![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Подпрограмма «Охрана окружающей среды» предполагает осуществление деятельности, направленной на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения, рационального использования и охраны природных ресурсов, сохранения природных систем и обеспечение экологической безопасности населения. Подпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом Качество окружающей среды является одним из ключевых факторов конкурентоспособности Республики Карелия. Несмотря на то, что на территории региона есть несколько крупных источников техногенного загрязнения – промышленные узлы Сегежа-Надвоицы, Костомукша и Петрозаводск-Кондопога, республика не входит в перечень регионов с неблагоприятной экологической обстановкой, отмеченные негативные в экологическом плане ситуации и процессы носят локальный и несистематический характер. Сопоставление динамики экономических и экологических показателей за 1998-2012 годы свидетельствует в целом о положительных тенденциях снижения интенсивности загрязнения окружающей среды в республике. В 2013 году объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на территории республики составил 118,505 тыс. тонн. Основной вред атмосферному воздуху в 2013 году нанесли организации по добыче полезных ископаемых (62,3% от объема валовых выбросов по республике), целлюлозно-бумажного производства (20,6%), по производству и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды (9,2%) и металлургическое производство (3,6%). Основной объем сброса загрязненных сточных вод приходится на организации целлюлозно-бумажной промышленности – 42,6% от общего объема сброса загрязненных сточных вод по республике. Одной из наиболее актуальных является проблема образования отходов производства и потребления. В 2013 году объем образования отходов Рациональное природопользование и охрана окружающей среды требуют проведения постоянного контроля, анализа ситуации и прогноза. Региональный государственный экологический надзор как система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений, обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды, является основным элементом охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования на территории Республики Карелия. Региональный государственный экологический контроль (надзор) включает в себя: региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; региональный государственный надзор в области обращения с отходами; региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю (надзору). Рациональное природопользование, как любая сложная форма деятельности, невозможно без достоверной информации. Она необходима государственным и муниципальным органам, юридическим лицам и гражданам. Экологический мониторинг – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Функциями экологического мониторинга являются нормирование воздействия и контроль источников воздействия на окружающую среду, а также контроль качества компонентов окружающей среды. Цель государственного экологического мониторинга – информационное обеспечение управленческих и инвестиционных решений на основе достоверных, своевременных, полных данных о состоянии окружающей природной среды. Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при: разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих решений; разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды; осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы; прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению; подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды. При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи: организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду; оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее; информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды; формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды; обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга. Ключевую роль в поддержании экологического равновесия в республике играют ООПТ. В Республике Карелия современный природно-заповедный фонд включает в себя 137 ООПТ регионального значения (391,6 тыс. га) и 7 объектов федерального значения (444,017 тыс. га), что соответствует 4,64% от всей площади республики. Организация новых ООПТ регионального значения в Карелии осуществляется в соответствии со Схемой территориального планирования республики. В целях сохранения биоразнообразия организована работа по ведению Красной книги Республики Карелия. Редким и находящимся под угрозой исчезновения на территории Республики Карелия признан 881 вид флоры и фауны, в том числе 370 видов животных и 511 видов растений и грибов. Обеспечением соблюдения режима особой охраны территорий, проведением природоохранных мероприятий, эколого-просветительских работ, рекреационной, туристической деятельности занимается образованное распоряжением Правительства Республики Карелия от 18 июля 2011 года В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования ООПТ, регионального значения, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития региона ведется Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Особого внимания требует проблема сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. В рамках выполнения задачи по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия также необходимо вести работы по информационному обеспечению ведения Красной книги Республики Карелия. Для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений необходимо проводить комплекс полевых исследований и мероприятий по учету, мониторингу, восстановлению среды обитания и возобновлению численности их популяций. При этом важнейшим фактором и экологическим критерием формируемой сети ООПТ является не столько площадь, сколько их ландшафтная репрезентативность. Существующие и вновь создаваемые ООПТ должны обеспечить сохранение разнообразия аборигенной фауны и флоры и в первую очередь видов, нуждающихся в охране. Для Карелии, учитывая ее пограничный статус, система ООПТ должна также предусматривать ее развитие как части общеевропейской системы охраняемых природных территорий. ООПТ – природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Часть ООПТ обладает высоким рекреационным потенциалом, и этот потенциал возможно использовать в целях вовлечения ООПТ регионального значения в развитие республики. Однако такая деятельность должна быть регламентированной и рациональной и с обязательным соблюдением правил пребывания и использования природных ресурсов на ООПТ. Основой формирования экологически ориентированного мировоззрения людей является экологическое образование и воспитание. Экологическое образование, воспитание и просвещение населения в республике осуществляется на основе взаимного сотрудничества органов исполнительной власти, учреждений образования и культуры, общественных организаций, средств массовой информации. Непрерывное экологическое образование населения обеспечивают: образовательные учреждения Республики Карелия, на базе которых реализуются программы экологической направленности, работают кружки и клубы; учреждения дополнительного образования, деятельность которых направлена на привлечение детей к природоохранным мероприятиям, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений и навыков; библиотеки, которые обеспечивают свободный доступ к экологической информации и способствуют повышению культурного, научного и образовательного уровня населения. В Карелии растет количество экологических проектов, реализуемых общественными организациями, такими как Региональная общественная организация «Студенческая природоохранная организация Карелии» («СПОК»), Благотворительный фонд социальных инициатив «Куркиёки», Карельская региональная общественная экологическая организация «Карельский республиканский Совет Всероссийского общества охраны природы», расширилась область их применения, качество и уровень их реализации. В рамках проектов организуются и проводятся природоохранные акции, экологические десанты по благоустройству, озеленению и ликвидации несанкционированных свалок на территориях городских округов и муниципальных районов, ООПТ. Важно сохранить систему традиционных ежегодных экологических всероссийских акций и мероприятий республиканского значения, которые включают в себя практические мероприятия, праздники, конкурсы, конференции. Необходимо обеспечить регулярное информирование населения республики об экологической обстановке через средства массовой информации, издание справочно-информационных материалов (в том числе Государственного доклада о состоянии окружающей среды Республики Карелия), поддерживать общественное экологическое движение. Несмотря на достигнутые определенные положительные результаты, можно выделить ряд проблем в области охраны окружающей среды: 1. Загрязнение окружающей среды. Негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду обусловлено выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, водопотреблением для промышленных целей и сбросом сточных вод в водные объекты, образованием отходов производства и потребления. Наибольшая антропогенная нагрузка приходится на промышленные центры республики – города Костомукшу, Кондопогу, Петрозаводск, Сегежу, Питкяранту, Недостаточно развита региональная система экологического мониторинга окружающей среды. Результаты наблюдений, осуществляемых в рамках существующей системы наблюдений, действующей на территории республики, не позволяют сделать полные выводы о степени ее загрязнения, определить наиболее проблемные участки и источники загрязнения, разработать эффективную программу действий по улучшению состояния окружающей среды. Необходимо формирование расширенной региональной системы наблюдений за состоянием компонентов окружающей природной среды Республики Карелия. 2. Проблема сохранения и восстановления биоразнообразия, связанная с трансформацией таежных ландшафтов. Трансформация таежных ландшафтов обусловлена лесопромышленной деятельностью. Интенсивные рубки леса и формирование вторичных лесов способствуют передвижению на север видов животных, характерных для зоны широколиственных лесов, в то время как для северо-таежных представителей отмечается смещение южных границ ареалов к северу. В связи с этим необходимо проведение комплексных экологических обследований участков территорий, перспективных для создания на них ООПТ регионального значения, в целях разработки материалов, обосновывающих придание этим территориям правового статуса ООПТ регионального значения, а также уточнение (обновление, изменение) уже имеющихся или при необходимости разработанных материалов обоснования создания ООПТ регионального значения. Также необходимо совершенствовать ведение баз данных, развивать геоинформационные системы, интегрировать различные подходы для обеспечения эффективного управления ООПТ регионального значения и ведения Красной книги Республики Карелия. При этом необходимо учитывать социально-экономические аспекты организации на территориях муниципальных образований таких объектов, включая учет мнения местного населения, возможность вести деятельность в рамках традиционного и рационального природопользования. 3. Низкий уровень экологических знаний и экологической культуры населения. Дефицит экологических знаний лежит в основе большей части нарушений природоохранительного законодательства, снижает активность населения в решении экологических проблем, искажает представление о действительной экологической ситуации. Проблема экологической неосведомленности большей части населения обусловлена и недостаточной информированностью в экологической сфере. Можно отметить низкий уровень восприятия экологических проблем населением и низкий уровень ответственности, недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности. В Республике Карелия вопросам охраны окружающей среды необходимо уделять пристальное внимание еще и потому, что регион является приграничным и страны Европейского союза и общественность этих стран очень требовательно и внимательно относятся к вопросам экологической безопасности. В целом совершенствование эффективности государственного управления, нормативной правовой базы, внедрение технологий, направленных на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, решение вопросов сбора и утилизации всех видов отходов, повышение уровня экологической культуры природопользователей и населения приведет к снижению уровня экологических правонарушений и минимизации антропогенной нагрузки на окружающую природную среду.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, определено, что стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением следующих задач: а) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду; б) восстановление нарушенных естественных экологических систем; в) обеспечение экологически безопасного обращения с отходами; г) сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира; д) совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата; е) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности; ж) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания; з) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. В соответствии со Стратегией развития целью экологической политики является оздоровление экологической ситуации на территории Республики Карелия для создания предпосылок долговременного и экологически безопасного социально-экономического развития, значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Основными приоритетами государственной политики в рамках подпрограммы являются: сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников; сохранение и защита природной среды. Цель подпрограммы: улучшение состояния окружающей среды в Республике Карелия. Задачи подпрограммы: 1. Регулирование качества окружающей среды. 2. Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия. 3. Повышение уровня экологического образования и просвещения населения. Значения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы представлены в приложении 1 к государственной программе. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы: 1. Достижение значения индекса объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории Республики Карелия, в размере 92,8%. 2. Увеличение доли площади Республики Карелия, занятой ООПТ регионального значения, в общей площади территории Республики Карелия до 3,64%. 3. Сокращение доли выявленных правонарушений от общего количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий до 56%. 4. Увеличение доли ООПТ регионального значения, охваченных мероприятиями, от общего количества ООПТ регионального значения до 19,4%. 5. Достижение темпа роста количества участников эколого-образовательных мероприятий к уровню 2013 года в размере 125%. Подпрограмма реализуется в период с 2014 по 2020 год, этапы не выделяются.
![]() |