![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Средства контроля над территорией
Исторически сложилось, что наиболее эффективным средством контроля над территорией является военное присутствие. Например, оккупация Кувейта иракскими войсками означала установление контроля над этим государством. В свою очередь, восстановление государственного суверенитета Кувейта произошло также в результате военной операции, последовавших затем санкций в отношении Ирака, направленных на недопущение впоследствии повторения агрессии. Однако следует отметить, что одним из основных инструментов контроля над территорией с окончания Второй мировой войны является международное право, которое запрещает применять силу для разрешения споров. Кроме того, оно установило принцип нерушимости границ, что означает необходимость мирного решения проблем в ходе переговоров. Правительства приходят и уходят, а существующие границы должны уважаться всеми. Сецессия Попытки какого-либо региона выйти из состава государства представляют собой особый тип конфликта, связанный с территорий. В данном случае речь идет не о границах между существующими государствами, а о стремлении региона создать границу вокруг себя и таким образом сформировать новое государство. В мире существует достаточно большое количество народов, борющихся за создание собственного государства, однако крайне редко эти попытки приводили к успеху. На постсоветском пространстве наиболее острые конфликты происходят в Грузии (борьба Абхазии за независимость), Молдове (самопровозглашенная Приднестровская республика), Азербайджане (Нагорный Карабах) и России (Чеченская республика). Долгую борьбу за создание собственного государства ведут курдские сепаратисты в Турции и Ираке. Хотя эти конфликты рассматриваются в качестве внутреннего дела соответствующих государств, международное сообщество внимательно следит за их развитием. Во-первых, борьба с сепаратизмом должна вестись в рамках норм международного права, лишь в исключительных случаях допускающего применение силы. Если же потребность в нем возникла и вооруженный конфликт внутреннего характера начался, то государство обязано ограничивать свои действия в соответствии с нормами гуманитарного права. Во-вторых, государства должны выполнять обязательства, связанные с их членством в международных организациях (ООН, ОБСЕ, Совет Европы и др.). В-третьих, изначально внутренние по своему характеру конфликты могут быстро выйти за пределы той или иной страны. Группы сепаратистов могут концентрироваться в соседних государствах, создавать там базы. Религиозные фанатики нередко направляются в другие «горячие» точки, совершают террористические акты и т.д. Эскалация напряженности нередко ведет к росту числа беженцев в сопредельные государства. Особая опасность разрастания конфликта происходит в случае, если население борющегося за 36 Введшие в теорию международных отношений и анализ внешней политики независимость региона и граничащего с ним государства принадлежат к одной национальности и религии. Примерами таких сепаратистских движений являются такие пары, как Индия и Пакистан, Ирак и Иран, Молдова и Россия, Босния и Сербия. В ряде случаев сепаратисты выступают за присоединение к соседнему государству, что может повлечь за собой изменение межгосударственных границ. Крайне сложные территориальные проблемы возникли в результате распада федеративных социалистических государств. Бывшие внутренние границы, установленные во многих случаях произвольно без учета национального состава проживающего там населения и исторических особенностей развития народов, стали международными. На территории бывшей Югославии это привело к войне. Когда Югославия распалась в 1991 -1992 гг., на территории двух республик (Хорватии и Боснии) проживало сербское меньшинство. При помощи находящихся под ее контролем бывшей федеральной армии и полиции Сербии удалось установить контроль над значительной частью территории Хорватии и Боснии, где проживало сербское население. Местное несербское население подверглось «этническим чисткам» (выселение или физическое уничтожение). Аналогичным же образом в отношении сербов повела себя Хорватия, восстановившая контроль над своей территорией в 1995 г. Национализм до сих пор оказывает огромное влияние на отношения сторон. Следует заметить, что далеко не все случаи распада федеративных государств кончались кровопролитием. Чехия и Словакия как независимые государства появились в результате согласованных и цивилизованных действий обеих сторон. Межгосударственные границы Споры о границах существующих государств вызывают беспокойство международного сообщества, хотя число таких споров невелико. Принципы нерушимости границ и мирного разрешения споров дают только один способ решения проблем - переговоры. Именно таким образом был решен вопрос о границе между Россией и Китаем. В 1930-е гг. СССР под предлогом возможной агрессии Японии в отношении Манчжурии установил свой «контроль» практически над всеми островами Амура и Уссури, включая те, которые находились на китайской стороне рек. В их числе был о-в Даманский, по поводу которого произошел военный инцидент между сторонами в 1969 г. В соответствии с Договором о государственной границе от 16 мая 1991 г. по судоходным рекам граница проходит по середине фарватера, по несудоходным рекам - по середине реки или ее притока. Этот принцип, взятый из международной практики, был применен в оценке российско-китайской границы впервые. В 1998 г. стороны завершили демаркацию границы на участке в 4300 км от Монголии до КНДР. Территориальные претензии являются одним из важнейших дестабилизирующих факторов в отношениях между государствами, даже в том случае, когда они имеют исключительно декларативный характер. Например, в марте 1992 г. МИД РФ выступил с резким заявлением в связи с решением парламента Латвии. В заявление представителя МИД России по вопросу о территориальных притязаниях Латвии к России 19 марта 1992 г. говорилось: «2 января с.г. Верховный Совет Латвийской республики принял постановление "О непризнании аннексии города Абрене и шести волостей Абренского удела ", которым аннулируется принятое в 1944 году по договоренности между Латвийской ССР и РСФСР решение о передаче в состав Псковской области России города Пыталово и прилегающего района с. русскоязычным населением, причем в соответствии с волеизъявлением этого населения. По площади - это около 1300 кв. км или 2 % от территории нынешней Латвии. Попытки экстремистских национальных сил Латвии заявить о своих территориальных притязаниях к России имели место и ранее, однако теперь Верховный Совет этого государства сам стал прямым орудием экстремистов, сделал вызывающий шаг к обострению отношений с Российской Федерацией. МИД России заявляет, что эти притязания Латвии являются абсолютно необоснованными как с исторической, так и с правовой точек зрения. К тому же, принимая вышеназванное постановление, парламент Латвии ставит под вопрос свое собственное решение от 14 января 1991 г. о ратификации Договора об основах межгосударственных отношений с Россией, в котором содержится обязательство сторон уважать право друг друга на территориальную целостность в соответствии с документами СБСЕ. Латвия оказалась в нынешней обновленной Европе первой страной, посягнувшей на принцип нерушимости границ. Тем самым Верховный Совет Латвийской республики фактически дезавуировал подпись своего председателя Анатолия Горбунова под Глава 2. Война, мир и государства Хелъсинским заключительным актом и другими документами СБСЕ, совершенную 6 декабря 1991 г. от имени Латвии при оформлении ее приема в число участников общеевропейского процесса. МИД России неоднократно обращал внимание официальных представителей Латвии, как и некоторых других прибалтийских государств, также поднимающих территориальные претензии, хотя и в более глухой форме, на пагубность подобной практики вообще и в условиях становления новой системы отношений в Европе в особенности.... Мы надеемся, что латвийские парламентарии одумаются и найдут возможность пересмотреть свое решение, вызывающее возмущение как российской, так и европейской общественности»1. Незначительные территориальные споры стороны иногда передают на рассмотрение Международного суда, решение которого в этом случае является окончательным. В 1969 г, ФРГ, Нидерланды и Дания обратились в Международный суд для определения статуса континентального шельфа в Северном море. Сальвадор и Гондурас воспользовались этим механизмом в 1992 г. Наиболее сложными и проблематичными являются границы Израиля, которые являются источником постоянной напряженности практически с момента возникновения этого государства. Проблема состоит в том, что они не были точно определены и признаны его соседями. Границы Израиля, установленные по линии прекращения огня в 1948 г., были расширены в ходе войны 1967 г. и затем пересмотрены в Кэмп Дэвиде в 1978 г. Оставшаяся часть территории, оккупированная Израилем на западном берегу реки Иордан, в секторе Газа и на Голанских высотах, а также статус Иерусалима является главной причиной арабо-израильского конфликта, хотя в значительной степени проблема усугубляется противостоянием на религиозной основе. Еще один крупный пограничный конфликт тлеет в районе Кашмира - индийской территории, прилегающей к Пакистану. На постсоветском пространстве наиболее серьезным является армяно-азербайджанский конфликт в связи со статусом Нагорного Карабаха. Населенный преимущественно армянами, Нагорный Карабах является частью Азербайджана. Большая часть других межгосударственных конфликтов касается контроля над маленькими островами, которые могут обеспечить их обладателю стратегические преимущества, контроль над природными ресурсами (например, нефти на шельфе), права рыболовства. Контроль над правительством Несмотря на то, что в мире существует множество территориальных конфликтов, которые являют собой угрозу миру и безопасности, следует выделить еще один тип конфликта - стремление государств контролировать другие государства. В соответствии с международным правом, государства не имеют права вмешиваться во внутренние дела других государств. В реальной жизни, однако, все не так однозначно. Когда одно из государств хочет изменить или заменить правительство в другом государстве на угодное ему, конфликт неизбежен. Более того, это государство может столкнуться с противодействием третьей стороны, что может привести к эскалации конфликта. Неоднократные попытки США свергнуть режимы Хусейна и Милошевича приводили не только к росту антиамериканских настроений в Ираке и Югославии, но и обострению отношений с теми странами, которые не желали усиления США в зоне Персидского залива и на Балканах. В период холодной войны борьба Запада и Востока в странах Третьего мира проходила во многом за влияние на правительства этих государств. Гражданские войны в Никарагуа и Анголе являются хорошими тому примерами. Вмешательство СССР во внутриполитическую ситуацию в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968) было направлено на сохранение контроля над этими государствами, как, впрочем, и американские «операции» в Заливе Свиней на Кубе (1959) и в Гренаде (1983) Желание контролировать Афганистан привело к пагубному для СССР решению свергнуть законное правительство этой страны и направить туда войска в 1979 г., что способствовало не только истощению страны, но и новому витку противостояния со странами Запада и Китаем. Поскольку многие государства (особенно великие и средние державы) имеют интересы за пределами своих границ и открыто объявляют о «сферах своих жизненных интересов», этот тип 1 Дипломатический вестник. 1992. № 7. С. 35.
38 _________________________ Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики конфликта будет оставаться одним из наиболее острых. Стоит нам только сопоставить «сферы интересов» разных государств, как станет ясно, где и в чем состоит потенциал конфликтности. Например, одно из важнейших противоречий современных российско-американских отношений развивается вокруг новых независимых государств. И Россия и США объявили их зоной жизненных интересов и преследуют там, подчас, взаимоисключающие цели. Если Россия стремится к усилению центростремительных сил в регионе, к интеграции, то США, провозгласив стратегию «геополитического плюрализма», считают российскую политику проявлением старых имперских амбиций и препятствуют сближению ННГ. Каспийская нефть и пути ее транспортировки - еще одна серьезнейшая проблема, прямо затрагивающая интересы России и вызывающая противодействие со стороны США. Бесспорно, что у каждой из сторон есть свои аргументы считать постсоветское пространство приоритетом своей внешней политики. Перечень проблем можно было бы продолжить, но очевидно, что успех, хотя бы относительный, в реализации собственных интересов каждая из сторон может достичь только в том случае, если будет обладать поддержкой правительств тех государств, с которыми связаны их интересы. Поддержка на выборах соответствующих кандидатов (если речь идет о демократических странах), экономическая помощь, создание благоприятных условий для совместной экономической деятельности и, наконец, военная помощь вплоть до защиты границ и оказания содействия в отражении агрессии - вот далеко не полный перечень того, что можно сделать, чтобы установить «контроль» над правительством соответствующего государства. Экономические конфликты Этот тип конфликтов редко ведет к насилию. Сама природа конкуренции и мировой торговли предпола- гает наличие конфликта. Потребители нефти желают, чтобы цены на черное золото снижались, а произво- дители, напротив, стремятся к сохранению высоких цен. Страны-кредиторы и частные банки желают получить сполна по кредитам, а должники в ряде случаев просят реструктурировать или вообще списать долги. Одни государства стремятся увеличить экспорт своей продукции (стали, урана, текстиля, высоких технологий и др.), а другие этому препятствуют. Однако, как уже отмечалось, экономические отношения содержат важнейший элемент, который отли- чает их от политических, а именно возможность обеим сторонам получить прибыль или, по крайней мере, минимизировать потери (в случае возврата долгов). Эта возможность и открывает путь для разрешения конфликтов. Большинство экономических конфликтов не представляет собой угрозы международной бе- зопасности, хотя определенным образом и влияет на нее. Во-первых, политика меркантилизма, о которой пойдет речь ниже (гл.4), подчас используется неко- торыми государствами для аккумуляции средств с целью укрепления вооруженных сил и подготовки к войне. Поскольку положительное сальдо торгового баланса может быть использовано для этих целей, торговые конфликты косвенно связаны с вопросами безопасности. Во-вторых, по мнению представителей марксизма, проблемы конкуренции непосредственно связа- ны с безопасностью. Экономический рост государств ведет к экспансии, поскольку им нужны новые источники сырья и рынки сбыта. В ряде случаев эта экспансия приводит к столкновению интересов с другими странами, что ведет к конфликтам и войнам. В-третьих, экономические конфликты оказывают воздействие на безопасность в случаях, когда речь идет о производстве и продаже вооружений, особенно высокотехнологичных. Нередко между стра- нами возникают конфликты в связи с тем, что, по мнению одной, другая в нарушение международных обязательств осуществляет поставки ракетных технологий, компонентов, необходимых для произвол- ства оружия массового уничтожения и т.п. Особого накала эти конфликты достигают в случаях, когда подобные поставки осуществляются в недружественные государства. В-четвертых, конкуренция затрагивает вопросы безопасности и тогда, когда речь идет о торговле стратегическими материалами, необходимыми для военного производства, атомной энергетики и т.д. Подавляющее большинство стран вынуждено импортировать эти материалы. В-пятых, особый тип конфликтов связан с распределением богатства между государствами. В связи с тем, что в мире существуют огромные диспропорции в уровне жизни, постоянно существует Глава 2. Война, мир и государства угроза революций в беднейших странах, где также, подчас, наблюдается сильное социальное расслоение. Эти революции приводят к смене правительств и, как результат, смене внешней политики и т.д. Особым типом конфликтов материального характера, которые также затрагивают проблемы международной безопасности, является раздел собственности (в том числе вооружений) в результате распада государства. Раздел собственности Проблема раздела собственности появилась практически сразу же после распада СССР и послужила основанием серьезных осложнений в отношениях России и Украины. Наибольшие осложнения возникли с разделом Черноморского флота, по которому было подписано несколько межгосударственных соглашений. Кроме того, большинство ННГ в начале 1992 г. выразили желание участвовать в единых вооруженных силах стран Содружества, что делало малозначительной проблему раздела военного имущества. Украина, однако, располагала значительными ресурсами - экономическими, людскими и геополитическими - с тем, чтобы бросить вызов России по вопросу о военной собственности. Острота этого вопроса объяснялась страхами Украины относительно собственной безопасности, главная угроза которой, по мнению политиков в Киеве, исходила из Москвы, которая, в свою очередь, будучи поначалу уверенной в отсутствии каких-либо угроз собственной безопасности со стороны ННГ, постепенно становилась обеспокоенной за свое юго-западное направление. Этому способствовали два обстоятельства - претензии Украины на Черноморский флот, который Россия и объединенное командование вооруженными силами СНГ рассматривали в качестве стратегического и, следовательно, общего, а также отказ Киева передать России свое ядерное оружие, что могло послужить плохим примером для двух других республик (Казахстана и Беларуси), на территории которых также в советское время было размещено ядерное оружие. Представление о том, каким образом решались некоторые проблемы раздела собственности, дают выдержки из «Соглашения о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом» (6 июля 1992 г.): «...Статья 1 Предметом рассмотрения настоящего Соглашения является движимая и недвижимая собственность бывшего Союза ССР за пределами его территории и инвестиции, находящиеся за рубежом, которые имелись на момент правопреемства во владении, пользовании и распоряжении бывшего Союза ССР, его государственных органов и иных структур общесоюзного значения, находившихся под его юрисдикцией или контролем». Таблица 1
* Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии, составляющая 4,77 %, не рассматривается настоящим Соглашением. 40 ___________ Введение в теорию международных отношений и анализ внешней полило Вышеуказанная собственность подлежит разделу и переходит к Сторонам в соответствии со следую щей шкалой фиксированных долей в активах бывшего Союза ССР на основе единого агрегированного показателя (табл. 1, с. 39). Данная шкала подлежит незамедлительной реализации в практической политике Сторон. При этом стороны исходят из взаимозависимости, существующей между обязательством участвовать в погашениии нести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга бывшего Союза ССР в долях, установленных в приведенной выше шкале, и возможностью реализации права собственности каждой яз Сторон на причитающуюся ей долю всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом. Доля каждой Стороны в собственности бывшего Союза ССР за рубежом выражается в процентах к общему объему всей этой собственности в каждой конкретной стране. Активы бывшего Союза ССР, кроме указанных в первой части настоящей статьи, не являющиеся предметом настоящего Соглашения, подлежат разделу на основе отдельного Соглашения. Вопрос об оценке и разделении Алмазного фонда СССР должен регулироваться специальным Соглашением... Статья 7 Споры между Сторонами о толковании или применении настоящего Соглашения, по возможности, будут решаться путем переговоров между правительствами всех сторон. Если спор не может быть урегулирован таким путем, то по требованию одной из Сторон он передается на решение третейского суда, действующего в соответствии с Венской конвенцией 1965 года...»'. Конфликты на идейной основе В отличие от материальных по своей природе конфликтов (экономических, например), которые могут быть решены рационально, существует большая группа конфликтов, с трудом поддающихся разрешению. К их числу относятся этнические, религиозные и идеологические конфликты. Этнические конфликты являются, вероятно, наиболее важным источником современных войн. Этнические группы — большие группы людей, объединенные на основе языка, культуры, религии и обладающие общей идентичностью. Этнический элемент имеет двойственный характер. Он создает прежде всего созидательное, объединяющее начало. Без этнического национализма не было бы со- временных государств. Но этнический национализм при определенных обстоятельствах способству- ет эскалации насилия. Следует иметь в виду, что национализм и этничность - различные понятия. Влитературе под национализмом понимают как идеологию, включающую в себя культурную доктрину нации, национальную волю и меры по ее (воли) реализации, так и социальное и политическое движе ние, направленное на достижение национальной идеи. Носители национализма - нации – обладают «объективными» характеристиками (территория, язык, религия) и «субъективными» (ощущение сво ей принадлежности к определенной нации и готовность постоять за нее). Этничность - более узкое понятие, определяющее принадлежность к какой-либо группе по национальному признаку. Этничес кие группы отличаются от наций по размеру, внутренней устойчивости, мобильности и т.д. Как пра вило, этнические группы стремятся обеспечить свои права, находясь в меньшинстве внутри какого- либо государства. Дискриминация чаше всего является основанием для возникновения этнических конфликтов2. Хотя этнические конфликты часто имеют материальную составляющую (контроль над территорией), они подпитываются неприязнью или ненавистью одной этнической группы по отношению к другой. Часто большие этнические группы, проживающие компактно, стремятся создать свое государство. Мы уже упоминали о различных сепаратистских движениях. Отметим, что в ряде случаев этнические конфликты перерастают в политические и подталкивают государства к насильственному изменению границ. Напри-мер, после распада СССР руководство Молдавии все более и более склонялось в сторону будущего 1 Внешняя политика России: Сб. документов. 1990-1992. -М: Междунар. отношения. 1996 (Министерство иностранных д( 2 Stephen Iwan Griffits. Nationalism and Ethic Conflict. Threats to European Security. SIPRI Research Report №5Oxford University Глава 2. Война, мир и государства объединения с Румынией, что вызвало резкое недовольство русскоязычного меньшинства, которое компактно проживало на левом берегу Днестра. Желание сохранить свою идентичность привело к тому, что русскоязычное население объявило о создании Приднестровской республики. Начался вооруженный конфликт, который был погашен, но окончательное урегулирование затянулось на долгие годы. Заявление Правительства Российской Федерации 21 июня 1992г.: «По поступающей из Приднестровья информации, там резко обострилась обстановка. Части молдавской армии с применением танков и артиллерии атаковали город Бендеры. Тяжко пострадало мирное население: имеется много убитых и раненых. Неспровоцированному обстрелу подверглись части 14-й армии Вооруженных Сил России. Имеются потери в личном составе. Захвачены заложники из числа военнослужащих. Обращаем внимание государств Содружества и мирового сообщества в целом, что последние события в Приднестровье свидетельствуют о том, что Республика Молдова пытается решить сложный политический конфликт исключительно силовыми средствами. Опасная вспышка конфликта в Приднестровье может серьезно дестабилизировать всю обстановку в регионе. Понятно, что последствия этого не могут не беспокоить руководство России, тем более что в зоне конфликта расположены части и соединения российской армии. Правительство Российской Федерации настоятельно призывает руководство Молдовы немедленно остановить все военные действия, готово всемерно содействовать мирному урегулированию на основе переговоров. С тем же призывом мы обращаемся к властям Приднестровья. На пути военной конфронтации мир в Молдове не наступит. Сейчас крайне важно проявить выдержку, политическую волю и ответственность перед народом»1. Проблема русскоязычного населения в «ближнем зарубежье» Беспокойство за судьбы соотечественников, которые подвергаются дискриминации за рубежом, нередко ведет к обострению межгосударственных отношений. Одной из самых острых проблем, возникших в результате распада СССР, было положение русских, оставшихся на территории бывших советских республик. В 1989 г. 73,7 млн граждан СССР жили за пределами своих национальных территорий и большая доля из них приходилась на русских - около 25 млн (или 17,7 процента от всего русскоязычного населения). Из них около 45 процентов проживало на Украине (что составляло там 22 % общей численность населения), 25 % - в северном Казахстане (около 41 % населения республики). Остальные 30 % были разбросаны по всей территории бывшего СССР с наименьшей концентрацией в республиках Закавказья. Следует также отметить, что российские военнослужащие обслуживали стратегически важные объекты практически во всех республиках. Еще до распада СССР руководство РСФСР неоднократно высказывало озабоченность относительно судьбы своих соотечественников за пределами России. Б. Ельцин выражал надежду, что двусторонние соглашения, подписанные Россией с другими республиками в течение 1990-1991 гг., обеспечат правовую базу для защиты русскоязычного меньшинства в национальных республиках. Особая заинтересованность руководства России положением гражданского русскоязычного населения и военных, оставшихся за пределами РФ, объяснялась целым рядом обстоятельств. Во-первых, необходимо было обеспечить условия для физического выживания соотечественников, поскольку сама Россия была бы не в состоянии справиться с потоком беженцев из сопредельных государств. Чрезвычайно ухудшилась бы ситуации в социальной сфере, еще более обострилась бы проблема жилья, возросла бы безработица. Все это, несомненно, могло бы привести к серьезным катаклизмам внутри российского общества, затормозив (если вообще не остановив) реформаторскую деятельность .правительства. Во-вторых, защита прав русскоязычного населения была необходима и из-за того, что именно Россия была одной из трех советских республик, подписавших приговор Советскому Союзу. Естественно, возникал вопрос о целесообразности этого шага, если правительство не в состоянии решить проблему русских за пределами России. Российское правительство должно было дать ответ на три ключевых вопроса: каким образом добиться того, чтобы русскоязычное гражданское население было интегрировано в общества ННГ (страны Балтии, Украина, Казахстан и др.)? Как обеспечить некоторую степень автономии русскоязычной диаспоры в бывших советских республиках? Как при сохранении на высоком уровне собственной безопасности Дипломатический вестник. 1992. № 13-14. С. 32. 42 ____________________________________________ Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики решить проблему вывода войск из республик бывшего СССР, не создавая при этом новых трудностей социального, главным образом, порядка в самой России? При этом важно было также учесть интересы российских военных пенсионеров, которые не хотели возвращаться в Россию. Дискриминационное законодательство Эстонии о гражданстве и языке привело к охлаждению отношений между Москвой и Таллинном. Аналогичные действия Латвии в отношении русскоязычного населения (особенно военных пенсионеров), необоснованные попытки их судебного преследования вызвали рост антилатышских настроений в России и привели к угрозам применить санкции против Риги. В условиях холодной войны, системы альянсов и жесткого контроля над населением правительствам бывших социалистических стран удавалось сдерживать национализм и предотвращать развитие этнических конфликтов. Распад федеративных государств, ослабление государства как такового привело к эскалации этнических конфликтов. Свобода пришла на смену порядку и стимулировала проявление национального экстремизма. Что является причиной этнических конфликтов? Почему одни этнические группы ведут себя враждебно по отношению к другим? Часто это связано с многовековой борьбой за обладание какой-либо территорией или материальными ресурсами, либо с экономическим и политическим доминированием одного народа над другим. Национализм дает людям чувство общности и уверенности в завтрашнем дне. Это становится особенно важным в условиях быстрых политических и социально-экономических перемен, ослабления государства, которое должно проявлять заботу о своих гражданах, но не может в полной мере это делать. Установление и укрепление горизонтальных связей между представителями одной национальности, усиление роли общин и землячеств способно в известной степени заместить патерналистские ожидания. Еще большее значение национализм имеет в новых только что появившихся государствах. После обретения независимости главным становится вопрос о том, кто (какая национальность) будет им управлять? Будет ли осуществлено полное подчинение представителей одной национальности другой, либо ее интересы будут учтены (специальный статус, квота в органах власти, использование двух языков в качестве официальных и т.п.)? Непрекращающаяся борьба в Руанде и Занзибаре имеет главной причиной именно попытки установления этнической субординации1. Нередко этнический конфликт имеет своей причиной соображения безопасности, связанные с боязнью небольшого в количественном отношении народа оказаться поглощенным большим народом. Большинство мощных сепаратистских движений, в том числе курдов и басков, было инициировано представителями интеллигенции, которые либо уже утратили свой родной язык, либо осознали неизбежность этого в рамках существующего порядка вещей2. Таким образом, борьба за выживание, за сохранение своей этнической самобытности является основой этнических конфликтов. Представляется, что именно эти причины объясняют поведение эстонских и латышских политиков по отношению к русскоязычному населению после распада СССР. На самом деле, к этому времени доля представителей нетитульных наций в Эстонии и Латвии составляла соответственно более 30 и почти 50 % (в Латвии при численности населения 2 млн 667 тыс человек проживало 1 млн 249 тыс представителей нетитульных национальностей, в Эстонии из 1 млн 566 млн соответственно 597 тыс человек, в Литве - из 3 млн 675 тыс жителей 735 тыс были не литовцами)3. Беспокойство оказаться «растворенными» было вполне оправданным. Проблема состояла в том, как, не умаляя прав других народов, интегрировать их в свое общество, свою культуру. Негативный психологический фон, связанный с историей включения балтийских республик в состав СССР, а также с существенными ограничениями национального развития в советское время, обусловил политику дискриминации в отношении русскоязычного населения (представителей «оккупационного режима»), которое оказалось без вины виноватым. Жесткая позиция, занятая Россией в этом вопросе, ее многократные обращения в соответствующие международные организации (СБСЕ/ОБСЕ, Совет Европы и др.) вынудили Ригу и Таллинн смягчить свои позиции. В связи с тем, что права подчиненных этнических групп практически повсеместно не соблюдаются должным образом, органы государственной власти недостаточно открыты для всех, а ресурсы общества 1 Donald Horowitz. Ethnic and National Conflicts. In: World Security. Trends and challenges at Cenruty’s End. St Martin’s Press. New York. 1991. Р. 229-230. 2 О происхождении сепаратистских движений см.: Donald Horowitz. Ethnic Groups in Conflict. Berkley and Los Angeles. University of California Ргезз, 1985. Р. 229-81. 3 Georg Brunner. Minority Problems and Policies in East-Central Europe. In: East European Security Reconsidered. Edited by John R.Lampe and Daniel N. Nelson in Collaboration with Ronald Schanfeld. Woodrow Wilson Center, Washington D.C.,1993. Р. 147. Глава 2. Война, мир и государства 43 распределяются так, что предпочтение отдается доминирующей группе, необходимо стремиться к тому (хотя добиться этого на практике трудно), чтобы обеспечить защиту прав человека и прав меньшинств, а также создать такие политические механизмы, в которых были бы представлены все группы. При этом следует учитывать, что «раны, которые кровоточили долгое время, не заживут за ночь. Невозможно также укреплять доверие или вести диалог в то время, когда наносятся новые раны. Нет никаких быстрых решений, никаких коротких путей. Каждая группа должна быть убеждена в том, что государство принадлежит всему народу»'. Экстремальным случаем борьбы с какой-либо этнической группой является геноцид - преступление, которое имеет своей целью частичное или полное уничтожение национальной, этнической или религиозной группы путем убийств членов этой группы, нанесения тяжких телесных повреждений, сознательного создания невыносимых условий проживания для членов этой группы, а также мер, предотвращающих воспроизводство детей данной группы или же направленных на насильственную передачу детей этой группы в другую группу. К геноциду относят намерение совершить геноцид, открытые и публичные призывы к данному преступлению, а также попытки его совершения и соучастие в нем. Геноцид, имеющий место в военное время, относится к разряду военных преступлений2. Хотя эта деятельность и отнесена международным правом к разряду тягчайших преступлений, некоторые политики к ней прибегают (Руанда, Гаити, бывшая Югославия). Религиозные конфликты Религиозные войны и крестовые походы ушли в прошлое. Однако религиозные конфликты не прекращаются. Регулярные столкновения в благополучной в социально-экономическом отношении Северной Ирландии между католиками и протестантами заставляют задуматься о живучести этого феномена. На международном уровне наиболее очевидной особенностью территориальных и этнических конфликтов является то, что враждующие стороны принадлежат к различным религиям. Например, в арабо-израильском конфликте иудеи враждуют с мусульманами, в карабахском конфликте участвуют азербайджанцы-мусульмане и армяне-христиане, в конфликте вокруг Косово участвуют сербы-христиане и албанцы-мусульмане, в чеченском конфликте также присутствует религиозный элемент (радикальное течение внутри ислама борется с «неверными») и т.д. Министерство иностранных дел Израиля обвинило главу Палестинской национальной автономии Ясира Арафата в использовании религии в политических целях. Об этом говорилось в пришедшем в редакцию НТВ.ru тексте заявления израильского МИДа, в котором тот излагает свою версию вспыхнувшего на Ближнем Востоке нового конфликта. «Арафат манипулирует религиозными элементами среди своего народа для сплочения рядов и подстрекательства к насильственным действиям, - говорится в заявлении. -Делая это, он, похоже, защищает свои святые места, но не желает заботиться о свободе вероисповедания и святых местах других религий. Примером тому служит забрасывание камнями евреев, молящихся у Западной стены, осквернение и разрушение гробницы Иосифа и игнорирование чувств евреев, связанных с Храмовой Согласно заявлению МИД Израиля, можно считать «доказанным», что свобода вероисповедания в зоне конфликта была гарантирована лишь тогда, когда святые места трех монотеистических религий -иудаизма, христианства и ислама - находились под израильским контролем. В религиозном отношении мир неоднороден. Ислам, христианство, иудаизм, буддизм и множество их ветвей образуют весьма пеструю картину. В некоторых государствах сосуществует несколько религий, некоторые являют собой пример монорелигиозных государств. В любом случае, надо иметь в виду, что в самих религиях нет ничего, что само по себе программировало бы конфликт. Однако религиозные различия (как и различия вообще) несут в себе потенциал конфликтности. Это связано с тем, что религии делают системы ценностей в большинстве стран мира, отвечая на вопрос о том, что такое и что такое зло. ' 54-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Доклад Генерального Секретаря ООН «Мы, народы: Роль Организации Объединенных Наций в XXI веке». С. 33. 2, Pietro Verri. Dictionary of the International Law of Armed Conflict. International Committee of the Red Cross. Geneva, 1992. Р. 55. 1 НТВ.ru II Религия http://www.ntv.ru 44_______________________________________________ Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики! Особенностью последних десятилетий является рост фундаменталистских направлений внутри практически всех мировых религий. Члены этих направлений организуют свою жизнь в соответствии с догматами веры, многие готовы пожертвовать всем и даже умереть за идеалы веры. Вероятно, одна из причин появления и активизации фундаментализма связана с желанием сохранения самобытности, соб- ственной идентичности перед лицом все более и более набирающего силу процесса глобализации и секу- ляризации. Не случайно, что фудаментализм наиболее активен в исламском мире, т.е. там, где в течение долгого времени основы и многовековые традиции жизни ставились под сомнение со стороны западных стран. Конечно, было бы упрощением считать фундаментализм реакцией на «триумфальное шествие» Голливуда, Макдональдса и Кока-Колы. Однако агрессивность в насаждении новых ценностей имела прямо противоположный эффект. Фундаментализм также используется как средство мобилизации (равно как и любая другая идеология) в многочисленных войнах и конфликтах, происходящих в исламском мире (Афганистан, Пакистан, Судан, Палестина, Ливан и др.). Фундаменталистские движения поддерживались на государственном уровне несколькими исламскими государствами - Ираном, Афганистаном, Суданом и в ряде случаев Пакистаном. Угроза фундаментализма состоит не только в том, что он представляет собой опасность для соседних или близлежащих неисламских государств (например, Таджикистана, Узбекистана и Киргизстана), но создает транснациональные связи среди мусульман всего мира, поддерживая сепаратизм. В связи с этим возрастает угроза международного терроризма. Идеологические конфликты Во многих отношениях идеология подобна религии - она усиливает и как бы «освящает» уже суще- ствующий конфликт, нежели является его причиной. Идеологии не столь ортодоксальны, как религии, и потому в меньшей степени важны для международных отношений. Даже страны, которые пережили революции, основанные на новой идеологии (Россия - в 1917 г. Китай - в 1949 г. и Иран - в 1979 г.), в течение сравнительно небольшого промежутка времени во внешней политике утратили свой идеологический «запал». Со временем представление о национальный интересах взяло верх в этих государствах над интересами идеологическими. СССР вернул себе статуя великой державы и во многом продолжил внешнюю политику царской России, направленную на вне- шнюю экспансию с целью обеспечения большей безопасности. Несмотря на идеологические расхождения с «буржуазными демократиями» США и Великобритании Советский Союз стал активным членом антигитлеровской коалиции, в годы войны пошел на роспуск Коминтерна, восстановил в правах Русскую Православную Церковь и т.д. Аналогично этому и Китай, изначально провозгласив целью своей внешней политики освобождение Третьего мира от американского империализма и подтолкнув Северную Корею к войне против Юга, через несколько десятилетий подписал с «империалистической» Америкой (Никсон) соглашение о сотрудничестве. Как мы уже отмечали, идеология выполняет важную мобилизующую роль в ходе подготовки и веде- ния войны. Идеология нацизма смогла объединить большую часть населения Германии и обеспечила» поддержку агрессивных планов Гитлера. Коммунистическая идеология, опиравшаяся на мощный репрес- сивный аппарат в социалистических странах, была существенным элементом противостояния двух бло- ков в период холодной войны. Идеологическое разоружение СССР привело к краху всей системы, а затем и страны. Принято считать, что демократия, если ее рассматривать в качестве идеологии, является исключением из общего правила, согласно которому идеология не оказывает существенного влияния на международные отношения. В настоящее время демократия становится таким же значительным явлениям, как глобализация, фактически выступая в качестве ее идеологического обеспечения. Приверженность демократии ни в коей мере не означает отказа от национальных интересов, но у ряда стран национальные интересы (глобализация) и демократия как идеология полностью совпадают. Ниже мы специально остановимся на поведении демократических государств, здесь лишь отметим, что в литературе весьма популярной является теория о том, что «демократии друг с другом не воюют», а потому распространение демократии является лучшими «лекарством» от войн. Глава 2. Война, мир и государства
![]() |