Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЮНОШАМИ



 

Спортивная борьба в настоящее время получила широкое рас­пространение среди юношей. Этому способствовали условия, созданные партией и правительством для занятий спортом, а так­же стремление юношей быть сильными, здоровыми, похожими на лучших советских борцов — А. Колесова, А. Иваницкого, О. Сте­панова и других, которые начали заниматься с юношеского воз­раста.

Занятия борьбой с юношеского возраста способствуют хоро­шему физическому развитию. В этом возрасте легче поддаются развитию такие качества, как быстрота, ловкость и гибкость, которые являются фундаментом для дальнейшего роста спортив­ного мастерства. Кроме того, юноши обладают большой подра­жательной способностью. Это обстоятельство также положитель­но сказывается на подготовке борца.

Но наряду с положительными факторами, хорошо влияющи­ми на подготовку юных борцов, имеются факторы, которые затрудняют педагогический процесс. Организм юношей находится в состоянии формирования и развития, у них быстрее наступает утомление, менее устойчиво внимание, недостаточно развита сила мышц, они в большей степени реагируют на различные раздра­жители.

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

 

Спортивной борьбой юноши могут заниматься с 12 до 18 лет. В этот период продолжается дальнейший рост их организма, который развивается бурно. Интенсивность развития различна и подчинена присущим ей закономерностям. Развитие органов и систем организма происходит не обособленно друг от друга, а в тесном взаимодействии, как единый, целостный процесс.

В процессе роста отдельных органов и систем наблюдаются не только количественные изменения, но и существенные качест­венные сдвиги.

Больше того, в одном и том же возрасте могут иметь место существенные индивидуальные различия, что связано с неодина­ковым темпом протекания физиологических процессов. Поэтому мы встречаемся с людьми разного физического развития, темпе­рамента и веса. Все это часто затрудняет установление границ между юношами разных возрастов и комплектование групп. Практика показала, что для занятий борьбой наиболее целесооб­разно делить юношей с учетом их возрастных особенностей на четыре группы: подростковую — 12—13 лет, младшую юношес­кую—14—15 лет и старшие юношеские — 16—17 и 17—18 лет.

Возраст 12—18 лет совпадает с периодом полового созрева­ния. Изменения, связанные с процессом полового созревания, оказывают свое влияние на весь организм. В 12—15 лет проис­ходит бурный рост тела в длину, что также совпадает с усиле­нием функций гипофиза и щитовидной железы. Удлинение тела подростка связано главным образом с ростом трубчатых костей и может составлять 9—10 см в год. Однако окостенение позво­ночника, грудной клетки, таза и конечностей не заканчивается. Связочный аппарат более эластичен, чем у взрослого человека. Учитывая эти особенности, необходимо более осторожно приме­нять упражнения для развития силы и гибкости. Чрезмерное применение их может оказать отрицательное воздействие на рост костей и сказаться на правильности осанки.

В 16—18 лет темп роста замедляется, и юноша вырастает за год (примерно) на 3 см. Замедление роста костей в длину и их оссификация позволяют переходить к упражнениям с большими отягощениями.

Мышечная ткань у юношей 12—15 лет также растет более интенсивно в длину, чем в поперечнике, и составляет к 15 годам примерно 32% от общего веса тела. Функциональные возможно­сти мышечной системы подростков ниже, чем у взрослых. Отсю­да в применении упражнений на силу и выносливость должна быть строгая регламентация и последовательность возрастания нагрузки по мере приспособления к ней.

Исследования профессора В. С. Фарфеля показали, что к 13—15 годам заканчивается формирование двигательного анали­затора. В связи с этим появляется возможность примерно с 15 лет целенаправленно развивать силу. Этому способствует рост попе­речных размеров тела.

Мышечная ткань растет энергично и достигает у юношей 17— 18 лет примерно 44% от веса тела, что позволяет изучать техни­ческие действия, требующие значительных физических напря­жений.

Вместе с тем у подростков отмечается относительная сла­бость связок и особенно мышц брюшного пресса. Это обстоя­тельство требует осторожного применения упражнений, связан­ных с большим натуживанием, так как они могут привести к смещению внутренних органов, дефектам белой линии живота я расширению паховых колец.

В методике занятии с подростками надо также учитывать особенности их сердечно-сосудистой системы (с. с. с). В част­ности, по сравнению с ростом сердца в этом возрасте наблюдает­ся относительно замедленный рост просвета артерий, а также несовершенная регуляция деятельности с. с. с. со стороны нерв­ной системы. У подростков и юношей отмечается увеличение кро­вяного давления. При чрезмерной нагрузке у них могут появить­ся сердечная аритмия и головокружение. Легко возникает состо­яние утомления.

В результате систематической тренировки эти отрицатель­ные явления постепенно исчезают.

Применение же упражнений, требующих большой выносли­вости, может привести к гипертрофии сердца без сопутствующе­го увеличения его сократительной способности. Для предотвра­щения перенапряжения сердца нагрузки следует увеличивать строго постепенно.

У юношей старшего возраста работа нервной системы по ре­гуляции сердечной деятельности становится более совершенной. Пульс — реже, а ударный объем сердца — близкий к величинам, наблюдаемым у взрослых. Указанные изменения создают пред­посылки и к развитию специальной выносливости.

Юношеский организм не обладает способностью поддержи­вать высокий уровень работоспособности в течение длительного времени. Юноши быстро утомляются, но и быстро восстанавли­вают свои силы. При этом быстрое восстановление сил происхо­дит лишь тогда, когда они получают малые или оптимальные на­грузки. Восстановление сил занимающихся происходит за счет повышенного обмена веществ. Поэтому для поддержания работо­способности на протяжении всего занятия необходимы частые перерывы для отдыха.

При чрезмерных нагрузках восстановление сил занимающих­ся затягивается. Поэтому большие нагрузки, практикуемые у взрослых, для юношей недопустимы.

Органы дыхания у подростков также имеют свои особенности. Одна из особенностей состоит в том, что развитие грудного пе­риметра проходит медленнее, чем рост тела в длину. Это обстоя­тельство ограничивает развитие дыхательной системы. Из-за не­совершенства регуляции дыхания занятия физическими упражне­ниями с большими нагрузками могут приводить к нарушению ритма дыхания.

Возможность длительного поддержания максимального уров­ня потребления кислорода у юношей значительно ниже, чем у взрослых, хотя и может достигать такого же уровня.

Такие особенности органов дыхания требуют постепенного подхода к упражнениям, связанным с натуживанием и развитием выносливости, а также строгого соблюдения гигиены при за­нятиях спортом.

В рассматриваемом возрасте значительные изменения претер­певает и психика ребят. Происходит дальнейшее психическое возмужание. В возрасте 12—15 лет ребята хотят быть похожими на взрослых, стремятся к самостоятельности, проявлению муже­ства. У них развиваются такие высшие психические способности, как логическое мышление, умение обобщать и анализировать свои поступки и поведение. Стремясь быть взрослыми, юноши мо­гут проявлять отрицательные черты характера: раздражительность, развязность, грубость и т. п.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы побудить за­нимающихся к развитию положительных способностей, дать им нужное направление. В то же время они должны приложить мак­симум усилий, чтобы заглушить отрицательные способности. Нельзя забывать и того, что юноши, увлекаясь какой-либо дея­тельностью, теряют контроль над доступной им дозировкой. Они склонны переоценивать свои силы, берутся за выполнение тех упражнений, которые не соответствуют их физическому разви­тию. Они стремятся поднять как можно больший вес, как можно чаще участвовать в соревнованиях, стремятся выполнить слож­ный прием без соответствующей подготовки. Поэтому за юно­шами необходим более строгий педагогический контроль.

Характерной особенностью юношеского возраста в деятель­ности высших отделов центральной нервной системы (ЦНС) яв­ляется пластичность и подвижность нервных процессов. Это поз­воляет им быстрее овладевать упражнениями, требующими лов­кости.

У юношей 12—15 лет отмечается неуравновешенность нерв­ных процессов возбуждения и торможения. Процессы возбужде­ния преобладают над процессами торможения. В связи с этим юноши чаще нарушают дисциплину, чем взрослые. Недостаточ­ная уравновешенность нервных процессов приводит к быстрой смене настроения и к более быстрому нервному утомлению. Учи­тывая это, преподаватель должен стремиться проводить занятия эмоционально, часто изменять деятельность занимающихся.

У юношей 16—18 лет продолжается дальнейшее функцио­нальное развитие высших отделов. В этом возрасте они стано­вятся более спокойными, уравновешенными. У них отмечается повышение сознательности. Зная стоящие перед ними задачи, они стремятся к личному совершенствованию, проявляют чувство товарищества, помогают друг другу и передают свои знания от­стающим. Это облегчает вести учебно-воспитательную работу с ними. Старшие юноши по своему развитию близки к взрослым.

Итак, в процессе своего развития юноши имеют характерные Для них возрастные особенности. Поэтому для проведения с ни­ми занятий необходимо знать и учитывать эти особенности. Учет возрастных особенностей позволит тренерам не только лучше подготавливать борцов, но и избежать патологических измене­ний в их организме. Этим будет достигаться и оздоровительная направленность, что является основной задачей советской систе­мы физического воспитания.

 



Просмотров 1304

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!