![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Выражение субъектно-предикативных значений
Задание 1. Прочитайте текст. Расскажите его, опираясь на данные вопросы. ТАШКЕНТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ (ТФИ)
Ташкентский финансовый институт образован в 1991 году. Инс-титут образован в целях обеспечения высококвалифицированными кадрами финансовых, учетно-кредитных и других организаций Узбе-кистана. В настоящее время в институте функционируют 6 факультетов, 27 кафедр. Четыре очных и два заочных факультета готовят специалистов по следующим специальностям: кредитно-экономический факультет (банковское дело), финансово-экономический факультет (госбюджет, инвестиции и рынок ценных бумаг, страхование, налоги и налогообложение), учетно-экономический факультет (бухгалтерс-кий учет и финансовый анализ, аудит), факультет управления (менеджмент, педагогика, статистика). При институте функционируют финансово-банковский колледж, академический лицей и другие структуры. На сегодняшний день в институте обучаются около 6500 сту-дентов по 9 специальностям. Обучение с 1995 года осуществляется по многоступенчатой системе, соответствующей мировым стандартам. Обучение на первой ступени продолжается 4 года с присвоением выпускникам звания бакалавра. После окончания второй ступени (продолжительность обучения 2 года) присваивается звание магистра. Прием в институт на все специальности ведется на конкурсной основе путем тестирования. Финансовый институт осуществляет международные связи по линии международных программ, имеет связи с образовательными учреждениями США, Германии, Великобритании, СНГ и других стран. Студенты имеют возможность обучения в родственных вузах зарубежных стран. В ТФИ созданы все условия для обучения и проживания студентов. Работает летний оздоровительный комплекс в курортной горной местности.
Âîïðîñû ê òåêñòó
1. Êîãäà îáðàçîâàí íàø èíñòèòóò? 2. Ñêîëüêî ôàêóëüòåòîâ è êàôåäð ôóíêöèîíèðóþò â èíñ-òèòóòå? 3. Ïî êàêèì ñïåöèàëüíîñòÿì ãîòîâÿò ñïåöèàëèñòîâ î÷-íûå ôàêóëüòåòû? 4. Êàêèå ñòðóêòóðû ôóíêöèîíèðóþò ïðè èíñòèòóòå? 5. Ñêîëüêî ñòóäåíòîâ ïî ñêîëüêè ñïåöèàëüíîñòÿì ó÷àòñÿ â èíñòèòóòå? 6. Ïî êàêîé ñèñòåìå îñóùåñòâëÿеòñÿ îáó÷åíèå â íàøåì èíñòèòóòå? 7. Ñ âóçàìè êàêèõ ñòðàí îñóùåñòвëÿåò ìåæäóíàðîäíûå ñâÿçè èíñòèòóò? Задание 2. Прочитайте текст и данные к нему вопросы, обра-тите внимание на порядок слов в утвердительных и вопроси-тельных предложениях. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО Акционерное общество – это предприятие, капитал которого образовался путем взносов при покупке акций и облигаций многими лицами (акционерами). Акции приносят их владельцам доход (дивиденд) и право голоса на собрании акционеров. Облигации приносят только доход в виде твердого процента. Акционерное общество управляется правлением, избранным на общем собрании акционеров. Фактически управление акционерным обществом находится в руках самых крупных акционеров - вла-дельцев большей части акций. Так как на общее собрание являются не все акционеры, то для большинства голосов достаточно иметь 5-20% всех акций. Количество акций, дающее фактическое большинство голосов и возможность управления акционерным обществом, называется «кон-трольным пакетом». Различают следующие виды акций: простые, именные, при-вилегированные. Акции можно продавать, дарить и оставлять в нас-ледство. Вопросы к тексту
1. Что такое акционерное общество? 2. Какой доход приносят акционерам акции? 3. Кем управляется акционерное общество? 4. В чьих руках находится фактически управление акционерным обществом? 5. Что называется «контрольным пакетом»? 6. Какие виды акций различают? Задание 3. Прочитайте текст. Составьте вопросы к нему. ИЗ ИСТОРИИ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ
Зарождение финансовой науки в Средней Азии происходило на рубеже XV и ХVI веков. Автором первого известного произведения финансового харак-тера был Захириддин Бабур (1483-1530 гг.), известный государст-венный деятель и поэт. Его экономическое произведение ("Мубайин") посвящено в основном нормам и характеру действующего налого-обложения. Впервые в научный обиход было введено слово "молия", то есть "финансы". Второе произведение финансового характера - "Уложения Темура" ("Темур тузуклари"). В книге подробно рассматриваются вопросы фор-мирования и использования государственной казны, порядок взимания налогов, распределение доходов между центральной казной и наместниками и другие вопросы. Любопытные высказывания о финансах содержатся в произведениях Алишера Навои, Бируни, Мукими и др. А. Навои, например, неод-нократно указывал на необходимость использования денежных фондов государства для нужд народа и армии. В 20-х годах XX столетия финансовые вопросы оказались в центре внимания экономической науки. В 1921 году была проведена денежная реформа, сформирован первый бюджет Узбекистана. Создавались первые кредитные учреждения. В журналах появился ряд статей на фи-нансовые темы. В 1922 году вышла книга "Среднеазиатский эконо-мический район" (под редакцией Ю.И. Пославского и Г.Н. Черданцева), а в 1927 году была опубликована небольшая книга заместителя народного комиссара финансов республики X.Хакимходжаева "Финансовые дос-тижения Узбекистана за 10 лет". Одновременно началось преподавание финансовых дисциплин на экономическом факультете САГУ, а с 1931 года - в Среднеазиатском финансово-экономическом институте. Первые сборники научных трудов Среднеазиатского финансово-экономического института были опубликованы в 1939-40-х годах. Эвакуация ряда ученых в Ташкент в период второй мировой войны способствовала развитию финансовой науки. По инициативе этих уче-ных в 1943 году была открыта аспирантура. В 1948-50-х годах поя-вились первые кандидатские и докторские исследования. В настоящее время финансовая наука переживает новый подъем.
Задание 4. Прочитайте текст. Расскажите текст, опираясь на план. Дайте определение термина «кредит». КРЕДИТ Кредит – предоставление в долг денег (ссуда) или товаров, услуг. Если же посмотреть с другой стороны, то кредит-способность получить деньги, товары, услуги посредством выдачи обещания об уплате за них в будущем. Все кредитные операции содержат, во-первых, элемент будущей. отсроченной оплаты (деньги, товары, услуги как бы обмениваются на обещание заплатить за них в будущем), во-вторых, элемент уверенности, доверия (путем оценки рисков кредитования кредитор уверен в пла-тежеспособности кредитуемого клиента. Значение кредита в том, что он, будучи должным образом ис-пользованным, дает ответственным людям некое дополнение их капи-талу, воплощенное в виде денег, товаров, услуг, то есть всего того, что предприниматели могут употребить в дальнейшем для создания новых благ. Словом, кредит повышает инвестиционную и деловую активность бизнесмена. В настоящее время почти все финансовые операции между фирмами проводятся на кредитной основе, что воспринимается как обычная кредитная практика. Риск же несвоевременной выплаты долга или отказа от погашения задолженности из-за неплатежеспособности крайне велик. Критерий разумного кредитования - выбор надежных партнеров и соблюдение принципов обеспеченности кредита, реализующихся в виде залога, поручительства и т.п.
План
1. Определение понятия кредит (2 стороны). 2. Элементы кредитных операций. 3. Значение кредита. 4. Кредитная основа современных финансовых операций. 5. Критерий разумного кредитования.
Задание 5. Прочитайте текст. Составьте к нему вопросы. Перескажите текст. АУДИТОРСКАЯ СЛУЖБА
При переходе к рыночным отношениям появляется большое коли-чество ассоциаций, акционерных обществ, арендных коллективов, малых предприятий и т.д. Аудиторская служба необходима для контроля за соблюдением законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятель-ность данных предприятий. Эта служба проводит проверки (ревизии) состояния платежеспособности и финансовой устойчивости, рентабельности, оценивает эффективность коммерческой деятельности пред-приятий. Учитывая важность аудиторской службы, в ближайшее время нужно подготовить аудиторские кадры, создать аудиторские организации в нашей республике. Аудит бывает нескольких видов: 1) Аудит финансовых отчетов - проверка их для независимой экспертизы доходов и расходов предприятия, фирмы. 2) Аудит хозяйственной деятельности предприятия, оценка производственных затрат и полученных результатов, выявление возможности улучшения этой деятельности.. 3) Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе финансовой и хозяйственной деятельности субъекта, в определении его соответствия предписанным правилам или условиям.
Задание 6. Составьте предложения, опираясь па таблицу
Образец:Мне 17 лет. Моей сестре 22 года. Сколько лет вашему другу?
Задание 7. Вместо точек употребите одно из слов: год, года, лет.
1. Моему отцу скоро исполнится 51 ... . 2. Ахмеду 33 ... . 3. Мне 18 ... , а моему другу 24 ... . 4. Назире около 12 ... . 5. Сестра моложе брата на 3 ... . 6. Тогда она была молодой, не старше 20 ... . 7. Женщине на вид было 35 ... . 8. Моя бабушка умерла в возрасте 90 ... . 9. Моей дочери уже 5 ... , а сыну скоро исполнится I ... . 10. Мой брат старше меня на 4 ... . 11. Моя мать моложе своей сестры на 4 ... . 12. Он поступил в институт, когда ему было 16 ... . 13. Семья уехала из этого города, когда мне было 5 ... . 14. Юноше на вид было 20-21 ... .
Задание 8. Ответьте на вопросы отрицательно.
1. В читальном зале есть свободные места? 2. В библиотеке есть эта книга? 3. У вас есть билеты на спектакль? 4. Вчера был студенческий вечер? 5. На вашей улице есть кинотеатр? 6. В библиотеке есть журнал "Новый мир"? 7. У вас есть простой карандаш? 8. У тебя есть толковый словарь русского языка? 9. У вас будут зимние каникулы? 10. У вас будет в этом году экзамен по математике? 12. У тебя есть сегодня свободное время? 13. В вашем городе есть оперный театр? 14. В вашем городе есть педагогический институт? 15. У тебя есть зимний спортивный костюм?
Задание 9. Ответьте на вопросы, указав, отсутствие чего мешает совершить действие. Образец: Почему ты не конспектируешь (не конспектировал) лекцию? (ручка) — У меня нет (не было) ручки. 1. Почему ты не перевел текст? (русско-узбекский словарь). 2. Почему ты не пошел с нами в театр? (свободное время). 3. Почему вы не купили это красивое платье? (лишние деньги). 4. Почему ты не приготовил домашнее задание? (учебник). 5. Почему вы не прочитали новый роман в журнале "Юность"? (журнал "Юность"). 6. Почему ты не ходишь на физкультуру? (спортивный костюм). 7. Почему вы не дали другу своего телефона? (домашний телефон).
Задание 10. Дайте отрицательный ответ на вопросы. Образец: Декан сейчас на факультете? - Нет, декана сейчас нет на факультете. 1. Анвар был в лаборатории? 2. Профессор Махмудов на кафедре? 3. Студенты в аудитории? 4. Днем отец был дома? 5. Сестра вечером будет дома? 6. Олег будет завтра на лекции? 7. Фарида была в читальном зале? 8. Врач в кабинете? Задание 11. Прочитайте диалог, найдите глаголы в прошедшем времени. Жена спросила у мужа: – Как наш сын сдал историю? – Не очень хорошо. – ответил муж. – Его спросили о событиях, которые произошли раньше, чем он родился. Задание 12. Составьте диалоги по данным образцам, употребляя глаголы прошедшего времени. А) Образец: -Обычно я смотрю фильм после программы «Время». – А вчера ты смотрел фильм?
1. Обычно вечером вы гуляете. 2. Обычно вечером вы идете к друзьям. 3. Обычно вы обедаете дома.
Б) Образец: – Почему вы хуже, чем всегда, рассказываете текст? – Я не читал текст дома. Я выполнял упражнения. 1. Сегодня вы хуже знаете слова. 2. Сегодня вы не подготовили новую тему. 3. Сегодня вы неправильно решаете задачи.
В) Образец:– Вы сегодня сдаете экзамен? – Нет мы сдали экзамен вчера. Сегодня у нас была консультация по другому предмету. 1. Вы сегодня идете в кино? 2. Вы сегодня идете в библиотеку?
Задание 13. Скажите то же самое сначала в женском роде, потом во множественном числе. 1. Я решил сегодня побыть дома. 2. Я хотел сегодня посмотреть новый фильм. 3. Я сегодня звонил домой. 4. Я вчера занимался в библиотеке. 5. Я вчера встретился с друзьями. Задание 14. Прочитайте текст, раскрывая скобки и выбирая нужную форму глагола. Академик Обручев каждый рабочий день (делил, делила, дели-ло, делили) на «три дня». «Первый день» у него (начинался, начиналась, начиналось, на-чинались) утром и (заканчивался, заканчивалась, заканчивалось, за-канчивались) к двум часам. Это (был, была, было, были) самые цен-ные часы для творческой работы. «Второй день» (длился, длилась, длилось, длились) с двух часов до шести. В это время ученый (выполнял, выполняла, выполняло, выполняли) более легкую работу. «Третий день» (продолжался, продолжалась, продолжалось, продолжались) с шести часов до двенадцати. В это время Обручев (занимался, занималась, занималось, занимались) чтением. Обручев (уверял, уверяла, уверяло, уверяли), что так он удлиняет жизнь втрое. Задание 15. Употребите глаголы, данные в скобках, в форме прошедшего времени. 1. Многие студенты (сдать) экзамен по математике на «отлич-но». 2. Товарищ с большим трудом (овладеть) правильным произ-ношением. 3. Сестра вечером (проверять) тетради своих учеников. 4. Она быстро (проверить) все тетради. 5. Рахима (пропускать) занятия по физкультуре по болезни. 6. Рахима однажды (пропустить) занятия по физкультуре. 7. Мои друзья продолжительное время ( заниматься) спортом. 8. По вечерам Анвар (оставаться) в лаборатории. 9. Сегодня вместе с Анваром (остаться) его однокурсник Алишер.
Задание 16. Употребите глаголы, данные в скобках, в форме прошедшего времени. 1. Под дождем я (промокнуть) и (замерзнуть). 2. Занимаясь физ-культурой она очень (окрепнуть). 3. В спорте они (достигнуть) боль-ших успехов благодаря ежедневным тренировкам. 4. Ранним утром она (мести) двор. 5. Сестра (помочь) матери приготовить ужин. 6. Чтобы цветы не (засохнуть), я (полить) их. 7. К своему режиму дня вы (привыкнуть). 8. Я (запереть) дверь ключом и(побежать) к остановке. Задание 17. Употребляя данные глаголы в форме прошед-шего времени, расскажите, как обычно вы проводили летние каникулы и как прошло это лето. Отдыхать, гулять, плавать, купаться, встречаться, ходить, зани-маться, готовиться, учить, изучать, решать, уставать, волноваться, прийти, сдать, ждать, узнать, обрадоваться, стать.
Задание 19. Замените глаголы-сказуемые прошедшего вре-мени настоящим. 1. Студенты готовились к зачетам и экзаменам. 2. Лекция продолжалась 45 минут. 3. Занятия начинались в 9 часов утра. 4. Каждое утро Саида выходила из дома в семь часов утра. 5. Я готовился к семинару. 6. Я брал книги в институтской библиотеке. 7. Обычно они возвращались в 6 часов вечера. 8. Я обычно завтракал в общежитии, а обедал в институтской столовой.
Задание 20. Образуйте от глаголов-сказуемых в скобках форму настоящего времени. Каждый день в институт я (ездить) на автобусе. На занятия я (ходить) вместе с товарищами. Я (носить) с собой общие тетради для записи лекций. На лекциях я всегда (сидеть) за первым столом у окна и поэтому все хорошо (видеть) и (слышать). На занятия по русскому языку я (приносить) русско-узбекский словарь. С помощью словаря я (переводить) тексты.
Задание 21. Допишите личные окончания глаголов-сказуемых. Я занима...сь русским языком 2 раза в неделю. В нашей группе уч...ся десять человек. С нами работа... преподаватель русского языка. На занятиях мы разговарива... только по-русски. Преподаватель спра-шива..., мы отвеча... . Потом мы спрашива... друг друга. Мы чита... тексты и выполня... тренировочные упражнения. Два раза в неделю я прихож... заниматься в кабинет технических средств обучения. Там каждый студент работа... с магнитофоном, слуша... тексты и диалоги, записыва... на пленку ответы на вопросы. Дома я каждый день повторя... материал, который изучали с преподавателем.
Задание 22. Поставьте глаголы-сказуемые в настоящем времени. Мой друг (уметь) распоряжаться своим временем. 2. В начале учебного года он (составлять) режим дня. 3. Он правильно (рас-пределять) свое время. 4. У меня не (оставаться) свободного времени на отдых. 5. По воскресеньям мы (уезжать) за город. 6. Летом наши друзья (отдыхать) на Ташкентском море. 7. Ты отлично (справляться) со своей работой. 6. Ты (готовиться) к семинару, а я (писать) курсовую работу.
Задание 23. Расскажите о своем рабочем дне, употребляя в рассказе данные глаголы в форме настоящего времени. Вставать, умываться, завтракать, одеваться, собираться, выхо-дить, идти, начинаться, продолжаться, заканчиваться, слушать, запи-сывать, отвечать, обедать, отдыхать, выполнять, готовить, смотреть, читать, гулять, ужинать, ложиться спать. Задание 24. Употребите глаголы-сказуемые, данные в скобках, в форме будущего времени (простой формы). 1. В воскресенье мы (провести) весь день на даче. 2. Я (вернуть) тебе книгу через неделю. 3. Саид (вернуться) домой поздно. 4. В этом году Анвар (выписать) три газеты. 4. Скоро я (получить) новый журнал. 6. Дилобар (выступить) на конференции? 7. Сообщения по газете (сделать) Халида и Анвар. 8. Преподаватель (привлечь) к работе в литературном кружке всех студентов.
Задание 25. Употребите глаголы-сказуемые, данные в скоб-ках, в форме будущего времени (сложной формы). 1. Товарищ скоро (защищать) курсовую работу. 2. Вечером я (конспектировать) статью по экономике. 3. Завтра студенты нашей группы (сдавать) зачет по русскому языку. 4. После окончания института сестра (работать) детским врачом 5. Друзья договорились, что (встречаться) каждый год в школе. 6. Вечером я (читать) журнал, который сегодня получил. 7. Что вы (делать) вечером? 6. Вечером я (писать) письмо брату.
Задание 26. Прочитайте предложения, вставьте глаголы будущего времени (простой или сложной формы). 1. В воскресенье к нам (будут приезжать - приедут) друзья. 2. Завтра я с удовольствием (буду давать - дам) тебе словарь. 3. К Мамлакат на день рождения (будут приходить - придут) друзья. 4. Анвар думает, что мама (будет разрешать - разрешит) им с братом пойти в воскресенье в зоопарк. 5. Мы (будем встречаться - встретимся) и поговорим обо всем в среду. 6. У меня нет этой книги, но я (буду брать - возьму) ее в библиотеке. 7. В следующий вторник Рустам (будет пропускать -пропустит) лекции. Задание 27. Замените глаголы-сказуемые глаголами будущего времени (простой или сложной формы) 1. Сегодня мои родители приехали из кишлака. Я встретил их на вокзале, показал им город, рассказал о своей учебе в институте. 2. Из Самарканда приехал мой друг. Вечером мы собрались в моем доме, пришли мои братья с женами, весь вечер мы слушали музыку и пели свои любимые песни. 3. В этот вечер я остался дома. Сначала я прочитал свежие газеты, затем посмотрел журналы. Затем слушал новости. В 10 часов я лег спать. 4. В воскресенье я встал рано утром и с другом поехал на Чарвакское водохранилище. Там мы купались, загорали, катались на лодке. Мы очень хорошо и весело отдохнули.
Задание 28. Употребите глаголы, данные в скобках, в форме будущего времени (простой или сложной формы). 1. Я (встать) позже обычного. 2. Отец (обедать) в 12 часов дня. 3. Я (предложить) своему товарищу интересную книгу. 4. Вечером я (писать) письмо своему другу. 5. Брат (пригласить) друзей на свой день рождения. 6. Друзья (посещать) музей. 7. К приходу отца он (навести) порядок в своем саду. 8. После обеда я (помочь) матери мыть посуду. 9. Экзамен по русскому языку они (сдавать) на втором курсе. 10. О подарке я (позаботиться) заранее. 11. С товарищами мы (встретиться) завтра. 12. Ты (повторить) пройденный материал. 13. Вечером он (готовиться) к докладу. 14. Завтра же я (купить) такой же справочник. 15. Я всегда (брать) нужные учебники в библиотеке. 16. На первом курсе мы (изучать) общеобразовательные дисциплины.
Задание 29. Прочитайте видовые пары глаголов. Скажите, чем отличаются глаголы СВ от глаголов НСВ.
Задание 30. Составьте рассказ на тему «Моª будущее воскре-сенье», употребляя в рассказе данные глаголы в форме будущего времени. Встать, умыться, позавтракать, посмотреть, смотреть, погулять, встретиться, пойти, приготовить, пообедать, отдохнуть, почитать, поиграть, сделать, поужинать, лечь спать. Задание 31. Прочитайте предложения. Определите вид глаголов и их значение. Обратите внимание на формальное различие глаголов СВ и НСВ. 1. Я учил новые слова час. Я знаю новые слова, потому что я хорошо выучил их. 2. Халида завтракала полчаса. Она не хочет есть, потому что уже позавтракала. 3. Мухаббат мыла посуду 15 минут. Посуда чистая, потому что Мухаббат вымыла ее. 4. Мальчик долго читал книгу. Он прочитал книгу и отдал ее товарищу. 5. Студенты выполняли задание недолго. Они выполнили задание преподавателя на "отлично".
Задание 32. Составьте диалоги по образцу, используя глагольные видовые пары из задания №9 и слова, выражающие продолжительность времени: долго, час, недолго, все утро, весь день, весь вечер и др. Образец:– Ты долго писал сочинение? – Да, я писал его два часа. – Написал? – Да, написал.
Задание 33. Используя информацию что вы делали то же самое, но за другое время. 1. Образец: –Рахим переводил текст полчаса. – А я перевёл за 20 минут. 1.Анвар читал новый текст десять минут. 2. Феруза учила новые слова час. 3. Тимур писал упражнение 20 минут. 4. Мунира решала задачу полчаса. 5. Брат завтракал пять минут. 6. Семья обедала полчаса. 2. Образец: –Юлдаш перевел статью. – Я тоже перевел, но переводил долго. 1. Баходыр прочитал книгу. 2. Ойниса выучила новые слова. 3. Брат нарисовал портрет. 4. Барно приготовила ужин. 5. Они решили все задачи. 6. Товарищ законспектировал экономическую статью.
Задание 34. Прочитайте предложения. Какого вида глаголы использованы в левом и правом столбцах. Почему?
Задание 35. Прочитайте предложения, выбирая из скобок глагол нужного вида. 1. Обычно я (вставал-встал) в семь часов утра, а (ложился -лег) спать в 11 часов. 2. Вчера он (ложился-лег) спать в 12 часов. 3. Сегодня Саида (покупала-купила) на ужин масло и молоко. 4. Они обычно (покупали-купили) продукты в этом магазине. 5. Саодат (теряла-по-теряла) ключ от комнаты. 6. Матлюба часто (теряла-потеряла) тетради, но потом всегда (находила-нашла) их. 7. Анвар часто (приглашал- приг-ласил) однокурсников в кино, а в субботу он (приглашал-пригласил) их на концерт. Задание 36. Используйте в роли сказуемоего один из глаголов, данных в скобках. I. 1. Санобар всегда ...на занятия вовремя. Сегодня она ... с опозданием (явилась - являлась). 2. Мой брат три года ... русский язык. Он уже хорошо ... его и может свободно говорить по-русски (изучал - изучил). 3. Мы много раз... эту тему. Перед зачётом я еще раз ... ее (повторяла - повторила). 4. Студенты нашей группы всегда ... домашние задания. Они на этот раз ... их на "отлично"(выполнили - выполняли). 5. Студенты часто ... к лектору с вопросами. После лекции слушатели сразу же ... к лектору с вопросом, (обращались - обратились). II. 1. Во время экзаменов мы каждый день ... очень поздно (ложились - легли) спать. 2. Вчера я ... у товарища сборник задач по математике (брал - взял). 3. Брат... книги на верхнюю полку (положил - клал). 4. Каждое утро я ... в гастрономе кефир и творог, а сегодня ... банку сметаны (купил - покупал). 5. Товарищ ... меня с началом учебного года. Я каждый год ... его с днем рождения (поздравлял - поздравил). 6. Занятия обычно ... в половине третьего, а сегодня ... в два часа (кончились - кончались). 7. Весь вечер Анвар ... задачу по алгебре. Задача была трудная, но он ее правильно (решал-решил).
Задание 37. Скажите, что сегодня было то же, что и обычно. Образец: Сестра часто получала письма. Сегодня она тоже получила письмо. 1. Мой сосед обычно вставал рано. 2. Каждое утро брат делал гимнастику. 3, Вали часто покупал газеты в киоске. 4. Мы много раз встречали Саида в парке. 5. Азиза часто посылала письма домой. 6. Обычно он ложился спать очень поздно.
Задание 38. Ответьте на вопросы так, чтобы получился диалог, аналогичный образцу. Используйте соответствующие глаголы. Образец: - Где твое письмо? На столе? - Да, на столе. Я уже написал его. 1. Где новый журнал? На полке? 2. Где ужин? На столе? 3. Где свежая газета? На столе? 4. Где тетрадь по русскому языку? В портфеле? Задание 39. Употребите вместо точек один из глаголов, данных справа.
Задание 40. Ответьте на вопросы по образцу. Образец: –Кем вы былидо поступления в институт? – До поступления в институт я был школьником (школьницей). 1. Кем вы являетесь в настоящее время? 2. Кем вы мечтали стать в детстве? 3. Кем вы будете после окончания института? Задание 41. Ответьте на вопросы, употребляя слова и словосочетания, данные справа.
Задание 42. Прочитайте данные предложения и вопросы к ним.
Задание 43. Прочитайте текст и измените данные после текста предложения по образцу. ФИНАНСЫ Финансы– денежная система, включающая в себя все виды денежных средств и происходящие с ними трансформации в процессе их применения. Словом, к финансам относятся наличные деньги, включая инвалюту, безналичные деньги на счетах и во вкладах, ценные бумаги, обладающие способностью быть денежным эквивалентом. Причем, относятся они к финансам независимо от их принадлежности частному лицу или государству. Взаимодействие в денежной форме между государством, пред-приятиями и населением называется финансовыми отношениями. Регу-лирование со стороны государства финансовой системы при перераспре-делении денежных потоков на всех уровнях экономики называется финансовой политикой. Финансы – кровеносная система экономики. Как престиж госу-дарства измеряется прочностью национальной валюты, так и репу-тация фирмы определяется финансовой устойчивостью. Показатели фи-нансовой системы - надежный индикатор состояния экономики. Образец: –Внебюджетные фонды - … – Внебюджетные фонды - денежные средства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет. 1. Финансы - это .... . 2. Финансовая политика - ... . 3. Финансовые отношения - .... .
Задание 44. Прочитайте предложения и выделите в них подлежащее и сказуемое. 1. Русский язык является одним из мировых языков. 2. Авиценна является автором медицинской эмблемы-змея, обвивающая кубок. 3. Норберт Винер является создателем кибернетики.
Задание 45. Используйте вместо тире в составном именном сказуемом глагол-связку "являться". 1. Наука экономика - одна из самых актуальных. 2. Специальность экономиста - одна из распространенных профессий. 3. Экономика -древняя наука. 4. Экономист - специалист экономических наук, работник отдельных отраслей народного хозяйства. 5. Труд - основа жизни человека. 6. Захириддин Бабур - автор первого в Средней Азии известного произведения финансового характера. Задание 46. Составьте предложения, используя данные существительные, словосочетания и глагол «являться». 1. Познание законов природы; задача науки. 2. М.В.Ломоносов; создатель МГУ. 3. Авиценна; автор «Канона врачебной науки». 4. ЭВМ; незаменимые помощники человека.
Задание 47. Прочитайте текст и закончите данные после текста предложения, опираясь на примеры задания 44. НАЛОГИ Налоги– обязательные взносы (платежи) вбюджет (местный или центральный) или во внебюджетные фонды, осуществляемые нало-гоплательщиками Иначе говоря, это метод распределения доходов между хозяйствующим субъектом рынка и государством, это обязательные пла-тежи в бюджет, взимаемые с юридических и физических лиц. К структурным элементам налогообложения относится, в част-ности, его субъект - юридическое или физическое лицо, имеющее само-стоятельный источник дохода и обязанное по закону уплачивать налог т.е. налогоплательщики. К объектам налогообложения относятся доход в виде прибыли, дивидендов, затраты и капитал в виде имущества (например, недви-жимости), земли, стоимости товара. А источником налоговых плате-жей должен быть только чистый доход (прибыль). Назначение налогов - формировать финансовые ресурсы госу-дарства, повышать пли снижать материальный интерес людей в развитии той или иной формы деятельности. 1. Структурными элементами налогообложения являются …. 2. Доход в виде прибыли, дивидендов, затраты и капитал в виде имущества являются …. Задание 48. Прочитайте предложения, выделите в них подлежащее и сказуемое. 1. Финансовый план, суммирующий доходы и расходы на определªнный период, называется бюджетом. 2. Ценные бумаги, дающие владельцу право на получение дохода, называются акциями. 3. Исключительное право на какой – либо вид деятельности, принадлежащее какому – нибудь лицу, фирме или государству, называется монополией.
Задание 49. Измените порядок слов в предложениях задания 48, поменяв местами подлежащее и сказуемое. Задание 50. Прочитайте текст и, используя примеры заданий 48, 49, измените предложения 1, 4, 5, 6, 7. ИНВЕСТИЦИИ Инвестиции – долгосрочные вложения денежных средств в дело. Это расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, основных фондов фирмы. В рыночной экономике различают четыре вида капиталовложений: реальные, финансовые, интеллектуальные и венчурные (рисковые) инвестиции. Реальные инвестиции – вложение капитала непосредственно в производство на прирост основных и оборотных фондов. Для этого используются как собственный, так и заемный капитал, причем коммерческие банки осуществляют в основном краткосрочные и среднесрочные вложения. Финансовые инвестиции – это долгосрочные вложения капита-ла в финансовую сферу бизнеса, например, портфельные инвестиции - покупка акций и других ценных бумаг. Принципами формирования инвестиционного портфеля являются надежность и доходность вложений. Интеллектуальные инвестиции– это привлечение классных спе-циалистов, покупка патентов, лицензий, ноу -хау. Венчурные инвестиции - рискованные вложения в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Задание 51. Прочитайте текст. Выясните смысловое значение данных терминов. Запомните их определение. Ответьте на данные после текста вопросы, используя конструкцию «что называется чем». БЮДЖЕТ
Бюджет буквально понимается, как «денежная сумка», кошелек для хранения денег, в реальном же смысле имеет двоякое значение: с одной стороны, совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает любой экономический субъект, с другой - это соотношение его доходов и расходов. Иначе говоря, бюджет означает не только денежные средства субъекта рынка, предназначенные для использования в различных целях, но и их баланс, соответствие поступлений и расходования в определенном периоде времени. Недаром народная мудрость гласит: "По одежке протягивай ножки", "Каковы доходы, таковы и расходы". Анализируя состояние бюджета любого субъекта рыночных отношений, следует определить прежде всего содержимое "денежной сумки", наличие в ней денег или их дефицит, динамику ее пополнения и опорожнения, каналы поступления и расходования средств, соотно-шение доходов и расходов. Государственный бюджет - крупнейший централизованный денеж-ный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Основная часть государственных доходов собирается в госбюджет, являющийся важным инструментом регулирования экономики. К бюджету тесно примыкают внебюджетные средства (фонды) - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в госбюджет. Они создаются за счет целевых налогов, субсидий из бюджета и находятся в распоряжении центральных или местных органов власти. Примером может быть Пенсионный фонд. 1. Что такое бюджет? 2. Что такое госбюджет? 3. Что такое внебюджетные фонды? Задание 52. Прочитайте текст, проведите беседу, опираясь на план. Запомните определение выделенных терминов.
![]() |