Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Использование некоторых данных теории в практике



 

Спортивная техника служит спортсмену основным оружием, которым он пользуется для победы. Техника основных приемов борьбы — главное содержание вида спорта, по существу, это стержень, подчиняющий себе все стороны подготовки спортсме­на. Поэтому следует глубоко изучать и осмысливать основные закономерности технического мастерства борцов.

Из практики известно, что даже незначительные изменения внешних условий оказывают сбивающее воздействие на рацио­нальную структуру приема и, естественно, на эффективность его выполнения. Практически очень важно, чтобы навыки в технике выполнения приема имели определенную устойчивость и не рас­страивались при сбивающих действиях.

Но это не значит, что движение всегда должно оставаться постоянным. Оно может изменяться с учетом выгодно возника­ющих ситуаций поединка. В этом противоречии заложено един­ство двигательного навыка.

При систематизации основных сбивающих факторов были вы­явлены сильнодействующие и часто встречающиеся в схватках. Об этом тренер должен знать и стремиться вырабатывать у за­нимающихся устойчивость излюбленных приемов к воздействию сбивающих факторов. Для контроля устойчивости технических действий к сбивающим факторам используются определенные нормативные требования по технической подготовке.

В каждом техническом приеме есть свой ритм. Различные спортсмены обладают разным ритмом времени, усилиями при выполнении одного и того же технического действия. Это проис­ходит потому, что борцы имеют различные уровни развития физических качеств, морфологические особенности, у них по-раз­ному включаются и действуют мышечные группы.

В настоящее время уже разработаны нормативные требова­ния по развитию силы отдельных мышечных групп высококвали­фицированного спортсмена в соответствии с необходимым уров­нем развития конкретного технического действия. Эти нормы являются основными при развитии физических качеств для дан­ного технического действия. Поэтому подбор необходимых средств и методов развития физических качеств, а также посто­янный контроль за сдвигами в уровне их развития позволяет воз­действовать на рост технического мастерства спортсмена. Кроме того, с учетом этих показателей можно прогнозировать, какие конкретные технические приемы рациональны для данного борца.

В процессе изучения приема начинающим необходимо подби­рать такие средства и методы тренировки, чтобы поток инфор­мации от них шел через все каналы воспринимающей системы занимающегося, чтобы они создавали более широкое представ­ление об изучаемом техническом движении.

Для более способных борцов (в отдельных случаях) необходи­мо выключать зрительный анализатор для усиления мышечно-суставного чувства и успешного совершенствования приемов. При выключении зрительного анализатора понижаются пороги мышечно-суставного чувства, борец правильнее выполняет прием.

При введении сбивающего фактора оказалось, что время проведения приема — более стабильный показатель (правда, части приема изменяются значительнее, чем сам прием в целом; это также компенсаторный эффект), чем время работы мышц. Это происходит потому, что мышцы выполняют большую компен­саторную работу, чтобы сохранить устойчивость приема.

В настоящее время имеются предварительные данные о диа­пазонах устойчивости времени выполнения приема и времени работы некоторых групп мышц. Эти данные позволят тренеру установить, какие группы мышц выполняют компенсаторную ра­боту и какую надежность они имеют, а также какие внутренние механизмы обеспечивают устойчивость приема к помехам. Если спортсмен имеет некоторые недостатки в уровне развития от­дельных мышечных групп и в то же время высокую устойчивость приема, то можно себе представить, за счет каких резервов орга­низма идет эта компенсация.

Для объяснения взаимоотношений тактико-технического мас­терства борца приводится схема воронки (см. рис. 9). Эта схе­ма объясняет взаимодействие тактического и технического мас­терства борца. Такая схема нужна для обобщения часто встре­чающихся в практике тактических и технических действий в условиях сбивающих факторов.

Таким образом, для совершенствования технического мастер­ства спортсмена, с одной стороны, необходимо расширять спосо­бы подготовки приема (в оптимальных пределах), а с другой — вырабатывать стабильность (в оптимальных пределах) приема, большую помехоустойчивость, точность, быстроту, силу и свое­временность выполнения действий.

 

Г л а в а IV

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

Занятия борьбой проводятся в секциях борьбы. Такая секция может быть организована в коллективе физической культуры, ДЮСШ и СШМ. Секции борьбы решают следующие основные задачи: воспитание занимающихся в духе коммунистической мо­рали, подготовка спортсменов-разрядников и подготовка общест­венного актива: тренеров-общественников и судей по спортивной борьбе.

Решение этих задач осуществляется путем освоения мате­риала соответствующих программ. Для успешного изучения и со­вершенствования программного материала применяются такие формы занятий, которые позволяют рациональнее его усвоить.

Различные формы занятий способствуют быстрому усвоению нового материала, закреплению его в последующих занятиях. В практике чаще всего применяются занятия, в которых изуча­ют, совершенствуют и проверяют усвоение пройденного материа­ла. Однако если ставится задача по изучению нового материала, то такое занятие называется учебным или учебно-тренировоч­ным. Если задача состоит в совершенствовании ранее изученного материала, то это учебно-тренировочное или тренировочное заня­тие. С целью проверки усвоения пройденного материала приме­няются тренировочные занятия или соревнования.

В подготовке борца различают три вида занятий. Первое за­нятие — секционное (урочное), проводится под руководством преподавателя, другое — самостоятельное (внеурочное), прово­дится по заданию преподавателя, и третье — соревнование.

Организация и содержание работы в секции борьбы предус­матривают теоретические и практические занятия. Основной Удельный вес занимают практические занятия.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Основной формой организации практических занятий являет­ся урок. Урок может носить учебный, учебно-тренировочный и тренировочный характер и продолжаться от 2 до 4 часов. В зависимости от задач, стоящих перед группой, и ее подготовки опре­деляют время и содержание каждого урока.

Учебное занятие. Продолжительность учебного занятия 2 — 3 часа. Занятия предусматривают приобретение занимающими­ся знаний, умений и навыков по спортивной борьбе. Учебное занятие состоит из 4 частей: вводной, подготовительной, ос­новной и заключительной. Каждая часть имеет задачи и содер­жание.

Вводная часть. Продолжительность от 5 до 10 мин. За­дача: организовать группу, ознакомить ее с задачами занятия, повысить эмоциональное состояние занимающихся, подготовить их к подготовительной части урока. В вводную часть урока входит построение группы, расчет, рапорт дежурного, краткое объяснение задач занятия, строевые и порядковые упражнения. Подготовительная часть. Продолжительность 20— 40 мин. Задачи: повышение работоспособности организма, подго­товка его к выполнению содержания основной части урока, раз­витие и совершенствование быстроты, ловкости, силы, гибкости, смелости, решительности, упорства и других качеств.

Подготови­тельная часть состоит из общеразвивающих и специальных упражнений. Общеразвивающие упражнения направлены на по­вышение функциональных возможностей организма и разно­стороннее воздействие, на его двигательный аппарат. Общераз­вивающие упражнения включают в себя различные виды ходьбы и бега, разнообразные прыжки и упражнения для других групп мышц.

В этой части урока применяются упражнения на координа­цию движений, силу, быстроту, ловкость, гибкость и подвижность в суставах, равновесие, расслабление и др.

Эти упражнения проводятся как на месте, так и в движении. Они могут выполняться без предметов и с предметами: гантеля­ми, гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками, эспандерами и т. п. В подготовительной части урока использу­ются гимнастические снаряды: козел, канат, кольца, гимнастиче­ская стенка и др.

Специальные упражнения выполняются после общеразвиваю­щих в течение 10—15 мин. Специальные упражнения направлены на настройку нервно-мышечного аппарата к предстоящей работе в основной части урока. К специальным упражнениям относятся упражнения на мосту, упражнения, сходные по своей структуре с изучаемым материалом в основной части урока, страховка и самостраховка, имитационные упражнения, простейшие формы борьбы, выполнение частей приема, связок комбинаций, бросков чучела и др. Подготовительная часть урока заканчивается ак­тивным отдыхом 3—5 мин. В это время занимающиеся готовят необходимый инвентарь, распределяются на пары, занимают соответствующее место в зале и на ковре.

Основная часть. Продолжительность 40—60 мин. при длительности урока 90 мин. и 75—95 мин. при уроке 135 мин. Задачи: изучение техники и тактики борьбы, укрепление и совер­шенствование физических и воспитание волевых качеств.

В основной части занятия изучаются новые специальные уп­ражнения, приемы, защиты, контрприемы, способы тактической подготовки. Изученные тактические и технические действия за­крепляют в учебных и учебно-тренировочных схватках. Они про­водятся с партнерами, которым даются определенные задания. В этой части урока применяются простейшие формы борьбы, подвижные игры, эстафеты. В конце основной части урока отво­дится время для самостоятельной работы, которая проводится по заданию тренера. Основная часть урока может заканчиваться упражнениями для укрепления моста.

Заключительная часть. Продолжительность заклю­чительной части 5—10 мин. Задачи: постепенное снижение на­грузки, активизация восстановительных процессов в организме, подведение итогов урока. В заключительной части с целью при­ведения организма в относительно спокойное состояние применя­ются: ходьба, перестроения, упражнения на внимание—на месте и в движении, спокойные подвижные игры, упражнения на рас­слабление и успокоение дыхания. Заключительная часть закан­чивается построением группы.

В это время надо довести до сведения занимающихся ре­зультат выполнения задач урока, указать на положительные и отрицательные моменты в занятии. Особенное внимание сле­дует обратить на исправление недостатков. При необходимости дается задание на дом. Здесь же можно сообщить о задачах, решить которые предстоит в ближайшем будущем.

Организационно - методические указания. Учебное занятие проводится групповым методом, подготовитель­ная часть различными методами: раздельно, поточно и т. д. Упражнения выполняются в разных построениях группы: в ко­лонне по 1, по 2, по 3, по 4, в кругу, уступом и т. д.

Подготовительную часть целесообразно проводить с преиму­щественной направленностью на развитие какого-либо из ка­честв: силы, быстроты, ловкости, гибкости.

Комплексы упражнений, входящие в подготовительную часть, не должны быть постоянными; их систематически следует видо­изменять. Применение одних и тех же упражнений в течение дли­тельного времени вызывает адаптацию у занимающихся, и они не дают должного эффекта. Например, упражнения можно раз­нообразить за счет изменения исходных положений, темпа и вре­мени их выполнения.

В подготовительной части урока для борцов вольного стиля и самбистов по сравнению с борцами классического стиля не­сколько больший удельный вес занимают упражнения для увеличения подвижности в суставах и на сохранение равновесия. Кроме того, самбисты больше внимания уделяют страховке и са­мостраховке. Время подготовительной части урока изменяется в зависимости от задач и подготовки группы. Чем ниже спортив­ная подготовка и чем моложе юноши, тем большее время отво­дится на подготовительную часть. С повышением мастерства время подготовительной части уменьшается.

Для изучения приемов большое значение имеет подбор пар. Пары подбирают так, чтобы индивидуальные особенности бор­цов способствовали усвоению материала урока. Например, если прием не получается с партнером, у которого одинаковый вес с борцом, то следует подобрать партнера меньшей весовой кате­гории. Если в группе нечетное число занимающихся и одному из них не хватило партнера, то он присоединяется к одной из пар.

 

Примерный план-конспект.

 

Учебное занятие



Просмотров 871

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!