределение инвентаря в нем способствуют эстетическому воспитанию. Большое значение имеет воспитание у юношей правильного отношения к труду. Для того, чтобы добиться высоких результатов, юноша должен систематически и много трудиться. Для этого необходимо развивать у него трудолюбие. Преподаватель должен всячески поощрять тех, кто вкладывает много сил для выполнения того или иного задания. При подведении итогов определенного периода занятий основным критерием опенки должен стать труд, затраченный для достижения поставленной цели. Преподаватель должен поощрять успехи юношей не только в занятиях спортивной борьбой, но и в учебе или производственной деятельности. Юношей следует приучать и к такому труду, как чистка ковра, починка чучел, покрышек, изготовление инвентаря (гимнастические палки, городки и пр.) и т. д. Первостепенная роль во всей воспитательной работе принадлежит преподавателю. Если он имеет авторитет у занимающихся, то они стремятся копировать его во всем. Поэтому преподаватель должен быть сам во всем примером, проводить занятия строго по расписанию, хорошо владеть методом слова и уметь четко, образцово показывать. Если же он сам опаздывает на занятия, то он никогда не добьется хорошей посещаемости от своих учеников. Преподаватель должен уметь также интересно, правильно и эмоционально проводить урок, чтобы занимающиеся на занятиях имели радостное, хорошее настроение. Это будет укреплять дисциплину и повышать его авторитет. Чтобы завоевать авторитет у своих учеников, преподаватель должен постоянно совершенствоваться, быть в курсе всего нового, что есть в спортивной борьбе и в других видах спорта, а также в смежных дисциплинах: физиологии, психологии, анатомии и др. Преподавателю надо умело пользоваться своим авторитетом. Он должен тщательно продумывать задания, которые дает своим ученикам. Если упражнение окажется юноше не под силу, он может потерять веру в себя и в свои силы. В процессе воспитания первое время юношам приходится заставлять себя подчиняться дисциплине, определенным требованиям гигиены и т. п., но потом постепенно эти требования становятся привычкой и не представляют для них особого труда. Показателем воспитательных усилий тренера служит поведение его учеников в обществе. Следует подчеркнуть, что успех воспитания будет зависеть от совместных усилий преподавателя, родителей и школы. Поэтому тренеру надо установить и держать постоянную связь с родителями и школой. Для установления контакта с родителями преподавателю необходимо провести собрание с ними. На этом собрании следует объяснить задачи секции, охарактеризовать значение режима, рассказать о том, чем могут помочь родители, договориться о совместных требованиях к ребятам и т. д. Контакт со школой следует осуществлять путем посещения школы, проверки дневников, приглашения учителей на соревнования и т. д.
Глава X
![]() |