![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
МЕХАНИЗМ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5 часть
По степени обоснованности прогнозирование делится на поисковое и нормативное. Первое состоит в оценке перспективных тенденций развития объекта исследования, второе — в определении путей и сроков достижения желаемых состояний исследуемого объекта на основе сложившихся показателей. Принципы прогнозирования. Экономический прогноз должен давать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений или посылкой для включения прогноза в макроэкономический план, придав тем самым ему директивный характер. Сказанное приводит к мысли о том, что процесс составления экономического прогноза должен базироваться на определенных методологических принципах. К числу методологических принципов следует прежде всего отнести принцип этапизации прогнозирования. Его сущность состоит в поэтапном решении задач составления прогноза. Первый этап — предвидение того, что может произойти. Речь здесь идет о разработке прогноза, отвечающего на вопрос о том, что может произойти в экономике, если, например, государственное воздействие на экономические процессы останется неизменным. Ответ на вопрос покажет, какие сферы экономики потребуют государственного вмешательства в случае, если прогноз придется реализовывать. Второй этап — разработка нормативного, или целевого, прогноза. Здесь особая корректировка должна быть соблюдена при соотнесении желательного и возможного. Именно на этом этапе органы планирования допускают ошибки. В равной мере опасно как "заземлять" цели, ссылаясь на дефицит, например, ресурсов, так и формировать явно нереальные ориентиры. Точное планирование требует научных, выверенных, дающих достаточную информацию расчетов. Основой для проведения такого рода расчетов должен служить разработанный на первом этапе поисковый прогноз. Третий этап — подготовка для правительства предложений по набору конкретных мер государственного регулирования экономики. Государство может прибегнуть к налогам и налоговым льготам, процентам за кредит, начислению амортизации и т.п. Оно может ввести и более действенные рычаги, в частности бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и др. Если возникает необходимость, могут быть введены определенные государственные ограничения, касающиеся ма- териально-вещественных или иных потоков, например лицензии, квоты, контрактные государственные заказы. Последним этапом прогнозной деятельности является корректировка нормативного прогноза с учетом реального действия выбранных экономических регуляторов. Важный методологический принцип прогнозирования — принцип вариативности прогнозов, который часто называют методом сценарного прогнозирования. Дело в том, что мера и характер воздействия государства на экономику — далеко не единственные элементы сценариев экономического прогнозирования. Ими могут быть, например, прогноз погодных условий, прогноз наступления болезней и т.п. К числу методологических принципов следует отнести и формирование комплекса, системы прогнозов. Например, для реализации экономического прогноза перехода к рынку необходимы разработка и составление политического прогноза, прогноза развития национальных суверенитетов, демографического и др. Именно комплексность и обеспечит большую надежность выполнения прогнозов. 19.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Государство как рыночный субъект. Государство является основным институтом экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам оно обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. Во-первых, государство, обладая высшей и неограниченной властью на своей территории, выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов. Во-вторых, это монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур. В-третьих, это монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о "нерыночном" происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции и другие ценные бумаги, и др. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как перераспределение части дохода домохозяйств и фирм в пользу государства. И, в-четвертых, государство является регулирующим субъектом. Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему. Место и роль государства во многом определяются его функциями, отражающими основные направления деятельности: правовой; воспроизводственно-технологической; антимонопольной; стабилизационной; прогностической; регулирующей. Правовая функция государства представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п. Например, принятый в 1990 г. Закон о собственности в Республике Беларусь и многочисленные дополнения к нему регулируют отношения собственности в нашем государстве. Содержащиеся в нем нормы создают правовую базу для отношений собственности в новых условиях хозяйствования. В частности, установлено, что право собственности в Республике Беларусь признается и охраняется законом. Было закреплено разнообразие собственности: частной, коллективной и государственной. Допущено существование собственности иных государств, их физических и юридических лиц, собственности международных организаций. Посредством этого нормативного акта государство гарантирует стабильность отношений собственности, обеспечивает условия для развития всех форм собственности и их равную охрану. Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, для образования, обучения и жизни, а также к удовлетворению людей материальными и духовными благами. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции — перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность в их государственном регулировании. Как известно, в рамках рыночной экономики справедливыми признаются те доходы, которые получены в результате вложения факторов производства, размеры же доходов определяются эффективностью производственных ресурсов. Т.е. рынок обеспечивает высокую зарплату тем, кто имеет определенные способности в какой-либо сфере деятельности, получил хорошее образование и т.п. Те, кто владеет значительным капиталом или земельными площадями, будут получать больший доход. Однако в обществе всегда существуют люди, которые не обладают талантом, не получили приличного образования, у них нет огромного капитала. Следовательно, их доходы будут намного скромнее. Уровень этот может не обеспечить стандарта благосостояния. Кроме того, в любой экономической системе есть люди, не владеющие ни одним из перечисленных факторов производства (престарелые, дети, инвалиды и т.п.), им нечего продать на рынке факторов производства и, следовательно, они не получают дохода. Необходимо отметить, что занятые в производстве общественных товаров также не получают рыночных доходов, их содержит государство. Т.е. можно сделать вывод, что рынок влечет за собой значительное неравенство в распределении дохода или вообще не гарантирует его получения. Это и создает почву для вмешательства государства в экономическую систему. Осуществляется оно, во-первых, посредством трансфертных платежей; во-вто- рых, путем корректировки механизма ценообразования. Трансфертные платежи представляют собой движение средств от государства к домашним хозяйствам, не связанное с потоком товаров и услуг. Т.е. это пособия остронуждающимся, иждивенцам и инвалидам, безработным, выплаты пенсионерам и престарелым. Таким образом, посредством трансфертных платежей осуществляется передача доходов правительства тем, кто имеет его в незначительном размере или не имеет вообще. Примером корректировки государством рыночного ценообразования служит установление гарантированных закупочных цен для производителей сельскохозяйственной продукции или законодательство о минимальной заработной плате. Проблема перераспределения ресурсов предполагает, с одной стороны, ликвидацию последствий внешних эффектов, с другой — производство общественных товаров. Оба случая нарушают функционирование рыночной экономики, так как сама по себе она производила бы не соответствующее спросу количество товаров либо вообще не осуществляла бы производство общественно необходимых благ. Под внешним признается эффект производства или потребления блага, воздействие которого на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами, никак не отражается в цене этого блага. Таким образом, проблема заключается в том, что внешний эффект не выражается в денежной форме и, следовательно, рынок не реагирует на него. В результате приходится вмешиваться государству, следствием чего становится переход от рыночного к псевдорыночному равновесию. Классическим примером отрицательного внешнего эффекта является загрязнение окружающей среды, вызывающее негативные последствия. В данном случае производители часть своих издержек переносят на население, издержки производства оказываются существенно ниже, т.е. кривая предложения фирмы не включает всех необходимых затрат. В результате равновесный объем производства оказывается больше оптимального, что вызывает чрезмерное потребление ресурсов в данном производстве. Для урегулирования проблемы непропорционального распределения ресурсов в результате наличия отрицательного внешнего эффекта государство может, во-первых, принимать законы, запрещающие или ограничивающие загрязнение. В данном случае нормы права вынуждают производителей нести дополнительные расходы на очистительные сооружения, уничтожение отходов и т.п.
Во-вторых, оно вводит особые налоги. Как правило, они устанавливаются на уровне размера внешнего эффекта на единицу продукции. Пусть 5 и И представляют собой рыночное равновесие на рынке продукта, производство которого загрязняет окружающую среду. Для компенсации отрицательного внешнего эффекта государство вводит особый налог или по законодательству вынуждает производителей увеличивать издержки. В результате действий государства произойдет смещение кривой предложения в сторону 5 и будет установлено псевдорыночное равновесие. Переход к новой цене Р будет означать сокращение производства (2, что приведет к уменьшению потребления ресурсов в данном производстве (рис. 19.1, а).
Р и с. 19.1. Отрицательный (а) и положительный (б) внешний эффект Классическим примером положительного внешнего эффекта может служить сфера образования. Рыночная кривая Б характеризует эффект, который частные лица получают от образования; кривая И включает частные выгоды плюс эффект, достающийся обществу в целом. Из рис. 19.1 у б видно, что равновесный объем производства <2 образуется путем пересечения кривых спроса И и предложения 5. Эта величина меньше оптимума (X, следовательно, рыночная система не в состоянии обеспечить достаточного образования, т.е. имеет место недоиспользование ресурсов. Вмешательство государства может осуществляться в данном случае посредством стимулирования спроса (реклама); роста и предложения (путем субсидий); превращения предприятия в собственность государства и непосредственного управления. Производимые государством общественные товары должны удовлетворять коллективные потребности. Последние не могут быть выражены в денежной форме и, следовательно, не отражаются в спросе. Товар признается общественным, если он удовлетворяет определенным характеристикам: 1 Потребляется коллективно; 2) его невозможно исключить от потребления; 3) объемы индивидуального потребления равны между собой и равны совокупному предложению; 4) производство обеспечивается государством. Основная проблема, с которой сталкивается государство, — как перераспределить ресурсы из производства частных благ в производство общественных. Наиболее очевидный способ — сокращение спроса на частные блага, что достигается посредством сокращения покупательной способности домашних хозяйств и фирм. Функцию перераспределения ресурсов выполняет налоговая система. Таким образом, налоги уменьшают спрос на рыночные блага, что вызывает уменьшение спроса на ресурсы, а высвобожденные факторы направляются в производство общественных благ. Функция защиты конкуренции в Законе Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренций" определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда количество продавцов на рынке невелико, что позволяет им оказывать влияние на объем производства, а следовательно, и на цену. Согласно кривой спроса на продукцию монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к снижению первого и росту второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что удовлетворяют интересы монополистов-производителей, а не цели общества, вызывают нерациональное распределение ресурсов. Для предотвращения последствий монополизации государство вмешивается в экономику, тщательно изучая рынки, рассчитывая для них коэффициенты концентрации и выявляя на этой основе конкурентные и монополизированные отрасли. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода к монополиям. В одних случаях преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, в других — проведение жесткой антимонопольной политики. Основу государственной антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, представляющее собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономической прибыли. Реализуется же антимонопольное законодательство посредством административных и организационных мероприятий. Первые представляют собой контроль над рынками: за движением цен, возможностью их фиксации, наличием ценовой дискриминации, слияниями и поглощениями и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции. Согласно законодательству Республики Беларусь может применяться уголовная ответственность за следующие преступления: установление и поддержание монопольных цен путем сговора, злоупотребления своим доминирующим положением на рынке, умышленное нарушение правил добросовестной конкуренции путем использования товарного знака или имени другого субъекта хозяйствования и др. Организационные мероприятия имеют целью антимонопольную профилактику, которая проводится путем последовательной либерализации рынков. В данном случае государство идет на уменьшение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов в отрасль. В результате растут количество фирм и объем поставляемой на рынок продукции. К методам либерализации можно отнести поощрение диверсификации производства, развитие малого бизнеса, снижение таможенных пошлин, отмену квот и лицензий и т.п. В результате же проведения такого рода мероприятий отрасль перестает быть монополизированной. А конечным итогом становится снижение неэффективности распределения ресурсов. Стабилизационная функция тедставляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который оыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно при увеличении собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель — уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор. Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества. Регулирующая функция — самая обширная и разносторонняя деятельность государства. При этом правительство преследует следующие цели: минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечение социальной защиты населения. Для достижения указанных целей оно использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики с помощью кредитно-денежных, ценовых, налоговых инструментов. Методы регулирования. Их можно подразделить на экономические и административные. Оба метода тесно взаимосвязаны, так как любой экономический метод несет в себе элемент администрирования, ибо является инструментом государственной власти, а значит, обязателен для исполнения всеми субъектами хозяйствования. Что же касается административных методов, то они носят экономический характер, поскольку сфера их действия — экономическая система. Вместе с тем экономические методы не сужают свободу выбора, представляя субъекту множество альтернатив для выбора лучшего решения. Что же касается административных методов, то они сводят выбор до минимума или вообще устраняют его. Это происходит в системах, которые приобретают черты авторитарности и тотальности. Однако не стоит считать, что в рамках рыночной экономики применение административных методов нерационально. Существуют определенные области, где их использование укрепляет совершенную конкуренцию. Это контроль за исполнением антимонопольного законодательства; регулирование внешних эффектов (закрытие предприятий, сокращение объема производства, введение особых налогов); обеспечение стандартов благосостояния нации (минимум зарплаты, пособия по безработице и т.п.). Экономические методы включают в себя бюджетно-налоговые и кредитно-денежные. К первым относят государственные расходы, налоги, льготы, трансфертные платежи, субсидии, т.е. те выплаты, которые осуществляются на базе государственного бюджета. Кредитно-денежные методы регулирования включают эмиссию денежных знаков, регулирование ставки межбанковского процента, операций на открытом рынке, использование нормы обязательных резервов, а также валютного курса. Рассмотрим некоторые из них более подробно. Из трансфертных платежей наиболее распространены дотации и субсидии, они предполагают одностороннее движение денег, не связанное с производством или оплатой товаров и услуг. Основное отличие субсидий от дотаций заключается в том, что субсидирование осуществляется строго под определенные цели, а дотации представляют собой финансовую помощь для покрытия убытков. Рассмотрим вли- а & * а о. Рис. 19.2.. Влияние дотаций (а) и налогов (б) на рыночное равновесие яние дотаций на отраслевое равновесие. Первоначально на рынке складывается ситуация, которая характеризуется кривыми спроса и предложения Б и 5 (рис. 19.2). Пусть правительство вводит дотацию в размере V на единицу обложения. В результате кривая предложения сдвинется в сторону увеличения и займет место Следствием этого будет рост производства на величину Ор — 0. Для покупателей цена будет представлять /V, а производитель получит Размер дотации составит Окг • (Р»+ ~~ Р«г-). Наиболее распространенным методом являются налоги. Рассмотрим их влияние на установление рыночного равновесия. Допустим, до вмешательства государства был предъявлен спрос Д на который производители ответили предложением 5. В результате введения потовар- ного налога кривая предложения сместится в положение 5*, результатом будет сокращение объема производства до Ох; рост цены, уплачиваемой покупателем до Рс+> и падение цены, получаемой продавцом, до Р*. Величина (Р*+ — Р*-) • О поступит в бюджет (рис. 19.2, б). Анализ административных методов регулирования экономики позволяет выделить в них две самостоятельные группы: административно-экономические и административно-организационные. Первые включают в себя централизованное планирование, механизм ценообразования, систему госзаказов и т.п. Т.е. по сути эти методы представляют собой попытку наполнения администрирования конкретным экономическим содержанием. Что же касается административно-организационных методов, они включают указы, приказы, распоряжения, предписания и т.п., имеющие обязательный характер и предусматривающие определенные санкции за их невыполнение. Примером могут служить случаи расформирования фирм, уличенных в систематическом использовании методов недобросовестной конкуренции и прошедших судебный процесс по указанному факту. Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в странах с рыночной экономикой как административные, так и экономические методы являются неотъемлемой частью экономической системы. Действенность их использования определяется конкретной исторической и хозяйственной ситуацией, а также приоритетными целями развития. Литература Беллман Р., Калаба Р. Динамическое программирование и современные теории управления. М., 1969. Государственное регулирование социально-экономических отношений /Под ред. Л.Н.Давыденко. Мн., 1996. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М., 1975. Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования: В 2 т. М., 1982. Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1992. Т. 1. Основы рыночной экономики. Кн. 2. Национальная экономика в целом. М., 1991. Райфа Г. Анализ решений. Введение в проблему в условиях неопределенности. М., 1997. Тейл Г. Прикладное экономическое прогнозирование. М., 1970. Экономика и бизнес /Под ред. В.Д.Камаева. М., 1993. Экономическая теория: Учебник/Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., 1997. Экономическая теория: Практикум /Под ред. Н.И.Базылева, Л.В.Воробьевой. Мн., 1997. ГЛАВА 20 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ 20.1. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДОЛОГИЯ Понятие системы национальных счетов. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода. Методология системы национальных счетов была заимствована из практики бухгалтерского учета и построена на принципах двойной записи и бухгалтерских балансов. Первые балансовые построения за рубежом начались в 30-е гг. XX в. под влиянием идеи кейнсианства о необходимости перехода от микро- к макроэкономическим исследованиям и вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Проблемами расчета национального дохода, его распределения и использования в это время занимались такие экономисты, как А.Боули, К.Кларк, С.Кузнец и др.; теорию балансов развивали Р.Стоун, Д.Дерксен, Дж. Хикс и др. Переход к международной методологии учета и статистики вносит существенные изменения в содержание применяемых в отечественной практике понятий и категорий и предполагает рассмотрение новых. Меняется представление о производстве как виде человеческой деятельности, вводится деление экономики на сектора, детализируются понятия продуктов, товаров и услуг, требуют пояснения категории "резидент" и "нерезидент", "внутренняя и национальная экономика". Границы производства в СНС. Важное значение для построения системы национальных счетов имеет выбор теоретической концепции производства. Их две — марксистская и расширенная концепция производства. Кроме них существовала и промежуточная, применяемая во Франции, однако она перестала использоваться в 1968 г. В соответствии с последней экономическая деятельность включала производство материальных благ и рыночных услуг, а бесплатные услуги исключались из национального продукта. Согласно расширенной концепции производство включает создание материальных благ и услуг, получаемых в результате использования имеющихся факторов производства, удовлетворяющих потребности и обладающих определенной стоимостью или ценой. Следовательно, в состав производства входят блага и услуги, произведенные для рынка, услуги органов управления и некоммерческих организаций, продукты домашних хозяйств, произведенные для личного потребления. Если попытаться структурировать понятие "производство", применяемое в рамках СНС, то оно будет включать в себя прежде всего рыночное производство. Последнее состоит из следующих элементов: товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке; товаров и услуг, производимых и обмениваемых по бартеру; товаров и услуг, производимых и предоставляемых в качестве натуральной формы оплаты труда; любые поставки товаров и услуг между звеньями одного и того же предприятия. Кроме того, производство включает и другие виды деятельности, в частности незаконное производство, т.е. запрещенное законом, и (или) легальную деятельность, которая становится противозаконной из-за отсутствия разрешения на ее осуществление; скрытое производство и подпольная экономика (легализованные виды деятельности, однако они преднамеренно скрываются от государственных органов, чтобы избежать налогообложения), незавершенное производство; производство товаров домашними хозяйствами; услуги наемной домашней прислуги; капитальный ремонт жилищ; арендные услуги по использованию собственных зданий домашними хозяйствами, государством, некоммерческими организациями. Категории внутренней и национальной экономики. Система национальных счетов использует категории внутренней и национальной экономики, такие, как "экономическая территория", "резидент", "центр экономического интереса". Экономическая территория представляет собой пространство, административно управляемое правительством данного государства, в пределах которого лица, товары и деньги могут беспрепятственно перемещаться. Помимо этого данное понятие включает в себя воздушное и водное пространство, а также "территориальные анклавы" (посольства, консульства и т.д.) за рубежом. Резидент - институциональная единица, центр экономического интереса, который находится на территории определенного государства. Если при исследовании охватывается деятельность только резидентов, независимо от их местоположения (на экономической территории или нет), то мы имеем дело с национальной экономикой. Что же касается внутренней экономики, то она охватывает активность резидентов и нерезидентов на экономической территории данного государства. Группировка по отраслям и секторам. Для учета результатов функционирования экономической деятельности в СНС применяется группировка по отраслям и секторам. Отрасль включает в себя всех производителей однородных продуктов и услуг. Они могут быть классифицированы по четырем категориям: 1) отрасли, производящие товары и рыночные услуги; 2) отрасли, производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений; 3) отрасли, производящие нерыночные услуги частных некоммерческих организаций; 4) отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами. Применяемая в рамках СНС группировка по секторам имеет своей целью анализ потоков доходов и расходов, осуществляемых между хозяйствующими субъектами. Согласно принятой классификации выделяют следующие типы субъектов: нефинансовые предприятия (субъекты, основной функцией которых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг);
![]() |