Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития



Подпрограмма 1 «Воспроизводство и использование лесных ресурсов» направлена на обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного хозяйства в социально-экономическое развитие Республики Карелия.

Подпрограмма разработана в соответствии с Лесным кодексом, государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 318, Стратегией развития, Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства республики Карелия от 28 декабря 2012 года № 416-П, Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года, одобренной распоряжениемПравительства Республики Карелия от 30 октября 2012 года № 658р-П, перечнем государственных программ Республики Карелия, утвержденным распоряжениемПравительства Республики Карелия
от 26 сентября 2012 года № 574р-П, региональной программой «Развитие лесного хозяйства в Республике Карелия на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 14 марта 2013 года № 84-П.

Обладая пятой частью мировых запасов лесов и имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, Российская Федерация существенно уступает развитым зарубежным странам по уровню заготовки древесины. Вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса приходится всего 1,7% валового внутреннего продукта. На сегодняшний день осваивается не более 30% объема древесины от потенциально возможного (допустимого) объема ее использования (расчетной лесосеки).

Экстенсивное использование лесов России в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения многих действующих лесопромышленных организаций и путей транспорта.

При прогнозируемой на период реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы расчетной лесосеке в 600-650 млн куб. м доля ее освоения в случае сохранения текущей ситуации в лесном комплексе может снизиться до 19%, в том числе
по хвойному хозяйству – до 25%.

Леса как средообразующий и природный фактор, улучшающий естественную среду обитания человека, а также как восполняемый источник ресурсов для развития экономики Республики Карелия имеют важное значение.

Покрытые лесом земли республики занимают площадь 9,54 млн га
и составляют 53% от площади Карелии, что относит регион к лесным территориям России.

Общая площадь земель лесного фонда по состоянию на 1 января 2014 года составляла 14460,9 тыс. га, в том числе покрытых лесом земель – 9251,3 тыс. га.

По целевому назначению лесной фонд подразделяется на:

защитные леса на площади 4507,1 тыс. га (31,2 % лесного фонда);

эксплуатационные леса на площади 9953,8 тыс. га (68,8% лесного фонда).

Из покрытых лесом земель:

насаждения с преобладанием хвойных пород – 8145,3 тыс. га, или 88,0%;

насаждения с преобладанием мягколиственных пород – 1106,0 тыс. га, или 12,0%.

Общий запас древесины – 961,29 млн куб. м, из них хвойные насаждения – 840,11 млн куб. м.

Распределение земель лесного фонда по возрастной структуре неоднородно:

молодняки – 35,3% общей площади покрытых лесом земель;

средневозрастные – 24,1%;

приспевающие – 7,5%;

спелые и перестойные – 33,1%.

Государственный лесной реестр (в том числе внесение текущих изменений на повыдельном уровне) ведется на программном обеспечении, работающем в среде MS-DOS.

Давность лесоустройства в Республике Карелия на площади 7893,1 тыс. га (54%) составляет более 10 лет.

Лесной кодекс в качестве основного механизма оформления прав на использование полезных свойств лесов императивно вводит предоставление лесного (т.е. земельного) участка в пользование на длительный срок – на праве аренды, безвозмездного срочного пользования и постоянного (бессрочного) пользования.

В 2012 году общее количество договоров, предоставляющих право на долгосрочное пользование лесными участками, составляло 487. Тенденция
к увеличению количества договоров заложена в настоящую подпрограмму.

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации. В ходе проведения реорганизационных мероприятий в 2008-2009 годах осуществлена реорганизация в форме слияния 28 лесхозов с образованием на их базе 17 государственных казенных учреждений Республики Карелия – центральных лесничеств, 155 участковых лесничеств (штатная численность 1150 человек), создано государственное унитарное предприятие «Леса Карелии» с численностью 350 человек.

В целях выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах в 2012 году создано государственное бюджетное учреждение Республики Карелия «Карельский центр авиационной и наземной охраны лесов» со штатной численностью
298 человек, которому выдаются государственные задания на предупреждение и мониторинг лесных пожаров и на тушение лесных пожаров. В составе государственных заданий предусматриваются средства на наем воздушных судов.шению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах в 2012 году созда

Лесным кодексом (статьи 1, 12 и 25) проводится принцип многоцелевого использования лесов, что предполагает максимальное извлечение разнообразных по своей природе полезных свойств лесов и земель, занятых лесами.

Лесной кодекс расширил список видов использования лесов. Новым видом является использование лесных участков в целях геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации линейных объектов и гидротехнических сооружений.

Самым распространенным видом использования лесов остается заготовка древесины. В то же время он является определяющим в вопросе наполнения бюджета, а также определяет объемы ежегодно проводимых мероприятий по воспроизводству лесов.

В соответствии с утвержденными лесохозяйственными регламентами лесничеств в 2013 году расчетная лесосека по республике составляла
11,3 млн куб. м., в том числе:

сплошные рубки – 8,0 млн куб. м;

выборочные рубки – 3,3 млн куб. м.

В 2013 году установленный объем изъятия древесины по Республике Карелия (расчетная лесосека) составлял 8,3 млн куб. м. Фактически заготовлено 6,0 млн куб. м. Объем рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в 2013 году составил 0,6 куб. м.

На втором месте по количеству договоров находится такой вид использования лесов, как геологическое изучение недр и разработка месторождений полезных ископаемых, его удельный вес в общем количестве договоров продолжает увеличиваться.

На третьем месте – использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.

С вводом в действие с 1 января 2007 года Лесного кодекса на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены полномочия по тушению лесных пожаров. Финансирование работ по тушению лесных пожаров осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета, выделяемых Республике Карелия на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений. Из средств федеральных субвенций, выделяемых на тушение лесных пожаров, могут финансироваться только прямые затраты на тушение лесных пожаров, и не могут быть профинансированы затраты на приобретение оборудования для тушения пожаров.

Сосновые насаждения, наиболее подверженные угрозе лесных пожаров, занимают 6,0 млн га (64% из общей площади покрытых лесной растительностью земель), еловые – 2,3 млн га (24%). Площадь насаждений
с самым высоким, I классом природной пожарной опасности составляет 18%. Ежегодно регистрируются от 55 до 1879 случаев лесных пожаров, охватывающих значительные площади земель, покрытых лесной растительностью. В среднем в год (за период 2009-2013 годов) происходит
324 случая пожаров на площади около 5309 га, из которых площадь, пройденная крупными лесными пожарами, составляет более 80%. Участились случаи распространения лесных пожаров на значительные площади. Промежутки между пиками горимости – выше средних – сократились до 2-3 лет (до 1990-х годов интервал между пиками составляет 5-7 лет).

Анализ горимости лесных участков в Республике Карелия показывает, что в последние годы наблюдается ухудшение пожароопасной обстановки в лесах Карелии, вызванное антропогенными и климатическими факторами. Возрастает количество пожароопасных сезонов с дефицитом осадков, особенно в осенний период. Еще одним фактором, способствующим росту лесных пожаров, является несоблюдение гражданами Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 июня 2007 года № 417. В 10% случаев пожар возникает на местах производства работ в лесу (вследствие неудовлетворительной очистки мест рубок, нарушения технологии производства работ, отсутствия противопожарных барьеров вдоль линейных сооружений и так далее) и
80% – вследствие неосторожного обращения с огнем местного населения. Еще 10% лесных пожаров возникает вследствие природных факторов – сухих гроз.

Основным фактором, ограничивающим быстрое распространение лесных пожаров, является противопожарное обустройство лесов, наличие в лесах противопожарных разрывов, минерализованных полос и прочих объектов противопожарной инфраструктуры.

Для сохранения качества лесов необходимо проводить регулярные профилактические лесозащитные мероприятия с целью снижения опасности появления и развития очагов вредителей и болезней леса. Ущерб от повреждения лесов вредителями леса составляет в среднем не менее
2300 рублей на 1 га. Лесозащитные мероприятия должны быть обоснованны и своевременны.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса не покрытые лесом площади отнесены к фонду лесовосстановления (вырубки, гари, погибшие насаждения, прогалины и другие). Не покрытая лесом площадь (фонд лесовосстановления) на 1 января 2014 года составляла 166,8 тыс. га. Основные объемы работ по лесовосстановлению в республике возложены на арендаторов лесных участков.

Для своевременного и качественного воспроизводства лесов в Республике Карелия необходимо ежегодно выращивать около 25 млн шт. стандартных сеянцев. В республике имеется 9 базисных лесных питомников общей площадью 305,9 га, а также 4 тепличных комплекса площадью 1,5 га для выращивания сеянцев с закрытой корневой системой (далее – ЗКС),
где ежегодно выращивалось в среднем от 30 до 35 млн шт. сеянцев, в том числе более 6 млн шт. с ЗКС. Тепличные комплексы находятся в собственности Республики Карелия. Имеющиеся базисные питомники и тепличные комплексы позволяют обеспечить потребность в посадочном материале.

В период 2009-2012 годов арендаторы не выполняли планы по искусственному лесовосстановлению.

За 2009-2012 годы невыполненные планы искусственного лесовосстановления перекрывались мерами содействия естественному лесовосстановлению, выполненными арендаторами лесных участков.

На 1 января 2012 года в Республике Карелия имеется: 471,8 га плюсовых насаждений, 1769 шт. плюсовых деревьев (в том числе сосны обыкновенной –1249 шт., ели европейской – 410 шт., лиственницы сибирской – 27 шт., сосны скрученной – 14 шт., карельской березы – 69 шт.). В Карелии до настоящего времени остается нерешенным вопрос определения генетической ценности отобранных плюсовых деревьев, что не позволяет эффективно организовать лесосеменную базу на селекционной основе.

В республике имеется 454,1 га лесосеменных плантаций, на которых заготавливается в среднем 17% от общего объема заготовки семян лесных растений. Долю семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами от общей потребности в семенах планируется довести до 20%
с учетом вступления в фазу плодоношения имеющихся площадей лесосеменных плантаций.

Однако фактическая ситуация в сфере лесного семеноводства остается напряженной. Так, заготовка семян лесных растений, используемых для воспроизводства лесов, снизилась за последние 5 лет в 10 раз – с 774 кг
до 78 кг. В республике недостаточен резерв семян лесных растений.

В процессах воспроизводства и использования лесных ресурсов можно выделить ряд проблем, а именно:

1. Низкий процент освоения расчетной лесосеки.

С 2007 года наблюдается тенденция снижения освоения расчетной лесосеки, в 2012 году было освоено не более 65% объема древесины
от потенциально возможного (допустимого) объема ее использования (расчетной лесосеки). В период 2010-2012 годов заготовка древесины держится на уровне 5,4-5,7 млн куб. м.

Снижение объемов заготовки древесины объясняется рядом причин:

изменение законодательства привело к увеличению доли выборочных рубок в общем объеме расчетной лесосеки в связи с запретом проведения сплошных рубок спелых и перестойных лесных насаждений в защитных лесах,
а также к увеличению доли защитных лесов (лесов, расположенных в водоохранных зонах) согласно положениям Лесного кодекса;

снижение объемов проведения рубок ухода за лесами с получением ликвидной древесины, что связано с изменением требований к подготовке и проведению рубок ухода, вследствие чего снизилась рентабельность их проведения;

слабое развитие лесной дорожно-транспортной инфраструктуры. 40% лесосечного фонда на территории республики возможно заготовить и вывезти только в зимний период («зимний лесфонд»);

расторжение договоров аренды (по причине невыполнения арендаторами лесных участков условий договоров аренды, в том числе и по причине банкротства организаций в связи с прекращением поставки хвойных круглых лесоматериалов на экспорт).

2. Увеличение повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от лесных пожаров, вредителей и болезней леса и других неблагоприятных факторов.

Изменение полномочий и общее сокращение финансирования работ по предупреждению и тушению лесных пожаров приводят к росту потерь от пожаров.

Лесной план Республики Карелия и лесохозяйственные регламенты лесничеств в части противопожарного обустройства лесов выполняются не в полном объеме, что приводит к снижению пожарной устойчивости лесов.

Техническая оснащенность лесопожарных служб по ряду позиций является недостаточной, технически устаревшей и не соответствует установленным нормам.

Обеспеченность противопожарным оборудованием и инвентарем арендаторов лесных участков, на которых возложены обязанности по противопожарному обустройству лесных участков, созданию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, недостаточна, особенно у арендаторов, не имеющих на территории республики собственной производственной базы, ведущих освоение переданных в аренду лесных участков подрядным способом.

Ограниченные возможности по осуществлению контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах местным населением являются причиной большого количества пожаров, возникающих по вине человека.

Отсутствие финансирования проведения текущих лесопатологических обследований, а также длительная процедура проведения аукционов на право заключения государственных контрактов на проведение текущих лесопатологических обследований приводят к отсутствию плановых регулярных лесопатологических обследований. В настоящее время в Республике Карелия лесопатологические обследования выполняются силами работников центральных лесничеств на основании поступивших листков сигнализации, что позволяет обследовать лишь уже возникшие очаги вредителей и болезней леса и не дает возможности обеспечить прогнозирование их возникновения. Отсутствие регулярных плановых лесопатологических обследований способно привести к несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей и, как следствие,
к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях.

3. Потери лесного хозяйства по причине незаконных рубок и иных лесонарушений.

Безусловной проблемой в ходе использования лесных ресурсов является незаконная деятельность в лесу и незаконные рубки. Основная доля вреда от нарушений лесного законодательства приходится на незаконную рубку лесных насаждений. В 2013 году средний объем одной незаконной рубки составил
33,1 куб. м/шт., что на 45,7% ниже аналогичного показателя по Северо-Западному федеральному округу (61,0 куб. м/шт.) Прямая экономическая выгода, достигаемая при незаконной вырубке леса и осуществлении теневого оборота древесины, а также ограниченные возможности осуществлять контроль за соблюдением Лесного кодекса приводят к фактическим потерям поступлений в бюджет Республики Карелия. Для объективной оценки ситуации, связанной с незаконными рубками, и результативности мер, направленных на их предотвращение, используется такой показатель, как средний объем незаконных рубок за пятилетний период, совершенных в лесном фонде (сумма объемов незаконных рубок за указанный период, поделенная на пять). За период
2009-2013 годов средний объем незаконных рубок составил 19,5 тыс. куб. м. Ежегодная динамика данного показателя до 2020 года по отношению
к отчетному году (2013 год) будет достаточно достоверно и объективно характеризовать степень выполнения задачи 2 подпрограммы.

4. Нестабильное выполнение арендаторами лесных участков объемов искусственного лесовосстановления.

За последние пять лет площадь сплошных рубок составила 123,0 тыс. га.

Динамика проведения сплошных рубок за период 2009-2013 годов приведена в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Динамика проведения сплошных рубок за период 2009-2013 годов (га)

 

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Площадь сплошных рубок

 

В 2009-2013 годах в республике выполнены лесовосстановительные работы на площади свыше 101,4 тыс. га, что составляет 82,4% от площади сплошных рубок.

Динамика лесовосстановительных работ за период 2009-2013 годов представлена в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Динамика лесовосстановительных работ за период 2009-2013 годов (га)

 

Лесовосстановительные мероприятия год год год 2012 год год
Лесовосстановление на землях лесного фонда, га – всего, в том числе:   20832,4   23933,6        
искусственное лесовосстановление   5355,9        
содействие естественному лесовосстановлению   15476,3   16759,6      

 

Несмотря на снижение выполнения объемов лесовосстановления, ухудшения состояния лесного фонда не прослеживается.

Так, при уменьшении площади лесовосстановления с 2009 года по
2013 год площадь не покрытых лесной растительностью земель сократилась
с 189,0 тыс. га в 2009 году до 166,8 тыс. га в 2013 году.

5. Сокращение выращивания посадочного материала для лесовосстановления.

Данная проблема обусловлена рядом причин:

отсутствие научного обоснования объемов воспроизводства по видам лесовосстановления по природным зонам, в том числе методики расчетов по видам лесовосстановления;

ограниченное использование прогрессивных технологий в области воспроизводства лесов в связи с отсутствием финансирования из средств бюджета Республики Карелия на выращивание посадочного материала;

недостаточное использование возможностей лесов на естественное возобновление хозяйственно ценными породами по северным районам республики;

невыполнение мероприятий по уходу за лесными культурами, дополнению лесных культур.

С 2009 по 2013 год общий объем выращенного посадочного материала сократился на 44,5%. Снижение спроса на посадочный материал привело к уменьшению площади посевных отделений питомников и консервации одного тепличного комплекса.

Капитальный ремонт теплиц не проводился более трех лет в связи с отсутствием финансирования. Оборудование тепличных комплексов устарело и по состоянию на 1 января 2013 года имеет износ порядка 90%.

6. Невыполнение мероприятий по заготовке семян лесных растений.

Основной причиной невыполнения мероприятий по заготовке семян лесных растений являются неурожайные годы последних лет.

7. Недостаточная точность учета лесных ресурсов Республики Карелия.

Для ведения Государственного лесного реестра и внесения текущих изменений на повыдельном уровне используется значительно устаревшее программное обеспечение (работающее в среде MS-DOS). Современные информационные системы (геоинформационные системы) для учета лесных ресурсов не используются. Давность лесоустройства в Республике Карелия на площади 7893,1 тыс. га (54%) составляет более 10 лет, что ведет к сдерживанию развития эффективного лесоуправления и использования лесов.

Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации всех направлений ведения лесного хозяйства, а также подъема его на более высокий организационный, технологический и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы

 

В соответствии с Концепциейдолгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжениемПравительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;

улучшение породного состава лесных насаждений за счет выполнения рубок ухода за молодняками, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.

Стратегией развития лесного комплекса определены следующие стратегические цели развития лесного комплекса: необходимость обеспечения устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

В основу подпрограммы также легли концептуальные положения государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 318.

Таким образом, в сфере реализации подпрограммы сформированы следующие приоритеты:

организация процесса воспроизводства и использования лесных ресурсов на территории Республики Карелия в соответствии с требованиями Лесного кодекса;

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Республики Карелия и в обеспечение экологической безопасности.

Цели подпрограммы:

1. Обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса.

2. Повышение эффективности работы лесопромышленного комплекса на основе более полного освоения имеющихся лесных ресурсов.

Задачи подпрограммы:

1. Сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов.

2. Сокращение потерь лесного хозяйства от незаконных рубок и иных лесонарушений.

3. Создание условий для рационального использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия.

4. Стабилизация социально-экономической ситуации в лесном комплексе Республики Карелия, создание предпосылок для его устойчивой работы и последующего развития.

5. Формирование оптимальной структуры баланса производства и переработки древесины.

Значения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы представлены в приложении 1 к государственной программе.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

1. Сохранение значения показателя отношения площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда к общей площади земель лесного фонда в Республике Карелия на уровне 63,9%.

2. Уменьшение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаром, болезней и вредных организмов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда до 0,01%.

3. Снижение среднего объема незаконных рубок за последние 5 лет, совершенных на землях лесного фонда, на 18%.

4. Увеличение объема рубок с 1 га покрытых лесом земель лесного фонда до 0,8 куб. м.

5. Достижение темпа роста объема инвестиций, направленных организациям лесопромышленного комплекса на создание и развитие производственных мощностей на территории Республики Карелия, к уровню 2013 года до 276%.

6. Достижение темпа роста объема производства древесины необработанной к уровню 2013 года до 129%.

7. Достижение темпа роста объема древесного сырья, поставляемого на перерабатывающие организации республики и перерабатываемого на собственных мощностях, к уровню 2013 года до 129%.

 



Просмотров 1787

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!