![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИЕМА В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ ПОЕДИНКА
Простые технические действия, которые не требуют специальной предварительной подготовки, разучивают целостным методом. Однако для того, чтобы занимающийся мог применить простой прием в соревновательной схватке, еще недостаточно уметь выполнять его на несопротивляющемся партнере. Надо, чтобы борец научился проводить прием на сопротивляющемся партнере. В этом случае последовательное совершенствование технического действия (приема) осуществляется следующим образом: вначале прием выполняют поочередно на двигающихся, но несопротивляющихся партнерах (с различных дистанций и из различных исходных положений), различных по телосложению и весу. При этом прием повторяют до тех пор, пока он не будет выполняться безошибочно. Затем усложняют условия для его проведения, например, выполняют прием с партнером, оказывающим неполное сопротивление (партнер дает атакующему осуществить захват и только затем начинает выполнять прием, атакующий оказывает условное сопротивление). В этот момент (особенно когда не удается сделать прием с условным, защитным, вариантом) необходимо упростить выполнение приема за счет применения способа тактической подготовки данного приема. Затем изменяют уровень захвата, например, в бросках прогибом выполняют прием с захватом за туловище, а затем с обхватом руки и головы; после этого используют обусловленную защиту со стороны партнера (партнер дает осуществить захват, затем атакующий выполняет прием, а партнер применяет защиту). Только после этого прием проводят в обусловленных схватках. В этом случае партнер может применять изученные защиты и контрприемы, после чего выполнять прием в более сложных условиях (тренировочной, контрольной и соревновательной схватках). В процессе совершенствования приема в схватках необходимо шлифовать структуру приема, несколько видоизменяя отдельные детали, а также применяя для этого необходимую систему специальных упражнений (на быстроту, силу, координацию). Можно изменять эмоциональный фон схваток. Так вырабатываются правильные действия атакующего при включении различных сбивающих факторов, затрудняющих атаку*.
Последовательность изучения технических действий**
Большое значение при изучении основных технических действий приобретает тактика борьбы. В процессе борьбы очень трудным для борца является умение создать или найти в сложной обстановке выгодные моменты (благоприятную динамическую ситуацию) и быстро переключиться на выполнение нужного технического действия. Поэтому совершенствование технических действий проходит эффективнее за счет методов, снижающих время на поиск удобного положения для выполнения приема, атаки. Изучение и закрепление тактики проведения технических действий находятся в неразрывной связи с освоением и совершенствованием техники. Приступая к освоению того или иного приема, спортсмен знакомится с тактическим обоснованием: уясняет, какую задачу помогает решить данное техническое действие, в каких благоприятных динамических ситуациях и с каким противником его лучше всего удается выполнить. Затем прием осваивают в благоприятной динамической ситуации.
Когда техническое действие борцом освоено и он точно и быстро выполняет его из наиболее благоприятной динамической ситуации (с несопротивляющимся партнером), спортсмен осваивает прием в другой динамической ситуации либо приступает к изучению способов тактической подготовки. Способы тактической подготовки вначале изучают с партнером, сопротивление которого обусловливается следующим образом: в ответ на определенное действие (движение) партнер реагирует необходимой защитой (атакой или контратакой). Чем ярче выражена обусловленная реакция партнера в ответ на тактическую подготовку, тем легче выполняется истинное техническое действие. На первых занятиях освоение способа тактической подготовки можно значительно облегчить более продолжительным (чем это бывает в обстановке соревнования) пребыванием противника в условиях, благоприятных для проведения истинного приема. Партнер, отвечая упражняющемуся на подготовку необходимой реакцией, задерживается в соответствующей позе и не ослабляет усилий (это дает возможность упражняющемуся осуществить переход к выполнению приема). По мере того как возрастает быстрота и точность перехода борца к задуманному приему, условия проведения его усложняют. Таким образом, упражняющийся постепенно приступает к выполнению способа тактической подготовки в условиях схватки. От упражнений с партнером борец переходит к совершенствованию приема и способа тактической подготовки в учебно-тренировочных, тренировочных и соревновательных схватках. После усвоения приема в благоприятной динамической ситуации с применением способа тактической подготовки следует расширять умения и навыки борца за счет вновь осваиваемых способов тактической подготовки и использования благоприятных динамических ситуаций. После того как прочно усвоена основа структуры приема и хорошо известны контратакующие и защитные действия от него, приступают к совершенствованию приема в условиях, требующих изменения его структуры в зависимости от тактической обстановки. Вначале выполняют упражнения с партнером, затем учебно-тренировочные, тренировочные и соревновательные схватки (схема 7). Последовательность изучения и совершенствования тактики ведения схватки. В процессе занятия борец учится правильно строить и реализовать тактический план схватки с различными противниками, а в случае необходимости — изменять его, исходя из конкретно сложившейся обстановки; проводить разведку и использовать полученные сведения для построения плана схватки; правильно использовать площадь ковра; рассчитывать силы на схватку и соревнование и т. д. От партнера в схватке зависит, насколько успешно борец решит поставленные перед ним задачи. Поэтому очень важно серьезно и тщательно подбирать партнеров, следить за тем, чтобы их физическое развитие, тактика и техника способствовали бы реализации задания. Только при этом условии борец сможет приобрести необходимый опыт ведения схваток. Чтобы научить борцов составлять тактический план, дается задание составить план схваток как с известным, так и с неизвестным противником. Такое задание тренер обычно дает занимающимся на дом (схема 8). В процессе подготовки к соревнованиям тренер знакомит борцов с основными моментами тактики соревнований. Последовательность использования общеразвивающих и специальных упражнений.Общеразвивающие упражнения способствуют развитию общей физической подготовки, необходимой борцу для ведения схваток во время тренировок и на соревнованиях. Специальные упражнения (самостраховка, мост, перемещения по ковру, элементы приемов и др.) имеют целью подготовить борца к использованию технических действий в схватках. Общеразвивающие упражнения следует выполнять в последовательности, способствующей постепенному развитию всех физических качеств, а также тех отдельных физических качеств, которые к моменту начала изучения сложных или трудных приемов обеспечат соответствующую подготовку борца. В начале обучения общеразвивающие упражнения распределяются в уроках так, чтобы подготовить занимающихся к изучению приемов первого цикла. В дальнейшем применяются упражнения, способствующие изучению сложных приемов в учебно-тренировочных схватках. В основном периоде первого года обучения общеразвивающие упражнения изучают и применяют в такой последовательности, которая имеет целью подготовить борца к участию в соревнованиях. В тренировочных занятиях борцов высших разрядов последовательность изучения и применения общеразвивающих упражнений определяется тактическими задачами, в соответствии с которыми и происходит развитие физических качеств. Специальные упражнения применяются в такой последовательности, которая способствует подготовке борцов к изучению приемов, а также к выполнению соответствующих действий в схватках. Способы самостраховки осваиваются прежде, чем борцы приступают к изучению соответствующего приема. Например, борец должен уметь падать на бок прежде, чем начнет изучать бросок боковой подсечкой или падать на спину, прежде, чем приступит к изучению броска с захватом ног; или падать назад с поворотом на грудь перед освоением броска прогибом и т. д. Эти приемы страховки и самостраховки в дальнейшем совершенствуются при изучении приемов. Специальные упражнения, которые помогают вырабатывать навыки, необходимые в процессе борьбы (мост, забегания, перевороты, выседы, броски и др.), осваиваются в такой последовательности, чтобы к моменту изучения приемов или проведения первых схваток борцы умели бы их выполнять. Эти упражнения включают в урок с целью совершенствования способности выполнять нужные борцу действия и формировать у него соответствующие навыки.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Под методами обучения в борьбе понимают пути, позволяющие преподавателю добиваться усвоения знаний, умений и навыков. Различные задачи обучения решаются различными методами. Знания передаются путем словесного изложения (в лекциях, беседах, рассказах) и показа (демонстрации, посещения соревнований и тренировок, в экскурсиях и т. п.). Умения вырабатываются путем разучивания. Навыки формируются и совершенствуются на тренировках. Качество усвоения знаний, умений и навыков проверяется на зачетах, экзаменах, соревнованиях и т. д. Словесное изложение материала осуществляется в лекциях, рассказах, беседах. Лекция. Применяется для устного изложения важнейших тем теоретического раздела программы. Для проведения лекции на определенную тему составляется план: намечаются основные вопросы, которые будут освещены; составляются тезисы лекции — формулировка основных вопросов и мыслей, которые должны быть переданы занимающимся. В начале лекции сообщают ее тему и план изложения. Во время лекций надо излагать основные мысли и формулировки так, чтобы занимающиеся могли их записать, В конце лекции следует сообщить занимающимся литературу, которой они могут пользоваться для углубленного изучения данной темы. Рассказ. Во время рассказа преподаватель излагает отдельные вопросы теоретического курса. К рассказу прибегают чаще всего во время практических занятий или в перерыве между ними. Обычно в этих условиях борец не может вести запись. Основным требованием к этому методу обучения является яркость и образность передачи мыслей, чтобы занимающиеся могли надолго их запомнить. Это позволяет им быстро и прочно усвоить изложенный материал. Беседа. Применяется в тех случаях, когда преподаватель использует ранее приобретенные знания занимающихся для того, чтобы систематизировать их и научить применять на практике. К беседе часто прибегают при разборе правил соревнований, анализе техники, разборе прошедших соревнований, составлении индивидуальных планов тренировки и т. д. При составлении плана проведения беседы надо наметить круг вопросов для обсуждения, предусмотреть, какие вопросы и кому задать, каких ответов добиться. Этот метод позволяет активизировать занимающихся и приучает их творчески мыслить, самостоятельно находить правильные ответы на различные вопросы, которые возникают в процессе занятий и соревнований, а также использовать знания в практике. К беседе прибегают и для изложения нового материала. В этом случае преподаватель, задавая вопросы, активизирует внимание занимающихся на решении каких-то задач, заставляет борцов принять самостоятельное решение. Если занимающиеся не имеют достаточных знаний для решения вопроса, тренер должен помочь им найти правильный ответ. В этом случае материал сразу увязывается с практикой. Демонстрация (показ). Заключается в том, что преподаватель правильно показывает упражнения, приемы, способы тренировки, применяемые выдающимися мастерами, и особенности ведения борьбы в соревнованиях с различными борцами. В процессе показа надо объяснять борцам, что им следует делать, чтобы выполнить показываемые действия, или какие выводы они должны сделать из наблюдений. Разучивание. Применяется с целью выработки умения выполнять определенные действия. В борьбе этот метод используется очень широко при обучении приемам, упражнениям и другим действиям. Основная задача, решаемая этим методом, — привить борцам умение выполнять приемы, защиты, контрприемы, различные тактические действия, специальные и общеразвивающие упражнения. Разучивание строится следующим образом: преподаватель показывает и объясняет действия, которые должны быть выполнены борцами. Занимающиеся выполняют изучаемые действия, а преподаватель следит за правильностью их выполнения и при необходимости исправляет ошибки. В зависимости от сложности и трудности изучаемых действий, подготовленности занимающихся преподаватель применяет различные методы разучивания. Наиболее распространены два метода разучивания (целостный и по частям). В свою очередь, эти два основных метода имеют много разновидностей, а иногда используются в комплексе. Метод целостного разучивания применяется для изучения простых приемов и упражнений, а метод разучивания по частям — для изучения сложных (под простыми упражнениями и приемами понимаются действия, в которых занимающимся нужно освоить один несложный по координации элемент; под сложными— действия, в которых борец должен освоить несколько незнакомых или сложных по координации элементов). Разучивание приемов и упражнений целостным способом строится по схеме 9.
Схема 9
![]() |