Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Выбор и формулирование темы контрольной работы



Выбор и формулирование темы контрольной работы может зависеть как от профиля профессиональной подготовки студента, так и от его личных интересов и склонностей. Следует учесть, что контрольная работа предполагает серьезный литературный поиск и осмысление темы. Поэтому желательно выбрать такую тему, разработка которой может быть продолжена в ряде по­следующих контрольных работ на старших учебных кур­сах и завершена в ди­пломе.

Прежде чем формулировать тему работы необходимо определить предмет изучения, методику сбора эмпирических данных (исследователь­ский инструментарий) и участников, т.е. группу людей с определенными по­ловозрастными характеристиками, которые будут принимать участие в ва­шем исследовании.

Предмет исследования

Предмет исследования – это отдельные свойства, стороны, отношения объектов реальности, т.е. её конкретные фрагменты, существующие незави­симо от исследователя и от наук, которые их изучают. Предмет психологи­ческого исследования может быть выбран из большого перечня психических явлений и их сторон: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений и т.п.

Например. Предметом исследования выступает общая агрессивность как свой­ство личности[3].

Например. Предметом исследования является мотивация учебной деятельности.

При выборе какого-либо психологического феномена как предмета ис­следования можно ориентироваться на имеющиеся у Вас интересы в отно­шении психологии будущих участников исследования. Например, если в ка­честве участников работы выступят учащиеся, то предметом изучения может быть дисциплинированность как волевое качество, уровень притязаний, профессиональные интересы, интеллектуальные способности, стили усвое­ния новой информации и т.п.

Точное определение предмета исследования должно быть сопряжено с выбором конкретной методики его эмпирического изучения.

Методы измерения

В рамках данной контрольной работы, включающей проведение срав­ни­тельного эмпирического исследования, предлагается использовать метод измерения. В качестве инструмента измерения в психологии выступает “тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – фиксированное во вре­мени, стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических разли­чий”[4].

Качество психологического измерительного инструмента (теста) и достоверность результатов измерения обеспечивается двумя необходимыми характеристиками: надежностью и валидностью. Надежность теста – один из критериев его качества, относящийся к точности и устойчивости во вре­мени результатов психологических изме­рений. Чем более надежен тест, тем относительно свободнее он от погреш­ностей измерения. Валидность теста – (англ. valid – действительный, при­годный, имеющий силу) – крите­рий качества, “…указывающий нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает”[5]. Таким образом, для того, чтобы доверять результатам прове­денного в контрольной работе исследования необходимо, чтобы выбранная мето­дика измерения была надежной и ва­лидной.

Обзор имеющихся в психологической науке методик наиболее полно представлен в книге Бурлачука Л.Ф., Мо­розова С.М. “Словарь-справочник по психодиагностике”. – СПб.: Питер Ком, 1999 – 528 c. (Серия “Мастера психологии”). При выборе методики следует отдавать пред­почтение той, кото­рая достаточно полно описана в руководстве по ее примене­нию. В руководстве должны быть представлены назначение методики, разверну­тое описание шкал, отражены количественные и качест­венные результаты апробации, даны рекомендации относитель­но формы и со­держания диагно­стического заключения (см. Приложение 1).

В тексте контрольной работы помимо указания названия методики, необ­ходимо привести ее краткое описание: автора(-ы) методики и год ее созда­ния; литературный источник, из которого была взята методика; описание ко­личе­ства и характера предъявляемых участнику исследования заданий, на­пример, перечень вопросов (утверждений) или задание найти недостающий элемент на картинке и т.д.; описание процедуры обработки ответов участни­ков и др.

Также следует учесть, что в приложении 1 к контрольной работе, именуе­мое “Методика исследования и источник ее публикации” обязательно должны быть представлены следующие ксерокопии: титульный лист (не пу­тайте с обложкой!) и оборот титульного листа источника публикации мето­дики, текст и описание методики.

Например. Методика исследования. Общая агрессивность измерялась опросни­ком враж­дебности, созданным американскими исследователями A.H. Басом и А. Дарки в 1957 г. (A.H. Buss & А. Durkee).

Источник публикации методики: Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2003. (Серия “Библиотека психолога”) – С. 55-62.

Описание опросника: Buss and Durkee (1957) дифференцировали общую агрессив­ность на проявления агрессивности и враждебности. Реакция причинения ущерба людям была обозначена термином “агрессивность”. Реакция недоверия, негативного отношения к окружающим была обозначена термином “враждебность”.

В данном исследовании общая агрессивность определялась по 8 шкалам: физиче­ской агрессии, косвенной агрессии, раздражительности, негативизму, вербальной агрес­сии, обиде, подозрительности, чувству вины.

Приводим их краткую характеристику.

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия – ……… .

Ксерокопия титульного листа и оборота титульного листа источника публикации методики, а также описание и текст методики приведены в Приложении 1 “Методика ис­следования и источник ее публикации” контрольной работы.

Участники

Поскольку в контрольной работе предполагается поведение срав­нитель­ного исследования определенного психического феномена у двух неэквива­лентных по какому-либо одному признаку групп людей, то необходимо точно обозначить тот признак, по которому участники исследования будут разделены в две полярные группы и тем самым будут неэквиваленты друг другу по данному признаку.

Вам предлагается самостоятельно выбрать признак неэквивалентности двух групп участников исследования. При этом Вы также можете ориенти­роваться на свои личные или профессиональные интересы, имеющийся пе­дагогический опыт или специфику получаемого профессионального образо­вания.

Большинство признаков, отличающих людей друг от друга, условно можно объединить в две группы: классические и оригинальные. К классиче­ским признакам можно отнести такиеразличия, по которым в психологиче­ской науке в рамках дифференциальных исследований накоплен богатый эмпирическими закономерностями материал. В отдельных случаях он дал основание для появления новых отраслей психологии, например, биологиче­ский пол человека – мужской и женский – выступает объектом исследования в психологии половых различий, или психологии мужчины и женщины; воз­растной период жизни человека[6] – в возрастной психологии, или психологии развития; этническая принадлежность – в этнической психологии и т.д. Та­ким образом, в качестве примера классических признаков, включая уже обо­значенные, могут выступать такие как принадлежность к определенной про­фессии; стаж работы по профессии; трудовой статус (рабочий, безработный); длительность отсутствия работы; уровень образования (отсутствие образо­вания, среднее общеобразовательное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, аспирантура, докторантура); семейный статус (неженат/незамужем, женат/замужем, разведен/разведена); наличие или отсутствие детей; длительность брака; успешность учебной деятельности (академическая успеваемость) и т.д.

К оригинальным признакам, можно отнести такиеразличия, которые являются уникальными или редко встречающимися в исследованиях, посвя­щенных изучению индивидуально-психологических закономерностей. На­пример, отсутствие или наличие судимости; рождение и проживание в большом (более 1 млн. жителей) или малом (менее 30 тыс. жителей) городе; цвет волос на голове (блондин, брюнет); наличие или отсутствие мелких до­машних животных; люди, придерживающиеся вегетарианской диеты и не придерживающиеся таковой; “совы” и “жаворонки” по биологическим рит­мам; пользователи Internet и не имеющие таких умений и т.д.

Следует учесть, что оригинальный признак должен быть 1) одно­значно идентифицируемым, 2) непосредственно наблюдаемым и 3) не дол­жен иметь психологическую природу. Например, если участниками исследо­вания вы­ступят люди различного роста, то признак высокий или низкий рост скорее будет выступать как результат интерпретации высоты роста, а не его наблю­дения, результаты которого выражаются в определенных единицах измере­ния.

Например.Участники исследования.В исследовании приняли участие 14 подро­стков, юноши, в возрастном диапазоне от 17 до 20 лет, средний возраст – 18,9. Все участ­ники являются учащимися 3-го курса Березниковского строительного колледжа. Уча­щиеся были разделены на 2-е неэквивалентные группы: 7 подростков с асоциальным по­ведением и 7 подростков – с просоциальным поведением. Первая группа подростков ха­рактеризуется наличием дисциплинарных нарушений (драки, агрессивное поведение и т.п.); вторая – их отсутствием.

Определение количества участников обусловлено планом (дизайном) ис­следования. Для выявления достоверных различий в уровне выраженности ис­следуе­мого психического явления, суммарный объем обеих групп должен быть не ме­нее 14-и испытуемых, при условии приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах. Две группы участников необходимо сформиро­вать так, чтобы они были одинаковы или схожи по всем релевантным (важным) для исследования характеристикам, но различались по выбранному Вами при­знаку полярности. Под релевантными име­ются в виду такие характеристики, которые, предположительно, могут оказы­вать влияние на изучаемый психи­ческое явление. Например, возраст участников исследования, пол, уровень образования, семейный статус, этническая принадлежность и т.п. В контрольной работе необходимо уравнивать группы по возрастному и половому составу.

 

Таким образом, при выборе и формулировании темы сравнительного эмпирического исследования предлагается придерживаться следующего ал­горитма:

1. Выбратьопределен­ный психологический феномен, который высту­пит в качестве предмета исследования.

Например.Эмоциональная неуравновешенность...

Например.Психологическая совместимость...

2. Определить участников исследования и признак, по которому их можно будет разделить на две неэквивалентные группы.

Например.Эмоциональная неуравновешенность у учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”)…

Например.Психологическая совместимость у супружеских пар с различным ста­жем семейной жизни…

3. Выбрать методику исследования.

Например.Эмоциональная неуравновешенность у учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”) (опросник Г. Айзенка).

Например.Психологическая совместимость у супружеских пар с различным ста­жем семейной жизни (методика Л.Н. Собчик).

4. Сформулировать тему контрольной работы как сравнительное эмпи­риче­ское исследование одного определенного психологического феномена у двух групп людей, отличающихся друг от друга по опреде­ленному признаку с помощью конкретной методики исследования.

Например.Сравнительное исследованиеэмоциональной неуравновешенности учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троеч­ники”) с помощью опросника Г. Айзенка.

Например.Сравнительное исследованиепсихологической совместимости суп­ру­жеских пар с различным стажем семейной жизни с помощью методики Л.Н. Собчик.

Необходимо согласовать и утвердить тему контрольной работы с науч­ным руководителем.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Прежде чем приступать к планированию и проведению исследования по сформулированной Вами теме необходимо провести литературный обзор. Его цель заключается в ознакомлении с тем, какие исследователи изучали данную проблему и какие вопросы остаются актуальными.

Несмотря на относительную молодость психологической науки, каждый год публикуется более 50 тыс. ссылок на научные исследования в ее области [7]. Фактически ознакомиться со всем объемом научных статей, книг и т.п. не под силу ни одному исследо­вателю. Однако, как справедливо от­мечал крупнейший ученый-позитивист, социолог Герберт Спенсер, наука есть организованное зна­ние, и хотя литературный обзор представляется сложной за­дачей, описанные ниже шаги позволяют приблизиться к ее выполнению.

Библиографический поиск

Для оформления литературного обзора, описывающего выбранный Вами предмет исследования, целесо­образна представленная ниже после­довательность шагов.

Шаг 1. Ознакомьтесь с определениями того психического явления, которое выступает в контрольной работе в качестве предмета исследования, ис­пользуя словари, энциклопедии, ресурсы Internet. В них часто мож­но найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на уче­ных, внес­ших основной вклад в исследование изучаемого явления.

При работе со справочными и энциклопедическими источниками ре­комендуется выписывать найденные Вами определения психического явле­ния, выступающего в работе в качестве предмета исследования.

Например. Как отмечает В.В. Столин в книге “Самосознание личности”, “Созна­ние имеет свое собственное психологическое строение, раскрываемое через единство трех состав­ляющих: чувственной ткани (ощущений), значений и личностных смыслов”1.

При написании текста работы ссылка на источник цитирования оформляется как внутритекстовая.

Например. 1 Столин В.В. Самосознание личности – М.: Изд. Моск. гос. ун-та, 1983. – С. 19.

Правила описания источников в ссылках и виды библиографических ссылок приведены в Приложении 2.

Обзор разнообразия определений выбранного психического явления в работах различных авторов бу­дет составлять первый параграф теоретиче­ского раздела контрольной работы. Его рекомендуемое название 1.1. “Обзор понятий феномена “…”(в кавычках следует указать выбранное вами психи­ческое явление)”[8].

Для оформления второго параграфа теоретического раздела необходимо познакомиться со степенью разработанности темы вашего исследования в имею­щейся психологической литературе (учебники, учебные пособия, монографии, сборники научных трудов, периодические издания и т.п.). Знакомство лучше на­чать с со­ставления библиографии (списка литературных источников) по инте­ресую­щей теме. Рекомендуемое название второго параграфа 1.2. “Анализ сте­пени изу­ченности проблемы “…” в психологической науке (в кавычках указыва­ется пси­хическое явление)”.

Шаг 2. Составьте список литературных источников по интересующей теме с помощью до­ступных для вас каталогов и указателей в библиотеке[9].

Библиографические указатели в каталогах могут быть: ретроспектив­ными и текущими. Ретроспективные указатели – это издания, учитывающие литературу, вышедшую в прошлые годы. По психологии существует сле­дующий ретроспективный указатель: Аннотированный указатель литера­туры по психологии (1978-1983 гг.) / Ред. Б.Б. Ломов, Е.С. Романов, Н.В. Крылова. – М.: Наука, 1983. – 118 с.

Текущие указатели описывают всю вновь выходящую литературу. Также текущую информацию о вновь выходящей литературе содержит еже­недельная газета “Книжное обозрение” В ней приводится перечень книг, ти­раж которых не менее 1000 экз. В течение года газета сообщает о выходе примерно 20 тыс. книг на русском и иностранном языках, в том числе на языках СНГ.

Помимо собственно библиографических указателей, существует биб­лиография второй степени, или библиография библиографии. Например, в психологии это следующий источник: Психология. Справочные и библио­графические издания: Аннотированный каталог. М., 1987.

Вся существующая в библиотеке литература представлена в двух фор­мах: систематическом и алфавитном каталогах. Систематический каталог дает информацию о наличии книг по разделу наук или определенной теме, например, по психологии познавательных процессов, психологии личности и т.п. Алфавитный каталог учитывает вообще всю имеющуюся литературу в конкретной библиотеке по алфавитному порядку. Кроме данных каталогов, библиотеки ведут различные картотеки, например, журнальных ста­тей и т.п.

Шаг 3. Ознакомьтесь с периодическими изданиями по психологии. Журнальные статьи являются первич­ными источниками информации, потому что в них представлены результаты в интер­претации самих авторов, а не третьих лиц, например тех, которые составляют на эти исследования рефера­тивные об­зоры и аннотации. Далее приведен рекомендуемый перечень пси­хологических журналов.

Вопросы психологии.

Психологический журнал.

Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.

Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. Психология.

Психологическая наука и образование.

Иностранная психология.

Прикладная психология.

Обзор журнальных статей целесообразно начать с последних по году издания журналов. Как правило, в большинстве научных периодических из­даний, весь перечень статей, опубликованных за истекший год, приводится в последнем номере журнала за определенный год. Например, в издаваемом с 1980 г. Российской Академией наук “Психологическом журнале” весь список статей за год помещен в журнале № 6 (периодичность выхода два раза в год). В Приложении 2 приведены альтернативные примеры формы регистрации ре­зультатов поиска и формы конспектирования содержания журнальной ста­тьи.

Шаг 4. При существующей возможности ознакомиться с информацией, представленной в электронной форме (Internet, цифровые носители информа­ции). Далее приведены адреса сайтов Internet, которые могут быть полезны в качестве информационного ресурса по избранной Вами теме.

http://gasou.edu.au/­psych­web.htm (PsychWeb)

http://www.psy.uva.edu.au/ptrspsy.htm (WWW Psychology Resources)

http://psychology.net.ru

http://psy.piter.com

http://rusnauka.narod.ru

http://www.philosophy.nsc.ru

http://rusnauka.narod.ru

http://src.nsu.ru/psych/internet

http://www.philosophy.nsc.ru

http://4students.ru

http://edu.km.ru

Если возникнет необходимость воспользоваться информацией из элек­тронных ресурсов, то ее библиографическое описание в тексте контрольной ра­боты необходимо представить в соответствии с правилами, приведенным в Приложении 2.

Работа с литературой

Проделав библиографический поиск, Вы будете иметь представление о количестве и времени публикаций по интересующей теме, об интересе уче­ных к данной проблеме, сможете выделить наиболее публикуемых и/или часто цитируемых авторов. Лучше начинать чтение с наиболее известных авто­ров и тех, кто внес наибольший вклад в начальный период изучения про­блемы – так легче будет понимать содержание многих других работ.

При просматривании отобранных источников необходимо вести кон­спектирование наиболее важных для Вашей работы мест в виде цитат с ссылками на источник. Конспект рекомендуется начинать с записи полных выходных данных пе­чатной работы.Правила оформле­ния библиографиче­ских ссылок и описания литературных источников представлены в При­ло­жении 2.

В конспекте, описывающем экспериментальное исследование, зачас­тую публикуемое в журнальных статьях, необходимо отмечать следующие ха­рактеристики: перечень использованных методик (инструментарий), описа­ние процедуры исследования и его участников (данные о возрасте, поле, уровне образования, профессии и др.), основные полученные результаты.



Просмотров 905

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!