Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИЕМА В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ ПОЕДИНКА



 

Простые технические действия, которые не требуют специаль­ной предварительной подготовки, разучивают целостным мето­дом. Однако для того, чтобы занимающийся мог применить про­стой прием в соревновательной схватке, еще недостаточно уметь выполнять его на несопротивляющемся партнере. Надо, чтобы борец научился проводить прием на сопротивляющемся партне­ре. В этом случае последовательное совершенствование техниче­ского действия (приема) осуществляется следующим образом: вначале прием выполняют поочередно на двигающихся, но несопротивляющихся партнерах (с различных дистанций и из раз­личных исходных положений), различных по телосложению и весу. При этом прием повторяют до тех пор, пока он не будет выполняться безошибочно. Затем усложняют условия для его проведения, например, выполняют прием с партнером, оказыва­ющим неполное сопротивление (партнер дает атакующему осу­ществить захват и только затем начинает выполнять прием, ата­кующий оказывает условное сопротивление).

В этот момент (особенно когда не удается сделать прием с условным, защитным, вариантом) необходимо упростить вы­полнение приема за счет применения способа тактической под­готовки данного приема. Затем изменяют уровень захвата, на­пример, в бросках прогибом выполняют прием с захватом за туловище, а затем с обхватом руки и головы; после этого исполь­зуют обусловленную защиту со стороны партнера (партнер да­ет осуществить захват, затем атакующий выполняет прием, а партнер применяет защиту).

Только после этого прием проводят в обусловленных схватках.

В этом случае партнер может применять изученные защиты и контрприемы, после чего выполнять прием в более сложных условиях (тренировочной, контрольной и соревновательной схват­ках). В процессе совершенствования приема в схватках необхо­димо шлифовать структуру приема, несколько видоизменяя от­дельные детали, а также применяя для этого необходимую систе­му специальных упражнений (на быстроту, силу, координацию). Можно изменять эмоциональный фон схваток. Так вырабатыва­ются правильные действия атакующего при включении различ­ных сбивающих факторов, затрудняющих атаку*.

 

Последовательность изучения технических действий**

 

Большое значение при изучении основных технических дейст­вий приобретает тактика борьбы. В процессе борьбы очень труд­ным для борца является умение создать или найти в сложной обстановке выгодные моменты (благоприятную динамическую ситуацию) и быстро переключиться на выполнение нужного тех­нического действия. Поэтому совершенствование технических действий проходит эффективнее за счет методов, снижающих время на поиск удобного положения для выполнения приема, атаки.

Изучение и закрепление тактики проведения технических действий находятся в неразрывной связи с освоением и совер­шенствованием техники.

Приступая к освоению того или иного приема, спортсмен знакомится с тактическим обоснованием: уясняет, какую задачу помогает решить данное техническое действие, в каких благо­приятных динамических ситуациях и с каким противником его лучше всего удается выполнить. Затем прием осваивают в бла­гоприятной динамической ситуации.

 

Когда техническое действие борцом освоено и он точно и быстро выполняет его из наиболее благоприятной динамической ситуации (с несопротивляющимся партнером), спортсмен осваи­вает прием в другой динамической ситуации либо приступает к изучению способов тактической подготовки.

Способы тактической подготовки вначале изучают с партне­ром, сопротивление которого обусловливается следующим обра­зом: в ответ на определенное действие (движение) партнер реа­гирует необходимой защитой (атакой или контратакой). Чем ярче выражена обусловленная реакция партнера в ответ на так­тическую подготовку, тем легче выполняется истинное техничес­кое действие.

На первых занятиях освоение способа тактической подготов­ки можно значительно облегчить более продолжительным (чем это бывает в обстановке соревнования) пребыванием противника в условиях, благоприятных для проведения истинного приема. Партнер, отвечая упражняющемуся на подготовку необходимой реакцией, задерживается в соответствующей позе и не ослабляет усилий (это дает возможность упражняющемуся осуществить переход к выполнению приема).

По мере того как возрастает быстрота и точность перехода борца к задуманному приему, условия проведения его услож­няют. Таким образом, упражняющийся постепенно приступает к выполнению способа тактической подготовки в условиях схватки.

От упражнений с партнером борец переходит к совершенст­вованию приема и способа тактической подготовки в учебно-тренировочных, тренировочных и соревновательных схватках.

После усвоения приема в благоприятной динамической ситуа­ции с применением способа тактической подготовки следует рас­ширять умения и навыки борца за счет вновь осваиваемых спо­собов тактической подготовки и использования благоприятных динамических ситуаций.

После того как прочно усвоена основа структуры приема и хо­рошо известны контратакующие и защитные действия от него, приступают к совершенствованию приема в условиях, требующих изменения его структуры в зависимости от тактической обстанов­ки. Вначале выполняют упражнения с партнером, затем учебно-тренировочные, тренировочные и соревновательные схватки (схема 7).

Последовательность изучения и совершенствования тактики ведения схватки. В процессе занятия борец учится правильно строить и реализовать тактический план схватки с различными противниками, а в случае необходимости — изменять его, исходя из конкретно сложившейся обстановки; проводить разведку и использовать полученные сведения для построения плана схват­ки; правильно использовать площадь ковра; рассчитывать силы на схватку и соревнование и т. д.

От партнера в схватке зависит, насколько успешно борец ре­шит поставленные перед ним задачи. Поэтому очень важно серь­езно и тщательно подбирать партнеров, следить за тем, чтобы их физическое развитие, тактика и техника способствовали бы реализации задания. Только при этом условии борец сможет при­обрести необходимый опыт ведения схваток.

Чтобы научить борцов составлять тактический план, дается задание составить план схваток как с известным, так и с неиз­вестным противником. Такое задание тренер обычно дает зани­мающимся на дом (схема 8).

В процессе подготовки к соревнованиям тренер знакомит борцов с основными моментами тактики соревнований.

Последовательность использования общеразвивающих и спе­циальных упражнений.Общеразвивающие упражнения способ­ствуют развитию общей физической подготовки, необходимой борцу для ведения схваток во время тренировок и на соревнова­ниях.

Специальные упражнения (самостраховка, мост, перемеще­ния по ковру, элементы приемов и др.) имеют целью подгото­вить борца к использованию технических действий в схватках.

Общеразвивающие упражнения следует выполнять в последо­вательности, способствующей постепенному развитию всех фи­зических качеств, а также тех отдельных физических качеств, которые к моменту начала изучения сложных или трудных прие­мов обеспечат соответствующую подготовку борца.

В начале обучения общеразвивающие упражнения распреде­ляются в уроках так, чтобы подготовить занимающихся к изучению приемов первого цикла. В дальнейшем применяются уп­ражнения, способствующие изучению сложных приемов в учеб­но-тренировочных схватках.

В основном периоде первого года обучения общеразвивающие упражнения изучают и применяют в такой последователь­ности, которая имеет целью подготовить борца к участию в со­ревнованиях.

В тренировочных занятиях борцов высших разрядов после­довательность изучения и применения общеразвивающих упраж­нений определяется тактическими задачами, в соответствии с ко­торыми и происходит развитие физических качеств.

Специальные упражнения применяются в такой последова­тельности, которая способствует подготовке борцов к изучению приемов, а также к выполнению соответствующих действий в схватках.

Способы самостраховки осваиваются прежде, чем борцы при­ступают к изучению соответствующего приема. Например, борец должен уметь падать на бок прежде, чем начнет изучать бросок боковой подсечкой или падать на спину, прежде, чем приступит к изучению броска с захватом ног; или падать назад с поворотом на грудь перед освоением броска прогибом и т. д.

Эти приемы страховки и самостраховки в дальнейшем совер­шенствуются при изучении приемов.

Специальные упражнения, которые помогают вырабатывать навыки, необходимые в процессе борьбы (мост, забегания, пере­вороты, выседы, броски и др.), осваиваются в такой последова­тельности, чтобы к моменту изучения приемов или проведения первых схваток борцы умели бы их выполнять. Эти упражнения включают в урок с целью совершенствования способности вы­полнять нужные борцу действия и формировать у него соответ­ствующие навыки.

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Под методами обучения в борьбе понимают пути, позволяю­щие преподавателю добиваться усвоения знаний, умений и навы­ков. Различные задачи обучения решаются различными мето­дами.

Знания передаются путем словесного изложения (в лекциях, беседах, рассказах) и показа (демонстрации, посещения сорев­нований и тренировок, в экскурсиях и т. п.).

Умения вырабатываются путем разучивания. Навыки форми­руются и совершенствуются на тренировках.

Качество усвоения знаний, умений и навыков проверяется на зачетах, экзаменах, соревнованиях и т. д.

Словесное изложение материала осуществляется в лекциях, рассказах, беседах.

Лекция. Применяется для устного изложения важнейших тем теоретического раздела программы. Для проведения лекции на определенную тему составляется план: намечаются основные вопросы, которые будут освещены; составляются тезисы лек­ции — формулировка основных вопросов и мыслей, которые должны быть переданы занимающимся. В начале лекции сооб­щают ее тему и план изложения. Во время лекций надо излагать основные мысли и формулировки так, чтобы занимающиеся мог­ли их записать, В конце лекции следует сообщить занимающим­ся литературу, которой они могут пользоваться для углубленно­го изучения данной темы.

Рассказ. Во время рассказа преподаватель излагает отдель­ные вопросы теоретического курса. К рассказу прибегают чаще всего во время практических занятий или в перерыве между ними. Обычно в этих условиях борец не может вести запись. Основ­ным требованием к этому методу обучения является яркость и образность передачи мыслей, чтобы занимающиеся могли надол­го их запомнить. Это позволяет им быстро и прочно усвоить из­ложенный материал.

Беседа. Применяется в тех случаях, когда преподаватель ис­пользует ранее приобретенные знания занимающихся для того, чтобы систематизировать их и научить применять на практике. К беседе часто прибегают при разборе правил соревнований, анализе техники, разборе прошедших соревнований, составлении индивидуальных планов тренировки и т. д.

При составлении плана проведения беседы надо наметить круг вопросов для обсуждения, предусмотреть, какие вопросы и кому задать, каких ответов добиться.

Этот метод позволяет активизировать занимающихся и приу­чает их творчески мыслить, самостоятельно находить правиль­ные ответы на различные вопросы, которые возникают в процес­се занятий и соревнований, а также использовать знания в практике.

К беседе прибегают и для изложения нового материала. В этом случае преподаватель, задавая вопросы, активизирует внимание занимающихся на решении каких-то задач, заставляет борцов принять самостоятельное решение. Если занимающиеся не имеют достаточных знаний для решения вопроса, тренер дол­жен помочь им найти правильный ответ. В этом случае материал сразу увязывается с практикой.

Демонстрация (показ). Заключается в том, что преподава­тель правильно показывает упражнения, приемы, способы трени­ровки, применяемые выдающимися мастерами, и особенности ве­дения борьбы в соревнованиях с различными борцами. В про­цессе показа надо объяснять борцам, что им следует делать, чтобы выполнить показываемые действия, или какие выводы они должны сделать из наблюдений.

Разучивание. Применяется с целью выработки умения выпол­нять определенные действия. В борьбе этот метод используется очень широко при обучении приемам, упражнениям и другим действиям.

Основная задача, решаемая этим методом, — привить борцам умение выполнять приемы, защиты, контрприемы, различные тактические действия, специальные и общеразвивающие упраж­нения.

Разучивание строится следующим образом: преподаватель показывает и объясняет действия, которые должны быть выполнены борцами. Занимающиеся выполняют изучаемые действия, а преподава­тель следит за правильностью их выполнения и при необходимо­сти исправляет ошибки.

В зависимости от сложности и трудности изучаемых действий, подготовленности занимающихся преподаватель применяет раз­личные методы разучивания. Наиболее распространены два ме­тода разучивания (целостный и по частям). В свою очередь, эти два основных метода имеют много разновидностей, а иногда ис­пользуются в комплексе.

Метод целостного разучивания применяется для изучения простых приемов и упражнений, а метод разучивания по час­тям — для изучения сложных (под простыми упражнениями и приемами понимаются действия, в которых занимающимся нуж­но освоить один несложный по координации элемент; под слож­ными— действия, в которых борец должен освоить несколько незнакомых или сложных по координации элементов).

Разучивание приемов и упражнений целостным способом строится по схеме 9.

 

Схема 9



Просмотров 1260

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!