Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МЕХАНИЗМ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1 часть



17.1. СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Хозяйственные отношения фирмы представляют собой совокуп­ность экономических и правовых норм поведения каждого хозяй­ствующего субъекта в микроэкономической системе. Другими слова­ми, это правила экономического поведения фирмы на рынке и орга­низация хозяйственных отношений между другими субъектами и внутри самой фирмы. Такое поведение определяется механизмом микроэкономического регулирования, который представляет собой совокупность форм организации производства, принципов распреде­ления созданного продукта, правовых и хозяйственных методов уп­равления. Он содержит в сеое организационные, экономические и правовые нормы, регулирующие трудовые, имущественные и соци­ально-экономические отношения, складывающиеся как внутри фир­мы, так и с другими фирмами, государством и трудовым коллекти­вом.

Формы и методы зависят от экономической системы страны, в ко­торой фирмы функционируют, т.е. к ним могут быть использованы принципы принуждения или экономического убеждения. Исходя из этого формы организации хозяйственных отношений могут быть централизованными или децентрализованными (рис. 17.1).

Р и с. 17.1. Централизованные (а) и децентрализованные (б) методы регулирования

 

В первом случае механизм микроэкономического регулирования является централизованным с административными методами регули­рования, во втором — с децентрализованными. В реальной жизни меха­низм микроэкономического регулирования включает как администра­тивные, так и рыночные методы, т.е., с одной стороны, существует сво­бода предпринимательства, с другой — ограничения государства.

В связи с этим механизм микроэкономического регулирования включает методы прямого и косвенного воздействия государства на микроэкономические процессы и внутрихозяйственную стратегию фирмы.

В рыночной системе рынок регулирует деятельность фирм, а госу­дарство — функционирование рынка с учетом своих собственных эко­номических законов. Это означает минимум вмешательства государства в деятельность фирм, т.е. государство выполняет функцию целеполага- ния и вмешивается в случае значительных отклонений экономической деятельности фирм от намеченных целей. Государство осуществляет вмешательство через механизм государственного регулирования, кото­рый должен отвечать не только его интересам, но и интересам фирм.

Структура механизма государственного регулирования опреде­ляется тремя уровнями хозяйственных отношений:

1) микроуровнем (низший) — отношения получают выражение в механизме внутрифирменного регулирования между работниками и структурными подразделениями, с одной стороны, и государством — с другой. На эти взаимоотношения влияют хозяйственные связи фирмы с другими фирмами по поводу приобретения сырья, материа­лов, основных средств производства или реализации произведенной продукции. Определяющим фактором является сопоставление из­держек (затрат) и результатов хозяйственной деятельности, а при­нципом внутрифирменного регулирования — коммерческий расчет;

2) мезоуровнем (средний, переходный) — хозяйственные отно­шения, которые определяются внутри- и межотраслевой коопераци­ей труда. Основным способом их регулирования являются долгос­рочные контракты и хозяйственные договора.

На мезоуровне оформились два типа хозяйственных связей:

на основе внутри- и межотраслевой кооперации, которые склады­ваются в рамках региона. Для таких связей характерна жесткая тех­нологическая и экономическая зависимость фирмы от партнеров по кооперации. Это проявляется в четком ритме поставок сырья и про­дукции фирм друг другу;

в рамках одной отрасли, монополии, корпорации, ассоциации и т.д. Регулирование связей осуществляется с помощью определенно­го сочетания рыночных и административных методов, направленных на развитие экономической самостоятельности и ответственности фирм за выполнение своих обязательств;

3) макроуровнем (высший уровень). На этом уровне формируют­ся хозяйственные отношения между фирмой и государством. Они ре­гулируются с помощью системы инструментов прямого и косвенного воздействия государства на условия хозяйствования фирмы и его ре­зультаты.

Таким образом, через механизм микроэкономического регули­рования не только осуществляется регулирование экономических отношений между государством и фирмами и внутри их, но и реали­зуется цель общественного производства (удовлетворение потреб­ностей населения, рост благосостояния людей и т.д.). Однако эта цель реализуется через достижение тех целей, которые ставят перед собой отдельные фирмы, а их целями являются максимизация при­были, улучшение качества и ассортимента продукции и т.д. Следова­тельно, основной функцией механизма микроэкономического регу­лирования является обеспечение экономических условий для дости­жения этих целей.

17.2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ

В экономическом поведении фирмы следует различать текущую и долгосрочную экономическую политику.

Текущей политике присуща малая свобода выбора, ибо фирма ог­раничена заключенными ранее контрактами и другими обязательс­твами и принятыми решениями об инвестициях, инновациях и т.д. Поскольку производственные возможности фирмы в текущем пери­оде фиксированы имеющимися мощностями, оборудованием и тех­нологией, принимаемые ею главные решения касаются сферы цено­вой политики, создания и поддержания запасов сырья и материалов для обеспечения непрерывности производственного процесса.

В долгосрочном периоде фирма может пересмотреть все стороны своей деятельности. Например, основное внимание она может уде­лить инновационной политике, принятию важных инвестиционных решений. Основу внутрифирменного регулирования в этом периоде составляет стратегия фирмы, т.е. разработка и принятие долгосроч­ных мер, направленных на:

1) обеспечение устойчивости доходов;

2) создание условий для эффективного функционирования фир­мы.

Таким образом, стратегия предприятия включает в себя все хо­зяйственно-экономические, административные, правовые и нрав- ственно-психологические рычаги.

Понятие "стратегия" фирмы как экономическая категория долгое время означало управление ресурсами (рабочей силой, капиталом, материальными затратами и т.д.). Идеолог стратегии Р. Паттерсон установил, что при каждом удвоении объема производства затраты на единицу продукции снижаются на 20 %. На этой основе была вве­дена кривая опыта, использовавшаяся в основном в сфере матери­ального производства (рис. 17.2). Она относится к разряду класси­ческих потому, что воплощает суть экономической идеологии в мас­штабах производства, которая в течение долгого времени играла ве­дущую роль при разработке стратегий.

Кривая показывает корреляци­онную зависимость, свойственную физическим производственным про­цессам, которая до сих пор домини­рует в концепциях деловой страте­гии и влияет на теорию раздела рын­ка. Согласно теории особое значение придается увеличению доли фирмы на рынке, что позволяет наращивать объемы производства и двигаться вниз по кривой в направлении сни­жения производственных затрат. Именно так можно добиться более высокого уровня доходов и нормы прибыли и, следовательно, более вы­сокой конкурентоспособности.

Кроме того, существует предположение, что расширение про­изводства с учетом накопленного опыта позволит неуклонно повы­шать эффективность производства. Здесь имеется в виду эффект постоянного обучения, который дополняет возможности, связанные со специализацией производства и распределением затрат капитала на большее число единиц продукции.

Кривая опыта в свою очередь породила ряд моделей, основанных на крупносерийном производстве и снижении издержек производ­ства на единицу продукции. Одна из них — матрица Бостонской кон­сультативной группы (БКГ). Чтобы воспользоваться матрицей, нуж­но на одной оси зафиксировать темпы роста рынка данной фирмы, а на другой — ее долю на этом рынке.

Большинство специалистов считают, что в подобных ситуациях абсолютный показатель доли рынка имеет второстепенное значение, и предпочитают использовать в качестве точки отсчета долю рынка двух или четырех самых крупных конкурентов. Таким образом, на практике применяется показатель относительности доли рынка.

Реальная полезность матрицы БКГ заключается в том, что ее при­менение позволяет сопоставлять позиции различных фирм в составе одного портфеля. С ее помощью можно выявить лидеров рынка и ус­тановить степень сбалансированности между фирмами в разрезе че­тырех квадратов матрицы. Теоретически фирмы, функционирующие в быстроразвивающихся отраслях, для расширения своих мощнос­тей нуждаются в постоянном притоке капитала. Фирмы, функцио­нирующие в медленно развивающихся отраслях, наоборот, должны иметь избыток денежных средств.

50 100 150 Объем производства
Р и с. 17.2. Зависимость объема производства от затрат

Эта матрица применялась в основном для оценки потребностей в финансировании диверсифицированных корпораций. Она не пред­назначалась для выявления критериев успеха фирмы или конкурен­тной ситуации в различных отраслях, но ее использование помогло руководству диверсифицированных групп управлять этими слож­ными объединениями.

Таким образом, идея, заложенная в БКГ, состояла в том, что завое­вание большей доли рынка позволяет рационализировать производ­ство на основе крупносерийного выпуска продукции и тем самым дос­тичь снижения затрат на единицу продукции, что в свою очередь ведет к повышению конкурентоспособности и рентабельности производства.

Это вполне отражало ситуацию, преобладавшую до середины 70-х гг., когда давление конкуренции было меньше, чем в настоящее время. Главные проблемы организационной деятельности во время и после второй мировой войны были связаны с управлением больши­ми массами людей, капитала и материалов. Были усовершенствова­ны системы материально-технического обеспечения. Проблемы оп­тимизации, т.е. поиска наиболее эффективных путей выполнения ка- ких-либо работ или размещения каких-либо объектов, успешно ре­шались с помощью методов исследования операций.

После второй мировой войны весь мир испытывал нехватку това­ров и высокий уровень спроса воспринимался как явление само со­бой разумеющееся. В такой экономической ситуации эффективное исследование управления ресурсами было главной проблемой и суть стратегии состояла в выборе вариантов увеличения объемов про­изводства фирмы.

Поэтому во многих диверсифицированных корпорациях, состоя­щих из фирм различных отраслей, задачи высшего руководства своди­лись главным образом к выбору хозяйственных объектов, в которые следовало вложить инвестиции, ибо в условиях избыточного спроса конкуренция на уровне отдельных фирм не имела большого значения.

Кроме перечисленных теоретических концепций существует эко­номическая концепция стратегии, базирующаяся на системе соответ­ствующих частных теорий и концепций (теории предельной полез­ности, производственной функции, предельных издержек, спроса и предложения и др.). Эти функции, взаимодействуя между собой, об­разуют теоретическую основу стратегии фирмы, в которой выделяют три ее основных вида: портфельную, деловую и функциональную.

Понятие "портфель" используется, как и в бизнесе, для опреде­ления функций стратегического управления. В данном случае оно включает объединение разнообразных групп хозяйственных подраз­делений, принадлежащих одному и тому же владельцу. В совокуп­ности они образуют то, что на юридическом языке называется груп­пой компаний (корпорация, концерн, конгломерат и т.д.).

Портфель может быть диверсифицированным, синергетическим и промежуточной формы и образовываться различными путями. Пер­вый путь — новая корпоративная миссия берет свое начало с какой-ни- будь вспомогательной функции, как это произошло, например, с фир­мой "Пуше", выросшей из посреднической торговой в объединение: Торговый дом "Пуше", «Пуше-Автосалон "Шкода"» и салон "Филипс".

Второй путь — взаимодействие потребителя и поставщика. Нап­ример, концерн "Белнефтегазпром" или авиакомпания, которая при­обрела ремонтную базу для обслуживания двигателей или вошла в гостиничный бизнес.

Третий путь возникновения портфелей — развитие смежного бизнеса, способствующего лучшему удовлетворению запросов пот­ребителей. Так, в консультационном бизнесе возник симбиоз разных хозяйственных объединений, каждому из которых удовлетворяет ка- кой-либо особый аспект потребностей.

Группа предпринимательских подразделений, принадлежащих одному владельцу и стратегически связанных друг с другом, пред­ставляют собой синергетический портфель.

Синергизм, т.е. отношения, в рамках которых целое сильнее час­тей, присуще различным отраслям. Одни виды синергизма позволя­ют обеспечить улучшение потребительских качеств продукции, спо­собствуя тем самым расцвету бизнеса, другие проявляются в сов­местном использовании производственных мощностей, сетей теле­коммуникаций и НИОКР, что приводит к более эффективному ис­пользованию ресурсов и упрочению позиций в конкурентной борьбе. Противоположностью синергетического портфеля является дивер­сифицированный портфель, или конгломерат.

Портфельная стратегия представляет собой систему мер, нап­равленных на выбор тех или иных направлений вложения ресурсов, которые следовало бы приобрести компании или корпорации для ус­тойчивого эффективного функционирования и дальнейшего разви­тия. Руководство компании, в состав которой входит большое коли­чество предпринимательских единиц, выступает как фактор их объе­динения и должно быть в состоянии: покупать новые фирмы; укреплять предпринимательские единицы; расставаться с нежелательными фирмами; продавать предпринимательские единицы, которыми могут лучше управлять другие;

распределять ресурсы в форме капитала и затрат; обеспечивать единую стратегическую ориентацию отдельных подразделений;

пользоваться преимуществами синергизма, заключающимися в более широких предпринимательских возможностях или в большей эффективности оперативного управления фирмами и т.д.

По мере того как необходимость эффективной конкуренции ста­новилась все более очевидной, центр внимания стратегического уп­равления переместился с портфеля на уровень деловой стратегии.

Деловая стратегия— это определение долгосрочных конкурен­тных преимуществ, которые обеспечат фирме высокую рентабель­ность. Она представляет собой систему мер, осуществление которых достигается путем координации действий между различными струк­турными подразделениями фирмы.

Процесс разработки стратегии включает: определение корпоративной миссии; конкретизацию видения корпорации и постановку целей; формулировку и реализацию стратегии, направленной на их дос­тижение.


В целом деловая стратегия предполагает использование совокуп­ности способов и методов мобилизации факторов повышения доход­ности с учетом возможных изменений в экономике и на рынке.

Функциональная стратегия — это определение направлений дея­тельности той или иной функциональной службы (или отдела) в рамках общей стратегии данного хозяйственного подразделения.

Функциональные стратегии необходимы для соответствующего распределения ресурсов отделов и служб компании. Портфельную стратегию следует подразделять на ряд деловых стратегий, а затем — на функциональные, поскольку фактически приток ресурсов про­исходит обычно на функциональном уровне. Основными функция­ми управления являются перспективное экономическое развитие, производство, маркетинг и менеджмент. Выполнение каждой из фун­кций поручается ряду специальных отделов, таких, как отделы ин­формации, кадров, электронной обработки данных и т.д.

Выбор стратегии фирма осуществляет с учетом своих целей, а также будущих возможностей, заложенных во внешних условиях ее функционирования. При этом, хотя каждая фирма и располагает множеством вариантов будущей стратегии, в целом правомерно вы­делить три типа стратегических альтернатив.

1. Ограниченный рост — наиболее легкий и наименее рискован­ный способ действий, обычно предпочитаемый фирмами, в основном удовлетворенными своим положением. Для стратегии ограниченно­го роста характерно определение целей "от достигнутого".

2. Умеренный рост — это тоже часто выбираемая альтернатива развития фирмы, она предусматривает расширение ассортимента то­варов (диверсификацию) или слияние корпораций; при этом намеча­емые на перспективу показатели изменяются быстрее, чем в пре­дыдущем периоде.

3. Сокращение — "стратегия последнего средства", суть кото­рой — в определении целей на уровне ниже достигнутого в прошлом. Вариантами реализации стратегии сокращения могут выступать полная ликвидация фирмы либо отсечение ее лишних элементов (некоторых подразделений или видов деятельности). К стратегии сокращения прибегают чаще всего при спаде экономической актив­ности или стабильном ухудшении показателей деятельности фирмы.

Выбор конкретной стратегии поведения зависит от многих обяза­тельств, в числе которых—доля компании на рынке и прежние темпы ее роста, допустимый для фирмы уровень риска и многие другие. На практике распространено сочетание всех трех альтернатив: скажем, рост производства одних товаров и сокращение других.

Анализ стратегии фирмы. Он предполагает теоретическое обос­нование организации деятельности фирмы в рамках такой структу­ры, которая бы определила производственную ситуацию в целом. Для этого специалисты разработали основные направления анализа:

1) анализ портфеля ценных бумаг;

2) анализ логики отраслевой структуры;

3) общий анализ фирмы (предприятия).

12 Зак. 1635

Портфель в целом в отличие от входящих в него портфелей от­дельных фирм не связан с какой-либо одной отраслью производства. Анализ следует начинать с характеристики портфеля. Он включает некоторые фирмы, основными характеристиками которых являются:

1) привлекательность отрасли с точки зрения рентабельности и возможностей развития;

2) положение данной фирмы в отрасли.

Фирма может в свою очередь анализироваться с точки зреиия идеологической основы, внешней и внутренней эффективности и стратегического управления.

Идеологическая основа — это система представлений менеджера о состоянии бизнеса, выражающихся в достижении определенных це­лей, которые могут иметь конкретное воплощение в деньгах, завоева­нии некоторой доли рынка или потребительской оценке качества продукции.

Внешняя эффективность отражает знание структуры потребнос­тей и степень удовлетворения их компанией, которая определяется, в частности, долей компании на рынке и тенденциями ее изменения. Кроме того, под внешней эффективностью подразумевается созда­ние новых сфер предпринимательства и способность к их организа­ции, деловые возможности компании и ее потенциал.

Внутренняя эффективность отражает состояние фирмы с точки зрения затрат, использования капитала и динамики производитель­ности. В некоторой степени эти показатели могут быть связаны с ре­зультатами работы конкурентов.

Стратегическое управление позволяет оценить эффективность разработки и реализации стратегии, осуществляемой руководством компании. Сложившаяся ситуация должна анализироваться не только в определенный период времени, но и в перспективе. Руковод­ство должно быть способно выбрать правильный курс развития орга­низации.

Данный подход доказал свою эффективность на практике. Мето­ды анализа могут быть усовершенствованы, а их процедуры необхо­димо адаптировать к конкретным ситуациям. Важно иметь целос­тное представление, чтобы не отвлекаться на мелкие проблемы.

17.3. МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ МИКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Менеджмент является составной частью стратегии фирмы и представляет собой совокупность принципов, методов, направлен­ных на повышение эффективности производства и максимизацию прибыли. Основу менеджмента составляют поиск оптимальных ре­шений и разработка эффективных методов их реализации. При этом правильное и вовремя принятое решение является определяющим фактором возникновения фирмы в конкурентной борьбе.

Начало развитию менеджмента положила компания "Стандарт ойл". Ее владелец Д.Рокфеллер под влиянием обострившейся конку­ренции вынужден был отказаться от авторитарного стиля управле­ния, образовать центральные органы управления и обращаться за со­ветами к специалистам по финансам, маркетингу и т.д., т.е. компания стала опираться на группу сильных администраторов и экспертов, без согласия которых управленческие решения не принимались.

Основная цель менеджмента — получение высокой прибыли, вы­игрыша на рынке (следует иметь в виду, что такой выигрыш зависит не только от эффективной работы производства, но и от маркетинго­вой деятельности), конкретизируемой в промежуточных, частных целях (задачах), которые определяют виды, функции и формы ме­неджмента. Кроме того, менеджмент имеет специфические особен­ности и цели национальных производств, формируя на этой основе свой тип менеджмента (американский, японский и др.).

Наиболее эффективной является система принятия решений, ис­пользуемая в японских фирмах. В их основе лежит система "ринги" (получение согласия на решение путем опроса без созыва совета засе­дания). Управляющий (менеджер), от которого исходит инициатива, составляет специальный документ "рингисё". В нем описывается проблема и предлагается система ее решения. Данный документ пе­редается в те подразделения, деятельность которых связана с выдви­нутой проблемой.

Каждый из руководителей, ознакомившись с "рингисё", излагает свои замечания или несогласие с предложенным решением. После того как все заинтересованные руководители ознакомятся с "ринги­сё", документ передается на более высокий уровень управления, в том числе и президенту компании, который одобряет документ и возвра­щает его к первоначальному составителю уже в качестве директивы.

В системе "ринги" решения фактически принимаются управляю­щими того уровня, где составляются "рингисё", т.е. прерогатива влас­ти остается на среднем уровне управления в рамках должностных прав и ответственности.

Основными принципами менеджмента являются: наличие четкой стратегии фирмы и свобода поиска ее реализации; интеграция личных интересов работников и целей фирмы; создание определенной системы поиска и реализации новых творческих идей;

формирование системы мотивации труда, основанной на удов­летворенности трудом, соответствии личных интересов коллектив­ным, престижности труда, продвижении по "двойной" лестнице — ад­министративной и профессиональной, материальной заинтересован­ности.

Менеджмент в отличие от традиционной системы управления имеет движущуюся цель, непредсказуемые, рисковые условия дея­тельности. Ему менее всего подходит сложившаяся у нас система ли- нейно-функционального управления, характеризующаяся медлен­ным принятием решений (ситуация меняется быстрее, чем принима­ется решение) и возможностью влияния на окончательное решение функциональных служб (отделов) в пределах своих собственных ин­тересов.

Современному менеджменту присущи децентрализованное уп­равление и создание дивизионной ячеечной системы.

Децентрализованное управление следует за ячеечной структурой производства, которая представляет собой сосредоточение в одном помещении производства и выпуска товаров на рынок. Такое струк­турное решение увеличивает гибкость производства, возможность быстрой перестройки в соответствии со спросом на продукцию и вы­пуск ее небольшими партиями.

Управление ячеечной структурой производства осуществляется управленческими бригадами, командами. Команды формируются не из одно-, а из многопрофильных специалистов: инженеров, служа­щих, специалистов по маркетингу (обычно 6—12 человек). Здесь происходит общение не на профессиональном уровне (например, ин­женер с инженером, бухгалтер с бухгалтером) и обмен информацией как при линейно-функциональной структуре управления, а на меж­профессиональном (например, инженер с бухгалтером и др.). Важно, что бригадные структуры управления не разрушают целостности системы. Например, в рамках американской автомобильной корпо­рации "Форд" созданы ячеечные управленческие бригады, которые разрабатывают и выпускают принципиально новые виды автома­шин.

Мировая практика менеджмента показывает, что ни одна система не может создать полный набор норм и процедур, который бы опреде­лил поведение человека во всех ситуациях. В различных националь­ных обществах и производствах есть свои особенности, традиции. Кроме того, менеджмент — это еще и искусство разговаривать, вести дела, мыслить и т.д. Например, рабочий производит продукцию неза­висимо от своих взглядов, убеждений, отношений к своему Я. Другое дело менеджер: его взгляды, убеждения, интересы, философия будут материализованы в принимаемых решениях.

Такие моменты, как вести разговор, заключить нужный фирме договор с поставщиком или потребителем, войти в доверие к нуж­ным организациям, соблюсти этикет, почувствовать удобный мо­мент, когда и к кому обратиться, нередко предопределяют успех всего дела.

Основными функциями менеджмента являются:

1) постановка общей цели фирмы, которая постоянно конкрети­зируется и распадается на более мелкие цели, так как каждое струк­турное подразделение фирмы имеет свою цель, производную от цели фирмы;

2) анализ внешней среды. Поскольку фирма не может изменить условия внешней среды, необходимо искать пути адаптации к ним. К внешним факторам можно отнести: во-первых, демографические факторы, например рост численности и структура населения в от­дельных регионах и странах, составляющих рынок сбыта. В частнос­ти, фирмы, специализирующиеся на производстве товаров для детей, в первую очередь зависят от динамики рождаемости; фирмы, чьи из­делия рассчитаны на лиц пожилого возраста, — от доли этого контин­гента в общей численности населения. Важно учитывать, что демог­рафические процессы во всем мире весьма инерционны и очень слабо поддаются внешним воздействиям;

во-вторых, подъемы и спады экономики. Спрос на товары любой фирмы зависит от реальных доходов населения, инвестиционной ак­тивности, правительственных расходов, возможностей получения кредита, а общий источник, формирующий все эти условия, — от ВВП и национального дохода;

в-третьих, политическая стабильность. Любая фирма находится в тесной зависимости от политической стабильности, правовой защи­ты собственности, экономической предсказуемости и неопределен­ности будущего. Одно из последних свидетельств тому — условия, характерные для стран Восточной Европы на рубеже 90-х гг. Разра­зившийся кризис привел к тому, что практически не оказалось жела­ющих вкладывать средства в производство на территории тех госу­дарств, в которых отсутствует политическая стабильность, разгора­ются национальные и иные междоусобицы, где нет ясности в том, кто принимает в стране окончательные решения по тем или иным инвес­тиционным проектам;

в-четвертых, экономическое развитие других стран-конкурентов, например частичный уход России с международных рынков воору­жений создает предпосылки для активизации деятельности многих западных фирм, специализирующихся на производстве оружия;

3) прогнозирование и планирование, которое представляет собой процесс выбора основных направлений организации производства на текущую и отдаленную перспективу.

Чем крупнее фирма, чем больше вложений она делает в будущее развитие, тем настоятельнее нуждается в прогнозировании и плани­ровании. Не может успешно развиваться, сосредоточиваясь лишь на преодолении текущих проблем и не обращаясь к долгосрочным пер­спективам, и малый бизнес.

Планирование позволяет обосновать любые управленческие ре­шения. Знание того, чего хочет достичь фирма, помогает снизить риск, уточнить наиболее рациональные направления действий. Та­кое знание позволяет обеспечить внутри фирмы единство на базе об­щности целей.

Прогнозированием и планированием предприятия занимаются как в централизованно-плановой, так и в рыночной системе. Разли­чие здесь в результатах, и оно вытекает прежде всего из особенностей этих систем. В экономике советского типа предвидение носило глав­ным образом генетический характер. В результате предприятия ру­ководствовались преувеличенными представлениями о стабильнос­ти и перспективах ее сохранения в будущем за счет государственной поддержки. Недооценивались трудности, обусловленные возможны­ми изменениями на рынках сбыта.

В любых прогнозах велика неопределенность и возможность серьезных просчетов. Признавая такую неизбежность, при прове­дении экономических расчетов важно попытаться оценить устой­чивость полученных результатов к возможным отклонениям в ис­ходных данных. Выгоды, приносимые стратегическим планирова­нием, многократно подтверждены. К примеру, в результате анкет­ного опроса 217 вице-президентов 109 крупнейших американских корпораций было установлено, что там, где управленческие реше­ния опираются на стратегические планы, выше объем прибыли на единицу реализованной продукции или доход на капитал. Уста­новлено также, что фирмы США, применяющие стратегическое планирование, имеют самые высокие темпы экономического рос­та1;

4) регулирования — выполнение мероприятий по устранению от­клонений от заданного режима функционирования фирмы;

5) контрольная — предусматривает анализ своевременности и ка­чества выполнения должностных функций работниками фирмы;



Просмотров 1117

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!