![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Оценка достоверности различий
Рассмотрим описанный выше пример. Сравнивая самооценку учащихся с различной академической успеваемостью, разница между средними в самооценке “отличников” и “троечников” кажется достаточно большой – 51,8 и 47,4. Однако можно ли утверждать, что эта разница средних действительно достоверна, т.е. достаточно велика, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что выраженность самооценки закономерно зависит от академической успеваемости? В какой степени можно опираться на эти результаты и распространять их на всех “отличников” и “троечников”, т.е. утверждать, что учащиеся с высокой академической успеваемостью характеризуются более высокой самооценкой, чем учащиеся с низкой академической успеваемостью. На эти вопросы позволяет ответить применение определенных статистических критериев, позволяющих оценить достоверность различий в уровне выраженности какого-либо свойства. В проводимом в работе сравнительном исследовании в качестве подобного критерия выступает U-критерий Манна-Уитни, алгоритм подсчета которого подробно описан в Приложении 3 настоящих методических указаний. Расчет данного критерия производится для того, чтобы определить существует ли различие между двумя рядами данных, характеризующих измеряемое свойство. Вычислив эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни, надо сравнить его с критическим значением U-критерия (См. Приложение 3). Различия в уровне выраженности свойства между двумя группами можно считать достоверными, т.е. неслучайными, если Uэмп. меньше или равно критическому значению U-критерия при вероятности сделать ошибку в 5-и случаях из 100 (p≤0,05). Например, в сравнительном изучении самооценки “отличников” и “троечников”, вычисляя эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни, получаем: 10 ∙ (10 + 1) Uэмп=(10 ∙ 10)+ -------------- – 124,5=30,5 По таблице в Приложении 3 определяем критические значения U-критерия Манна-Уитни с учетом количества участников в каждой группе. Для первой группы, состоящей из 10-и участников, n1=10 и для второй группы – n2=10: Uкрит=27 при p≤0,05 Гипотеза о достоверности различий подтверждается, если Uэмп≤Uкрит. В нашем примере Uэмп>Uкрит при p≤0,05. Отсюда следует вывод: исследовательская гипотеза о том, что уровень выраженности самооценки у “троечников” достоверно ниже, чем у “отличников”, отвергается. Этот факт свидетельствует в пользу того, что учащиеся с различной академической успеваемостью не отличаются друг от друга по уровню самооценки. Алгоритм и результаты расчета U-критерия, а также вывод о результатах проверки исследовательской гипотезы должны быть представлены в подпараграфе 2.3.2. “Оценка достоверности различий” текста контрольной работы.
НАПИСАНИЕ ТЕКСТА РАБОТЫ После литературного обзора, позволившего собрать и систематизировать материал, и получения результатов в ходе проведения спланированного эмпирического исследования надо переходить к следующему этапу контрольной работы – к написанию ее текста. Следует учесть, что существуют общепринятые требования к структуре и стилю изложения контрольной работы. Текст работы оформляется в машинописном варианте на листах формата А4, обычный объём составляет 25-30 страниц без учета приложений; шрифт Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервала; поля – слева 30 мм, справа 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Страницы должны быть пронумерованы по порядку по центру нижнего поля. Структура контрольной работы включает следующие обязательные элементы: титульный лист; оглавление; введение; основное содержание работы, включающее теоретический и эмпирический разделы; заключение; список литературы; приложения. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 4. Оглавление дает общее представление о структуре работы. Заголовки разделов и параграфов эмпирического раздела представлены в тексте методических указаний и в Приложении 5 и являются стандартными для всех контрольных работ. Оглавление помещается в начале работы. Введение – начальная часть работы, знакомящая с ее проблематикой и подготавливающая восприятие основного текста. Введение начинается с обоснования актуальности темы исследования. Вам необходимо кратко показать, что избранная вами тема – не просто предмет досужего интереса, что ее необходимо разрабатывать, например, в связи с общей ситуацией в психологической науке и/или в связи с изменившейся социально-экономической и культурной ситуацией в стране и/или востребованностью психологических знаний в педагогической практике. Например. Актуальность темы исследования “Особенности самооценки в связи с критическим событием – потерей и отсутствием работы” обусловлена тем, что “в настоящее время одна из наиболее острых ситуаций в жизни общества сложилась в сфере занятости населения. Разрешение связанных с безработицей проблем затрудняется и тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране относительно молодо. <…> К сожалению, до сегодняшнего дня безработица, ее влияние на психику безработных граждан оставались вне поля зрения отечественной психологии, несмотря на то, что аналогичные работы в западных странах со всей очевидностью показывают связь между этим социальным явлением и нарушением психического здоровья. <…> В рамках исследования проблем самосознания самооценке отводится одна из ключевых ролей. Однако до сих пор не существует единой общепринятой теоретической трактовки этого феномена, и, как следствие, эмпирические исследования часто приводят к взаимоисключающим результатам. Это определяет актуальность дальнейшего исследования самооценки как составляющей самосознания и компонента психического здоровья”[13]. Итак, вы доказали, что ваша тема актуальна, важна и интересна. Если это действительно так, то почему ее не исследовали до вас? А если исследовали, то, что и почему осталось без внимания настолько, что к этой проблеме необходимо возвратиться вновь? Отвечая на эти вопросы, Вы переходите к описанию степени разработанности проблемы. Вы ссылаетесь на работы тех авторов, которые обращались к данной теме, отмечая полученные результаты, а затем указываете причины, которые побудили Вас заняться исследованием. Очевидно, что обосновать актуальность темы исследования, описать степень ее разработанности и указать нерешенные проблемы можно только тогда, когда проведен литературный обзор и известны его выводы. Поэтому, как бы это парадоксально не звучало, введение к работе пишется в самом конце уже выполненной работы. Далее, объяснив причины своего обращения к теме, Вы четко указываете во введении предмет исследования и исследовательский вопрос. Далее кратко описываете структуру своей работы. Обычная формула звучит так: “Исходя из поставленного исследовательского вопроса, была избрана следующая структура работы.В первом разделе работы проводится литературный обзор по …; во втором разделе эмпирически исследуется…”. Подобное краткое описание работы лаконично объясняет логику решения поставленного исследовательского вопроса. Основное содержание работы разделяется на теоретический и эмпирический разделы. Речь об их содержании и оформлении велась выше в тексте данных методических указаний. Заключение подводит итог исследования, включая выводы теоретического и эмпирического разделов работы. В заключении можно указать перечень проблем, оставшихся нерешенными или возникших в ходе исследования. Этим Вы показываете, что видите перспективы своей дальнейшей работы над темой, например, в рамках последующих контрольных и дипломной работ. Список литературы содержит источники, которые были проработаны и на которые делаются ссылки в тексте. Литературные источники приводятся в алфавитном порядке с их обязательной нумерацией. Приложения. Зачастую в контрольной работе возникает необходимость привести информацию, не вошедшую в основной текст. В рамках проведенного исследования это будет: 1) применявшаяся в работе методика (Приложение 1 к контрольной работе) и 2) все протоколы ответов участников исследования (Приложение 2 к контрольной работе). Эти материалы располагаются в конце работы, после списка литературы, как приложение к ней.
оглавление
ЛИТЕРАТУРА Основная литература Бреслав Г.М. Основы психологического исследования. М.: Смысл, Академия, 2010. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2008.
Дополнительная литература Аллахвердов В.М. Блеск и нищета эмпирической психологии (На пути к методологическому манифесту петербургских психологов) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 1. С. 44-65. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. Ч.А. Измайлова и В.В. Петухова; науч. ред. рус. текста Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Смысл, Академия, 2005. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: Общий психологический практикум. 2-е изд., М: Смысл, 1998. Давыдов В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: Науч.-метод. пособие. М.: Академия ФСБ, 1997. Дорфман Л.Я.Горизонты современной эмпирической психологии // Психология. 2008. №3. – C. 3-30. Дорфман Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии. М.: Смысл, Академия, 2005. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2008. Дьяченко Е.В., Боголюбова О.В. Экспериментальная психология: Курс лекций. Под ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика в психологии: Учебник. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 2002. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. Корнилова Т.В., Шуранова О.И. Корреляционные исследования: пути приближения к причинному анализу / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1987. № 4. Кочубей Б.И. В защиту эмпиризма // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 68-72. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995. Логвиненко А.Д. Измерения в психологии: математические основы. М., 1993. Лупандин В.И. Математические методы в психологии. 2-е изд. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного Университета, 1997. Мартиндейл К. Генеральная парадигма эмпирической эстетики // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М: Наука; Смысл, 2000. С. 36-44. Митина О.В. Математические методы в педагогике и психологии. Практикум. М., 2008. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учеб.пособие. СПб: Речь, 2004. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Речь, 2007. Статистика и обработка данных. В кн. Ж. Годфруа Что такое психология. В 2-х т. Т. 2. М: Мир, 1992. 277-317. Суходольский Г.В. Математические методы психологии. СПб., 2003. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. СПб., 1999. (или Л: ЛГУ, 1972. 428 с.). Рекомендуемая литература Гельман В.Я. Решение математических задач средствами Excel: Практикум. СПб: Питер, 2003. 240 с. Наследов А.Д. SPSS 19. Профессиональный статистический анализ данных. СПб, 2011. 400 с. Периодические издания (журналы): Вопросы психологии. Психологический журнал. Психологическая наука и образование. Иностранная психология. Прикладная психология. Образование и наука. Интернет-ресурсы 1. Библиотека Администрации Президента РФwww. lib.adm.gov.ru 2. Российская библиотечная ассоциация www.rba.ru 3. Межрегиональная ассоциация деловых библиотек www.library.ru 4. Муниципальное объединение библиотек www.ekmob.ru 5. Служба электронной доставки документов и информации Российской государственной библиотеки «Русский курьер» www.rsl.ru/courier 6. Государственная публичная научно-техническая библиотека России www.gpntb.ru/ 7. Публичная электронная библиотека gpntb.ru 8 Адрес сайта SPSS: http://www.spss.com Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, пред-приятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам: 1. www.mon.gov.ru; 2. www.wikipedia.org; 3. www.edu.ru; 4. www.rsl.ru; 5. www.gnpbu.ru. Приложение 1
![]() |