![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
С группой мастеров спорта и борцов 1-го разряда
Дата проведения. Задача: совершенствование спортивного мастерства по индивидуальным планам. Инвентарь: борцовский ковер 8X8 м, гимнастическая стенка, гири 16 и 24 кг, разборная штанга, канат, кольца, скакалки.
При любом порядке применения средств тренировки тренировочная схватка является основной. Основная часть урока проводится двумя преподавателями. Один наблюдает за схваткой, другой записывает преимущества и недостатки борцов. Если нет второго преподавателя, то для ведения схватки подбирают помощника из числа лучших борцов. При этом запись ведет преподаватель. Если при распределении борцов на тренировочные схватки один остается без пары, то его надо соединить с парой борцов соответствующего веса и квалификации. В этом случае борцы попеременно борются с каждым. Задачу схватки устанавливает преподаватель. При самостоятельном выполнении длительных или трудных заданий борцы в случае усталости отдыхают. Однако время отдыха не должно быть длительным, так как при охлаждении борцы обычно теряют желание тренироваться. При подготовке к конкретному соревнованию тренировочные схватки борцы проводят с учетом индивидуальных особенностей своих будущих противников. Для этого надо подбирать таких партнеров, которые по манере борьбы и своим индивидуальным особенностям были бы похожи на будущих противников. Если таких партнеров нет, то можно дать задание спортсмену: бороться в стиле и манере предполагаемого противника (моделирование). Занятия другими видами спорта. Занятия другими видами спорта в основном относятся к числу тренировочных занятий. Из других видов спорта борцы наиболее часто используют гимнастические упражнения: вольные и на снарядах; баскетбол, волейбол, ручной мяч, кроссы, прыжки, метания, греблю, плавание, акробатику, штангу, ходьбу на лыжах, слалом. Занятия другими видами спорта целесообразно проводить на свежем воздухе. Начинать их рекомендуется коротким бегом с применением небольших комплексов общеразвивающих упражнений. Такие занятия могут заканчиваться специальными упражнениями, в парах без бросков. При проведении занятий с целью разностороннего физического развития можно использовать естественные средства природы: камни, деревья, песчаный берег и др. Подобные занятия могут проводиться по одному виду спорта или быть смешанными. Во втором случае занятия начинаются, например, с игры в баскетбол, а заканчиваются упражнениями со штангой или акробатическими упражнениями или кроссом. С целью избирательного развития физических качеств могут проводиться комплексные занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. На таких занятиях для одних борцов, например, дается задание совершенствовать силу мышц с помощью штанги, для других — выносливость с преодолением дистанции кросса, для третьих — ловкость с помощью акробатических упражнений и т. п. Занятия другими видами спорта можно включать в подготовительную часть или в конец основной части урока по борьбе. Заканчиваться занятия должны упражнениями на успокоение дыхания и на расслабление. После окончания занятий, если позволяют условия, можно провести кратковременное купание.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Наряду с практическими занятиями существенное место занимают организованные теоретические занятия, проводимые под руководством преподавателя. На теоретических занятиях борцы приобретают знания по истории развития борьбы, спортивной классификации, анализу техники борьбы, методике обучения и тренировки, тактике борьбы, правилам соревнований и т. д. Помимо изучения теории спортивной борьбы, занимающиеся знакомятся с основными вопросами физиологии, психологии, педагогики, гигиены и других смежных наук, имеющих отношение к спортивному совершенствованию борцов. При проведении теоретических занятий целесообразно отдельные положения подкреплять примерами из практики, иллюстрировать их схемами, диаграммами, таблицами и другими наглядными пособиями. Теоретические занятия следует проводить эмоционально, чтобы они воздействовали не только на ум занимающихся, но и на их чувства. Свою речь преподаватель должен строить правильно, а объяснения вести в доступной для понимания занимающихся форме. Теоретические знания борцы приобретают на лекциях, беседах и некоторых других формах занятий (см. стр. 161). Своеобразными формами организации занятий являются: анализ спортивного мастерства предстоящих противников, анализ наблюдений за тренировками и соревнованиями, установки на соревнования. Анализ спортивного мастерства предстоящих противников. Одной из форм организации занятий может быть анализ спортивного мастерства предстоящих противников. Такое занятие может быть проведено целиком как теоретическое, а может быть частью учебно-тренировочного урока. При подготовке к соревнованиям опытные борцы стараются изучить своих будущих наиболее сильных противников, с тем, чтобы лучше подготовиться к борьбе с ними. При анализе спортивной подготовки противника необходимо учесть все стороны его мастерства, его рост и возраст. Прежде всего, надо определить его слабые и сильные стороны в физической, волевой, технической и тактической подготовке. Уяснив все стороны спортивного мастерства противника, борцу следует наметить такие средства борьбы, которые свели бы на нет его сильные стороны, т. е. наметить путь к победе. При известных «коронных» приемах противника борец должен отработать эффективную защиту, а еще лучше — соответствующие контрприемы. При подготовке и при ведении борьбы с конкретным противником необходимо использовать свое преимущество в спортивном мастерстве. Для анализа спортивного мастерства предстоящих противников тренер привлекает не только борца, который с ним будет встречаться, но и его товарищей. Это поднимет эмоциональное состояние борцов, разовьет их творческое мышление, поможет определить наиболее эффективные средства борьбы с конкретным противником и т. д. Анализ наблюдений за тренировками и соревнованиями. В учебно-тренировочной работе существенное место занимает анализ тренировок и соревнований. Такой анализ может быть проведен в форме самостоятельных теоретических занятий или ему может быть отведено место в учебно-тренировочном занятии. Анализ тренировок или соревнований целесообразно проводить сразу после их проведения или на ближайшем практическом занятии, пока занимающиеся не забыли подробности. Проводя анализ, надо стремиться к тому, чтобы в нем принимали активное участие сами борцы. Участие борцов в таком анализе позволит им более глубоко вникнуть в обсуждаемые вопросы. На таком занятии дается оценка тренировке или соревнованию, проводится анализ выступления каждого борца, обращается внимание на физическую, волевую, техническую и тактическую подготовку. При рассмотрении каждой из сторон спортивного мастерства борца необходимо отметить его положительные и, особенно, отрицательные стороны подготовки. Отдельные положения надо иллюстрировать яркими примерами. Указывая недостатки, тренер должен вскрыть их причины и наметить пути их устранения. Сделанные на таком занятии выводы каждый борец должен учитывать при проведении последующих тренировок. Если на теоретических занятиях возникает необходимость показать отдельные моменты борьбы, то это делается на ближайшем учебно-тренировочном занятии. Установки на соревнование. При подготовке к соревнованиям проводятся специальные занятия. На этих занятиях тренер дает борцам установки, как им вести борьбу на соревнованиях в целом, с определенными противниками и т. д. Установка на соревнование может быть составной частью учебно-тренировочного или тренировочного занятия. На таких занятиях дается характеристика соревнованию, ставятся задачи перед коллективом и перед каждым участником, указываются рациональный способ снижения веса и режим, которого следует придерживаться во время соревнования, дается задание каждому борцу, как лучше использовать положительные стороны спортивного мастерства с конкретным противником, подчеркивается значимость организованности, дисциплинированности, коллективизма и т. д.
![]() |