Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Государственной программы Республики Карелия



Российская Федерация

Республика Карелия

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2015 года № 49-П

г. Петрозаводск

Об утверждении государственной программы Республики Карелия «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды в Республике Карелия» на 2014-2020 годы

В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года
№ 1755-IVЗС, в соответствии с перечнем государственных программ Республики Карелия, утвержденным распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 года № 574р-П, Правительство Республики Карелия п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Карелия «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды в Республике Карелия» на 2014-2020 годы (далее – государственная программа).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия принять участие в реализации мероприятий государственной программы в пределах полномочий.

3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2014 года № 820р-П.

 

 

Глава

Республики Карелия А.П. Худилайнен


Утверждена постановлением Правительства Республики Карелия

от 17 февраля 2015 года № 49-П

Государственная программа Республики Карелия

«Воспроизводство и использование природных ресурсов

и охрана окружающей среды в Республике Карелия»

На 2014-2020 годы

ПАСПОРТ

государственной программы Республики Карелия

«Воспроизводство и использование природных ресурсов

и охрана окружающей среды в Республике Карелия» на 2014-2020 годы

Ответственный исполнитель государствен-ной программы Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Соисполнители государствен-ной программы Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Подпрограммы государствен-ной программы подпрограмма 1 «Воспроизводство и использование лесных ресурсов» подпрограмма 2 «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» подпрограмма 3 «Использование и охрана водных объектов на территории Республики Карелия» подпрограмма 4 «Охрана окружающей среды»
Цель государствен-ной программы повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала на основе более полного многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного природопользования при условии сохранения благоприятной экологической обстановки в Республике Карелия
Задачи государствен-ной программы 1. Обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса. 2. Повышение эффективности работы лесопромышленного комплекса на основе более полного освоения имеющихся лесных ресурсов. 3. Обеспечение рационального использования и воспро-изводства минерально-сырьевой базы Республики Карелия. 4. Создание условий для повышения эффективности работы организаций горнопромышленного комплекса, работающих на территории Республики Карелия. 5. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. 6. Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем, экологической реабилитации водных объектов и увеличение пропускной способности русел рек. 7. Улучшение состояния окружающей среды в Республике Карелия
Конечные результаты государствен-ной программы сохранение лесистости территории Республики Карелия в 2020 году на уровне 2013 года – 52,8%; повышение уровня компенсации добычи обще-распространенных полезных ископаемых приростом запасов до 112% к уровню 2013 года; рост налоговых и неналоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Карелия от организаций лесопромышленного и горно-промышленного комплексов до 208% к уровню 2013 года
Целевые показатели (индикаторы) государствен-ной программы 1. Уровень лесистости территории Республики Карелия. 2. Уровень компенсации добычи общераспространенных полезных ископаемых приростом запасов. 3. Темп роста налоговых и неналоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Карелия от организаций лесопромышленного и горнопромышленного комплексов.
Показатели результатов и эффективности государствен-ной программы 1. Отношение площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда к общей площади земельного фонда в Республике Карелия. 2. Темп роста объема инвестиций, направленных орга-низациями лесопромышленного комплекса на создание и развитие производственных мощностей на территории Республики Карелия. 3. Доля лицензий, реализуемых без нарушений поль-зователями недр существенных условий лицензии, в общем количестве лицензий. 4. Темп роста количества созданных новых высоко-производительных рабочих мест в организациях горнопромышленного комплекса. 5. Вероятный предотвращаемый ущерб в результате проведения мероприятий по повышению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. 6. Доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, в общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности. 7. Индекс объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории Республики Карелия. 8. Доля площади Республики Карелия, занятая особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в общей площади Республики Карелия
Этапы и сроки реализации государствен-ной программы 2014-2020 годы, этапы не выделяются
Финансовое обеспечение государствен-ной программы с указанием источников объем денежных средств, направленных на реализацию государственной программы, составляет 11011900,48 тыс. рублей, в том числе: бюджет Республики Карелия, за исключением целевых федеральных средств, – 156173,81 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год – 19442,40 тыс. руб. 2015 год – 6411,30 тыс. руб. 2016 год – 5153,60 тыс. руб. 2017 год – 37505,75 тыс. руб. 2018 год – 31784,15 тыс. руб. 2019 год – 27632,33 тыс. руб. 2020 год – 28244,28 тыс. руб.; федеральный бюджет – 4684621,47 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год – 628615,00 тыс. руб. 2015 год – 575468,90 тыс. руб. 2016 год – 591252,70 тыс. руб. 2017 год – 656165,10 тыс. руб. 2018 год – 729507,24 тыс. руб. 2019 год – 734114,96 тыс. руб. 2020 год – 769497,57 тыс. руб.; средства юридических лиц – 6171105,20 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год – 782070,40 тыс. руб. 2015 год – 788637,20 тыс. руб. 2016 год – 856748,00 тыс. руб. 2017 год – 862584,30 тыс. руб. 2018 год – 914079,00 тыс. руб. 2019 год – 959632,95 тыс. руб. 2020 год – 1007353,35 тыс. руб. Всего по подпрограмме 1 – 10658840,07 тыс. руб., в том числе: бюджет Республики Карелия, за исключением целевых федеральных средств, – 10568,20 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год – 19442,40 тыс. руб. 2015 год – 0,00 тыс. руб. 2016 год – 0,00 тыс. руб. 2017 год – 0,00 тыс. руб. 2018 год – 0,00 тыс. руб. 2019 год – 0,00 тыс. руб. 2020 год – 0,00 тыс. руб.; федеральный бюджет – 4528091,67 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год – 618561,40 тыс. руб. 2015 год – 564886,20 тыс. руб. 2016 год – 580670,00 тыс. руб. 2017 год – 639332,40 тыс. руб. 2018 год – 673954,54 тыс. руб. 2019 год – 707652,26 тыс. руб. 2020 год – 743037,87 тыс. руб.; средства юридических лиц – 6120180,20 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год – 775670,40 тыс. руб. 2015 год – 781712,20 тыс. руб. 2016 год – 849598,00 тыс. руб. 2017 год – 855209,30 тыс. руб. 2018 год – 906579,00 тыс. руб. 2019 год – 951907,95 тыс. руб. 2020 год – 999503,35 тыс. руб. Всего по подпрограмме 2 – 76075,00 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год – 550,00 тыс. руб. 2015 год – 0,00 тыс. руб. 2016 год – 0,00 тыс. руб. 2017 год – 6150,00 тыс. руб. 2018 год – 6150,00 тыс. руб. 2019 год – 6150,00 тыс. руб. 2020 год – 6150,00 тыс. руб.; средства юридических лиц – 50925,00 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год – 6400,00 тыс. руб. 2015 год – 6925,00 тыс. руб. 2016 год – 7150,00 тыс. руб. 2017 год – 7375,00 тыс. руб. 2018 год – 7500,00 тыс. руб. 2019 год – 7725,00 тыс. руб. 2020 год – 7850,00 тыс. руб. Всего по подпрограмме 3 – 171749,80 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год – 500,60 тыс. руб. 2015 год – 0,00 тыс. руб. 2016 год – 0,00 тыс. руб. 2017 год – 5350,00 тыс. руб. 2018 год – 5430,00 тыс. руб. 2019 год – 2320,00 тыс. руб. 2020 год – 1620,00 тыс. руб.; федеральный бюджет – 156529,80 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год – 10053,60 тыс. руб. 2015 год – 10582,80 тыс. руб. 2016 год – 10582,70 тыс. руб. 2017 год – 16832,70 тыс. руб. 2018 год – 55552,70 тыс. руб. 2019 год – 26462,70 тыс. руб. 2020 год – 26462,70 тыс. руб. Всего по подпрограмме 4 – 105235,61 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год – 7824,20 тыс. руб. 2015 год – 6411,30 тыс. руб. 2016 год – 5153,60 тыс. руб. 2017 год – 26005,15 тыс. руб. 2018 год – 20204,75 тыс. руб. 2019 год – 19162,33 тыс. руб. 2020 год – 20474,28 тыс. руб.

 

Раздел 1. Характеристика текущего состояния и проблем соответствующей сферы социально-экономического развития. Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы

 

Сфера реализации государственной программы Республики Карелия «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды в Республике Карелия» на 2014-2020 годы (далее – государственная программа) охватывает такие важнейшие направления деятельности, как лесные и водные отношения, сфера регулирования отношений недропользования, экологическая экспертиза, охрана окружающей среды, а также функции по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов Республики Карелия в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.

Реализация государственной программы предполагается как через подведомственные Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия организации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, так и органами исполнительной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями.

Современное состояние и развитие системы управления природными ресурсами Республики Карелия и охраны окружающей среды характеризуется проведением ответственной политики государственного управления в рамках федерального законодательства и законодательства Республики Карелия.

Повышение качества жизни населения за счет обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач общества и государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития страны, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений.

Леса являются естественной средой обитания человека, а также восполняемым и значимым ресурсом для хозяйственной и экономической деятельности населения и коммерческих предприятий.

Обладая пятой частью мировых запасов лесов и имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, Российская Федерация существенно уступает развитым зарубежным странам по уровню заготовки древесины. Вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса приходится всего 1,7% валового внутреннего продукта. На сегодняшний день осваивается не более 30% объема древесины от потенциально возможного (допустимого) объема ее использования (расчетной лесосеки).

Экстенсивное использование лесов России в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения многих лесопромышленных предприятий и путей транспорта.

При прогнозируемой на период реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы расчетной лесосеке в 600-650 млн куб. м доля ее освоения в случае сохранения текущей ситуации в лесном комплексе может снизиться до 19%, в том числе по хвойному хозяйству – до 25%.

После принятия Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной Кодекс) расширились возможности использования лесов для других целей, прежде всего целей рекреации, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также для заготовки недревесных лесных ресурсов. В перспективе поступление платежей за использование лесов в указанных целях в бюджетную систему Российской Федерации должно существенно увеличиться.

Покрытые лесом земли республики занимают площадь 9,54 млн га (53% от общей площади Республики Карелия), что относит регион к лесным территориям России.

Общий запас древесины – 961,29 млн куб. м, из них хвойные насаждения – 840,11 млн куб. м.

Полномочия в сфере лесопользования органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются непосредственно и через подведомственные организации. В ходе проведения реорганизационных мероприятий в 2008-2009 годах осуществлена реорганизация в форме слияния 28 лесхозов с образованием на их базе 17 центральных лесничеств,
156 участковых лесничеств (штатная численность – 1150 человек), создано государственное унитарное предприятие «Леса Карелии» с численностью
350 человек, государственное бюджетное учреждение «Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов» с численностью 298 человек.

Лесным кодексом (статьи 1, 12 и 25) определен принцип многоцелевого использования лесов, что предполагает максимальное извлечение разнообразных по своей природе полезных свойств лесов и земель, занятых лесами.

Лесной кодекс расширил список видов использования лесов. Новыми видами являются использование лесных участков в целях геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации линейных объектов и гидротехнических сооружений, некоторые другие.

Самым распространенным видом использования лесов остается заготовка древесины. В то же время он определяет объемы ежегодно проводимых мероприятий по воспроизводству лесов.

В соответствии с утвержденными лесохозяйственными регламентами лесничеств в 2013 году расчетная лесосека по республике составляла 11,3 млн куб. м, в том числе сплошные рубки – 8,0 млн куб. м, выборочные рубки – 3,3 млн куб. м.

В 2013 году установленный объем изъятия древесины по Республике Карелия (расчетная лесосека) составлял 8,3 млн куб. м. Фактически заготовлено 6,0 млн куб. м. Объем рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в 2013 году составил 0,6 куб. м.

На втором месте по количеству договоров находится такой вид использования лесов, как геологическое изучение недр и разработка месторождений полезных ископаемых, их удельный вес в общем количестве договоров продолжает увеличиваться.

На третьем месте – использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.

С вводом в действие с 1 января 2007 года Лесного кодекса на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены полномочия по тушению лесных пожаров. Сосновые насаждения, наиболее подверженные угрозе лесных пожаров, занимают 6,0 млн га (64% из общей площади покрытых лесной растительностью земель), еловые – 2,3 млн га (24%). Площадь насаждений с самым высоким, I классом природной пожарной опасности, составляет 18%. Ежегодно регистрируется от 55 до 1879 случаев лесных пожаров, охватывающих значительные площади земель, покрытых лесной растительностью. В среднем в год (за период 2009-2013 годов) произошло 324 случая лесных пожаров на площади около 5309 га. Основной причиной пожаров является человеческий фактор, а именно нарушение правил пожарной безопасности в лесах (до 80% случаев) вследствие неосторожного обращения с огнем местного населения.

Основным фактором, ограничивающим быстрое распространение лесных пожаров, является противопожарное обустройство лесов, наличие в лесах противопожарных разрывов, минерализованных полос и прочих объектов противопожарной инфраструктуры. В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации обязанности по противопожарному обустройству лесных участков, переданных в аренду, возложены на арендаторов.

Для обеспечения санитарной безопасности лесов необходимо проводить регулярные профилактические лесозащитные мероприятия с целью снижения опасности появления и развития очагов вредителей и болезней леса. Ущерб от повреждения лесов вредителями леса составляет в среднем не менее 2300 руб. на 1 га. Лесозащитные мероприятия должны быть обоснованны и своевременны.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса не покрытые лесом площади отнесены к фонду лесовосстановления (вырубки, гари, погибшие насаждения, прогалины и др.). Не покрытая лесом площадь (фонд лесовосстановления) на 1 января 2013 года составляла 164,7 тыс. га. Основные объемы работ по лесовосстановлению в республике возложены на арендаторов лесных участков.

Для своевременного и качественного воспроизводства лесов в Республике Карелия необходимо ежегодно выращивать около 25 млн шт. стандартных сеянцев. В республике имеется 9 базисных лесных питомников и 4 тепличных комплекса. Имеющиеся базисные питомники и тепличные комплексы позволяют обеспечить потребность в посадочном материале.

В период с 2009 по 2013 год арендаторы не выполняли планы по искусственному лесовосстановлению.

В процессах воспроизводства и использования лесных ресурсов можно выделить ряд проблем, а именно:

низкий процент освоения расчетной лесосеки (не более 65% от потенциально возможного (допустимого) объема использования расчетной лесосеки);

увеличение повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от лесных пожаров, вредителей и болезней леса и других неблагоприятных факторов;

потери лесного хозяйства по причине незаконных рубок, теневого оборота древесины и иных лесонарушений;

нестабильное выполнение арендаторами лесных участков объемов искусственного лесовосстановления;

сокращение количества выращенного посадочного материала для лессовосстановления и ограниченное использование прогрессивных технологий в области воспроизводства лесов;

недостаточная точность учета лесных ресурсов в Республике Карелия.

Лесной комплекс занимает ведущие позиции в экономике Республики Карелия, его удельный вес в промышленности республики составляет более 20%.

В 2013 году по всем основным видам продукции, за исключением бумаги газетной, достигнут рост объемов производства.

Так, рост объема производства древесины необработанной по итогам
2013 года по сравнению с 2012 годом составил 8,4%, лесоматериалов, продольно распиленных, – 10,6%, древесно-стружечных плит – 29,6%, целлюлозы товарной – 3,8%, бумаги мешочной – 3,2%, мешков бумажных – 3,8%.

Снижение темпов роста целлюлозно-бумажного производства в прошедшем году связано с нестабильной работой в первом полугодии 2013 года ОАО «Кондопога».

Лесозаготовками в Карелии занимаются около 450 организаций, из них
63 – арендаторы лесных участков, получившие лесные участки в долгосрочную аренду по итогам лесных конкурсов и аукционов.

Объем производства необработанной древесины по республике в
2013 году увеличился к уровню 2012 года на 8,4% и составил 5,9 млн куб. м.

По темпам роста необработанной древесины в 2013 году Республика Карелия занимает первое место (104,1%) среди других регионов Северо-Западного федерального округа (Вологодская область – 102,5%, Архангельская область – 99,1%).

За 2013 год экспорт круглого леса в натуральном выражении увеличился к уровню 2012 года на 54% и составил 1422 тыс. куб. м. При этом в
IV квартале 2013 года на экспорт было поставлено 47% от общего объема поставок на экспорт в 2013 году. Доля поставки на экспорт от общего объема заготовки составила 25%.

Деревообработкой занимается около 500 организаций, из них крупнейших – 10 организаций, производящих 90% от общего объема производства по республике, в том числе ЗАО «СОЛОМЕНСКИЙ ЛЕСОЗАВОД», ОАО «ЛДК Сегежский», ООО «Сетлес», ООО ДОК «Калевала», ОАО «Карелия ДСП»,
ООО «Сведвуд Карелия», ЗАО «Карлис-Пром».

По итогам 2013 года объем производства лесоматериалов продольно распиленных увеличился на 10,6% к уровню 2012 года и составил 687,7 тыс. куб. м (выше общероссийского темпа роста – 99,8%, а также темпа роста по Северо-Западному федеральному округу – 99,7%).

Объем производства плитной продукции в 2013 году по республике составил 155,8 тыс. усл. куб. м, или 129,6% к уровню 2012 года (выше общероссийского темпа роста – 98,9%, а также темпа роста по Северо- Западному федеральному округу – 99,5%).

Крупнейшими организациями целлюлозно-бумажной промышленности являются 4 организации: ОАО «Кондопога», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО
«ЦЗ «Питкяранта», ООО «Сегежская упаковка».

Объем производства бумаги по республике в 2013 году составил 711 тыс. тонн, или 77% к уровню 2012 года (ниже общероссийского темпа – 98,9%, по Северо-Западному федеральному округу – 96,9%).

Снижение объемов производства бумаги в 2013 году обусловлено сокращением производства газетной бумаги ОАО «Кондопога» на 32,5% к уровню 2012 года, при этом ОАО «Сегежский ЦБК» увеличил объем производства мешочной бумаги на 3,2% к уровню 2012 года.

Объем производства мешков бумажных ООО «Сегежская упаковка»
в 2013 году составил 382,7 млн шт. (103,8% к уровню 2012 года).

Объем производства товарной целлюлозы в 2013 году составил 69,5 тыс. тонн (103,8% к уровню 2012 года).

Объемы производства по лесопромышленному комплексу Республики Карелия в 2012-2013 годах представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Объемы производства по лесопромышленному комплексу
Республики Карелия

 

Показатель Единица измерения 2012 год 2013 год Факт 2013 года в % к уровню 2012 года
Древесина необработанная тыс. куб. м 5 405,6 5860,1 108,4
Обработка древесины и производство изделий из дерева
Лесоматериалы, продольно распиленные тыс. куб. м 621,9 687,7 110,6
Древесно-стружечные плиты тыс. усл. куб. м 120,2 155,8 129,6
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них
Целлюлоза древесная и целлюлоза из прочих волокнистых материалов, в том числе: тыс. тонн 988,6 798,1 80,7
товарная целлюлоза тыс. тонн 67,0 69,5 103,8
Бумага по республике –всего, в том числе: тыс. тонн 922,9 711,0 77,0
бумага газетная тыс. тонн 670,0 452,2 67,5
бумага мешочная тыс. тонн 242,3 250,0 103,2
Мешки бумажные млн шт. 368,7 382,7 103,8
Картон тыс. тонн 8,8 1,3 14,9

 

 

Инвестиции в лесопромышленный комплекс в 2012-2013 годах по видам деятельности представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2

 

Объем инвестиций в лесопромышленный комплекс Республики Карелия
по видам деятельности

 

Вид деятельности Единица измерения 2012 год 2013 год 2013 год в % к уровню 2012 года
Лесозаготовка млн руб. 124,1 202,8
Обработка древесины и производство изделий из дерева млн руб. 4574,8 857,1 18,7
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них млн руб. 809,7 509,8
Всего млн руб. 5508,6 1569,7 28,5

 

В республике четыре инвестиционных проекта получили статус приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов – проекты ООО ДОК «Калевала» (приказ Минпромторга России от 27 апреля 2011 года
№ 554), ООО «Костомукшская строительная компания» (приказ Минпромторга России от 11 августа 2009 года № 729), ОАО «Сегежский ЦБК» («Белый Медведь») (приказ Минпромторга России от 27 августа 2009 года № 784),
ООО НПО «ФинТек» (приказ Минпромторга России от 19 июля 2013 года
№ 1169).

Минерально-сырьевая база необходима для удовлетворения потребностей экономики страны и регионов в минерально-сырьевых ресурсах, создания минерально-сырьевых основ социально-экономического развития регионов Российской Федерации и обеспечения энергетической и минерально-сырьевой безопасности.

Минеральные ресурсы – эффективный источник социально-экономического развития Республики Карелия. Государственный фонд недр, являющийся общенародной собственностью и включающий месторождения и проявления твердых полезных ископаемых и подземных вод, их промышленные и забалансовые запасы, прогнозные ресурсы, требует эффективного государственного управления и регулирования, владения и распоряжения этим достоянием. Республика Карелия обладает богатейшим природно-ресурсным потенциалом, который является одним из устойчивых конкурентных преимуществ Республики Карелия. Объем добычи полезных ископаемых по итогам 2013 года составил 43% в структуре промышленного производства Республики Карелия. Данный сектор в Северо-Западном федеральном округе составляет 10%.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования относятся управление участками недр местного значения, а также участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы и определении порядка пользования участками недр местного значения на своих территориях.

На 1 января 2014 года Государственным балансом полезных ископаемых на территории Республики Карелия учтено 918 месторождений полезных ископаемых: 386 месторождений торфа, 29 месторождений подземных вод хозяйственно-питьевого назначения, 3 месторождения минеральных вод,
1 месторождение лечебных грязей, 499 разведанных месторождений 31 вида твердых полезных ископаемых и свыше 400 перспективных проявлений.
В Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых учитывается более 700 объектов подземных вод (месторождения, скважины, родники).

По состоянию на 1 января 2014 года в Республике Карелия действовала 441 лицензия на пользование недрами, в том числе 300 – на общераспространенные полезные ископаемые, 97 – на необщераспространенные и 44 лицензии на добычу подземных вод из одиночных скважин.

Общераспространенные полезные ископаемые являются важнейшей сырьевой основой для дорожного строительства, производства строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Наиболее потребляемыми в жилищном и другом строительстве являются бутовый камень, щебень, дробленый песок. На территории Республики Карелия находятся
242 месторождения и свыше 180 проявлений строительного камня.

В республике осваиваются железные руды на Костомукшском и Корпангском месторождениях, шунгитовые породы – на Зажогинском и Максовская залежь, петрургическое сырье – на Хавчозерском. Ведется добыча лечебных грязей и минеральных вод на месторождениях Габозеро и Марциальные Воды, лечебных радоновых вод на Кондокском месторождении, эксплуатируются месторождения подземных вод, строительных материалов, глины и торфа.

В горнопромышленном комплексе Республики Карелия действуют
87 организаций. Всего в горном комплексе республики работают 9,7 тыс. человек.

В отрасли с середины 2011 года сохраняется положительная динамика показателей деятельности организаций. По итогам 2013 года индекс производства по видам деятельности «Добыча металлических руд» и «Добыча прочих полезных ископаемых» составил 102,3%, и 88,2% соответственно.
В 2013 году объем производства организаций горнопромышленного комплекса по строительным нерудным материалам составил 20,6 млн куб. м (109% к уровню 2012 года), в том числе щебня – 18 млн куб. м (116%), блочного камня – 29,9 тыс. куб. м (96%). Всего отраслевыми организациями Северо-Западного федерального округа в 2013 году произведено 36 млн куб. м щебня, из них доля Ленинградской области составляет 39%, Республики Карелия – 43%.
В общероссийском объеме производства щебня карельскими производителями обеспечено 9%.

 

 

Результатом развития отрасли являются:

увеличение суммы налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, полностью зачисляемой в бюджет Республики Карелия;

создание новых рабочих мест;

развитие производственной и социальной инфраструктуры территорий.

Анализ состояния воспроизводства минерально-сырьевой базы позволяет выделить ряд проблем:

недостаточная результативность использования потенциала недр
(к началу производства щебня и добычи блочного камня доходят лишь 30-40% лицензиатов от общего числа);

недостаточная бюджетная эффективность недропользования по причине нарушения условий лицензионных соглашений недропользователями;

необеспеченность населения ряда районов и муниципальных образований Республики Карелия питьевой водой соответствующего качества из подземных источников;

нерациональное потребление природного сырья и повышение уровня загрязнения природной среды, в частности на месторождениях блочного камня за счет низкого процента выхода блоков и значительного объема околов и отвалов.

Республика Карелия принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами субъектов Российской Федерации и имеет широко развитую гидрографическую сеть, принадлежащую бассейнам Белого и Балтийского морей, с общим количеством 23,6 тыс. рек и 61,1 тыс. озер.
Об­щая про­тя­жен­ность рек состав­ля­ет 83 тыс. км.

Объем воды, аккумулированный в водохранилищах Карелии, равен
80 млрд куб. м. Из них общая полезная емкость составляет 18 млрд куб. м, что позволяет регулировать 47% годового объема речного стока. Еще 65 млрд куб. м воды сосредоточено в озерах, остающихся в естественном состоянии. Кроме того, к этим цифрам следует добавить боль­шие части объемов Онежского (Верхне-Свирское водохранилище) и Ладожского озер. Основная часть вод, содержащихся в водоемах, находится в бассейне Белого моря, где они представлены главным образом водами водохранилищ. Здесь расположено около 90% общей полезной емкости водохранилищ, регулируется 63% объема речного стока. В бассейне Балтийского моря поверхностные воды сосредоточены в основном в озерах, сток менее зарегулиро­ван и реки не столь водоносны.

Абсолютные показатели не дают полного представления об обеспеченности водными ресурсами. Более показательны относительные характеристики – объемы речного стока, приходя­щиеся на единицу площади или одного жителя. Такие удельные цифры превышают средние для Российской Федерации значения в 1,3 и 2,3 раза соответственно, хотя и несколько уступают ана­логичным показателям Северного экономического района и большинства областей, входящих в его состав.

В экономике Республики Карелия ежегодно используется около 185 млн куб. м воды, в том числе на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды около
37 млн куб. м воды.

Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития Республики Карелия и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.

В водные объекты в Республике Карелия в год сбрасывается
201 млн куб. м сточных вод, из которых около 175 млн куб. м подлежат очистке. Более 81% сточных вод, подлежащих очистке (164 млн куб. м), сбрасываются недостаточно очищенными, почти 6% (10 млн куб. м) – загрязненными без очистки и только 13% (26 млн куб. м) – очищенными до установленных нормативов. Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты ежегодно поступает около 170 тыс. тонн загрязняющих веществ, в связи с чем особое внимание следует уделить охране и восстановлению водных объектов, требующих проведения мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации.

В целях охраны водных объектов проводятся работы по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, а также работы по рассмотрению и утверждению проектов зон санитарной охраны водных объектов.

Проводится комплекс мероприятий по повышению защищенности населения и территорий от наводнений и иного негативного воздействия вод, предусматривающий расчистку, дноуглубление и русловыпрямительные работы.

С 2011 года проводятся наблюдения за состоянием дна, берегов водных объектов и их водоохранных зон.

Несмотря на положительные результаты проводимых с 2007 года преобразований в области водных отношений, имеется ряд проблем, требующих особого внимания:

состояние гидротехнических сооружений, сооружений инженерной защиты (доля гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности составляет 20%);

неоптимальная пропускная способность участков русел рек, что несет за собой риск затопления в период паводка (на территориях, подверженных негативному воздействию вод, проживает 15,92 тыс. человек);

водные объекты, которые нуждаются в восстановлении и экологической реабилитации;

незначительное количество утвержденных проектов зон санитарной охраны водных объектов;

нелегитимное водопользование;

незначительное количество установленных и закрепленных на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос;

незначительное количество проводимых регулярных наблюдений за водными объектами, их водоохранными зонами в рамках осуществления государственного мониторинга водных объектов.

Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Качество окружающей среды является одним из ключевых факторов конкурентоспособности Республики Карелия. Несмотря на то, что на территории региона есть несколько крупных источников техногенного загрязнения – промышленные узлы Сегежа-Надвоицы, Костомукша и Петрозаводск-Кондопога, республика не входит в перечень регионов с неблагоприятной экологической обстановкой, отмеченные негативные в экологическом плане ситуации и процессы носят локальный и несистематический характер. Сопоставление динамики экономических и экологических показателей за 1998-2013 годы свидетельствует в целом о положительных тенденциях снижения интенсивности загрязнения окружающей среды в республике.

Анализ основных экологических показателей в Северо-Западном федеральном округе в 2013 году показывает, что Республика Карелия среди
11 регионов округа занимает 5-е место по объемам выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферный воздух, по объемам бытового водопотребления на душу населения, по объемам сбросов загрязненных сточных вод, по доле проб питьевой воды в нецентрализованной системе водоснабжения, не соответствующих нормативам по санитарно-химическим показателям, по площади особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ). Основной вред атмосферному воздуху в 2013 году нанесли организации горнопромышленного комплекса (62,3% от объема валовых выбросов по республике), основной объем сброса загрязненных сточных вод приходится на организации целлюлозно-бумажной промышленности – 42,6% от общего объема сброса загрязненных сточных вод по республике. В 2013 году объем образования отходов 5-го класса опасности составил 135,2 млн тонн. Низкое качество и недостаточный объем рекультивационных работ ведут к значительному увеличению площади отвалов, что приводит к ухудшению экологической ситуации в республике.

Рациональное природопользование и охрана окружающей среды требует проведения постоянного контроля, анализа ситуации и прогноза.

Региональный государственный экологический надзор как система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений, обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды, является основным элементом охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования на территории Республики Карелия.

Рациональное природопользование, как любая сложная форма деятельности, невозможно без достоверной информации. Экологический мониторинг – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Функциями экологического мониторинга являются: нормирование воздействия и контроль источников воздействия на окружающую среду, а также контроль качества компонентов окружающей среды.

Ключевую роль в поддержании экологического равновесия в республике играют ООПТ. В Республике Карелия современный природно-заповедный фонд включает в себя 137 ООПТ регионального значения (391,6 тыс. га) и 7 объектов федерального значения (444,017 тыс. га), что составляет 4,64% от всей площади республики. Организация новых ООПТ регионального значения в Карелии осуществляется в соответствии со Схемой территориального планирования Республики Карелия. В целях сохранения биоразнообразия в республике ведется Красная книга Республики Карелия. Редким и находящимся под угрозой исчезновения признан 881 вид флоры и фауны на территории Республики Карелия, в том числе 370 видов животных и 511 видов растений и грибов.

ООПТ – природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Часть ООПТ обладает высоким рекреационным потенциалом, и этот потенциал возможно использовать в целях вовлечения ООПТ регионального значения в развитие республики.

Основой формирования экологически ориентированного мировоззрения людей является экологическое образование и воспитание. В Карелии растет количество экологических проектов, реализуемых общественными организациями. В рамках проектов организуются и проводятся природоохранные акции, экологические десанты по благоустройству, озеленению и ликвидации несанкционированных свалок на территориях городских округов и муниципальных районов.

Важно сохранить систему традиционных ежегодных экологических всероссийских акций. Необходимо обеспечить регулярное информирование населения республики об экологической обстановке и поддержать общественное экологическое движение.

Несмотря на достигнутые определенные положительные результаты, можно выделить ряд проблем в области охраны окружающей среды:

загрязнение окружающей среды;

проблема сохранения и восстановления биоразнообразия, связанная с трансформацией таежных ландшафтов;

низкий уровень экологических знаний и экологической культуры населения, восприятия экологических проблем населением и низкий уровень ответственности, недостаточно развитая у человека потребность практического участия в природоохранной деятельности.

В Республике Карелия вопросам охраны окружающей среды необходимо уделять пристальное внимание еще и потому, что регион является приграничным и страны Европейского союза и общественность этих стран очень требовательно и внимательно относятся к вопросам экологической безопасности.

На основании анализа текущего состояния деятельности можно сделать вывод, что формирование эффективного управления природными ресурсами и обеспечение экологической безопасности пока не завершено. Не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления природными ресурсами и обеспечение экологической безопасности, задействованы в полной мере, что приводит к ряду указанных по направлениям деятельности проблем. При этом можно отметить и ряд факторов, которые оказывают серьезное воздействие на развитие отраслей и сфер деятельности, таких как:

1) изменение федерального законодательства, например в части мер по пожаротушению в лесу или проведению аукционов (невозможно предоставление права пользования участком недр местного значения единственному участнику аукциона);

2) наличие законодательных противоречий в сфере недро- и лесопользования;

3) отраслевое реформирование системы управления лесами (ликвидация лесхозов) привело к снижению объемов заготовки древесины от ликвидных рубок ухода и изменению требований к проведению рубок ухода, что снизило рентабельность их проведения;

4) усложнение процедуры согласования перечня участков недр местного значения, предоставляемых в пользование (особенно сложно получение согласия некоторых арендаторов лесных участков (заготовителей);

5) удаленность организаций горнопромышленного комплекса Республики Карелия от потребителей порождает прямую зависимость организаций от перевозчиков произведенной продукции и возросших тарифов естественных монополий (железнодорожный тариф);

6) отсутствие или недостаточное финансирование ряда значимых мероприятий:

по выращиванию посадочного материала, оснащению и ремонту тепличных комплексов (износ порядка 90%);

по выполнению работ по инвентаризации, систематизации, учету и обслуживанию скважин, что затрудняет обеспечение населения питьевой водой;

по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и предотвращения затопления территорий населенных пунктов, населения и объектов экономики;

по осуществлению государственного экологического мониторинга.

Наряду с финансовыми рисками имеются риски снижения эффективности планируемых мер правового регулирования, требующие выработки и реализации согласованных межведомственных решений, а также увязки с мерами правового регулирования в рамках других государственных программ Республики Карелия, особенно в сфере стратегического планирования и экономического регулирования деятельности организаций лесопромышленного и горнопромышленного комплексов.

Предотвращение указанных угроз и решение обозначенных проблем является объективно необходимым и актуальным для достижения стратегических целей социально-экономического развития Республики Карелия на перспективу до 2020 года.

Реализация государственной программы позволит более четко спланировать действия, сконцентрировать ресурсы (человеческие, материальные, финансовые) и достичь более эффективного государственного управления в сфере природопользования и экологии.

 

Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы. Основные цели и задачи государственной программы. Прогноз развития сферы реализации государственной программы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы

 

Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих стратегических документах социально-экономического развития федерального и регионального уровней:

указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596
«О долгосрочной государственной экономической политике» и от 21 августа 2012 года № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;

Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года № 1755-IV ЗС (далее – Стратегия развития);

Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года, одобренная распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 октября 2012 года № 658р-П;

Программа социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденная Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года № 1532-ЗРК.

Документы, которые отражают отраслевые приоритеты и цели по отдельным отраслям и сферам деятельности, а именно:

Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Председателем Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2012 года № 1853п-П8;

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до
2020 года, утвержденная приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31 октября 2008 года № 248/482 (далее – Стратегия развития лесного комплекса);

Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 318;

Лесной план Республики Карелия, утвержденный распоряжением Главы Республики Карелия от 31 декабря 2008 года № 975-р;

Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1039-р;

Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 27 августа 2009 года № 1235-р;

федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года № 350;

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года.

В соответствии с указанными документами социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Карелия, а также долгосрочными плановыми документами развития отдельных отраслей и сфер деятельности можно выделить следующие основные приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы:

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов;

улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины;

обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в лесах и лесных ресурсах;

повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Республики Карелия;

совершенствование системы государственного управления геологическим изучением недр и воспроизводством минерально-сырьевой базы;

повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

совершенствование системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование геологической информации;

совершенствование научно-технического обеспечения геологоразведоч-ных работ и создание условий для внедрения инновационных технологий;

обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

повышение качества жизни населения республики, в том числе за счет проведения работ, направленных на охрану водных объектов;

сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников;

сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;

совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата;

научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.

С учетом указанных приоритетов была определена цель государственной программы – повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала на основе более полного многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного природопользования при условии сохранения благоприятной экологической обстановки в Республике Карелия.

Задачами государственной программы определены:

обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса;

повышение эффективности работы лесопромышленного комплекса на основе более полного освоения имеющихся лесных ресурсов;

обеспечение рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Карелия;

создание условий для повышения эффективности работы горнопромышленных организаций, работающих на территории Республики Карелия;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем, экологической реабилитации водных объектов и увеличение пропускной способности русел рек;

улучшение состояния окружающей среды в Республике Карелия.

Масштабность и функциональная неоднородность поставленных в рамках государственной программы задач требует дифференцированного подхода к их решению, разработки комплекса специфических мероприятий для каждой задачи. В этой связи в государственной программе сформированы четыре подпрограммы.

Прогноз развития сферы реализации государственной программы непосредственно связан с документами стратегического планирования Республики Карелия, в том числе Стратегией развития.

Планируется, что в результате реализации государственной программы к 2020 году основные макроэкономические показатели будут иметь тенденцию к росту и достигнут следующих значений к уровню 2013 года:

индекс производства в сферах:

добычи полезных ископаемых –109,4%;

обработки древесины и производства изделий из дерева – 146,1%;

производство промышленной продукции в натуральном выражении:

железорудные окатыши – 101,3%;

щебень и гравий – 144,5%;

древесина необработанная – 135,5%;

лесоматериалы продольно распиленные – 147,0%;

древесно-стружечные плиты, плиты OSB – 395,0%;

бумага – 134,0%;

мешки бумажные – 118,0%.



Просмотров 1790

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!