![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
МЕХАНИЗМ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1 часть
17.1. СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Хозяйственные отношения фирмы представляют собой совокупность экономических и правовых норм поведения каждого хозяйствующего субъекта в микроэкономической системе. Другими словами, это правила экономического поведения фирмы на рынке и организация хозяйственных отношений между другими субъектами и внутри самой фирмы. Такое поведение определяется механизмом микроэкономического регулирования, который представляет собой совокупность форм организации производства, принципов распределения созданного продукта, правовых и хозяйственных методов управления. Он содержит в сеое организационные, экономические и правовые нормы, регулирующие трудовые, имущественные и социально-экономические отношения, складывающиеся как внутри фирмы, так и с другими фирмами, государством и трудовым коллективом. Формы и методы зависят от экономической системы страны, в которой фирмы функционируют, т.е. к ним могут быть использованы принципы принуждения или экономического убеждения. Исходя из этого формы организации хозяйственных отношений могут быть централизованными или децентрализованными (рис. 17.1).
В первом случае механизм микроэкономического регулирования является централизованным с административными методами регулирования, во втором — с децентрализованными. В реальной жизни механизм микроэкономического регулирования включает как административные, так и рыночные методы, т.е., с одной стороны, существует свобода предпринимательства, с другой — ограничения государства. В связи с этим механизм микроэкономического регулирования включает методы прямого и косвенного воздействия государства на микроэкономические процессы и внутрихозяйственную стратегию фирмы. В рыночной системе рынок регулирует деятельность фирм, а государство — функционирование рынка с учетом своих собственных экономических законов. Это означает минимум вмешательства государства в деятельность фирм, т.е. государство выполняет функцию целеполага- ния и вмешивается в случае значительных отклонений экономической деятельности фирм от намеченных целей. Государство осуществляет вмешательство через механизм государственного регулирования, который должен отвечать не только его интересам, но и интересам фирм. Структура механизма государственного регулирования определяется тремя уровнями хозяйственных отношений: 1) микроуровнем (низший) — отношения получают выражение в механизме внутрифирменного регулирования между работниками и структурными подразделениями, с одной стороны, и государством — с другой. На эти взаимоотношения влияют хозяйственные связи фирмы с другими фирмами по поводу приобретения сырья, материалов, основных средств производства или реализации произведенной продукции. Определяющим фактором является сопоставление издержек (затрат) и результатов хозяйственной деятельности, а принципом внутрифирменного регулирования — коммерческий расчет; 2) мезоуровнем (средний, переходный) — хозяйственные отношения, которые определяются внутри- и межотраслевой кооперацией труда. Основным способом их регулирования являются долгосрочные контракты и хозяйственные договора. На мезоуровне оформились два типа хозяйственных связей: на основе внутри- и межотраслевой кооперации, которые складываются в рамках региона. Для таких связей характерна жесткая технологическая и экономическая зависимость фирмы от партнеров по кооперации. Это проявляется в четком ритме поставок сырья и продукции фирм друг другу; в рамках одной отрасли, монополии, корпорации, ассоциации и т.д. Регулирование связей осуществляется с помощью определенного сочетания рыночных и административных методов, направленных на развитие экономической самостоятельности и ответственности фирм за выполнение своих обязательств; 3) макроуровнем (высший уровень). На этом уровне формируются хозяйственные отношения между фирмой и государством. Они регулируются с помощью системы инструментов прямого и косвенного воздействия государства на условия хозяйствования фирмы и его результаты. Таким образом, через механизм микроэкономического регулирования не только осуществляется регулирование экономических отношений между государством и фирмами и внутри их, но и реализуется цель общественного производства (удовлетворение потребностей населения, рост благосостояния людей и т.д.). Однако эта цель реализуется через достижение тех целей, которые ставят перед собой отдельные фирмы, а их целями являются максимизация прибыли, улучшение качества и ассортимента продукции и т.д. Следовательно, основной функцией механизма микроэкономического регулирования является обеспечение экономических условий для достижения этих целей. 17.2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ В экономическом поведении фирмы следует различать текущую и долгосрочную экономическую политику. Текущей политике присуща малая свобода выбора, ибо фирма ограничена заключенными ранее контрактами и другими обязательствами и принятыми решениями об инвестициях, инновациях и т.д. Поскольку производственные возможности фирмы в текущем периоде фиксированы имеющимися мощностями, оборудованием и технологией, принимаемые ею главные решения касаются сферы ценовой политики, создания и поддержания запасов сырья и материалов для обеспечения непрерывности производственного процесса. В долгосрочном периоде фирма может пересмотреть все стороны своей деятельности. Например, основное внимание она может уделить инновационной политике, принятию важных инвестиционных решений. Основу внутрифирменного регулирования в этом периоде составляет стратегия фирмы, т.е. разработка и принятие долгосрочных мер, направленных на: 1) обеспечение устойчивости доходов; 2) создание условий для эффективного функционирования фирмы. Таким образом, стратегия предприятия включает в себя все хозяйственно-экономические, административные, правовые и нрав- ственно-психологические рычаги. Понятие "стратегия" фирмы как экономическая категория долгое время означало управление ресурсами (рабочей силой, капиталом, материальными затратами и т.д.). Идеолог стратегии Р. Паттерсон установил, что при каждом удвоении объема производства затраты на единицу продукции снижаются на 20 %. На этой основе была введена кривая опыта, использовавшаяся в основном в сфере материального производства (рис. 17.2). Она относится к разряду классических потому, что воплощает суть экономической идеологии в масштабах производства, которая в течение долгого времени играла ведущую роль при разработке стратегий. Кривая показывает корреляционную зависимость, свойственную физическим производственным процессам, которая до сих пор доминирует в концепциях деловой стратегии и влияет на теорию раздела рынка. Согласно теории особое значение придается увеличению доли фирмы на рынке, что позволяет наращивать объемы производства и двигаться вниз по кривой в направлении снижения производственных затрат. Именно так можно добиться более высокого уровня доходов и нормы прибыли и, следовательно, более высокой конкурентоспособности. Кроме того, существует предположение, что расширение производства с учетом накопленного опыта позволит неуклонно повышать эффективность производства. Здесь имеется в виду эффект постоянного обучения, который дополняет возможности, связанные со специализацией производства и распределением затрат капитала на большее число единиц продукции. Кривая опыта в свою очередь породила ряд моделей, основанных на крупносерийном производстве и снижении издержек производства на единицу продукции. Одна из них — матрица Бостонской консультативной группы (БКГ). Чтобы воспользоваться матрицей, нужно на одной оси зафиксировать темпы роста рынка данной фирмы, а на другой — ее долю на этом рынке. Большинство специалистов считают, что в подобных ситуациях абсолютный показатель доли рынка имеет второстепенное значение, и предпочитают использовать в качестве точки отсчета долю рынка двух или четырех самых крупных конкурентов. Таким образом, на практике применяется показатель относительности доли рынка. Реальная полезность матрицы БКГ заключается в том, что ее применение позволяет сопоставлять позиции различных фирм в составе одного портфеля. С ее помощью можно выявить лидеров рынка и установить степень сбалансированности между фирмами в разрезе четырех квадратов матрицы. Теоретически фирмы, функционирующие в быстроразвивающихся отраслях, для расширения своих мощностей нуждаются в постоянном притоке капитала. Фирмы, функционирующие в медленно развивающихся отраслях, наоборот, должны иметь избыток денежных средств.
Эта матрица применялась в основном для оценки потребностей в финансировании диверсифицированных корпораций. Она не предназначалась для выявления критериев успеха фирмы или конкурентной ситуации в различных отраслях, но ее использование помогло руководству диверсифицированных групп управлять этими сложными объединениями. Таким образом, идея, заложенная в БКГ, состояла в том, что завоевание большей доли рынка позволяет рационализировать производство на основе крупносерийного выпуска продукции и тем самым достичь снижения затрат на единицу продукции, что в свою очередь ведет к повышению конкурентоспособности и рентабельности производства. Это вполне отражало ситуацию, преобладавшую до середины 70-х гг., когда давление конкуренции было меньше, чем в настоящее время. Главные проблемы организационной деятельности во время и после второй мировой войны были связаны с управлением большими массами людей, капитала и материалов. Были усовершенствованы системы материально-технического обеспечения. Проблемы оптимизации, т.е. поиска наиболее эффективных путей выполнения ка- ких-либо работ или размещения каких-либо объектов, успешно решались с помощью методов исследования операций. После второй мировой войны весь мир испытывал нехватку товаров и высокий уровень спроса воспринимался как явление само собой разумеющееся. В такой экономической ситуации эффективное исследование управления ресурсами было главной проблемой и суть стратегии состояла в выборе вариантов увеличения объемов производства фирмы. Поэтому во многих диверсифицированных корпорациях, состоящих из фирм различных отраслей, задачи высшего руководства сводились главным образом к выбору хозяйственных объектов, в которые следовало вложить инвестиции, ибо в условиях избыточного спроса конкуренция на уровне отдельных фирм не имела большого значения. Кроме перечисленных теоретических концепций существует экономическая концепция стратегии, базирующаяся на системе соответствующих частных теорий и концепций (теории предельной полезности, производственной функции, предельных издержек, спроса и предложения и др.). Эти функции, взаимодействуя между собой, образуют теоретическую основу стратегии фирмы, в которой выделяют три ее основных вида: портфельную, деловую и функциональную. Понятие "портфель" используется, как и в бизнесе, для определения функций стратегического управления. В данном случае оно включает объединение разнообразных групп хозяйственных подразделений, принадлежащих одному и тому же владельцу. В совокупности они образуют то, что на юридическом языке называется группой компаний (корпорация, концерн, конгломерат и т.д.). Портфель может быть диверсифицированным, синергетическим и промежуточной формы и образовываться различными путями. Первый путь — новая корпоративная миссия берет свое начало с какой-ни- будь вспомогательной функции, как это произошло, например, с фирмой "Пуше", выросшей из посреднической торговой в объединение: Торговый дом "Пуше", «Пуше-Автосалон "Шкода"» и салон "Филипс". Второй путь — взаимодействие потребителя и поставщика. Например, концерн "Белнефтегазпром" или авиакомпания, которая приобрела ремонтную базу для обслуживания двигателей или вошла в гостиничный бизнес. Третий путь возникновения портфелей — развитие смежного бизнеса, способствующего лучшему удовлетворению запросов потребителей. Так, в консультационном бизнесе возник симбиоз разных хозяйственных объединений, каждому из которых удовлетворяет ка- кой-либо особый аспект потребностей. Группа предпринимательских подразделений, принадлежащих одному владельцу и стратегически связанных друг с другом, представляют собой синергетический портфель. Синергизм, т.е. отношения, в рамках которых целое сильнее частей, присуще различным отраслям. Одни виды синергизма позволяют обеспечить улучшение потребительских качеств продукции, способствуя тем самым расцвету бизнеса, другие проявляются в совместном использовании производственных мощностей, сетей телекоммуникаций и НИОКР, что приводит к более эффективному использованию ресурсов и упрочению позиций в конкурентной борьбе. Противоположностью синергетического портфеля является диверсифицированный портфель, или конгломерат. Портфельная стратегия представляет собой систему мер, направленных на выбор тех или иных направлений вложения ресурсов, которые следовало бы приобрести компании или корпорации для устойчивого эффективного функционирования и дальнейшего развития. Руководство компании, в состав которой входит большое количество предпринимательских единиц, выступает как фактор их объединения и должно быть в состоянии: покупать новые фирмы; укреплять предпринимательские единицы; расставаться с нежелательными фирмами; продавать предпринимательские единицы, которыми могут лучше управлять другие; распределять ресурсы в форме капитала и затрат; обеспечивать единую стратегическую ориентацию отдельных подразделений; пользоваться преимуществами синергизма, заключающимися в более широких предпринимательских возможностях или в большей эффективности оперативного управления фирмами и т.д. По мере того как необходимость эффективной конкуренции становилась все более очевидной, центр внимания стратегического управления переместился с портфеля на уровень деловой стратегии. Деловая стратегия— это определение долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат фирме высокую рентабельность. Она представляет собой систему мер, осуществление которых достигается путем координации действий между различными структурными подразделениями фирмы. Процесс разработки стратегии включает: определение корпоративной миссии; конкретизацию видения корпорации и постановку целей; формулировку и реализацию стратегии, направленной на их достижение. В целом деловая стратегия предполагает использование совокупности способов и методов мобилизации факторов повышения доходности с учетом возможных изменений в экономике и на рынке. Функциональная стратегия — это определение направлений деятельности той или иной функциональной службы (или отдела) в рамках общей стратегии данного хозяйственного подразделения. Функциональные стратегии необходимы для соответствующего распределения ресурсов отделов и служб компании. Портфельную стратегию следует подразделять на ряд деловых стратегий, а затем — на функциональные, поскольку фактически приток ресурсов происходит обычно на функциональном уровне. Основными функциями управления являются перспективное экономическое развитие, производство, маркетинг и менеджмент. Выполнение каждой из функций поручается ряду специальных отделов, таких, как отделы информации, кадров, электронной обработки данных и т.д. Выбор стратегии фирма осуществляет с учетом своих целей, а также будущих возможностей, заложенных во внешних условиях ее функционирования. При этом, хотя каждая фирма и располагает множеством вариантов будущей стратегии, в целом правомерно выделить три типа стратегических альтернатив. 1. Ограниченный рост — наиболее легкий и наименее рискованный способ действий, обычно предпочитаемый фирмами, в основном удовлетворенными своим положением. Для стратегии ограниченного роста характерно определение целей "от достигнутого". 2. Умеренный рост — это тоже часто выбираемая альтернатива развития фирмы, она предусматривает расширение ассортимента товаров (диверсификацию) или слияние корпораций; при этом намечаемые на перспективу показатели изменяются быстрее, чем в предыдущем периоде. 3. Сокращение — "стратегия последнего средства", суть которой — в определении целей на уровне ниже достигнутого в прошлом. Вариантами реализации стратегии сокращения могут выступать полная ликвидация фирмы либо отсечение ее лишних элементов (некоторых подразделений или видов деятельности). К стратегии сокращения прибегают чаще всего при спаде экономической активности или стабильном ухудшении показателей деятельности фирмы. Выбор конкретной стратегии поведения зависит от многих обязательств, в числе которых—доля компании на рынке и прежние темпы ее роста, допустимый для фирмы уровень риска и многие другие. На практике распространено сочетание всех трех альтернатив: скажем, рост производства одних товаров и сокращение других. Анализ стратегии фирмы. Он предполагает теоретическое обоснование организации деятельности фирмы в рамках такой структуры, которая бы определила производственную ситуацию в целом. Для этого специалисты разработали основные направления анализа: 1) анализ портфеля ценных бумаг; 2) анализ логики отраслевой структуры; 3) общий анализ фирмы (предприятия). 12 Зак. 1635 Портфель в целом в отличие от входящих в него портфелей отдельных фирм не связан с какой-либо одной отраслью производства. Анализ следует начинать с характеристики портфеля. Он включает некоторые фирмы, основными характеристиками которых являются: 1) привлекательность отрасли с точки зрения рентабельности и возможностей развития; 2) положение данной фирмы в отрасли. Фирма может в свою очередь анализироваться с точки зреиия идеологической основы, внешней и внутренней эффективности и стратегического управления. Идеологическая основа — это система представлений менеджера о состоянии бизнеса, выражающихся в достижении определенных целей, которые могут иметь конкретное воплощение в деньгах, завоевании некоторой доли рынка или потребительской оценке качества продукции. Внешняя эффективность отражает знание структуры потребностей и степень удовлетворения их компанией, которая определяется, в частности, долей компании на рынке и тенденциями ее изменения. Кроме того, под внешней эффективностью подразумевается создание новых сфер предпринимательства и способность к их организации, деловые возможности компании и ее потенциал. Внутренняя эффективность отражает состояние фирмы с точки зрения затрат, использования капитала и динамики производительности. В некоторой степени эти показатели могут быть связаны с результатами работы конкурентов. Стратегическое управление позволяет оценить эффективность разработки и реализации стратегии, осуществляемой руководством компании. Сложившаяся ситуация должна анализироваться не только в определенный период времени, но и в перспективе. Руководство должно быть способно выбрать правильный курс развития организации. Данный подход доказал свою эффективность на практике. Методы анализа могут быть усовершенствованы, а их процедуры необходимо адаптировать к конкретным ситуациям. Важно иметь целостное представление, чтобы не отвлекаться на мелкие проблемы. 17.3. МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ МИКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ Менеджмент является составной частью стратегии фирмы и представляет собой совокупность принципов, методов, направленных на повышение эффективности производства и максимизацию прибыли. Основу менеджмента составляют поиск оптимальных решений и разработка эффективных методов их реализации. При этом правильное и вовремя принятое решение является определяющим фактором возникновения фирмы в конкурентной борьбе. Начало развитию менеджмента положила компания "Стандарт ойл". Ее владелец Д.Рокфеллер под влиянием обострившейся конкуренции вынужден был отказаться от авторитарного стиля управления, образовать центральные органы управления и обращаться за советами к специалистам по финансам, маркетингу и т.д., т.е. компания стала опираться на группу сильных администраторов и экспертов, без согласия которых управленческие решения не принимались. Основная цель менеджмента — получение высокой прибыли, выигрыша на рынке (следует иметь в виду, что такой выигрыш зависит не только от эффективной работы производства, но и от маркетинговой деятельности), конкретизируемой в промежуточных, частных целях (задачах), которые определяют виды, функции и формы менеджмента. Кроме того, менеджмент имеет специфические особенности и цели национальных производств, формируя на этой основе свой тип менеджмента (американский, японский и др.). Наиболее эффективной является система принятия решений, используемая в японских фирмах. В их основе лежит система "ринги" (получение согласия на решение путем опроса без созыва совета заседания). Управляющий (менеджер), от которого исходит инициатива, составляет специальный документ "рингисё". В нем описывается проблема и предлагается система ее решения. Данный документ передается в те подразделения, деятельность которых связана с выдвинутой проблемой. Каждый из руководителей, ознакомившись с "рингисё", излагает свои замечания или несогласие с предложенным решением. После того как все заинтересованные руководители ознакомятся с "рингисё", документ передается на более высокий уровень управления, в том числе и президенту компании, который одобряет документ и возвращает его к первоначальному составителю уже в качестве директивы. В системе "ринги" решения фактически принимаются управляющими того уровня, где составляются "рингисё", т.е. прерогатива власти остается на среднем уровне управления в рамках должностных прав и ответственности. Основными принципами менеджмента являются: наличие четкой стратегии фирмы и свобода поиска ее реализации; интеграция личных интересов работников и целей фирмы; создание определенной системы поиска и реализации новых творческих идей; формирование системы мотивации труда, основанной на удовлетворенности трудом, соответствии личных интересов коллективным, престижности труда, продвижении по "двойной" лестнице — административной и профессиональной, материальной заинтересованности. Менеджмент в отличие от традиционной системы управления имеет движущуюся цель, непредсказуемые, рисковые условия деятельности. Ему менее всего подходит сложившаяся у нас система ли- нейно-функционального управления, характеризующаяся медленным принятием решений (ситуация меняется быстрее, чем принимается решение) и возможностью влияния на окончательное решение функциональных служб (отделов) в пределах своих собственных интересов. Современному менеджменту присущи децентрализованное управление и создание дивизионной ячеечной системы. Децентрализованное управление следует за ячеечной структурой производства, которая представляет собой сосредоточение в одном помещении производства и выпуска товаров на рынок. Такое структурное решение увеличивает гибкость производства, возможность быстрой перестройки в соответствии со спросом на продукцию и выпуск ее небольшими партиями. Управление ячеечной структурой производства осуществляется управленческими бригадами, командами. Команды формируются не из одно-, а из многопрофильных специалистов: инженеров, служащих, специалистов по маркетингу (обычно 6—12 человек). Здесь происходит общение не на профессиональном уровне (например, инженер с инженером, бухгалтер с бухгалтером) и обмен информацией как при линейно-функциональной структуре управления, а на межпрофессиональном (например, инженер с бухгалтером и др.). Важно, что бригадные структуры управления не разрушают целостности системы. Например, в рамках американской автомобильной корпорации "Форд" созданы ячеечные управленческие бригады, которые разрабатывают и выпускают принципиально новые виды автомашин. Мировая практика менеджмента показывает, что ни одна система не может создать полный набор норм и процедур, который бы определил поведение человека во всех ситуациях. В различных национальных обществах и производствах есть свои особенности, традиции. Кроме того, менеджмент — это еще и искусство разговаривать, вести дела, мыслить и т.д. Например, рабочий производит продукцию независимо от своих взглядов, убеждений, отношений к своему Я. Другое дело менеджер: его взгляды, убеждения, интересы, философия будут материализованы в принимаемых решениях. Такие моменты, как вести разговор, заключить нужный фирме договор с поставщиком или потребителем, войти в доверие к нужным организациям, соблюсти этикет, почувствовать удобный момент, когда и к кому обратиться, нередко предопределяют успех всего дела. Основными функциями менеджмента являются: 1) постановка общей цели фирмы, которая постоянно конкретизируется и распадается на более мелкие цели, так как каждое структурное подразделение фирмы имеет свою цель, производную от цели фирмы; 2) анализ внешней среды. Поскольку фирма не может изменить условия внешней среды, необходимо искать пути адаптации к ним. К внешним факторам можно отнести: во-первых, демографические факторы, например рост численности и структура населения в отдельных регионах и странах, составляющих рынок сбыта. В частности, фирмы, специализирующиеся на производстве товаров для детей, в первую очередь зависят от динамики рождаемости; фирмы, чьи изделия рассчитаны на лиц пожилого возраста, — от доли этого контингента в общей численности населения. Важно учитывать, что демографические процессы во всем мире весьма инерционны и очень слабо поддаются внешним воздействиям; во-вторых, подъемы и спады экономики. Спрос на товары любой фирмы зависит от реальных доходов населения, инвестиционной активности, правительственных расходов, возможностей получения кредита, а общий источник, формирующий все эти условия, — от ВВП и национального дохода; в-третьих, политическая стабильность. Любая фирма находится в тесной зависимости от политической стабильности, правовой защиты собственности, экономической предсказуемости и неопределенности будущего. Одно из последних свидетельств тому — условия, характерные для стран Восточной Европы на рубеже 90-х гг. Разразившийся кризис привел к тому, что практически не оказалось желающих вкладывать средства в производство на территории тех государств, в которых отсутствует политическая стабильность, разгораются национальные и иные междоусобицы, где нет ясности в том, кто принимает в стране окончательные решения по тем или иным инвестиционным проектам; в-четвертых, экономическое развитие других стран-конкурентов, например частичный уход России с международных рынков вооружений создает предпосылки для активизации деятельности многих западных фирм, специализирующихся на производстве оружия; 3) прогнозирование и планирование, которое представляет собой процесс выбора основных направлений организации производства на текущую и отдаленную перспективу. Чем крупнее фирма, чем больше вложений она делает в будущее развитие, тем настоятельнее нуждается в прогнозировании и планировании. Не может успешно развиваться, сосредоточиваясь лишь на преодолении текущих проблем и не обращаясь к долгосрочным перспективам, и малый бизнес. Планирование позволяет обосновать любые управленческие решения. Знание того, чего хочет достичь фирма, помогает снизить риск, уточнить наиболее рациональные направления действий. Такое знание позволяет обеспечить внутри фирмы единство на базе общности целей. Прогнозированием и планированием предприятия занимаются как в централизованно-плановой, так и в рыночной системе. Различие здесь в результатах, и оно вытекает прежде всего из особенностей этих систем. В экономике советского типа предвидение носило главным образом генетический характер. В результате предприятия руководствовались преувеличенными представлениями о стабильности и перспективах ее сохранения в будущем за счет государственной поддержки. Недооценивались трудности, обусловленные возможными изменениями на рынках сбыта. В любых прогнозах велика неопределенность и возможность серьезных просчетов. Признавая такую неизбежность, при проведении экономических расчетов важно попытаться оценить устойчивость полученных результатов к возможным отклонениям в исходных данных. Выгоды, приносимые стратегическим планированием, многократно подтверждены. К примеру, в результате анкетного опроса 217 вице-президентов 109 крупнейших американских корпораций было установлено, что там, где управленческие решения опираются на стратегические планы, выше объем прибыли на единицу реализованной продукции или доход на капитал. Установлено также, что фирмы США, применяющие стратегическое планирование, имеют самые высокие темпы экономического роста1; 4) регулирования — выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного режима функционирования фирмы; 5) контрольная — предусматривает анализ своевременности и качества выполнения должностных функций работниками фирмы;
![]() |