![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Качественный анализ катионов
Техника лабораторных работ. Перед началом лабораторного практикума студент должен изучить инструкцию по технике безопасности при работе в химической лаборатории и затем расписаться в специальном журнале. К выполнению лабораторных работ студент допускается только в халате. Требования к технике безопасности при работе в химической лаборатории. 1. При пользовании реактивами необходимо знать их основные свойства: ядовитость , огнеопасность, способность к образованию взрывчатых смесей с другими реактивами. 2. Все работы с сильнопахнущими и ядовитыми веществами, концентрированными растворами кислот и щелочей, со щелочными металлами проводить в вытяжном шкафу. 3. Запрещается исследовать свойства веществ без разрешения преподавателя. 4. Запрещается выполнение опытов в грязной посуде. 5. Без указания преподавателя нельзя проводить никаких дополнительных опытов. 6. Не нюхать выделяющиеся газы, близко наклоняясь к сосуду. При определении запаха газа или жидкости осторожно вдыхать воздух, слегка направляя рукой ток его от сосуда к себе. 7. При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг или частиц на лицо или одежду. 8. Не наклонятся над сосудом с нагреваемой жидкостью, так как ее может выбросить из сосуда. 9. При нагревании пробирки держать ее отверстие от себя и от стороны товарищей. 10. При разбавлении концентрированных растворов серной кислоты необходимо приливать ее тонкой струйкой в воду, а не наоборот. 11. Растворять твердые щелочи надо путем постепенного прибавления их к заранее рассчитанному объему воды. Порядок работы в лаборатории. 1. Основные правила, которых надо придерживаться при работе в химической лаборатории: 2. Не начинать осуществление опыта, пока не станет ясной цель его, пока не проверено наличие оборудования, необходимого для опыта (посуда, приборы, реактивы) 3. При работе соблюдать порядок и последовательность операций, указанных в руководстве. 4. Соблюдать все необходимые меры предосторожности, приведенные в инструкции по технике безопасности. 5. Склянки с концентрированными кислотами и щелочами не уносить на рабочее место. 6. Перед использованием реактива изучить этикетку на склянке. 7. Если указаний о дозировке реактивов для данного опыта нет, то брать их надо в возможно меньшем количестве. 8. Излишек реактива не высыпать и не выливать обратно в сосуд. 9. После употребления реактива склянку тотчас же закрыть пробкой и поставить на место. 10. Если реактив отбирают пипеткой, то нельзя той же пипеткой, не вымыв ее, брать реактив из другой склянки. 11. Во время лабораторной работы соблюдать тишину и порядок. 12. Внимательно следить за ходом опыта и замечать все изменения. 13. Запись наблюдений и уравнений делать сразу же после окончания опыта в лабораторном журнале. 14. После окончания лабораторной работы студент обязан вымыть химическую посуду, привести рабочее место в порядок и предъявить его дежурному по лаборатории для проверки его состояния.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН лабораторно-практических занятий по курсу «Аналитическая химия» для студентов II курса специальность «фармация» на I семестр
Лабораторная работа. Качественный анализ катионов. Краткое теоретическое вступление: Качественный анализ позволяет получить данные о качественном составе вещества. Задачей качественного анализа является определение, из каких элементов или ионов состоит исследуемое вещество. Эта задача может быть решена при помощи химических и физических методов. Физические методы позволяют проводить анализ, используя различия в оптических, электрических, магнитных, тепловых и других свойствах анализируемых элементов или ионов. Химические методы основаны на химических реакциях, позволяющих обнаружить элемент или ион. Анализ можно провести сухим путем, без растворения анализируемого вещества, и мокрым путем, т.е. после предварительного растворения вещества. При химических методах качественного анализа открываемый ион переводят в соединение, дающее видимый эффект (образование осадка, изменение цвета раствора, образование газообразных веществ). Применяя специфические реакции, можно идентифицировать ионы дробным методом, т.е. непосредственно в отдельных порциях раствора. При этом порядок определения отдельных ионов не имеет значения. При систематическом ходе анализа ионы выделяют из сложной смеси не по одиночке, а целыми группами, пользуясь одинаковым отношением их к действию некоторых реактивов, называемых групповыми. Существует несколько классификаций катионов и анионов, основанных на действии различных групповых реагентов: аммиачно-фосфатный, кислотно-основной, бифталатный и другие. Однако, чаще применяют кислотно-основной метод анализа катионов. По кислотно-основной классификации катионы делятся на шесть аналитических групп:
![]() |