![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Выбор и формулирование темы контрольной работы
Выбор и формулирование темы контрольной работы может зависеть как от профиля профессиональной подготовки студента, так и от его личных интересов и склонностей. Следует учесть, что контрольная работа предполагает серьезный литературный поиск и осмысление темы. Поэтому желательно выбрать такую тему, разработка которой может быть продолжена в ряде последующих контрольных работ на старших учебных курсах и завершена в дипломе. Прежде чем формулировать тему работы необходимо определить предмет изучения, методику сбора эмпирических данных (исследовательский инструментарий) и участников, т.е. группу людей с определенными половозрастными характеристиками, которые будут принимать участие в вашем исследовании. Предмет исследования Предмет исследования – это отдельные свойства, стороны, отношения объектов реальности, т.е. её конкретные фрагменты, существующие независимо от исследователя и от наук, которые их изучают. Предмет психологического исследования может быть выбран из большого перечня психических явлений и их сторон: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений и т.п. Например. Предметом исследования выступает общая агрессивность как свойство личности[3]. Например. Предметом исследования является мотивация учебной деятельности. При выборе какого-либо психологического феномена как предмета исследования можно ориентироваться на имеющиеся у Вас интересы в отношении психологии будущих участников исследования. Например, если в качестве участников работы выступят учащиеся, то предметом изучения может быть дисциплинированность как волевое качество, уровень притязаний, профессиональные интересы, интеллектуальные способности, стили усвоения новой информации и т.п. Точное определение предмета исследования должно быть сопряжено с выбором конкретной методики его эмпирического изучения. Методы измерения В рамках данной контрольной работы, включающей проведение сравнительного эмпирического исследования, предлагается использовать метод измерения. В качестве инструмента измерения в психологии выступает “тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – фиксированное во времени, стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий”[4]. Качество психологического измерительного инструмента (теста) и достоверность результатов измерения обеспечивается двумя необходимыми характеристиками: надежностью и валидностью. Надежность теста – один из критериев его качества, относящийся к точности и устойчивости во времени результатов психологических измерений. Чем более надежен тест, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. Валидность теста – (англ. valid – действительный, пригодный, имеющий силу) – критерий качества, “…указывающий нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает”[5]. Таким образом, для того, чтобы доверять результатам проведенного в контрольной работе исследования необходимо, чтобы выбранная методика измерения была надежной и валидной. Обзор имеющихся в психологической науке методик наиболее полно представлен в книге Бурлачука Л.Ф., Морозова С.М. “Словарь-справочник по психодиагностике”. – СПб.: Питер Ком, 1999 – 528 c. (Серия “Мастера психологии”). При выборе методики следует отдавать предпочтение той, которая достаточно полно описана в руководстве по ее применению. В руководстве должны быть представлены назначение методики, развернутое описание шкал, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания диагностического заключения (см. Приложение 1). В тексте контрольной работы помимо указания названия методики, необходимо привести ее краткое описание: автора(-ы) методики и год ее создания; литературный источник, из которого была взята методика; описание количества и характера предъявляемых участнику исследования заданий, например, перечень вопросов (утверждений) или задание найти недостающий элемент на картинке и т.д.; описание процедуры обработки ответов участников и др. Также следует учесть, что в приложении 1 к контрольной работе, именуемое “Методика исследования и источник ее публикации” обязательно должны быть представлены следующие ксерокопии: титульный лист (не путайте с обложкой!) и оборот титульного листа источника публикации методики, текст и описание методики. Например. Методика исследования. Общая агрессивность измерялась опросником враждебности, созданным американскими исследователями A.H. Басом и А. Дарки в 1957 г. (A.H. Buss & А. Durkee). Источник публикации методики: Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2003. (Серия “Библиотека психолога”) – С. 55-62. Описание опросника: Buss and Durkee (1957) дифференцировали общую агрессивность на проявления агрессивности и враждебности. Реакция причинения ущерба людям была обозначена термином “агрессивность”. Реакция недоверия, негативного отношения к окружающим была обозначена термином “враждебность”. В данном исследовании общая агрессивность определялась по 8 шкалам: физической агрессии, косвенной агрессии, раздражительности, негативизму, вербальной агрессии, обиде, подозрительности, чувству вины. Приводим их краткую характеристику. 1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия – ……… . Ксерокопия титульного листа и оборота титульного листа источника публикации методики, а также описание и текст методики приведены в Приложении 1 “Методика исследования и источник ее публикации” контрольной работы. Участники Поскольку в контрольной работе предполагается поведение сравнительного исследования определенного психического феномена у двух неэквивалентных по какому-либо одному признаку групп людей, то необходимо точно обозначить тот признак, по которому участники исследования будут разделены в две полярные группы и тем самым будут неэквиваленты друг другу по данному признаку. Вам предлагается самостоятельно выбрать признак неэквивалентности двух групп участников исследования. При этом Вы также можете ориентироваться на свои личные или профессиональные интересы, имеющийся педагогический опыт или специфику получаемого профессионального образования. Большинство признаков, отличающих людей друг от друга, условно можно объединить в две группы: классические и оригинальные. К классическим признакам можно отнести такиеразличия, по которым в психологической науке в рамках дифференциальных исследований накоплен богатый эмпирическими закономерностями материал. В отдельных случаях он дал основание для появления новых отраслей психологии, например, биологический пол человека – мужской и женский – выступает объектом исследования в психологии половых различий, или психологии мужчины и женщины; возрастной период жизни человека[6] – в возрастной психологии, или психологии развития; этническая принадлежность – в этнической психологии и т.д. Таким образом, в качестве примера классических признаков, включая уже обозначенные, могут выступать такие как принадлежность к определенной профессии; стаж работы по профессии; трудовой статус (рабочий, безработный); длительность отсутствия работы; уровень образования (отсутствие образования, среднее общеобразовательное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, аспирантура, докторантура); семейный статус (неженат/незамужем, женат/замужем, разведен/разведена); наличие или отсутствие детей; длительность брака; успешность учебной деятельности (академическая успеваемость) и т.д. К оригинальным признакам, можно отнести такиеразличия, которые являются уникальными или редко встречающимися в исследованиях, посвященных изучению индивидуально-психологических закономерностей. Например, отсутствие или наличие судимости; рождение и проживание в большом (более 1 млн. жителей) или малом (менее 30 тыс. жителей) городе; цвет волос на голове (блондин, брюнет); наличие или отсутствие мелких домашних животных; люди, придерживающиеся вегетарианской диеты и не придерживающиеся таковой; “совы” и “жаворонки” по биологическим ритмам; пользователи Internet и не имеющие таких умений и т.д. Следует учесть, что оригинальный признак должен быть 1) однозначно идентифицируемым, 2) непосредственно наблюдаемым и 3) не должен иметь психологическую природу. Например, если участниками исследования выступят люди различного роста, то признак высокий или низкий рост скорее будет выступать как результат интерпретации высоты роста, а не его наблюдения, результаты которого выражаются в определенных единицах измерения. Например.Участники исследования.В исследовании приняли участие 14 подростков, юноши, в возрастном диапазоне от 17 до 20 лет, средний возраст – 18,9. Все участники являются учащимися 3-го курса Березниковского строительного колледжа. Учащиеся были разделены на 2-е неэквивалентные группы: 7 подростков с асоциальным поведением и 7 подростков – с просоциальным поведением. Первая группа подростков характеризуется наличием дисциплинарных нарушений (драки, агрессивное поведение и т.п.); вторая – их отсутствием. Определение количества участников обусловлено планом (дизайном) исследования. Для выявления достоверных различий в уровне выраженности исследуемого психического явления, суммарный объем обеих групп должен быть не менее 14-и испытуемых, при условии приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах. Две группы участников необходимо сформировать так, чтобы они были одинаковы или схожи по всем релевантным (важным) для исследования характеристикам, но различались по выбранному Вами признаку полярности. Под релевантными имеются в виду такие характеристики, которые, предположительно, могут оказывать влияние на изучаемый психическое явление. Например, возраст участников исследования, пол, уровень образования, семейный статус, этническая принадлежность и т.п. В контрольной работе необходимо уравнивать группы по возрастному и половому составу.
Таким образом, при выборе и формулировании темы сравнительного эмпирического исследования предлагается придерживаться следующего алгоритма: 1. Выбратьопределенный психологический феномен, который выступит в качестве предмета исследования. Например.Эмоциональная неуравновешенность... Например.Психологическая совместимость... 2. Определить участников исследования и признак, по которому их можно будет разделить на две неэквивалентные группы. Например.Эмоциональная неуравновешенность у учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”)… Например.Психологическая совместимость у супружеских пар с различным стажем семейной жизни… 3. Выбрать методику исследования. Например.Эмоциональная неуравновешенность у учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”) (опросник Г. Айзенка). Например.Психологическая совместимость у супружеских пар с различным стажем семейной жизни (методика Л.Н. Собчик). 4. Сформулировать тему контрольной работы как сравнительное эмпирическое исследование одного определенного психологического феномена у двух групп людей, отличающихся друг от друга по определенному признаку с помощью конкретной методики исследования. Например.Сравнительное исследованиеэмоциональной неуравновешенности учащихся колледжа с различной академической успеваемостью (“отличники” и “троечники”) с помощью опросника Г. Айзенка. Например.Сравнительное исследованиепсихологической совместимости супружеских пар с различным стажем семейной жизни с помощью методики Л.Н. Собчик. Необходимо согласовать и утвердить тему контрольной работы с научным руководителем.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР Прежде чем приступать к планированию и проведению исследования по сформулированной Вами теме необходимо провести литературный обзор. Его цель заключается в ознакомлении с тем, какие исследователи изучали данную проблему и какие вопросы остаются актуальными. Несмотря на относительную молодость психологической науки, каждый год публикуется более 50 тыс. ссылок на научные исследования в ее области [7]. Фактически ознакомиться со всем объемом научных статей, книг и т.п. не под силу ни одному исследователю. Однако, как справедливо отмечал крупнейший ученый-позитивист, социолог Герберт Спенсер, наука есть организованное знание, и хотя литературный обзор представляется сложной задачей, описанные ниже шаги позволяют приблизиться к ее выполнению. Библиографический поиск Для оформления литературного обзора, описывающего выбранный Вами предмет исследования, целесообразна представленная ниже последовательность шагов. Шаг 1. Ознакомьтесь с определениями того психического явления, которое выступает в контрольной работе в качестве предмета исследования, используя словари, энциклопедии, ресурсы Internet. В них часто можно найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на ученых, внесших основной вклад в исследование изучаемого явления. При работе со справочными и энциклопедическими источниками рекомендуется выписывать найденные Вами определения психического явления, выступающего в работе в качестве предмета исследования. Например. Как отмечает В.В. Столин в книге “Самосознание личности”, “Сознание имеет свое собственное психологическое строение, раскрываемое через единство трех составляющих: чувственной ткани (ощущений), значений и личностных смыслов”1. При написании текста работы ссылка на источник цитирования оформляется как внутритекстовая. Например. 1 Столин В.В. Самосознание личности – М.: Изд. Моск. гос. ун-та, 1983. – С. 19. Правила описания источников в ссылках и виды библиографических ссылок приведены в Приложении 2. Обзор разнообразия определений выбранного психического явления в работах различных авторов будет составлять первый параграф теоретического раздела контрольной работы. Его рекомендуемое название 1.1. “Обзор понятий феномена “…”(в кавычках следует указать выбранное вами психическое явление)”[8]. Для оформления второго параграфа теоретического раздела необходимо познакомиться со степенью разработанности темы вашего исследования в имеющейся психологической литературе (учебники, учебные пособия, монографии, сборники научных трудов, периодические издания и т.п.). Знакомство лучше начать с составления библиографии (списка литературных источников) по интересующей теме. Рекомендуемое название второго параграфа 1.2. “Анализ степени изученности проблемы “…” в психологической науке (в кавычках указывается психическое явление)”. Шаг 2. Составьте список литературных источников по интересующей теме с помощью доступных для вас каталогов и указателей в библиотеке[9]. Библиографические указатели в каталогах могут быть: ретроспективными и текущими. Ретроспективные указатели – это издания, учитывающие литературу, вышедшую в прошлые годы. По психологии существует следующий ретроспективный указатель: Аннотированный указатель литературы по психологии (1978-1983 гг.) / Ред. Б.Б. Ломов, Е.С. Романов, Н.В. Крылова. – М.: Наука, 1983. – 118 с. Текущие указатели описывают всю вновь выходящую литературу. Также текущую информацию о вновь выходящей литературе содержит еженедельная газета “Книжное обозрение” В ней приводится перечень книг, тираж которых не менее 1000 экз. В течение года газета сообщает о выходе примерно 20 тыс. книг на русском и иностранном языках, в том числе на языках СНГ. Помимо собственно библиографических указателей, существует библиография второй степени, или библиография библиографии. Например, в психологии это следующий источник: Психология. Справочные и библиографические издания: Аннотированный каталог. М., 1987. Вся существующая в библиотеке литература представлена в двух формах: систематическом и алфавитном каталогах. Систематический каталог дает информацию о наличии книг по разделу наук или определенной теме, например, по психологии познавательных процессов, психологии личности и т.п. Алфавитный каталог учитывает вообще всю имеющуюся литературу в конкретной библиотеке по алфавитному порядку. Кроме данных каталогов, библиотеки ведут различные картотеки, например, журнальных статей и т.п. Шаг 3. Ознакомьтесь с периодическими изданиями по психологии. Журнальные статьи являются первичными источниками информации, потому что в них представлены результаты в интерпретации самих авторов, а не третьих лиц, например тех, которые составляют на эти исследования реферативные обзоры и аннотации. Далее приведен рекомендуемый перечень психологических журналов. Вопросы психологии. Психологический журнал. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. Психология. Психологическая наука и образование. Иностранная психология. Прикладная психология. Обзор журнальных статей целесообразно начать с последних по году издания журналов. Как правило, в большинстве научных периодических изданий, весь перечень статей, опубликованных за истекший год, приводится в последнем номере журнала за определенный год. Например, в издаваемом с 1980 г. Российской Академией наук “Психологическом журнале” весь список статей за год помещен в журнале № 6 (периодичность выхода два раза в год). В Приложении 2 приведены альтернативные примеры формы регистрации результатов поиска и формы конспектирования содержания журнальной статьи. Шаг 4. При существующей возможности ознакомиться с информацией, представленной в электронной форме (Internet, цифровые носители информации). Далее приведены адреса сайтов Internet, которые могут быть полезны в качестве информационного ресурса по избранной Вами теме. http://gasou.edu.au/psychweb.htm (PsychWeb) http://www.psy.uva.edu.au/ptrspsy.htm (WWW Psychology Resources) http://psychology.net.ru http://psy.piter.com http://rusnauka.narod.ru http://www.philosophy.nsc.ru http://rusnauka.narod.ru http://src.nsu.ru/psych/internet http://www.philosophy.nsc.ru http://4students.ru http://edu.km.ru Если возникнет необходимость воспользоваться информацией из электронных ресурсов, то ее библиографическое описание в тексте контрольной работы необходимо представить в соответствии с правилами, приведенным в Приложении 2. Работа с литературой Проделав библиографический поиск, Вы будете иметь представление о количестве и времени публикаций по интересующей теме, об интересе ученых к данной проблеме, сможете выделить наиболее публикуемых и/или часто цитируемых авторов. Лучше начинать чтение с наиболее известных авторов и тех, кто внес наибольший вклад в начальный период изучения проблемы – так легче будет понимать содержание многих других работ. При просматривании отобранных источников необходимо вести конспектирование наиболее важных для Вашей работы мест в виде цитат с ссылками на источник. Конспект рекомендуется начинать с записи полных выходных данных печатной работы.Правила оформления библиографических ссылок и описания литературных источников представлены в Приложении 2. В конспекте, описывающем экспериментальное исследование, зачастую публикуемое в журнальных статьях, необходимо отмечать следующие характеристики: перечень использованных методик (инструментарий), описание процедуры исследования и его участников (данные о возрасте, поле, уровне образования, профессии и др.), основные полученные результаты.
![]() |