Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРИБЫЛИ



Теории прибыли. Нередко прибылью называют доход от труда или заработную плату, либо доход от ренты, либо доход, получаемый в виде процентов за свой капитал. Анализ прибыли с экономической точки зрения позволяет исключить другие формы дохода. Несмотря на это, в экономической литературе не сложилось единого подхода к вопросу о происхождении прибыли.

В неоклассическом подходе возникновению прибыли способствует несовершенный рынок. Дополнением к нему служат теории рисковой прибыли. Ряд западных ученых (Ф.Найт, Б.Кирстед, Дж.Ф.Уэстон, Дж.Шекл и др.) усматривают происхождение прибыли в действиях предпринимателей и других экономических агентов в условиях неоп­ределенности и риска. В экономической теории различают неопреде­ленность и риск. Согласно Найту, риск - это такая ситуация, при кото­рой известны размеры возможных убытков и их можно выразить с по­мощью статистической вероятности или исчислить в издержках стра­хования. Поскольку тяжесть несения риска можно смягчить путем уп­латы небольших фиксированных издержек по страхованию, он не объясняет прибыли. Прибыль может быть объяснена лишь на основе неопределенности как непредсказуемого риска.

При таком подходе прибыль рассматривается как получаемый в силу неопределенности избыток над "договорными доходами факто­ров", включающими нормальную прибыль:

в

где П — избыточная прибыль (сверхнормальная); К - валовой доход фирмы; С, - издержки предпринимателя в виде дохода собственни­ков г-го фактора.

Согласно теориям риска предприниматель, принимая решение в условиях неопределенности, может ошибаться в своих оценках ожи­даемых издержек и вознаграждений факторов и тем самым допускать возможность появления прибыли у других предпринимателей. С точки зрения Найта, убытки предпринимателя возникают в резуль­тате его оптимистической оценки конъюнктуры или переоценки пер­спектив прибыли.

Известны два основных способа определения вероятности нас­тупления некоторого события: объективный, основанный на анализе прошлого опыта, и субъективный, являющийся результатом гипоте­тических представлений о характере развития будущих событий. При заданных показателях вероятности ожидаемого значения чисто­го дохода вычисляется его среднеожидаемое значение в виде сред­невзвешенной арифметической величины, где в качестве весов ис­пользуются показатели вероятности:

711 = 2) ИХ,, (14.14)

1=1

где я, - ожидаемое значение дохода; жи - случайное его значение; Щ

- вероятность того, что л: примет значение я и при 0 < Щ < 1 и ^ Щ •

1=1

Определение среднеожидаемой величины дохода на основе зна­чений вероятности появления каждого из возможных ее значений не гарантирует, что фактический доход будет именно таким. Для коли­чественной характеристики такого риска используется показатель вариации (дисперсии).

В теории Дж. Шекла прибыль есть мера ошибок или отклонений в области предвидений, расчетов предпринимателей. Исходной кате­горией в концепции Шекла выступает "потенциальная неожидан­ность", выражающая внезапность появления события. Выделяются две разновидности потенциальной неожиданности. Одна называется нулевой и отражает абсолютную уверенность в том, что рассматрива­емое событие произойдет. Нулевая потенциальная неожиданность приписывается таким исходам, которые кажутся лицу, принимаю­щему решение, нормальными, обычными. Если же результаты пред­ставляются субъекту невозможными, то они соответствуют макси­мальной потенциальной неожиданности.

С помощью категории "потенциальной неожиданности" Шекл стремится измерить величину успеха или неудачи, иными словами, прибыли или потерь. По его мнению, высокую потенциальную нео­жиданность имеют те варианты, которые вызывают наибольший ин­терес у предпринимателя и тем самым сопряжены с высокими при­былями или потерями. Потенциальная неожиданность рассматрива­ется Шеклом как особый вариант полезности — степень веры или сомнения хозяйствующего субъекта.

Не для всех людей гарантированная величина некоторого дохода и равная ей ожидаемая величина того же дохода равнозначны, так как люди по-разному относятся к риску: одни считают риск благом, другие к нему равнодушны, а третьи стремятся избежать риска. Распределить людей по трем перечисленным категориям можно с помощью понятия "гарантированный эквивалент лотереи". Это сумма денег, которую субъект готов заплатить за право участия в лотерее с известным ожида­емым значением выигрыша. Большинство людей не признают риск благом; из-за этого их гарантированный эквивалент лотереи меньше ожидаемого значения выигрыша. Поэтому при определении капиталь­ной цены фактора производства, обеспечивающего вероятностные до­ходы, нужно либо уменьшить ожидаемый доход на премию за риск, ли­бо увеличить ставку дисконта. Каждый предприниматель имеет свое субъективное представление о премии за риск, но при наличии рынка рисковых активов формируется единая рыночная цена риска.

В экономической теории рассматриваются три способа снижения риска. Первый — это диверсификация или минимизация риска за счет распределения времени не на один, а на два товара, которые не являются родственными, второй — страхование и третий — получе­ние большей информации о выборе и результатах.

Таким образом, рискованные операции совершают не только предприниматели, но и владельцы факторов производства и потре­бители. Сравнение возможных действий осуществляется с помощью так называемой карты безразличия игрока, т.е. совокупности кривых безразличия, выражающих отношение между выигрышами и убыт­ками и объединяющих равные комбинации выгоды и неожиданнос­ти. Специфика деятельности предпринимателя связана с тем, что он должен выбрать такое решение, при котором стандартизированный исход имеет максимальное значение выгоды (или убытка). Другими словами, выбор предпринимателя находится на более высокой кри­вой безразличия. Следовательно, прибыль предстает как результат процесса принятия предпринимательских решений.

С теориями риска согласуется взгляд на прибыль как на вознаг­раждение за технические усовершенствования и успешную предпри­нимательскую деятельность. Поскольку в условиях неопределеннос­ти ориентироваться в том, как будут развиваться экономические про­цессы в будущем, весьма сложно, особую значимость приобретают новаторы и организаторы производства, которые могут предвидеть, какие новшества и технические усовершенствования способны обес­печить успех и принести более высокий доход. Такое предвидение, с одной стороны, основывается на неопределенности, а с другой - на особых творческих качествах и способностях: нестандартности мыш­ления, выработке оригинальных идей, умении ориентироваться в ус­ловиях неопределенности и находить нужные решения.

Функциональный подход, к прибыли сформировался в рамках институциональных теорий. Й.Шумпетер трактует прибыль в качес­тве вознаграждения предпринимателя за его функцию нововведений (внедрение достижений технического прогресса и открытие новых ресурсов). Поэтому прибыль может появиться лишь в изменяющей­ся, динамичной, экономике. Экономическая динамика характери­зуется Шумпетером как осуществление новых комбинаций про­изводственных факторов, нарушающих статическое состояние. В ре­зультате внедрения предпринимателями новых комбинаций снижа­ются издержки производства и возникает прибыль. Поэтому при­быль выступает временным явлением, возникающим в результате роста производительности труда.

Последователь взглядов Шумпетера Ф.Перру определял функцио­нальную прибыль как вознаграждение за функции нововведений и экономической власти. Перру различает услуги созидания и услуги экономической власти. Создать прибыль экономически означает осу­ществлять эффективные нововведения и способствовать увеличению создаваемого продукта. Осуществлять власть в экономическом смысле на предприятии означает сделать конкурентными или совместимыми между собой для достижения цели фирмы проекты и планы агентов и групп, составляющих данную производственную единицу. Перру под­черкивает, что оба вида услуг — созидание и власть — непосредственно связаны с нововведениями. Кроме того, полезность услуг власти состо­ит в интеграции экономических агентов, эти услуги поддерживают сплоченность и постоянство производственной единицы. Перру разра­ботал также "эффект господства" по отношению к власти предприни­мателя. Современная экономика рассматривается как комбинация трех экономических структур — отношений власти, обмена и помощи. А эффект господства рассматривается не в рамках теории насилия, а в форме конкуренции господствующей экономической единицы по от­ношению к подчиненной. Доходы мелких и экономически слабых фирм зависят от решений фирм, господствующих в отрасли, появляет­ся возможность совместного обеспечения прибыли для группы фирм (так называемая связанная прибыль). Поэтому прибыль от нововведе­ний есть результат частных и общественных стратегий. Функциональ­ная прибыль выступает как оспариваемый доход, благоприятный итог столкновений "противоположных претензий на общественный про­дукт" и как разновидность связанной прибыли или комбинация секто­ральных прибылей. Другими словами, в данной социологической трак­товке воспроизводится неоклассический постулат зависимости "внеш­ней экономии" от масштабов производства.

Перру утверждает, что различные экономические агенты — госу­дарство, предприниматели, управляющие, служащие, рабочие — при­сваивают соответствующую часть прибыли от нововведений в зависи­мости от своей активности. Часть функциональной прибыли остается в резерве предприятия и предназначается для инвестирования и модер­низации. Следовательно, в понятие функциональной прибыли вклю­чается часть как распределенной, так и нераспределенной прибыли.

Экономисты институционально-социологического направления не исчерпывают анализ прибыли только функциональной формой. Они рассматривают также институциональную прибыль, которая представляется как продукт перераспределительных отношений и результат воздействия социальных институций (государства, проф­союзов и др.). По их мнению, институализация прибыли — это про­цесс образования доходов и прибыли за пределами закономерностей рыночного механизма путем воздействия политико-юридических и других внеэкономических факторов, таких, как государственное вмешательство, соотношение сил между рабочими организациями и предпринимательскими союзами.

В теории институциональной прибыли исходным является поня­тие социальной группы, а так как прибыль связывается с деятельнос­тью и активностью предпринимателей, то исходным является группа предпринимателей. Эффективность методов воздействия предпри­нимателей и других экономических агентов значительно усиливает­ся, если они выходят за рамки индивидуальных действий.

Критериями, по которым классифицируется принадлежность ин­дивида к социальной группе, считаются источник и характер (форма) личного дохода. Источник дохода - это тот способ, посредством кото­рого различные индивидуумы включаются в экономику для получения доли национального дохода. Например, Ж.Маршаль и Ж.Лекайон на­зывают пять таких способов: продажа труда, ведение промышленного или торгового предприятия, сельскохозяйственное предприятие, ссуда денег или натуральных благ и трансферты, или признание прав без со­ответствующего вклада. В соответствии с названными способами полу­чения доходов французские структуралисты выделяют пять больших социальных групп: трудящиеся — получатели дохода от труда (рабо­чие, служащие, управляющие); получатели прибыли (индивидуальные предприниматели в промышленности и торговле, частные и национа­лизированные акционерные компании и их администрация, а также лица свободных профессий); группа сельскохозяйственных произво­дителей; заимодавцы; получатели трансфертов.

В институциональных теориях социальная группа выступает ак­тивным субъектом распределения. Поведение предпринимателей по отношению к потребителям сводится к трем моментам: рекламе, из­готовлению новых продуктов и увеличению спроса на деньги. Дру­гим, не менее важным направлением деятельности предпринимате­лей на рынке является проводимая ими политика по отношению к владельцам производственных факторов.

Следовательно, комплекс факторов, порождающих институцио­нальную прибыль, имеет широкий спектр действия — это и навязыва­ние потребителям со стороны предпринимателей высокого уровня цен, и давление на ссудных капиталистов с целью понижения про­цента, и давление на профсоюзы, государство и т.д.

Марксистская трактовка сущности прибыли В отличие от изло­женных экономических теорий марксизм предпринимал попытку с помощью диалектической логики объяснить сущность буржуазного общества и интересы различных классов. Так как у стоимости при­знан только один источник - труд, то и приращение стоимости ( при­бавочная стоимость) тоже имеет только один источник. Процесс соз­дания прибавочной стоимости базируется на двух методологических приемах. Первый состоит в разграничении категорий "труд" и "рабо­чая сила", второй — в распределении рабочего времени. Часть необ­ходимого рабочего времени рассматривается как эквивалент стои­мости рабочей силы, выступающей в реальной экономике в форме за­работной платы. Время сверх необходимого называется прибавоч­ным, так как в течение него трудом рабочего создается прибавочная стоимость, принадлежащая собственнику средств производства. Созданная в процессе производства прибавочная стоимость распре­деляется в рамках класса капиталистов среди других групп, не учас­твующих в производстве (торговые капиталисты, владельцы денеж­ных капиталов). Распределение прибавочной стоимости между от­раслями происходит в результате перелива капитала, так как каждый стремится вложить свой капитал в более прибыльную отрасль. В ре­зультате свободного перелива капитала происходит выравнивание нормы прибыли и формирование средней нормы прибыли:

где Рс'р - средняя норма прибыли; 2Р- масса прибыли, получаемая все­ми отраслями общественного производства; в - величина авансиро­ванного капитала всеми отраслями общественного производства.

Средняя норма прибыли свидетельствует о том, что равновели­кие капиталы при соответствующей технической оснащенности и организации производства приносят равновеликую прибыль. Вало­вой доход фирмы выступает в теории марксизма как цена производ­ства созданных благ. Цена производства включает издержки и сред­нюю прибыль. Средняя прибыль принадлежит собственнику средств производства и тождественна в некотором смысле нулевой прибыли неоклассиков, так как является свидетельством нормальных условий функционирования капиталов в отрасли и характеризует состояние равновесия в отрасли, которое нарушается под воздействием техни­ческих, технологических, организационных, управленческих и дру­гих факторов. Так как экономический анализ в рамках теории мар­ксизма проводится через призму классов и классовых интересов, многие экономисты считают эту теорию разновидностью институци­онального подхода[9].

Неоинституционалисты (Дж. Гэлбрейт, Р. Гордон и др.) на основе того, что в крупных корпорациях собственник заменен управляющим, делают вывод о снижении значения максимизации прибыли фирмы как основного стимула хозяйственной деятельности. В рамках концеп­ции "управленческого строя" выдвигаются альтернативные по отноше­нию к прибыли критерии, такие, как рост производства, технический прогресс, увеличение продаж, избежание убытков, стремление выжить в конкурентной борьбе, коллективное благосостояние, общественный престиж и ряд других "неприбыльных детерминант". Это дополняется концепцией "качества жизни", рассматривающей не только экономи­ческие, но и психологические, социальные, природные факторы, харак­теризующие состояние социальных групп современного общества.

Среди обстоятельств, определяющих побудительные мотивы фирм, Гэлбрейт особо выделяет перемещение власти от одного фак­тора производства к другому. "Власть в экономике некогда была ос­нована на владении землей, затем она перешла к капиталу, и , нако­нец, в наше время источником власти служит тот сплав знания и опы­та, который представляет техноструктура. Параллельно этому про­цессу происходила и смена мотивов, руководящих человеческой дея­тельностью"2.

Рассматривая крупное производство в качестве гармоничной ор­ганизации, олицетворяющей единство целей личности, технострук- туры и общества, Гэлбрейт выдвигает основную цель — увеличение экономического роста, который повышает общественное благососто­яние и улучшает жизненный уровень3.

Вместе с тем, несмотря на увеличение роли социальных и психо­логических факторов в экономике, существование различной степе­ни конкурентных рынков ставит фирмы перед необходимостью учи­тывать основные экономические параметры рынка с целью сохране­ния своего положения на рынке.

Одним из основных показателей деятельности фирмы является ее прибыль. Несмотря на то что прибыль нельзя отнести ни к одному из факторов производства, она может образоваться в рамках каждого из них. Кроме непосредственно производства прибыль имеет и дру­гие источники, например Барр классифицирует виды прибыли сле­дующим образом:

прибыль, зависящая от производственного цикла, т.е. от измене­ния общего уровня цен, спроса, его эластичности, совершенствова­ния факторов производства;

зависящая от экономических структур, монопольная и олиго- польная сверхприбыль как результат стратегии предельной цены;

прибыль, возникающая от деятельности государства (директив­ные цены, льготные налоги и др.);

прибыль в форме дифференциальной ренты, существующей у крупных фирм и связанной с наличием множества мелких[10].

ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Установить наличие прибыли или убытка на предприятии позво­ляет баланс, причем не за один год, а за два следующих друг за другом хозяйственных года.

Разность всего имущества предприятия и заемного капитала дает представление о собственном капитале. Изменения в собственном капитале представляют собой прибыль или убыток, но они не дают представления о динамике возникновения хозяйственного итога.

Для получения представления о динамике собственный капитал рассматривается с точки зрения различных видов доходов. Обобще­ние движения доходов и затрат осуществляется в отчете о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и убытках ведется с помощью метода общих из­держек и метода расчета на основе оборота и издержек, который до­минирует в англо-саксонских странах. Разница между этими метода­ми заключается в следующем. Отчет о прибылях и убытках, рассчи­танных по методу общих издержек, сориентирован на виды издер­жек. В отчете указываются затраты на материальные ресурсы и со­держание персонала, а также сумма амортизационных отчислений. Важным принципом этой методики является правильное разграни­чение двух отчетных периодов.

Метод расчета на основе оборота и издержек сориентирован на работу отдельных подразделений предприятия. Этим методом учи­тываются издержки производства, реализации продукции и адми­нистративные издержки. Выручка от оборота сопоставляется только с производственными и сбытовыми затратами, действительно имев­шими место за отчетный период. Эта методика учитывает тот факт, что успешность деятельности предприятия в существенной степени определяется реализацией продукции на рынке.

Если хозяйственный итог какого-либо периода, точнее, прибыль или сальдо на конец хозяйственного года, рассмотреть в соотноше­нии с капиталом и с оборотом, то можно получить показатели рента­бельности.

При расчете сальдо на конец хозяйственного года в отчете о при­былях и убытках проценты на заемный капитал вычитаются, так как они рассматриваются в качестве затрат, хотя и должны учитываться как доход (от заемного капитала) для заимодавцев:

Рк = (П + Гк) -100/ Кобщ,

где Рк — рентабельность капитала; П — прибыль; гк — проценты на заемный капитал.

Показатель рентабельности оборота выражает прибыль (в про­центах), которую дает каждая денежная единица оборота. Сальдо на конец хозяйственного года в значительной степени зависит от оце­ночных решений, принимаемых при составлении годового отчета на основе положений торгового и налогового права. Поэтому для опре­деления рентабельности оборота часто используется только резуль­тат хозяйственной деятельности предприятия, а не все сальдо на ко­нец хозяйственного года. Под оборотом понимается чистый оборот, полученный в результате уменьшения валового оборота на величину скидок:

Р0 = П -100 / О,

где Р0 — рентабельность оборота; П — прибыль; О — оборот.

Взаимосвязь между тремя показателями рентабельности про­является при определении доходности инвестированного капитала:

К01 = (П / К) 100.

К01 представляет собой разновидность показателя рентабель­ности общего капитала. Если числитель и знаменатель умножить на показатель оборота, то получим рентабельность оборота и оборачи­ваемость капитала. Оборачиваемость капитала показывает, как часто за рассматриваемый период используемый капитал приобретает ликвидную форму в процессе трансформации:

К01 = (Ро • Ок) / 100.

где Ок — оборачиваемость капитала.

На предприятии финансовое равновесие имеет место, когда сос­тояние финансов не создает помех для функционирования предпри­ятия. Это обеспечивается соблюдением следующих условий:

предприятие должно, используя предоставленный ему капитал, как минимум покрывать издержки (условие покрытия затрат или на­личия рентабельности), т.е. работа предприятия не должна нару­шаться в связи с возникновением убытков;

предприятие должно быть постоянно платежеспособным (усло­вие ликвидности).

Цели достижения рентабельности и ликвидности на практике вступают в противоречие между собой. Повышение рентабельности большей частью достижимо только за счет снижения ликвидности.

Условие рентабельности (доход от капитала равен или больше, чем издержки, связанные с его получением) распространяется на все виды капитала, но особое значение оно имеет при получении заемно­го капитала, так как проценты на заемный капитал могут быть исклю­чены из суммы, с которой платится налог. Кроме того, может возник­нуть реальная прибыль, обусловленная изменением стоимости денег.

Следовательно, доходность собственного капитала повышается за счет положительной "премии" в случае успешного финансирования.

Получение прибыли предприятием представляет собой результа­тивную цель. В то же время ее использование оказывает непосред­ственное воздействие на финансы предприятия: прибыль, выплачи­ваемая собственникам, уже не сможет быть использована предприя­тием для финансирования. Поэтому определение размера оставляе­мой прибыли — одна из финансовых целей предприятия.

Литература

Барр Р. Политическая экономия. М., 1994. Т. 2. Гл. 4.

Гребенников П.И., Леусский А.И.. Тарасевич Л.С.Микроэкономика. СПб., 1996. Гл.1.

ГэлбрейтДж. К Новое индустриальное общество. М., 1969. Иохин ВЯ. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М., 1997. Гл.18.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992. Гл.5,8,9. Экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. М., 1997. Гл.9,12.

ГЛАВА 15



Просмотров 1919

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!