Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА



 

Проблема государственного регулирования экономики - одна из актуальных и неоднозначно решаемых учеными и практиками, по это­му поводу высказываются полярные мнения. Но даже самые радикальные сторонники невмешательства государ­ства в рыночный механизм признают необходимость социальной политики для регулирования от­ношений между людьми, помощи незащищенным слоям населения, что наиболее остро ощутимо в условиях перехода на рьночные отношения.

Социальные функции государства, придающие экономике челове-ческое лицо, состоят, во-первых, в перераспределении доходов на­селения, во-вторых, в регулировании его занятости и, в-третьих, в осу­ществлении социальной защиты людей, впервые приобщаюшихся к но­вым для них рыночным отношениям.

Рыночный механизм распределения произведенного продукта учитывает только платежеспособность потребителя, игнорируя такие нюансы индивидуального потребления, как возможность приобрете-ния, острая потребность в том или ином товаре, услуге. Жесткость или даже жестокость этой ситуации в том, чго товар достается тому, кто может заплатить за него, а не тому, кто остро в нем нуждается. Исходя из основного положения Декларации прав человека, где человеческая жизнь признается высшей ценностью для общества, государство и занимает­ся перераспределением доходов с целью уменьшения бедности и дости­жения минимального благосостояния в обществе.

Перераспределение доходов производится, во-первых, через нало-гообложение прибыли и личных доходов; во-вторых, через установ-ление предельных цен на товары первой необходимости и минимальных ставок зарплаты, не облагаемых налогами и т.п.

Другим направлением реализации социальных функций государства является регулирование занятости населения, борьба с безработицей помощь безработным. Это реализация государствен­ных программ по стимулированию занятости, особое внимание к подготовке и перепод-готовке рабочих и специалистов по новым профессиям, выплата пособий по безработице и т.п.

 

Задание 7. Прочитайте текст. Назовите все положительные стороны рыночных механизмов.

Исторический опыт показывает, что современному этапу разви-тия мирового сообщества наиболее эффективно соответствуют рыночные механизмы.

Только организованный рынок способен сегодня раскрыть твор-ческий и трудовой потенциал народа, преодолеть иждивен­чество, развить инициативу и предприимчивость, возродить стимулы и утраченное чувст-во хозяина.

Только рынок позволяет переломить диктат произво­дителя, под-чинить производство интересам потребителя, реально учитывать спрос на продукцию, быстро реагировать на изменения конъюнктуры. Только рынок создает сильные побудительные мотивы экономно хозяйст-вовать, снижать затраты, бороться с расточительством и разгильдяйст-вом.

Только рынок заставляет быть восприимчивым к новов­ведениям, смело и энергично внедрять последние достижения науки и техники, по достоинству оценивать профессионализм (по П. Каримову).

 

Задание 8. Прочитайте текст. Подумайте, какое название можно было бы ему дать. Побеседуйте по содержанию текста, опираясь на вопросы к нему.

Формирование рыночных отношений, как свидетельствует мировой опыт, ни в одной стране не происходило гладко и безболезненно. Глубоким заблуждением было бы идеализировать рыночные механиз-мы. Так можно угодить во власть нового мифа и, как это уже бывало, оказаться глубоко разочарованным.

Необходим трезвый, реалистический взгляд на проблемы перехода к рыночной экономике. Видеть не только фасад рыночной экономики, но и его теневую сторону. Рынку сопутствуют, особенно на стадии его становления, затяжные и глубокие экономические кризисы, рост безработицы, инфляция, банкротство многих предприятий и разорение предпринимателей, резкое расслоение населения по уровню его достатка, активизация противоправных действий и преступности. Эти поро­ки рынка надо знать, быть к ним готовым, уметь находить правильные решения по их нейтрализации (по И. Каримову).

Вопросы:

1. О чем свидетельствует мировой опыт?

2. Почему нельзя идеализировать рыночные отношения?

3. Какие пороки сопутствуют рыночным отношениям?

4. Как следует к этим порокам относиться?

5. Как справляются с этими пороками развитые страны?

 

Задание 9. Прочитайте текст. Выделите предложения, харак-теризующие: 1) цивилизованный рынок; 2)современное состояние ры­ночных отношений в странах СНГ; 3) спекулянты в рыночной экономике.

Нравится кому-либо или не нравится рыночная экономика, но она неизбежна. Люди пока не смогли найти лучшей технологии выжива-ния и утверждения своих способностей, духовных ценностей, чем свободное предпринимательство.

Что нам сулит рынок? В экономическом плане - достойные усло-вия жизни для тех, кто умеет работать изобретательно и на высоком профессиональном уровне. В социальном - масштабное развертыва-ние демократии, в духовном - раскрепощение людей, обретение ими уверенности в себе как личности. Но чтобы этого достичь, надо отдавать себе отчет, что такое настоящий рынок.

Рынок - напряженный труд, жесткая дисциплина деятельности. Рынок- высокая персональная ответственность, сфера альтернатив и риска. К сожалению, пока мало кто руководствуется этими цивили-зоваными представлениями. Поэтому и создаваемая в настоящее время рыночная экономика не вселяет уверенности в ее полезности. Более того, она взрывает многие прежние устои жизни и морали. Если использовать известную классификацию капитализма, данную Вебером, то мы пока строим спекулятивный капитализм, прорабами которого являются люди, жаждущие скорейшей наживы.

Конечно, спекулянты есть и в развитых странах. Однако они там не задают тон в экономической, а тем более в политической жизни. Объяснение на этот счет дает Генри Форд в своей книге "Сегодня и завтра": "Спекулянты не в состоянии создать общест­венно значимые ценности, ибо, как любители "воспользоваться моментом взвинтить цены, они занимаются столь же преступной деятельностью, сколь пре­ступно извлечение выгоды из войн". Такие люди, по его мнению, чаще всего являются невеждами в бизнесе, считают, что наивысшая мудрость - как можно больше и быстрее нажиться.

Задание 10.Прочитайте текст. Назовите правила цивилизо­ванного предпринимательства.

ИДЕОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Рынок жесток, ибо в нем превалирует естественный отбор. Чтобы добиться успеха, мало иметь незаурядные личностно-деловые качества, умело адаптироваться к законам рынка, надо еще и знать идеологию цивилизованного предпринимательства. Отсутствие четкой ориентации в понимании того, что такое рыночная экономика, мешает не только на внутреннем рынке, но и затрудняет деловое сотрудничество с зарубежными бизнесменами. Это подтверждают и публикации о нашем пред­принимательстве в иностранной печати. Вот некоторые моменты, чаще всего отмечаемые при взгляде со стороны.

Деловой риск наших бизнесменов сплошь и рядом понимается как риск переступить закон. Между тем порядочность - визитная карточка предпринимателя.

На Западе потребитель - король, а в государствах СНГ - объект для надувательства. В странах СНГ мизерный объем маркетинговой информации. Отсутствуют справочники о фирмах, информационных ме-ханизмах нахождения партнеров, а реклама неэффективна и часто при­митивна.

Наши бизнесмены не знают техники переговорных отноше­ний, не соблюдают деловой протокол, этику коммерческого об­щения. Рекла-мируя себя, часто порочат своих соперников.

А самым трудным в общении иностранные коллеги назы­вают несовременность гражданского и профессионального миро­воззрения на-ших бизнесменов и менеджеров. Мало заботиться о собственном кармане, надо пополнять и государственный.

 

Задание 11. Прочитайте диалог. Составьте рассказ на тему: "Шан­сы на успех". Запишите рассказ.

– Малик, ты, кажется, получаешь газету "Российские вести"?

– Да, получаю. А почему ты об этом спрашиваешь?

– Ты не обратил внимания на статью, кажется В. Шепеля, в которой, как я слышал, утверждается, что освоение тонкостей рыночной меха­ники доступно не для всякого ума?

– Я хорошо запомнил эту статью. Её автор, доктор экономических наук, профессор Виктор Шепель достаточно убедителен в своих утверждениях.

– То есть?

– Он приводит такие данные: из общего числа людей, изъявивших желание стать предпринимателями, шансы на успех имеют только 10-15 %, а по некоторым зарубежным исследова­ниям, еще меньше 7-10 процентов.

– А чем он это объясняет?

– Тем, что предпринимательство - удел людей, обладающих особым. складом интеллекта и нестандартными способностями и, конечно, ос­нащенных соответствующей суммой общих и профессиональных знаний. Большую роль играет также личное обаяние, а оно от Бога, в край­нем случае-от родителей.

– А кто же может установить, обладает ли претендент нестан-дартными способностями и личным обаянием?

– Конечно, психологи. Виктор Шепель дает совет: прежде чем на­чать свое дело - обратитесь к квалифицированным психологам, доб­ровольно подвергните себя тщательной психодиагностике. Профессор призывает также не верить тем, кто обещает сделать из вас пред­принимателя, предварительно не выявив ваших личностно-деловых возможностей.

– А какие конкретно качества дают шанс стать предприни­мателем?

– Логичность мышления, ёмкость памяти, развитое воображение, твердость характера, влюбленность в людей.

– Акак быть с сегодняшними реалиями: многие не знают тонкостей и правил, а "деньги делают"?

– По мнению автора статьи, не следует восхищаться теми, кто пре­успел на откровенно спекулятивных операциях. Это еще не пред­приниматели и не им принадлежит будущее. Истинный смысл предпри­нимательства в том, чтобы добиться не только прибыли, но и эко­номического свидетельства личной незаурядности и высокого профес­сионализма.

– Это убеждает и вдохновляет! Спасибо за информацию.

 

Задание 12. Ответьте на вопросы, раскрывая скобки.

1. По какой причине молодой специалист допустил ошибку? (нео­пытность)

2. Почему эксперимент был отложен? (отсутствие необхо­димых данных).

3. Благодаря чему молодому ученому удалось создать новое направ-ление в науке? (глубокая научная интуиция).

4. Благодаря чему С.П. Королев смог решить сложнейшие проб-лемы практической космонавтики? (блестящий талант, большая твор­ческая смелость, редкая целеустремленность).

5. В связи с чем сокращается потребность в рабочей силе? (ввод ав­томатизации производства).

6. По какой причине произошла авария? (невнимательность шо­фёра)

7. Почему отложили рейс? (нелетная погода).

8. Благодаря чему Анвар стал хорошим специалистом? (собст-венные упорство и настойчивость).

9. Благодаря чему Саодат успешно сдала все экзамены? (умение са­мостоятельно работать с книгой).

10. Благодаря чему Саиду удается добиваться успехов в учебе и спорте? (умение организовать себя, свое время, свою работу).

 

Задание 13. Прочитайте предложения, найдите конструкции со зна­чением причины, выпишите их, переведите на узбекский язык.

1. Математика легко проникает в другие науки в силу огромной степени абстракции и широты принципов. 2. А. Эйнштейн отказался от прусского гражданства и покинул страну в знак протеста против преследования ученых и свободной научной мысли в гитлеровской Германии. 3. Образование городов началось в результате отделения ре­месла от земледелия. 4. Деньги превращаются в капитал в результате использования денег для получения прибыли. 5. При первобытнообщин­ном строе люди не создавали избытка продуктов из-за крайне низкого уровня произ­водства. 6. Затраты на создание единицы продукции уменьшают­ся в связи с ростом производительности труда. 7. Благода­ря усовер­шенствованию станков и изменениям технологии производ­ства повысилось качество продукции. 8. Из-за отсутствия письменных памятников трудно воссоздать жизнь первобытных людей. 9. Выпуск продукции приостановлен из-за несовершенства техно­логического про­цесса. 10. В связи с изменением климатических условий возникают про­блемы с выращиванием отдельных культур.

Задание 14. Прочитайте предложения, найдите конструкции со зна­чением причины. Составьте и запишите вопросительные предложения.

Образец: В период кризиса многие предприятия закрываются ввиду невозможности сбыта товара. Ввиду чего в период кризиса мно­гие предприятия закрываются?

1. Благодаря письменной речи идеи и достижения каждого поколения не умирают. 2. Реальная заработная плата может падать вслед­ствие ускоренного роста цен и налогов. 3. Вследствие уско­ренного ро­ста промышленности и строительства изменилось со­отношение между городским и сельским населением. 4. В связи с расширением научно-технического прогресса значение интелли­генции в обществе возраста­ет. 5. Из-за отсутствия времени нам не удалось посмотреть новый фильм. 6. Благодаря помощи мастера он постепенно овладел своей специальностью. 7. Он отказался от по­мощи из гордости. 8. Друзья поссорились из-за какого-то пустяка.

 

Задание 15. Составьте предложения с данными конструкциями.

1. Благодаря успехам науки ... 2. Благодаря глубокой научной ин­туиции... 3. Из-за плохой погоды ... 4. Из-за отсутствия опыта ... 5. Благодаря умению организовать себя, свою работу, свое время ... 6. Ввиду невозможности сбыта товаров ... 7. Из-за отсутствия нужной литературы ... 8. Из-за крайне низкого уровня производства ... 9. Благодаря блестящему таланту и целеустрем­ленности ...

 

Задание 16. Из двух простых предложений составьте СПП с ПП причины или следствия. Используйте указанные союзы.

Образец: Почему морская вода не пригодна для питья? Морская вода соленая. Морская вода не пригодна для питья, потому что она соленая.

 

1. Почему К.Э. Циолковский всю жизнь занимался вопросами ракетной техники?   2. Почему на Саида нельзя надеяться?     3. Почему результаты вашей экспедиции оказались недостаточно плодотворными?   4. Почему вы не можете взяться за это дело?   5. Почему брошенный вверх камень падает на землю?   6. Почему вы не попали на концерт?   7. Почему в комитете по экологии шли горячие споры? К.Э.Циоловского интересо-вала теория межпланетных полетов.   Саид никогда не сдерживал своего обещания.   Экспедиция не была соот-ветствующим образом подго-товлена.   Я не специалист.     В природе существует сила земного притяжения.   Все билеты уже проданы.   Рассматриваемые проблемы требовали незамедли-тельно-го решения.

Задание 17. Ответьте на вопросы, используя предложения, данные справа.

Потому что

1. С природой необходимо обращаться осторожно. Природа не прощает бездушного отношения к себе.

2.Фундаментальные открытия не поддаются планированию. Фунда-ментальные открытия возникают, какправило, случайно.

Поскольку

1. В будущем человечество сможет добывать полезные ископаемые со дна мирового океана. Океан - это богатейшая кладовая всех полезных ископаемых.

2. Природное химическое топливо (нефть, уголь, газ) невыгодно использовать только для получения энергии. Природное топливо являет-ся очень ценным сырьем для химической промышленности.

Вследствие того, что

1. Некоторые полезные ископаемые выгоднее синтезировать. Их добыча сложна и дорога.

2. Запасы минерального сырья будут увеличиваться. Будут осваи-ваться новые территории земного шара.

Поэтому

1. В настоящее время очень быстро растет потребность в питьевых и технических водах. Вода становится важнейшим полезным ис­копаемым.

2. Наука все сильнее иглубже воздействует на нашу жизнь. Сам процесс научного познания вызывает у насбольшой интерес.

Благодаря тому, что

1. НТР привела к большим успехам. Люди впервые вплотную подошли к раскрытию фундаментальных законов природы.

2. На заводе применили новый метод. Производительность труда повысилась.

 

Задание 18. Закончите предложения.

I. 1. Я сдал зачет по физкультуре благодаря тому, что ...

2. Я не сдал зачет по физкультуре из-за того, что ...

3. Мы смогли попасть на этот концерт благодаря тому, что ...

4. Мы не смогли попасть на этот концерт из-за того, что ...

5. Я не опоздал сегодня на лекцию благодаря тому, что ...

6. Я опоздал сегодня на лекцию из-за того, что ...

7. Он добивается хороших результатов благодаря тому, что ...

8. Он ничего не добьется из-за того, что ...

 

II. 1. Реки мелеют и пересыхают из-за того, что ...

2. Многие виды диких животных удалось спасти благодаря тому, что...

3. У меня разболелась голова оттого, что ...

4. Монополии обеспечивают получение монопольно высоких прибылей, потому что ...

5. Язык связывает людей разных поколений, так как ...

6. Работу пришлось отложить из-за того, что ...

7. Уровень воды в реке поднялся из-за того, что...

8. Машины являются надежными помощника­ми человека, так как...

9. Машины повышают производительность тру­да, поскольку ...

10. Я не могу взяться за это дело потому, что ...

 

III. 1. Лес оказывает на человека своеобразное психотерапев­тическое действие, поэтому... 2. Люди поняли, что не только они зависят от природы, но и природа зависит от них, поэтому ... 3. В настоящее время очень быстро растет потребность в питьевых и технических во­дах, поэтому ... 4. В контрольной работе Азиза сделала несколько гру­бых ошибок, поэтому... 5. Сегодня я очень занят, поэтому ...

 

Задание 19. Ответьте на вопросы по данным ситуациям, употребляя конструкции с союзами "благодаря тому, что" ."из-за того, что"; "от­того, что".

1. Почему вы сегодня проснулись в 8 часов?

а.) Вас разбудил сосед, а вы хотели еще поспать; б) вас разбудил сосед, и вы не опоздали на лекцию; в) вас разбудил громкий разговор в соседней комнате.

2. Почему вы не поехали за город?

а) Санжар вам сказал, что будет плохая погода, а погода была очень хорошей, и вы пожалели, что остались дома; б) Санжар вам сказал, что будет плохая погода, погода действительно была плохой, и вы довольны, что остались дома.

Задание 20. Ответьте на вопросы. Обратите внимание, что в диа­логе главное предложение может опускаться и тогда ответ начинается с союза "потому что". Выполните упражнение в виде диалога.

Образец: Почему ты не пообедал? - Потому что торопился на трени­ровку .

1. Почему ты отказался выступать на семинаре? 2. Почему ты на­дел темные очки? 3. Почему завтра нужно прийти к две­надцати? 4. По­чему отменили сегодняшний матч? 5. Почему по­лезно есть овощи и фрукты? 6. Почему курить вредно? 7. Поче­му вредно читать лежа? 8. Почему ваш товарищ взял академи­ческий отпуск?

Задание 21. Закончите предложения, употребляя союзы "потому что" и "поэтому". Используйте сведения, данные в скобках.

Образец: Санжар сдал все экзамены на "отлично", (Он получит повышенную стипендию; он много занимался).

– Санжар сдал все экзамены на "отлично" поэтому получает повышенную стипендию.

- Санжар сдал все экзамены на "отлично", потому что много зани­мался.

1. Улугбек сейчас много тренируется (через две недели он должен участвовать в соревнованиях; у него совсем не остается времени на отдых). 2. Экзамен перенесли (студенты смогут лучше подготовиться; заболел преподаватель). 3. В контрольной работе вы сделали несколько грубых ошибок (вам приделся повторить предложный падеж; на последних занятиях вы были невни­мательны). 4. У меня разбились очки (я сейчас очень плохо вижу; я их нечаянно уронил). 5. Саид потерял библиотечную книгу (ему придется купить в магазине такую же книгу; он никогда не кладет свои вещи на место). 6. Баходыр опоздал на поезд (его подвел будильник; он поехал автобусом). 7. У Саодат плохое наст­роение (она должна идти к зубному врачу; она никуда не хочет идти).

 

Задание 22. Ответьте на вопросы СПП с придаточным причины.

1. Почему Московский государственный университет носит имя М.В.Ломоносова?

2. Почему Ташкентский политехнический университет носит имя Абу Райхан аль Беруни?

3. Почему А.С.Пушкин назвал М.В.Ломоносова «первым рус-ским университетом»?

4. Почему А.Навои называют «царь царей стиха»?

5. Почему XX век называют атомным?

 

Задание 23. Дайте развернутые ответы на вопросы, употреб-ляя союзы так как и потому что.

1. Почему вы решили стать экономистом (работником банка, менеджером, педагогом и ….)?

2. Почему вы решили учиться в Ташкенте?

 

Задание 24. Замените придаточные предложения деепри­частными оборотами.

Образец: Он упорно занимался все эти годы, так как стре­мился стать хорошим специалистом. - Стремясь стать хорошим специа­листом, он упорно занимался все эти годы.

1. Я всегда выхожу из дома за час до занятий, так как боюсь опоздать. 2. Баходыр много времени проводит в лаборатории, так как прида­ет большое значение умению работать с компьютерной техникой. 3. Ученый настойчиво и последовательно защищает идею приватизации госсобственности, потому что является сторонником рыночных отно­шений. 4. Монополии обеспечивают получение моно­польно высоких прибылей, потому что сбывают товар по высоким ценам. 5. Язык свя­зывает людей разных поколений, так как является средством взаимно­го общения людей, обмена опытом и знаниями.

Образец: –Он добился больших успехов в учебе, потому что научил­ся правильно распределять свое время... – Научившись пра­вильно распределять свое время, он добился больших успехов в учебе.

1. Анвар простудился и заболел, потому что искупался в холодной воде. 2. Так как Мухаббат хорошо подготовилась к экзамену, она чувствовала себя очень уверенно. 3. Этот человек добился больших успехов, потому что овладел передовыми методами работы. 4. Назим на­писал очень интересную курсовую работу, потому что глубоко изучил анализируемую проблему. 5. Саодат не сделала в контрольной работе ни одной ошибки, потому что основательно повторила весь пройден­ный материал.

 

Задание 25. Перестройте предложения, трансформируя ПП причины в синомичные предложно-падежные сочетания. В случае затруднения обращайтесь к справочному материалу.

1.Лекция переносится на более позднее время из-за того, что заболел лектор. 2. Мы многое успели сделать благодаря тому, что рационально использовали время. 3. Ввиду того, что оборудование было не­исправно, работу пришлось отложить. 4. Из-за того, что .льют дожди, мы почти не занимаемся на открытом стадионе. 5. Мурад не подготовился к семинару из-за того, что у него не было необходимой лите­ратуры. 6. Художник добился признания благодаря тому, что много трудился. 7. Работу секции по охране природы пришлось отложить из-за того, что не было кворума.

2. Справочный материал:

– благодаря рациональному использованию времени

– из-за дождей

– благодаря трудолюбию

– из-за болезни лектора

– из-за отсутствия необходимой литературы

– из-за отсутствия кворума

– ввиду неисправности оборудования

 

 

Как вы считаете, что легче: сдавать экзамены или решать прак-тические задачи? Почему? Аргументируйте свой ответ.

САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПОДАРОК

 

Один юноша не знал, что подарить девушке на день рождения. Он спросил у своей матери:

– Мама, что бы ты хотела в подарок, если тебе было бы семнадцать лет?

– Больше ничего, - ответила его мать.

 

Почему мать юноши дала такой ответ?

 

МИНИКРОССВОРД

Впишите в клетки слова, которые означают следующее:

1. Особенность.

2. Основная отрасль экономики.

3. Одна из основных отраслей производства.

4. Бизнесмен.

5. Количество товаров, производимых за единицу времени.

 

                                   
                                   
                                   
                                   
                                   

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО

Выражение значения цели в простом и сложноподчиненном предложе­ниях.

Задание 1. Прочитайте текст, составьте к нему планы и сок-ращенный вариант, перескажите текст. Скажите, какие реформы были проведены в Японии для достижения экономического про-цветания.



Просмотров 775

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!