Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



УЗБЕКИСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ПРИВАТИЗАЦИИ



 

Приватизационная программа является составной частью экономи-ческих преобразований на пути к рынку и отличается следующими особенностями, специфичными для узбекистанской модели:

а) это денежная приватизация с выкупом госсобственности;

б) наличие сильных социальных гарантий населению при приватиза­ции, что выразилось в создании целой системы льгот;

в) обеспечение программного подхода и поэтапное осуществление передачи госсобственности частному сектору.

Первым этапом этого процесса была "малая приватизация", охва-тившая жилье, сферы торговли, заготовок, потребкооперации, быто-вого обслуживания и местной промышленности, практически уже успеш-но завершившаяся. Так, свыше 95% государственного жилищно­го фонда стали частной собственностью граждан, при этом каждая третья квартира передана на льготных условиях или бесплатно.

Вслед за малой осуществляется массовая приватизация всех отраслей промышленности (кроме базовых) и сельского хозяйства. Вто­рой этап приватизации ориентирован на создание АООТ, формирование рынков недвижимости и ценных бумаг. Важным инструментом рыночной инфраструктуры стала Республиканская биржа недвижимости, регулярно проводящая аукционы по всей стране, на которых для про­дажи выставля-ются земельные участки и объекты недвижимости. Меняют форму собственности на этапе массовой приватизации не только малые и сред-ние предприятия, но и крупные. Так Ташкентское авиа­ционное произ-водственное объединение имени Чкалова, преобразова­но в государствен-но-акционерное общество (ГАО"ТАПОиЧ"), на базе 15 предприятий сельскохозяйственного машиностроения была создана структура с высоким инвестиционным потенциалом - "Узсельмаш холдинг".

Процесс разгосударствления и впредь будет осуществляться по специально разрабатываемым приватизационным программам, учиты-вающим отраслевые ирегиональные особенности экономики нашей страны.

 

Задание 6. Прочитайте диалог. Составьте н запишите рассказ на тему "Программа ЕСОП".

Санжар, ввашей группе уже былколлоквиум по проблемам приватизации?

– Да. Вчера.

– И как он прошел?

– В основном ребята разобрались в теме. Трудности возникли толь­ко при обсуждении ЕСОП (американская программа приватизации предприятий).

– ЕСОП? А в чем смысл этой программы?

– Смысл ее, как я понял, состоит в том, что за счет части прибыли, освобожденной от налогообложения, предприятие постепенно выку-пается у владельцев и делится между работниками пропорционально тру­довому вкладу.

– А что дает передача предприятия в собственность исключительно работникам этого предприятия?

– Работники-совладельцы трудятся более продуктивно, чем наем­ные работники в традиционных компаниях. Они менее, чем наемные работники, склонны к участию во всякого рода социальных конфлик­тах. Это подтверждает статистика.

– А как экономисты нашей республики относятся к ЕСОП?

– Многие экономисты ратуют за применение опыта американской программы. Экономисты считают, что увязав программу ЕСОП с нацио-нальными, экономическими и другими особенностями нашей респуб-лики, можно сформировать большую сеть предприятий, находящихся в собственности у работников.

– Формирование такой собственности позволит снять социальное напряжение в обществе. Верно?

– И не только. Главное - уйти от уравниловки в доходах. В акционерных обществах этому способствует распределение дивидендов.

– И к какому выводу вы пришли?

– Большинство ребят считает, что ряд государственных предприятий мог бы с успехом применить такую форму приватизации, не ущемляя значения других форм,).

– С этим трудно не согласиться. Спасибо за информацию.

Задание 7. Согласны ли вы с тем, что землю нельзя продавать, что на современном этапе необходимо сохранить государственную соб­ственность на землю? Прочитав текст, мотивируйте свой ответ.

Ключевой вопрос аграрной политики Узбекистана - вопрос о собственности на землю. Особенность нашего земледелия в том, что значи-тельная часть посевных площадей - это орошаемые земли, которые обслу-живаются мощной государственной ирригационной системой. Плотность населения в республике высокая, земли и воды уже сегодня не хватает. В перспективе эта проблема приобретет еще большую остроту. Превращение земли в товар подорвет жизненные устои населе­ния, породит спекуляцию земельными участками, лишит уверенности дехканина в завтрашнем дне. Хорошо известно, какие неисчислимые беды принесла народу продол-жавшаяся веками беспощадная борьба за владение землей, находившейся в частной собственности. Необхо­димо сохранить на современном этапе госу-дарственную собственность на землю, не допустить ее распродажи. Это относится и к ороситель­ной системе (по И. Каримову).

Задание 8. Прочитайте текст. Аргументируйте тезис: собствен-ность, находящаяся в личном владении граждан, - это гарантия стабильности общества.

КОМУ НУЖНА ПРИВАТИЗАЦИЯ

 

В каждой стране с рыночной экономикой есть люди, имеющие свою долю в собственности на средства производства и ресурсы и не имею­щие ее. Причем вторых обычно значительно больше.

Собственность, находящаяся в личном владении граждан, - это га­рантия стабильности общества. Человек, которому лично ничего не принадлежит и который ни за что не отвечает, легче подвержен соци­альным потрясениям. Он не дорожит ни собой, ни окружающим его ми­ром. Хозяин никогда не позволит себе пуститься в авантюру, ему ни­когда не придет в голову нарушать права соседа. Собственность, ка­питал, акции не имеют национальности, не признают границ, они объе­диняют людей и заставляют их требовать от своих правительств гаран­тий порядка и спокойствия в обществе.

Задание 9. Ответьте на вопросы, используя слова и словосо-четания из скобок.

1. В чем убедился ученый? (абсолютная точность своих рас­четов). 2. О чем спорили на диспуте? (художественная особен­ность романа). 3. На что ваш товарищ истратил свою стипендию? (покупка костюма). 4. Кого готовит институт? (высококвалифи­цированные специалисты для разных отраслей народного хозяй­ства). 5. Что вы изучаете на первом курсе? (высшая математика, история народного хозяйства, русский язык и другие предметы). 6. За что студентам выплачивается повышен-ная стипендия? (отличная учеба). 7. Чего избегали исследователи до появления ЭВМ? (большие вычисления). 8. Чем оборудовали аудито­рии и кабинеты? (комплекс технических средств обучения). 9. Чему не­обходимо учиться в студенческие годы? (умение организовать себя, свою работу, свое время).

Задание 11. Перепишите, раскрывая скобки и ставя слова и словосочетания из скобок в нужном падеже.

1. На коллоквиумах преподаватели беседуют (студенты). 2. Наш институт готовит (высококвалифицированные специалисты для раз-ных отраслей народного хозяйства). 3. Узбекистан имеет (много-отраслевая высшая школа). 4. Новое помещение предос­тавили (учеб-ная библи­отека). 5. В свободное время студенты занимаются (худо-жественная гим­настика). 6. Спортсмена наградили (золотая медаль). 7. Успех работы высшей школы зависит (под­готовка высококвали-фицированных научно-педагогических кадров) 8. Завод лишился (за-казчики). 9. Молодежь стремится овладеть (передовая наука и тех-ника).

 

Задание 12. Перепишите, раскрывая скобки и ставя слова и словосочетания из скобок в нужном падеже.

1. Узбекистан располагает (достаточный потенциал), который позволяет преодолеть (тяжелое наследие прошлых лет), переломить (кризис), достичь (своя экономическая независимость). 2. Только органи-зованный рынок способен сегодня раскрыть (творческий и трудовой по­тенциал) народа, преодолеть (иждивенчество), развить (инициатива и предприимчивость), возродить (стимулы и утра­ченное чувство хозяи­на). 3. Только рынок позволяет переломить (диктат производителя), под­чинить производство (интересы потре­бителя), реально учитывать (спрос на про-дукцию), быстро реагировать (изменение конъюнктуры). 4. Толь­ко ры-нок побуждает быть (восприимчивый к нововведениям), смело и энер-гично внедрять (последние достижения науки и техники), по дос­тоинству оценивать (профессионализм). 5. Нужно время, чтобы изме­нить (организационная, экономическая, финансово-кредитная система), создать (соответствующая правовая база рыночной инфраструктуры), подготовить (кадры). 6. Превращение земли в товар подорвет (жизнен­ные устои) населения, породит (спекуляция) земельными участками, ли­шит (уверенность) дехканина в завтрашнем дне. 7. Необходимо сохра­нить на современном этапе (государственная собственность) на землю, не допустить (распродажа земли). Это относится и (оросительная сис­тема). 8. Заключение договора о дружбе и сотрудничестве между Узбе-кистаном и Россией служит (мощный импульс) дальнейшему разви­тию политических, экономических и культурных отношений, отвечает (коренные интересы) народов обоих суверенных государств.

 

Задание 13. Перепишите, раскрывая скобки и ставя слова и сло­восочетания из скобок в нужном падеже.

1. Народ Узбекистана стал (подлинный хозяин) огромного богатства, каким обладает родной край. 2. Республика само­стоятельно производит (добыча. переработка и хранение золота, других редких и драгоценных металлов). 3. Земля, ее недра, другие природные ресурсы, экономический, научно-технический и интел­лектуальный потенциал, созданный трудом многих поколений, являются (национальное достоя­ние), служат (гарант) благополучия людей, (основа) общественного про­гресса. 4. Сегодня Узбекистан является (член) ряда международных организаций. 5. Республика Узбекистан располагает (выгодное геос+-

2. 6тратегическое положение). 6. Сельское хозяйство Узбекистана жестко ограничено (собст­венные водные ресурсы). 7. Сельское хозяйство базируется пре­имущественно (искусственное орошение и поливное зем­леделие). 8. Ведущая роль в структуре сельскохозяйственного произ­водства принадлежит (хлопководство). 9. Узбекистан выступает (ус­танов­ление и развитие многосторонних внешних связей). 10. В рамках СНГ можно быстрее достичь (своя цель).

 

Задание 14. Перепишите, раскрывая скобки и ставя слова и сло­восочетания из скобок в нужном падеже.

Акционерное общество является (владелец) имущества пред­приятия, руководит (производство) и нанимает (работники). Как правило, эти функции акционеры передают (исполнительные орга­ны), которые создаются в соответствии с принятым уставом. Акционерное общество управляется (совет директоров), который определяет (ос-новные направления) деятельности предприятия и назначает его (руководители). Ме­неджер необязательно должен иметь (доля) в данном предприятии. Акции можно продавать, дарить, завещать в наследство (любое физическое или юридическое лицо). Не допус-кается (никакая дискриминация) и не требуется (никакое разрешение или согласие) остальных акционе­ров при переходе акций из рук в руки.

 

Задание 15. Прочитайте текст, ставя слова и словосоче­тания из скобок в родительном падеже. Расскажите текст.

Разгосударствление и приватизация в аграрном секторе – вопрос особо деликатный. Прежде всего земля не может быть предметом (купля-продажа) и по своим природным свойствам она не является товаром. Кроме того, существует ряд (объективные при­чины), ко-торые не позво­ляют передавать землю в частную собст­венность: перенаселенность, крайняя ограниченность (орошаемые земли), дефи-цит (поливная вода), резкое различие (условия произ­водства и плодородие почвы). Уровень (общественное разделение) труда и спе-циализация на селе требуют укрепления (государственно-общенарод-ная собственность) на землю. Однако это не должно стать ограничительным барьером для (приватизация) на селе. Сле­дует кол-лективу (каждое хозяйство), исходя из (конкрет­ные условия), предос-тавить право на выбор (форма собственность, хо­зяйствование), под-твержденных экономическими расчетами и обоснованиями. Желаю-щие могут объединиться в товарищества, если они смо­гут эффектив-но существовать в условиях (рыночная экономика и кон­куренция).

 

Задание 16. Расскажите об одном дне занятий в институте. В своем рассказе используйте глаголыслушать, писать, читать, пересказывать, выполнять, решать, составлять, понимать, подсказы-вать, объяснять, отвечать, говорить, сообщать.

 

Задание 17. Ответьте на вопросы СПП, используя предложения, данные справа.

1. Что показал историчес-кий опыт? 2. 2. Что потребовал Прези-дент?     3. Чему учит мировой опыт?     4. 4. К чему стремится боль- шинство ученых? 5. 5. В чем состоит смысл аме-рикан­ской программы ЕСОП?   6. О чем говорится в статье?   7. О чем должно позабо-титься государство в период перехода к рыночной экономике?   8. Чего добивались рабочие предприятия? ­Современному этапу развития ми-рового сообщества наиболее соот-ветствуют рыночные механизмы.   Государство оказывало поддерж­ку на­рождающимся предприни-ма­тельским структурам.   Формирование рыночных отноше­ний ни в одной стране не проходи­ло гладко и безболезненно.   Наука служила мирным целям.     За счет части прибыли, освобож­ден-ной от налогов, предприятие выку-пается у государства и делится меж-ду работни­ками про­порционально трудовому вкладу. Только организованный рынок спо-со­бен сегодня раскрыть твор­ческий и трудовой потенциал на­рода   Социально уязвимые слои населе­ния были надежно защищены. Качество продукции неуклонно повышалось.

 

Задание 18. Прочитайте микротекст, вставьте пропущенные союзы.

МИЛЛИОН ЗАРАБОТАТЬ ПРОСТО

 

Многие бизнесмены считают, … миллион заработать просто. Для них зарабатывание денег – обычная работа, интересная, увле-кательная игра.

Бизнесмены считают, … деньги делают деньги и приносят поль-зу. Ведь наиболее быстрый денежный оборот укрепляет экономику.

Бизнесмену прежде всего нужна смелость, он не должен бояться потерять то, … имеет в данный момент.

 

Задание 19. Прочитайте предложения. Вместо точек вставьте со­юзы ЧТО или ЧТОБЫ.

1. Главное, все должны однозначно понять,... построение общества с развитыми рыночными отношениями - это длительный, сложный про­цесс. 2. Опыт ряда зарубежных стран показывает,... только при силь-ном, действенном механизме социальной защиты мож­но обеспечить динамичное продвижение к рыночной экономике. 3. Большинство уче-ных стремится к тому,... наука служила мирным целям. 4. В период пере-хода к рыночным отношениям государство должно позаботиться о том,... социально уязвимые слои населения были надежно защищены. 5. Самой историей предопределено,... Узбекистан находит­ся на перекрестке узловых дорог Центральной Евразии, 6 В сознании людей должно сложиться глубокое и ясное понимание,... без опережающего развития интеллектуального потенциала невозможно обеспечитьподлин-ную независимость и процветание республики.

Задание 20. Измените предложения по образцу.

Образец: По мнению экономистов Узбекистана, ряд государст-венных предприятий мог бы с успехом применить американскую про­грамму приватизации (ЕСОП). - Экономисты Узбекистана счита­ют, что ряд государственных предприятий мог бы с успехом приме­нить американскую программу приватизации (ЕСОП).

1. По мнению Президента И. Каримова, развитие рыночных отно-шений на селе, возрождение у дехканина чувства хозяина должно про­исходить на путях предоставления земли в пожиз­ненное пользование с правом наследования. 2. По мнению докладчика, ключевым во всей аграрной политике республики является вопрос о собственности на землю. 3. По мнению авторов статьи, предпринимательство - удел лю-дей, обладающих особым складом интеллекта и нестандартными способ-но­стями. 4. По мнению доктора экономических наук Виктора Шепеля, освоение тонкостей рыночной механики доступно не для всякого ума. И об этом надо говорить в открытую, не создавая каких-либо иллюзий.

 

Задание 21. Прочитайте предложения. Скажите, о чем гово-рится в каждом из них, употребляя конструкции типа: в пред­ложении говорит­ся, что..., мы узнали, что..., автор отмечает, что....

1. Для оздоровления экономики Узбекистана особое значение име­ет надежность поставок в Республику из России жизненно важ­ных ресурсов - металла, нефти, леса и лесоматериалов, транспортных средств, технологического оборудования и прочих товаров. 2. В свою очередь, Узбекистан является основным поставщиком в Россию хлопка-волок­на, шелка-сырца, плодоовощной и другой продукции. 3. Государственное регулирование экономических и социальных про-цессов будет осуществляться с помощью общеизвестных инстру-ментов. 4. Преобразо­вание села будет осуществляться через демокра-тические реформы. 5. В результате обвальной инфляции Узбекистан оказался в тяжелом по­ложении. 6. Сельское хозяйство является осно-вой жизнедеятельности республики, базой для развития ведущих отраслей промышленности, а также важнейшим источником экспорт-ных ресурсов и валютных поступлений.

Задание 22. Закончите предложения по образцу.

Образец:Контрольная работа будет у нас завтра. Ты помнишь, что .... Ты помнишь, когда .... - Ты помнишь, что контрольная работа будет у нас завтра. Ты помнишь, когда у нас будет контрольная работа.

1. Я положил журнал на стол. Я забыл, что ... .Я забыл, куда .... 2. Практические занятия будут не в пятой, а во второй аудитории. Ты помнишь, что ... ?. Ты знаешь, где ... ? 3. У нас билеты не на дневной, а на вечерний сеанс. Тебе сказали, что ... 2 Тебе сказали, на какой ... ? 4. Эту книгу надо будет отдать Умиде. Я вспомнил, что ... .Я вспом­нил, кому .... 5. В воскресенье наша группа идет в театр. Ты помнишь, что ... 2 Ты помнишь, куда .. .

 

Задание 23. Ответьте на вопросы, используя вопросительные пред­ложения из скобок.

1. О чем сообщил староста? (В какой аудитории будут занятия по русскому языку?) 2. Что вы хотите узнать? (Кто будет выступать с докладом?) 3. О чем говорится в статье? (В чем преимущество ЭВМ перед обычным вычислением?). 4. О чем говорил преподаватель на занятиях? (Где находят свое применение математические методы?) 5. О чем ты спро­сил Умиду? (Пойдет ли она в театр?). 6. О чем сообщается в объявле­нии? (Почему не состоится лекция?). 7. О чем ты говорил с Кари-мом? (Почему он не принял участия в экскурсии?). 8. О чем декан бесе-довал со студентами? (Куда и когда студенты поедут на практику?). Что объяс­нял преподаватель на консультации? (За счет каких источников может обеспечиваться социальная защита населения и прежде всего уяз-вимых его групп?).

 

Задание 24. Спишите предложения, заменяя прямую речь косвенной.

Саид попросил: "Дай мне твои конспекты!" 2. "Расскажите об основных этапах вашей работы!", - попросили журналисты известного ученого. 3. "На всех этапах моя работа была тесно связана с работой многих людей", - ответил ученый. 4. Меня интересует твое мнение о фильме", - сказал мне Анвар. 5. "Ваши часы будут готовы через неде­лю", - предупредили меня в ремонтной мастерской. 6. "Свою работу принесите завтра и оставьте моему ассистенту!", – сказал аспиранту научный руко­водитель. 7. "Расскажи, как ты выбрал свою профессию!", - поп­росил я друга. 8. "Ты пойдешь сегодня в библиотеку?", - спросил я Санжара. 9. "Зайдите в деканат!", -сказал мне секретарь. 10. "Ты ско­ро вернешься?", - спросила меня сестра. 11. "Ты будешь участвовать в на-учной конференции?, -спросила меня староста . 12. Преподаватель сказал студентам: "Завтра необходимо сдать рефераты". 13. "Расска­жите о рыночной экономике", – попросили студенты известного эконо­миста.

Задание 25. Познакомьтесь с аббревиатурами (сложно-сокращенными словами), которые употребляются в экономичес-кой литературе.

МП – малое предприятие;

СП – совместное предприятие;

АО – акционерное общество;

ЗАО – закрытое акционерное общество;

АОЗТ - акционерное общество закрытого типа;

ОАО – открытое акционерное общество;

АООТ - акционерное общество открытого типа;

ГАО – государственное акционерное общество;

ООО – общество с ограниченной ответственностью;

ТОО – товарищество с ограниченной ответственностью;

ТНК – транснациональная компания;

ФПГ – финансово-промышленная группа;

СКВ – свободно конвертируемая валюта;

МФК – международная финансовая корпорация;

ВТО – Всемирная торговая организация.

МВФ – Международный валютный фонд

МБРР – Международный банк реконструкции и развития;

ЕБРР – Европейский банк реконструкции и развития;

ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле;

КОКЭМ – Координационный совет по экспортному контролю;

МОТ – Международная организация труда.

 

 

МИНИКРОССВОРД

Впишите в клетки слова, которые означают следующее:

1. Ценная бумага.

2. Владелец ценной бумаги.

3. Собственность, принадлежащая акционерам.

4. Процесс превращения государственного предприятия в акцио-нерное общество.

 

                           
                           
                           
                           

 



Просмотров 1130

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!