Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Оценка достоверности различий



Рассмотрим описанный выше пример. Сравнивая самооценку уча­щихся с различной академиче­ской успеваемостью, разница между средними в самооценке “отличников” и “троечников” кажется достаточно большой – 51,8 и 47,4. Однако можно ли утверждать, что эта разница средних действи­тельно достоверна, т.е. доста­точно велика, чтобы можно было с уверенно­стью утверждать, что выражен­ность самооценки закономерно зависит от академической успеваемости? В какой степени можно опираться на эти ре­зультаты и распространять их на всех “отличников” и “троечников”, т.е. ут­верждать, что учащиеся с высокой академической успеваемостью характери­зуются более высокой самооцен­кой, чем учащиеся с низкой академической успеваемостью.

На эти вопросы позволяет ответить применение определенных стати­стических критериев, позволяющих оценить достоверность различий в уровне выраженности какого-либо свойства. В проводимом в работе сравни­тельном исследовании в качестве подобного критерия выступает U-критерий Манна-Уитни, алгоритм подсчета которого подробно описан в Приложе­нии 3 настоящих методических указаний. Расчет данного критерия произво­дится для того, чтобы определить существует ли различие между двумя ря­дами данных, характеризующих измеряемое свойство.

Вычислив эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни, надо сравнить его с критическим значением U-критерия (См. Приложение 3). Раз­ли­чия в уровне выраженности свойства между двумя группами можно счи­тать достоверными, т.е. неслучайными, если Uэмп. меньше или равно критиче­скому значению U-критерия при вероятности сделать ошибку в 5-и случаях из 100 (p≤0,05).

Например, в сравнительном изучении самооценки “отличников” и “троечников”, вычисляя эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни, получаем:

10 (10 + 1)

Uэмп=(10 10)+ -------------- – 124,5=30,5

По таблице в Приложении 3 определяем критические значения U-критерия Манна-Уитни с учетом количества участников в каждой группе. Для первой группы, состоящей из 10-и участников, n1=10 и для второй группы – n2=10:

Uкрит=27 при p≤0,05

Гипотеза о достоверности различий подтверждается, если Uэмп≤Uкрит. В нашем примере Uэмп>Uкрит при p≤0,05.

Отсюда следует вывод: исследовательская гипотеза о том, что уровень выражен­ности самооценки у “троечников” достоверно ниже, чем у “отличников”, отвергается. Этот факт свидетельствует в пользу того, что учащиеся с различной академической успе­ваемостью не отличаются друг от друга по уровню самооценки.

Алгоритм и результаты расчета U-критерия, а также вывод о результа­тах проверки исследовательской гипотезы должны быть представлены в под­параграфе 2.3.2. “Оценка достоверности различий” текста контрольной работы.

 

НАПИСАНИЕ ТЕКСТА РАБОТЫ

После литературного обзора, позволившего собрать и систематизировать материал, и получения результатов в ходе проведения спланирован­ного эмпи­рического исследования надо переходить к следую­щему этапу контрольной ра­боты – к написанию ее текста. Следует учесть, что существуют об­щепринятые требования к структу­ре и стилю изложения контрольной работы.

Текст работы оформляется в машинописном варианте на листах фор­мата А4, обычный объём составляет 25-30 страниц без учета приложений; шрифт Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервала; поля – слева 30 мм, справа 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Страницы должны быть прону­мерованы по порядку по центру нижнего поля.

Структура контрольной работы включает следующие обязательные эле­менты: титульный лист; оглавление; введение; основное содержание работы, включающее теоретический и эмпирический разделы; заключение; список литературы; приложения.

Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 4. Ог­лавление дает об­щее представление о структуре работы. Заголовки разделов и параграфов эмпирического раздела представ­лены в тексте методических ука­заний и в Приложении 5 и являются стан­дартными для всех контрольных работ. Оглавление помеща­ется в начале работы.

Введение – начальная часть работы, знакомящая с ее проблема­тикой и подготавливающая восприятие основного текста. Введение начинается с обос­нования актуальности темы иссле­дования. Вам необходимо кратко показать, что избранная вами тема – не просто предмет досужего интереса, что ее не­обходимо разрабаты­вать, например, в связи с общей ситуацией в психологи­ческой на­уке и/или в связи с изменившейся социально-экономической и культурной ситуацией в стране и/или востребованностью психологических знаний в педагогической практике.

Например. Актуальность темы исследования “Особенности самооценки в связи с критическим событием – потерей и отсутствием работы” обусловлена тем, что “в настоя­щее время одна из наиболее острых ситуаций в жизни общества сложилась в сфере занято­сти населения. Разрешение связанных с безработицей проблем затрудняется и тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране относительно молодо.

<…> К сожалению, до сегодняшнего дня безработица, ее влияние на психику без­работных граждан оставались вне поля зрения отечественной психологии, несмотря на то, что аналогичные работы в западных странах со всей очевидностью показывают связь ме­жду этим социальным явлением и нарушением психического здоровья. <…>

В рамках исследования проблем самосознания самооценке отводится одна из клю­чевых ролей. Однако до сих пор не существует единой общепринятой теоретической трак­товки этого феномена, и, как следствие, эмпирические исследования часто приводят к взаимоисключающим результатам. Это определяет актуальность дальнейшего исследова­ния самооценки как составляющей самосознания и компонента психического здоровья”[13].

Итак, вы доказали, что ваша тема актуальна, важна и интересна. Если это действительно так, то почему ее не исследовали до вас? А если исследо­вали, то, что и почему осталось без внимания настолько, что к этой проблеме необходимо возвратиться вновь? Отвечая на эти во­просы, Вы переходите к описанию степени разработанности проблемы. Вы ссылаетесь на ра­боты тех авторов, которые обращались к данной теме, отмечая полученные результаты, а за­тем указываете причины, которые побудили Вас заняться исследованием.

Очевидно, что обосновать актуальность темы исследования, описать степень ее разработанности и указать нерешенные проблемы можно только тогда, когда проведен литературный обзор и известны его вы­воды. Поэтому, как бы это парадоксально не звучало, введение к работе пи­шется в самом конце уже выполненной работы.

Далее, объяснив причины своего обращения к теме, Вы четко указы­ваете во введении предмет исследования и исследовательский вопрос. Далее кратко описываете структуру своей работы. Обычная формула звучит так: “Исходя из поставленного исследовательского вопроса, была избрана сле­дующая структура работы.В первом разделе работы проводится литератур­ный обзор по …; во втором разделе эмпирически исследуется…”. Подобное краткое описание работы лаконично объясняет логику решения поставленного исследовательского вопроса.

Основное содержание работы разделяется на теоретический и эм­пирический разделы. Речь об их содержании и оформлении велась выше в тексте данных методических указаний.

Заключение подводит итог исследования, включая выводы теоретиче­ского и эмпирического разделов работы. В заключении можно указать пере­чень проблем, оставшихся нере­шенными или возникших в ходе исследова­ния. Этим Вы пока­зываете, что видите перспективы своей дальнейшей работы над темой, например, в рамках последующих контрольных и дипломной работ.

Список литературы содержит источники, которые были проработаны и на которые делаются ссылки в тексте. Литературные источники приво­дятся в алфавитном порядке с их обязательной нумерацией.

Приложения. Зачастую в контрольной работе воз­никает необходимость привести информацию, не вошедшую в основной текст. В рамках проведенного исследования это будет: 1) применявшаяся в работе методика (Приложение 1 к контрольной работе) и 2) все протоколы ответов участников ис­следования (При­ложение 2 к контрольной работе). Эти материалы располагаются в конце работы, после списка литературы, как приложение к ней.

 


оглавление

 

пояснительная записка………………………………………………...
   
структура контрольной работы и технология ее выполнения Структура и логика эмпирического психолого-педагогического исследования…………………………………………………………………………….
  Выбор и формулирование темы …………………………………………...
  Литературный обзор………………………………......................................
  Планирование эмпирического исследования………………………..........
  Проведение эмпирического исследования…………..................................
  Обработка эмпирических данных и описание результатов……………...
  Написание текста работы……………………………………………..........
   
приложения  
  Приложение 1. Аннотированный список изданий, рекомендуемых для выбора методики измерения……………………………………….......
  Приложение 2. Правила библиографического описания литературных и электронных источников……………………………………………….
  Приложение 3. Алгоритм подсчета U-критерия Манна-Уитни………….
  Приложение 4. Образец оформления титульного листа контрольной работы……………………………………………………………………….
  Приложение 5. Образец оформления оглавления контрольной работы…...........................................................................................................
     

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Бреслав Г.М. Основы психологического исследования. М.: Смысл, Академия, 2010.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2008.

 

Дополнительная литература

Аллахвердов В.М. Блеск и нищета эмпирической психологии (На пути к методологическому манифесту петербургских психологов) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 1. С. 44-65.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. Ч.А. Измайлова и В.В. Петухова; науч. ред. рус. текста Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Смысл, Академия, 2005.

Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: Общий психологический практикум. 2-е изд., М: Смысл, 1998.

Давыдов В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: Науч.-метод. пособие. М.: Академия ФСБ, 1997.

Дорфман Л.Я.Горизонты современной эмпирической психологии // Психология. 2008. №3. – C. 3-30.

Дорфман Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии. М.: Смысл, Академия, 2005.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2008.

Дьяченко Е.В., Боголюбова О.В. Экспериментальная психология: Курс лекций. Под ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012.

Ермолаев О.Ю. Математическая статистика в психологии: Учебник. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 2002.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Корнилова Т.В., Шуранова О.И. Корреляционные исследования: пути приближения к причинному анализу / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1987. № 4.

Кочубей Б.И. В защиту эмпиризма // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 68-72.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.

Логвиненко А.Д. Измерения в психологии: математические основы. М., 1993.

Лупандин В.И. Математические методы в психологии. 2-е изд. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного Университета, 1997.

Мартиндейл К. Генеральная парадигма эмпирической эстетики // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М: Наука; Смысл, 2000. С. 36-44.

Митина О.В. Математические методы в педагогике и психологии. Практикум. М., 2008.

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учеб.пособие. СПб: Речь, 2004.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Речь, 2007.

Статистика и обработка данных. В кн. Ж. Годфруа Что такое психология. В 2-х т. Т. 2. М: Мир, 1992. 277-317.

Суходольский Г.В. Математические методы психологии. СПб., 2003.

Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. СПб., 1999. (или Л: ЛГУ, 1972. 428 с.).

Рекомендуемая литература
по компьютерной обработке данных

Гельман В.Я. Решение математических задач средствами Excel: Практикум. СПб: Питер, 2003. 240 с.

Наследов А.Д. SPSS 19. Профессиональный статистический анализ данных. СПб, 2011. 400 с.

Периодические издания (журналы):

Вопросы психологии.

Психологический журнал.

Психологическая наука и образование.

Иностранная психология.

Прикладная психология.

Образование и наука.

Интернет-ресурсы

1. Библиотека Администрации Президента РФwww. lib.adm.gov.ru

2. Российская библиотечная ассоциация www.rba.ru

3. Межрегиональная ассоциация деловых библиотек www.library.ru

4. Муниципальное объединение библиотек www.ekmob.ru

5. Служба электронной доставки документов и информации Российской государственной библиотеки «Русский курьер» www.rsl.ru/courier

6. Государственная публичная научно-техническая библиотека России www.gpntb.ru/

7. Публичная электронная библиотека gpntb.ru

8 Адрес сайта SPSS: http://www.spss.com

Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, пред-приятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам:

1. www.mon.gov.ru;

2. www.wikipedia.org;

3. www.edu.ru;

4. www.rsl.ru;

5. www.gnpbu.ru.


Приложение 1



Просмотров 1106

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!