Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МЕХАНИЗМ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5 часть



По степени обоснованности прогнозирование делится на поиско­вое и нормативное. Первое состоит в оценке перспективных тенден­ций развития объекта исследования, второе — в определении путей и сроков достижения желаемых состояний исследуемого объекта на основе сложившихся показателей.

Принципы прогнозирования. Экономический прогноз должен давать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Экономический прогноз может стать надеж­ной основой для принятия государственных решений или посылкой для включения прогноза в макроэкономический план, придав тем са­мым ему директивный характер. Сказанное приводит к мысли о том, что процесс составления экономического прогноза должен базиро­ваться на определенных методологических принципах.

К числу методологических принципов следует прежде всего от­нести принцип этапизации прогнозирования. Его сущность состоит в поэтапном решении задач составления прогноза. Первый этап — предвидение того, что может произойти. Речь здесь идет о разработке прогноза, отвечающего на вопрос о том, что может произойти в эконо­мике, если, например, государственное воздействие на экономичес­кие процессы останется неизменным. Ответ на вопрос покажет, какие сферы экономики потребуют государственного вмешательства в слу­чае, если прогноз придется реализовывать.

Второй этап — разработка нормативного, или целевого, прогноза. Здесь особая корректировка должна быть соблюдена при соотнесе­нии желательного и возможного. Именно на этом этапе органы пла­нирования допускают ошибки. В равной мере опасно как "заземлять" цели, ссылаясь на дефицит, например, ресурсов, так и формировать явно нереальные ориентиры. Точное планирование требует научных, выверенных, дающих достаточную информацию расчетов. Основой для проведения такого рода расчетов должен служить разработан­ный на первом этапе поисковый прогноз.

Третий этап — подготовка для правительства предложений по на­бору конкретных мер государственного регулирования экономики. Государство может прибегнуть к налогам и налоговым льготам, про­центам за кредит, начислению амортизации и т.п. Оно может ввести и более действенные рычаги, в частности бюджетные инвестиции, суб­сидии, дотации и др. Если возникает необходимость, могут быть вве­дены определенные государственные ограничения, касающиеся ма- териально-вещественных или иных потоков, например лицензии, квоты, контрактные государственные заказы.

Последним этапом прогнозной деятельности является корректи­ровка нормативного прогноза с учетом реального действия выбран­ных экономических регуляторов.

Важный методологический принцип прогнозирования — принцип вариативности прогнозов, который часто называют методом сценарно­го прогнозирования. Дело в том, что мера и характер воздействия госу­дарства на экономику — далеко не единственные элементы сценариев экономического прогнозирования. Ими могут быть, например, прогноз погодных условий, прогноз наступления болезней и т.п.

К числу методологических принципов следует отнести и форми­рование комплекса, системы прогнозов. Например, для реализации экономического прогноза перехода к рынку необходимы разработка и составление политического прогноза, прогноза развития нацио­нальных суверенитетов, демографического и др. Именно комплек­сность и обеспечит большую надежность выполнения прогнозов.

19.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Государство как рыночный субъект. Государство является ос­новным институтом экономической и политической системы, кото­рый организует, направляет и контролирует совместную деятель­ность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам оно обладает определенным статусом, который и позволя­ет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. Во-пер­вых, государство, обладая высшей и неограниченной властью на сво­ей территории, выступает единственным субъектом рыночной эко­номики, требования которого обязательны для всех иных агентов. Во-вторых, это монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур. В-третьих, это монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о "нерыночном" происхожде­нии государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вло­женных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции и другие ценные бумаги, и др. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возни­кает как результат неэкономических действий — как перераспределе­ние части дохода домохозяйств и фирм в пользу государства. И, в-четвертых, государство является регулирующим субъектом. Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономи­ческой теории, которая порождена постоянными изменениями в эко­номике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные фор­мы вмешательства в экономическую систему.

Место и роль государства во многом определяются его функция­ми, отражающими основные направления деятельности: правовой; воспроизводственно-технологической; антимонопольной; стабили­зационной; прогностической; регулирующей.

Правовая функция государства представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые тре­буют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса эко­номического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламен­тации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п. Например, принятый в 1990 г. Закон о собственности в Республике Беларусь и многочисленные дополне­ния к нему регулируют отношения собственности в нашем государ­стве. Содержащиеся в нем нормы создают правовую базу для отноше­ний собственности в новых условиях хозяйствования. В частности, установлено, что право собственности в Республике Беларусь при­знается и охраняется законом. Было закреплено разнообразие соб­ственности: частной, коллективной и государственной. Допущено существование собственности иных государств, их физических и юридических лиц, собственности международных организаций. Пос­редством этого нормативного акта государство гарантирует стабиль­ность отношений собственности, обеспечивает условия для развития всех форм собственности и их равную охрану.

Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ре­сурсами, для образования, обучения и жизни, а также к удовлетворе­нию людей материальными и духовными благами. В качестве самос­тоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции — пе­рераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопро­сов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность в их го­сударственном регулировании.

Как известно, в рамках рыночной экономики справедливыми при­знаются те доходы, которые получены в результате вложения факторов производства, размеры же доходов определяются эффективностью производственных ресурсов. Т.е. рынок обеспечивает высокую зарпла­ту тем, кто имеет определенные способности в какой-либо сфере дея­тельности, получил хорошее образование и т.п. Те, кто владеет значи­тельным капиталом или земельными площадями, будут получать боль­ший доход. Однако в обществе всегда существуют люди, которые не об­ладают талантом, не получили приличного образования, у них нет ог­ромного капитала. Следовательно, их доходы будут намного скромнее. Уровень этот может не обеспечить стандарта благосостояния. Кроме того, в любой экономической системе есть люди, не владеющие ни од­ним из перечисленных факторов производства (престарелые, дети, ин­валиды и т.п.), им нечего продать на рынке факторов производства и, следовательно, они не получают дохода. Необходимо отметить, что за­нятые в производстве общественных товаров также не получают ры­ночных доходов, их содержит государство. Т.е. можно сделать вывод, что рынок влечет за собой значительное неравенство в распределении дохода или вообще не гарантирует его получения. Это и создает почву для вмешательства государства в экономическую систему. Осущес­твляется оно, во-первых, посредством трансфертных платежей; во-вто- рых, путем корректировки механизма ценообразования. Трансфер­тные платежи представляют собой движение средств от государства к домашним хозяйствам, не связанное с потоком товаров и услуг. Т.е. это пособия остронуждающимся, иждивенцам и инвалидам, безработным, выплаты пенсионерам и престарелым. Таким образом, посредством трансфертных платежей осуществляется передача доходов прави­тельства тем, кто имеет его в незначительном размере или не имеет во­обще. Примером корректировки государством рыночного ценообразо­вания служит установление гарантированных закупочных цен для про­изводителей сельскохозяйственной продукции или законодательство о минимальной заработной плате.

Проблема перераспределения ресурсов предполагает, с одной стороны, ликвидацию последствий внешних эффектов, с другой — производство общественных товаров. Оба случая нарушают функци­онирование рыночной экономики, так как сама по себе она произво­дила бы не соответствующее спросу количество товаров либо вообще не осуществляла бы производство общественно необходимых благ.

Под внешним признается эффект производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц, не являющихся ни поку­пателями, ни продавцами, никак не отражается в цене этого блага. Та­ким образом, проблема заключается в том, что внешний эффект не выражается в денежной форме и, следовательно, рынок не реагирует на него. В результате приходится вмешиваться государству, след­ствием чего становится переход от рыночного к псевдорыночному равновесию.

Классическим примером отрицательного внешнего эффекта яв­ляется загрязнение окружающей среды, вызывающее негативные последствия. В данном случае производители часть своих издержек переносят на население, издержки производства оказываются сущес­твенно ниже, т.е. кривая предложения фирмы не включает всех необ­ходимых затрат. В результате равновесный объем производства ока­зывается больше оптимального, что вызывает чрезмерное потребле­ние ресурсов в данном производстве. Для урегулирования проблемы непропорционального распределения ресурсов в результате наличия отрицательного внешнего эффекта государство может, во-первых, принимать законы, запрещающие или ограничивающие загрязнение. В данном случае нормы права вынуждают производителей нести до­полнительные расходы на очистительные сооружения, уничтожение отходов и т.п.

Во-вторых, оно вводит особые налоги. Как правило, они уста­навливаются на уровне размера внешнего эффекта на единицу про­дукции. Пусть 5 и И представляют собой рыночное равновесие на рынке продукта, производство которого загрязняет окружающую среду. Для компенсации отрицательного внешнего эффекта госу­дарство вводит особый налог или по законодательству вынуждает производителей увеличивать издержки. В результате действий го­сударства произойдет смещение кривой предложения в сторону 5 и будет установлено псевдорыночное равновесие. Переход к новой цене Р будет означать сокращение производства (2, что приведет к уменьшению потребления ресурсов в данном производстве (рис. 19.1, а).


 

Р и с. 19.1. Отрицательный (а) и положительный (б) внешний эффект

Классическим примером положительного внешнего эффекта мо­жет служить сфера образования. Рыночная кривая Б характеризует эф­фект, который частные лица получают от образования; кривая И вклю­чает частные выгоды плюс эффект, достающийся обществу в целом. Из рис. 19.1 у б видно, что равновесный объем производства <2 образуется путем пересечения кривых спроса И и предложения 5. Эта величина меньше оптимума (X, следовательно, рыночная система не в состоянии обеспечить достаточного образования, т.е. имеет место недоиспользо­вание ресурсов. Вмешательство государства может осуществляться в данном случае посредством стимулирования спроса (реклама); роста и предложения (путем субсидий); превращения предприятия в собствен­ность государства и непосредственного управления.

Производимые государством общественные товары должны удовлетворять коллективные потребности. Последние не могут быть выражены в денежной форме и, следовательно, не отражаются в спросе. Товар признается общественным, если он удовлетворяет оп­ределенным характеристикам: 1 Потребляется коллективно; 2) его невозможно исключить от потребления; 3) объемы индивидуального потребления равны между собой и равны совокупному предложе­нию; 4) производство обеспечивается государством.

Основная проблема, с которой сталкивается государство, — как перераспределить ресурсы из производства частных благ в производ­ство общественных. Наиболее очевидный способ — сокращение спроса на частные блага, что достигается посредством сокращения покупательной способности домашних хозяйств и фирм. Функцию перераспределения ресурсов выполняет налоговая система. Таким образом, налоги уменьшают спрос на рыночные блага, что вызывает уменьшение спроса на ресурсы, а высвобожденные факторы направ­ляются в производство общественных благ.

Функция защиты конкуренции в Законе Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренций" определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают воз­можность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю то­варов. Полной противоположностью является монополия, под кото­рой понимается ситуация, когда количество продавцов на рынке не­велико, что позволяет им оказывать влияние на объем производства, а следовательно, и на цену. Согласно кривой спроса на продукцию монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к снижению первого и росту второй. В ре­зультате ресурсы распределяются таким образом, что удовлетворяют интересы монополистов-производителей, а не цели общества, вызы­вают нерациональное распределение ресурсов.

Для предотвращения последствий монополизации государство вмешивается в экономику, тщательно изучая рынки, рассчитывая для них коэффициенты концентрации и выявляя на этой основе кон­курентные и монополизированные отрасли. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода к монополиям. В одних случаях преследуется цель сохране­ния в экономике зоны естественной монополии, в других — проведе­ние жесткой антимонопольной политики.

Основу государственной антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, представляющее собой совокуп­ность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономической при­были. Реализуется же антимонопольное законодательство посред­ством административных и организационных мероприятий. Первые представляют собой контроль над рынками: за движением цен, возмож­ностью их фиксации, наличием ценовой дискриминации, слияниями и поглощениями и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции. Сог­ласно законодательству Республики Беларусь может применяться уго­ловная ответственность за следующие преступления: установление и поддержание монопольных цен путем сговора, злоупотребления своим доминирующим положением на рынке, умышленное нарушение пра­вил добросовестной конкуренции путем использования товарного зна­ка или имени другого субъекта хозяйствования и др.

Организационные мероприятия имеют целью антимонопольную профилактику, которая проводится путем последовательной либера­лизации рынков. В данном случае государство идет на уменьшение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов в отрасль. В результате растут количество фирм и объем поставляемой на рынок продукции. К методам либерализации можно отнести по­ощрение диверсификации производства, развитие малого бизнеса, снижение таможенных пошлин, отмену квот и лицензий и т.п. В ре­зультате же проведения такого рода мероприятий отрасль перестает быть монополизированной. А конечным итогом становится сниже­ние неэффективности распределения ресурсов.

Стабилизационная функция тедставляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь за­ключается в том, что для увеличения объема производства необхо­дим рост совокупных расходов, обеспечить который оыночная эко­номика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной заня­тости государству следует увеличить совокупные расходы. Это воз­можно при увеличении собственных совокупных расходов и расхо­дов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель — уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государ­ственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе про­гнозирования развития экономики; выявления тенденций и направ­лений движения, формирования механизма рыночного хозяйствова­ния, обеспечения занятости населения и регулирования безработи­цы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой сис­темы взаимодействия центра с экономическими и административ­но-хозяйственными структурами общества.

Регулирующая функция — самая обширная и разносторонняя дея­тельность государства. При этом правительство преследует следую­щие цели: минимизацию негативных последствий функционирова­ния рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социаль­ных основ функционирования рынка; обеспечение социальной защи­ты населения. Для достижения указанных целей оно использует пря­мые и косвенные методы, способствует формированию инфраструк­туры, поддерживает сбалансированность экономики с помощью кре­дитно-денежных, ценовых, налоговых инструментов.

Методы регулирования. Их можно подразделить на экономичес­кие и административные. Оба метода тесно взаимосвязаны, так как лю­бой экономический метод несет в себе элемент администрирования, ибо является инструментом государственной власти, а значит, обязате­лен для исполнения всеми субъектами хозяйствования. Что же касает­ся административных методов, то они носят экономический характер, поскольку сфера их действия — экономическая система. Вместе с тем экономические методы не сужают свободу выбора, представляя субъекту множество альтернатив для выбора лучшего решения. Что же касается административных методов, то они сводят выбор до миниму­ма или вообще устраняют его. Это происходит в системах, которые при­обретают черты авторитарности и тотальности. Однако не стоит счи­тать, что в рамках рыночной экономики применение административ­ных методов нерационально. Существуют определенные области, где их использование укрепляет совершенную конкуренцию. Это кон­троль за исполнением антимонопольного законодательства; регулиро­вание внешних эффектов (закрытие предприятий, сокращение объема производства, введение особых налогов); обеспечение стандартов бла­госостояния нации (минимум зарплаты, пособия по безработице и т.п.).

Экономические методы включают в себя бюджетно-налоговые и кредитно-денежные. К первым относят государственные расходы, налоги, льготы, трансфертные платежи, субсидии, т.е. те выплаты, ко­торые осуществляются на базе государственного бюджета. Кредит­но-денежные методы регулирования включают эмиссию денежных знаков, регулирование ставки межбанковского процента, операций на открытом рынке, использование нормы обязательных резервов, а также валютного курса. Рассмотрим некоторые из них более подроб­но. Из трансфертных платежей наиболее распространены дотации и субсидии, они предполагают одностороннее движение денег, не свя­занное с производством или оплатой товаров и услуг. Основное отли­чие субсидий от дотаций заключается в том, что субсидирование осу­ществляется строго под определенные цели, а дотации представляют собой финансовую помощь для покрытия убытков. Рассмотрим вли- а & * а о.

Рис. 19.2.. Влияние дотаций (а) и налогов (б) на рыночное равновесие

яние дотаций на отраслевое равновесие. Первоначально на рынке складывается ситуация, которая характеризуется кривыми спроса и предложения Б и 5 (рис. 19.2).

Пусть правительство вводит дотацию в размере V на единицу обло­жения. В результате кривая предложения сдвинется в сторону увеличе­ния и займет место Следствием этого будет рост производства на ве­личину Ор — 0. Для покупателей цена будет представлять /V, а про­изводитель получит Размер дотации составит Окг • (Р»+ ~~ Р«г-).

Наиболее распространенным методом являются налоги. Рассмот­рим их влияние на установление рыночного равновесия. Допустим, до вмешательства государства был предъявлен спрос Д на который про­изводители ответили предложением 5. В результате введения потовар- ного налога кривая предложения сместится в положение 5*, результа­том будет сокращение объема производства до Ох; рост цены, уплачива­емой покупателем до Рс+> и падение цены, получаемой продавцом, до Р*. Величина (Р*+ — Р*-) • О поступит в бюджет (рис. 19.2, б).

Анализ административных методов регулирования экономики позволяет выделить в них две самостоятельные группы: администра­тивно-экономические и административно-организационные. Пер­вые включают в себя централизованное планирование, механизм це­нообразования, систему госзаказов и т.п. Т.е. по сути эти методы представляют собой попытку наполнения администрирования кон­кретным экономическим содержанием. Что же касается администра­тивно-организационных методов, они включают указы, приказы, распоряжения, предписания и т.п., имеющие обязательный характер и предусматривающие определенные санкции за их невыполнение. Примером могут служить случаи расформирования фирм, уличен­ных в систематическом использовании методов недобросовестной конкуренции и прошедших судебный процесс по указанному факту.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в странах с рыночной экономикой как административные, так и экономические методы являются неотъемлемой частью экономичес­кой системы. Действенность их использования определяется кон­кретной исторической и хозяйственной ситуацией, а также приори­тетными целями развития.

Литература

Беллман Р., Калаба Р. Динамическое программирование и современные теории управления. М., 1969.

Государственное регулирование социально-экономических отношений /Под ред. Л.Н.Давыденко. Мн., 1996.

Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая тео­рия. М., 1975.

Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования: В 2 т. М., 1982. Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1992. Т. 1.

Основы рыночной экономики. Кн. 2. Национальная экономика в целом. М., 1991. Райфа Г. Анализ решений. Введение в проблему в условиях неопределенности. М., 1997.

Тейл Г. Прикладное экономическое прогнозирование. М., 1970. Экономика и бизнес /Под ред. В.Д.Камаева. М., 1993.

Экономическая теория: Учебник/Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., 1997. Экономическая теория: Практикум /Под ред. Н.И.Базылева, Л.В.Воробьевой. Мн., 1997.

ГЛАВА 20

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ

20.1. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДОЛОГИЯ

Понятие системы национальных счетов. Она представляет со­бой совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода. Методология системы националь­ных счетов была заимствована из практики бухгалтерского учета и построена на принципах двойной записи и бухгалтерских балансов. Первые балансовые построения за рубежом начались в 30-е гг. XX в. под влиянием идеи кейнсианства о необходимости перехода от мик­ро- к макроэкономическим исследованиям и вмешательства государ­ства в хозяйственную деятельность. Проблемами расчета националь­ного дохода, его распределения и использования в это время занима­лись такие экономисты, как А.Боули, К.Кларк, С.Кузнец и др.; тео­рию балансов развивали Р.Стоун, Д.Дерксен, Дж. Хикс и др.

Переход к международной методологии учета и статистики вносит существенные изменения в содержание применяемых в отечественной практике понятий и категорий и предполагает рассмотрение новых. Меняется представление о производстве как виде человеческой дея­тельности, вводится деление экономики на сектора, детализируются понятия продуктов, товаров и услуг, требуют пояснения категории "ре­зидент" и "нерезидент", "внутренняя и национальная экономика".

Границы производства в СНС. Важное значение для построения системы национальных счетов имеет выбор теоретической концеп­ции производства. Их две — марксистская и расширенная концепция производства. Кроме них существовала и промежуточная, применяе­мая во Франции, однако она перестала использоваться в 1968 г. В со­ответствии с последней экономическая деятельность включала про­изводство материальных благ и рыночных услуг, а бесплатные услу­ги исключались из национального продукта. Согласно расширенной концепции производство включает создание материальных благ и ус­луг, получаемых в результате использования имеющихся факторов производства, удовлетворяющих потребности и обладающих опреде­ленной стоимостью или ценой. Следовательно, в состав производ­ства входят блага и услуги, произведенные для рынка, услуги органов управления и некоммерческих организаций, продукты домашних хо­зяйств, произведенные для личного потребления.

Если попытаться структурировать понятие "производство", приме­няемое в рамках СНС, то оно будет включать в себя прежде всего ры­ночное производство. Последнее состоит из следующих элементов: то­варов и услуг, производимых и реализуемых на рынке; товаров и услуг, производимых и обмениваемых по бартеру; товаров и услуг, произво­димых и предоставляемых в качестве натуральной формы оплаты тру­да; любые поставки товаров и услуг между звеньями одного и того же предприятия. Кроме того, производство включает и другие виды дея­тельности, в частности незаконное производство, т.е. запрещенное за­коном, и (или) легальную деятельность, которая становится противо­законной из-за отсутствия разрешения на ее осуществление; скрытое производство и подпольная экономика (легализованные виды деятель­ности, однако они преднамеренно скрываются от государственных ор­ганов, чтобы избежать налогообложения), незавершенное производ­ство; производство товаров домашними хозяйствами; услуги наемной домашней прислуги; капитальный ремонт жилищ; арендные услуги по использованию собственных зданий домашними хозяйствами, госу­дарством, некоммерческими организациями.

Категории внутренней и национальной экономики. Система на­циональных счетов использует категории внутренней и националь­ной экономики, такие, как "экономическая территория", "резидент", "центр экономического интереса". Экономическая территория пред­ставляет собой пространство, административно управляемое прави­тельством данного государства, в пределах которого лица, товары и деньги могут беспрепятственно перемещаться. Помимо этого данное понятие включает в себя воздушное и водное пространство, а также "территориальные анклавы" (посольства, консульства и т.д.) за рубе­жом. Резидент - институциональная единица, центр экономического интереса, который находится на территории определенного государ­ства. Если при исследовании охватывается деятельность только ре­зидентов, независимо от их местоположения (на экономической тер­ритории или нет), то мы имеем дело с национальной экономикой. Что же касается внутренней экономики, то она охватывает активность ре­зидентов и нерезидентов на экономической территории данного го­сударства.

Группировка по отраслям и секторам. Для учета результатов функционирования экономической деятельности в СНС применяет­ся группировка по отраслям и секторам. Отрасль включает в себя всех производителей однородных продуктов и услуг. Они могут быть классифицированы по четырем категориям: 1) отрасли, производя­щие товары и рыночные услуги; 2) отрасли, производящие нерыноч­ные услуги на базе государственных учреждений; 3) отрасли, про­изводящие нерыночные услуги частных некоммерческих организа­ций; 4) отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами.

Применяемая в рамках СНС группировка по секторам имеет сво­ей целью анализ потоков доходов и расходов, осуществляемых между хозяйствующими субъектами. Согласно принятой классификации выделяют следующие типы субъектов:

нефинансовые предприятия (субъекты, основной функцией кото­рых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг);



Просмотров 750

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!