![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Проблема государственного регулирования экономики - одна из актуальных и неоднозначно решаемых учеными и практиками, по этому поводу высказываются полярные мнения. Но даже самые радикальные сторонники невмешательства государства в рыночный механизм признают необходимость социальной политики для регулирования отношений между людьми, помощи незащищенным слоям населения, что наиболее остро ощутимо в условиях перехода на рьночные отношения. Социальные функции государства, придающие экономике челове-ческое лицо, состоят, во-первых, в перераспределении доходов населения, во-вторых, в регулировании его занятости и, в-третьих, в осуществлении социальной защиты людей, впервые приобщаюшихся к новым для них рыночным отношениям. Рыночный механизм распределения произведенного продукта учитывает только платежеспособность потребителя, игнорируя такие нюансы индивидуального потребления, как возможность приобрете-ния, острая потребность в том или ином товаре, услуге. Жесткость или даже жестокость этой ситуации в том, чго товар достается тому, кто может заплатить за него, а не тому, кто остро в нем нуждается. Исходя из основного положения Декларации прав человека, где человеческая жизнь признается высшей ценностью для общества, государство и занимается перераспределением доходов с целью уменьшения бедности и достижения минимального благосостояния в обществе. Перераспределение доходов производится, во-первых, через нало-гообложение прибыли и личных доходов; во-вторых, через установ-ление предельных цен на товары первой необходимости и минимальных ставок зарплаты, не облагаемых налогами и т.п. Другим направлением реализации социальных функций государства является регулирование занятости населения, борьба с безработицей помощь безработным. Это реализация государственных программ по стимулированию занятости, особое внимание к подготовке и перепод-готовке рабочих и специалистов по новым профессиям, выплата пособий по безработице и т.п.
Задание 7. Прочитайте текст. Назовите все положительные стороны рыночных механизмов. Исторический опыт показывает, что современному этапу разви-тия мирового сообщества наиболее эффективно соответствуют рыночные механизмы. Только организованный рынок способен сегодня раскрыть твор-ческий и трудовой потенциал народа, преодолеть иждивенчество, развить инициативу и предприимчивость, возродить стимулы и утраченное чувст-во хозяина. Только рынок позволяет переломить диктат производителя, под-чинить производство интересам потребителя, реально учитывать спрос на продукцию, быстро реагировать на изменения конъюнктуры. Только рынок создает сильные побудительные мотивы экономно хозяйст-вовать, снижать затраты, бороться с расточительством и разгильдяйст-вом. Только рынок заставляет быть восприимчивым к нововведениям, смело и энергично внедрять последние достижения науки и техники, по достоинству оценивать профессионализм (по П. Каримову).
Задание 8. Прочитайте текст. Подумайте, какое название можно было бы ему дать. Побеседуйте по содержанию текста, опираясь на вопросы к нему. Формирование рыночных отношений, как свидетельствует мировой опыт, ни в одной стране не происходило гладко и безболезненно. Глубоким заблуждением было бы идеализировать рыночные механиз-мы. Так можно угодить во власть нового мифа и, как это уже бывало, оказаться глубоко разочарованным. Необходим трезвый, реалистический взгляд на проблемы перехода к рыночной экономике. Видеть не только фасад рыночной экономики, но и его теневую сторону. Рынку сопутствуют, особенно на стадии его становления, затяжные и глубокие экономические кризисы, рост безработицы, инфляция, банкротство многих предприятий и разорение предпринимателей, резкое расслоение населения по уровню его достатка, активизация противоправных действий и преступности. Эти пороки рынка надо знать, быть к ним готовым, уметь находить правильные решения по их нейтрализации (по И. Каримову). Вопросы: 1. О чем свидетельствует мировой опыт? 2. Почему нельзя идеализировать рыночные отношения? 3. Какие пороки сопутствуют рыночным отношениям? 4. Как следует к этим порокам относиться? 5. Как справляются с этими пороками развитые страны?
Задание 9. Прочитайте текст. Выделите предложения, харак-теризующие: 1) цивилизованный рынок; 2)современное состояние рыночных отношений в странах СНГ; 3) спекулянты в рыночной экономике. Нравится кому-либо или не нравится рыночная экономика, но она неизбежна. Люди пока не смогли найти лучшей технологии выжива-ния и утверждения своих способностей, духовных ценностей, чем свободное предпринимательство. Что нам сулит рынок? В экономическом плане - достойные усло-вия жизни для тех, кто умеет работать изобретательно и на высоком профессиональном уровне. В социальном - масштабное развертыва-ние демократии, в духовном - раскрепощение людей, обретение ими уверенности в себе как личности. Но чтобы этого достичь, надо отдавать себе отчет, что такое настоящий рынок. Рынок - напряженный труд, жесткая дисциплина деятельности. Рынок- высокая персональная ответственность, сфера альтернатив и риска. К сожалению, пока мало кто руководствуется этими цивили-зоваными представлениями. Поэтому и создаваемая в настоящее время рыночная экономика не вселяет уверенности в ее полезности. Более того, она взрывает многие прежние устои жизни и морали. Если использовать известную классификацию капитализма, данную Вебером, то мы пока строим спекулятивный капитализм, прорабами которого являются люди, жаждущие скорейшей наживы. Конечно, спекулянты есть и в развитых странах. Однако они там не задают тон в экономической, а тем более в политической жизни. Объяснение на этот счет дает Генри Форд в своей книге "Сегодня и завтра": "Спекулянты не в состоянии создать общественно значимые ценности, ибо, как любители "воспользоваться моментом взвинтить цены, они занимаются столь же преступной деятельностью, сколь преступно извлечение выгоды из войн". Такие люди, по его мнению, чаще всего являются невеждами в бизнесе, считают, что наивысшая мудрость - как можно больше и быстрее нажиться. Задание 10.Прочитайте текст. Назовите правила цивилизованного предпринимательства. ИДЕОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Рынок жесток, ибо в нем превалирует естественный отбор. Чтобы добиться успеха, мало иметь незаурядные личностно-деловые качества, умело адаптироваться к законам рынка, надо еще и знать идеологию цивилизованного предпринимательства. Отсутствие четкой ориентации в понимании того, что такое рыночная экономика, мешает не только на внутреннем рынке, но и затрудняет деловое сотрудничество с зарубежными бизнесменами. Это подтверждают и публикации о нашем предпринимательстве в иностранной печати. Вот некоторые моменты, чаще всего отмечаемые при взгляде со стороны. Деловой риск наших бизнесменов сплошь и рядом понимается как риск переступить закон. Между тем порядочность - визитная карточка предпринимателя. На Западе потребитель - король, а в государствах СНГ - объект для надувательства. В странах СНГ мизерный объем маркетинговой информации. Отсутствуют справочники о фирмах, информационных ме-ханизмах нахождения партнеров, а реклама неэффективна и часто примитивна. Наши бизнесмены не знают техники переговорных отношений, не соблюдают деловой протокол, этику коммерческого общения. Рекла-мируя себя, часто порочат своих соперников. А самым трудным в общении иностранные коллеги называют несовременность гражданского и профессионального мировоззрения на-ших бизнесменов и менеджеров. Мало заботиться о собственном кармане, надо пополнять и государственный.
Задание 11. Прочитайте диалог. Составьте рассказ на тему: "Шансы на успех". Запишите рассказ. – Малик, ты, кажется, получаешь газету "Российские вести"? – Да, получаю. А почему ты об этом спрашиваешь? – Ты не обратил внимания на статью, кажется В. Шепеля, в которой, как я слышал, утверждается, что освоение тонкостей рыночной механики доступно не для всякого ума? – Я хорошо запомнил эту статью. Её автор, доктор экономических наук, профессор Виктор Шепель достаточно убедителен в своих утверждениях. – То есть? – Он приводит такие данные: из общего числа людей, изъявивших желание стать предпринимателями, шансы на успех имеют только 10-15 %, а по некоторым зарубежным исследованиям, еще меньше 7-10 процентов. – А чем он это объясняет? – Тем, что предпринимательство - удел людей, обладающих особым. складом интеллекта и нестандартными способностями и, конечно, оснащенных соответствующей суммой общих и профессиональных знаний. Большую роль играет также личное обаяние, а оно от Бога, в крайнем случае-от родителей. – А кто же может установить, обладает ли претендент нестан-дартными способностями и личным обаянием? – Конечно, психологи. Виктор Шепель дает совет: прежде чем начать свое дело - обратитесь к квалифицированным психологам, добровольно подвергните себя тщательной психодиагностике. Профессор призывает также не верить тем, кто обещает сделать из вас предпринимателя, предварительно не выявив ваших личностно-деловых возможностей. – А какие конкретно качества дают шанс стать предпринимателем? – Логичность мышления, ёмкость памяти, развитое воображение, твердость характера, влюбленность в людей. – Акак быть с сегодняшними реалиями: многие не знают тонкостей и правил, а "деньги делают"? – По мнению автора статьи, не следует восхищаться теми, кто преуспел на откровенно спекулятивных операциях. Это еще не предприниматели и не им принадлежит будущее. Истинный смысл предпринимательства в том, чтобы добиться не только прибыли, но и экономического свидетельства личной незаурядности и высокого профессионализма. – Это убеждает и вдохновляет! Спасибо за информацию.
Задание 12. Ответьте на вопросы, раскрывая скобки. 1. По какой причине молодой специалист допустил ошибку? (неопытность) 2. Почему эксперимент был отложен? (отсутствие необходимых данных). 3. Благодаря чему молодому ученому удалось создать новое направ-ление в науке? (глубокая научная интуиция). 4. Благодаря чему С.П. Королев смог решить сложнейшие проб-лемы практической космонавтики? (блестящий талант, большая творческая смелость, редкая целеустремленность). 5. В связи с чем сокращается потребность в рабочей силе? (ввод автоматизации производства). 6. По какой причине произошла авария? (невнимательность шофёра) 7. Почему отложили рейс? (нелетная погода). 8. Благодаря чему Анвар стал хорошим специалистом? (собст-венные упорство и настойчивость). 9. Благодаря чему Саодат успешно сдала все экзамены? (умение самостоятельно работать с книгой). 10. Благодаря чему Саиду удается добиваться успехов в учебе и спорте? (умение организовать себя, свое время, свою работу).
Задание 13. Прочитайте предложения, найдите конструкции со значением причины, выпишите их, переведите на узбекский язык. 1. Математика легко проникает в другие науки в силу огромной степени абстракции и широты принципов. 2. А. Эйнштейн отказался от прусского гражданства и покинул страну в знак протеста против преследования ученых и свободной научной мысли в гитлеровской Германии. 3. Образование городов началось в результате отделения ремесла от земледелия. 4. Деньги превращаются в капитал в результате использования денег для получения прибыли. 5. При первобытнообщинном строе люди не создавали избытка продуктов из-за крайне низкого уровня производства. 6. Затраты на создание единицы продукции уменьшаются в связи с ростом производительности труда. 7. Благодаря усовершенствованию станков и изменениям технологии производства повысилось качество продукции. 8. Из-за отсутствия письменных памятников трудно воссоздать жизнь первобытных людей. 9. Выпуск продукции приостановлен из-за несовершенства технологического процесса. 10. В связи с изменением климатических условий возникают проблемы с выращиванием отдельных культур. Задание 14. Прочитайте предложения, найдите конструкции со значением причины. Составьте и запишите вопросительные предложения. Образец: В период кризиса многие предприятия закрываются ввиду невозможности сбыта товара. Ввиду чего в период кризиса многие предприятия закрываются? 1. Благодаря письменной речи идеи и достижения каждого поколения не умирают. 2. Реальная заработная плата может падать вследствие ускоренного роста цен и налогов. 3. Вследствие ускоренного роста промышленности и строительства изменилось соотношение между городским и сельским населением. 4. В связи с расширением научно-технического прогресса значение интеллигенции в обществе возрастает. 5. Из-за отсутствия времени нам не удалось посмотреть новый фильм. 6. Благодаря помощи мастера он постепенно овладел своей специальностью. 7. Он отказался от помощи из гордости. 8. Друзья поссорились из-за какого-то пустяка.
Задание 15. Составьте предложения с данными конструкциями. 1. Благодаря успехам науки ... 2. Благодаря глубокой научной интуиции... 3. Из-за плохой погоды ... 4. Из-за отсутствия опыта ... 5. Благодаря умению организовать себя, свою работу, свое время ... 6. Ввиду невозможности сбыта товаров ... 7. Из-за отсутствия нужной литературы ... 8. Из-за крайне низкого уровня производства ... 9. Благодаря блестящему таланту и целеустремленности ...
Задание 16. Из двух простых предложений составьте СПП с ПП причины или следствия. Используйте указанные союзы. Образец: Почему морская вода не пригодна для питья? Морская вода соленая. Морская вода не пригодна для питья, потому что она соленая.
Задание 17. Ответьте на вопросы, используя предложения, данные справа. Потому что 1. С природой необходимо обращаться осторожно. Природа не прощает бездушного отношения к себе. 2.Фундаментальные открытия не поддаются планированию. Фунда-ментальные открытия возникают, какправило, случайно. Поскольку 1. В будущем человечество сможет добывать полезные ископаемые со дна мирового океана. Океан - это богатейшая кладовая всех полезных ископаемых. 2. Природное химическое топливо (нефть, уголь, газ) невыгодно использовать только для получения энергии. Природное топливо являет-ся очень ценным сырьем для химической промышленности. Вследствие того, что 1. Некоторые полезные ископаемые выгоднее синтезировать. Их добыча сложна и дорога. 2. Запасы минерального сырья будут увеличиваться. Будут осваи-ваться новые территории земного шара. Поэтому 1. В настоящее время очень быстро растет потребность в питьевых и технических водах. Вода становится важнейшим полезным ископаемым. 2. Наука все сильнее иглубже воздействует на нашу жизнь. Сам процесс научного познания вызывает у насбольшой интерес. Благодаря тому, что 1. НТР привела к большим успехам. Люди впервые вплотную подошли к раскрытию фундаментальных законов природы. 2. На заводе применили новый метод. Производительность труда повысилась.
Задание 18. Закончите предложения. I. 1. Я сдал зачет по физкультуре благодаря тому, что ... 2. Я не сдал зачет по физкультуре из-за того, что ... 3. Мы смогли попасть на этот концерт благодаря тому, что ... 4. Мы не смогли попасть на этот концерт из-за того, что ... 5. Я не опоздал сегодня на лекцию благодаря тому, что ... 6. Я опоздал сегодня на лекцию из-за того, что ... 7. Он добивается хороших результатов благодаря тому, что ... 8. Он ничего не добьется из-за того, что ...
II. 1. Реки мелеют и пересыхают из-за того, что ... 2. Многие виды диких животных удалось спасти благодаря тому, что... 3. У меня разболелась голова оттого, что ... 4. Монополии обеспечивают получение монопольно высоких прибылей, потому что ... 5. Язык связывает людей разных поколений, так как ... 6. Работу пришлось отложить из-за того, что ... 7. Уровень воды в реке поднялся из-за того, что... 8. Машины являются надежными помощниками человека, так как... 9. Машины повышают производительность труда, поскольку ... 10. Я не могу взяться за это дело потому, что ...
III. 1. Лес оказывает на человека своеобразное психотерапевтическое действие, поэтому... 2. Люди поняли, что не только они зависят от природы, но и природа зависит от них, поэтому ... 3. В настоящее время очень быстро растет потребность в питьевых и технических водах, поэтому ... 4. В контрольной работе Азиза сделала несколько грубых ошибок, поэтому... 5. Сегодня я очень занят, поэтому ...
Задание 19. Ответьте на вопросы по данным ситуациям, употребляя конструкции с союзами "благодаря тому, что" ."из-за того, что"; "оттого, что". 1. Почему вы сегодня проснулись в 8 часов? а.) Вас разбудил сосед, а вы хотели еще поспать; б) вас разбудил сосед, и вы не опоздали на лекцию; в) вас разбудил громкий разговор в соседней комнате. 2. Почему вы не поехали за город? а) Санжар вам сказал, что будет плохая погода, а погода была очень хорошей, и вы пожалели, что остались дома; б) Санжар вам сказал, что будет плохая погода, погода действительно была плохой, и вы довольны, что остались дома. Задание 20. Ответьте на вопросы. Обратите внимание, что в диалоге главное предложение может опускаться и тогда ответ начинается с союза "потому что". Выполните упражнение в виде диалога. Образец: Почему ты не пообедал? - Потому что торопился на тренировку . 1. Почему ты отказался выступать на семинаре? 2. Почему ты надел темные очки? 3. Почему завтра нужно прийти к двенадцати? 4. Почему отменили сегодняшний матч? 5. Почему полезно есть овощи и фрукты? 6. Почему курить вредно? 7. Почему вредно читать лежа? 8. Почему ваш товарищ взял академический отпуск? Задание 21. Закончите предложения, употребляя союзы "потому что" и "поэтому". Используйте сведения, данные в скобках. Образец: Санжар сдал все экзамены на "отлично", (Он получит повышенную стипендию; он много занимался). – Санжар сдал все экзамены на "отлично" поэтому получает повышенную стипендию. - Санжар сдал все экзамены на "отлично", потому что много занимался. 1. Улугбек сейчас много тренируется (через две недели он должен участвовать в соревнованиях; у него совсем не остается времени на отдых). 2. Экзамен перенесли (студенты смогут лучше подготовиться; заболел преподаватель). 3. В контрольной работе вы сделали несколько грубых ошибок (вам приделся повторить предложный падеж; на последних занятиях вы были невнимательны). 4. У меня разбились очки (я сейчас очень плохо вижу; я их нечаянно уронил). 5. Саид потерял библиотечную книгу (ему придется купить в магазине такую же книгу; он никогда не кладет свои вещи на место). 6. Баходыр опоздал на поезд (его подвел будильник; он поехал автобусом). 7. У Саодат плохое настроение (она должна идти к зубному врачу; она никуда не хочет идти).
Задание 22. Ответьте на вопросы СПП с придаточным причины. 1. Почему Московский государственный университет носит имя М.В.Ломоносова? 2. Почему Ташкентский политехнический университет носит имя Абу Райхан аль Беруни? 3. Почему А.С.Пушкин назвал М.В.Ломоносова «первым рус-ским университетом»? 4. Почему А.Навои называют «царь царей стиха»? 5. Почему XX век называют атомным?
Задание 23. Дайте развернутые ответы на вопросы, употреб-ляя союзы так как и потому что. 1. Почему вы решили стать экономистом (работником банка, менеджером, педагогом и ….)? 2. Почему вы решили учиться в Ташкенте?
Задание 24. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами. Образец: Он упорно занимался все эти годы, так как стремился стать хорошим специалистом. - Стремясь стать хорошим специалистом, он упорно занимался все эти годы. 1. Я всегда выхожу из дома за час до занятий, так как боюсь опоздать. 2. Баходыр много времени проводит в лаборатории, так как придает большое значение умению работать с компьютерной техникой. 3. Ученый настойчиво и последовательно защищает идею приватизации госсобственности, потому что является сторонником рыночных отношений. 4. Монополии обеспечивают получение монопольно высоких прибылей, потому что сбывают товар по высоким ценам. 5. Язык связывает людей разных поколений, так как является средством взаимного общения людей, обмена опытом и знаниями. Образец: –Он добился больших успехов в учебе, потому что научился правильно распределять свое время... – Научившись правильно распределять свое время, он добился больших успехов в учебе. 1. Анвар простудился и заболел, потому что искупался в холодной воде. 2. Так как Мухаббат хорошо подготовилась к экзамену, она чувствовала себя очень уверенно. 3. Этот человек добился больших успехов, потому что овладел передовыми методами работы. 4. Назим написал очень интересную курсовую работу, потому что глубоко изучил анализируемую проблему. 5. Саодат не сделала в контрольной работе ни одной ошибки, потому что основательно повторила весь пройденный материал.
Задание 25. Перестройте предложения, трансформируя ПП причины в синомичные предложно-падежные сочетания. В случае затруднения обращайтесь к справочному материалу. 1.Лекция переносится на более позднее время из-за того, что заболел лектор. 2. Мы многое успели сделать благодаря тому, что рационально использовали время. 3. Ввиду того, что оборудование было неисправно, работу пришлось отложить. 4. Из-за того, что .льют дожди, мы почти не занимаемся на открытом стадионе. 5. Мурад не подготовился к семинару из-за того, что у него не было необходимой литературы. 6. Художник добился признания благодаря тому, что много трудился. 7. Работу секции по охране природы пришлось отложить из-за того, что не было кворума. 2. Справочный материал: – благодаря рациональному использованию времени – из-за дождей – благодаря трудолюбию – из-за болезни лектора – из-за отсутствия необходимой литературы – из-за отсутствия кворума – ввиду неисправности оборудования
Как вы считаете, что легче: сдавать экзамены или решать прак-тические задачи? Почему? Аргументируйте свой ответ. САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПОДАРОК
Один юноша не знал, что подарить девушке на день рождения. Он спросил у своей матери: – Мама, что бы ты хотела в подарок, если тебе было бы семнадцать лет? – Больше ничего, - ответила его мать.
Почему мать юноши дала такой ответ?
МИНИКРОССВОРД Впишите в клетки слова, которые означают следующее: 1. Особенность. 2. Основная отрасль экономики. 3. Одна из основных отраслей производства. 4. Бизнесмен. 5. Количество товаров, производимых за единицу времени.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО Выражение значения цели в простом и сложноподчиненном предложениях. Задание 1. Прочитайте текст, составьте к нему планы и сок-ращенный вариант, перескажите текст. Скажите, какие реформы были проведены в Японии для достижения экономического про-цветания.
![]() |