![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Использование некоторых данных теории в практике
Спортивная техника служит спортсмену основным оружием, которым он пользуется для победы. Техника основных приемов борьбы — главное содержание вида спорта, по существу, это стержень, подчиняющий себе все стороны подготовки спортсмена. Поэтому следует глубоко изучать и осмысливать основные закономерности технического мастерства борцов. Из практики известно, что даже незначительные изменения внешних условий оказывают сбивающее воздействие на рациональную структуру приема и, естественно, на эффективность его выполнения. Практически очень важно, чтобы навыки в технике выполнения приема имели определенную устойчивость и не расстраивались при сбивающих действиях. Но это не значит, что движение всегда должно оставаться постоянным. Оно может изменяться с учетом выгодно возникающих ситуаций поединка. В этом противоречии заложено единство двигательного навыка. При систематизации основных сбивающих факторов были выявлены сильнодействующие и часто встречающиеся в схватках. Об этом тренер должен знать и стремиться вырабатывать у занимающихся устойчивость излюбленных приемов к воздействию сбивающих факторов. Для контроля устойчивости технических действий к сбивающим факторам используются определенные нормативные требования по технической подготовке. В каждом техническом приеме есть свой ритм. Различные спортсмены обладают разным ритмом времени, усилиями при выполнении одного и того же технического действия. Это происходит потому, что борцы имеют различные уровни развития физических качеств, морфологические особенности, у них по-разному включаются и действуют мышечные группы. В настоящее время уже разработаны нормативные требования по развитию силы отдельных мышечных групп высококвалифицированного спортсмена в соответствии с необходимым уровнем развития конкретного технического действия. Эти нормы являются основными при развитии физических качеств для данного технического действия. Поэтому подбор необходимых средств и методов развития физических качеств, а также постоянный контроль за сдвигами в уровне их развития позволяет воздействовать на рост технического мастерства спортсмена. Кроме того, с учетом этих показателей можно прогнозировать, какие конкретные технические приемы рациональны для данного борца. В процессе изучения приема начинающим необходимо подбирать такие средства и методы тренировки, чтобы поток информации от них шел через все каналы воспринимающей системы занимающегося, чтобы они создавали более широкое представление об изучаемом техническом движении. Для более способных борцов (в отдельных случаях) необходимо выключать зрительный анализатор для усиления мышечно-суставного чувства и успешного совершенствования приемов. При выключении зрительного анализатора понижаются пороги мышечно-суставного чувства, борец правильнее выполняет прием. При введении сбивающего фактора оказалось, что время проведения приема — более стабильный показатель (правда, части приема изменяются значительнее, чем сам прием в целом; это также компенсаторный эффект), чем время работы мышц. Это происходит потому, что мышцы выполняют большую компенсаторную работу, чтобы сохранить устойчивость приема. В настоящее время имеются предварительные данные о диапазонах устойчивости времени выполнения приема и времени работы некоторых групп мышц. Эти данные позволят тренеру установить, какие группы мышц выполняют компенсаторную работу и какую надежность они имеют, а также какие внутренние механизмы обеспечивают устойчивость приема к помехам. Если спортсмен имеет некоторые недостатки в уровне развития отдельных мышечных групп и в то же время высокую устойчивость приема, то можно себе представить, за счет каких резервов организма идет эта компенсация. Для объяснения взаимоотношений тактико-технического мастерства борца приводится схема воронки (см. рис. 9). Эта схема объясняет взаимодействие тактического и технического мастерства борца. Такая схема нужна для обобщения часто встречающихся в практике тактических и технических действий в условиях сбивающих факторов. Таким образом, для совершенствования технического мастерства спортсмена, с одной стороны, необходимо расширять способы подготовки приема (в оптимальных пределах), а с другой — вырабатывать стабильность (в оптимальных пределах) приема, большую помехоустойчивость, точность, быстроту, силу и своевременность выполнения действий.
Г л а в а IV ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Занятия борьбой проводятся в секциях борьбы. Такая секция может быть организована в коллективе физической культуры, ДЮСШ и СШМ. Секции борьбы решают следующие основные задачи: воспитание занимающихся в духе коммунистической морали, подготовка спортсменов-разрядников и подготовка общественного актива: тренеров-общественников и судей по спортивной борьбе. Решение этих задач осуществляется путем освоения материала соответствующих программ. Для успешного изучения и совершенствования программного материала применяются такие формы занятий, которые позволяют рациональнее его усвоить. Различные формы занятий способствуют быстрому усвоению нового материала, закреплению его в последующих занятиях. В практике чаще всего применяются занятия, в которых изучают, совершенствуют и проверяют усвоение пройденного материала. Однако если ставится задача по изучению нового материала, то такое занятие называется учебным или учебно-тренировочным. Если задача состоит в совершенствовании ранее изученного материала, то это учебно-тренировочное или тренировочное занятие. С целью проверки усвоения пройденного материала применяются тренировочные занятия или соревнования. В подготовке борца различают три вида занятий. Первое занятие — секционное (урочное), проводится под руководством преподавателя, другое — самостоятельное (внеурочное), проводится по заданию преподавателя, и третье — соревнование. Организация и содержание работы в секции борьбы предусматривают теоретические и практические занятия. Основной Удельный вес занимают практические занятия.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Основной формой организации практических занятий является урок. Урок может носить учебный, учебно-тренировочный и тренировочный характер и продолжаться от 2 до 4 часов. В зависимости от задач, стоящих перед группой, и ее подготовки определяют время и содержание каждого урока. Учебное занятие. Продолжительность учебного занятия 2 — 3 часа. Занятия предусматривают приобретение занимающимися знаний, умений и навыков по спортивной борьбе. Учебное занятие состоит из 4 частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Каждая часть имеет задачи и содержание. Вводная часть. Продолжительность от 5 до 10 мин. Задача: организовать группу, ознакомить ее с задачами занятия, повысить эмоциональное состояние занимающихся, подготовить их к подготовительной части урока. В вводную часть урока входит построение группы, расчет, рапорт дежурного, краткое объяснение задач занятия, строевые и порядковые упражнения. Подготовительная часть. Продолжительность 20— 40 мин. Задачи: повышение работоспособности организма, подготовка его к выполнению содержания основной части урока, развитие и совершенствование быстроты, ловкости, силы, гибкости, смелости, решительности, упорства и других качеств. Подготовительная часть состоит из общеразвивающих и специальных упражнений. Общеразвивающие упражнения направлены на повышение функциональных возможностей организма и разностороннее воздействие, на его двигательный аппарат. Общеразвивающие упражнения включают в себя различные виды ходьбы и бега, разнообразные прыжки и упражнения для других групп мышц. В этой части урока применяются упражнения на координацию движений, силу, быстроту, ловкость, гибкость и подвижность в суставах, равновесие, расслабление и др. Эти упражнения проводятся как на месте, так и в движении. Они могут выполняться без предметов и с предметами: гантелями, гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками, эспандерами и т. п. В подготовительной части урока используются гимнастические снаряды: козел, канат, кольца, гимнастическая стенка и др. Специальные упражнения выполняются после общеразвивающих в течение 10—15 мин. Специальные упражнения направлены на настройку нервно-мышечного аппарата к предстоящей работе в основной части урока. К специальным упражнениям относятся упражнения на мосту, упражнения, сходные по своей структуре с изучаемым материалом в основной части урока, страховка и самостраховка, имитационные упражнения, простейшие формы борьбы, выполнение частей приема, связок комбинаций, бросков чучела и др. Подготовительная часть урока заканчивается активным отдыхом 3—5 мин. В это время занимающиеся готовят необходимый инвентарь, распределяются на пары, занимают соответствующее место в зале и на ковре. Основная часть. Продолжительность 40—60 мин. при длительности урока 90 мин. и 75—95 мин. при уроке 135 мин. Задачи: изучение техники и тактики борьбы, укрепление и совершенствование физических и воспитание волевых качеств. В основной части занятия изучаются новые специальные упражнения, приемы, защиты, контрприемы, способы тактической подготовки. Изученные тактические и технические действия закрепляют в учебных и учебно-тренировочных схватках. Они проводятся с партнерами, которым даются определенные задания. В этой части урока применяются простейшие формы борьбы, подвижные игры, эстафеты. В конце основной части урока отводится время для самостоятельной работы, которая проводится по заданию тренера. Основная часть урока может заканчиваться упражнениями для укрепления моста. Заключительная часть. Продолжительность заключительной части 5—10 мин. Задачи: постепенное снижение нагрузки, активизация восстановительных процессов в организме, подведение итогов урока. В заключительной части с целью приведения организма в относительно спокойное состояние применяются: ходьба, перестроения, упражнения на внимание—на месте и в движении, спокойные подвижные игры, упражнения на расслабление и успокоение дыхания. Заключительная часть заканчивается построением группы. В это время надо довести до сведения занимающихся результат выполнения задач урока, указать на положительные и отрицательные моменты в занятии. Особенное внимание следует обратить на исправление недостатков. При необходимости дается задание на дом. Здесь же можно сообщить о задачах, решить которые предстоит в ближайшем будущем. Организационно - методические указания. Учебное занятие проводится групповым методом, подготовительная часть различными методами: раздельно, поточно и т. д. Упражнения выполняются в разных построениях группы: в колонне по 1, по 2, по 3, по 4, в кругу, уступом и т. д. Подготовительную часть целесообразно проводить с преимущественной направленностью на развитие какого-либо из качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости. Комплексы упражнений, входящие в подготовительную часть, не должны быть постоянными; их систематически следует видоизменять. Применение одних и тех же упражнений в течение длительного времени вызывает адаптацию у занимающихся, и они не дают должного эффекта. Например, упражнения можно разнообразить за счет изменения исходных положений, темпа и времени их выполнения. В подготовительной части урока для борцов вольного стиля и самбистов по сравнению с борцами классического стиля несколько больший удельный вес занимают упражнения для увеличения подвижности в суставах и на сохранение равновесия. Кроме того, самбисты больше внимания уделяют страховке и самостраховке. Время подготовительной части урока изменяется в зависимости от задач и подготовки группы. Чем ниже спортивная подготовка и чем моложе юноши, тем большее время отводится на подготовительную часть. С повышением мастерства время подготовительной части уменьшается. Для изучения приемов большое значение имеет подбор пар. Пары подбирают так, чтобы индивидуальные особенности борцов способствовали усвоению материала урока. Например, если прием не получается с партнером, у которого одинаковый вес с борцом, то следует подобрать партнера меньшей весовой категории. Если в группе нечетное число занимающихся и одному из них не хватило партнера, то он присоединяется к одной из пар.
Примерный план-конспект.
Учебное занятие
![]() |