Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития



 

Подпрограмма «Использование и охрана водных объектов на территории Республики Карелия» направлена на обеспечение эффективного использования и охраны водных объектов республики. В результате реализации данной подпрограммы могут быть минимизированы риски и повышен уровень защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод, а также созданы условия для улучшения экологического состояния водных объектов.

Подпрограмма разработана в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (далее – Водный кодекс), федеральной целевой программой «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года № 350, Стратегией развития, постановлением Правительства Республики Карелия от 28 декабря 2012 года № 416-П
«Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Карелия»,Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года, одобренной распоряжениемПравительства Республики Карелия от 30 октября 2012 года № 658р-П, перечнем государственных программ Республики Карелия, утвержденным распоряжением Правительства Республики Карелия
от 26 сентября 2012 года № 574р-П.

Республика Карелия принадлежит к числу субъектов Российской Федерации, наиболее обеспеченных водными ресурсами, и имеет широко развитую гидрографическую сеть, принадлежащую бассейнам Белого и Балтийского морей, с общим количеством 23,6 тыс. рек и 61,1 тыс. озер. Общая про­тя­жен­ность рек состав­ля­ет 83 тыс. км.

Объем воды, аккумулированный в водохранилищах Карелии, равен
80 млрд куб. м. Из них общая полезная емкость составляет 18 млрд куб. м,
что позволяет регулировать 47% годового объема речного стока. Еще 65 млрд куб. м воды сосредоточено в озерах, остающихся в естественном состоянии. Кроме того, к этим цифрам следует добавить боль­шие части объемов Онежского (Верхне-Свирское водохранилище) и Ладожского озер. Основная часть вод, содержащихся в водоемах, находится в бассейне Белого моря, где они представлены главным образом водами водохранилищ. Здесь расположено около 90% общей полезной емкости водохранилищ, регулируется 63% объема речного стока. В бассейне Балтийского моря поверхностные воды сосредоточены в основном в озерах, сток менее зарегулиро­ван и реки не столь водоносны.

Абсолютные показатели не дают полного представления об обеспеченности водными ресурсами. Более показательны относительные характеристики – объемы речного стока, приходя­щиеся на единицу площади или одного жителя. Такие удельные цифры превышают средние для Российской Федерации значения в 1,3 и 2,3 раза соответственно, хотя и несколько уступают ана­логичным показателям Северного экономического района и большинства областей, входящих в его состав.

Таким образом, обеспеченность Республики Карелия поверхностными водными ресурсами достаточно высока, и количественные параметры не являются фактором, лимитирующим развитие экономи­ки республики, даже учитывая внутригодовую неравномерность речного стока.

В экономике Республики Карелия ежегодно используется около 185 млн куб. метров воды, в том числе на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды около 37 млн куб. метров воды.

В водные объекты Республики Карелия сбрасывается 201 млн куб. м в год сточных вод, из которых около 175 млн куб. м подлежат очистке. Более 81% сточных вод, подлежащих очистке (164 млн куб. м), сбрасываются недостаточно очищенными, почти 6% (10 млн куб. м) – загрязненными без очистки и только 13% (26 млн куб. м) – очищенными до установленных нормативов. Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты ежегодно поступает около 170 тыс. тонн загрязняющих веществ.

Свыше 27% общего объема сброса загрязненных сточных вод составляют сточные воды, сбрасываемые организациями жилищно-коммунального хозяйства. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод и прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков городских промышленных организаций.

В связи с этим особое внимание следует уделить охране и восстановлению водных объектов, требующих проведения мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации. Помимо сброса недостаточно очищенных и неочищенных сточных вод некоторые водоемы испытывают постоянное антропогенное воздействие со стороны населения, отдыхающего вблизи водоемов, от автотранспорта, промышленности и других источников загрязняющих и биогенных веществ, образующихся и выпадающих в водную среду. Неудовлетворительное экологическое состояние водоемов может способствовать возникновению неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития Республики Карелия и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.

Государственная политика в сфере водных отношений осуществляется в соответствии с Водным кодексом, вступившим в силу в 2007 году и предусматривающим децентрализацию системы государственного управления в сфере водных отношений. В 2007 году в республике определен орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия субъектов Российской Федерации и переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, – Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.

С 2010 года применяется процедура заключения договоров водопользования по результатам аукциона.

В целях улучшения экологического состояния водных объектов проводятся работы по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Активизирована работа по утверждению проектов зон санитарной охраны водных объектов. С 2010 года осуществляется утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Установлены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в пределах границ населенных пунктов) реки Кумса, реки Вичка, реки Остер, реки Деревянка, реки Олонка, реки Мегрега, реки Лососинка, реки Неглинка, озера Пряжинское и озера Сямозеро, проведено их закрепление на местности специальными информационными знаками.

Проводится комплекс мероприятий по повышению защищенности населения и территорий от наводнений и иного негативного воздействия вод, предусматривающий расчистку, дноуглубление и русловыпрямительные работы. За предыдущий период за счет средств субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Карелия в объеме более 69 млн руб., выполнены работы по расчистке и дноуглублению рек Лососинка
(г. Петрозаводск), Неглинка (г. Петрозаводск), Водла (пос. Шальский), Кумса (г. Медвежьегорск), Шуя (дер. Нижний Бесовец) на общей протяженности
15,7 км.

С 2011 года проводятся наблюдения за состоянием дна, берегов водных объектов и их водоохранных зон.

Объем доходов федерального бюджета за пользование водными объектами, расположенными в Республике Карелия, составил более 194 млн. руб. за 2008-2012 годы.

За счет средств субсидий, предоставленных из бюджета Республики Карелия бюджету Пудожского муниципального района и Калевальского национального муниципального района, выполнены работы по предпроектному обследованию Суховодлинской плотины и по предпроектному обследованию комплекса сооружений инженерной защиты пгт Калевала; разработана проектная документация по капитальному ремонту дренажной насосной станции в пгт Калевала и предоставлены средства на софинансирование работ по указанному объекту. На капитальный ремонт дренажной насосной станции в пгт Калевала привлечены средства субсидий из федерального бюджета в объеме, превышающем 90% общей стоимости работ, которые завершены в
2010 году.

Несмотря на положительные результаты проводимых с 2007 года преобразований в области водных отношений, имеется ряд проблем, требующих особого внимания.

1. Состояние гидротехнических сооружений, сооружений инженерной защиты. В Республике Карелия находится четыре плотины, три из которых в неудовлетворительном состоянии и имеют износ 100%, а также комплекс сооружений инженерной защиты, включающий более десяти гидротехнических сооружений. Указанные гидротехнические сооружения относятся к сооружениям IV класса капитальности и включены в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Доля гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности составляет 20%.

Объем финансирования из федерального бюджета, в том числе софинансирования инвестиций, осуществляемых из бюджета Республики Карелия, на цели обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и предотвращения затопления территорий населенных пунктов, населения и объектов экономики, недостаточен.

2. Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях. На территориях, подверженных негативному воздействию вод, проживает 15,92 тыс. чел. Так, необходима защита застроенных берегов Юшкозерского водохранилища (озеро Среднее Куйто)
от разрушения, размыва и затопления в пгт Калевала. Происходит интенсивный размыв берега реки Кемь в пос. Авнепорог Кемского района, а также берегов реки Ивина в пос. Ладва Прионежского района.

Доля берегоукрепительных сооружений в общей протяженности участков, нуждающихся в строительстве берегоукрепительных сооружений, составляет всего 15%.

Проблема усугубляется тем, что, по данным экспертов, антропогенные изменения глобального климата уже в ближайшие два-три десятилетия приведут к значительным изменениям гидрологического режима водных объектов России, в том числе и в Республике Карелия, и увеличению вероятности прохождения выдающихся паводков.

Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, от общего количества населения, проживающего на таких территориях, составляет в республике 17%.

3. Утратившие способность к самоочищению водные объекты. На территории Карелии есть водные объекты, которые нуждаются в восстановлении и экологической реабилитации, поскольку данные водные объекты утратили способность к самоочищению. До настоящего времени аналогичные работы на территории республики не проводились. Основным методом оздоровления водоемов являются дноочистительные работы путем изъятия загрязненного слоя донных отложений.

4. Малое количество утвержденных проектов зон санитарной охраны водных объектов, в связи с чем продолжается загрязнение водных объектов от осуществления хозяйственной деятельности, которая запрещается или ограничивается в указанных зонах. На отчетный период утвержден один проект зон санитарной охраны водных объектов.

5. Нелегитимное водопользование. Доля водопользователей, осуществляющих использование водных объектов на основании предоставленных в установленном порядке прав пользования, осуществление водопользования которыми предусматривает приобретение прав пользования водными объектами, в общем количестве пользователей составляет 77,0% и не обеспечивает поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет от платы за водопользование.

6. Малое количество установленных и закрепленных на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), составляет всего 10,7% .

7. Неоптимальная пропускная способность участков русел рек, что несет за собой риск затопления в период паводка. Одним из наиболее распространенных проявлений негативного воздействия вод в Республике Карелия является подтопление населенных пунктов, массивов земель сельскохозяйственных и лесных угодий. На территории Республики Карелия затоплению подвержены части территорий 27 населенных пунктов, хозяйственные объекты и более 550 га сельскохозяйственных угодий. Доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, в общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, составляет всего 10,5% .

8. Малое количество проводимых регулярных наблюдений за водными объектами, их водоохранными зонами в рамках осуществления государственного мониторинга водных объектов. Сейчас водный мониторинг осуществляется всего по одному объекту. При таком незначительном масштабе мониторинга крайне сложно обеспечить соблюдение требований федерального законодательства.

Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации всех направлений деятельности в сфере использования водных объектов на территории Республики Карелия. При этом, учитывая большое количество водных объектов на территории республики и общее количество жителей и организаций, расположенных у водных объектов, важно обеспечивать безопасность проживания и ведения деятельности.

В Республике Карелия вопросам использования и охраны водных объектов необходимо уделять пристальное внимание еще и потому, что регион является приграничным и страны Европейского союза и общественность этих стран очень требовательно и внимательно относятся к вопросам экологической безопасности, в том числе экологической безопасности сопредельных водных объектов.

 

Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы

 

В соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития Республики Карелия, положениями Стратегии развития необходимо обеспечить:

защиту населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

повышение качества жизни населения республики, оздоровление экологической ситуации на территории Республики Карелия для создания предпосылок долговременного и экологически безопасного социально-экономического развития, значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека.

Кроме этого, можно отметить еще ряд важных приоритетных задач становления гражданского общества в России и в Карелии, а именно:

улучшение экологического состояния водных объектов, чему может способствовать гражданская активность местных жителей, направленная на сохранение экологической чистоты водных объектов;

обеспечение в открытом доступе достоверной информации об использовании и охране водных объектов на территории Республики Карелия.

Цели подпрограммы:

1. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.

2. Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем, экологической реабилитации водных объектов и увеличение пропускной способности русел рек.

Задачи подпрограммы:

1. Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию.

2. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики сооружениями инженерной защиты.

3. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению.

4. Обеспечение эффективного исполнения переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

5. Обеспечение оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, их водоохранных зон.

Значения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы представлены в приложении 1 к государственной программе.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются:

1. Достижение уровня вероятного предотвращаемого ущерба в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод – 125,4 млн руб.

2. Увеличение доли протяженности берегоукрепительных сооружений в общей протяженности участков, нуждающихся в строительстве берегоукрепительных сооружений, до 37%.

3. Увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, от общего количества населения, проживающего на таких территориях, до 25,4%.

4. Увеличение доли протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, в общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, до 30%.

5. Увеличение количества утвержденных проектов зон санитарной охраны водных объектов до 25 единиц.

6. Увеличение доли установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), 13,5%.

7. Увеличение количества водных объектов, по которым проведен мониторинг, до 5 единиц;

8. Увеличение протяженности обследованных водоохранных зон, по которым проведен мониторинг, до 50 км.

Подпрограмма реализуется в период с 2014 по 2020 год, этапы не выделяются.

 



Просмотров 1079

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!