![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)
по модулю IV «Педагогическая психология» 1. Специфика педагогической психологии как научной дисциплины (предмет, основные понятия, связи с другими науками). История становления педагогической психологии. 2. Структура педагогической психологии, её изменение в связи со сменой научной парадигмы. Личностно ориентированное обучение. Задачи и проблемы педагогической психологии. 3. Исследовательские и практические методы педагогической психологии. Психодиагностика в работе педагога и психолога. 4. Общая характеристика научения, его механизмы. Типы научения и его виды. 5. Психологические концепции учения. Факторы успешности учения. 6. Характеристики субъектности. Ученик как субъект учебной деятельности. 7. Строение учебной деятельности и характеристика ее основных элементов. 8. Представления о мотивационной сфере человека. Внешняя и внутренняя мотивация. Структура мотивации учения. Типы отношения к учению. 9. Психологические компоненты усвоения, его этапы и характеристики. Обучаемость как восприимчивость к усвоению знаний. Уровни усвоения знаний и их связь с методами обучения. 10. Учебные действия и операции в структуре учебной деятельности. Роль самоконтроля и самооценки в процессе учения. 11. Проблема успеваемости. Особенности мотивации учения и состояния учебной деятельности у отстающих учеников. 12. Психолого-педагогический мониторинг (основные объекты, задачи). Способы осуществления мониторинга в учебной деятельности и перспективы его развития. 13. Основные направления современного обучения. Психологические особенности различных моделей обучения. Сильные и слабые стороны традиционного обучения. 14. Психологическая характеристика программированного обучения. 15. Управление процессом усвоения. Теория П.Я. Гальперина о поэтапно-планомерном формировании умственных действий. 16. Психологические особенности проблемного обучения. Этапы мыслительной деятельности ученика в проблемном обучении. 17. Проблема обучения и развития. Современное представление о развивающем обучении. Развитие интеллекта. Уровни умственного развития (по Л.С. Выготскому). Проблема интеллектуального воспитания личности ученика. 18. Характеристика педагогической деятельности (структура, компоненты, этапы, мотивация, педагогические функции и профессионально важные умения). Общие и специальные способности педагога. 19. Понятие субъектности педагога. Требования к личности учителя. 20. Факторы, влияющие на эффективность деятельности педагога. Критерии эффективности педагогической деятельности. 21. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Пути и способы развития педагогического мастерства. 22. Динамика профессионализации учителя (модели профессионального развития по Л.М.Митиной). Роль психологического самообразования. 23. Профессиональные деформации личности педагога. Синдром «эмоционального сгорания». Психологические основы педагогической саморегуляции. 24. Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Учебно-педагогическое сотрудничество. 25. Характеристика педагогического общения. Возможные затруднения в педагогическом взаимодействии. 26. Психологический анализ урока (предмет, аспекты, виды, уровни, отличие от педагогического анализа). 27. Психология педагогической оценки. 28. Концепции развития личности ребенка в отечественной и зарубежной психологии. Этапы и механизмы становления личности. 29. Психологическое содержание воспитательно-развивающей работы педагога. Основы гуманистического подхода к воспитанию личности. Роль общения-диалога. 30. Социально-психологические аспекты воспитания (семейная среда, референтная группа). Двойственность воздействия реального коллектива на личность. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) Модуль 1. «Общая психология». Литература из библиотеки МГГУ 1. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Психология" / В. Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2003. 2. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология : Теория и методы : учебник для вузов / Т. В. Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2005. 3. Краснов А. Н. Общая психология : учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. 4. Общая психология : курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2007. 5. Петровский, А. В. Психология : учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. 6. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / В. Б. Хозиев. - Изд. 2-е., стер. - М. : Академия, 2005. Основная:
Дополнительная:
Модуль II. «Социальная психология» Основная литература 1. Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник [Электронный ресурс] / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 368 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104416 2. Социальная психология : учебник [Электронный ресурс] / М. : Юнити-Дана, 2012. - 511 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118146 3. Социальная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 616 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118148 4. Социальная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / М. : Российская академия правосудия, 2012. - 256 с. -http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140629 Дополнительная литература 1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 2. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000 3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. 4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. 5. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003. 6. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2001. 8. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001. 9. Большой психологический словарь /Сост. и общ.ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 10. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб: Питер, 2000. 11. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. 12. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. - М., 2001. 13. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб., 2003. 14. Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002. 15. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000. 16. Мацумото Д. Психология и культура - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 17. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. - СПб: Питер, 2000. 18. Политическая психология /Под ред. А.А.Деркача, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева. - Екатеринбург, 2001. 19. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2000. 20. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2000. 21. Социальная психология /Под ред. А.М.Столяренко. - М., 2001. 22. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под ред.проф.В.А.Лабунской. - М.: Гардарики, 2001. 23. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002. 24. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000. 25. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории эксперименты, упражнения. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. (Психологическая энциклопедия). 26. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб: Питер, 2001. 27. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
Модуль III. «Возрастная психология» Основная литература 1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М. : Логос, 2011. - 306 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428 2. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология. Учебн : практическое пособие [Электронный ресурс] / И.А. Корецкая. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709 3. Лях, Т.И. Психология. Учебное пособие. Выпуск 2. Возрастная психология [Электронный ресурс] / Т.И. Лях, М.В. Лях. - Тула : ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010. - 171 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230709 4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология" / Обухова Л. Ф. - М. : Юрайт, 2011. - 460 с. 5. Перинатальная психология и психиатрия : [учеб. пособие для студ. мед. вузов] / Володин Н. Н., Сидоров П. И., Чумакова Г. Н., Щукина Е. Г., Яковлева В. П. ; под ред. Н. Н. Володина, П. И. Сидорова. - М. : Академия, 2009. 6. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет : [новый взгляд на дошкольное детство] / Поддьяков Н. Н. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010. - 144 с. 7. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333 Модуль IV. «Педагогическая психология» Основная литература 1. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / И.Ю. Кулагина. - М. : Академический проект, 2011. - 320 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137559 2. Шабанова, Т.Л. Педагогическая психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. - : Флинта, 2011. - 320 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468 3. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001. Дополнительная литература
3. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / И.Ф. Демидова. - М. : Академический проект, 2006. - 224 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236405 10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Электронные образовательные ресурсы (ЭОР): Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
5. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека
7. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева 8. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ 9. www.//flogiston.ru
![]() |