![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОЙ БИРЖИ
Фондовая биржа – особым образом организованный рынок цен-ных бумаг. Она имеет длительную историю развития. На протяжении более чем четырех столетий менялись как формы организации биржевой торговли ценными бумагами, так и роль самой биржи в экономической и политической жизни общества. Предшественницами бирж были ярмарки, которые в ходе своего развития постоянно совершенствовали механизм торгов. В XV веке большую известность получили ярмарки Венеции, Генуи, Флоренции. Параллельно с ними начали развиваться и товарные биржи. В 1531 году была создана товарная биржа Антверпена, в 1566 году - Лондона, в 1608 году - Амстердама. Рождение первой фондовой биржи ученые-историки относят к 1592 году, когда в Антверпене был опубликован список цен на ценные бумаги, продававшиеся на бирже. В конце XVI-XVII веков на биржах появился новый товар - государственные ценные бумаги, а с возникновением английской Ост-Индской и голландской Вест-Индс-кой компаний на биржах появляются первые акции. В 1792 году в Соединенных Штатах была создана Нью-Йоркская фондовая биржа - крупнейшая из всех бирж мира. Вслед за ней - ряд фондовых бирж Европы. Экономисты считают, что первый этап развития фондовых бирж продолжался 200 лет. Но уже тогда биржи играли значительную роль в экономике наиболее развитых стран. Биржевые операции способствовали расширению международной торговли, ускорению первоначального накопления капитала и, тем самым, переходу от феодального способа производства к развитому рыночному обществу. Большие изменения имели место в последние 50 лет XX столе-тия. В этот период появился ряд новых крупных центров биржевой торговли в странах Юго-Восточной Азии, набрала силу интер-национализация биржевых систем различных стран. Особую роль приобретают фондовые биржи в молодых неза-висимых государствах, вступивших на путь рыночных преобразо-ваний. В этих странах биржи являются инструментом приватизации и разгосударствления экономики. Именно на биржевых площадках осуществляется первичная распродажа акций компаний, созданных на базе приватизированных предприятий.
(И.Бутиков «Рынок ценных бумаг»). Задание 4. Прочитайте текст, составьте к нему вопросный и назывной планы, кратко перескажите его содержание. БАНК РАЗВИТИЯ ЯПОНИИ В апреле 1951 года на финансовом рынке Японии появился новый институт – Банк развития Японии, полностью принадлежащий правительству. Банк развития Японии как финансовый институт был ориен-тирован на предоставление долгосрочных кредитов и на инвестиции в рамках государственных программ, независимо от форм собственности организаций. Основные направления деятельности банка менялись в зависимости от государственной политики. Так, в начале 1950-х годов перед страной стояли задачи после-военного восстановления экономики, слома старой системы управления экономикой. Главными целями государственной политики на том этапе были создание и развитие базовых, фундаментальных отраслей, позволяющих формировать независимую экономику страны. В конце 50-х и начале 1960-х годов правительство Японии выдвигает новые цели: догнать развитые страны и выровнить социаль-но-экономические различия между регионами. Для их достижения к приоритетным направлениям деятельности банка развития были отнесены производство синтетического волокна, строительство АЭС, машиностроение и электроника. В конце 60-х и начале 70-х годов правительство Японии выбирает главными целями государственной политики ускоренное развитие общества, социальное обеспечение и дальнейшее развитие промыш-ленных отраслей. В этот период внимание банка развития направляется на городское развитие, частные железные дороги, модернизацию системы товарообращения, освоение земель под жилые здания, борьбу с загрязнением окружающей среды, учреждения социальной поддержки, новые технологии, компьютеры отечественного производства, обору-дование для АЭС. На конец 1990-х и начало XXI века центральными задачами государственной политики Японии стали улучшение структуры доходов населения и участие в решении общемировых проблем окружающей среды. Более конкретные цели – компьютеризация рабочих мест, улуч-шение профессиональной подготовки кадров и снижение безработицы. Обширная, многофункциональная деятельность Банка развития Японии позволяет правительству обеспечивать решение комплекса социально-экономических и экологических проблем, возникающих перед страной.
(Журнал «Экономическое обозрение») Задание 5. Прочитайте текст и, опираясь на использованные временные конструкции, расскажите об основных этапах жизни Кэрриера.
КОРОЛЬ ХОЛОДА
Уиллис Кэрриер родился 26 ноября 1876 года под Нью-Йорком. Он был единственном ребенком в семье, но родители не баловали его, а наоборот, мать его была очень строгой, и чуть ли не единственным развлечением мальчика были учебники и умные книги. Он блестяще окончил среднюю школу и был принят в Кор-нельский университет. Он получал стипендию, но её едва хватало на оплату комнаты и пропитание, поэтому Уиллис косил лужайки, кочегарил, работал в студенческой прачечной. В 1901 году Кэрриер получил степень магистра инженерных наук и устроился на работу. В компании ему поручили разработку нагревательных систем для сушки лесоматериалов и кофе. Системы были разработаны в кратчайшие сроки, и компания заработала на них 40 тысяч долларов. Об увлеченности Кэрриера изобретательством ходили легенды. Его внешний вид абсолютно соответствовал образу учёного не от мира сего. Однажды кто-то заметил, что он пришел на работу в разных носках, не редкостью были и незашнурованные туфли. Однажды его знакомый, менеджер, рассказал Кэрриеру, что один бруклинский предприниматель, владелец типографии, приобрел самое совершенное оборудование, а хорошего качества добиться не может, потому что от работы машин воздух в цехе нагревается, краски плывут, формы тоже. «Не проблема»! – сказал Кэрриер и засел за чертежи. Вскоре он показал печатнику схему агрегата, позволяющего контролировать влажность и температуру воздуха в помещении и назвал его «Аппарат для обращения с воздухом». Заказы посыпались один за другим. Сначала полиграфисты, потом владельцы хлопковых заводов. В 1907 году был получен заказ от японского шелкового завода в Йокагаме, компания получила большую прибыль, а зарплату Кэрриерру не увеличила. У изобретателя произошёл конфликт с компанией: маленькая зарплата, плохие условия работы. Зимой 1914-го года инженерный отдел, где работал Кэрриер, был распущен. Кэрриер решил начать собственный бизнес. Это случилось в 1915 году. Он, его друг и ещё пять молодых инженеров собрали нужную сумму и создали компанию. Первый заказ был получен от богача из Миннеаполиса. Кэрриер уменьшил объём и мощность, улучшил дизайн, и скоро на вилле заказчика был установлен первый бытовой кондиционер. Шёл 1924 год. Кондиционеры покупали миллионеры, отели, магазины и даже театры. В 1928-1929 годах кондиционеры Кэрриера были установлены в здании Конгресса. На Всемирной выставке 1939 года вокруг кондиционеров собиралась масса народу, а у стенда стоял сам Кэрриер и объяснял, и показывал, как пользоваться устройством, регулирующим влажность, температуру и качество воздуха в помещении. Задание 6. Прочитайте текст. Обратите внимание на употребление временных конструкций. Ответьте на вопросы к тексту. М.В.ЛОМОНОСОВ
Знаменитый русский ученый, основатель Московского уни-верситета, Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в небольшой деревне на берегу Белого моря. Его отец был крестьянин-рыбак. Мальчик очень хотел учиться, но в то время крестьянских детей в школы не принимали. Когда ему было 10 лет, он научился читать и писать. Когда ему исполнилось 19 лет, он отправился в Москву учиться. Почти весь путь от Белого моря до Москвы он прошªл пешком. В Москве Ломоносову удалось поступить в Духовную академию. Он изучал там работы древних и западноевропейских ученых и философов. В 1735 году Ломоносова послали в Петербургский университет. Там он учился восемь месяцев. Затем его послали на несколько лет за границу. За границей Ломоносов изучал физику, механику, мате-матику, химию и написал несколько работ по физике и химии. Через четыре года Ломоносов вернулся в Петербург и стал преподавать в университете. 1. Когда родился М.В.Ломоносов? 2. Когда он научился читать и писать? 3. Когда он отправился учиться в Москву? 4. Когда Ломоносова послали учиться в Петербургский уни-верситет? 5. Когда его послали учиться за границу? 6. Когда Ломоносов вернулся в Россию? Задание 7. Задание Прочитайте предложения, найдите в них временные конструкции. 1. Москва была основана в 1147 ом году. 2. М.В.Ломоносов родился в 1711 ом году. 3. А.Навои родился в феврале 1441 ого года. 4. Узбекистан стал независимым государством в сентябре 1991 ого года. 5. А.С. Пушкин родился 6 ого июня 1799 ого года. 6. Известный среднеазиатский ученый Беруни родился 4 ого сентября 973 его года.
Задание 8. Ответьте на вопросы, используя словосочетания из скобок. 1. Когда начали пользоваться вилкой? (XVI век). 2. Когда родился аль-Хоразми? (790 год). 3. Когда открылся УзНУ? (сентябрь 1920 года). 4. Когда было закончено строительство Большого Ферганского канала? (27 декабря 1939 года). 5. Когда был совершен первый в Узбекистане и Средней Азии прыжок с парашютом? (28 октября 1912 года). Задание 9. Ответьте на вопросы. 1. Когда вы родились? (число, месяц, год). 2. Когда вы поступили в институт? (год). 3. Когда вы окончите институт? (год). 4. Когда Узбекистан празднует День независимости? (число, месяц). 5. Когда наступило третье тысячелетие? (число, месяц, год). Задание 10. Восстановите предложения, употребляя конструкции времени и используя слова, данные в скобках. 1. … учёный Кулон открыл закон силы взаимодействия электрических зарядов (1785 год). 2. … русский физик и электрик Якоби построил новый электродвигатель (1838 год). 3. … русский учёный Попов изобрёл радио (XIX век). 4. Великий физик Исаак Ньютон жил … (XVIII век). Задание 11. Прочитайте текст. Найдите конструкции времени. Ответьте на вопросы к тексту. В конце XIX века начали проводить первые телефоны, начал работать телеграф. Стали говорить: мы живём в век пара. Но всё чаще и чаще в своих разговорах современники поправляли друг друга: не в век пара, а в век электричества. С переходом в XX век наступила эпоха новых открытий. Откры-лись первые кинематографы. Поехал автомобиль. Взлетел самолёт. Стали говорить: живём в век двигателя внутреннего сгорания. Появились первые радиоприЄмники в квартирах. Начали писать и говорить: мы живём в век радио. Всё стремительнее делались открытия. Заговорило кино. Наступил период освобождения внутренней энергии атомного ядра. Мы стали говорить, что живём в век атома. Но это не последний из «веков», известный нам: человек уже стоит обеими ногами в веке электроники и автоматики. В эпоху научно-технической революции резко возросло количество научных открытий и изменений в технике, к которым приводят открытия. 1. Когда начали работать первые телефон и телеграф? 2. Как называли свою эпоху люди в конце XIX века? 3. Когда наступила эпоха новых открытий? 4. Как стали называть эту новую эпоху? 5. Какое выражение часто употребляли, когда появились первые радиоприёмники? 6. В каком веке мы живём сейчас? Задание 12. Ответьте на вопросы, используя словосочетания данные в скобках. 1. Когда была открыта Америка? (век великих географических открытий). 2. Когда космонавты десятки раз выполняют одни те же операции, что и находясь в полёте? (период подготовки к полётам). 3. Когда образовалось древнерусское государство? (эпоха зарождения феодального общества). 4. Когда в Сибири жили предки современного человека? (период позднего палеолита). 5. Когда в России были созданы первые медицинские и военно-инженерные школы? (годы царствования Петра I). 6. Когда были проведены важные астрономические наблюдения? (год спокойного Солнца).
Задание 13. Перепишите предложения, раскрывая скобки и ставя данные в них обстоятельства времени в нужной форме. 1. ….. в Великобритании была безработица, на мелких фирмах было создано около 1 млн рабочих мест (середина 80 х годов). 2. История большого бизнеса своими корнями уходит ….. (конец XIX века). 3. …. Япония обогнала США по общему годовому выпуску автомобилей … (начало 90 х годов ). 4. …. американская компания «Нобиско» стала крупнейшей корпорацией в области производства пищевых продуктов (конец 1989 ого года). 5. Рисковый бизнес начал своЄ развитие …. (конец 70 х годов). 6. … крупные американские фирмы начали разрабатывать новые виды микроэлектронных приборов (80 е годы). Задание 14. Передайте содержание данных предложений, употребляя конструкции времени с предлогом «на» Образец: В зимние каникулы я ездил в Москву, где пробыл 5 дней. В зимние каникулы я ездил в Москву на 5 дней.
1. На заседании объявили перерыв, который продолжался 10 минут. 2. Я составил интересный план, который должен выполнить в течение лета. 3. В комнате стало холодно и сыро, хотя окно было открыто всего 5 минут. 4. По дороге на родину я хочу заехать в Бухару и пробыть там хотя бы 1 день. 5. Я включил телевизор, чтобы посмотреть информационную программу «Ахборот», которую передают полчаса, с 19 часов до 1930. 6. К моему соседу приехал брат. Он пробудет у него две недели. 7. Мой отец уехал в командировку, через 5 дней он вернётся домой. 8. Сосед дал мне новый роман, который я должен прочитать за 2 дня. Задание 15. Ответьте на вопросы по образцу, используя слова из скобок. Образец:– Ты уходишь в институт? (весь день). – Да, на весь день. 1. Вы уезжаете в командировку? (неделя). 2. Ваш брат уехал за границу? (целый год). 3. К тебе приехали родители? (один день). 4. Ты узнал расписание? (вся неделя). 5. Ты уходишь? (два часа). 6. Уже есть расписание занятий? (три дня, понедельник, вторник, среда). 7. Рейс отложили? (неопределенное время).
Задание 16. Ответьте на вопросы по образцу, используя слова из скобок. Образец: -Сегодня наш врач принимает? (8-13 часов). -Да, с 8-ми до 13 часов. 1. В среду можно попасть к зубному врачу? (13 - 18 часов). 2. Ближайшая от нас аптека сегодня открыта? (8-14 ч., 15-19 ч.). 3. ЖЭК сегодня работает? (8-18 ч. без перерыва). 4. Сегодня ты будешь на конференции? 10-13 ч., 15-17 ч.). 5. Завтра ты будешь в институте? (как всегда, 15-19 ч.). 6. В субботу библиотека работает как обычно? (8-19 ч., 13-17 ч). Задание 17. Ответьте на вопросы по образцу. При ответе употребите предлоги с ... до, от ... до. Образец:Когда работает универсальный магазин? Универ-сальный магазин работает с одиннадцати до восьми. 1. Когда работает книжный магазин? 2. Когда работает продовольственный магазин? 3. Когда работает булочная? 4. Когда бывает перерыв в промтоварном магазине? 5. Когда бывает перерыв в продовольственном магазине? 6. Когда работает музей? 7. Сколько времени продолжаются занятия?
Задание 18. Ответьте на вопросы, опираясь на информацию, данную справа.
Задание 19. В данных предложениях вместо предложной конструкции, выражающей время, употребите беспредложную конструкцию. Обратите внимание, как меняется вид глагола. Образец:Я написал это упражнение за полчаса. Я писал это упражнение полчаса. 1. Я написал это упражнение за полчаса. 2. Мы выполнили эту работу за три недели. 3. Рабочие построили этот дом за восемь месяцев. 4. Он изучил эту проблему за год. 5. Художник нарисовал картину за пять месяцев.
Задание 20. Выберите из скобок нужное словосочетание и вставьте вместо точек. 1. Я решал задачу ... (два часа, за два часа). 2. Студенты написали курсовую работу ... (три месяца, за три месяца). 3. От моего дома до центра можно доехать ... (тридцать минут, за тридцать минут). 4. Мой товарищ изучал русский язык ... (два года, за два года). 5. Она прочитала этот роман ... (две недели, за две недели).
Задание 21. Ответьте на вопросы. 1. За какое время вы проплывёте 50 метров? 2. За какое время вы пробежите 100 метров? 3. За какое время вы пройдёте пешком 1 километр? 4. За какое время вы сделаете это, если устали? Задание 22. Ответьте на вопросы, используя слова, стоящие справа и образуя беспредложную конструкцию или словосоче-тание с предлогом в. 1. Когда началась лекция? час Сколько времени продолжалась лекция? 2. Когда началось занятие? два часа Сколько времени продолжалось занятие? 3. Когда вы отдыхаете? три часа Сколько времени вы отдыхаете? Задание 23. Ответьте на вопросы, употребляя данные в скобках словосочетания. Образец:Когда (как часто) у вас бывает семинар по истории? (каждая неделя). Каждую неделю у нас бывает семинар по истории. 1. Часто ли вы ходите в театр? (каждое воскресенье). 2. Как часто вы ездите на юг? (каждое лето). 3. Часто ли у вас бывает практика? (каждый год). 4. Часто ли вы занимаетесь русским языком? (каждый день).
Задание 24. Ответьте на вопросы, используя словосочетания, стоящие в скобках. Образец:Сколько времени вы жили в кишлаке? (всё лето) Я жил в кишлаке всё лето. 1. Сколько времени вы жили у бабушки? (всё лето). 2. Сколько времени его не было дома? (целый год). 3. Сколько времени ты учил это стихотворение? (целый день). 4. Сколько времени вы гуляли по городу? (весь день). 5. Сколько времени он читал эту книгу? (вся неделя). Задание 25. Перепишите предложения. Вместо точек вставь-те подходящие по смыслу словосочетания, данные справа. 1. Мы были в театре ... через четыре часа. Мы ушли домой.... четыре часа,
2. Спектакль продолжался ... три часа. ... Спектакль окончился.... через три часа.
3. Он ждал друга ... через двадцать минут. Он ушЄл.... двадцать минут, ... 4. Я буду писать эту статью ... месяц, ... Я сдам её в журнал.... через месяц.
Задание 26. Вставьте слова, данные справа в нужном падеже с предлогом после или через.
Задание 27. Перепишите предложения. Вместо точек вставьте предлоги в, через, до, после. Слова, стоящие в скобках, употребите в нужной форме. 1. Лекция начнётся ... (три часа). 2. ... (начало) лекции осталось полчаса. 3. Лекция будет продолжаться (два часа). 4. ... (два часа) у нас будет перерыв. 5. Перерыв продлится (тридцать минут). 6. ... (перерыв) будет урок русского языка. 7. ... (обед) осталось сорок минут. 8. ... (два часа) я пойду обедать. Задание 28. Ответьте на вопросы, используя слова из скобок и употребляя подходящие по смыслу предлоги. 1. Когда наступило третье тысячелетие? (2001 год). 2. Когда вы будете защищать курсовую работу? (следующая неделя). 3. Когда ваша группа идет в музей? (занятия). 4. Когда начался дождь? (утро). 5. Когда у вас начинается зачетная сессия? (неделя). 6. Когда вы встречались с друзьями? (суббота). 7. Когда вы поедете домой? (праздник). Задание 29. Прочитайте текст, раскрывая скобки и ставя обстоятельства времени в нужной форме. Накануне (вторая мировая война) один из вице-президентов Станфордского университета в США Ф. Герман заметил двух талантливых студентов - изобретателей. Он посоветовал им заняться производством осциллографов, изобретенных ими. Ф. Герман даже вошел в общее дело, дав перспективным студентам в качестве первоначального капитала 538 долларов. Из этой суммы Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард взрастили корпорацию, занимающую 49-е место в списке 500 крупнейших корпораций США. Почти 70 тыс. человек выпускают сегодня широко известные в мире компьютеры фирмы «Хьюлетт-Паккард», а основатели фирмы стали одними из богатейших людей планеты. Другой пример ученых-предпринимателей. Четыре молодых инженера из Калифорнии, каждому из которых не было и 30 лет (1984 год) основали мелкую фирму по производству компьютеров «Сан макросистемз». Всего (четыре года) фирма выросла до уровня кор-порации, занявшей (1988 год) 463-е место в списке 500 крупнейших компаний США. Ее продажи превысили объем 0,5 млрд. долл., дока-зав всем, что грамотные предприниматели вполне могут увеличить торговый оборот компании за несколько лет на 156%, а прибыли поднять в 3 раза.
Задание 30. Перепишите предложения, подчеркните конструкции с временным значением. 1. При составлении программы особое внимание было уделено развитию сети бытовых объектов. 2. До изобретения пароходов в мореплавании пользовались исключительно парусным флотом. 3. Во время самостоятельного воздействия сил природы на предмет труда стоимость и прибавочная стоимость не создаются. 4. С появлением воды в степи началось освоение целинных земель. 5. После окончания института уеду работать в Самарканд. Задание 31. Замените выделенные слова близкими по значению, употребив существительные время, момент, дни, годы. 1. Когда он учился в школе,он серьезно изучал историю. 2. Победители олимпиады волновались, когда им вручали дипломы. 3. Когда мы были в Самарканде, мы познакомились со многими достопримечательностями. 4. Когда был туман,теплоходы не выходили в море. 5. Когда наступили жаркие дни,все стали выезжать за город. 6. Когда проходил кинофестиваль,в кинотеатрах города была организованы встречи с известными актёрами и режиссёрами.
Задание 32. Расскажите, опираясь на вопросы о том, как вы изучаете русский язык. 1. Сколько лет вы изучали русский язык в школе? 2. Как проходили ваши занятия по русскому языку? 3. Как долго вы будете изучать русский язык в институте? 4. По каким дням у вас бывают занятия по русскому языку? 5. Когда начинается занятие по русскому языку? 6. Какие задания вы выполняете на этих занятиях? 7. Чем вас привлекает русский язык? Почему вы хотите овладеть им (изучить его)? 8. Как вы думаете, сколько времени вам потребуется, чтобы изучить русский язык в совершенстве? Задание 33. Прочитайте предложения, выделите временные ПП, назовите союзы временных ПП. Задайте вопросы к временным ПП. 1. Сегодня, когда переxод к рыночным отношениям в нашей стране официально признан неизбежным, к сожалению, многие граж-дане нашей страны недостаточно осведомлены о преимуществах и недостатках рыночной экономики. 2. До того как Карим поступил в институт, он работал в коммерческом банке. 3. Саид консультиро-вался со специалистами, прежде чем он сдал статью в печать. 4. Пока Баходыр учился в институте, он занимался спортивной гимнастикой. 5. До тех пор, пока я не закончу срочную работу, я никуда не пойду. 6. С тех пор, как был образован ТФИ, он подготовил значительное количество высококвалифицированных специалистов для финан-совых и кредитно-учетных учреждений. 7. Я пойду домой только после того, как закончу все дела. 8. Как только прозвенел звонок, зрители заняли свои места в зале.
Задание 34. Прочитайте предложения. Переведите их. Уточ-ните значение союзов. 1. Когда научный сотрудник проводил опыт, лаборант помогал ему. 2. Пока проводился опыт, все записывали условия эксперимента. 3. Пока не вырастут новые производительные силы, не возникнет вопроса о переходе к новому способу производства. 4. По мере того, как растет производительность труда, снижает-ся себестоимость продукции.
Задание 35. Из двух простых предложений составьте СПП с придаточным времени, используя союзы когда, пока. 1. Ломоносов работал в Академии наук. Ломоносов добивался открытия Московского университета. 2. Ломоносов переводил на русский язык книги зарубежных учёных. Ломоносов ввёл много новых научных терминов. 3. На севере Казахстана шёл снег и бушевали метели. На юге страны начинались полевые работы. 4. Менделеев создал свою периодическую систему. Понятия о строении атома ещё не существовало. 5. Космонавты будут находиться в полёте к дальним планетам. На Земле пройдут десятки лет. 6. Жители Земли будут находиться в длительном космическом полёте. Жизнь на корабле будет поддерживаться с помощью экологической системы.
Задание 36. Дополните СПП придаточной частью, употреб-ляя союзы пока и пока не. 1. Я ничего не знал об истории института, в котором сейчас учусь, … . 2. Я не мог ответить на ваше письмо, …. 3. Мы стояли на остановке, … . 4. На космодроме Байконур журналисты не спали 2 суток, … . 5. Она очень волновалась, … .
Задание 37. Ответьте на вопросы СПП с придаточным вре-мени, используя информацию, данную справа и употребляя сою-зы когда, как только, пока.
Задание 38. Закончите СПП, подбирая подходящие по смыслу предложения. 1. Мы вышли из дома, когда ... . 2. Студенты вошли в аудиторию, когда ... . 3. Когда он сдал все экзамены, ... . 4. Когда группа альпинистов была готова к подъªму на вершину горы, ... . 5. Стало уже совсем темно, когда ... . 6. Когда мы собрались вместе, ... Задание 39. Восстановите предложения, употребляя глагол нужного вида из данных в скобках. Пока на месте падения космического тела в районе Тунгуски в Сибири на площади в несколько тысяч квадратных километров ... лес, в Европе на несколько дней ... светлые ночи (гореть - сгореть; наступать - наступить). 2. Пока из далёких галактик ... к нам луч света, на Земле ... геологические периоды, ... и ... материки (лететь - долететь; сменяться - смениться; подниматься - подняться; опускаться - опуститься). 3. Человеческий организм живёт, пока ... клетки коры головного мозга (сохраняться - сохраниться). 4. Пока существовал родовой строй, все вопросы ... народное собрание (решать - решить). Задание 40. Спишите предложения, вставляя из скобок глагол нужного вида. 1. Когда я (уезжал, уехал), товарищи зашли ко мне проститься. 2. Когда мы (прощались, простились), он обнял меня и пожелал счастливого пути. 3. Когда (раздаваться, раздаться) звонок, я пошел открывать дверь. 4. Когда товарищ вошел в комнату, он сразу (видел, увидел) ее и (улыбался, улыбнулся). 5. Когда отец (садился, сел) заниматься, дети уходили в другую комнату. Задание 41. Ответьте на вопросы СПП, используя пред-ложения, данные справа, употребляя нужный союз.
Задание 42. Прочитайте предложения. Переведите их. Уточ-ните значение союзов. 1. До тех пор пока бумажных денег было немного, они функционировали в обороте нормально. 2. Прежде чем выполнить работу, нужно убедиться в подготов-ленности материала. 3. С тех пор как я закончил школу, прошло пять лет. 4. До того как он поступил в институт, он учился в лицее. 5. Перед тем как приступить к написанию дипломной работы, студенты были на практике. 6. За несколько часов до того как начался экзамен, препода-ватель провªл последнюю консультацию. 7. Экзамен начался через полчаса после того, как пришªл преподаватель. Задание 43. Прочитайте СПП. Составьте вопросы к прида-точным предложениям. Перестройте предложения, меняя порядок следования главного и придаточного предложений. 1. После того как была создана теория клеток, естествознание сделало гигантский шаг вперёд. 2. Как только появился микроскоп, клетка стала объектом внимания многих учёных. 3. До того как был открыт радий, никто не знал об огромной энергии, заключённой в ядре атома. Когда космонавты спят в космическом корабле, их слух продолжает работать, хотя и вполсилы.
Задание 44. Дополните СПП главными предложениями. 1. Прежде чем провести опыт, …. 2. До того как вы решите, по какой теме вы будете писать курсовую работу, … 3. Перед тем как ехать на вокзал, …. 4. Прежде чем идти на выставку, … 5. Перед тем как вы поедете на практику, … 6. До того как вы решите, какой второй иностранный язык вы будете изучать, … 7. Прежде чем идти на просмотр фильма, о котором вы ничего не слышали раньше, …. Задание 45. Дополните СПП придаточной частью. 1. …, изучите литературу по теме. 2. …, в фойе театра купите программу. 3. …, познакомьтесь с составом играющих команд. 4. …, сходите на консультацию к врачу. 5. …, спросите у преподавателя, какие книги понадобятся вам в течение учебного года. 6. …, познакомьтесь с дополнительной литературой по изучен-ной теме.
Задание 46. Из двух простых предложений образуйте СПП, употребляя нужные союзы. 1. Появилась частная собственность и классы. Исчез перво-бытнообщинный строй. 2. Совершились буржуазные революции в Англии и Франции. Развитие капитализма пошло быстрее. 3. Совершился переход от каменных орудий производства к металлическим. Повысилась производительность труда. 4. Ледниковый период окончился. Море затопило прибрежную часть материков. 5. Шла подготовка к старту. Между ракетой и Землёй шёл деловой разговор. 6. Первобытный человек был таким же рабом стихийных сил природы, как и все другие животные. Открыл замечательные свойства огня. 7. Археологи не могли начать поиск остатков городов на морском дне. Изобрели акваланг. Задание 47. Передайте содержание простых предложений СПП с придаточной частью времени. 1. С появлением лазера стала реальной передача световых сигналов в мировое пространство. 2. При составлении прогноза погоды данные, полученные при помощи метеоспутников, имеют немаловажное значение. 3. После исследований Солнца учёные получили сведения о температуре, химических и физических свойствах его вещества. 4. До создания центра ядерных исследований Дубна была небольшим посёл-ком. 5. При совпадении спроса и предложения цена товара определяется соотношением двух величин: стоимости товара и стоимости золота. 6. В ходе развития земледелия и скотоводства решающую роль играл мужской труд. 7. В ходе развития общества возникают переходные формы производственных отношений. 8. С развитием крупного про-мышленного производства появляется рабочий класс.
Задание 48. Ответьте на вопросы СПП, используя предложения из скобок. 1. Когда вы поедете домой? (Кончатся экзамены). 2. Когда товарищ позвонил вам? (Товарищ вернулся домой). 3. Когда в мореплавании пользовались исключительно парусным флотом? (Изобрели пароходы). 4. Когда геологи хорошо изучили карту маршрута? (Геологи отправились в экспедицию). 5. За какое время механизаторы отремонтировали машины? (Шла подготовка к севу). 6. С каких пор студенты вашей группы стали заниматься спортом? (Открылся спортзал). 7. До каких пор производительность труда росла крайне медленно? (Производство базировалось на ручном труде). Задание 49. Прочитайте текст, ответьте на вопросы используя информацию, употребляя союзы когда, пока, после того как, как только. Перескажите текст, употребляя СПП с придаточным времени. Летом 1871 года, когда один корабль плыл в тумане среди гроз-ных скал у берегов Новой Зеландии, матросы увидели огромного бе-лого дельфина. Он поплыл впереди корабля, как бы ведя его за собой, и скрылся, после того как опасность миновала. С тех пор моряки всех судов, проходивших здесь, встречали необычного «лоцмана». Пока корабли охранял дельфин, ни одно судно не терпело крушения в этом опасном месте. Однажды какой-то пассажир ранил его выстрелом из ружья. Как только об этом стало известно в Новой Зеландии, был издан официаль-ный указ о защите животного. Под охраной закона дельфин продолжал «службу» до 1912 года. Что заставило белого дельфина в течение сорока лет провожать корабли, так и осталось загадкой. 1. Когда матросы увидели белого дельфина? 2. Когда дельфин скрылся? 3. До какого времени один корабль не терпел крушения в этом месте? 4. Когда в Новой Зеландии был издан указ о защите животного?
Задание 50. Трансформируйте временные ПП в деепричаст-ные обороты. Образец:Когда ученый получил данные эксперимента, он убедился в правильности своей гипотезы. - Получив данные эксперимента, уче-ный убедился в правильности своей гипотезы. 1. Когда испытатель хорошо отдохнул, он снова принялся за работу. 2. Как только зрители услышали звонок, они заняли свои места. 3. Когда правительство подписало соглашение, оно положило начало развитию и установлению разносторонних связей между двумя странами. 4. Когда товарищ вернулся из путешествия, он сразу же позвонил мне. 5. Когда студенты сдали все экзамены, они уехали на практику. 6. Когда Надира услышала новость, она очень обрадовалась. 7. Когда я написал письмо, я пошел на почту.
Задание 51. Трансформируйте временные ПП в деепричаст-ные обороты. Образец:Когда мы изучаем факты, мыпознаем закономерности. Изучая факты, мы познаем закономерности. 1. Когда Саид готовился к экзаменам, он каждый день ходил в читальный зал. 2. Когда мой товарищ решает задачи, он пытается найти самый простой вариант решения. 3. Когда Надира читает на русском языке, она выписывает незнакомые слова. 4. Когда незнакомец рассказывал о случившемся, он заметно волновался. 5. Когда я учился в школе, я мечтал стать предпринимателем. 6. Когда деньги выходят на мировую арену, они сбрасывают с себя национальные мундиры и высту-пают в виде слитков благородных металлов. 7. Когда ученые изучают конкретную историю, они учитывают воздействие каждого данного общества на развитие международных отношений.
Задание 52. Расскажите о днях духовности, которые провод-ятся в институте, опираясь на данные вопросы. В своªм рассказе используйте временные конструкции. 1. Что такое духовность? 2. Как часто бывают у вас дни духовности? 3. По каким дням проходят эти дни? 4. Где проводился день духовности в сентябре? 5. Какую оперу вы смотрели? 6. Где проводился день духовности в октябре? 7. Какой фильм вам показывали? 8. С какой целью проводятся дни духовности? Задание 53. Проверьте, знаете ли вы значение следующих словосочетаний, в состав которых входит слово биржа.
![]() |