Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Постановка исследовательского вопроса



После литературного обзора, позволившего собрать и систематизировать материал, складывается более или менее ясное представ­ление о вы­бранной теме исследования и существующих в психологической науке иссле­дователь­ских вопросах, проблемах, связанных с ее изучением.

Основаниями или предпосылками для формулирования исследователь­ского вопроса выступают: 1) недостаточность знаний, научных представле­ний, фактов и 2) их противоречивость в работах разных авторов. Оба этих ос­нования могут быть обнаружены только в ходе проведенного литературного обзора и оформляются, как правило, в форме его выводов. В них дают крат­кую характеристику степени изученности интересующей темы. Отмечают, насколько она исследована в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Особо выделяют неизученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имею­щихся эмпирических данных.

Отсюда следует, что в завершении теоретического раздела контрольной ра­боты необходимо ввести третий параграф § 1.3. “Постановка исследователь­ского вопроса”. Написание текста этого параграфа начинается с приведения выводов, сформулированных в результате оформления первого и второго параграфов теоретического раздела работы. Далее необходимо четко сфор­мулировать исследовательский вопрос, который будет подлежать эмпириче­скому изучению.

Например. К настоящему времени в исследованияхагрессивностинакопились оп­ределенные проблемы. В частности, обычно агрессию связывают с антисоциальным, пра­вонарушающим поведением: кражами, насилием и т.п. (Самонов, 1991; Шмыков, 1994; Кузнецова, 2000; Huesmann, Eron, Lefkowitz, & Walder, 1984; Stattin & Magnusson, 1989). Однако агрессия относится не только к антисоциальному поведению, а агрессивность может быть присуща как «антисоциальной», так и «просоциальной» и даже самоактуали­зирующейся индивидуальности (Кон, 1987, 1989; Личко, 1977, 1991; Семенюк, 1998; Parens, 1997).

Исходя из вышеперечисленных выводов, в настоящем исследовании был постав­лен следующий исследовательский вопрос: Отличаются ли учащиеся, имеющие дисци­плинарные нарушения, по уровню агрессивности от учащихся с отсутствием таковых?

После постановки исследовательского вопроса следующим этапом ра­боты является планирование исследования, в ходе которого предполагается найти ответ на поставленный вопрос.

Описание этапов планирования, проведения исследования и обработки его результатов приводится в виде отдельных параграфов в разделе 2 “Эмпи­рический раздел работы” текста контрольного проекта. Для ориентировки в струк­туре оглавления контрольной работы можно обратиться к Приложению 5.

 

Планирование эмпирического исследования

На этапе планирования эмпирического исследования должны быть оп­ределены и представлены в тексте контрольной работы в виде отдельных подпа­раграфов в § 2.1. “Планирование эмпирического исследования” следующие характеристики исследования: 1) предмет исследования; 2) методы; 3) участники; 4) цель исследования; 5) исследовательская гипотеза; 6) исследо­вательский дизайн; 7) статистический анализ данных.

Описание и пример формулировок предмета исследования, инструмен­тария и участников приведены в главе “Выбор и формулирование темы ис­следования” настоящих методических указаний.

Цель исследования

Цель исследования – это ориентация на конечный результат научного поиска. Общая формулировка цели сравнительного исследования выглядит следующим образом: cравнение уровней выраженности одного и того же психического явления у двух групп участников исследования, отличаю­щихся по определенному признаку.

Цель исследования необходимо указать в тексте контрольной работы в подпараграфе 2.1.4. “Цель исследования”.

Например. Цель исследования. Сравнить выраженность самооценки учащихся старших классов лицея №25 с различным опытом участия в разных конкурсах, олимпиа­дах и т.п.

Исследовательская гипотеза

Исследовательская гипотеза – это предсказание результата работы в терминах изучаемых психических явлений; предположительный ответ отно­сительно исследовательского вопроса, истинность которого еще не доказана и не опровергнута. Основаниями для формулировки гипотезы высту­пают ре­зультаты литературного обзора, именуемые предпосылками. Напри­мер, в ка­честве предпосылок принимаются эмпирические исследования, про­веденные другими авторами. Ги­потеза формулируется в форме развернутого утверди­тельного предложения.

В тексте контрольной работы в подпараграфе 2.1.5. “Исследовательская гипотеза” при­водится формулировка гипотезы и предпосылки ее постановки.

Например. В соответствии с исследовательским вопросом, дизайном исследова­ния – дизайн сравнения групп и предпосылками из литературного обзора, сформулируем исследовательскую гипотезу о различии в уровне выраженности эмоциональной неурав­новешенности между женщинами с разным семейным статусом (“состоящие в браке” и “разведенные”).

Исследовательская гипотеза. Уровень эмоциональной неуравновешенности у женщин, состоящих в браке, достоверно ниже, чем у женщин, не состоящих в браке.

Предпосылки постановки гипотезы. ……… (приводятся выводы из литературно обзора).

Дизайн исследования

Исследовательский дизайн – это основной способ организации и про­ведения исследования в целом, который регулирует последовательность дей­ствий экспериментатора со специально отобранными группами участников исследования для достижения поставленной цели.

В тексте контрольной работы в подпараграфе 2.1.6. “Дизайн исследова­ния” надо ука­зать способ его организации.

Например. Дизайн исследования. В настоящей работе, исходя из цели исследова­ния, применялся дизайн сравнения групп, в ходе которого сравнивался уровень эмоцио­нальной неуравновешенности у женщин с различным семейным статусом.



Просмотров 3304

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!