Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Саки, гунны. Первые раннегосударственные образования древних кочевников на территории Кыргызстана. Государство Усунь



Ксеверу от рабовладельческих цивилизаций Китая, Индии, Ирана и Греции в VIII—VII вв. до н. э. возникла культура древних кочевников-скотоводов. Они занимали тер­риторию Северного Причерноморья, Казахстана, Средней Азии, Южной Сибири. С большими отарами овец и табуна­ми лошадей они вели сезонные перекочевки. Кочевники создали свою экологическую нишу: освоили но­вые территории, где не могли жить земледельцы. Это сухие степи, пустыни и полупустыни, а в условиях Кыргызстана — высокогорье. Но главное — древние кочевники научились де­лать орудия труда и оружие из железа. Предполагают, что термин «сак» оз­начал «могучий муж» (воин). Азиатские саки были близко­родственны европейским скифам, которые занимали Север­ное Причерноморье и Северный Кавказ. В VI—V вв. до н. э. среднеазиатские саки были объеди­нены в два крупных союза племен, о границах расселения которых можно судить лишь примерно. Один из них зани­мал территорию от Каспийского моря до Центрального Тянь-Шаня и долины р. Или включительно. В древнеперсидских источниках этот союз именовался саки-тиграхауда в перево­де означает «острошапочные саки». Другой союз племен расселялся от Северной Индии до Алая и Ферганы включительно. Персы называли их саки-хаумаварга, то есть «почитающие хауму» (священное растение). На территории современного Кыргызстана, в его северных районах, жили саки-тиграхауда, а в южных — саки-хаумаварга. Саки сами обеспечивали себя всем необхо­димым: делали ткани из шерсти и растительных волокон, тонкий войлок для одежды и толстый — для жилищ, ору­жие, конскую сбрую, украшения и предметы быта. Схему структуры общества можно представить так: группа малых родственные семей составляла кочевую общину; несколько кочевых об­щин образовывали племя; племена объединялись в союзы племен. Имущественное неравенство к V в. до н. э. достигло того уровня, когда начало перерастать в классовые разли­чия. Наглядно это прослеживается на размерах погребаль­ных сооружений. Каждый взрослый сак считался воином и обязан был по призыву вождя выступить в поход в полном вооружении и на своем коне. Верховую езду и стрельбу из лука они осваи­вали с детства, поэтому конница саков считалась лучшей в мире. В VI в до н. э. сакам-тиграхауда пришлось вести упорную борьбу с персами за независимость. После длительной династической борьбы власть в Иране захватил Дарий I Гистасп ему вынуждена была подчиниться и часть саков-хаумаварга. В 519 г. до н. э. Дарий I с громадным войском подвласт­ных ему народов, включая саков-хаумаварга, напал на саков-тиграхауда. Кочевники не сумели собрать войска из отдаленных земель и не были готовы к войне. Войско персов сумело нанести поражение главно­му отряду конницы саков и пленить их вождя. Назначив вождем саков-тиграхауда верного ему человека из кочевни­ков, Дарий покинул земли саков.Однако влияние древнего Ирана не распространилось на север от Сырдарьи. Вступив в мирные и военные отношения с Ираном, ко­чевники Средней Азии включились в экономическую, куль­турную и политическую историю Древнего мира. Еще Геро­дот свидетельствовал, что уже в V в. до н. э саки были участниками греко-персидских войн (500—449 гг. до н. э.), сражаясь на стороне Ахеменидов. Таким образом, саки не были изолированными в своих горах и пустынях. Они были зна­комы с лучшими достижениями культуры своего времени и активно участвовали в важнейших событиях мировой ис­тории.

 

В IIIв. до н. э. окрепли кочевые племена, обитав­шие в степных и полупустынных районах от северных границ Китая до оз. Байкал. Они образовали мощный племенной союз во главе с сильными тюркоязычными гуннами. В 209 г. до н. э. его возглавил хан Маодунь. Это был умный, решительный и дальновидный поли­тик. За короткое время Маодунь, опиравшийся на конницу, расширил границы своего государства. На западе он разбил кочевых юэчжей и усуней, на юге — Китай, на востоке — племена дунху. Императоры Китая выплачивали гуннам унизительную дань. Владения гуннов простирались от Вос­точного Туркестана до Забайкалья и от Южной Сибири до границ Китая. В пределах державы гуннов начали свое раз­витие многие народы тюркского корня.

Этноним «усунь» вошел в историческую науку из китайских династийных хроник иего значение пока не выяснено. Происхождение усуней тоже остается загадкой. Внешним видом собственно усуни резко отличались от дру­гих жителей Средней Азии и Восточного Туркестана: у них были рыжие волосы и голубые глаза.

Первоначально усуни кочевали по соседству с гуннами и юэчжами у западной части Великой китайской стены. Около 160 г. до н. э. они, разбив саков и юэчжей, переселились на Тянь-Шань и Семи­речье. Государство усуней было раннеклассовым образованием с сильными пережитками родоплеменной организации. Власть кунбага была наследственной. В своей деятельности он опи­рался на совет старейшин. В государственном аппарате на­считывалось не менее 16 чиновников. Войско усуней по тем временам являлось грозной силой. С кунбагом были вы­нуждены считаться Китай и гунны, господствовавшие в Цен­тральной Азии. В период становления государства у усуней началась международная торговля по Великому шелковому пути между Китаем и странами Средиземноморья (II в. до н. э.). Кроме обмена товарами на Великом шелковом пути происходил обмен культурными ценностями между Востоком и Западом.

Основой хозяйства усуней было полукочевое скотовод­ство, а главным богатством — лошади. Между бедными ибогатыми усунями была пропасть имущественного неравен­ства. Основной ячейкой общества была патриархальная семья. Мужчина мог иметь несколько жен, за которых платил ка­лым. Женщина считалась собственностью всей семьи. Если ее муж умирал, она обязана была стать женой его брата или другого родственника.

 

4. Государство Даваньв Фергане.

В Ферганской долине еще в I тысячелетии до новой эры возникло государство с развитой оседло-земледельческой культурой. Это государство имеет более чем тысячелетнюю историю. Однако сведения о нем в письменных источниках встречаются лишь со II—I вв. до н. э. В китайских хрони­ках древнеферганское государство названо Давань. Государством правила династия местных царей. Власть их была существенноограничена советом старейшин из зна­ти. Совет выбирал исмещал царя, решал вопросы войны имира, установления и разрыва дипломатических отноше­ний. Во II в. до н. э. Фергана считалась сильным государст­вом с высокоразвитым хозяйством. Основу его экономики составляло поливное земледелие. Население выращивало рис, пшеницу, виноград, хлопок, люцерну; разводило высо­копродуктивных скакунов, которые славились далеко за пре­делами Ферганы. Столицей являлся город Зрши (развали­ны у совр. с. Мархамат в Узбекистане). Его окружалонесколько рядов укреплений. Центральная часть была об­несена мощными стенами с башнями, сложенными из сыр­цового кирпича. Большинство ферганцев жили в небольших селениях и домах-усадьбах, которые тоже были хорошо укреплены. Население Ферганы, по приблизительным данным, нас­читывало около 300 тысяч человек. По внешнему виду жи­тели были европеоидами. В конце II в. до ш э. народу Ферганы пришлось вынести всю тяжесть борьбы с сильным и агрессивным ханьским Китаем. После четырех­летней борьбы с империей Хань древнеферганское государ­ство восстановило свою независимость.



Просмотров 1781

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!