![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Постановка исследовательского вопроса
После литературного обзора, позволившего собрать и систематизировать материал, складывается более или менее ясное представление о выбранной теме исследования и существующих в психологической науке исследовательских вопросах, проблемах, связанных с ее изучением. Основаниями или предпосылками для формулирования исследовательского вопроса выступают: 1) недостаточность знаний, научных представлений, фактов и 2) их противоречивость в работах разных авторов. Оба этих основания могут быть обнаружены только в ходе проведенного литературного обзора и оформляются, как правило, в форме его выводов. В них дают краткую характеристику степени изученности интересующей темы. Отмечают, насколько она исследована в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Особо выделяют неизученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных. Отсюда следует, что в завершении теоретического раздела контрольной работы необходимо ввести третий параграф § 1.3. “Постановка исследовательского вопроса”. Написание текста этого параграфа начинается с приведения выводов, сформулированных в результате оформления первого и второго параграфов теоретического раздела работы. Далее необходимо четко сформулировать исследовательский вопрос, который будет подлежать эмпирическому изучению. Например. К настоящему времени в исследованияхагрессивностинакопились определенные проблемы. В частности, обычно агрессию связывают с антисоциальным, правонарушающим поведением: кражами, насилием и т.п. (Самонов, 1991; Шмыков, 1994; Кузнецова, 2000; Huesmann, Eron, Lefkowitz, & Walder, 1984; Stattin & Magnusson, 1989). Однако агрессия относится не только к антисоциальному поведению, а агрессивность может быть присуща как «антисоциальной», так и «просоциальной» и даже самоактуализирующейся индивидуальности (Кон, 1987, 1989; Личко, 1977, 1991; Семенюк, 1998; Parens, 1997). Исходя из вышеперечисленных выводов, в настоящем исследовании был поставлен следующий исследовательский вопрос: Отличаются ли учащиеся, имеющие дисциплинарные нарушения, по уровню агрессивности от учащихся с отсутствием таковых? После постановки исследовательского вопроса следующим этапом работы является планирование исследования, в ходе которого предполагается найти ответ на поставленный вопрос. Описание этапов планирования, проведения исследования и обработки его результатов приводится в виде отдельных параграфов в разделе 2 “Эмпирический раздел работы” текста контрольного проекта. Для ориентировки в структуре оглавления контрольной работы можно обратиться к Приложению 5.
Планирование эмпирического исследования На этапе планирования эмпирического исследования должны быть определены и представлены в тексте контрольной работы в виде отдельных подпараграфов в § 2.1. “Планирование эмпирического исследования” следующие характеристики исследования: 1) предмет исследования; 2) методы; 3) участники; 4) цель исследования; 5) исследовательская гипотеза; 6) исследовательский дизайн; 7) статистический анализ данных. Описание и пример формулировок предмета исследования, инструментария и участников приведены в главе “Выбор и формулирование темы исследования” настоящих методических указаний. Цель исследования Цель исследования – это ориентация на конечный результат научного поиска. Общая формулировка цели сравнительного исследования выглядит следующим образом: cравнение уровней выраженности одного и того же психического явления у двух групп участников исследования, отличающихся по определенному признаку. Цель исследования необходимо указать в тексте контрольной работы в подпараграфе 2.1.4. “Цель исследования”. Например. Цель исследования. Сравнить выраженность самооценки учащихся старших классов лицея №25 с различным опытом участия в разных конкурсах, олимпиадах и т.п. Исследовательская гипотеза Исследовательская гипотеза – это предсказание результата работы в терминах изучаемых психических явлений; предположительный ответ относительно исследовательского вопроса, истинность которого еще не доказана и не опровергнута. Основаниями для формулировки гипотезы выступают результаты литературного обзора, именуемые предпосылками. Например, в качестве предпосылок принимаются эмпирические исследования, проведенные другими авторами. Гипотеза формулируется в форме развернутого утвердительного предложения. В тексте контрольной работы в подпараграфе 2.1.5. “Исследовательская гипотеза” приводится формулировка гипотезы и предпосылки ее постановки. Например. В соответствии с исследовательским вопросом, дизайном исследования – дизайн сравнения групп и предпосылками из литературного обзора, сформулируем исследовательскую гипотезу о различии в уровне выраженности эмоциональной неуравновешенности между женщинами с разным семейным статусом (“состоящие в браке” и “разведенные”). Исследовательская гипотеза. Уровень эмоциональной неуравновешенности у женщин, состоящих в браке, достоверно ниже, чем у женщин, не состоящих в браке. Предпосылки постановки гипотезы. ……… (приводятся выводы из литературно обзора). Дизайн исследования Исследовательский дизайн – это основной способ организации и проведения исследования в целом, который регулирует последовательность действий экспериментатора со специально отобранными группами участников исследования для достижения поставленной цели. В тексте контрольной работы в подпараграфе 2.1.6. “Дизайн исследования” надо указать способ его организации. Например. Дизайн исследования. В настоящей работе, исходя из цели исследования, применялся дизайн сравнения групп, в ходе которого сравнивался уровень эмоциональной неуравновешенности у женщин с различным семейным статусом.
![]() |