![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРИБЫЛИ
Теории прибыли. Нередко прибылью называют доход от труда или заработную плату, либо доход от ренты, либо доход, получаемый в виде процентов за свой капитал. Анализ прибыли с экономической точки зрения позволяет исключить другие формы дохода. Несмотря на это, в экономической литературе не сложилось единого подхода к вопросу о происхождении прибыли. В неоклассическом подходе возникновению прибыли способствует несовершенный рынок. Дополнением к нему служат теории рисковой прибыли. Ряд западных ученых (Ф.Найт, Б.Кирстед, Дж.Ф.Уэстон, Дж.Шекл и др.) усматривают происхождение прибыли в действиях предпринимателей и других экономических агентов в условиях неопределенности и риска. В экономической теории различают неопределенность и риск. Согласно Найту, риск - это такая ситуация, при которой известны размеры возможных убытков и их можно выразить с помощью статистической вероятности или исчислить в издержках страхования. Поскольку тяжесть несения риска можно смягчить путем уплаты небольших фиксированных издержек по страхованию, он не объясняет прибыли. Прибыль может быть объяснена лишь на основе неопределенности как непредсказуемого риска. При таком подходе прибыль рассматривается как получаемый в силу неопределенности избыток над "договорными доходами факторов", включающими нормальную прибыль: в где П — избыточная прибыль (сверхнормальная); К - валовой доход фирмы; С, - издержки предпринимателя в виде дохода собственников г-го фактора. Согласно теориям риска предприниматель, принимая решение в условиях неопределенности, может ошибаться в своих оценках ожидаемых издержек и вознаграждений факторов и тем самым допускать возможность появления прибыли у других предпринимателей. С точки зрения Найта, убытки предпринимателя возникают в результате его оптимистической оценки конъюнктуры или переоценки перспектив прибыли. Известны два основных способа определения вероятности наступления некоторого события: объективный, основанный на анализе прошлого опыта, и субъективный, являющийся результатом гипотетических представлений о характере развития будущих событий. При заданных показателях вероятности ожидаемого значения чистого дохода вычисляется его среднеожидаемое значение в виде средневзвешенной арифметической величины, где в качестве весов используются показатели вероятности: 711 = 2) ИХ,, (14.14) 1=1 где я, - ожидаемое значение дохода; жи - случайное его значение; Щ - вероятность того, что л: примет значение я и при 0 < Щ < 1 и ^ Щ • 1=1 Определение среднеожидаемой величины дохода на основе значений вероятности появления каждого из возможных ее значений не гарантирует, что фактический доход будет именно таким. Для количественной характеристики такого риска используется показатель вариации (дисперсии). В теории Дж. Шекла прибыль есть мера ошибок или отклонений в области предвидений, расчетов предпринимателей. Исходной категорией в концепции Шекла выступает "потенциальная неожиданность", выражающая внезапность появления события. Выделяются две разновидности потенциальной неожиданности. Одна называется нулевой и отражает абсолютную уверенность в том, что рассматриваемое событие произойдет. Нулевая потенциальная неожиданность приписывается таким исходам, которые кажутся лицу, принимающему решение, нормальными, обычными. Если же результаты представляются субъекту невозможными, то они соответствуют максимальной потенциальной неожиданности. С помощью категории "потенциальной неожиданности" Шекл стремится измерить величину успеха или неудачи, иными словами, прибыли или потерь. По его мнению, высокую потенциальную неожиданность имеют те варианты, которые вызывают наибольший интерес у предпринимателя и тем самым сопряжены с высокими прибылями или потерями. Потенциальная неожиданность рассматривается Шеклом как особый вариант полезности — степень веры или сомнения хозяйствующего субъекта. Не для всех людей гарантированная величина некоторого дохода и равная ей ожидаемая величина того же дохода равнозначны, так как люди по-разному относятся к риску: одни считают риск благом, другие к нему равнодушны, а третьи стремятся избежать риска. Распределить людей по трем перечисленным категориям можно с помощью понятия "гарантированный эквивалент лотереи". Это сумма денег, которую субъект готов заплатить за право участия в лотерее с известным ожидаемым значением выигрыша. Большинство людей не признают риск благом; из-за этого их гарантированный эквивалент лотереи меньше ожидаемого значения выигрыша. Поэтому при определении капитальной цены фактора производства, обеспечивающего вероятностные доходы, нужно либо уменьшить ожидаемый доход на премию за риск, либо увеличить ставку дисконта. Каждый предприниматель имеет свое субъективное представление о премии за риск, но при наличии рынка рисковых активов формируется единая рыночная цена риска. В экономической теории рассматриваются три способа снижения риска. Первый — это диверсификация или минимизация риска за счет распределения времени не на один, а на два товара, которые не являются родственными, второй — страхование и третий — получение большей информации о выборе и результатах. Таким образом, рискованные операции совершают не только предприниматели, но и владельцы факторов производства и потребители. Сравнение возможных действий осуществляется с помощью так называемой карты безразличия игрока, т.е. совокупности кривых безразличия, выражающих отношение между выигрышами и убытками и объединяющих равные комбинации выгоды и неожиданности. Специфика деятельности предпринимателя связана с тем, что он должен выбрать такое решение, при котором стандартизированный исход имеет максимальное значение выгоды (или убытка). Другими словами, выбор предпринимателя находится на более высокой кривой безразличия. Следовательно, прибыль предстает как результат процесса принятия предпринимательских решений. С теориями риска согласуется взгляд на прибыль как на вознаграждение за технические усовершенствования и успешную предпринимательскую деятельность. Поскольку в условиях неопределенности ориентироваться в том, как будут развиваться экономические процессы в будущем, весьма сложно, особую значимость приобретают новаторы и организаторы производства, которые могут предвидеть, какие новшества и технические усовершенствования способны обеспечить успех и принести более высокий доход. Такое предвидение, с одной стороны, основывается на неопределенности, а с другой - на особых творческих качествах и способностях: нестандартности мышления, выработке оригинальных идей, умении ориентироваться в условиях неопределенности и находить нужные решения. Функциональный подход, к прибыли сформировался в рамках институциональных теорий. Й.Шумпетер трактует прибыль в качестве вознаграждения предпринимателя за его функцию нововведений (внедрение достижений технического прогресса и открытие новых ресурсов). Поэтому прибыль может появиться лишь в изменяющейся, динамичной, экономике. Экономическая динамика характеризуется Шумпетером как осуществление новых комбинаций производственных факторов, нарушающих статическое состояние. В результате внедрения предпринимателями новых комбинаций снижаются издержки производства и возникает прибыль. Поэтому прибыль выступает временным явлением, возникающим в результате роста производительности труда. Последователь взглядов Шумпетера Ф.Перру определял функциональную прибыль как вознаграждение за функции нововведений и экономической власти. Перру различает услуги созидания и услуги экономической власти. Создать прибыль экономически означает осуществлять эффективные нововведения и способствовать увеличению создаваемого продукта. Осуществлять власть в экономическом смысле на предприятии означает сделать конкурентными или совместимыми между собой для достижения цели фирмы проекты и планы агентов и групп, составляющих данную производственную единицу. Перру подчеркивает, что оба вида услуг — созидание и власть — непосредственно связаны с нововведениями. Кроме того, полезность услуг власти состоит в интеграции экономических агентов, эти услуги поддерживают сплоченность и постоянство производственной единицы. Перру разработал также "эффект господства" по отношению к власти предпринимателя. Современная экономика рассматривается как комбинация трех экономических структур — отношений власти, обмена и помощи. А эффект господства рассматривается не в рамках теории насилия, а в форме конкуренции господствующей экономической единицы по отношению к подчиненной. Доходы мелких и экономически слабых фирм зависят от решений фирм, господствующих в отрасли, появляется возможность совместного обеспечения прибыли для группы фирм (так называемая связанная прибыль). Поэтому прибыль от нововведений есть результат частных и общественных стратегий. Функциональная прибыль выступает как оспариваемый доход, благоприятный итог столкновений "противоположных претензий на общественный продукт" и как разновидность связанной прибыли или комбинация секторальных прибылей. Другими словами, в данной социологической трактовке воспроизводится неоклассический постулат зависимости "внешней экономии" от масштабов производства. Перру утверждает, что различные экономические агенты — государство, предприниматели, управляющие, служащие, рабочие — присваивают соответствующую часть прибыли от нововведений в зависимости от своей активности. Часть функциональной прибыли остается в резерве предприятия и предназначается для инвестирования и модернизации. Следовательно, в понятие функциональной прибыли включается часть как распределенной, так и нераспределенной прибыли. Экономисты институционально-социологического направления не исчерпывают анализ прибыли только функциональной формой. Они рассматривают также институциональную прибыль, которая представляется как продукт перераспределительных отношений и результат воздействия социальных институций (государства, профсоюзов и др.). По их мнению, институализация прибыли — это процесс образования доходов и прибыли за пределами закономерностей рыночного механизма путем воздействия политико-юридических и других внеэкономических факторов, таких, как государственное вмешательство, соотношение сил между рабочими организациями и предпринимательскими союзами. В теории институциональной прибыли исходным является понятие социальной группы, а так как прибыль связывается с деятельностью и активностью предпринимателей, то исходным является группа предпринимателей. Эффективность методов воздействия предпринимателей и других экономических агентов значительно усиливается, если они выходят за рамки индивидуальных действий. Критериями, по которым классифицируется принадлежность индивида к социальной группе, считаются источник и характер (форма) личного дохода. Источник дохода - это тот способ, посредством которого различные индивидуумы включаются в экономику для получения доли национального дохода. Например, Ж.Маршаль и Ж.Лекайон называют пять таких способов: продажа труда, ведение промышленного или торгового предприятия, сельскохозяйственное предприятие, ссуда денег или натуральных благ и трансферты, или признание прав без соответствующего вклада. В соответствии с названными способами получения доходов французские структуралисты выделяют пять больших социальных групп: трудящиеся — получатели дохода от труда (рабочие, служащие, управляющие); получатели прибыли (индивидуальные предприниматели в промышленности и торговле, частные и национализированные акционерные компании и их администрация, а также лица свободных профессий); группа сельскохозяйственных производителей; заимодавцы; получатели трансфертов. В институциональных теориях социальная группа выступает активным субъектом распределения. Поведение предпринимателей по отношению к потребителям сводится к трем моментам: рекламе, изготовлению новых продуктов и увеличению спроса на деньги. Другим, не менее важным направлением деятельности предпринимателей на рынке является проводимая ими политика по отношению к владельцам производственных факторов. Следовательно, комплекс факторов, порождающих институциональную прибыль, имеет широкий спектр действия — это и навязывание потребителям со стороны предпринимателей высокого уровня цен, и давление на ссудных капиталистов с целью понижения процента, и давление на профсоюзы, государство и т.д. Марксистская трактовка сущности прибыли В отличие от изложенных экономических теорий марксизм предпринимал попытку с помощью диалектической логики объяснить сущность буржуазного общества и интересы различных классов. Так как у стоимости признан только один источник - труд, то и приращение стоимости ( прибавочная стоимость) тоже имеет только один источник. Процесс создания прибавочной стоимости базируется на двух методологических приемах. Первый состоит в разграничении категорий "труд" и "рабочая сила", второй — в распределении рабочего времени. Часть необходимого рабочего времени рассматривается как эквивалент стоимости рабочей силы, выступающей в реальной экономике в форме заработной платы. Время сверх необходимого называется прибавочным, так как в течение него трудом рабочего создается прибавочная стоимость, принадлежащая собственнику средств производства. Созданная в процессе производства прибавочная стоимость распределяется в рамках класса капиталистов среди других групп, не участвующих в производстве (торговые капиталисты, владельцы денежных капиталов). Распределение прибавочной стоимости между отраслями происходит в результате перелива капитала, так как каждый стремится вложить свой капитал в более прибыльную отрасль. В результате свободного перелива капитала происходит выравнивание нормы прибыли и формирование средней нормы прибыли: где Рс'р - средняя норма прибыли; 2Р- масса прибыли, получаемая всеми отраслями общественного производства; в - величина авансированного капитала всеми отраслями общественного производства. Средняя норма прибыли свидетельствует о том, что равновеликие капиталы при соответствующей технической оснащенности и организации производства приносят равновеликую прибыль. Валовой доход фирмы выступает в теории марксизма как цена производства созданных благ. Цена производства включает издержки и среднюю прибыль. Средняя прибыль принадлежит собственнику средств производства и тождественна в некотором смысле нулевой прибыли неоклассиков, так как является свидетельством нормальных условий функционирования капиталов в отрасли и характеризует состояние равновесия в отрасли, которое нарушается под воздействием технических, технологических, организационных, управленческих и других факторов. Так как экономический анализ в рамках теории марксизма проводится через призму классов и классовых интересов, многие экономисты считают эту теорию разновидностью институционального подхода[9]. Неоинституционалисты (Дж. Гэлбрейт, Р. Гордон и др.) на основе того, что в крупных корпорациях собственник заменен управляющим, делают вывод о снижении значения максимизации прибыли фирмы как основного стимула хозяйственной деятельности. В рамках концепции "управленческого строя" выдвигаются альтернативные по отношению к прибыли критерии, такие, как рост производства, технический прогресс, увеличение продаж, избежание убытков, стремление выжить в конкурентной борьбе, коллективное благосостояние, общественный престиж и ряд других "неприбыльных детерминант". Это дополняется концепцией "качества жизни", рассматривающей не только экономические, но и психологические, социальные, природные факторы, характеризующие состояние социальных групп современного общества. Среди обстоятельств, определяющих побудительные мотивы фирм, Гэлбрейт особо выделяет перемещение власти от одного фактора производства к другому. "Власть в экономике некогда была основана на владении землей, затем она перешла к капиталу, и , наконец, в наше время источником власти служит тот сплав знания и опыта, который представляет техноструктура. Параллельно этому процессу происходила и смена мотивов, руководящих человеческой деятельностью"2. Рассматривая крупное производство в качестве гармоничной организации, олицетворяющей единство целей личности, технострук- туры и общества, Гэлбрейт выдвигает основную цель — увеличение экономического роста, который повышает общественное благосостояние и улучшает жизненный уровень3. Вместе с тем, несмотря на увеличение роли социальных и психологических факторов в экономике, существование различной степени конкурентных рынков ставит фирмы перед необходимостью учитывать основные экономические параметры рынка с целью сохранения своего положения на рынке. Одним из основных показателей деятельности фирмы является ее прибыль. Несмотря на то что прибыль нельзя отнести ни к одному из факторов производства, она может образоваться в рамках каждого из них. Кроме непосредственно производства прибыль имеет и другие источники, например Барр классифицирует виды прибыли следующим образом: прибыль, зависящая от производственного цикла, т.е. от изменения общего уровня цен, спроса, его эластичности, совершенствования факторов производства; зависящая от экономических структур, монопольная и олиго- польная сверхприбыль как результат стратегии предельной цены; прибыль, возникающая от деятельности государства (директивные цены, льготные налоги и др.); прибыль в форме дифференциальной ренты, существующей у крупных фирм и связанной с наличием множества мелких[10]. ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ Установить наличие прибыли или убытка на предприятии позволяет баланс, причем не за один год, а за два следующих друг за другом хозяйственных года. Разность всего имущества предприятия и заемного капитала дает представление о собственном капитале. Изменения в собственном капитале представляют собой прибыль или убыток, но они не дают представления о динамике возникновения хозяйственного итога. Для получения представления о динамике собственный капитал рассматривается с точки зрения различных видов доходов. Обобщение движения доходов и затрат осуществляется в отчете о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках ведется с помощью метода общих издержек и метода расчета на основе оборота и издержек, который доминирует в англо-саксонских странах. Разница между этими методами заключается в следующем. Отчет о прибылях и убытках, рассчитанных по методу общих издержек, сориентирован на виды издержек. В отчете указываются затраты на материальные ресурсы и содержание персонала, а также сумма амортизационных отчислений. Важным принципом этой методики является правильное разграничение двух отчетных периодов. Метод расчета на основе оборота и издержек сориентирован на работу отдельных подразделений предприятия. Этим методом учитываются издержки производства, реализации продукции и административные издержки. Выручка от оборота сопоставляется только с производственными и сбытовыми затратами, действительно имевшими место за отчетный период. Эта методика учитывает тот факт, что успешность деятельности предприятия в существенной степени определяется реализацией продукции на рынке. Если хозяйственный итог какого-либо периода, точнее, прибыль или сальдо на конец хозяйственного года, рассмотреть в соотношении с капиталом и с оборотом, то можно получить показатели рентабельности. При расчете сальдо на конец хозяйственного года в отчете о прибылях и убытках проценты на заемный капитал вычитаются, так как они рассматриваются в качестве затрат, хотя и должны учитываться как доход (от заемного капитала) для заимодавцев: Рк = (П + Гк) -100/ Кобщ, где Рк — рентабельность капитала; П — прибыль; гк — проценты на заемный капитал. Показатель рентабельности оборота выражает прибыль (в процентах), которую дает каждая денежная единица оборота. Сальдо на конец хозяйственного года в значительной степени зависит от оценочных решений, принимаемых при составлении годового отчета на основе положений торгового и налогового права. Поэтому для определения рентабельности оборота часто используется только результат хозяйственной деятельности предприятия, а не все сальдо на конец хозяйственного года. Под оборотом понимается чистый оборот, полученный в результате уменьшения валового оборота на величину скидок: Р0 = П -100 / О, где Р0 — рентабельность оборота; П — прибыль; О — оборот. Взаимосвязь между тремя показателями рентабельности проявляется при определении доходности инвестированного капитала: К01 = (П / К) 100. К01 представляет собой разновидность показателя рентабельности общего капитала. Если числитель и знаменатель умножить на показатель оборота, то получим рентабельность оборота и оборачиваемость капитала. Оборачиваемость капитала показывает, как часто за рассматриваемый период используемый капитал приобретает ликвидную форму в процессе трансформации: К01 = (Ро • Ок) / 100. где Ок — оборачиваемость капитала. На предприятии финансовое равновесие имеет место, когда состояние финансов не создает помех для функционирования предприятия. Это обеспечивается соблюдением следующих условий: предприятие должно, используя предоставленный ему капитал, как минимум покрывать издержки (условие покрытия затрат или наличия рентабельности), т.е. работа предприятия не должна нарушаться в связи с возникновением убытков; предприятие должно быть постоянно платежеспособным (условие ликвидности). Цели достижения рентабельности и ликвидности на практике вступают в противоречие между собой. Повышение рентабельности большей частью достижимо только за счет снижения ликвидности. Условие рентабельности (доход от капитала равен или больше, чем издержки, связанные с его получением) распространяется на все виды капитала, но особое значение оно имеет при получении заемного капитала, так как проценты на заемный капитал могут быть исключены из суммы, с которой платится налог. Кроме того, может возникнуть реальная прибыль, обусловленная изменением стоимости денег. Следовательно, доходность собственного капитала повышается за счет положительной "премии" в случае успешного финансирования. Получение прибыли предприятием представляет собой результативную цель. В то же время ее использование оказывает непосредственное воздействие на финансы предприятия: прибыль, выплачиваемая собственникам, уже не сможет быть использована предприятием для финансирования. Поэтому определение размера оставляемой прибыли — одна из финансовых целей предприятия. Литература Барр Р. Политическая экономия. М., 1994. Т. 2. Гл. 4. Гребенников П.И., Леусский А.И.. Тарасевич Л.С.Микроэкономика. СПб., 1996. Гл.1. ГэлбрейтДж. К Новое индустриальное общество. М., 1969. Иохин ВЯ. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М., 1997. Гл.18. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992. Гл.5,8,9. Экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. М., 1997. Гл.9,12. ГЛАВА 15
![]() |