![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Саки, гунны. Первые раннегосударственные образования древних кочевников на территории Кыргызстана. Государство Усунь
Ксеверу от рабовладельческих цивилизаций Китая, Индии, Ирана и Греции в VIII—VII вв. до н. э. возникла культура древних кочевников-скотоводов. Они занимали территорию Северного Причерноморья, Казахстана, Средней Азии, Южной Сибири. С большими отарами овец и табунами лошадей они вели сезонные перекочевки. Кочевники создали свою экологическую нишу: освоили новые территории, где не могли жить земледельцы. Это сухие степи, пустыни и полупустыни, а в условиях Кыргызстана — высокогорье. Но главное — древние кочевники научились делать орудия труда и оружие из железа. Предполагают, что термин «сак» означал «могучий муж» (воин). Азиатские саки были близкородственны европейским скифам, которые занимали Северное Причерноморье и Северный Кавказ. В VI—V вв. до н. э. среднеазиатские саки были объединены в два крупных союза племен, о границах расселения которых можно судить лишь примерно. Один из них занимал территорию от Каспийского моря до Центрального Тянь-Шаня и долины р. Или включительно. В древнеперсидских источниках этот союз именовался саки-тиграхауда в переводе означает «острошапочные саки». Другой союз племен расселялся от Северной Индии до Алая и Ферганы включительно. Персы называли их саки-хаумаварга, то есть «почитающие хауму» (священное растение). На территории современного Кыргызстана, в его северных районах, жили саки-тиграхауда, а в южных — саки-хаумаварга. Саки сами обеспечивали себя всем необходимым: делали ткани из шерсти и растительных волокон, тонкий войлок для одежды и толстый — для жилищ, оружие, конскую сбрую, украшения и предметы быта. Схему структуры общества можно представить так: группа малых родственные семей составляла кочевую общину; несколько кочевых общин образовывали племя; племена объединялись в союзы племен. Имущественное неравенство к V в. до н. э. достигло того уровня, когда начало перерастать в классовые различия. Наглядно это прослеживается на размерах погребальных сооружений. Каждый взрослый сак считался воином и обязан был по призыву вождя выступить в поход в полном вооружении и на своем коне. Верховую езду и стрельбу из лука они осваивали с детства, поэтому конница саков считалась лучшей в мире. В VI в до н. э. сакам-тиграхауда пришлось вести упорную борьбу с персами за независимость. После длительной династической борьбы власть в Иране захватил Дарий I Гистасп ему вынуждена была подчиниться и часть саков-хаумаварга. В 519 г. до н. э. Дарий I с громадным войском подвластных ему народов, включая саков-хаумаварга, напал на саков-тиграхауда. Кочевники не сумели собрать войска из отдаленных земель и не были готовы к войне. Войско персов сумело нанести поражение главному отряду конницы саков и пленить их вождя. Назначив вождем саков-тиграхауда верного ему человека из кочевников, Дарий покинул земли саков.Однако влияние древнего Ирана не распространилось на север от Сырдарьи. Вступив в мирные и военные отношения с Ираном, кочевники Средней Азии включились в экономическую, культурную и политическую историю Древнего мира. Еще Геродот свидетельствовал, что уже в V в. до н. э саки были участниками греко-персидских войн (500—449 гг. до н. э.), сражаясь на стороне Ахеменидов. Таким образом, саки не были изолированными в своих горах и пустынях. Они были знакомы с лучшими достижениями культуры своего времени и активно участвовали в важнейших событиях мировой истории.
В IIIв. до н. э. окрепли кочевые племена, обитавшие в степных и полупустынных районах от северных границ Китая до оз. Байкал. Они образовали мощный племенной союз во главе с сильными тюркоязычными гуннами. В 209 г. до н. э. его возглавил хан Маодунь. Это был умный, решительный и дальновидный политик. За короткое время Маодунь, опиравшийся на конницу, расширил границы своего государства. На западе он разбил кочевых юэчжей и усуней, на юге — Китай, на востоке — племена дунху. Императоры Китая выплачивали гуннам унизительную дань. Владения гуннов простирались от Восточного Туркестана до Забайкалья и от Южной Сибири до границ Китая. В пределах державы гуннов начали свое развитие многие народы тюркского корня. Этноним «усунь» вошел в историческую науку из китайских династийных хроник иего значение пока не выяснено. Происхождение усуней тоже остается загадкой. Внешним видом собственно усуни резко отличались от других жителей Средней Азии и Восточного Туркестана: у них были рыжие волосы и голубые глаза. Первоначально усуни кочевали по соседству с гуннами и юэчжами у западной части Великой китайской стены. Около 160 г. до н. э. они, разбив саков и юэчжей, переселились на Тянь-Шань и Семиречье. Государство усуней было раннеклассовым образованием с сильными пережитками родоплеменной организации. Власть кунбага была наследственной. В своей деятельности он опирался на совет старейшин. В государственном аппарате насчитывалось не менее 16 чиновников. Войско усуней по тем временам являлось грозной силой. С кунбагом были вынуждены считаться Китай и гунны, господствовавшие в Центральной Азии. В период становления государства у усуней началась международная торговля по Великому шелковому пути между Китаем и странами Средиземноморья (II в. до н. э.). Кроме обмена товарами на Великом шелковом пути происходил обмен культурными ценностями между Востоком и Западом. Основой хозяйства усуней было полукочевое скотоводство, а главным богатством — лошади. Между бедными ибогатыми усунями была пропасть имущественного неравенства. Основной ячейкой общества была патриархальная семья. Мужчина мог иметь несколько жен, за которых платил калым. Женщина считалась собственностью всей семьи. Если ее муж умирал, она обязана была стать женой его брата или другого родственника.
4. Государство Даваньв Фергане. В Ферганской долине еще в I тысячелетии до новой эры возникло государство с развитой оседло-земледельческой культурой. Это государство имеет более чем тысячелетнюю историю. Однако сведения о нем в письменных источниках встречаются лишь со II—I вв. до н. э. В китайских хрониках древнеферганское государство названо Давань. Государством правила династия местных царей. Власть их была существенноограничена советом старейшин из знати. Совет выбирал исмещал царя, решал вопросы войны имира, установления и разрыва дипломатических отношений. Во II в. до н. э. Фергана считалась сильным государством с высокоразвитым хозяйством. Основу его экономики составляло поливное земледелие. Население выращивало рис, пшеницу, виноград, хлопок, люцерну; разводило высокопродуктивных скакунов, которые славились далеко за пределами Ферганы. Столицей являлся город Зрши (развалины у совр. с. Мархамат в Узбекистане). Его окружалонесколько рядов укреплений. Центральная часть была обнесена мощными стенами с башнями, сложенными из сырцового кирпича. Большинство ферганцев жили в небольших селениях и домах-усадьбах, которые тоже были хорошо укреплены. Население Ферганы, по приблизительным данным, насчитывало около 300 тысяч человек. По внешнему виду жители были европеоидами. В конце II в. до ш э. народу Ферганы пришлось вынести всю тяжесть борьбы с сильным и агрессивным ханьским Китаем. После четырехлетней борьбы с империей Хань древнеферганское государство восстановило свою независимость.
![]() |