![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
СОВЕРШЕННАЯ (ЧИСТАЯ) КОНКУРЕНЦИЯ
В рыночной экономике выделяют четыре вида конкуренции, соответствующие четырем типам рынков, моделям рыночного поведе-ния конкурирующих субъектов: совершенную (чистую) и монополис-тическую (несовершенную) конкуренции, олигополию и монополию. Идеальный вариант рынка представляет собой совершенная (чистая) конкуренция. Это ситуация, при которой на рынке действует так много покупателей и продавцов идентичных, однородных товаров, что ни один из них не в состоянии контролировать цены на товары или объем продаж. Множество мелких фирм действуют на рынке разобщенно, разрозненно, на свой страх и риск, что исключает возможность ценового сговора. Использовать метод ценовой конкуренции индивидуальный товаропроизводитель не в состоянии в силу мизерности доли своего предложения, его удел - "согласиться с ценой", стихийно формируемой рынком. А преобладание однородной, стандартной продукции лишает возможности развивать неценовую конкуренцию, ибо различия в качестве реализуемых товаров, их рекламе и сбыте практически отсутст-вуют. Потребителю просто безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает продукцию. Большинство экономистов считает, что совершенной, чистой, свободной конкуренции не существует и никогда не было в мире, ее изучают только в интересах теоретического анализа.
Прочитайте текст, дайте определение понятия несовершен-ная (монополистическая) конкуренция.
НЕСОВЕРШЕННАЯ (МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ) КОНКУРЕНЦИЯ
Этот вид конкуренции представляет собой рынок с большим чис-лом продавцов, предлагающих схожую, но не идентичную продукцию. Дифференциация предлагаемых товаров затрагивает их качество, внешний вид, дизайн и другие показатели, благодаря чему у покупателя складываются ценовые предпочтения. Так, шоколад "Марс" или "Сникерс" вследствие особых вкусовых качеств пользуется повышенным спросом по сравнению с обычным шоколадом. Поэтому их фирмы-изготовители обладают моно-польной властью, повышая или понижая на свой товар цену в зави-симости от действий конкурентов. Признаки несовершенной конкурен-ции просматриваются в розничной торговле, в легкой и пищевой промышленности, в производстве товаров народного потребления.
Прочитайте текст, дайте определение понятия «Олигополия». ОЛИГОПОЛИЯ Олигополия - рынок, где господствуют несколько крупных продавцов, продукция которых может быть как разнородной (автомобили, например), так и однородной (сталь, медь, никель). Вступление новых фирм в отрасль затруднено высокой стоимостью выхода на рынок или патентной защитой. Классические олигополии образуются тремя-пятью произво-дителями. Так, в автомобильной промышленности США господствует "большая тройка": "Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер". Особенностью олигополии является взаимозависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию, причем формы значительного контроля над ценой разнообразны (например, тайный сговор о фиксации цен, лидерство в ценах, гонка за лидером и др.).
Прочитайте текст, дайте определение понятия «Монополия». МОНОПОЛИЯ
Монополия (от греческих слов "Монос" - один, "полео" - продаю; - исключительное (монопольное) право на какой-либо вид деятельности, принадлежащее одному лицу, фирме или государству. Чертами монополии являются наличие единственного продавца - монополиста; монополизированный товар (нет аналогов и заменителей), отчего покупатель платит назначенную цену либо обходится без этого товара; закрытость рынка для выхода на него других конкурентов. Монополия по своей природе - сила, подрывающая конкуренцию и рынок путем установления диктата производителя над потребителем. Она ведет к застою в производстве в силу невосприимчивости к нова-циям и достижениям научно-технического прогресса. Однако конкуренция и монополия не исключают друг друга, их про-тиворечивая связь, объективно обусловленная реальностью хозяйственной практики, напоминает спортивную борьбу по перетягиванию каната. Чтобы ограничить монополию, государство вводит антимоно-польное законодательство. Прочитайте текст, скажите, какие показатели характеризуют уровень жизни и еª качество. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И ЕЕ КАЧЕСТВО
О состоянии и успехах экономики судят по тому, как живут люди. Ка-чество жизни - общее представление об условиях жизни людей, о том, насколько они ими довольны, что дает им жизнь. При этом качество жизни характеризуется не количественными показателями, а такими оценками, как высокое, удовлетворительное, низкое. Уровень жизни - характеристика количественной меры благосостоя-ния людей, составляющей материальную основу их жизни. Он не может быть выражен одним обобщающим показателем и определяется системой параметров. Во-первых, таким показателем является структура и уровень потребления основных видов материальных благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека в год. Чтобы понять, насколько реальный уровень потребления, например, продуктов питания, соот-ветствует потребностям людей, его сравнивают с выработанными фи-зиологами нормативами потребления. При сопоставлении данных расчетов с нормативами делается соответствующий вывод об уровне жизни. Об уровне жизни, во-вторых, судят и по денежным доходам населе-ния. Важно, чтобы доход превышал прожиточный минимум, рассчитанный в соответствии с потреблением каждым человеком необходимого набора благ и услуг, называемого потребительской корзиной. Если до-ход меньше прожиточного минимума, значит человек живет за чертой бедности. Наконец, специфическими показателями уровня жизни могут быть средняя продолжительность жизни, количество свободного време-ни, исполъзуемого человеком по своему желанию. Уровень жизни и ее качество проявляются прежде всего в удов-летворении потребностей человека. Потребности человека - это одна из первичных экономических категорий, играющих ключевую роль в понимании движущих мотивов деятельности. Потребности по своей природе подразделяются на две группы: во-пер-вых, первичные, физиологические (потребности в пище, воде, сне, жилье, безопасности, здоровье); во-вторых, духовные, носящие сугубо индивидуаль-ный характер - потребности в успехе, в знаниях, информации, уважении, власти, в признании окружающими, в красоте, любви и т.п. Модель мотивации поведения через потребности примерно такова: недостаток чего-либо, т.е. потребность определяет мотивы, побуж-дающие человека к деятельности. По достижении цели оцениваются результаты удовлетворения потребности. В обществе объективно дейст-вует закон возвышения потребностей, согласно которому по мере развития цивилизации запросы растут, приобретают качественно более высокий уровень. В последние годы в мировой практике для опреления уровня, а значит, и качества жизни стали пользоваться индексами общественного развития страны, объединяющими в себе многие социально-экономические показа-тели, включающие образовательный уровень населения, продолжительность жизни, продолжительность рабочей недели и т.п. На основании индексов общественного развития, опубликованных в Докладе программы ООН по развитию людских ресурсов (1993), самый высокий индекс общественного развития имеют Япония, Канада, Норвегия, Швейцария, Швеция, США. Самой богатой страной планеты признана Швейцария (богатство страны определялось по долларовому эквиваленту среднестатистической зарп-латы), самой удобной в мире страной названа Дания (здесь учитывается достаток, чистота улиц, расположение магазинов, уровень здравоохранения, преступность и т.д.).
![]() |