Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЕКЦИИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ



 

Основной формой организации учебно-спортивной и воспита­тельной работы по борьбе являются спортивные секции коллек­тивов физической культуры. Секции спортивной борьбы могут быть созданы при физкультурных коллективах заводов, колхо­зов, учебных заведений и других организаций. Они привлекают трудящихся к регулярным занятиям спортивной борьбой и наря­ду с подготовкой высококвалифицированных спортсменов укреп­ляют их здоровье, способствуют всестороннему физическому раз­витию. У занимающихся вырабатываются прикладные навыки, необходимые в трудовой деятельности и при обороне Родины, воспитываются ценные черты коммунистической морали (чувство товарищества, взаимопомощи, честности, коллективизма, патри­отизма и др.), они вовлекаются в активную общественно-полити­ческую жизнь. Секции спортивной борьбы, как правило, созда­ются по производственному принципу и объединяют спортсменов, работающих на одном предприятии, в учреждении или обучаю­щихся в одном учебном заведении. Это обеспечивает тесную связь занимающихся с общественностью их заводов, фабрик, ву­зов и тем самым создает благоприятные условия для спортивной работы и воспитания спортсменов.

Созданию секции предшествует большая разъяснительная и организаторская работа. Прежде всего при помощи совета кол­лектива физической культуры, комсомольских, профсоюзных ор­ганизаций и руководителей предприятия или учебного заведения необходимо решить вопросы, связанные с материальным обес­печением руководителей секции и оборудованием мест занятий, а затем все усилия направить на то, чтобы пробудить у молоде­жи настоящий интерес и любовь к спортивной борьбе. Для этого используются разнообразные средства агитации и пропаганды (беседы, приглашения молодежи на соревнования, организация показательных выступлений, спортивных вечеров, оформление красочных стендов, фотовитрин, плакатов, объявлений и т. п.).

После выявления желающих заниматься в секции спортивной борьбы из лиц, имеющих организаторские способности, создается бюро секции, которое впоследствии руководит всей организаци­онной, учебно-спортивной и воспитательной работой. В состав бюро входит 3—5 человек. Оно избирает председателя, секрета­ря, распределяет обязанности среди остальных членов. Иногда могут быть скомплектованы комиссии (организационная, учеб­ная, судейская и др.). Бюро секции в тесном контакте с препода­вателем (тренером) осуществляет руководство работой секции (вовлекает новых членов), проводит массовые мероприятия (по­казательные выступления, лыжные вылазки, походы, кроссы и т. п.), организует- проведение соревнований. Наряду с этим бю­ро разрабатывает планы, составляет программы и положения о соревнованиях, сметы расходов, ведет учет значкистов ГТО и спортсменов-разрядников, а также учет и отчетность работы секции.

Высшим руководящим органом секции является общее собра­ние, перед которым бюро отчитывается за работу. Общее собра­ние дает оценку деятельности бюро.

В повседневной работе бюро подчиняется совету коллектива физической Культуры.

Поступающие в секцию спортивной борьбы должны пройти полный медицинский осмотр. Данные, характеризующие состоя­ние здоровья и физическое развитие, заносятся в специальную карточку, и преподаватель (тренер) руководствуется ими при определении содержания и нагрузки во время занятий. При вступлении в секцию школьников у них должно быть дополни­тельное разрешение на это родителей и директора школы.

Учебно-тренировочные группы комплектуют с учетом возрас­та, физического развития занимающихся, их общей и спортивно-технической подготовки. На крупных предприятиях или в учеб­ных заведениях необходимо организовать раздельные секции для начинающих и для спортсменов-разрядников. Такой подход по­может вовлечь в занятия большее число молодежи и в то же время будет способствовать методически правильному построе­нию учебной работы. В организованных группах на одного пре­подавателя приходится не более 14—20 новичков и борцов млад­ших разрядов и 8—10 человек — борцов старших разрядов.

Деятельность каждой спортивной секции, ее спортивные до­стижения, организационные и хозяйственные успехи во многом зависят от того, как будет поставлена работа с общественным активом. Опорой преподавателя в первую очередь являются чле­ны бюро секции, старосты групп и капитаны команд, которые должны быть самыми уважаемыми и авторитетными спортсме­нами.

Важно своевременно заметить наклонности и способности каждого члена секции и дать ему возможность проявить себя на активной общественной работе — это одно из главных условий воспитательной работы. Общественная работа развивает творче­скую самостоятельность и инициативу, способствует развитию организаторских навыков, и нередко хорошие общественники спортивных секций становятся умелыми руководителями на про­изводстве. Чем больше членов секции будет вовлечено в обще­ственную деятельность, тем сплоченнее и дружнее весь коллек­тив, тем слаженнее его работа.

Из наиболее способных и активных занимающихся необходи­мо подготовить инструкторов-общественников, которые в даль­нейшем могут самостоятельно проводить занятия в секциях.

Подготовка общественных инструкторов осуществляется со­ветами физкультуры, спортивными клубами, ДСО и ведомства­ми на специальных курсах и семинарах. Однако основные знания они должны получать в процессе повседневных учебно-тренировочных занятий в секции под руководством препода­вателя.

Помимо коллектива физической культуры, учебно-спортивная работа по борьбе проводится центральными секциями спортив­ных обществ, отделениями детских спортивных школ, ДСО, ведомств и отделов народного образования, а также спортивны­ми школами молодежи советов Союза спортивных обществ и организаций (городских, областных). В центральные секции и школы молодежи принимаются наиболее способные борцы для их дальнейшего спортивного совершенствования.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СЕКЦИИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ

 

Успех работы секции спортивной борьбы во многом зависит от умелого планирования. Работа в секции ведется преподава­телем совместно с членами бюро по перспективным, годовым и месячным планам. Немаловажное значение имеют календарные планы и планы проведения отдельных мероприятий.

Перспективный планразрабатывается на несколько лет с учетом того, что развитие секции спортивной борьбы связано с перспективой развития самого предприятия, с ростом возмож­ностей и удовлетворения бытовых и культурных потребностей трудящихся. Этот план предусматривает улучшение материаль­ной базы (улучшение и постройку залов, летних площадок, при­обретение дорогостоящего спортивного инвентаря и т. п.), увели­чение числа занимающихся, воспитание актива, рост числа раз­рядников и т. п.

 

 

Годовое и месячное планирование является текущим и пред­усматривает следующие разделы: политико-воспитательную, учебно-тренировочную, спортивную, агитационно-массовую рабо­ту, мероприятия по комплексу ГТО, врачебному контролю, под­готовку общественных кадров и хозяйственную работу.

Политико-воспитательная работа. Этот раздел плана вклю­чает лекции, доклады, общественно-политические мероприятия, в которых должны участвовать все члены секции: собрания, экс­курсии, культпоходы, коллективные посещения соревнований и др.

Учебно-воспитательная работа. В этом разделе предусматри­вается определение количества групп и их количественного сос­тава, распределение преподавателей и общественных инструк­торов, составление расписания занятий, обеспечение групп учеб­ной документацией и наглядными пособиями, организация мето­дических совещаний по вопросам проведения занятий, методике обучения, тренировки и др.

Спортивная работа. Определение календаря соревнований, разработка положений, подбор и утверждение судейских колле­гий, утверждение сборных команд, подготовка разрядников и судей (сроки и количество) и т. д.

Агитационно-массовая работа. Организация показательных выступлений и спортивных вечеров, чтение лекций, докладов, выпуск стенных газет, фотовитрин, информация о работе секции, выступления на соревнованиях, художественное оформление мест занятий и соревнований, изготовление афиш, плакатов и т. д.

Работа по комплексу ГТО. Рассмотрение плана подготовки значкистов ГТО, создание комиссий по приему и организации со­ревнований для сдачи нормативов.

Врачебный контроль. Организация медицинских осмотров, проведение бесед врача о результатах осмотров, о влиянии физи­ческих упражнений на организм человека, гигиене, самоконт­роле и др.

Подготовка общественных кадров. Организация мероприя­тий по подготовке инструкторов-общественников и судей разных категорий.

Хозяйственная работа. Составление смет расходов по ремон­ту и приобретению инвентаря, заключение договоров на органи­зацию и проведение различных мероприятий, аренду спортивных баз, организация воскресников для оборудования мест занятий на летних площадках и др.

План работы секции составляется по приведенной ниже форме:

 

План работы секции борьбы на 196____ год

Содержание работы Сроки выполнения Ответственные за выполнение Отметки о выполнении
         

 

Планы работы секции должны правильно и реально ориен­тировать занимающихся, не занижать и в то же время не превы­шать возможности коллектива. За каждым показателем необхо­димо наметить конкретные сроки и фамилии исполнителей.

Для того чтобы все члены коллектива прониклись ответствен­ностью за выполнение плана, его необходимо согласовать с об­щественными организациями и руководителями предприятий и принять на общем собрании.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

Учебно-педагогический процесс секции коллектива физиче­ской культуры является довольно многогранным и продолжи­тельным, так как современные спортивно-технические требова­ния настолько велики, что спортсмену для достижения высоких результатов необходимы годы упорных целенаправленных трени­ровок. Этот процесс должен проходить постепенно и последова­тельно, и попытки его форсировать отрицательно сказываются на здоровье занимающихся и росте их мастерства.

Полноценному решению этих задач способствует правильное планирование, предусматривающее перспективное, текущее и оперативное распределение учебного материала (схема 4).

Перспективное планирование предусматривает создание еди­ной системы организационных и методических мероприятий на несколько лет с постоянным усложнением и повышением требо­ваний к занимающимся. Многолетнее планирование осуществ­ляется как для группы борцов, так и для отдельных спортсменов и должно иметь конечную цель и задачи, которые зависят от контингента занимающихся, имеющихся кадров преподавателей, материальной базы и прочих условий.

В перспективном планировании, например, предусматривает­ся достижение спортивных разрядов в зависимости от возраста и продолжительности занятий. Опыт показывает, что для юношей 14—15 лет можно планировать выполнение 2-го юношеского раз­ряда, в 16—17 лет— 1-го юношеского, в 17—18 лет — 2-го спор­тивного разряда, в 19—20—1-го разряда, в 21—23 года — канди­дата и мастера спорта и в 23—26 лет — мастера международного класса (табл. 3).

От этой схемы, безусловно, могут быть отступления. Много­численные примеры показывают, что высших спортивных ре­зультатов отдельные спортсмены добиваются и в более раннем возрасте, однако чрезмерно ускорять их подготовку не следует. Для борцов старших разрядов предусматривается индивиду­альное перспективное планирование, где определяются задачи и средства спортивного совершенствования с учетом их техничес­кой, тактической, волевой и физической подготовки.

 

Таблица 3

Примерное планирование спортивных достижений борца

 

Возраст и спортивный разряд
14—15 16-17 17—18 19—20 21—23 22 23 23-26
    2-й юношеский разряд   1-й юношеский разряд     3-й—2-й спортивные разряды   1-й спортивный разряд     Кандидат в мастера спорта   Мастер спорта СССР Мастер спорта СССР международного класса

 

В перспективном индивидуальном плане все разделы спор­тивного совершенствования должны быть взаимосвязаны между собой. Так, например, если в плане технической подготовки ста­вится задача изучить броски наклоном с захватом ног, то в пла­не по физической подготовке необходимо предусмотреть развитие силы тех групп мышц, которые наиболее активно участвуют в этом приеме и обеспечивают высокое качество его проведения. Подобные задачи следует предусмотреть и в плане совершенст­вования быстроты, координации движений, а также тактической и волевой подготовки.

 

Таблица 4

Индивидуальный перспективный план

 

Стороны подготовки Характерис­тика основных недостатков на данном уровне Перспектив­ные задачи совершенство­вания Основные средства совершен­ствования Этапы подготовки и конт­рольные нормативы
Техническая              
Тактическая              
Физическая              
Волевая              

 

На основании перспективного индивидуального плана состав­ляются годовые планы и планы подготовки к отдельным сорев­нованиям, определяются задачи и средства тренировочных цик­лов и каждого занятия.

Индивидуальный перспективный план может быть составлен по следующей форме (табл. 4).

В индивидуальных планах предусматривается система меро­приятий, обеспечивающих проверку результатов учебно-трениро­вочной работы (контрольные нормативы, врачебные методы, са­моконтроль и т. п.). Планирование и педагогический контроль взаимно связаны между собой.

Перспективными планами для спортсменов младших разря­дов и начинающих заниматься спортивной борьбой фактически являются учебные планы и программы, в которых на ряд лет определено содержание учебного процесса.

 

Учебный план

 

Учебный план определяет основное направление и продол­жительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность про­хождения материала, содержание основных разделов (темы занятий), объем часов по каждому разделу, длительность каж­дого занятия.

 

Таблица 5

Примерный учебный план секции спортивной борьбы коллектива физической культуры

 

Содержание занятий Количество часов по учебным группам
новички 3-й разряд 2-й и 1-й разряды Кандида­ты и мастера спорта
Теоретические занятия
1. Физическая культура и спорт в СССР и краткий обзор состояния и развития спортивной борьбы
2. Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм занимающихся
3. Гигиена, закаливание, режим и питание борца
4. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение повреждений и оказание первой помощи
5. Физиологические основы спортивной тренировки борца
6. Всесторонняя физическая подготовка и ее роль в процессе спортивной тренировки борца
7. Основы планирования спортивной тренировки борца
8. Основы техники и тактики спортивной борьбы и методы их совершенствования
9. Моральный облик советского спортсмена. Воспитание волевых качеств борца
10. Правила соревнований. Организация и проведение соревнований по спортивной борьбе
11. Зачеты  
Итого часов:
Практические занятия
1. Общая физическая подготовка и сдача норм комплекса ГТО 55—60 65—70 70—80 80—90
2. Специальная физическая подготовка 25—30 40—45 80—90 100—110
3. Изучение и совершенствование техники и тактики спортивной борьбы 190—210 200—230 270—300 400—430
4. Инструкторская практика
5. Участие в соревнованиях По календарному плану спортивно-массовых мероприятий
Итого часов: 270—300 310—340 430—480 590—640
Всего часов: 276—306 318—348 445—495 605—655

 

Количество часов в неделю планируется из того расчета, что группы новичков занимаются 2—3 раза в неделю в среднем по 2 часа, борцы 3-го разряда — 3 раза по 2 часа, борцы 2-го и 1-го разрядов — 3—4 занятия по 2—3 часа, кандидаты и мастера спорта—4—5 занятий со средней продолжительностью 3 часа.

Учебный план делится на два основных раздела: теорию и практику (табл. 5).

У квалифицированных борцов может произойти некоторое увеличение часов в период их участия в учебно-тренировочных сборах по подготовке к наиболее ответственным соревнованиям.

 

Программа

 

Программа составляется на основании учебного плана и оп­ределяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содер­жание учебного материала по теории и практике для определен­ных контингентов занимающихся (ДСШ, СШМ, секций коллек­тивов физической культуры).

В разделе теории наряду с названием тем кратко излагает­ся их содержание, а при изложении практического материала перечисляются строевые, общеразвивающие и специальные уп­ражнения борца, приемы, защиты, контрприемы и комбинации. Практический материал излагается по годам обучения и в той методической последовательности, в какой он должен изучаться.

В практическом разделе программы указываются вспомога­тельные виды физических упражнений и дополнительные виды спорта. Приводятся нормы и требования, предъявляемые к за­нимающимся по комплексу ГТО, по спортивной и судейской под­готовке, а также литература, рекомендуемая для самостоятель­ного изучения.

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: а) объяснительной записки; б) изложения программного мате­риала; в) учебных норм и требований; г) рекомендуемых учеб­ных пособий.

Программы утверждаются государственными организация­ми, и все их основные требования являются обязательными для выполнения, хотя не исключена возможность некоторого уточне­ния тех или иных задач в зависимости от местных условий работы.

 

График учебного плана

 

График учебного плана является организационно-методичес­ким документом, который определяет содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам и количество часов на каждый раздел ра­боты. Это один из основных документов текущего планирования.

График учебного плана составляют по следующей форме (табл. 6).

Таблица 6

Примерный график учебного плана секции борьбы для группы новичков

 

  Содержание занятий Периоды   Всего часов
подготовительный основной переходный
IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII
Теоретические занятия
1. Физическая культура и спорт в СССР. Краткий обзор состояния и развития спортивной борьбы                      
2. Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм занимающихся                      
3. Гигиена, закаливание, режим и питание борца                      
4. Основы техники и тактики спортивной борьбы, и методы их совершенствования                      
5. Моральный облик советского спортсмена. Воспитание волевых качеств борца                      
6. Правила соревнований                      
Итого часов:            
Практические занятия
1. Общая физическая подготовка и сдача норм комплекса ГТО
2. Специальная физическая подготовка
3. Изучение и совершенствование техники и тактики борьбы
4. Участие в соревнованиях По календарю спортивно-массовых мероприятий
Итого часов
Всего часов:

 

 

Рабочий план

 

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок.

В этом документе планируется методика обучения и спортив­ного совершенствования в соответствии с требованиями програм­мы и графика учебного процесса. В нем в методической последо­вательности излагается теоретический и практический материал каждого урока.

В рабочем плане указываются разделы воспитательной рабо­ты, предусматривается участие в спортивно-массовых мероприя­тиях и определяются задания для самостоятельных занятий, а также объем тренировочных нагрузок, как в каждом отдельном занятии, так и последовательно от занятия к занятию за плани­руемый период. Учебный материал в рабочем плане излагается графически или текстуально по следующей форме (табл. 7 и 8).

 

Таблица 7

Рабочий план-график секции
_______________________борьбы на_______________________ 196 г.

 

Учебный мате­риал Номера уроков и даты занятий
№ 1 т. д.
I/IX 2/Х б т.д.
1…. 2…. т.д.                                    

 

 

Таблица 8

Поурочный рабочий план секции

______________________борьбы_____________________ на 196 г.

 

Общеразвивающие и специальные упражнения Техника борьбы Организационно-методические указания Содержание и время учебно-тренировочных схваток
в партере в стойке
         

 

 



Просмотров 1494

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!