![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ПУТЬ КОЛЛЕКТИВНОГО САМОУБИЙСТВА
Представим себе невероятное. К сегодняшнему дню весь мир достиг американского уровня развития, повторив модель экономической системы, существующей в США. Уровень мирового производства нефти, газа, угля, машин и т.д. в таком случае превысил бы нынешний уровень в три-пять-девять раз. Подобные показатели производства означали бы такое загрязнение Земли, океанов, атмосферы, что экологическая система планеты, возможно, вообще бы не выдержала и была бы разрушена. Сохранение человеческого рода было бы поставлено под вопрос. Апокалипсис? Да. Пока что гипотетический. Однако это не означает, что угрозы экологической катастрофы пока не существует. Современная тенденция экономического развития ведет именно к планетарной катастрофе, но через несколько десятков лет. В приближении такой катастрофы участвуют в той или иной мере все страны. Индустриально развитые страны, составляющие 1/5 человечества, в настоящее время поглощают основной экономический капитал планеты, высокий уровень жизни в этих странах достигнут за счет нищеты остальных 4/5 человечества. Однако цивилизация "бифштекса" (развитых стран) не желает ограничить свой эгоизм, умерить свои потребности. Страны СНГ, Китай и страны Восточной Европы лихорадочно ищут социальные и экономические механизмы, чтобы повторить экономический уровень Запада. Экономические успехи этих стран приведут к новому витку индустриальной агрессии против окружающей среды. Страны "третьего мира" убыстряющими темпами разрушают свою (и планетарную) среду обитания. Демографический взрыв и огромные долги Западу толкают эти страны на сверхэксплуатацию своих природных ресурсов и окружающей среды. Мобилизовать при этом хоть какие-то ресурсы на охрану природы страны "третьего мира" не могут из-за отсутствия промышленного развития. Таким образом, человечество в своем постоянном стремлении к экономическому росту идет по пути, который означает коллективное самоубийство, и реально пока не делается ничего, чтобы остановить спуск в ад.
Задание 6. Прочитайте текст. Перечислите меры, которые, по мнению ученых, необходимо принять, чтобы спасти нашу планету от катастрофы. КАК ИЗБЕЖАТЬ АПОКАЛИПСИСА
Чтобы остановить спуск в ад, нужны коллективные усилия всех и наши в том числе. Если мы озабочены будущим цивилизации, то должны реально представлять себе меру нашей ответственности в приближении или в предотвращении этой катастрофы. Совершенно очевидно, что потребуются большие расходы, чтобы компенсировать странам "третьего мира" невырубку лесов, неэкспорт древесины, строительство очистных сооружений, уменьше-ние деторождаемости. На текущий момент это, пожалуй, невозможно: слишком тяже-лый кризис мы переживаем, слишком болезненно было бы отрывать средства от собственных программ по защите окружающей среды или подъему жизненного уровня нашего населения. Выход только один: проводить это перераспределение ресурсов за счет сокращения военных расходов. Гектар нового леса в тропиках - примерно тысяча долларов, 10 миллионов гектаров - 10 миллионов долларов. Один процент ежегодных глобальных военных расходов - и скольжение в пропасть хотя бы замедлится. Человечество не может отказаться от развития. Но сама суть развития должна быть переосмыслена и сформулирована по-новому. Оно должно отвечать потребностям сегодняшнего дня, но в то же время не подрывать возможности будущих поколений. Устойчивое развитие основывается на разумном использовании ресурсов, рачи-тельном управлении окружающей средой и восстановлении дегра-дирующей окружающей среды. Именно человек является наиболее эффективным естественным ресурсом, и люди должны сотрудничать в глобальном, планетарном масштабе.
Задание 9. Перепишите, подчеркните конструкции со значением условия. Задайте к ним вопросы.
В случае хищнической эксплуатации природы ее ресурсы быстро иссякнут. 2. При спуске в реку промышленных отходов вода в реке становится негодной для употребления. 3. При отсутствии долж-ного внимания и заботы о растительном и животном мире многие их виды могут навсегда исчезнуть с лица Земли, 4. При варварском отношении к природе мы можем лишиться самого необходимого. 5. В случае выведения промышленных предприятий за пределы города воздух в городе значительно очистится.
Задание 10. Ответьте на вопросы, используя словосочетания, данные справа
Задание 12. Ответьте на вопросы, СПП используя предложения, данные справа.
Если человек регулярно делает физзарядку, его работоспособность повышается.
Задание 13. Определите, в каком предложении говорится об условии выполнения действия. Соедините предложения союзом "если". 1. Он принесет мне словарь. Я выполню эту работу. 2. Наши спортсмены займут призовое место. Наши спортсмены будут тщательно готовиться. 3. Берегите природу своего края. Вы любите свой край. 4. Ты дал слово. Сдержи его. 5. Карим обратится к нам. Мы поможем Кариму. 6. Вы внимательно изучите статью. Вы обнаружите в статье противоречия. Задание 15. Измените предложения по образцу. Скажите, как изменился смысл предложения. Образец: Если у меня будет время, я зайду к вам. - Если бы у меня было время, я бы зашел к вам. 1. Если вы эту работу выполните сейчас, то потом у вас будет свободное время. 2. Если вы внимательно изучите статью, то обнаружите в ней противоречия. 3. Если ты сможешь дать мне эту книгу хотя бы на один день, я буду тебе очень признателен. 4. Если ты составишь детальный план работы, то сэкономишь время. 5.Если вы хорошо подготовитесь к контрольной работе, то не будете волноваться и все задания выполните правильно. 6. Если вы познако-митесь с работами этого художника, то обязательно заинтересуетесь его творчеством.
Задание 16. Трансформируйте подчеркнутые предложе-ния (ПП с условным значением) в деепричастные обороты. Образец: Если вы познакомитесь сработами этого художника, то обязательно заинтересуетесь его творчеством. -Познакомившись с рабо-тами этого художника, вы обязательно заинтересуетесь его твор-чеством. 1. Если тыхорошо подготовишься к контрольной работе, то не будешь волноваться и выполнишь все задания правильно. 2.Ты очень много потеряешь, если не посмотришь этот фильм. 3. Если ты составишь детальный план, то сэкономишь время. 4.Нельзя стать культурным человеком, если не овладеть знанием тех богатств, которое накопило человечество. Задание 17. Перепишите, подчеркните конструкции со значе-нием уступки. Задайте вопросы к этим конструкциям. 1.Несмотря на сложность проекта он будет осуществлен. 2. Вопре-ки здравому смыслу продолжают проводиться губительные ядерные испытания, 3. Вопреки предсказаниям синоптиков погода прояснилась. 4. Несмотря на строгую охрану лесных массивов там в жаркие дни возникают пожары. 5. Вопреки многим трудностям мы должны предотвратить засоление орошаемых земель. 6. Вопреки предупреждениям специалистов вырубка лесов продолжается.
Задание 18. Ответьте на вопросы, используя словосочетания, данные справа.
Несмотря на трудные природные условия в пустынях выросли города.
Задание 22. Ответьте на вопросы СПП, используя предложения, данные справа.
Несмотря на то, что Анвар много болел, он хорошо подготовился к экзаменам.
Задание 23. Определите в каком предложении говорится об условиях, мешающих действию, то есть в каком предложении выражается уступительное значение. Соедините предложения словом "хотя". 1. Мы решили сегодня обязательно закончить стенную газету. Мы все очень устали. 2. Будильник звонил долго и громко. Никто из них не проснулся. 3. Упражнение казалось простым. Я выполнял его больше часа. 4. Мне хочется все-таки поехать на стадион. Соревнования будут показывать по телевизору. 5. Он прекрасно понимает материал. Он неохотно объясняет его товарищам. 6. Я запоминаю очень мало. Я внимательно слушаю лекцию. 7. Он уверен, что со временем он станет чемпионом города. На соревнованиях он занял только седьмое место. 8. Я не нашел нужной статьи. Товарищ принес мне новый журнал. 9. Он очень занят своей работой. Он все же успевает читать.
Задание 24. Образуйте из данных простых предложений СПП, употребляя уступительные союзы. 1. Улугбек был правителем Самарканда. Смысл его жизни составляло занятие наукой. 2. Авиценна написал научные труды по физике, химии, геологии, минералогии, математике. Он известен всему миру как врач.
Задание 25. Перестройте простые предложения и сложно-сочиненные предложения в СПП с уступительным придаточным, используя союзы хотя; несмотря на то, что. Образец:Я видел этого человека только один раз, но хорошо его запомнил. - Хотя (несмотря на то, что) я видел этого человека только один раз, я хорошо запомнил его. 1. Я провел в этом городе всего несколько дней, но успел к нему привыкнуть. 2. Мы очень торопились, но все-таки опоздали. 3. Задача была трудная. Участники олимпиады, однако, с ней справились. 4. Наука раскрыла много тайн природы, однако немало еще осталось неизученных проблем. 5. Анвар много болел, но к экзамену он хорошо подготовился. 6. Погода была неблагоприятная, футбольный матч, однако, прошел живо и интересно. 7. Мой товарищ пишет диплом, однако продолжает регулярно тренироваться. 8. Мы очень устали, но решили все же сегодня обязательно закончить эту работу.
Задание 26. Перестройте предложения, заменяя уступительные союзы, союзными словами, как ни. сколько ни. Образец: Несмотря на то, что мы напомнили Сабиру о нашей просьбе, он остался безучастным. - Сколько мы ни напоминали Сабиру о нашей просьбе, он остался безучастным. 1. Хотя мы очень хотели посмотреть новый фильм, мы пошли заниматься в библиотеку. 2. Несмотря на то, что стадион расположен далеко от дома, я часто там бываю. 3. Они нигде не могли найти своего товарища, хотя везде искали его. 4. Хотя я внимательно читал учебники, я нигде не мог найти ответа на интересующий меня вопрос. 5. Несмотря на то, что торопился, я не успел прийти вовремя. 6. Мы нигде не могли найти нужную книгу, хотя искали во многих магазинах. 7. Хотя врач очень устал за весь день, он поехал на вызов. 8. Несмотря на то, что я прочитал много журналов, я нигде не мог найти нужную мне статью.
Задание 27. Дополните предложения, обратив внимание на выделенные слова, которые употребляются в главном предложении для усиления уступительного значения, выраженного в придаточном. 1. Хотя на улице почти 20 градусов тепла, он все же ... . 2. Хотя читать эту книгу очень нелегко, я все-таки ... . 3. Хотя до экзаменов осталось всего две недели, все же ... 4. Хотя я всегда скучаю по родным местам, все же ... . 5. Хотя завтра воскресенье, он все же ... 6. Хотя команда нашего города играла с чемпионом страны, она тем не менее ... . 7. Несмотря на то, что ученый знал о предстоящих трудностях, он тем не менее ... 8. Хотя я уважаю этого человека, тем не менее ... . Задание 31. Прочитайте микротекст, вставьте пропущенные союзы. В те годы фермеры жили изолированно и не посещали крупные города, … покупать товары. Покупательная способность американских фермеров была низкой, но численность их была велика, и … фермеры составляли значительную часть рынка. Фермеры имели громадные финансовые средства. Но продавать товары фермерам, используя существовавшие в те годы методы, было невозможно, … на фирме создали систему рассылочной торговли. Авторы этой системы считали, … фермерам требуется много товаров по низкой цене, а также регулярная поставка товаров. Фирма тщательно изучила рынок и потребности фермеров и установила, … товары им нужны, и нашла надежных и недорогих поставщиков товара. Затем был опубликован каталог, … была необходимая информация о товарах. Кроме того, фирма предоставила покупателям право отсылать товар назад и получать свои деньги, … товар их не удовлетворил. Так, фирма «Сирс, Ребак энд К» создала новый рынок, новую систему торговли. (По книге В.Хойера «Как делать бизнес в Европе»)
Справка: что, чтобы, какой, который, если, несмотря на то что, потому что, поэтому.
Задание 32. Перестройте предложения, заменяя ПП уступки синонимичным деепричастным оборотом. Образец:Хотя он прекрасно знал весь материал, он все же волновался во время ответа. - Прекрасно зная весь материал, он все же волновался во время ответа. 1. Хотя альпинисты знали эти горы, они все же не решились отправиться без проводника. 2. Хотя я уважаю этого человека, тем не менее я не могу с ним согласиться. 3. Несмотря на то, что ученый знал о предстоящих трудностях, он все-таки продолжал свои эксперименты. 4. Хотя Красная книга не решает проблемы сохранения редких растений и животных, она является, однако, серьезным сигналом тревоги, призывом к действию. 5. Хотя команда нашего города играла с чемпионом страны, она, тем не менее, выиграла с большим счетом. 6. Несмотря на то, что географическая среда не является определяющей силой, она играет важную роль в развитии производства. 7. Хотя он хорошо понимает материал, он все-таки неохотно объясняет его своим товарищам.
Задание 33. Перестройте предложения, заменяя уступительные ПП синонимичными предложно-падежными сочетаниями. Образец:Несмотря на то, что средневековая торговля носила ограниченный характер, она получила значительное развитие. - Несмотря на свой ограниченный характер средневековая торговля получила значительное развитие. 1. Несмотря на то, что условия были тяжелыми, геологи в течение месяца обследовали эту часть пустыни. 2. Несмотря на то, что шли частые дожди, урожай собрали вовремя и без потерь. 3. Несмотря на то, что погода была неблагоприятной, футбольный матч прошел живо и интересно. Образец: Несмотря на то. что люди устали, они продолжали работу. – Несмотря на усталость люди продолжали работу. 1. Несмотря на то, что фигуристка молода, она уже стала чемпионкой своей страны. 2. Несмотря на то, что осваивать пустыню трудно, все же необходимо разумно использовать ее в целях улучшения окружающей среды. 3. Несмотря на то, что мы старались, возвратиться домой к обеду не смогли. 4. Несмотря на то, что упражнение казалось простым, я его выполнял больше часа. Задание 34. Прочитайте микротексты, выделите в них условные и уступительные конструкции, выразите главную мысль каждого из них одним предложением. Если взглянуть на карту, сразу можно увидеть, какое большое пространство занимает на Земле вода. Человек давно привык пользоваться дарами моря. Если у человечества окажется мало продовольствия, океан может стать основным источником его питания. Если мы хотим,чтобы океан бесконечно кормил и поил нас, нужно беречь и охранять его воды не меньше,чем природу суши. К сожалению, до настоящего времени воды океана не щадились людьми. При бесплановом лове рыбы и беспорядочной охоте на морских зверей наносился огромный ущерб морским животным. Непоправимый вред морскому животному и растительному миру наносит загрязнение вод океана. Известно множество случаев, когда от нефтяных загрязнений погибают рыбы, мелкие и крупные морские животные, птицы. Используя в пищу рыбу, выловленную в районах сброса химических отходов, люди заболевают. В Японии, например, от такой рыбы нередки смертельные случаи среди людей. И тем не менее многие фирмы продолжают захоронять на дно радиактивные отходы промышленности. Если не прекратится загрязнение вод, человечество окажется перед катастрофой. Учªные давно предупреждают: в случае дальней-шего загрязнения океан может погибнуть. Чтобы спасти океан, надо сделать его чистым и безопасным для всего живого. Обширные пространства пустынь богаты солнцем, но лишены воды. Они издавна считались непригодными для жизни человека. Однако несмотря на огромные трудности, люди отвоªвывали землю у пустыни. Они рыли каналы, орошали землю и создавали среди пустыни цветущие оазисы. Конечно, обживать эти земли было нелег-ко. Успешное освоение пустыни началось лишь в XX веке. Недостаточно отвоевать землю у пустыни, нужно увеличить запасы воды для орошения. С этой целью за короткий срок на реках построены водохранилища. Воды Сырдарьи теперь орошают Голод-ную степь, которая превратилась в один из значительных хлопковод-ческих районов Узбекистана. Вода нужна не только сельскому хозяйству. В пустынях найде-ны запасы полезных ископаемых, созданы новые промышленные посªлки, проложены дороги, трубопроводы. Хотя вода очень нужна в пустыне, она не всегда здесь благо. При неумелом использовании она приносит много бед. Из глубины почвы при избытке воды поднимаются растворенные соли, что вызывает заболачивание и засоление земли, и на много лет почва становится бесплодной. Поэтому освоение пустынь следует вести научно обоснованно. Несмотря на то что осваивать пустыню трудно, всª же необ-ходимо разумно использовать еª в целях улучшения окружающей человека среды.
Задание 35. Расскажите какую-нибудь историю из своей жизни, которую можно закончить словами: 1. Это был человек, на которого я хотел(а) быть похожим(ей). 2. Этой совет я запомню на всю жизнь. 3. Потом мы долго смеялись, когда вспоминали этот случай. 4. Так у меня начался новый год. 5. Этот день рожденья я буду долго помнить.
Задание 36. Расскажите о художественном произведении (книге, фильме), которое произвело на вас сильное впечатление по следующему плану. 1. Название, главные герои произведения. 2. Место и время действия. 3. Краткое содержание. 4. Что именно вам понравилось, что поразило в этом произ-ведении.
Задание 37. Прочитайте данные ниже высказывания, до-полняя своими комментариями. Приведите примеры, которые иллюстрируют, доказывают правильность этих высказываний. 1. Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Н.Островский
2. Наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. И.Павлов
3. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли. А.П.Чехов
Задание 38. Ïðî÷èòàéòå ñîâåòû ìóäðûõ è ñêàæèòå, êàê âû èõ ïîíèìàåòå. Åñëè òû ñ÷èòàåøü ñåáÿ äîñòîéíûì çâàíèÿ ÷åëîâåêà, òî òû íå äîëæåí ïðåíåáðåãàòü äåëîì, ñ÷èòàòü åãî ÷óæèì. Åñëè òû ÷òî-íèáóäü äåëàåøü, äåëàé ýòî õîðîøî. Åñëè æå òû íå ìîæåøü èëè íå õî÷åøü äåëàòü õîðîøî, ëó÷øå ñîâñåì íå äåëàé. Ñîçäàâàé ïðîáëåìû äëÿ ñåáÿ, åñëè ýòî â òâîåì õàðàê-òåðå, íî íå íàäî èõ ñîçäàâàòü äëÿ îêðóæàþùèõ.
Задание 39. Ответьте на вопросы. 1. В чем причина трагедии Аральского моря? Почему это море погибает? Почему аральская проблема относится к глобальным? 2. Опустынивание – деградация земель – происходит в разных климатических зонах в разных странах. Этот процесс влияет на запасы пресной воды, сохранение животного мира, усиливает нищету и нестабильность. Почему эту проблему нужно решать всем странам общими силами?
![]() |