Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МЕХАНИЗМ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ



Рынок монополистической конкуренции имеет черты совершен­ной конкуренции, но на данном рынке обращается гетерогенное бла­го (рынок сигарет, мыла, кондитерских и других изделий).

Р Рис. 15.6. Монопольный выпуск

Так как каждый конкурент продает отличную от всех других раз­новидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кри­вая спроса на его продукцию имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем предложения и цену. Поскольку его продукция легко взаимозаменяема, спрос зависит и от цен на продукцию других
конкурентов. Тогда функции спроса на выпуск, например двух кон­курентов, будут иметь вид

Ол = аА - ЬлРл + с(Рв - Ра) = ал - (Ьл +с) Рл+ сРв;

Ов = ав - ЬвРв + с (РА - Рв) = ав - (Ьв+с) Рв + сРА.

Эти функции показывают, что, во-первых, объем спроса находит­ся в прямой зависимости от цены продукции конкурента и в обрат­ной — от цен собственной продукции фирмы; во-вторых, спрос на продукцию монополистического конкурента разлагается на две сос­тавляющие: спрос "своих" и "чужих" покупателей, когда цена фир- мы-конкурента кажется им высокой. Зависимость спроса от "своих" покупателей — это параметр Ъ, от притока "чужих" — с.

Далее можно вывести минимальную и максимальную функции спроса. Минимальная функция выражает зависимость между объе­мом спроса и ценой этой продукции при нулевой цене на продукцию конкурента (рис. 15.7):

Олтт = Оа - (6л + с) • Ра.

Максимальная функция спроса показывает зависимость между объемом спроса на продукцию фирмы и ценой этой продукции при максимальной цене на продукцию конкурента:

Отах - ал - (Ьа + с) Ра + С (ав + сРа)/(Ьв + с) = ав — (с + Ьа — с2/(Ьв + с)) • ра + сав/(Ьв+с).

Кривые спроса определяют область продаж при максимальной и минимальной цене на продукцию конкурента.

На каком участке своей кривой спроса монополистический кон­курент выберет комбинацию Р и О, определяет точка Курно.

На рис. 15.8 видно, что фирма обладает монопольной прибылью, однако такое положение долго продолжаться не может. Так как вход

Р Рис. 15.7. Область возможного Рис. 15.8. Равновесие монополис-


 

 


спроса на продукцию монопо­листического конкурента

тического конкурента в кратко­срочном периоде


на рассматриваемый рынок доступен всем, наличие прибыли на нем привлечет новых производителей, в результате чего доля каждого на рынке сократится. Об этом свидетельствует сдвиг кривой спроса вле­во. Следовательно, цена равновесия в долгосрочном периоде равна средним затратам производства и фирмы не получают прибыль.

В долгосрочном периоде продукция не производится с мини­мальными средними затратами. Кривая спроса касается кривой сред­них затрат слева от минимального значения последней. Поэтому ге­терогенные блага обходятся дороже, чем стандартные. Площадь заш­трихованного на рис. 15.9 прямоугольника представляет плату за раз­нообразие на рынке гетерогенного блага. Еще одним фактором, спо­собствующим удорожанию продукции в условиях монополистичес­кой конкуренции, являются расходы на рекламу. Совершенный кон­курент не тратится на рекламу из-за того, что ее возможный эффект в значительной степени достанется другим. Монополисту не нужна реклама из-за отсутствия соперников. Монополистический конку­рент за счет расходов на рекламу может увеличить свою долю на рын­ке.

В связи с тем что число факторов, определяющих равновесие на рынках несовершенной конкуренции, значительно превышает коли­чество ценообразующих факторов на рынке совершенной конкурен­ции или монополии, до настоящего времени так и не разработана еди­ная модель ценообразования на этих рынках. Наиболее известная и простая - это модель Чемберлина[11].

Спорным также является вопрос об эффективности монополис­тической конкуренции. Неэффективность механизма монополисти­ческой конкуренции связана, во-первых, с равновесной ценой, кото­рая на рынке монопольной конкуренции превышает предельные из­держки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за пот­ребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Во-вторых, фактический объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки. В условиях монополистической конкуренции кривая спроса имеет наклон вниз, поэтому точка нуле­вой прибыли оказывается левее точки минимальных средних из­держек. Эти резервные производ­ственные мощности неэффектив­ны, так как средние издержки мо­гут быть сокращены, если будет действовать меньшее число фирм. Указанные причины уменьшают Рис. 15.9. Равновесие монополис- благосостояние потребителей. Од- тического конкурента в долго- нако против нежелательности мо- срочном периоде
нополистической конкуренции есть два аргумента. На большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть неве­лика. Как правило, конкурирует достаточное число фирм, фирмен­ные марки товаров которых взаимозаменяемы. Следовательно, чис­тые убытки от монопольной власти также невелики. Во-вторых, не­эффективность рыночного механизма компенсируется за счет широ­кого ассортимента товаров.



Просмотров 1080

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!