![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Государственной программы Республики Карелия
Российская Федерация Республика Карелия ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 февраля 2015 года № 49-П г. Петрозаводск Об утверждении государственной программы Республики Карелия «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды в Республике Карелия» на 2014-2020 годы В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Карелия «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды в Республике Карелия» на 2014-2020 годы (далее – государственная программа). 2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия принять участие в реализации мероприятий государственной программы в пределах полномочий. 3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2014 года № 820р-П.
Глава Республики Карелия А.П. Худилайнен Утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 17 февраля 2015 года № 49-П Государственная программа Республики Карелия «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды в Республике Карелия» На 2014-2020 годы ПАСПОРТ государственной программы Республики Карелия «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды в Республике Карелия» на 2014-2020 годы
Раздел 1. Характеристика текущего состояния и проблем соответствующей сферы социально-экономического развития. Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы
Сфера реализации государственной программы Республики Карелия «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды в Республике Карелия» на 2014-2020 годы (далее – государственная программа) охватывает такие важнейшие направления деятельности, как лесные и водные отношения, сфера регулирования отношений недропользования, экологическая экспертиза, охрана окружающей среды, а также функции по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов Республики Карелия в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия. Реализация государственной программы предполагается как через подведомственные Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия организации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, так и органами исполнительной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями. Современное состояние и развитие системы управления природными ресурсами Республики Карелия и охраны окружающей среды характеризуется проведением ответственной политики государственного управления в рамках федерального законодательства и законодательства Республики Карелия. Повышение качества жизни населения за счет обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач общества и государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития страны, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений. Леса являются естественной средой обитания человека, а также восполняемым и значимым ресурсом для хозяйственной и экономической деятельности населения и коммерческих предприятий. Обладая пятой частью мировых запасов лесов и имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, Российская Федерация существенно уступает развитым зарубежным странам по уровню заготовки древесины. Вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса приходится всего 1,7% валового внутреннего продукта. На сегодняшний день осваивается не более 30% объема древесины от потенциально возможного (допустимого) объема ее использования (расчетной лесосеки). Экстенсивное использование лесов России в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения многих лесопромышленных предприятий и путей транспорта. При прогнозируемой на период реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы расчетной лесосеке в 600-650 млн куб. м доля ее освоения в случае сохранения текущей ситуации в лесном комплексе может снизиться до 19%, в том числе по хвойному хозяйству – до 25%. После принятия Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной Кодекс) расширились возможности использования лесов для других целей, прежде всего целей рекреации, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также для заготовки недревесных лесных ресурсов. В перспективе поступление платежей за использование лесов в указанных целях в бюджетную систему Российской Федерации должно существенно увеличиться. Покрытые лесом земли республики занимают площадь 9,54 млн га (53% от общей площади Республики Карелия), что относит регион к лесным территориям России. Общий запас древесины – 961,29 млн куб. м, из них хвойные насаждения – 840,11 млн куб. м. Полномочия в сфере лесопользования органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются непосредственно и через подведомственные организации. В ходе проведения реорганизационных мероприятий в 2008-2009 годах осуществлена реорганизация в форме слияния 28 лесхозов с образованием на их базе 17 центральных лесничеств, Лесным кодексом (статьи 1, 12 и 25) определен принцип многоцелевого использования лесов, что предполагает максимальное извлечение разнообразных по своей природе полезных свойств лесов и земель, занятых лесами. Лесной кодекс расширил список видов использования лесов. Новыми видами являются использование лесных участков в целях геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации линейных объектов и гидротехнических сооружений, некоторые другие. Самым распространенным видом использования лесов остается заготовка древесины. В то же время он определяет объемы ежегодно проводимых мероприятий по воспроизводству лесов. В соответствии с утвержденными лесохозяйственными регламентами лесничеств в 2013 году расчетная лесосека по республике составляла 11,3 млн куб. м, в том числе сплошные рубки – 8,0 млн куб. м, выборочные рубки – 3,3 млн куб. м. В 2013 году установленный объем изъятия древесины по Республике Карелия (расчетная лесосека) составлял 8,3 млн куб. м. Фактически заготовлено 6,0 млн куб. м. Объем рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в 2013 году составил 0,6 куб. м. На втором месте по количеству договоров находится такой вид использования лесов, как геологическое изучение недр и разработка месторождений полезных ископаемых, их удельный вес в общем количестве договоров продолжает увеличиваться. На третьем месте – использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. С вводом в действие с 1 января 2007 года Лесного кодекса на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены полномочия по тушению лесных пожаров. Сосновые насаждения, наиболее подверженные угрозе лесных пожаров, занимают 6,0 млн га (64% из общей площади покрытых лесной растительностью земель), еловые – 2,3 млн га (24%). Площадь насаждений с самым высоким, I классом природной пожарной опасности, составляет 18%. Ежегодно регистрируется от 55 до 1879 случаев лесных пожаров, охватывающих значительные площади земель, покрытых лесной растительностью. В среднем в год (за период 2009-2013 годов) произошло 324 случая лесных пожаров на площади около 5309 га. Основной причиной пожаров является человеческий фактор, а именно нарушение правил пожарной безопасности в лесах (до 80% случаев) вследствие неосторожного обращения с огнем местного населения. Основным фактором, ограничивающим быстрое распространение лесных пожаров, является противопожарное обустройство лесов, наличие в лесах противопожарных разрывов, минерализованных полос и прочих объектов противопожарной инфраструктуры. В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации обязанности по противопожарному обустройству лесных участков, переданных в аренду, возложены на арендаторов. Для обеспечения санитарной безопасности лесов необходимо проводить регулярные профилактические лесозащитные мероприятия с целью снижения опасности появления и развития очагов вредителей и болезней леса. Ущерб от повреждения лесов вредителями леса составляет в среднем не менее 2300 руб. на 1 га. Лесозащитные мероприятия должны быть обоснованны и своевременны. В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса не покрытые лесом площади отнесены к фонду лесовосстановления (вырубки, гари, погибшие насаждения, прогалины и др.). Не покрытая лесом площадь (фонд лесовосстановления) на 1 января 2013 года составляла 164,7 тыс. га. Основные объемы работ по лесовосстановлению в республике возложены на арендаторов лесных участков. Для своевременного и качественного воспроизводства лесов в Республике Карелия необходимо ежегодно выращивать около 25 млн шт. стандартных сеянцев. В республике имеется 9 базисных лесных питомников и 4 тепличных комплекса. Имеющиеся базисные питомники и тепличные комплексы позволяют обеспечить потребность в посадочном материале. В период с 2009 по 2013 год арендаторы не выполняли планы по искусственному лесовосстановлению. В процессах воспроизводства и использования лесных ресурсов можно выделить ряд проблем, а именно: низкий процент освоения расчетной лесосеки (не более 65% от потенциально возможного (допустимого) объема использования расчетной лесосеки); увеличение повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от лесных пожаров, вредителей и болезней леса и других неблагоприятных факторов; потери лесного хозяйства по причине незаконных рубок, теневого оборота древесины и иных лесонарушений; нестабильное выполнение арендаторами лесных участков объемов искусственного лесовосстановления; сокращение количества выращенного посадочного материала для лессовосстановления и ограниченное использование прогрессивных технологий в области воспроизводства лесов; недостаточная точность учета лесных ресурсов в Республике Карелия. Лесной комплекс занимает ведущие позиции в экономике Республики Карелия, его удельный вес в промышленности республики составляет более 20%. В 2013 году по всем основным видам продукции, за исключением бумаги газетной, достигнут рост объемов производства. Так, рост объема производства древесины необработанной по итогам Снижение темпов роста целлюлозно-бумажного производства в прошедшем году связано с нестабильной работой в первом полугодии 2013 года ОАО «Кондопога». Лесозаготовками в Карелии занимаются около 450 организаций, из них Объем производства необработанной древесины по республике в По темпам роста необработанной древесины в 2013 году Республика Карелия занимает первое место (104,1%) среди других регионов Северо-Западного федерального округа (Вологодская область – 102,5%, Архангельская область – 99,1%). За 2013 год экспорт круглого леса в натуральном выражении увеличился к уровню 2012 года на 54% и составил 1422 тыс. куб. м. При этом в Деревообработкой занимается около 500 организаций, из них крупнейших – 10 организаций, производящих 90% от общего объема производства по республике, в том числе ЗАО «СОЛОМЕНСКИЙ ЛЕСОЗАВОД», ОАО «ЛДК Сегежский», ООО «Сетлес», ООО ДОК «Калевала», ОАО «Карелия ДСП», По итогам 2013 года объем производства лесоматериалов продольно распиленных увеличился на 10,6% к уровню 2012 года и составил 687,7 тыс. куб. м (выше общероссийского темпа роста – 99,8%, а также темпа роста по Северо-Западному федеральному округу – 99,7%). Объем производства плитной продукции в 2013 году по республике составил 155,8 тыс. усл. куб. м, или 129,6% к уровню 2012 года (выше общероссийского темпа роста – 98,9%, а также темпа роста по Северо- Западному федеральному округу – 99,5%). Крупнейшими организациями целлюлозно-бумажной промышленности являются 4 организации: ОАО «Кондопога», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО Объем производства бумаги по республике в 2013 году составил 711 тыс. тонн, или 77% к уровню 2012 года (ниже общероссийского темпа – 98,9%, по Северо-Западному федеральному округу – 96,9%). Снижение объемов производства бумаги в 2013 году обусловлено сокращением производства газетной бумаги ОАО «Кондопога» на 32,5% к уровню 2012 года, при этом ОАО «Сегежский ЦБК» увеличил объем производства мешочной бумаги на 3,2% к уровню 2012 года. Объем производства мешков бумажных ООО «Сегежская упаковка» Объем производства товарной целлюлозы в 2013 году составил 69,5 тыс. тонн (103,8% к уровню 2012 года). Объемы производства по лесопромышленному комплексу Республики Карелия в 2012-2013 годах представлены в таблице 1.
Таблица 1
Объемы производства по лесопромышленному комплексу
Инвестиции в лесопромышленный комплекс в 2012-2013 годах по видам деятельности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Объем инвестиций в лесопромышленный комплекс Республики Карелия
В республике четыре инвестиционных проекта получили статус приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов – проекты ООО ДОК «Калевала» (приказ Минпромторга России от 27 апреля 2011 года Минерально-сырьевая база необходима для удовлетворения потребностей экономики страны и регионов в минерально-сырьевых ресурсах, создания минерально-сырьевых основ социально-экономического развития регионов Российской Федерации и обеспечения энергетической и минерально-сырьевой безопасности. Минеральные ресурсы – эффективный источник социально-экономического развития Республики Карелия. Государственный фонд недр, являющийся общенародной собственностью и включающий месторождения и проявления твердых полезных ископаемых и подземных вод, их промышленные и забалансовые запасы, прогнозные ресурсы, требует эффективного государственного управления и регулирования, владения и распоряжения этим достоянием. Республика Карелия обладает богатейшим природно-ресурсным потенциалом, который является одним из устойчивых конкурентных преимуществ Республики Карелия. Объем добычи полезных ископаемых по итогам 2013 года составил 43% в структуре промышленного производства Республики Карелия. Данный сектор в Северо-Западном федеральном округе составляет 10%. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования относятся управление участками недр местного значения, а также участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы и определении порядка пользования участками недр местного значения на своих территориях. На 1 января 2014 года Государственным балансом полезных ископаемых на территории Республики Карелия учтено 918 месторождений полезных ископаемых: 386 месторождений торфа, 29 месторождений подземных вод хозяйственно-питьевого назначения, 3 месторождения минеральных вод, По состоянию на 1 января 2014 года в Республике Карелия действовала 441 лицензия на пользование недрами, в том числе 300 – на общераспространенные полезные ископаемые, 97 – на необщераспространенные и 44 лицензии на добычу подземных вод из одиночных скважин. Общераспространенные полезные ископаемые являются важнейшей сырьевой основой для дорожного строительства, производства строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Наиболее потребляемыми в жилищном и другом строительстве являются бутовый камень, щебень, дробленый песок. На территории Республики Карелия находятся В республике осваиваются железные руды на Костомукшском и Корпангском месторождениях, шунгитовые породы – на Зажогинском и Максовская залежь, петрургическое сырье – на Хавчозерском. Ведется добыча лечебных грязей и минеральных вод на месторождениях Габозеро и Марциальные Воды, лечебных радоновых вод на Кондокском месторождении, эксплуатируются месторождения подземных вод, строительных материалов, глины и торфа. В горнопромышленном комплексе Республики Карелия действуют В отрасли с середины 2011 года сохраняется положительная динамика показателей деятельности организаций. По итогам 2013 года индекс производства по видам деятельности «Добыча металлических руд» и «Добыча прочих полезных ископаемых» составил 102,3%, и 88,2% соответственно.
Результатом развития отрасли являются: увеличение суммы налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, полностью зачисляемой в бюджет Республики Карелия; создание новых рабочих мест; развитие производственной и социальной инфраструктуры территорий. Анализ состояния воспроизводства минерально-сырьевой базы позволяет выделить ряд проблем: недостаточная результативность использования потенциала недр недостаточная бюджетная эффективность недропользования по причине нарушения условий лицензионных соглашений недропользователями; необеспеченность населения ряда районов и муниципальных образований Республики Карелия питьевой водой соответствующего качества из подземных источников; нерациональное потребление природного сырья и повышение уровня загрязнения природной среды, в частности на месторождениях блочного камня за счет низкого процента выхода блоков и значительного объема околов и отвалов. Республика Карелия принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами субъектов Российской Федерации и имеет широко развитую гидрографическую сеть, принадлежащую бассейнам Белого и Балтийского морей, с общим количеством 23,6 тыс. рек и 61,1 тыс. озер. Объем воды, аккумулированный в водохранилищах Карелии, равен Абсолютные показатели не дают полного представления об обеспеченности водными ресурсами. Более показательны относительные характеристики – объемы речного стока, приходящиеся на единицу площади или одного жителя. Такие удельные цифры превышают средние для Российской Федерации значения в 1,3 и 2,3 раза соответственно, хотя и несколько уступают аналогичным показателям Северного экономического района и большинства областей, входящих в его состав. В экономике Республики Карелия ежегодно используется около 185 млн куб. м воды, в том числе на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды около Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития Республики Карелия и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод. В водные объекты в Республике Карелия в год сбрасывается В целях охраны водных объектов проводятся работы по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, а также работы по рассмотрению и утверждению проектов зон санитарной охраны водных объектов. Проводится комплекс мероприятий по повышению защищенности населения и территорий от наводнений и иного негативного воздействия вод, предусматривающий расчистку, дноуглубление и русловыпрямительные работы. С 2011 года проводятся наблюдения за состоянием дна, берегов водных объектов и их водоохранных зон. Несмотря на положительные результаты проводимых с 2007 года преобразований в области водных отношений, имеется ряд проблем, требующих особого внимания: состояние гидротехнических сооружений, сооружений инженерной защиты (доля гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности составляет 20%); неоптимальная пропускная способность участков русел рек, что несет за собой риск затопления в период паводка (на территориях, подверженных негативному воздействию вод, проживает 15,92 тыс. человек); водные объекты, которые нуждаются в восстановлении и экологической реабилитации; незначительное количество утвержденных проектов зон санитарной охраны водных объектов; нелегитимное водопользование; незначительное количество установленных и закрепленных на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос; незначительное количество проводимых регулярных наблюдений за водными объектами, их водоохранными зонами в рамках осуществления государственного мониторинга водных объектов. Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Качество окружающей среды является одним из ключевых факторов конкурентоспособности Республики Карелия. Несмотря на то, что на территории региона есть несколько крупных источников техногенного загрязнения – промышленные узлы Сегежа-Надвоицы, Костомукша и Петрозаводск-Кондопога, республика не входит в перечень регионов с неблагоприятной экологической обстановкой, отмеченные негативные в экологическом плане ситуации и процессы носят локальный и несистематический характер. Сопоставление динамики экономических и экологических показателей за 1998-2013 годы свидетельствует в целом о положительных тенденциях снижения интенсивности загрязнения окружающей среды в республике. Анализ основных экологических показателей в Северо-Западном федеральном округе в 2013 году показывает, что Республика Карелия среди Рациональное природопользование и охрана окружающей среды требует проведения постоянного контроля, анализа ситуации и прогноза. Региональный государственный экологический надзор как система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений, обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды, является основным элементом охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования на территории Республики Карелия. Рациональное природопользование, как любая сложная форма деятельности, невозможно без достоверной информации. Экологический мониторинг – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Функциями экологического мониторинга являются: нормирование воздействия и контроль источников воздействия на окружающую среду, а также контроль качества компонентов окружающей среды. Ключевую роль в поддержании экологического равновесия в республике играют ООПТ. В Республике Карелия современный природно-заповедный фонд включает в себя 137 ООПТ регионального значения (391,6 тыс. га) и 7 объектов федерального значения (444,017 тыс. га), что составляет 4,64% от всей площади республики. Организация новых ООПТ регионального значения в Карелии осуществляется в соответствии со Схемой территориального планирования Республики Карелия. В целях сохранения биоразнообразия в республике ведется Красная книга Республики Карелия. Редким и находящимся под угрозой исчезновения признан 881 вид флоры и фауны на территории Республики Карелия, в том числе 370 видов животных и 511 видов растений и грибов. ООПТ – природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Часть ООПТ обладает высоким рекреационным потенциалом, и этот потенциал возможно использовать в целях вовлечения ООПТ регионального значения в развитие республики. Основой формирования экологически ориентированного мировоззрения людей является экологическое образование и воспитание. В Карелии растет количество экологических проектов, реализуемых общественными организациями. В рамках проектов организуются и проводятся природоохранные акции, экологические десанты по благоустройству, озеленению и ликвидации несанкционированных свалок на территориях городских округов и муниципальных районов. Важно сохранить систему традиционных ежегодных экологических всероссийских акций. Необходимо обеспечить регулярное информирование населения республики об экологической обстановке и поддержать общественное экологическое движение. Несмотря на достигнутые определенные положительные результаты, можно выделить ряд проблем в области охраны окружающей среды: загрязнение окружающей среды; проблема сохранения и восстановления биоразнообразия, связанная с трансформацией таежных ландшафтов; низкий уровень экологических знаний и экологической культуры населения, восприятия экологических проблем населением и низкий уровень ответственности, недостаточно развитая у человека потребность практического участия в природоохранной деятельности. В Республике Карелия вопросам охраны окружающей среды необходимо уделять пристальное внимание еще и потому, что регион является приграничным и страны Европейского союза и общественность этих стран очень требовательно и внимательно относятся к вопросам экологической безопасности. На основании анализа текущего состояния деятельности можно сделать вывод, что формирование эффективного управления природными ресурсами и обеспечение экологической безопасности пока не завершено. Не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления природными ресурсами и обеспечение экологической безопасности, задействованы в полной мере, что приводит к ряду указанных по направлениям деятельности проблем. При этом можно отметить и ряд факторов, которые оказывают серьезное воздействие на развитие отраслей и сфер деятельности, таких как: 1) изменение федерального законодательства, например в части мер по пожаротушению в лесу или проведению аукционов (невозможно предоставление права пользования участком недр местного значения единственному участнику аукциона); 2) наличие законодательных противоречий в сфере недро- и лесопользования; 3) отраслевое реформирование системы управления лесами (ликвидация лесхозов) привело к снижению объемов заготовки древесины от ликвидных рубок ухода и изменению требований к проведению рубок ухода, что снизило рентабельность их проведения; 4) усложнение процедуры согласования перечня участков недр местного значения, предоставляемых в пользование (особенно сложно получение согласия некоторых арендаторов лесных участков (заготовителей); 5) удаленность организаций горнопромышленного комплекса Республики Карелия от потребителей порождает прямую зависимость организаций от перевозчиков произведенной продукции и возросших тарифов естественных монополий (железнодорожный тариф); 6) отсутствие или недостаточное финансирование ряда значимых мероприятий: по выращиванию посадочного материала, оснащению и ремонту тепличных комплексов (износ порядка 90%); по выполнению работ по инвентаризации, систематизации, учету и обслуживанию скважин, что затрудняет обеспечение населения питьевой водой; по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и предотвращения затопления территорий населенных пунктов, населения и объектов экономики; по осуществлению государственного экологического мониторинга. Наряду с финансовыми рисками имеются риски снижения эффективности планируемых мер правового регулирования, требующие выработки и реализации согласованных межведомственных решений, а также увязки с мерами правового регулирования в рамках других государственных программ Республики Карелия, особенно в сфере стратегического планирования и экономического регулирования деятельности организаций лесопромышленного и горнопромышленного комплексов. Предотвращение указанных угроз и решение обозначенных проблем является объективно необходимым и актуальным для достижения стратегических целей социально-экономического развития Республики Карелия на перспективу до 2020 года. Реализация государственной программы позволит более четко спланировать действия, сконцентрировать ресурсы (человеческие, материальные, финансовые) и достичь более эффективного государственного управления в сфере природопользования и экологии.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы. Основные цели и задачи государственной программы. Прогноз развития сферы реализации государственной программы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих стратегических документах социально-экономического развития федерального и регионального уровней: указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р; Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года № 1755-IV ЗС (далее – Стратегия развития); Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года, одобренная распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 октября 2012 года № 658р-П; Программа социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденная Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года № 1532-ЗРК. Документы, которые отражают отраслевые приоритеты и цели по отдельным отраслям и сферам деятельности, а именно: Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Председателем Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2012 года № 1853п-П8; Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 318; Лесной план Республики Карелия, утвержденный распоряжением Главы Республики Карелия от 31 декабря 2008 года № 975-р; Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1039-р; Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года № 350; Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года. В соответствии с указанными документами социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Карелия, а также долгосрочными плановыми документами развития отдельных отраслей и сфер деятельности можно выделить следующие основные приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы: повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов; улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины; обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в лесах и лесных ресурсах; повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Республики Карелия; совершенствование системы государственного управления геологическим изучением недр и воспроизводством минерально-сырьевой базы; повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы; совершенствование системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование геологической информации; совершенствование научно-технического обеспечения геологоразведоч-ных работ и создание условий для внедрения инновационных технологий; обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; повышение качества жизни населения республики, в том числе за счет проведения работ, направленных на охрану водных объектов; сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников; сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира; совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата; научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности; формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания. С учетом указанных приоритетов была определена цель государственной программы – повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала на основе более полного многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного природопользования при условии сохранения благоприятной экологической обстановки в Республике Карелия. Задачами государственной программы определены: обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса; повышение эффективности работы лесопромышленного комплекса на основе более полного освоения имеющихся лесных ресурсов; обеспечение рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Карелия; создание условий для повышения эффективности работы горнопромышленных организаций, работающих на территории Республики Карелия; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод; устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем, экологической реабилитации водных объектов и увеличение пропускной способности русел рек; улучшение состояния окружающей среды в Республике Карелия. Масштабность и функциональная неоднородность поставленных в рамках государственной программы задач требует дифференцированного подхода к их решению, разработки комплекса специфических мероприятий для каждой задачи. В этой связи в государственной программе сформированы четыре подпрограммы. Прогноз развития сферы реализации государственной программы непосредственно связан с документами стратегического планирования Республики Карелия, в том числе Стратегией развития. Планируется, что в результате реализации государственной программы к 2020 году основные макроэкономические показатели будут иметь тенденцию к росту и достигнут следующих значений к уровню 2013 года: индекс производства в сферах: добычи полезных ископаемых –109,4%; обработки древесины и производства изделий из дерева – 146,1%; производство промышленной продукции в натуральном выражении: железорудные окатыши – 101,3%; щебень и гравий – 144,5%; древесина необработанная – 135,5%; лесоматериалы продольно распиленные – 147,0%; древесно-стружечные плиты, плиты OSB – 395,0%; бумага – 134,0%; мешки бумажные – 118,0%.
![]() |