![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Совершенствование и закрепление навыка
Известно, что навык становится прочным лишь при условии систематического многократного повторения. При этом в выполнении технического действия устраняется напряженность и его проведение доводится до автоматизма. В процессе повторения перед борцом раскрываются новые возможности в выполнении приема. При систематическом повторении излюбленных приемов, контрприемов и защит борец должен преимущественное внимание уделять наиболее важным и сложным техническим действиям, а также тем действиям (элементам), которые еще недостаточно закреплены и при проведении которых он допускает ошибки. В борьбе двигательный навык каждый раз проявляется в разных условиях. Поэтому задача совершенствования мастерства борца заключается в умении выполнять технические действия из различных исходных положений в разнообразных динамических ситуациях, а также применять различные способы подготовки благоприятных условий. Большую часть специальных упражнений и схваток, направленных на совершенствование техники, рекомендуется проводить с различными партнерами, но такого же веса как сам борец, или же с разницей в одну весовую категорию. В то же время для усложнения условий периодически следует проводить схватки с партнерами более тяжелого веса. В схватке с более слабым противником борец имеет возможность шире применять различные технические приемы и чаще атаковать. В схватках с сильными соперниками спортсмен больше использует защитные действия. Совершенствуя технические и тактические действия, необходимо постоянно уделять внимание выработке высокой точности и четкости их проведения при оптимальной быстроте. Увеличивать быстроту выполнения приема надо постепенно— каждый раз настолько, насколько прочность навыка гарантирует сохранение рациональной структуры приема. Одновременно с выработкой быстроты проведения приемов следует развивать способность действовать своевременно и непринужденно. Уровень мастерства выполнения приема в целом зависит от того, насколько хорошо борец владеет каждым из элементов (частей), составляющих данный прием. В схватках с разными противниками в различных ситуациях решающими для успешного выполнения приема могут оказаться различные его элементы (части). Так, в схватке с противником, с которым легко и просто выполнить захват, успех выполнения броска прогибом будет полностью зависеть от искусства борца сделать вторую часть приема— бросок. В то же время в поединке с другим соперником может оказаться трудным осуществить захват и, наоборот, легко выполнить бросок. Таким образом, преподаватель должен следить за тем, чтобы спортсмены совершенствовали не только действие в целом, но и отдельные его части. Техническое и тактическое мастерство борца в значительной степени характеризуется также его умением в случае необходимости изменять отдельные детали приема, с тем чтобы преодолеть трудности, возникающие на пути его проведения, и полностью извлечь все выгоды из сложившейся в данный момент ситуации. К овладению этим искусством нужно приступать после того, как борец прочно освоит основу структуры приема. Совершенствование умения изменять отдельные детали приема, исходя из конкретно сложившейся обстановки, проводится в упражнениях с партнером. Партнер с помощью исходных положений (в том числе и в положении у края ковра), соответствующей защитной или контратакующей реакцией создает упражняющемуся обусловленные заданием препятствия в проведении совершенствуемого приема. При выполнении технических Действий в условиях, требующих изменения структуры приемов, преподаватель внимательно следит за тем, чтобы эти отклонения были действительно необходимы и соответствовали бы особенностям конкретно сложившейся ситуации. Таким образом, для наиболее рационального проведения своих излюбленных технических действий борцу следует, с одной стороны, постоянно стремиться к тому, чтобы сохранить привычную для себя структуру (ее основу) выполнения приема (имеется в виду, что она наиболее полно отвечает индивидуальным особенностям борца), а с другой — вносить необходимые изменения в детали выполнения приема, диктуемые конкретно сложившейся обстановкой. Такая прочность и пластичность навыков достигается путем многократного выполнения совершенствуемого действия в повторяющихся и изменяющихся условиях. В процессе тренировки должна систематически проводиться работа над исправлением ошибок (см. раздел «Методы обучения», стр. 166). Как правило, выполнение специальных упражнений и проведение схваток, направленных на совершенствование техники и тактики, проводится на свежие силы, пока борец не устал. Для этого следует периодически устраивать перерывы для отдыха, с тем чтобы спортсмен не чувствовал себя слишком утомленным. Хорошо, когда борец прекращает упражняться только после того, как действие выполнено удачно. Тогда у спортсмена не останется чувства неуверенности, неудовлетворенности, нежелания возвращаться к этому действию в следующий раз, которое часто возникает после неудачного проведения приема, и в то же время сохраняется представление правильного выполнения. Технические действия, выполняемые на тренировке, необходимо систематически закреплять и шлифовать в обстановке соревнований. Совершенствование в технике и тактике проходит в основной части учебно-тренировочного и тренировочного занятия, во время участия борцов в соревнованиях, а также на самостоятельных занятиях (домашние задания). Кроме того, упражнения, направленные на совершенствование технических и тактических навыков, включаются во вторую часть утренней зарядки борца и в разминку перед схваткой. Совершенствование в технике и тактике требует от борца большого трудолюбия, творческого подхода к тренировкам и упорства в достижении поставленной цели.
Совершенствование в тактике
Борец должен постоянно стремиться расширять свои знания, умения и навыки по тактике ведения схватки и участия в соревнованиях. От того, насколько тактически глубоко и правильно мыслит борец в каждой схватке и в соревнованиях в целом, насколько он быстро и точно ориентируется в различной обстановке, способен претворить в жизнь свои тактические замыслы и решения, во многом зависит уровень его спортивных достижений. Весь комплекс знаний, умений и навыков борец приобретает последовательно в процессе учебно-тренировочной работы и во время участия в соревнованиях. Для совершенствования в тактике наряду с методами, изложенными на стр. 198, широко используется метод заданий. Например, борец должен составить тактический план схватки с неизвестным или конкретным противником. Он может также получить задание и при выполнении специальных упражнений и в схватке. Задания особенно целесообразны, когда нет возможности подобрать соответствующего партнера. В этом случае любой партнер может выполнять во время тренировки необходимые действия, по заданию преподавателя (моделирование). Специальное задание может быть дано и для выполнения его в определенном соревновании. Такие задания помогают целенаправленно закреплять и совершенствовать необходимые борцу знания, умения и навыки по тактике и способствуют развитию тактического мышления спортсмена. Борец должен научиться составлять тактический план схватки. По составленному плану рекомендуется проводить схватки. Это позволит борцам прочувствовать все достоинства и недостатки своих тактических замыслов. Составленные планы и ход их выполнения необходимо разбирать и подвергать анализу. Анализ схваток принесет много пользы спортсменам в том случае, если тренер направляет мысли занимающихся и вызывает их на активное творческое обсуждение. После каждой схватки или в конце занятий преподаватель подводит итоги. На тренировке борцы должны систематически совершенствовать маскировку, разведку и другие тактические действия. Для обогащения тактического опыта много пользы принесут наблюдения за соревнованиями и непосредственное участие в них. Кроме того, тактику изучают и совершенствуют на теоретических занятиях: на лекциях и в беседах. Принимая активное участие в разборе мастерства предполагаемых противников и в анализе прошедших соревнований (это должны делать и борцы-участники и борцы-зрители), занимающиеся глубже осознают смысл и значение тактических действий, учатся находить лучшие пути для их применения и исправлять тактические ошибки. При совершенствовании тактической подготовки вредна излишняя опека преподавателя, подсказки по каждому случаю. Если борец во время тренировки механически выполняет задание, не проявляет активности и инициативы, не использует ранее приобретенный опыт, то такие занятия малоэффективны. Такой борец не скоро научится самостоятельно тактически мыслить на соревнованиях и умело решать тактические задачи. При всяком отклонении от обычных условий схватки он растеряется, не сумеет найти выхода из создавшегося положения и окажется под угрозой проигрыша.
![]() |