Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Воспитание моральных и волевых качеств



 

Задача тренера по воспитанию занимающихся состоит в том, чтобы принципы морального кодекса строителей коммунизма, изложенные в Программе КПСС, стали нормой поведения каж­дого из борцов.

Основным методом воспитания моральных и волевых качеств является метод убеждения. Убеждая спортсмена, тренеру сле­дует пользоваться яркими примерами из практики.

В воспитании немалую роль играют наряду с убеждением методы принуждения и поощрения.

Тренер должен реагировать на каждый проступок вне зави­симости от того, мал он или велик.

При выборе методов воспитания надо подходить строго инди­видуально — то, что полезно одному, может повредить другому. Одному борцу можно сделать строгое внушение или отстранить от занятий, другому достаточно сделать замечание. На некото­рых похвала действует положительно — ободряет и вдохновляет, на других, склонных к переоценке своих сил, — отрицательно, может породить зазнайство, самоуверенность.

Тренер и коллектив призваны вести непримиримую борьбу против чуждых советскому спорту взглядов, нетерпимо отно­ситься к зазнайству, нарушениям спортивного режима, отрица­тельным явлениям в быту, семье, школе и на производстве.

Проявление таких качеств коммунистической морали, как коллективизм, дружба и взаимное уважение, непосредственно в ходе учебно-тренировочных занятий должно находить свое яркое выражение в гуманном отношении борца к своему партнеру по схватке, в строгом соблюдении правил соревнований, оказа­нии помощи и взаимной поддержки в освоении учебного ма­териала.

Важно воспитывать у занимающихся бережливое отношение к общественной собственности, к инвентарю и оборудо­ванию.

Любое занятие должно способствовать эстетическому воспи­танию спортсменов, развивать у них чувство прекрасного. Заня­тия должны проходить в чистом, светлом зале, где целесообраз­но, со вкусом расставлен инвентарь, ровно уложен борцовский ковер и т. д.

Тренер должен следить за тем, чтобы спортсмены приходили на занятия в опрятной, хорошо пригнанной форме и уходили с занятий лишь после того, как будет расставлен и приведен в по­рядок весь инвентарь в зале.

Огромную роль в воспитании играет личный пример тренера, поэтому он во всем должен быть примером для своих учеников. Только в этом случае его слово, главное оружие, которым он рас­полагает, будет иметь вес, и к его требованиям будут относиться серьезно.

Значительную помощь тренеру в проведении всей воспита­тельной работы может оказать коллектив.

Создать дружный коллектив удается далеко не сразу. В груп­пе могут оказаться спортсмены с неуживчивым характером, бо­лезненно самолюбивые, чересчур замкнутые и т. д. Но тренер должен быть терпеливым и настойчивым. Умение подойти к каж­дому — залог успеха.

От уровня развития волевых качеств спортсмена: целеустрем­ленности, решительности, смелости, настойчивости, упорства, выдержки, инициативности, самостоятельности, уверенности и самообладания — во многом зависит проявление всех остальных его способностей.

В то же время волевые качества зависят от совершенствова­ния техники, тактики и физических качеств борца. Чем более со­вершенны эти стороны мастерства борца, тем увереннее, смелее и инициативнее он действует.

Огромное значение для успешного осуществления волевой подготовки борца имеет строгое соблюдение принципа созна­тельности. Все усилия тренера не принесут должного успеха, если борец не будет относиться к этому сознательно, если он глубоко не убежден в том, что хорошая волевая подготовка — одна из решающих сторон мастерства.

Неразрывно с воспитанием волевых качеств связано и воспи­тание дисциплинированности спортсмена, начиная с аккуратно­сти в посещении занятий и своевременного прихода к их началу и кончая дисциплиной ведения схватки и поведением на сорев­нованиях.

Воспитание воли и развитие волевых усилий у борца во мно­гом зависит от отношения к цели, от ясности и значимости ее, от желания и стремления добиться ее, от уверенности в своих силах и в правильности применяемых средств и методов.

Успех в воспитании уверенности, смелости и решительности находится в прямой зависимости от того, насколько правильно построен учебно-тренировочный процесс, в частности от последо­вательности нарастания трудности учебно-тренировочного мате­риала.

Пока борец не приобретет твердой уверенности в том, что он способен выполнить то или иное действие в одних условиях, не рекомендуется их усложнять. Излишняя поспешность при пере­ходе от менее сложного к более сложному может повредить раз­витию уверенности и смелости. Например, не закрепив хорошо навык проведения приема в учебно-тренировочных схватках, борец пытается применить его на соревнованиях и терпит неуда­чу. В итоге может возникнуть чувство страха и нежелание поль­зоваться этим приемом в дальнейшем.

Порою даже незначительные нарушения правильности мето­дики обучения (страховки) могут привести к травмированию и как следствие к страху перед выполнением изучаемого дей­ствия.

Нередко борцы, не обладающие достаточной смелостью, бо­ятся проводить свои излюбленные действия в сложной соревно­вательной обстановке, так как им не приходилось на трениров­ках преодолевать трудности, прилагать большие волевые уси­лия: проводить свои действия в трудных условиях, из различных положений и в различных ситуациях, попадать в опасные поло­жения и с честью выходить из них и т. д.

Боязнь, неуверенность могут возникнуть вследствие того, что инвентарь, оборудование, которыми пользуются борцы, не отве­чают требованиям. Часто даже незначительные физические травмы, возникшие вследствие непригодности помещения, ковра, вызывают травмы психические: спортсмен испытывает страх пе­ред выполнением технического действия или элемента, при про­ведении которого он получил повреждение, и не может заставить себя повторить его. Приходится тратить много сил и времени, пока удается преодолеть это чувство.

Укрепляя у борца уверенность в своих силах, тренер должен одновременно следить, чтобы борец не перешел границу, за ко­торой уверенность подменяется самоуверенностью, зазнайством. Ибо при этом у борца, как правило, появляется пренебрежитель­ное отношение к противникам, недостаточное внимание к прове­дению схваток, маскировке своих действий, а зачастую и прене­брежительное отношение к тренировкам. Задача тренера — всеми мерами {своевременным указанием на ошибочность такого по­ведения, внушением, повышением трудности заданий, подбором заведомо более сильных партнеров в тренировочных схват­ках, осуждением коллектива и т. п.) предотвратить подобное яв­ление.

Воспитывая у борца смелость, решительность и стремление к разумному риску, необходимо заботиться и о том, чтобы в те­чение всего поединка он был максимально бдительным, внима­тельно следил за действиями противника и каждый раз быстро и правильно оценивал складывающуюся обстановку схватки.

Особенно благоприятно влияет на совершенствование воле­вых качеств участие борца в соревнованиях. Боевая обстановка, присутствие зрителей предъявляют к борцу повышенные требо­вания, увеличивают чувство ответственности, заставляют моби­лизоваться, проявлять максимум способностей.

Волевые качества спортсмена, редко участвующего в сорев­нованиях, избегающего их, как правило, уступают волевым каче­ствам того, кто часто выходит на ковер перед судьями и зрите­лями. Иногда борец, прекрасно проводящий самые трудные схватки в процессе тренировок, не выдерживает обстановки со­ревнований и выступает гораздо ниже своих возможностей. Та­кого спортсмена рекомендуется чаще включать на тренировках в контрольные схватки, где обстановка предельно близка к ус­ловиям соревнований. Ему полезно также участвовать в показа­тельных выступлениях, чтобы привыкнуть к ведению схватки в присутствии зрителей.

Для воспитания настойчивости, выдержки, самообладания и упорства эффективным средством являются упражнения, связан­ные с преодолением усталости. Например, спортсмену дается за­дание: бороться в высоком темпе на последних минутах схватки, когда он испытывает чувство усталости; вести более продолжи­тельную, чем на соревнованиях, схватку; найти в себе силы ак­тивно вести борьбу в высоком темпе в третьем периоде схватки со свежим партнером; условно объявляется, что борец проигры­вает на последних минутах один или два балла, и дается задание во что бы то ни стало отыграть потерянное либо добиться преи­мущества. Полезно давать задание занимающемуся уходить из критического положения. В схватках с более сильным партнером или с партнером более тяжелого веса борец привыкает перено­сить сдавливание, болевые ощущения.

Положительно сказывается на воспитании выдержки, настой­чивости и упорства внесение в учебно-тренировочный процесс со­ревновательных элементов. Так, например, выполняя упражнение на «заявку» (кто сумеет большее число раз повторить упражне­ние), борец максимально мобилизуется, стремится преодолеть усталость, чтобы не отстать от товарищей, добиться поставлен­ной цели.

Воспитывая у спортсменов качество выдержки и самообладания, важно привить умение сохранять спокойствие и правиль­ную линию поведения при неудаче или неожиданном успехе, при различном отношении со стороны судей и зрителей.

Достижение высоких спортивных результатов немыслимо без затраты большого труда. Поэтому первостепенное значение при обретает воспитание спортивного трудолюбия. Оно выражается в готовности к выполнению всех учебных заданий и преодолению трудностей тренировочной работы. Необходимо разъяснить бор­цу что только систематический и упорный труд поможет ему улучшить свою подготовленность и добиться намеченной цели.

Основной (в большинстве случаев единственной) причиной того, что у спортсмена из года в год повторяются одни и те же недостатки, является неумение мобилизовать себя на преодоле­ние трудностей, нежелание настойчиво и упорно трудиться.

Если в процессе тренировок занимающийся осваивает лишь легкие технические действия (элементы), не утруждает себя кропотливой работой над устранением недостатков, уходит от совершенствования приемов, контрприемов и защит в трудных условиях схватки, упускается возможность воспитания настой­чивости, упорства, решительности и других волевых качеств.

Для воспитания самостоятельности, активности и инициати­вы необходимо постоянно заботиться о расширении теоретиче­ских и методических знаний у спортсменов. Следует привлекать борцов к активному участию во время анализа соревнований, разбора техники и тактики. С этой же целью необходимо учени­кам самостоятельно выполнять доступные им задания по прове­дению занятий, выполнению упражнений, составлению планов тренировки, тактических планов схватки, наблюдению за борь­бой товарищей, с тем, чтобы потом сделать им замечания по схватке. Важно также выработать навыки к ведению дневника тренировки и самоконтроля.

Немалый ущерб совершенствованию волевых качеств прино­сит излишняя опека тренера. О какой инициативе, решительно­сти в проведении действий можно говорить, если борец привык к тому, что все трудные вопросы за него решает тренер, если выход из трудных положений подсказывает тренер? Необходимо предоставить достаточную самостоятельность и активность бор­цам, особенно старших разрядов.

В значительной степени совершенствование воли достигается самовоспитанием. Спортсмен должен быть глубоко убежден в необходимости всячески стремиться развивать ее.

 

Динамика нагрузки

 

В практике спортивной борьбы нагрузка в тренировочных за­нятиях может быть малой, средней, большой.

Нагрузка складывается из всего комплекса упражнений, ко­торые борец выполняет в процессе занятия. Поэтому было бы ошибкой учитывать на занятиях только ту нагрузку, которую не­сет борец, выполняя упражнения на выносливость. Надо учитывать также нагрузку, которую выполняет спортсмен в течение всего дня помимо тренировки.

Определение нагрузки для занимающихся требует сугубо ин­дивидуального подхода.

При определении нагрузки необходимо учитывать обстанов­ку и психическое состояние борца в момент выполнения работы, Психическое состояние может снижать или повышать нагрузку, которую испытывает организм при одном и том же объеме и ин­тенсивности работы.

Известно, что при эмоциональных подъемах организм испы­тывает меньшую нагрузку, чем при подавленном настроении. Это обязывает тренера постоянно заботиться о том, чтобы урок про­текал в обстановке эмоционального подъема, чтобы формы заня­тия и средства были разнообразны и вызывали интерес у зани­мающихся.

При планировании нагрузки спортсмен и тренер обычно исхо­дят из основных задач: например, повысить уровень физических качеств и функциональных возможностей. В этом случае нагруз­ку планируют большой и максимальной; для поддержания до­статочного уровня тренированности нагрузка в целом должна быть средней или большой; для снижения тренированности — малой или средней.

К максимальной нагрузке организма нужно подходить не сра­зу, а постепенно, наращивая объем и интенсивность работы. Под постепенным повышением нагрузки подразумевается ее рост по восходящей линии не непрерывно, а волнообразно, т. е. дни тре­нировок с максимальными и большими нагрузками должны чере­доваться с днями тренировок со средней и малой нагрузкой, а также с днями активного отдыха.

Чередование нагрузок следует сохранять и в недельных цик­лах тренировки. Неделя тренировки с малой или средней нагруз­кой сменяется неделей, в которой проводятся тренировки с боль­шой или максимальной нагрузкой, затем вновь происходит некоторое снижение нагрузки, а в следующей неделе еще повы­шение.

Работоспособность организма не может находиться на одном и том же высоком уровне в течение всего года. В различные пе­риоды, на различных этапах тренировки нагрузка на организм будет неодинаковой — то большей, то меньшей.

При чередовании нагрузок каждая последующая — малая, средняя, большая и максимальная — должна быть несколько больше, чем предыдущая нагрузка. Это обеспечивает необходи­мый рост требований к организму по мере повышения его общей и специальной тренированности.

С началом спортивного года волнообразно повышается объем и интенсивность тренировки и как следствие повышается работо­способность борца.

Только правильное оптимальное сочетание объема и интен­сивности тренировки, чередование нагрузок разной степени с активным отдыхом в течение данного дня занятия, недельного цикла, этапа, периода, года способствуют увеличению функцио­нальных возможностей организма борца и повышению его ра­ботоспособности.

Длительность перерывов для активного отдыха в отдельном занятии, в течение дня, недельного цикла и т. д. зависит от тре­нированности борца, нагрузки, которую он получил и которую ему предстоит выполнить вслед за ней, а также от условий, в ко­торых проходит активный отдых. От тренированности зависит и длительность интервала между большими (максимальными) на­грузками.

Поэтому нельзя слепо придерживаться заранее составленных (даже самых удачных) планов тренировки. Необходимо в каж­дом конкретном случае решать вопрос о снижении, повышении или сохранении нагрузки, основываясь на врачебно-педагогическом контроле и самоконтроле.

 



Просмотров 1883

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!