![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Древние пастушеско- земледельческие племена эпохи бронзового века
История Кыргызстана Первобытнообщинный строй. Первые следы человеческой деятельности на Тенир-Тоо. Первые достоверные следы человека на территории Кыргызстана относятся к палеолиту — древнекаменному веку (800—100 тыс. лет). Самые древние орудия труда здесь были найдены в Центральном Тянь-Шане (на р. Он-Арча), на Иссык-Куле (близ г. Балыкчи) и в Ферганской долине (Ляйлякский район). Они были грубыми и примитивными: представляли собой заостренные гальки. В течение многих тысячелетий человек совершенствовался сам и совершенствовал орудия труда, он научился добывать огонь, освоил под жилище пещеры и гроты, переходя от стадного к кровнородственному общинному разделению. В эпоху мустье (100—40 тысячелетий назад) в Средней Азии, как и в других местах Старого Света, жили неандертальцы. На территории Кыргызстана известно несколько местонахождений орудий труда мустьерского времени, в том числе стоянка Тосор на Иссык-Куле, Георгиевский бугор в Чуйской долине и древние «каменоломни» в Ошской области. В долине Капчагай (Алайский хребет), 50—40 тыс. лет тому назад первобытные люди добывали материал для производства орудий труда. К этому времени относится знаменитое погребение неандертальского мальчика в гроте Тешик-Таш, открытое в 1938 г. А. П. Окладниковым. Это пока первое известное захоронение первобытного человека в гроте по определенному обряду: около костяка были рога горного козла, воткнутые «вилками» в землю вертикально и образующие круг. В других местах захороненных людей покрывали ветками хвои и цветами. Забота об умерших свидетельствует о вере древних людей в загробную жизнь, то есть о возникновении примитивных религиозных воззрений. Стоянки охотников мезолита— среднекаменного века (X—VI тысячелетия до н. э.) в Кыргызстане исследованы в долине р. Сох, близ г. Таш-Кумыр, в высокогорных районах Ак-Сая, окрестностях озера Чатыр-Куль и в долине р. Арпа. Людям этого периода удалось сделать крупнейшие открытия — изобрести лук и стрелы с острыми кремневыми наконечниками, что сделало охоту более эффективной. Но самым удивительным достижением первобытного человека надо признать появление искусства. В Иссык-Кульской области, например, в высокогорной Сары-Джазской долине в пещере Ак-Чункур обнаружены на стенах и своде потолка рисунки животных и человека: небольшие сюжетные сценки охоты и танцев, выполненные охрой древними художниками 10 тыс. лет тому назад. Люди новокаменного периода — неолита (V—III тысячелетия до и. э.) совершили подлинную революцию в хозяйствовании. Раньше они питались только дарами природы, тем, что добывали охотой и собирательством, т. е. вели присваивающее хозяйство. Для того, чтобы выжить, меньше зависеть от капризов природы, человек неолита научился обрабатывать землю и выращивать съедобные растения. Одновременно он приручил диких животных и занялся их разведением. Такое хозяйствование получило название производящего, а переход от присваивающего хозяйства к производящему назван неолитической революцией. Эта революция дала начало двум главным отраслям современного хозяйства: земледелию и скотоводству.Он приручил одну из самых грозных стихий — огонь, отыскал и научился обрабатывать самые лучшие по своим физическим свойствам породы кремня для изготовления орудий труда, научился обрабатывать землю и приручил животных, заложил фундамент для развития религиозных систем. Древние пастушеско- земледельческие племена эпохи бронзового века В эпоху бронзы на территории Кыргызстана развивались две культуры. В Чуйской, Таласской долинах, на Иссык-Куле и в Центральном Тянь-Шане утвердилась культура пастушеско-земледельческих племен, тесно связанных с населением казахстанских степей и Южной Сибири. Эти племена условно названы андроновскими (по месту открытия первых памятников этой культуры у с. Андроновоблиз г. Ачинск). В восточной части Ферганской долины возникли поселения древних земледельцев. В своем развитии они были связаны с древнеземледельческими общинами Средней Азии. Их условно назвали чустскими (по месту открытия такого памятника у г. Чуст Наманганской области). Население обеих культурных зон было европеоидным и говорило на восточно-иранских языках. В северных районах Кыргызстана открыты различные памятники пастушеско-земледельческих племен: поселения, погребения, клады и наскальные рисунки. Наиболее древним из поселений эпохи бронзы в Чуйской долине является Беловодское (XV—XIII вв. до и. э.), несколько позже(в XII—IX вв. до н. э.) возникли Аламединское, Александровское, Джаильма и Каиндинское поселения. Как правило, они располагались на возвышенностях в заболоченных местностях. Характер поселений свидетельствует о том, что они были недолговечными, скорее всего, обжиты пастухами, совершавшими сезонные перекочевки. Андроновцы вели комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство с преобладанием пастушеского скотоводства. О занятиях земледелием свидетельствуют каменные мотыги и зернотерки, а также бронзовые серпы. Искусственного орошения они, видимо, еще не знали. Землю обрабатывали в естественно увлажненных местах близ рек. Ведущей отраслью комплексного хозяйства андроновцев было скотоводство. В то время разводили крупный рогатый скот, двугорбых верблюдов. Особо заботились о лошадях. Основу андроновского общества составляла большая семья, которую возглавлял мужчина. Он был хозяином стад и полей. В конце эпохи бронзы усилилось имущественное неравенство, о чем свидетельствуют погребения с бедными и очень богатыми вещами. А некоторым умершим воздвигались монументальные гробницы. Андроновцы занимали территорию от Волги и Урала до, Тянь-Шаня и Енисея. Андроновские племена, оставшиеся в горах и степях Кыргызстана и Казахстана, стали предками кочевников, которых именовали скифами или саками. Восточную Фергану с конца II тысячелетия до н. э. вплоть до VIII—VII вв. до н. э. населяли общины древних земледельцев. Поселения их располагались группами в долинах небольших рек и их дельтах. Жители чустских поселений держали скот, плавили бронзу и отливали орудия труда, оружие и украшения, делали красивую посуду, умели прясть и ткать, обрабатывать камень, из которого делали зернотерки, песты, молоты, мотыги, отбойники. Обычно же в отдельных поселениях жил род, группа поселений в одном оазисе — племя, совокупность всех поселений — союз племен. Первобытнообщинные отношения разлагались: появились знать и богатые, противопоставлявшие себя рядовым общинникам. В целом развитие Кыргызстана в эпоху бронзы характеризуется активным освоением металла, ростом пастушеского и земледельческого хозяйства, выделением первых кочевников-скотоводов, имущественным и общественным расслоением людей на знать и рядовых общинников.
![]() |