![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
УЗБЕКИСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ПРИВАТИЗАЦИИ
Приватизационная программа является составной частью экономи-ческих преобразований на пути к рынку и отличается следующими особенностями, специфичными для узбекистанской модели: а) это денежная приватизация с выкупом госсобственности; б) наличие сильных социальных гарантий населению при приватизации, что выразилось в создании целой системы льгот; в) обеспечение программного подхода и поэтапное осуществление передачи госсобственности частному сектору. Первым этапом этого процесса была "малая приватизация", охва-тившая жилье, сферы торговли, заготовок, потребкооперации, быто-вого обслуживания и местной промышленности, практически уже успеш-но завершившаяся. Так, свыше 95% государственного жилищного фонда стали частной собственностью граждан, при этом каждая третья квартира передана на льготных условиях или бесплатно. Вслед за малой осуществляется массовая приватизация всех отраслей промышленности (кроме базовых) и сельского хозяйства. Второй этап приватизации ориентирован на создание АООТ, формирование рынков недвижимости и ценных бумаг. Важным инструментом рыночной инфраструктуры стала Республиканская биржа недвижимости, регулярно проводящая аукционы по всей стране, на которых для продажи выставля-ются земельные участки и объекты недвижимости. Меняют форму собственности на этапе массовой приватизации не только малые и сред-ние предприятия, но и крупные. Так Ташкентское авиационное произ-водственное объединение имени Чкалова, преобразовано в государствен-но-акционерное общество (ГАО"ТАПОиЧ"), на базе 15 предприятий сельскохозяйственного машиностроения была создана структура с высоким инвестиционным потенциалом - "Узсельмаш холдинг". Процесс разгосударствления и впредь будет осуществляться по специально разрабатываемым приватизационным программам, учиты-вающим отраслевые ирегиональные особенности экономики нашей страны.
Задание 6. Прочитайте диалог. Составьте н запишите рассказ на тему "Программа ЕСОП". –Санжар, ввашей группе уже былколлоквиум по проблемам приватизации? – Да. Вчера. – И как он прошел? – В основном ребята разобрались в теме. Трудности возникли только при обсуждении ЕСОП (американская программа приватизации предприятий). – ЕСОП? А в чем смысл этой программы? – Смысл ее, как я понял, состоит в том, что за счет части прибыли, освобожденной от налогообложения, предприятие постепенно выку-пается у владельцев и делится между работниками пропорционально трудовому вкладу. – А что дает передача предприятия в собственность исключительно работникам этого предприятия? – Работники-совладельцы трудятся более продуктивно, чем наемные работники в традиционных компаниях. Они менее, чем наемные работники, склонны к участию во всякого рода социальных конфликтах. Это подтверждает статистика. – А как экономисты нашей республики относятся к ЕСОП? – Многие экономисты ратуют за применение опыта американской программы. Экономисты считают, что увязав программу ЕСОП с нацио-нальными, экономическими и другими особенностями нашей респуб-лики, можно сформировать большую сеть предприятий, находящихся в собственности у работников. – Формирование такой собственности позволит снять социальное напряжение в обществе. Верно? – И не только. Главное - уйти от уравниловки в доходах. В акционерных обществах этому способствует распределение дивидендов. – И к какому выводу вы пришли? – Большинство ребят считает, что ряд государственных предприятий мог бы с успехом применить такую форму приватизации, не ущемляя значения других форм,). – С этим трудно не согласиться. Спасибо за информацию. Задание 7. Согласны ли вы с тем, что землю нельзя продавать, что на современном этапе необходимо сохранить государственную собственность на землю? Прочитав текст, мотивируйте свой ответ. Ключевой вопрос аграрной политики Узбекистана - вопрос о собственности на землю. Особенность нашего земледелия в том, что значи-тельная часть посевных площадей - это орошаемые земли, которые обслу-живаются мощной государственной ирригационной системой. Плотность населения в республике высокая, земли и воды уже сегодня не хватает. В перспективе эта проблема приобретет еще большую остроту. Превращение земли в товар подорвет жизненные устои населения, породит спекуляцию земельными участками, лишит уверенности дехканина в завтрашнем дне. Хорошо известно, какие неисчислимые беды принесла народу продол-жавшаяся веками беспощадная борьба за владение землей, находившейся в частной собственности. Необходимо сохранить на современном этапе госу-дарственную собственность на землю, не допустить ее распродажи. Это относится и к оросительной системе (по И. Каримову). Задание 8. Прочитайте текст. Аргументируйте тезис: собствен-ность, находящаяся в личном владении граждан, - это гарантия стабильности общества. КОМУ НУЖНА ПРИВАТИЗАЦИЯ
В каждой стране с рыночной экономикой есть люди, имеющие свою долю в собственности на средства производства и ресурсы и не имеющие ее. Причем вторых обычно значительно больше. Собственность, находящаяся в личном владении граждан, - это гарантия стабильности общества. Человек, которому лично ничего не принадлежит и который ни за что не отвечает, легче подвержен социальным потрясениям. Он не дорожит ни собой, ни окружающим его миром. Хозяин никогда не позволит себе пуститься в авантюру, ему никогда не придет в голову нарушать права соседа. Собственность, капитал, акции не имеют национальности, не признают границ, они объединяют людей и заставляют их требовать от своих правительств гарантий порядка и спокойствия в обществе. Задание 9. Ответьте на вопросы, используя слова и словосо-четания из скобок. 1. В чем убедился ученый? (абсолютная точность своих расчетов). 2. О чем спорили на диспуте? (художественная особенность романа). 3. На что ваш товарищ истратил свою стипендию? (покупка костюма). 4. Кого готовит институт? (высококвалифицированные специалисты для разных отраслей народного хозяйства). 5. Что вы изучаете на первом курсе? (высшая математика, история народного хозяйства, русский язык и другие предметы). 6. За что студентам выплачивается повышен-ная стипендия? (отличная учеба). 7. Чего избегали исследователи до появления ЭВМ? (большие вычисления). 8. Чем оборудовали аудитории и кабинеты? (комплекс технических средств обучения). 9. Чему необходимо учиться в студенческие годы? (умение организовать себя, свою работу, свое время). Задание 11. Перепишите, раскрывая скобки и ставя слова и словосочетания из скобок в нужном падеже. 1. На коллоквиумах преподаватели беседуют (студенты). 2. Наш институт готовит (высококвалифицированные специалисты для раз-ных отраслей народного хозяйства). 3. Узбекистан имеет (много-отраслевая высшая школа). 4. Новое помещение предоставили (учеб-ная библиотека). 5. В свободное время студенты занимаются (худо-жественная гимнастика). 6. Спортсмена наградили (золотая медаль). 7. Успех работы высшей школы зависит (подготовка высококвали-фицированных научно-педагогических кадров) 8. Завод лишился (за-казчики). 9. Молодежь стремится овладеть (передовая наука и тех-ника).
Задание 12. Перепишите, раскрывая скобки и ставя слова и словосочетания из скобок в нужном падеже. 1. Узбекистан располагает (достаточный потенциал), который позволяет преодолеть (тяжелое наследие прошлых лет), переломить (кризис), достичь (своя экономическая независимость). 2. Только органи-зованный рынок способен сегодня раскрыть (творческий и трудовой потенциал) народа, преодолеть (иждивенчество), развить (инициатива и предприимчивость), возродить (стимулы и утраченное чувство хозяина). 3. Только рынок позволяет переломить (диктат производителя), подчинить производство (интересы потребителя), реально учитывать (спрос на про-дукцию), быстро реагировать (изменение конъюнктуры). 4. Только ры-нок побуждает быть (восприимчивый к нововведениям), смело и энер-гично внедрять (последние достижения науки и техники), по достоинству оценивать (профессионализм). 5. Нужно время, чтобы изменить (организационная, экономическая, финансово-кредитная система), создать (соответствующая правовая база рыночной инфраструктуры), подготовить (кадры). 6. Превращение земли в товар подорвет (жизненные устои) населения, породит (спекуляция) земельными участками, лишит (уверенность) дехканина в завтрашнем дне. 7. Необходимо сохранить на современном этапе (государственная собственность) на землю, не допустить (распродажа земли). Это относится и (оросительная система). 8. Заключение договора о дружбе и сотрудничестве между Узбе-кистаном и Россией служит (мощный импульс) дальнейшему развитию политических, экономических и культурных отношений, отвечает (коренные интересы) народов обоих суверенных государств.
Задание 13. Перепишите, раскрывая скобки и ставя слова и словосочетания из скобок в нужном падеже. 1. Народ Узбекистана стал (подлинный хозяин) огромного богатства, каким обладает родной край. 2. Республика самостоятельно производит (добыча. переработка и хранение золота, других редких и драгоценных металлов). 3. Земля, ее недра, другие природные ресурсы, экономический, научно-технический и интеллектуальный потенциал, созданный трудом многих поколений, являются (национальное достояние), служат (гарант) благополучия людей, (основа) общественного прогресса. 4. Сегодня Узбекистан является (член) ряда международных организаций. 5. Республика Узбекистан располагает (выгодное геос+- 2. 6тратегическое положение). 6. Сельское хозяйство Узбекистана жестко ограничено (собственные водные ресурсы). 7. Сельское хозяйство базируется преимущественно (искусственное орошение и поливное земледелие). 8. Ведущая роль в структуре сельскохозяйственного производства принадлежит (хлопководство). 9. Узбекистан выступает (установление и развитие многосторонних внешних связей). 10. В рамках СНГ можно быстрее достичь (своя цель).
Задание 14. Перепишите, раскрывая скобки и ставя слова и словосочетания из скобок в нужном падеже. Акционерное общество является (владелец) имущества предприятия, руководит (производство) и нанимает (работники). Как правило, эти функции акционеры передают (исполнительные органы), которые создаются в соответствии с принятым уставом. Акционерное общество управляется (совет директоров), который определяет (ос-новные направления) деятельности предприятия и назначает его (руководители). Менеджер необязательно должен иметь (доля) в данном предприятии. Акции можно продавать, дарить, завещать в наследство (любое физическое или юридическое лицо). Не допус-кается (никакая дискриминация) и не требуется (никакое разрешение или согласие) остальных акционеров при переходе акций из рук в руки.
Задание 15. Прочитайте текст, ставя слова и словосочетания из скобок в родительном падеже. Расскажите текст. Разгосударствление и приватизация в аграрном секторе – вопрос особо деликатный. Прежде всего земля не может быть предметом (купля-продажа) и по своим природным свойствам она не является товаром. Кроме того, существует ряд (объективные причины), ко-торые не позволяют передавать землю в частную собственность: перенаселенность, крайняя ограниченность (орошаемые земли), дефи-цит (поливная вода), резкое различие (условия производства и плодородие почвы). Уровень (общественное разделение) труда и спе-циализация на селе требуют укрепления (государственно-общенарод-ная собственность) на землю. Однако это не должно стать ограничительным барьером для (приватизация) на селе. Следует кол-лективу (каждое хозяйство), исходя из (конкретные условия), предос-тавить право на выбор (форма собственность, хозяйствование), под-твержденных экономическими расчетами и обоснованиями. Желаю-щие могут объединиться в товарищества, если они смогут эффектив-но существовать в условиях (рыночная экономика и конкуренция).
Задание 16. Расскажите об одном дне занятий в институте. В своем рассказе используйте глаголыслушать, писать, читать, пересказывать, выполнять, решать, составлять, понимать, подсказы-вать, объяснять, отвечать, говорить, сообщать.
Задание 17. Ответьте на вопросы СПП, используя предложения, данные справа.
Задание 18. Прочитайте микротекст, вставьте пропущенные союзы. МИЛЛИОН ЗАРАБОТАТЬ ПРОСТО
Многие бизнесмены считают, … миллион заработать просто. Для них зарабатывание денег – обычная работа, интересная, увле-кательная игра. Бизнесмены считают, … деньги делают деньги и приносят поль-зу. Ведь наиболее быстрый денежный оборот укрепляет экономику. Бизнесмену прежде всего нужна смелость, он не должен бояться потерять то, … имеет в данный момент.
Задание 19. Прочитайте предложения. Вместо точек вставьте союзы ЧТО или ЧТОБЫ. 1. Главное, все должны однозначно понять,... построение общества с развитыми рыночными отношениями - это длительный, сложный процесс. 2. Опыт ряда зарубежных стран показывает,... только при силь-ном, действенном механизме социальной защиты можно обеспечить динамичное продвижение к рыночной экономике. 3. Большинство уче-ных стремится к тому,... наука служила мирным целям. 4. В период пере-хода к рыночным отношениям государство должно позаботиться о том,... социально уязвимые слои населения были надежно защищены. 5. Самой историей предопределено,... Узбекистан находится на перекрестке узловых дорог Центральной Евразии, 6 В сознании людей должно сложиться глубокое и ясное понимание,... без опережающего развития интеллектуального потенциала невозможно обеспечитьподлин-ную независимость и процветание республики. Задание 20. Измените предложения по образцу. Образец: По мнению экономистов Узбекистана, ряд государст-венных предприятий мог бы с успехом применить американскую программу приватизации (ЕСОП). - Экономисты Узбекистана считают, что ряд государственных предприятий мог бы с успехом применить американскую программу приватизации (ЕСОП). 1. По мнению Президента И. Каримова, развитие рыночных отно-шений на селе, возрождение у дехканина чувства хозяина должно происходить на путях предоставления земли в пожизненное пользование с правом наследования. 2. По мнению докладчика, ключевым во всей аграрной политике республики является вопрос о собственности на землю. 3. По мнению авторов статьи, предпринимательство - удел лю-дей, обладающих особым складом интеллекта и нестандартными способ-ностями. 4. По мнению доктора экономических наук Виктора Шепеля, освоение тонкостей рыночной механики доступно не для всякого ума. И об этом надо говорить в открытую, не создавая каких-либо иллюзий.
Задание 21. Прочитайте предложения. Скажите, о чем гово-рится в каждом из них, употребляя конструкции типа: в предложении говорится, что..., мы узнали, что..., автор отмечает, что.... 1. Для оздоровления экономики Узбекистана особое значение имеет надежность поставок в Республику из России жизненно важных ресурсов - металла, нефти, леса и лесоматериалов, транспортных средств, технологического оборудования и прочих товаров. 2. В свою очередь, Узбекистан является основным поставщиком в Россию хлопка-волокна, шелка-сырца, плодоовощной и другой продукции. 3. Государственное регулирование экономических и социальных про-цессов будет осуществляться с помощью общеизвестных инстру-ментов. 4. Преобразование села будет осуществляться через демокра-тические реформы. 5. В результате обвальной инфляции Узбекистан оказался в тяжелом положении. 6. Сельское хозяйство является осно-вой жизнедеятельности республики, базой для развития ведущих отраслей промышленности, а также важнейшим источником экспорт-ных ресурсов и валютных поступлений. Задание 22. Закончите предложения по образцу. Образец:Контрольная работа будет у нас завтра. Ты помнишь, что .... Ты помнишь, когда .... - Ты помнишь, что контрольная работа будет у нас завтра. Ты помнишь, когда у нас будет контрольная работа. 1. Я положил журнал на стол. Я забыл, что ... .Я забыл, куда .... 2. Практические занятия будут не в пятой, а во второй аудитории. Ты помнишь, что ... ?. Ты знаешь, где ... ? 3. У нас билеты не на дневной, а на вечерний сеанс. Тебе сказали, что ... 2 Тебе сказали, на какой ... ? 4. Эту книгу надо будет отдать Умиде. Я вспомнил, что ... .Я вспомнил, кому .... 5. В воскресенье наша группа идет в театр. Ты помнишь, что ... 2 Ты помнишь, куда .. .
Задание 23. Ответьте на вопросы, используя вопросительные предложения из скобок. 1. О чем сообщил староста? (В какой аудитории будут занятия по русскому языку?) 2. Что вы хотите узнать? (Кто будет выступать с докладом?) 3. О чем говорится в статье? (В чем преимущество ЭВМ перед обычным вычислением?). 4. О чем говорил преподаватель на занятиях? (Где находят свое применение математические методы?) 5. О чем ты спросил Умиду? (Пойдет ли она в театр?). 6. О чем сообщается в объявлении? (Почему не состоится лекция?). 7. О чем ты говорил с Кари-мом? (Почему он не принял участия в экскурсии?). 8. О чем декан бесе-довал со студентами? (Куда и когда студенты поедут на практику?). Что объяснял преподаватель на консультации? (За счет каких источников может обеспечиваться социальная защита населения и прежде всего уяз-вимых его групп?).
Задание 24. Спишите предложения, заменяя прямую речь косвенной. Саид попросил: "Дай мне твои конспекты!" 2. "Расскажите об основных этапах вашей работы!", - попросили журналисты известного ученого. 3. "На всех этапах моя работа была тесно связана с работой многих людей", - ответил ученый. 4. Меня интересует твое мнение о фильме", - сказал мне Анвар. 5. "Ваши часы будут готовы через неделю", - предупредили меня в ремонтной мастерской. 6. "Свою работу принесите завтра и оставьте моему ассистенту!", – сказал аспиранту научный руководитель. 7. "Расскажи, как ты выбрал свою профессию!", - попросил я друга. 8. "Ты пойдешь сегодня в библиотеку?", - спросил я Санжара. 9. "Зайдите в деканат!", -сказал мне секретарь. 10. "Ты скоро вернешься?", - спросила меня сестра. 11. "Ты будешь участвовать в на-учной конференции?, -спросила меня староста . 12. Преподаватель сказал студентам: "Завтра необходимо сдать рефераты". 13. "Расскажите о рыночной экономике", – попросили студенты известного экономиста. Задание 25. Познакомьтесь с аббревиатурами (сложно-сокращенными словами), которые употребляются в экономичес-кой литературе. МП – малое предприятие; СП – совместное предприятие; АО – акционерное общество; ЗАО – закрытое акционерное общество; АОЗТ - акционерное общество закрытого типа; ОАО – открытое акционерное общество; АООТ - акционерное общество открытого типа; ГАО – государственное акционерное общество; ООО – общество с ограниченной ответственностью; ТОО – товарищество с ограниченной ответственностью; ТНК – транснациональная компания; ФПГ – финансово-промышленная группа; СКВ – свободно конвертируемая валюта; МФК – международная финансовая корпорация; ВТО – Всемирная торговая организация. МВФ – Международный валютный фонд МБРР – Международный банк реконструкции и развития; ЕБРР – Европейский банк реконструкции и развития; ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле; КОКЭМ – Координационный совет по экспортному контролю; МОТ – Международная организация труда.
МИНИКРОССВОРД Впишите в клетки слова, которые означают следующее: 1. Ценная бумага. 2. Владелец ценной бумаги. 3. Собственность, принадлежащая акционерам. 4. Процесс превращения государственного предприятия в акцио-нерное общество.
![]() |